Мотороллер «Вятка» – от итальянской «осы» до грузового «Электрона»
11 334

Мотороллер «Вятка» – от итальянской «осы» до грузового «Электрона»

Сегодня эту технику редко можно встретить на улицах. А когда-то на ней не только «рассекала» молодежь, но и люди постарше ездили на охоту, рыбалку, да и просто по делам. В 50-е годы мотороллер в СССР был необычным, чуть ли не экзотическим видом транспорта. Собственно, им «скутер» и не считали. Тем не менее прогресс и модные тенденции, шествовавшие по миру, не могли не коснуться и страны Советов.


Поэтому к концу 50-х руководство СССР озаботилось выпуском недорогого вида транспорта, доступного трудящимся. Вышло специальное постановление №825 и приказ, согласно которому выпускать мотороллер предстояло ВПМЗ – Вятско-Полянскому машиностроительному заводу.

Планы и первые экземпляры техники


До этого предприятие специализировалось на оборонных заказах. Хотя некоторый опыт все же был: завод изготавливал запчасти к ИЖ-49: глушители, насосы, фильтры и даже коляски. Поэтому в помощь ВПМЗ придали специалистов из Серпухова. Была там такая организация, как ЦЭКБ – Центральное Экспериментальное КБ.

Мотороллер «Вятка» – от итальянской «осы» до грузового «Электрона»Серийное производство наладили быстро. Фото: YouTube.com

Разрабатывать что-то свое и новое никто и не собирался: за образец взяли итальянский Vespa GS150. Такое название (в переводе – «оса») ему дали за пухлые обводы сзади.

Итальянский образец для подражания. Фото: YouTube.com

У советских специалистов просто не были ни опыта, ни времени: приказ сверху гласил, что в серийное производство машина должна быть запущена в следующем, 1957-м году. До конца текущего 56-го предстояло изготовить с десяток опытных экземпляров и испытать их. К концу года три штуки были готовы и продемонстрированы газетчикам.

Вятка ВП-150


Это копия итальянской машины. Но отличия, разумеется, были. Внешних – совсем немного. Это шильдик с названием модели, оформление переднего крыла: на советском мотороллере – флажок красного цвета со звездой(появился позже). У «Веспы» – свой рисунок или гладко окрашенная панель. Также на отечественной машине руль и фара были крупнее, а спидометр – круглым (У Vespa – овальный или трапециевидной формы). Ну, еще ключ зажигания у «Вятки» размещался на руле, у «итальянца» – в фаре. Но самое «главное» отличие – крючок для авоськи под «приборной панелью», который заботливо предусмотрели советские конструкторы.

Отличий от Vespa было не так много. Фото: YouTube.com

Если говорить о технических моментах, ВП-150 сделали из более толстого металла и весил он больше «итальянца» на 7 кг (118 и 111). Колесная база «нашего» длиннее на 40 мм. Из «печальных» отличий стоит выделить три скорости у «Вятки» против четырех у «Веспы». Некоторые элементы мотора совершенно идентичны.

Доходило до курьезов: болты на ВП-150 имели нестандартный для СССР в то время размер. Чтобы открутить метизы, требовался ключ на «13» (не дай бог потерять!), который шел в комплекте с мотороллером. Просто так подобный инструмент было не найти.

По форме корпуса «Вятка» контрастировала с мотоциклами, была комфортнее по способу посадки. Эксплуатационные параметры ВП-150:

✅ двигатель – одноцилиндровый, объемом 148 куб. см, в 5,5 «лошадок»
✅ скорость – до 70 км/ч
✅ расход горючего – 3,1 л на 100 км
✅ длина, ширина, высота – 190, 80 и 120 см
✅ объем бака – 12 л

Заправляли мотороллер смесью масла и бензина А-66. Топливо подавалось в двигатель самотеком. Для перекрытия горючего предусмотрен специальный краник под баком. Модель изначально рассчитана на двух человек.

Модификации


Их было немного и все показали в 1959-м году в ходе выставки, организованной в столичном Политехническом музее. Это была трехколесная версия мотороллера в разных «ипостасях»:

✅ с платформой – МГ-150
✅ с фургончиком – МГ-150Ф
✅ с самосвальным кузовком – МГ-150С

Грузоподъемность каждой из вышеописанных моделей составляла 250 кг. Правда скорость не превышала 35 км/ч. В 1966-м выпускали небольшим тиражом даже спортивный вариант ВП-250, на котором заводская команда участвовала в соревнованиях.

Пример практического использования грузового мотороллера. Фото: YouTube.com

В 1962-м году количество сошедших с конвейера мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за сотню тысяч единиц техники.

Вариант с кузовком пользовался популярностью на селе. Фото: YouTube.com

А в 1965-м общественности представили модернизированный вариант с индексом ВП-150М. В 66-м еще выпускали обе модели параллельно, в следующем производство ставшей уже «не модной» «Вятки ВП-150» прекратили.

Пассажирская версия почему-то не прижилась. Фото: YouTube.com

Общее количество выпущенных мотороллеров этой модели составило 290 тыс. 467 единиц техники.

Одна из причин – набиравшая популярность стильная «Ява» из Чехословакии. Требовалось и у мотороллера серьезно подкорректировать экстерьер.

«Вятка ВП-150М»


Всего-то в названии добавилась одна буква, но это была уже совершенно другая конструкция, почти ничего общего не имевшая с предшественником. Первая партия покинула заводские цеха в конце 1965-го года, крупномасштабное производство стартовало в 1966-м. Новую машину показали на очередной выставке ВДНХ: мотороллер отметили дипломом.

Особенности новинки


Первая из них – дизайн. Он стал, в угоду моде тогдашнего времени, угловатым. Такой экстерьер был «в ходу» у автомобилей, ну и мототехника в этом плане не отставала. Внешне машина получила прямое переднее крыло и четкие линии корпуса. Спидометр переместили вниз, туда же упрятали замок зажигания, совмещенный с центральным переключателем. Появилась «опция» – «бардачок», на котором все эти устройства и располагались.

Внешне новинка выглядела современнее предшественника. Фото: YouTube.com

Но были и минусы: один из них – установка фиксированной головной фары – на предыдущей модели она поворачивалась, т. к. стояла прямо на руле. В темное время суток это помогало ездить по пересеченной местности, грунтовкам. Второе неудачное решение – установка сигнализаторов поворотов на концах рукояток руля. Когда мотороллер прислоняли к чему-либо или просто роняли, плафоны разбивались.

Поворотники на ручках – кто это придумал?! Фото: YouTube.com

Модель 150М стала первым советским мотороллером, где появились указатели поворотов.

А вот двигатель оставили без изменений: тот же двухтактный моторчик в 150 «кубиков», мощность которого, правда, подросла на 0,5 л. с. Коробка тоже старая – трехскоростная. Из других особенностей можно отметить защиту цепной передачи, приводившей во вращение заднее колесо.

Движок серьезных изменений не претерпел. Фото: YouTube.com

И еще зачем-то сделали легкосъемным топливный бак, снабдив его ручкой для переноски. А что? Удобно – не надо искать канистру – если кончился бензин, взял бак и вперед – на заправку!

«Вятка-3 «Электрон»


Она пришла на смену ВП-150М в 1974-м. Снаружи новая модель почти такая же, как и предыдущая. Мощность двигателя чуть увеличили, коробку оставили прежней – трехступенчатой. Другие эксплуатационные данные:

✅ общая масса – 120 кг
✅ длина, ширина, высота – 1,85 м, 0,8 и 1,15 м
✅ двигатель – объем 148 «кубиков» при мощности 7 л. с.
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего – не более 3 л на 100 км

Дополнительное слово в индексе показывало, что в машине применено электронное зажигание. Именно оно и смогло немного «подвинуть» технические характеристики в лучшую сторону.

«Вятка-3 «Электрон» особенно стильно выглядела в профиль. Фото: YouTube.com

Ранее на мотороллерах такая система не использовалась: «Вятка-3» стала первой. Однако новшество нередко доставляло лишние хлопоты владельцам техники.

Вариант «Вятка-3 «Электрон» с кузовом и тремя колесами. Фото: YouTube.com

Может, были и иные причины снижения спроса на мотороллеры вообще и с электронной системой зажигания в частности.

Сколько стоили «Вятки»?


Первая модель в 60-е годы продавалась за 320 руб. Для сравнения: «горбатый» ЗАЗ-965А имел цену в 1800 руб. Если говорить о наиболее популярных в то время мотоциклах, то «Ковровец» с мотором в 125 «кубиков» продавали за 465 руб., а самый популярный «Минск» стоил 350 руб. Как видите, разница серьезная! Тем не менее, «Вятка-3 «Электрон» стал последним мотороллером, который сошел с конвейера Вятско-Полянского машзавода. Сегодня последние модели можно купить долларов за 200. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.
А вы что думаете о мотороллерах Вятка?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...