Мотороллер «Вятка» – от итальянской «осы» до грузового «Электрона»
Сегодня эту технику редко можно встретить на улицах. А когда-то на ней не только «рассекала» молодежь, но и люди постарше ездили на охоту, рыбалку, да и просто по делам. В 50-е годы мотороллер в СССР был необычным, чуть ли не экзотическим видом транспорта. Собственно, им «скутер» и не считали. Тем не менее прогресс и модные тенденции, шествовавшие по миру, не могли не коснуться и страны Советов.
Поэтому к концу 50-х руководство СССР озаботилось выпуском недорогого вида транспорта, доступного трудящимся. Вышло специальное постановление №825 и приказ, согласно которому выпускать мотороллер предстояло ВПМЗ – Вятско-Полянскому машиностроительному заводу.
До этого предприятие специализировалось на оборонных заказах. Хотя некоторый опыт все же был: завод изготавливал запчасти к ИЖ-49: глушители, насосы, фильтры и даже коляски. Поэтому в помощь ВПМЗ придали специалистов из Серпухова. Была там такая организация, как ЦЭКБ – Центральное Экспериментальное КБ.
Разрабатывать что-то свое и новое никто и не собирался: за образец взяли итальянский Vespa GS150. Такое название (в переводе – «оса») ему дали за пухлые обводы сзади.
У советских специалистов просто не были ни опыта, ни времени: приказ сверху гласил, что в серийное производство машина должна быть запущена в следующем, 1957-м году. До конца текущего 56-го предстояло изготовить с десяток опытных экземпляров и испытать их. К концу года три штуки были готовы и продемонстрированы газетчикам.
Это копия итальянской машины. Но отличия, разумеется, были. Внешних – совсем немного. Это шильдик с названием модели, оформление переднего крыла: на советском мотороллере – флажок красного цвета со звездой(появился позже). У «Веспы» – свой рисунок или гладко окрашенная панель. Также на отечественной машине руль и фара были крупнее, а спидометр – круглым (У Vespa – овальный или трапециевидной формы). Ну, еще ключ зажигания у «Вятки» размещался на руле, у «итальянца» – в фаре. Но самое «главное» отличие – крючок для авоськи под «приборной панелью», который заботливо предусмотрели советские конструкторы.
Если говорить о технических моментах, ВП-150 сделали из более толстого металла и весил он больше «итальянца» на 7 кг (118 и 111). Колесная база «нашего» длиннее на 40 мм. Из «печальных» отличий стоит выделить три скорости у «Вятки» против четырех у «Веспы». Некоторые элементы мотора совершенно идентичны.
По форме корпуса «Вятка» контрастировала с мотоциклами, была комфортнее по способу посадки. Эксплуатационные параметры ВП-150:
✅ двигатель – одноцилиндровый, объемом 148 куб. см, в 5,5 «лошадок»
✅ скорость – до 70 км/ч
✅ расход горючего – 3,1 л на 100 км
✅ длина, ширина, высота – 190, 80 и 120 см
✅ объем бака – 12 л
Заправляли мотороллер смесью масла и бензина А-66. Топливо подавалось в двигатель самотеком. Для перекрытия горючего предусмотрен специальный краник под баком. Модель изначально рассчитана на двух человек.
Их было немного и все показали в 1959-м году в ходе выставки, организованной в столичном Политехническом музее. Это была трехколесная версия мотороллера в разных «ипостасях»:
✅ с платформой – МГ-150
✅ с фургончиком – МГ-150Ф
✅ с самосвальным кузовком – МГ-150С
Грузоподъемность каждой из вышеописанных моделей составляла 250 кг. Правда скорость не превышала 35 км/ч. В 1966-м выпускали небольшим тиражом даже спортивный вариант ВП-250, на котором заводская команда участвовала в соревнованиях.
В 1962-м году количество сошедших с конвейера мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за сотню тысяч единиц техники.
А в 1965-м общественности представили модернизированный вариант с индексом ВП-150М. В 66-м еще выпускали обе модели параллельно, в следующем производство ставшей уже «не модной» «Вятки ВП-150» прекратили.
Одна из причин – набиравшая популярность стильная «Ява» из Чехословакии. Требовалось и у мотороллера серьезно подкорректировать экстерьер.
Всего-то в названии добавилась одна буква, но это была уже совершенно другая конструкция, почти ничего общего не имевшая с предшественником. Первая партия покинула заводские цеха в конце 1965-го года, крупномасштабное производство стартовало в 1966-м. Новую машину показали на очередной выставке ВДНХ: мотороллер отметили дипломом.
Первая из них – дизайн. Он стал, в угоду моде тогдашнего времени, угловатым. Такой экстерьер был «в ходу» у автомобилей, ну и мототехника в этом плане не отставала. Внешне машина получила прямое переднее крыло и четкие линии корпуса. Спидометр переместили вниз, туда же упрятали замок зажигания, совмещенный с центральным переключателем. Появилась «опция» – «бардачок», на котором все эти устройства и располагались.
Но были и минусы: один из них – установка фиксированной головной фары – на предыдущей модели она поворачивалась, т. к. стояла прямо на руле. В темное время суток это помогало ездить по пересеченной местности, грунтовкам. Второе неудачное решение – установка сигнализаторов поворотов на концах рукояток руля. Когда мотороллер прислоняли к чему-либо или просто роняли, плафоны разбивались.
А вот двигатель оставили без изменений: тот же двухтактный моторчик в 150 «кубиков», мощность которого, правда, подросла на 0,5 л. с. Коробка тоже старая – трехскоростная. Из других особенностей можно отметить защиту цепной передачи, приводившей во вращение заднее колесо.
И еще зачем-то сделали легкосъемным топливный бак, снабдив его ручкой для переноски. А что? Удобно – не надо искать канистру – если кончился бензин, взял бак и вперед – на заправку!
Она пришла на смену ВП-150М в 1974-м. Снаружи новая модель почти такая же, как и предыдущая. Мощность двигателя чуть увеличили, коробку оставили прежней – трехступенчатой. Другие эксплуатационные данные:
✅ общая масса – 120 кг
✅ длина, ширина, высота – 1,85 м, 0,8 и 1,15 м
✅ двигатель – объем 148 «кубиков» при мощности 7 л. с.
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего – не более 3 л на 100 км
Дополнительное слово в индексе показывало, что в машине применено электронное зажигание. Именно оно и смогло немного «подвинуть» технические характеристики в лучшую сторону.
Ранее на мотороллерах такая система не использовалась: «Вятка-3» стала первой. Однако новшество нередко доставляло лишние хлопоты владельцам техники.
Может, были и иные причины снижения спроса на мотороллеры вообще и с электронной системой зажигания в частности.
Первая модель в 60-е годы продавалась за 320 руб. Для сравнения: «горбатый» ЗАЗ-965А имел цену в 1800 руб. Если говорить о наиболее популярных в то время мотоциклах, то «Ковровец» с мотором в 125 «кубиков» продавали за 465 руб., а самый популярный «Минск» стоил 350 руб. Как видите, разница серьезная! Тем не менее, «Вятка-3 «Электрон» стал последним мотороллером, который сошел с конвейера Вятско-Полянского машзавода. Сегодня последние модели можно купить долларов за 200. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.
Поэтому к концу 50-х руководство СССР озаботилось выпуском недорогого вида транспорта, доступного трудящимся. Вышло специальное постановление №825 и приказ, согласно которому выпускать мотороллер предстояло ВПМЗ – Вятско-Полянскому машиностроительному заводу.
Планы и первые экземпляры техники
До этого предприятие специализировалось на оборонных заказах. Хотя некоторый опыт все же был: завод изготавливал запчасти к ИЖ-49: глушители, насосы, фильтры и даже коляски. Поэтому в помощь ВПМЗ придали специалистов из Серпухова. Была там такая организация, как ЦЭКБ – Центральное Экспериментальное КБ.
Серийное производство наладили быстро. Фото: YouTube.com
Разрабатывать что-то свое и новое никто и не собирался: за образец взяли итальянский Vespa GS150. Такое название (в переводе – «оса») ему дали за пухлые обводы сзади.
Итальянский образец для подражания. Фото: YouTube.com
У советских специалистов просто не были ни опыта, ни времени: приказ сверху гласил, что в серийное производство машина должна быть запущена в следующем, 1957-м году. До конца текущего 56-го предстояло изготовить с десяток опытных экземпляров и испытать их. К концу года три штуки были готовы и продемонстрированы газетчикам.
Вятка ВП-150
Это копия итальянской машины. Но отличия, разумеется, были. Внешних – совсем немного. Это шильдик с названием модели, оформление переднего крыла: на советском мотороллере – флажок красного цвета со звездой(появился позже). У «Веспы» – свой рисунок или гладко окрашенная панель. Также на отечественной машине руль и фара были крупнее, а спидометр – круглым (У Vespa – овальный или трапециевидной формы). Ну, еще ключ зажигания у «Вятки» размещался на руле, у «итальянца» – в фаре. Но самое «главное» отличие – крючок для авоськи под «приборной панелью», который заботливо предусмотрели советские конструкторы.
Отличий от Vespa было не так много. Фото: YouTube.com
Если говорить о технических моментах, ВП-150 сделали из более толстого металла и весил он больше «итальянца» на 7 кг (118 и 111). Колесная база «нашего» длиннее на 40 мм. Из «печальных» отличий стоит выделить три скорости у «Вятки» против четырех у «Веспы». Некоторые элементы мотора совершенно идентичны.
Доходило до курьезов: болты на ВП-150 имели нестандартный для СССР в то время размер. Чтобы открутить метизы, требовался ключ на «13» (не дай бог потерять!), который шел в комплекте с мотороллером. Просто так подобный инструмент было не найти.
По форме корпуса «Вятка» контрастировала с мотоциклами, была комфортнее по способу посадки. Эксплуатационные параметры ВП-150:
✅ двигатель – одноцилиндровый, объемом 148 куб. см, в 5,5 «лошадок»
✅ скорость – до 70 км/ч
✅ расход горючего – 3,1 л на 100 км
✅ длина, ширина, высота – 190, 80 и 120 см
✅ объем бака – 12 л
Заправляли мотороллер смесью масла и бензина А-66. Топливо подавалось в двигатель самотеком. Для перекрытия горючего предусмотрен специальный краник под баком. Модель изначально рассчитана на двух человек.
Модификации
Их было немного и все показали в 1959-м году в ходе выставки, организованной в столичном Политехническом музее. Это была трехколесная версия мотороллера в разных «ипостасях»:
✅ с платформой – МГ-150
✅ с фургончиком – МГ-150Ф
✅ с самосвальным кузовком – МГ-150С
Грузоподъемность каждой из вышеописанных моделей составляла 250 кг. Правда скорость не превышала 35 км/ч. В 1966-м выпускали небольшим тиражом даже спортивный вариант ВП-250, на котором заводская команда участвовала в соревнованиях.
Пример практического использования грузового мотороллера. Фото: YouTube.com
В 1962-м году количество сошедших с конвейера мотороллеров «Вятка ВП-150» перевалило за сотню тысяч единиц техники.
Вариант с кузовком пользовался популярностью на селе. Фото: YouTube.com
А в 1965-м общественности представили модернизированный вариант с индексом ВП-150М. В 66-м еще выпускали обе модели параллельно, в следующем производство ставшей уже «не модной» «Вятки ВП-150» прекратили.
Пассажирская версия почему-то не прижилась. Фото: YouTube.com
Общее количество выпущенных мотороллеров этой модели составило 290 тыс. 467 единиц техники.
Одна из причин – набиравшая популярность стильная «Ява» из Чехословакии. Требовалось и у мотороллера серьезно подкорректировать экстерьер.
«Вятка ВП-150М»
Всего-то в названии добавилась одна буква, но это была уже совершенно другая конструкция, почти ничего общего не имевшая с предшественником. Первая партия покинула заводские цеха в конце 1965-го года, крупномасштабное производство стартовало в 1966-м. Новую машину показали на очередной выставке ВДНХ: мотороллер отметили дипломом.
Особенности новинки
Первая из них – дизайн. Он стал, в угоду моде тогдашнего времени, угловатым. Такой экстерьер был «в ходу» у автомобилей, ну и мототехника в этом плане не отставала. Внешне машина получила прямое переднее крыло и четкие линии корпуса. Спидометр переместили вниз, туда же упрятали замок зажигания, совмещенный с центральным переключателем. Появилась «опция» – «бардачок», на котором все эти устройства и располагались.
Внешне новинка выглядела современнее предшественника. Фото: YouTube.com
Но были и минусы: один из них – установка фиксированной головной фары – на предыдущей модели она поворачивалась, т. к. стояла прямо на руле. В темное время суток это помогало ездить по пересеченной местности, грунтовкам. Второе неудачное решение – установка сигнализаторов поворотов на концах рукояток руля. Когда мотороллер прислоняли к чему-либо или просто роняли, плафоны разбивались.
Поворотники на ручках – кто это придумал?! Фото: YouTube.com
Модель 150М стала первым советским мотороллером, где появились указатели поворотов.
А вот двигатель оставили без изменений: тот же двухтактный моторчик в 150 «кубиков», мощность которого, правда, подросла на 0,5 л. с. Коробка тоже старая – трехскоростная. Из других особенностей можно отметить защиту цепной передачи, приводившей во вращение заднее колесо.
Движок серьезных изменений не претерпел. Фото: YouTube.com
И еще зачем-то сделали легкосъемным топливный бак, снабдив его ручкой для переноски. А что? Удобно – не надо искать канистру – если кончился бензин, взял бак и вперед – на заправку!
«Вятка-3 «Электрон»
Она пришла на смену ВП-150М в 1974-м. Снаружи новая модель почти такая же, как и предыдущая. Мощность двигателя чуть увеличили, коробку оставили прежней – трехступенчатой. Другие эксплуатационные данные:
✅ общая масса – 120 кг
✅ длина, ширина, высота – 1,85 м, 0,8 и 1,15 м
✅ двигатель – объем 148 «кубиков» при мощности 7 л. с.
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего – не более 3 л на 100 км
Дополнительное слово в индексе показывало, что в машине применено электронное зажигание. Именно оно и смогло немного «подвинуть» технические характеристики в лучшую сторону.
«Вятка-3 «Электрон» особенно стильно выглядела в профиль. Фото: YouTube.com
Ранее на мотороллерах такая система не использовалась: «Вятка-3» стала первой. Однако новшество нередко доставляло лишние хлопоты владельцам техники.
Вариант «Вятка-3 «Электрон» с кузовом и тремя колесами. Фото: YouTube.com
Может, были и иные причины снижения спроса на мотороллеры вообще и с электронной системой зажигания в частности.
Сколько стоили «Вятки»?
Первая модель в 60-е годы продавалась за 320 руб. Для сравнения: «горбатый» ЗАЗ-965А имел цену в 1800 руб. Если говорить о наиболее популярных в то время мотоциклах, то «Ковровец» с мотором в 125 «кубиков» продавали за 465 руб., а самый популярный «Минск» стоил 350 руб. Как видите, разница серьезная! Тем не менее, «Вятка-3 «Электрон» стал последним мотороллером, который сошел с конвейера Вятско-Полянского машзавода. Сегодня последние модели можно купить долларов за 200. А вот самые первые – раритет – обойдутся значительно дороже.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...