Изначально машина с названием «Москвич-444» должна была сходить с конвейера в столице. Но завод и так не справлялся с выпуском седанов, поэтому производство микролитражек решено было передать в Запорожье.

Первые прототипы появились еще в 1958-м году. В разработке нового автомобиля активное участие принимал НАМИ: в частности, известный дизайнер Юрий Долматовский.
ЗАЗ-965
Появлялось множество прототипов, из которых один, наконец-то отобрали для серийного производство. Одновременно шла работа по создании целого семейства на базе «Запорожца», включая даже экспортную версию.
ЗАЗ-965АЭ
В такое верится с трудом, но «горбатого» продавали за границу: не только в страны соцлагеря, но и Швейцарию, Финляндию. Произнести слово «Запорожец» для иностранцев было сравнимо с подвигом, поэтому экспортные версии получили иные имена: «Ялта» и «Элиет».

А чем отличались эти машины от серийных? По бокам закрепили хромированный молдинг, установили на крыле зеркало, а в салоне – пепельницу с приемником. В поздних версиях появились ремни безопасности. В техническом плане – все то же самое, что и у машин, предназначенных для отечественного рынка. И – ничего! За год экспортировали по несколько тысяч единиц техники.
ЗАЗ-965С
Букв «С» в индексе означает «связь»: машина предназначена для перевозки почтовой корреспонденции. Этот «Запорожец» отличался от серийного наличием грузового отсека вместо заднего сиденья, а также …правым рулем. Это было нужно для того, чтобы почтальон-экспедитор сразу выходил на дорогу: так удобнее извлекать пачки корреспонденции.

Грузовой отсек, рассчитанный на 150 кг, был глухим и надежно защищал газеты от воздействия непогоды и жаркого солнца. Всего с конвейера сошло 600 экземпляров, ни один из которых до наших дней не добрался.
ЗАЗ-965П
Эта версия массово не производилась и использовалась для внутризаводских нужд. Например, доставки узлов и агрегатов к конвейеру, вывоза мусора, отходов и т. п. Пикапчики делали из автомобилей, у которых забраковали заднюю часть кузова. Она просто вырезалась, за водителем и передним пассажиром вставляли перегородку с окошком. Впрочем, несколько экземпляров все же «вырвались» за пределы заводской территории.

Позже, когда предприятие перешло на выпуск нового «Запорожца», появились ЗАЗ-966АП. По сути это тот же ЗАЗ-965П, только на базе серийного «966»-го. В свободную торговлю эти автомобили не поставлялись.
ЗАЗ-966
Ее начали разрабатывать в год постановки на конвейер «горбатого». Первый прототип не очень-то похож на серийную машину: сложный передок, плоские воздухозаборники.

Зато на базе 966-го конструкторы предложили массу модификаций. В 1961-м группа сотрудников ЗАЗа приступила к разработкам.
Заз-970
Между собой инженеры и рабочие его почему-то называли «точило». Ну любят у нас в стране давать автомобилям слесарные клички: вспомните ВАЗ-2108 – «зубило»! Грузоподъемность машинки на базе «ушастого» «Запорожца» была «игрушечной» – 350 кг.

Однако, в головах конструкторов маячил удачный на то время немецкий VW Transporter, который успешно эксплуатировался на протяжении нескольких лет и был предметом зависти автоинженеров других стран, в т. ч. и из СССР.
Технические особенности
На советские грузовички ставили двигатели в 23, а потом и 27 «лошадок». Силовой агрегат частично размещался под днищем, поэтому охлаждался лучше, чем серийный ЗАЗ. Средний расход топлива составлял 7,5 л на 100 км, максимальная скорость не превышала 75 км/ч. На заводе изготовили шесть вариантов автомобилей для будущей модельной линейки. Это фургончик, рассчитанный на 350 кг, пикап, бравший на борт уже 400 кг и даже нечто для того времени непонятное: грузопассажирский микро-автомобиль. В мире потом такие авто стали называть минивэнами. Можно смело сказать: запорожская модель с такой компоновкой стала одной из первых в мире!

К недостаткам можно отнести «горб» мотора, выпиравшего в салон. Из-за этого пара кресел в третьем ряду были разделены, т. к. между ними находился люк для обслуживания двигателя. А вот от грузовика ЗАЗ-970Г, появившегося в виде опытного экземпляра в 1962-м году, отказались чуть ли не сразу. Виной была большая, в полметра высота кузова: грузить что-либо на такую платформу было слишком неудобно.

Газеты вовсю расхваливали новую модельную линейку, предрекая ей большое будущее. В 1966-м планировалось собрать первые 50 экземпляров. Однако руководство завода решило по-иному: недостаточное выделение средств, отсутствие свободных производственных мощностей поставило крест на перспективной модельной линейке. Да и зачем напрягаться, создавая новые авто, когда и обычные «Запорожцы» не успевают делать: все идет нарасхват.

Вскоре на просторах СССР замелькали польские «Жуки», «Нисы» и о запорожских мини-грузовичках, фургончиках и пикапах как-то постепенно забыли.
ЗАЗ-971Д
Полноприводная версия, предназначавшаяся для военных. Хотя предлагался и гражданский вариант с удлиненной базой. Для МО СССР сделали машину с меньшим расстоянием между передними и задними колесами. И там, и там – упрощенный до нельзя кузов с тентованным верхом и опускаемым лобовым стеклом.

Однако военное руководство модель не заинтересовала – в армии свои позиции прочно удерживал УАЗик. Тем не менее во время испытаний солдаты и офицеры отдавали дань простоте конструкции. Ходила даже шутка, что ЗАЗ-971Д можно разобрать, перевезти через речку, и быстро собрать на другом берегу.
ЗАЗ-969В
Однако внедорожник в Запорожье все-таки выпустили. Техзадание завод получил в 1963-м году, а машина увидела свет уже в следующем. Авто должно было иметь колесные редукторы вкупе с задним подключаемым приводом. Запорожский завод ввиду своей загруженности не мог производить новый внедорожник и поэтому передал опытный экземпляр, документацию в Луцк. Там находился машиностроительный завод, который скоро стал автомобильным.

Поэтому большинство граждан знают этот вездеход под именем ЛуАЗ. С ним связан интересный курьез. На первоначальном этапе завод имел слабую техническую базу и не мог производить некоторые агрегаты для полноприводной машины. В итоге первые образцы поставлялись с одним ведущим мостом. Это позволяет считать ЛуАЗ-969 первым советским переднеприводным автомобилем, пусть и произошло это случайно! Впоследствии «ошибку» исправили, и машина получила свою колесную формулу 4х4. Причем на это ушло несколько лет – первый полноприводный ЛуАЗ выехал из заводских ворот только в 1970-м.
Резюме
Все опытные образцы Запорожского завода, от которых шла речь, остались «доживать свои дни» на территории предприятия. Постепенно с них снимали детали и авто, покрываясь ржавчиной, превратились в хлам, который вскоре утилизировали. Исключение – «счастливая» судьба ЗАЗ-969В, превратившегося в ЛуАЗ, да «невыездных» пикапов, использовавшихся внутри завода.