
Мотороллер «Вятка» – от итальянской «осы» до грузового «Электрона»
Сегодня эту технику редко можно встретить на улицах. А когда-то на ней не только «рассекала» молодежь, но и люди постарше ездили на охоту, рыбалку, да и просто по делам. В 50-е годы мотороллер в СССР был необычным, чуть ли не экзотическим видом транспорта. Собственно, им «скутер» и не считали. Тем не менее прогресс и модные тенденции, шествовавшие по миру, не могли не коснуться и страны Советов.
Поэтому к концу 50-х руководство СССР озаботилось выпуском недорогого вида транспорта, доступного трудящимся. Вышло специальное постановление №825 и приказ, согласно которому выпускать мотороллер предстояло ВПМЗ – Вятско-Полянскому машиностроительному заводу.
До этого предприятие специализировалось на оборонных заказах. Хотя некоторый опыт все же был: завод изготавливал запчасти к ИЖ-49: глушители, насосы, фильтры и даже коляски. Поэтому в помощь ВПМЗ придали специалистов из Серпухова. Была там такая организация, как ЦЭКБ – Центральное Экспериментальное КБ.
Серийное производство наладили быстро. Фото: YouTube.com
Разрабатывать что-то свое и новое никто и не собирался: за образец взяли итальянский Vespa GS150. Такое название (в переводе – «оса») ему дали за пухлые обводы сзади.
Итальянский образец для подражания. Фото: YouTube.com
У советских специалистов просто не были ни опыта, ни времени: приказ сверху гласил, что в серийное производство машина должна быть запущена в следующем, 1957-м году. До конца текущего 56-го предстояло изготовить с десяток опытных экземпляров и испытать их. К концу года три штуки были готовы и продемонстрированы газетчикам.
Это копия итальянской машины. Но отличия, разумеется, были. Внешних – совсем немного. Это шильдик с названием модели, оформление переднего крыла: на советском мотороллере – флажок красного цвета со звездой(появился позже). У «Веспы» – свой рисунок или гладко окрашенная панель. Также на отечественной машине руль и фара были крупнее, а спидометр – круглым (У Vespa – овальный или трапециевидной формы). Ну, еще ключ зажигания у «Вятки» размещался на руле, у «итальянца» – в фаре. Но самое «главное» отличие – крючок для авоськи под «приборной панелью», который заботливо предусмотрели советские конструкторы.
Отличий от Vespa было не так много. Фото: YouTube.com
Если говорить о технических моментах, ВП-150 сделали из более толстого металла и весил он больше «итальянца» на 7 кг (118 и 111). Колесная база «нашего» длиннее на 40 мм. Из «печальных» отличий стоит выделить три скорости у «Вятки» против четырех у «Веспы». Некоторые элементы мотора совершенно идентичны.
По форме корпуса «Вятка» контрастировала с мотоциклами, была комфортнее по способу посадки. Эксплуатационные параметры ВП-150:
✅ двигатель – одноцилиндровый, объемом 148 куб. см, в 5,5 «лошадок»
✅ скорость – до 70 км/ч
✅ расход горючего – 3,1 л на 100 км
✅ длина, ширина, высота – 190, 80 и 120 см
✅ объем бака – 12 л
Заправляли мотороллер смесью масла и бензина А-66. Топливо подавалось в двигатель самотеком. Для перекрытия горючего предусмотрен специальный краник под баком. Модель изначально рассчитана на двух человек.
Их было немного и все показали в 1959-м году в ходе выставки, организованной в столичном Политехническом музее. Это была трехколесная версия мотороллера в разных «ипостасях»:
✅ с платформой – МГ-150
✅ с фургончиком – МГ-150Ф
✅ с самосвальным кузовком – МГ-150С
Грузоподъемность каждой из вышеописанных моделей составляла 250 кг. Правда скорость не превышала 35 км/ч. В 1966-м выпускали небольшим тиражом даже спортивный вариант ВП-250, на котором заводская команда участвовала в соревнованиях.
Пример практического использования грузового мотороллера. Фото: YouTube.com
В 1962-м году количество сошедших с конвейера мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за сотню тысяч единиц техники.
Вариант с кузовком пользовался популярностью на селе. Фото: YouTube.com
А в 1965-м общественности представили модернизированный вариант с индексом ВП-150М. В 66-м еще выпускали обе модели параллельно, в следующем производство ставшей уже «не модной» «Вятки ВП-150» прекратили.
Пассажирская версия почему-то не прижилась. Фото: YouTube.com
Одна из причин – набиравшая популярность стильная «Ява» из Чехословакии. Требовалось и у мотороллера серьезно подкорректировать экстерьер.
Всего-то в названии добавилась одна буква, но это была уже совершенно другая конструкция, почти ничего общего не имевшая с предшественником. Первая партия покинула заводские цеха в конце 1965-го года, крупномасштабное производство стартовало в 1966-м. Новую машину показали на очередной выставке ВДНХ: мотороллер отметили дипломом.
Первая из них – дизайн. Он стал, в угоду моде тогдашнего времени, угловатым. Такой экстерьер был «в ходу» у автомобилей, ну и мототехника в этом плане не отставала. Внешне машина получила прямое переднее крыло и четкие линии корпуса. Спидометр переместили вниз, туда же упрятали замок зажигания, совмещенный с центральным переключателем. Появилась «опция» – «бардачок», на котором все эти устройства и располагались.
Внешне новинка выглядела современнее предшественника. Фото: YouTube.com
Но были и минусы: один из них – установка фиксированной головной фары – на предыдущей модели она поворачивалась, т. к. стояла прямо на руле. В темное время суток это помогало ездить по пересеченной местности, грунтовкам. Второе неудачное решение – установка сигнализаторов поворотов на концах рукояток руля. Когда мотороллер прислоняли к чему-либо или просто роняли, плафоны разбивались.
Поворотники на ручках – кто это придумал?! Фото: YouTube.com
А вот двигатель оставили без изменений: тот же двухтактный моторчик в 150 «кубиков», мощность которого, правда, подросла на 0,5 л. с. Коробка тоже старая – трехскоростная. Из других особенностей можно отметить защиту цепной передачи, приводившей во вращение заднее колесо.
Движок серьезных изменений не претерпел. Фото: YouTube.com
И еще зачем-то сделали легкосъемным топливный бак, снабдив его ручкой для переноски. А что? Удобно – не надо искать канистру – если кончился бензин, взял бак и вперед – на заправку!
Она пришла на смену ВП-150М в 1974-м. Снаружи новая модель почти такая же, как и предыдущая. Мощность двигателя чуть увеличили, коробку оставили прежней – трехступенчатой. Другие эксплуатационные данные:
✅ общая масса – 120 кг
✅ длина, ширина, высота – 1,85 м, 0,8 и 1,15 м
✅ двигатель – объем 148 «кубиков» при мощности 7 л. с.
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего – не более 3 л на 100 км
Дополнительное слово в индексе показывало, что в машине применено электронное зажигание. Именно оно и смогло немного «подвинуть» технические характеристики в лучшую сторону.
«Вятка-3 «Электрон» особенно стильно выглядела в профиль. Фото: YouTube.com
Ранее на мотороллерах такая система не использовалась: «Вятка-3» стала первой. Однако новшество нередко доставляло лишние хлопоты владельцам техники.
Вариант «Вятка-3 «Электрон» с кузовом и тремя колесами. Фото: YouTube.com
Может, были и иные причины снижения спроса на мотороллеры вообще и с электронной системой зажигания в частности.
Первая модель в 60-е годы продавалась за 320 руб. Для сравнения: «горбатый» ЗАЗ-965А имел цену в 1800 руб. Если говорить о наиболее популярных в то время мотоциклах, то «Ковровец» с мотором в 125 «кубиков» продавали за 465 руб., а самый популярный «Минск» стоил 350 руб. Как видите, разница серьезная! Тем не менее, «Вятка-3 «Электрон» стал последним мотороллером, который сошел с конвейера Вятско-Полянского машзавода. Сегодня последние модели можно купить долларов за 200. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.
Поэтому к концу 50-х руководство СССР озаботилось выпуском недорогого вида транспорта, доступного трудящимся. Вышло специальное постановление №825 и приказ, согласно которому выпускать мотороллер предстояло ВПМЗ – Вятско-Полянскому машиностроительному заводу.
Планы и первые экземпляры техники
До этого предприятие специализировалось на оборонных заказах. Хотя некоторый опыт все же был: завод изготавливал запчасти к ИЖ-49: глушители, насосы, фильтры и даже коляски. Поэтому в помощь ВПМЗ придали специалистов из Серпухова. Была там такая организация, как ЦЭКБ – Центральное Экспериментальное КБ.

Разрабатывать что-то свое и новое никто и не собирался: за образец взяли итальянский Vespa GS150. Такое название (в переводе – «оса») ему дали за пухлые обводы сзади.

У советских специалистов просто не были ни опыта, ни времени: приказ сверху гласил, что в серийное производство машина должна быть запущена в следующем, 1957-м году. До конца текущего 56-го предстояло изготовить с десяток опытных экземпляров и испытать их. К концу года три штуки были готовы и продемонстрированы газетчикам.
Вятка ВП-150
Это копия итальянской машины. Но отличия, разумеется, были. Внешних – совсем немного. Это шильдик с названием модели, оформление переднего крыла: на советском мотороллере – флажок красного цвета со звездой(появился позже). У «Веспы» – свой рисунок или гладко окрашенная панель. Также на отечественной машине руль и фара были крупнее, а спидометр – круглым (У Vespa – овальный или трапециевидной формы). Ну, еще ключ зажигания у «Вятки» размещался на руле, у «итальянца» – в фаре. Но самое «главное» отличие – крючок для авоськи под «приборной панелью», который заботливо предусмотрели советские конструкторы.

Если говорить о технических моментах, ВП-150 сделали из более толстого металла и весил он больше «итальянца» на 7 кг (118 и 111). Колесная база «нашего» длиннее на 40 мм. Из «печальных» отличий стоит выделить три скорости у «Вятки» против четырех у «Веспы». Некоторые элементы мотора совершенно идентичны.
Доходило до курьезов: болты на ВП-150 имели нестандартный для СССР в то время размер. Чтобы открутить метизы, требовался ключ на «13» (не дай бог потерять!), который шел в комплекте с мотороллером. Просто так подобный инструмент было не найти.
По форме корпуса «Вятка» контрастировала с мотоциклами, была комфортнее по способу посадки. Эксплуатационные параметры ВП-150:
✅ двигатель – одноцилиндровый, объемом 148 куб. см, в 5,5 «лошадок»
✅ скорость – до 70 км/ч
✅ расход горючего – 3,1 л на 100 км
✅ длина, ширина, высота – 190, 80 и 120 см
✅ объем бака – 12 л
Заправляли мотороллер смесью масла и бензина А-66. Топливо подавалось в двигатель самотеком. Для перекрытия горючего предусмотрен специальный краник под баком. Модель изначально рассчитана на двух человек.
Модификации
Их было немного и все показали в 1959-м году в ходе выставки, организованной в столичном Политехническом музее. Это была трехколесная версия мотороллера в разных «ипостасях»:
✅ с платформой – МГ-150
✅ с фургончиком – МГ-150Ф
✅ с самосвальным кузовком – МГ-150С
Грузоподъемность каждой из вышеописанных моделей составляла 250 кг. Правда скорость не превышала 35 км/ч. В 1966-м выпускали небольшим тиражом даже спортивный вариант ВП-250, на котором заводская команда участвовала в соревнованиях.

В 1962-м году количество сошедших с конвейера мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за сотню тысяч единиц техники.

А в 1965-м общественности представили модернизированный вариант с индексом ВП-150М. В 66-м еще выпускали обе модели параллельно, в следующем производство ставшей уже «не модной» «Вятки ВП-150» прекратили.

Общее количество выпущенных мотороллеров этой модели составило 290 тыс. 467 единиц техники.
Одна из причин – набиравшая популярность стильная «Ява» из Чехословакии. Требовалось и у мотороллера серьезно подкорректировать экстерьер.
«Вятка ВП-150М»
Всего-то в названии добавилась одна буква, но это была уже совершенно другая конструкция, почти ничего общего не имевшая с предшественником. Первая партия покинула заводские цеха в конце 1965-го года, крупномасштабное производство стартовало в 1966-м. Новую машину показали на очередной выставке ВДНХ: мотороллер отметили дипломом.
Особенности новинки
Первая из них – дизайн. Он стал, в угоду моде тогдашнего времени, угловатым. Такой экстерьер был «в ходу» у автомобилей, ну и мототехника в этом плане не отставала. Внешне машина получила прямое переднее крыло и четкие линии корпуса. Спидометр переместили вниз, туда же упрятали замок зажигания, совмещенный с центральным переключателем. Появилась «опция» – «бардачок», на котором все эти устройства и располагались.

Но были и минусы: один из них – установка фиксированной головной фары – на предыдущей модели она поворачивалась, т. к. стояла прямо на руле. В темное время суток это помогало ездить по пересеченной местности, грунтовкам. Второе неудачное решение – установка сигнализаторов поворотов на концах рукояток руля. Когда мотороллер прислоняли к чему-либо или просто роняли, плафоны разбивались.

Модель 150М стала первым советским мотороллером, где появились указатели поворотов.
А вот двигатель оставили без изменений: тот же двухтактный моторчик в 150 «кубиков», мощность которого, правда, подросла на 0,5 л. с. Коробка тоже старая – трехскоростная. Из других особенностей можно отметить защиту цепной передачи, приводившей во вращение заднее колесо.

И еще зачем-то сделали легкосъемным топливный бак, снабдив его ручкой для переноски. А что? Удобно – не надо искать канистру – если кончился бензин, взял бак и вперед – на заправку!
«Вятка-3 «Электрон»
Она пришла на смену ВП-150М в 1974-м. Снаружи новая модель почти такая же, как и предыдущая. Мощность двигателя чуть увеличили, коробку оставили прежней – трехступенчатой. Другие эксплуатационные данные:
✅ общая масса – 120 кг
✅ длина, ширина, высота – 1,85 м, 0,8 и 1,15 м
✅ двигатель – объем 148 «кубиков» при мощности 7 л. с.
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего – не более 3 л на 100 км
Дополнительное слово в индексе показывало, что в машине применено электронное зажигание. Именно оно и смогло немного «подвинуть» технические характеристики в лучшую сторону.

Ранее на мотороллерах такая система не использовалась: «Вятка-3» стала первой. Однако новшество нередко доставляло лишние хлопоты владельцам техники.

Может, были и иные причины снижения спроса на мотороллеры вообще и с электронной системой зажигания в частности.
Сколько стоили «Вятки»?
Первая модель в 60-е годы продавалась за 320 руб. Для сравнения: «горбатый» ЗАЗ-965А имел цену в 1800 руб. Если говорить о наиболее популярных в то время мотоциклах, то «Ковровец» с мотором в 125 «кубиков» продавали за 465 руб., а самый популярный «Минск» стоил 350 руб. Как видите, разница серьезная! Тем не менее, «Вятка-3 «Электрон» стал последним мотороллером, который сошел с конвейера Вятско-Полянского машзавода. Сегодня последние модели можно купить долларов за 200. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...