«Снага» – несостоявшийся запорожский конкурент «ГАЗели»
К концу 80-х в Советском Союзе стала все острее чувствоваться нехватка малотоннажных грузовичков. Этот, как сейчас говорят, тренд отчетливо понимали на большинстве крупных автозаводов страны. И поэтому приступили к делу: нижегородцы активно разрабатывали «ГАЗель», прибалтийцы начали мудрить с грузовыми модификациями своего РАФа, а Запорожский завод неожиданно удивил новым стартапом – проектом «Снага» (в переводе – «сила»).
Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.
Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).
Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:
✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л
Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.
Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.
Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.
Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.
Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.
Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.
В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.
Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
Предприятие хорошо было известно своими «горбатыми», «ушастыми», «мыльницами», а позже «Тавриями». Несмотря на, может быть, обидные прозвища, «Запорожцы» пользовались заслуженной популярностью и хорошо раскупались. Однако, «почуяв» перспективное направление рынка, руководство предприятия озаботилось постройкой чего-то нового в непривычном для ЗАЗа сегменте малотоннажной коммерческой техники. Начать решили с небольшого автомобиля со скромной грузоподъемностью в одну тонну.
Старт
Когда началась разработка модели, доподлинно неизвестно: скорее всего, это период с 1989 по 1992-й год (в это же время создавали «ГАЗель»). Работами руководил главный конструктор завода «Коммунар» Владимир Стешенко. Опыта в постройке коммерческих грузовичков не было, поэтому решили позаимствовать его у соседей – на словацком автозаводе в г. Трнава (сейчас это предприятие называется PSA Peugeot Citroën).
Один из прототипов «Снаги». Фото: YouTube.com
Запорожцам предоставили платформу, оказали помощь с технической частью. Эксплуатационные параметры ЗАЗ-2301:
✅ собственная масса – 1,46 т
✅ грузоподъемность – 1 т
✅ длина, ширина, высота – 5, 1,87 и 1,9 м
✅ силовой агрегат – объем 1,5 или 1,7 л, мощность 73,5 или 85 л. с.
✅ средний расход горючего на 100 км – 10,6 л
Движок в 1,7 л – от «Москвич-21412». Автомобиль мог разгоняться до 120 км/ч. В техническом плане – характеристики, вполне «обыденные» для малотоннажного грузовичка. Правда, погрузочная высота все-таки великовата – 83 см, что связано с большим клиренсом. Не исключено, что в дальней перспективе планировалось использовать грузовичок и в российской глубинке, где высокий дорожный просвет является серьезным плюсом.
Москвичевский движок в 1,7 л как раз подходил для такой машины. Фото: YouTube.com
Как известно на сегодня, к 1995-му году всего изготовили три прототипа, которые активно демонстрировали на всевозможных выставках.
Отличительные особенности и модификации
Дизайн экстерьера заслуживает похвалы, если сравнивать, например, с первыми серийными образцами нижегородской «ГАЗелью». Конечно, нотки чехословацкого «донора» присутствуют, и они заметны. Тем не менее, внешний вид можно назвать стильным, оригинальным. Машина и сегодня смотрится очень даже ничего.
Сбоку ЗАЗ-3201 напоминает «ГАЗель». Фото: YouTube.com
Вторая особенность – компактные габариты и относительно небольшая колесная база. Подобные характеристики гарантировали грузовичку маневренность, так необходимую для городских улиц. Оно и понятно: изначально автомобиль проектировался под оперативную развозку товаров по небольшим торговым точкам.
Макет микроавтобуса на базе ЗАЗ-3201. Фото: YouTube.com
Насчет грузовичка строили грандиозные планы: предполагалось, что на его базе будет разработано целое семейство автомобилей – микроавтобус, цельнометаллический фургон, шасси под коммунальное оборудование и даже седельный тягач.
Испытания
Они были достаточно серьезными и проводились на дорогах и в городах не только центральной части России и Украины, но и в северных регионах РФ. А также в южных республиках: Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане. Каких-либо серьезных поломок не случалось.
Авто испытывали и на развозке товара. Фото: YouTube.com
В ходе пробега, когда колонну встречали местные жители, испытатели только убеждались: авто будет пользоваться хорошим спросом.
Итог
Как всегда, в случае с перспективными задумками и прототипами, результат невеселый. Опять машина появилась не в то время. Вот интересно: почему самые лучшие проекты выходят совсем не тогда, когда они могут осуществиться? Так произошло и в этот раз: из-за кризиса 90-х завод не в силах был поддерживать даже выпуск серийной «Таврии» – что уж тут говорить о новых моделях… Из трех прототипов «Снаги» сохранился один – он находится в Словакии, в музее.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...