
ДАЗ-150 – забытый грузовик из Днепропетровска
К середине сороковых страна лежала в разрухе и для восстановления народного хозяйства требовалось много транспорта. В первую очередь были нужны среднетоннажные грузовики и такие же шасси, на базе которых можно выпускать спецмашины. Еще не наступил победный 1945-й, а столичный ЗиС уже разрабатывал подобный автомобиль, но было очевидно: один завод не сможет обеспечить страну нужным количеством техники.
В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.
Базой стал ЗиС-150 с деревянной кабиной, обшитой стальными листами. Фото: YouTube.com
Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.
ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».
Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.
Наибольшие споры вызвал дизайн передка машины. Фото: YouTube.com
К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.
Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:
✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км
Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.
В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.
Седельный тягач на базе ДАЗ-150. Фото: YouTube.com
Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.
Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.
Попытка ЗиЛ использовать экстерьер от ДАЗа. Фото: YouTube.com
Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.

Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.
Работы по «модернизации»
ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».
В работе по внешнему оформлению принимали участие специалисты ГАЗа, что немного заметно по экстерьеру.
Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.

К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.
Позже выяснилась ошибочность такого решения. Вал оказался ненадежным и в 1954-м к нему добавили промежуточную опору.
Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:
✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км
Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.
Испытания
В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.

Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.
Итог
Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.

Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....