«Снага» – несостоявшийся запорожский конкурент «ГАЗели»
К концу 80-х в Советском Союзе стала все острее чувствоваться нехватка малотоннажных грузовичков. Этот, как сейчас говорят, тренд отчетливо понимали на большинстве крупных автозаводов страны. И поэтому приступили к делу: нижегородцы активно разрабатывали «ГАЗель», прибалтийцы начали мудрить с грузовыми модификациями своего РАФа, а Запорожский завод неожиданно удивил новым стартапом – проектом «Снага» (в переводе – «сила»).
Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.
Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).
Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:
✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л
Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.
Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.
Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.
Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.
Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.
Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.
В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.
Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.
Старт
Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).
Один из прототипов «Снаги». Фото: YouTube.com
Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:
✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л
Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.
Москвичевский движок в 1,7 л как раз подходил для такой машины. Фото: YouTube.com
Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.
Отличительные особенности и модификации
Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.
Сбоку ЗАЗ-3201 напоминает «ГАЗель». Фото: YouTube.com
Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.
Макет микроавтобуса на базе ЗАЗ-3201. Фото: YouTube.com
Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.
Испытания
Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.
Авто испытывали и на развозке товара. Фото: YouTube.com
В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.
Итог
Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...