ДАЗ-150 – забытый грузовик из Днепропетровска
К середине сороковых страна лежала в разрухе и для восстановления народного хозяйства требовалось много транспорта. В первую очередь были нужны среднетоннажные грузовики и такие же шасси, на базе которых можно выпускать спецмашины. Еще не наступил победный 1945-й, а столичный ЗиС уже разрабатывал подобный автомобиль, но было очевидно: один завод не сможет обеспечить страну нужным количеством техники.
В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.
Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.
ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».
Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.
К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.
Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:
✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км
Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.
В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.
Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.
Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.
Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.
Базой стал ЗиС-150 с деревянной кабиной, обшитой стальными листами. Фото: YouTube.com
Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.
Работы по «модернизации»
ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».
В работе по внешнему оформлению принимали участие специалисты ГАЗа, что немного заметно по экстерьеру.
Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.
Наибольшие споры вызвал дизайн передка машины. Фото: YouTube.com
К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.
Позже выяснилась ошибочность такого решения. Вал оказался ненадежным и в 1954-м к нему добавили промежуточную опору.
Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:
✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км
Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.
Испытания
В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.
Седельный тягач на базе ДАЗ-150. Фото: YouTube.com
Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.
Итог
Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.
Попытка ЗиЛ использовать экстерьер от ДАЗа. Фото: YouTube.com
Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....