ДАЗ-150 – забытый грузовик из Днепропетровска
К середине сороковых страна лежала в разрухе и для восстановления народного хозяйства требовалось много транспорта. В первую очередь были нужны среднетоннажные грузовики и такие же шасси, на базе которых можно выпускать спецмашины. Еще не наступил победный 1945-й, а столичный ЗиС уже разрабатывал подобный автомобиль, но было очевидно: один завод не сможет обеспечить страну нужным количеством техники.
В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.
Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.
ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».
Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.
К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.
Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:
✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км
Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.
В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.
Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.
Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.
Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
В 1944-м советское правительство решило обосновать промышленное предприятие в Днепропетровске. Будущему заводу уже был «выписан» план: 75 тыс. единиц техники в год. Место выбрали не просто так: рядом ГЭС, речной порт, множество металлургических предприятий. Пока строили завод, вовсю кипела работа над проектом грузовика, «донором» которого стал ЗиС-150.
Базой стал ЗиС-150 с деревянной кабиной, обшитой стальными листами. Фото: YouTube.com
Это тоже не случайно: в целях экономии требовалась максимальная унификация с уже выпускаемыми моделями.
Работы по «модернизации»
ЗиС-150 подвергли серьезной доработке, приведшей к сильному изменению экстерьера авто. Кабину переместили вперед, крылья поставили «свои», передок и радиаторная решетка тоже отличались от «донора». В конструкции применили головную оптику, «утопленную» в крылья, что было достаточно передовым решением для тогдашних советских грузовиков. Подфарники взяли от легкового авто – «Победы».
В работе по внешнему оформлению принимали участие специалисты ГАЗа, что немного заметно по экстерьеру.
Руководство сначала отнеслось негативно к таким переделкам. Но тут же выяснилось: производство дефицитных стальных кузовных деталей в Днепропетровске обходится значительно дешевле, чем в Москве.
Наибольшие споры вызвал дизайн передка машины. Фото: YouTube.com
К тому же элементы кабины были простыми в изготовлении, т. к. не нуждались в сложной глубокой выштамповке. Это был парадокс: более современная кабина обходилась дешевле, чем для вставшего на конвейер ЗиС-150. Руководство согласилось. Техническую часть тоже подвергли изменениям. Колесную базу сделали короче, но размеры авто оставили прежними. Это позволило устанавливать карданный вал без подвесного подшипника.
Позже выяснилась ошибочность такого решения. Вал оказался ненадежным и в 1954-м к нему добавили промежуточную опору.
Еще одно нововведение – гидравлические амортизаторы на передней подвеске. На ЗиЛе их ставили гораздо позже – при производстве модели «164». Тормозную систему тоже модернизировали, как и сцепление. Особо стоит сказать о заднем мосте. Его балку сделали не литой, как тогда это было принято, а штампованной, с применением сварки. Подобные конструкции на ЗиСе (позже ЗиЛе) стали изготавливать только на 130-м. Основные эксплуатационные параметры ДАЗ-150:
✅ масса пустого авто – 4,15 т
✅ длина, ширина и высота – 6,89, 2,5 и 2,26 м
✅ двигатель – 90 «лошадей»
✅ скорость – до 71 км/ч
✅ расход горючего на трассе – 38 л на 100 км
Отрицательные стороны у ДАЗа тоже были, но их сравнительно немного. Это сложный доступ к некоторым узлам двигателя – приходилось снимать крылья. А также затрудненный старт в сильные морозы: капот требовал утепления.
Испытания
В целом они прошли успешно и в 1949-и Министерство дало добро на крупномасштабное производство.
Седельный тягач на базе ДАЗ-150. Фото: YouTube.com
Хотя и существовали разные мнения насчет экстерьера. На предприятии собрали десяток автомобилей, один из которых – седельный тягач.
Итог
Завод вовсю готовился к серийному запуску ДАЗ-150: обустраивали цеха, налаживали оборудование. Был даже разработан вариант плавающего авто – ДАЗ-485. Но внезапно все перевернулось: ракеты и тягачи стране оказались нужнее. Предприятие срочно перепрофилировали, а документацию на новые грузовики передали в столичный ЗиС и на Горьковский автозавод.
Попытка ЗиЛ использовать экстерьер от ДАЗа. Фото: YouTube.com
Там не стали выпускать «усовершенствованный» ЗиС-150, но некоторые технологические решения потом применили на своих новых моделях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...