
«Снага» – несостоявшийся запорожский конкурент «ГАЗели»
К концу 80-х в Советском Союзе стала все острее чувствоваться нехватка малотоннажных грузовичков. Этот, как сейчас говорят, тренд отчетливо понимали на большинстве крупных автозаводов страны. И поэтому приступили к делу: нижегородцы активно разрабатывали «ГАЗель», прибалтийцы начали мудрить с грузовыми модификациями своего РАФа, а Запорожский завод неожиданно удивил новым стартапом – проектом «Снага» (в переводе – «сила»).
Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.
Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).
Один из прототипов «Снаги». Фото: YouTube.com
Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:
✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л
Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.
Москвичевский движок в 1,7 л как раз подходил для такой машины. Фото: YouTube.com
Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.
Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.
Сбоку ЗАЗ-3201 напоминает «ГАЗель». Фото: YouTube.com
Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.
Макет микроавтобуса на базе ЗАЗ-3201. Фото: YouTube.com
Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.
Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.
Авто испытывали и на развозке товара. Фото: YouTube.com
В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.
Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.
Старт
Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).

Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:
✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л
Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.

Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.
Отличительные особенности и модификации
Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.

Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.

Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.
Испытания
Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.

В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.
Итог
Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

«Скучать не будем» – десяток китайских брендов покинет рынок России
Не каждый покупатель готов довериться «безымянному» китайскому бренду. Некоторые из них не смогли продать и 20 машин за последние три месяца....

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...