«Снага» – несостоявшийся запорожский конкурент «ГАЗели»
2 892

«Снага» – несостоявшийся запорожский конкурент «ГАЗели»

К концу 80-х в Советском Союзе стала все острее чувствоваться нехватка малотоннажных грузовичков. Этот, как сейчас говорят, тренд отчетливо понимали на большинстве крупных автозаводов страны. И поэтому приступили к делу: нижегородцы активно разрабатывали «ГАЗель», прибалтийцы начали мудрить с грузовыми модификациями своего РАФа, а Запорожский завод неожиданно удивил новым стартапом – проектом «Снага» (в переводе – «сила»).


Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.

Старт


Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).

«Снага» – несостоявшийся запорожский конкурент «ГАЗели»Один из прототипов «Снаги». Фото: YouTube.com

Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:

✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л

Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.

Москвичевский движок в 1,7 л как раз подходил для такой машины. Фото: YouTube.com

Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.

Отличительные особенности и модификации


Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.

Сбоку ЗАЗ-3201 напоминает «ГАЗель». Фото: YouTube.com

Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.

Макет микроавтобуса на базе ЗАЗ-3201. Фото: YouTube.com

Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.

Испытания


Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.

Авто испытывали и на развозке товара. Фото: YouTube.com

В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.

Итог


Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
А вы что думаете о ЗАЗ-2301?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...