
Забытый ЗАЗ – от пикапа до минивэна
Производство знаменитого «горбатого» ЗАЗ-965 стартовало в конце 1960-го года. Модель производили всего пять лет, однако это не помешало стать ей популярной в народе. Хотя разработка автомобиля началась гораздо раньше – в конце 50-х. За образец брали такие западные модели, как VW «Жук», NSU Prinz 4 (в ФРГ до сих пор есть клуб его любителей), Isetta от BMW.
Изначально машина с названием «Москвич-444» должна была сходить с конвейера в столице. Но завод и так не справлялся с выпуском седанов, поэтому производство микролитражек решено было передать в Запорожье.
Так выглядел «Москвич-444». Фото: YouTube.com
Первые прототипы появились еще в 1958-м году. В разработке нового автомобиля активное участие принимал НАМИ: в частности, известный дизайнер Юрий Долматовский.
Появлялось множество прототипов, из которых один, наконец-то отобрали для серийного производство. Одновременно шла работа по создании целого семейства на базе «Запорожца», включая даже экспортную версию.
В такое верится с трудом, но «горбатого» продавали за границу: не только в страны соцлагеря, но и Швейцарию, Финляндию. Произнести слово «Запорожец» для иностранцев было сравнимо с подвигом, поэтому экспортные версии получили иные имена: «Ялта» и «Элиет».
Экспортный вариант не очень-то отличался от базовой модели. Фото: YouTube.com
А чем отличались эти машины от серийных? По бокам закрепили хромированный молдинг, установили на крыле зеркало, а в салоне – пепельницу с приемником. В поздних версиях появились ремни безопасности. В техническом плане – все то же самое, что и у машин, предназначенных для отечественного рынка. И – ничего! За год экспортировали по несколько тысяч единиц техники.
Букв «С» в индексе означает «связь»: машина предназначена для перевозки почтовой корреспонденции. Этот «Запорожец» отличался от серийного наличием грузового отсека вместо заднего сиденья, а также …правым рулем. Это было нужно для того, чтобы почтальон-экспедитор сразу выходил на дорогу: так удобнее извлекать пачки корреспонденции.
Почтовых фургончиков выпустили совсем немного. Фото: YouTube.com
Грузовой отсек, рассчитанный на 150 кг, был глухим и надежно защищал газеты от воздействия непогоды и жаркого солнца. Всего с конвейера сошло 600 экземпляров, ни один из которых до наших дней не добрался.
Эта версия массово не производилась и использовалась для внутризаводских нужд. Например, доставки узлов и агрегатов к конвейеру, вывоза мусора, отходов и т. п. Пикапчики делали из автомобилей, у которых забраковали заднюю часть кузова. Она просто вырезалась, за водителем и передним пассажиром вставляли перегородку с окошком. Впрочем, несколько экземпляров все же «вырвались» за пределы заводской территории.
Сегодня увидеть пикап на базе ЗАЗ-965 можно разве что, как модель. Фото: YouTube.com
Позже, когда предприятие перешло на выпуск нового «Запорожца», появились ЗАЗ-966АП. По сути это тот же ЗАЗ-965П, только на базе серийного «966»-го. В свободную торговлю эти автомобили не поставлялись.
Ее начали разрабатывать в год постановки на конвейер «горбатого». Первый прототип не очень-то похож на серийную машину: сложный передок, плоские воздухозаборники.
Так выглядел один из вариантов ЗАЗ-966. Фото: YouTube.com
Зато на базе 966-го конструкторы предложили массу модификаций. В 1961-м группа сотрудников ЗАЗа приступила к разработкам.
Между собой инженеры и рабочие его почему-то называли «точило». Ну любят у нас в стране давать автомобилям слесарные клички: вспомните ВАЗ-2108 – «зубило»! Грузоподъемность машинки на базе «ушастого» «Запорожца» была «игрушечной» – 350 кг.
По внешнему виду и не скажешь, что это «Запорожец». Фото: YouTube.com
Однако, в головах конструкторов маячил удачный на то время немецкий VW Transporter, который успешно эксплуатировался на протяжении нескольких лет и был предметом зависти автоинженеров других стран, в т. ч. и из СССР.
На советские грузовички ставили двигатели в 23, а потом и 27 «лошадок». Силовой агрегат частично размещался под днищем, поэтому охлаждался лучше, чем серийный ЗАЗ. Средний расход топлива составлял 7,5 л на 100 км, максимальная скорость не превышала 75 км/ч. На заводе изготовили шесть вариантов автомобилей для будущей модельной линейки. Это фургончик, рассчитанный на 350 кг, пикап, бравший на борт уже 400 кг и даже нечто для того времени непонятное: грузопассажирский микро-автомобиль. В мире потом такие авто стали называть минивэнами. Можно смело сказать: запорожская модель с такой компоновкой стала одной из первых в мире!
Ну чем не минивэн? Фото: YouTube.com
К недостаткам можно отнести «горб» мотора, выпиравшего в салон. Из-за этого пара кресел в третьем ряду были разделены, т. к. между ними находился люк для обслуживания двигателя. А вот от грузовика ЗАЗ-970Г, появившегося в виде опытного экземпляра в 1962-м году, отказались чуть ли не сразу. Виной была большая, в полметра высота кузова: грузить что-либо на такую платформу было слишком неудобно.
И все-таки грузовичку попытались найти применение (на испытаниях). Фото: YouTube.com
Газеты вовсю расхваливали новую модельную линейку, предрекая ей большое будущее. В 1966-м планировалось собрать первые 50 экземпляров. Однако руководство завода решило по-иному: недостаточное выделение средств, отсутствие свободных производственных мощностей поставило крест на перспективной модельной линейке. Да и зачем напрягаться, создавая новые авто, когда и обычные «Запорожцы» не успевают делать: все идет нарасхват.
Еще одна из версий ЗАЗа. Фото: YouTube.com
Вскоре на просторах СССР замелькали польские «Жуки», «Нисы» и о запорожских мини-грузовичках, фургончиках и пикапах как-то постепенно забыли.
Полноприводная версия, предназначавшаяся для военных. Хотя предлагался и гражданский вариант с удлиненной базой. Для МО СССР сделали машину с меньшим расстоянием между передними и задними колесами. И там, и там – упрощенный до нельзя кузов с тентованным верхом и опускаемым лобовым стеклом.
Военный ЗАЗ отличался простотой конструкции. Фото: YouTube.com
Однако военное руководство модель не заинтересовала – в армии свои позиции прочно удерживал УАЗик. Тем не менее во время испытаний солдаты и офицеры отдавали дань простоте конструкции. Ходила даже шутка, что ЗАЗ-971Д можно разобрать, перевезти через речку, и быстро собрать на другом берегу.
Однако внедорожник в Запорожье все-таки выпустили. Техзадание завод получил в 1963-м году, а машина увидела свет уже в следующем. Авто должно было иметь колесные редукторы вкупе с задним подключаемым приводом. Запорожский завод ввиду своей загруженности не мог производить новый внедорожник и поэтому передал опытный экземпляр, документацию в Луцк. Там находился машиностроительный завод, который скоро стал автомобильным.
Пока еще ЗАЗ-969В. Фото: YouTube.com
Поэтому большинство граждан знают этот вездеход под именем ЛуАЗ. С ним связан интересный курьез. На первоначальном этапе завод имел слабую техническую базу и не мог производить некоторые агрегаты для полноприводной машины. В итоге первые образцы поставлялись с одним ведущим мостом. Это позволяет считать ЛуАЗ-969 первым советским переднеприводным автомобилем, пусть и произошло это случайно! Впоследствии «ошибку» исправили, и машина получила свою колесную формулу 4х4. Причем на это ушло несколько лет – первый полноприводный ЛуАЗ выехал из заводских ворот только в 1970-м.
Все опытные образцы Запорожского завода, от которых шла речь, остались «доживать свои дни» на территории предприятия. Постепенно с них снимали детали и авто, покрываясь ржавчиной, превратились в хлам, который вскоре утилизировали. Исключение – «счастливая» судьба ЗАЗ-969В, превратившегося в ЛуАЗ, да «невыездных» пикапов, использовавшихся внутри завода.
Изначально машина с названием «Москвич-444» должна была сходить с конвейера в столице. Но завод и так не справлялся с выпуском седанов, поэтому производство микролитражек решено было передать в Запорожье.

Первые прототипы появились еще в 1958-м году. В разработке нового автомобиля активное участие принимал НАМИ: в частности, известный дизайнер Юрий Долматовский.
ЗАЗ-965
Появлялось множество прототипов, из которых один, наконец-то отобрали для серийного производство. Одновременно шла работа по создании целого семейства на базе «Запорожца», включая даже экспортную версию.
ЗАЗ-965АЭ
В такое верится с трудом, но «горбатого» продавали за границу: не только в страны соцлагеря, но и Швейцарию, Финляндию. Произнести слово «Запорожец» для иностранцев было сравнимо с подвигом, поэтому экспортные версии получили иные имена: «Ялта» и «Элиет».

А чем отличались эти машины от серийных? По бокам закрепили хромированный молдинг, установили на крыле зеркало, а в салоне – пепельницу с приемником. В поздних версиях появились ремни безопасности. В техническом плане – все то же самое, что и у машин, предназначенных для отечественного рынка. И – ничего! За год экспортировали по несколько тысяч единиц техники.
ЗАЗ-965С
Букв «С» в индексе означает «связь»: машина предназначена для перевозки почтовой корреспонденции. Этот «Запорожец» отличался от серийного наличием грузового отсека вместо заднего сиденья, а также …правым рулем. Это было нужно для того, чтобы почтальон-экспедитор сразу выходил на дорогу: так удобнее извлекать пачки корреспонденции.

Грузовой отсек, рассчитанный на 150 кг, был глухим и надежно защищал газеты от воздействия непогоды и жаркого солнца. Всего с конвейера сошло 600 экземпляров, ни один из которых до наших дней не добрался.
ЗАЗ-965П
Эта версия массово не производилась и использовалась для внутризаводских нужд. Например, доставки узлов и агрегатов к конвейеру, вывоза мусора, отходов и т. п. Пикапчики делали из автомобилей, у которых забраковали заднюю часть кузова. Она просто вырезалась, за водителем и передним пассажиром вставляли перегородку с окошком. Впрочем, несколько экземпляров все же «вырвались» за пределы заводской территории.

Позже, когда предприятие перешло на выпуск нового «Запорожца», появились ЗАЗ-966АП. По сути это тот же ЗАЗ-965П, только на базе серийного «966»-го. В свободную торговлю эти автомобили не поставлялись.
ЗАЗ-966
Ее начали разрабатывать в год постановки на конвейер «горбатого». Первый прототип не очень-то похож на серийную машину: сложный передок, плоские воздухозаборники.

Зато на базе 966-го конструкторы предложили массу модификаций. В 1961-м группа сотрудников ЗАЗа приступила к разработкам.
Заз-970
Между собой инженеры и рабочие его почему-то называли «точило». Ну любят у нас в стране давать автомобилям слесарные клички: вспомните ВАЗ-2108 – «зубило»! Грузоподъемность машинки на базе «ушастого» «Запорожца» была «игрушечной» – 350 кг.

Однако, в головах конструкторов маячил удачный на то время немецкий VW Transporter, который успешно эксплуатировался на протяжении нескольких лет и был предметом зависти автоинженеров других стран, в т. ч. и из СССР.
Технические особенности
На советские грузовички ставили двигатели в 23, а потом и 27 «лошадок». Силовой агрегат частично размещался под днищем, поэтому охлаждался лучше, чем серийный ЗАЗ. Средний расход топлива составлял 7,5 л на 100 км, максимальная скорость не превышала 75 км/ч. На заводе изготовили шесть вариантов автомобилей для будущей модельной линейки. Это фургончик, рассчитанный на 350 кг, пикап, бравший на борт уже 400 кг и даже нечто для того времени непонятное: грузопассажирский микро-автомобиль. В мире потом такие авто стали называть минивэнами. Можно смело сказать: запорожская модель с такой компоновкой стала одной из первых в мире!

К недостаткам можно отнести «горб» мотора, выпиравшего в салон. Из-за этого пара кресел в третьем ряду были разделены, т. к. между ними находился люк для обслуживания двигателя. А вот от грузовика ЗАЗ-970Г, появившегося в виде опытного экземпляра в 1962-м году, отказались чуть ли не сразу. Виной была большая, в полметра высота кузова: грузить что-либо на такую платформу было слишком неудобно.

Газеты вовсю расхваливали новую модельную линейку, предрекая ей большое будущее. В 1966-м планировалось собрать первые 50 экземпляров. Однако руководство завода решило по-иному: недостаточное выделение средств, отсутствие свободных производственных мощностей поставило крест на перспективной модельной линейке. Да и зачем напрягаться, создавая новые авто, когда и обычные «Запорожцы» не успевают делать: все идет нарасхват.

Вскоре на просторах СССР замелькали польские «Жуки», «Нисы» и о запорожских мини-грузовичках, фургончиках и пикапах как-то постепенно забыли.
ЗАЗ-971Д
Полноприводная версия, предназначавшаяся для военных. Хотя предлагался и гражданский вариант с удлиненной базой. Для МО СССР сделали машину с меньшим расстоянием между передними и задними колесами. И там, и там – упрощенный до нельзя кузов с тентованным верхом и опускаемым лобовым стеклом.

Однако военное руководство модель не заинтересовала – в армии свои позиции прочно удерживал УАЗик. Тем не менее во время испытаний солдаты и офицеры отдавали дань простоте конструкции. Ходила даже шутка, что ЗАЗ-971Д можно разобрать, перевезти через речку, и быстро собрать на другом берегу.
ЗАЗ-969В
Однако внедорожник в Запорожье все-таки выпустили. Техзадание завод получил в 1963-м году, а машина увидела свет уже в следующем. Авто должно было иметь колесные редукторы вкупе с задним подключаемым приводом. Запорожский завод ввиду своей загруженности не мог производить новый внедорожник и поэтому передал опытный экземпляр, документацию в Луцк. Там находился машиностроительный завод, который скоро стал автомобильным.

Поэтому большинство граждан знают этот вездеход под именем ЛуАЗ. С ним связан интересный курьез. На первоначальном этапе завод имел слабую техническую базу и не мог производить некоторые агрегаты для полноприводной машины. В итоге первые образцы поставлялись с одним ведущим мостом. Это позволяет считать ЛуАЗ-969 первым советским переднеприводным автомобилем, пусть и произошло это случайно! Впоследствии «ошибку» исправили, и машина получила свою колесную формулу 4х4. Причем на это ушло несколько лет – первый полноприводный ЛуАЗ выехал из заводских ворот только в 1970-м.
Резюме
Все опытные образцы Запорожского завода, от которых шла речь, остались «доживать свои дни» на территории предприятия. Постепенно с них снимали детали и авто, покрываясь ржавчиной, превратились в хлам, который вскоре утилизировали. Исключение – «счастливая» судьба ЗАЗ-969В, превратившегося в ЛуАЗ, да «невыездных» пикапов, использовавшихся внутри завода.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....