ДАЗ-150 – забытый грузовик из Днепропетровска
5 650

ДАЗ-150 – забытый грузовик из Днепропетровска

К середине сороковых страна лежала в разрухе и для восстановления народного хозяйства требовалось много транспорта. В первую очередь были нужны среднетоннажные грузовики и такие же шасси, на базе которых можно выпускать спецмашины. Еще не наступил победный 1945-й, а столичный ЗиС уже разрабатывал подобный автомобиль, но было очевидно: один завод не сможет обеспечить страну нужным количеством техники.


В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.

ДАЗ-150 – забытый грузовик из ДнепропетровскаБазой стал ЗиС-150 с деревянной кабиной, обшитой стальными листами. Фото: YouTube.com

Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.

Работы по «модернизации»


ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».

В работе по внешнему оформлению принимали участие специалисты ГАЗа, что немного заметно по экстерьеру.

Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.

Наибольшие споры вызвал дизайн передка машины. Фото: YouTube.com

К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.

Позже выяснилась ошибочность такого решения. Вал оказался ненадежным и в 1954-м к нему добавили промежуточную опору.

Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:

✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км

Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.

Испытания


В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.

Седельный тягач на базе ДАЗ-150. Фото: YouTube.com

Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.

Итог


Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.

Попытка ЗиЛ использовать экстерьер от ДАЗа. Фото: YouTube.com

Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
А вы что думаете о ДАЗ-150
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...