Забытый ЗАЗ – от пикапа до минивэна
Производство знаменитого «горбатого» ЗАЗ-965 стартовало в конце 1960-го года. Модель производили всего пять лет, однако это не помешало стать ей популярной в народе. Хотя разработка автомобиля началась гораздо раньше – в конце 50-х. За образец брали такие западные модели, как VW «Жук», NSU Prinz 4 (в ФРГ до сих пор есть клуб его любителей), Isetta от BMW.
Изначально машина с названием «Москвич-444» должна была сходить с конвейера в столице. Но завод и так не справлялся с выпуском седанов, поэтому производство микролитражек решено было передать в Запорожье.
Первые прототипы появились еще в 1958-м году. В разработке нового автомобиля активное участие принимал НАМИ: в частности, известный дизайнер Юрий Долматовский.
Появлялось множество прототипов, из которых один, наконец-то отобрали для серийного производство. Одновременно шла работа по создании целого семейства на базе «Запорожца», включая даже экспортную версию.
В такое верится с трудом, но «горбатого» продавали за границу: не только в страны соцлагеря, но и Швейцарию, Финляндию. Произнести слово «Запорожец» для иностранцев было сравнимо с подвигом, поэтому экспортные версии получили иные имена: «Ялта» и «Элиет».
А чем отличались эти машины от серийных? По бокам закрепили хромированный молдинг, установили на крыле зеркало, а в салоне – пепельницу с приемником. В поздних версиях появились ремни безопасности. В техническом плане – все то же самое, что и у машин, предназначенных для отечественного рынка. И – ничего! За год экспортировали по несколько тысяч единиц техники.
Букв «С» в индексе означает «связь»: машина предназначена для перевозки почтовой корреспонденции. Этот «Запорожец» отличался от серийного наличием грузового отсека вместо заднего сиденья, а также …правым рулем. Это было нужно для того, чтобы почтальон-экспедитор сразу выходил на дорогу: так удобнее извлекать пачки корреспонденции.
Грузовой отсек, рассчитанный на 150 кг, был глухим и надежно защищал газеты от воздействия непогоды и жаркого солнца. Всего с конвейера сошло 600 экземпляров, ни один из которых до наших дней не добрался.
Эта версия массово не производилась и использовалась для внутризаводских нужд. Например, доставки узлов и агрегатов к конвейеру, вывоза мусора, отходов и т. п. Пикапчики делали из автомобилей, у которых забраковали заднюю часть кузова. Она просто вырезалась, за водителем и передним пассажиром вставляли перегородку с окошком. Впрочем, несколько экземпляров все же «вырвались» за пределы заводской территории.
Позже, когда предприятие перешло на выпуск нового «Запорожца», появились ЗАЗ-966АП. По сути это тот же ЗАЗ-965П, только на базе серийного «966»-го. В свободную торговлю эти автомобили не поставлялись.
Ее начали разрабатывать в год постановки на конвейер «горбатого». Первый прототип не очень-то похож на серийную машину: сложный передок, плоские воздухозаборники.
Зато на базе 966-го конструкторы предложили массу модификаций. В 1961-м группа сотрудников ЗАЗа приступила к разработкам.
Между собой инженеры и рабочие его почему-то называли «точило». Ну любят у нас в стране давать автомобилям слесарные клички: вспомните ВАЗ-2108 – «зубило»! Грузоподъемность машинки на базе «ушастого» «Запорожца» была «игрушечной» – 350 кг.
Однако, в головах конструкторов маячил удачный на то время немецкий VW Transporter, который успешно эксплуатировался на протяжении нескольких лет и был предметом зависти автоинженеров других стран, в т. ч. и из СССР.
На советские грузовички ставили двигатели в 23, а потом и 27 «лошадок». Силовой агрегат частично размещался под днищем, поэтому охлаждался лучше, чем серийный ЗАЗ. Средний расход топлива составлял 7,5 л на 100 км, максимальная скорость не превышала 75 км/ч. На заводе изготовили шесть вариантов автомобилей для будущей модельной линейки. Это фургончик, рассчитанный на 350 кг, пикап, бравший на борт уже 400 кг и даже нечто для того времени непонятное: грузопассажирский микро-автомобиль. В мире потом такие авто стали называть минивэнами. Можно смело сказать: запорожская модель с такой компоновкой стала одной из первых в мире!
К недостаткам можно отнести «горб» мотора, выпиравшего в салон. Из-за этого пара кресел в третьем ряду были разделены, т. к. между ними находился люк для обслуживания двигателя. А вот от грузовика ЗАЗ-970Г, появившегося в виде опытного экземпляра в 1962-м году, отказались чуть ли не сразу. Виной была большая, в полметра высота кузова: грузить что-либо на такую платформу было слишком неудобно.
Газеты вовсю расхваливали новую модельную линейку, предрекая ей большое будущее. В 1966-м планировалось собрать первые 50 экземпляров. Однако руководство завода решило по-иному: недостаточное выделение средств, отсутствие свободных производственных мощностей поставило крест на перспективной модельной линейке. Да и зачем напрягаться, создавая новые авто, когда и обычные «Запорожцы» не успевают делать: все идет нарасхват.
Вскоре на просторах СССР замелькали польские «Жуки», «Нисы» и о запорожских мини-грузовичках, фургончиках и пикапах как-то постепенно забыли.
Полноприводная версия, предназначавшаяся для военных. Хотя предлагался и гражданский вариант с удлиненной базой. Для МО СССР сделали машину с меньшим расстоянием между передними и задними колесами. И там, и там – упрощенный до нельзя кузов с тентованным верхом и опускаемым лобовым стеклом.
Однако военное руководство модель не заинтересовала – в армии свои позиции прочно удерживал УАЗик. Тем не менее во время испытаний солдаты и офицеры отдавали дань простоте конструкции. Ходила даже шутка, что ЗАЗ-971Д можно разобрать, перевезти через речку, и быстро собрать на другом берегу.
Однако внедорожник в Запорожье все-таки выпустили. Техзадание завод получил в 1963-м году, а машина увидела свет уже в следующем. Авто должно было иметь колесные редукторы вкупе с задним подключаемым приводом. Запорожский завод ввиду своей загруженности не мог производить новый внедорожник и поэтому передал опытный экземпляр, документацию в Луцк. Там находился машиностроительный завод, который скоро стал автомобильным.
Поэтому большинство граждан знают этот вездеход под именем ЛуАЗ. С ним связан интересный курьез. На первоначальном этапе завод имел слабую техническую базу и не мог производить некоторые агрегаты для полноприводной машины. В итоге первые образцы поставлялись с одним ведущим мостом. Это позволяет считать ЛуАЗ-969 первым советским переднеприводным автомобилем, пусть и произошло это случайно! Впоследствии «ошибку» исправили, и машина получила свою колесную формулу 4х4. Причем на это ушло несколько лет – первый полноприводный ЛуАЗ выехал из заводских ворот только в 1970-м.
Все опытные образцы Запорожского завода, от которых шла речь, остались «доживать свои дни» на территории предприятия. Постепенно с них снимали детали и авто, покрываясь ржавчиной, превратились в хлам, который вскоре утилизировали. Исключение – «счастливая» судьба ЗАЗ-969В, превратившегося в ЛуАЗ, да «невыездных» пикапов, использовавшихся внутри завода.
Изначально машина с названием «Москвич-444» должна была сходить с конвейера в столице. Но завод и так не справлялся с выпуском седанов, поэтому производство микролитражек решено было передать в Запорожье.
Так выглядел «Москвич-444». Фото: YouTube.com
Первые прототипы появились еще в 1958-м году. В разработке нового автомобиля активное участие принимал НАМИ: в частности, известный дизайнер Юрий Долматовский.
ЗАЗ-965
Появлялось множество прототипов, из которых один, наконец-то отобрали для серийного производство. Одновременно шла работа по создании целого семейства на базе «Запорожца», включая даже экспортную версию.
ЗАЗ-965АЭ
В такое верится с трудом, но «горбатого» продавали за границу: не только в страны соцлагеря, но и Швейцарию, Финляндию. Произнести слово «Запорожец» для иностранцев было сравнимо с подвигом, поэтому экспортные версии получили иные имена: «Ялта» и «Элиет».
Экспортный вариант не очень-то отличался от базовой модели. Фото: YouTube.com
А чем отличались эти машины от серийных? По бокам закрепили хромированный молдинг, установили на крыле зеркало, а в салоне – пепельницу с приемником. В поздних версиях появились ремни безопасности. В техническом плане – все то же самое, что и у машин, предназначенных для отечественного рынка. И – ничего! За год экспортировали по несколько тысяч единиц техники.
ЗАЗ-965С
Букв «С» в индексе означает «связь»: машина предназначена для перевозки почтовой корреспонденции. Этот «Запорожец» отличался от серийного наличием грузового отсека вместо заднего сиденья, а также …правым рулем. Это было нужно для того, чтобы почтальон-экспедитор сразу выходил на дорогу: так удобнее извлекать пачки корреспонденции.
Почтовых фургончиков выпустили совсем немного. Фото: YouTube.com
Грузовой отсек, рассчитанный на 150 кг, был глухим и надежно защищал газеты от воздействия непогоды и жаркого солнца. Всего с конвейера сошло 600 экземпляров, ни один из которых до наших дней не добрался.
ЗАЗ-965П
Эта версия массово не производилась и использовалась для внутризаводских нужд. Например, доставки узлов и агрегатов к конвейеру, вывоза мусора, отходов и т. п. Пикапчики делали из автомобилей, у которых забраковали заднюю часть кузова. Она просто вырезалась, за водителем и передним пассажиром вставляли перегородку с окошком. Впрочем, несколько экземпляров все же «вырвались» за пределы заводской территории.
Сегодня увидеть пикап на базе ЗАЗ-965 можно разве что, как модель. Фото: YouTube.com
Позже, когда предприятие перешло на выпуск нового «Запорожца», появились ЗАЗ-966АП. По сути это тот же ЗАЗ-965П, только на базе серийного «966»-го. В свободную торговлю эти автомобили не поставлялись.
ЗАЗ-966
Ее начали разрабатывать в год постановки на конвейер «горбатого». Первый прототип не очень-то похож на серийную машину: сложный передок, плоские воздухозаборники.
Так выглядел один из вариантов ЗАЗ-966. Фото: YouTube.com
Зато на базе 966-го конструкторы предложили массу модификаций. В 1961-м группа сотрудников ЗАЗа приступила к разработкам.
Заз-970
Между собой инженеры и рабочие его почему-то называли «точило». Ну любят у нас в стране давать автомобилям слесарные клички: вспомните ВАЗ-2108 – «зубило»! Грузоподъемность машинки на базе «ушастого» «Запорожца» была «игрушечной» – 350 кг.
По внешнему виду и не скажешь, что это «Запорожец». Фото: YouTube.com
Однако, в головах конструкторов маячил удачный на то время немецкий VW Transporter, который успешно эксплуатировался на протяжении нескольких лет и был предметом зависти автоинженеров других стран, в т. ч. и из СССР.
Технические особенности
На советские грузовички ставили двигатели в 23, а потом и 27 «лошадок». Силовой агрегат частично размещался под днищем, поэтому охлаждался лучше, чем серийный ЗАЗ. Средний расход топлива составлял 7,5 л на 100 км, максимальная скорость не превышала 75 км/ч. На заводе изготовили шесть вариантов автомобилей для будущей модельной линейки. Это фургончик, рассчитанный на 350 кг, пикап, бравший на борт уже 400 кг и даже нечто для того времени непонятное: грузопассажирский микро-автомобиль. В мире потом такие авто стали называть минивэнами. Можно смело сказать: запорожская модель с такой компоновкой стала одной из первых в мире!
Ну чем не минивэн? Фото: YouTube.com
К недостаткам можно отнести «горб» мотора, выпиравшего в салон. Из-за этого пара кресел в третьем ряду были разделены, т. к. между ними находился люк для обслуживания двигателя. А вот от грузовика ЗАЗ-970Г, появившегося в виде опытного экземпляра в 1962-м году, отказались чуть ли не сразу. Виной была большая, в полметра высота кузова: грузить что-либо на такую платформу было слишком неудобно.
И все-таки грузовичку попытались найти применение (на испытаниях). Фото: YouTube.com
Газеты вовсю расхваливали новую модельную линейку, предрекая ей большое будущее. В 1966-м планировалось собрать первые 50 экземпляров. Однако руководство завода решило по-иному: недостаточное выделение средств, отсутствие свободных производственных мощностей поставило крест на перспективной модельной линейке. Да и зачем напрягаться, создавая новые авто, когда и обычные «Запорожцы» не успевают делать: все идет нарасхват.
Еще одна из версий ЗАЗа. Фото: YouTube.com
Вскоре на просторах СССР замелькали польские «Жуки», «Нисы» и о запорожских мини-грузовичках, фургончиках и пикапах как-то постепенно забыли.
ЗАЗ-971Д
Полноприводная версия, предназначавшаяся для военных. Хотя предлагался и гражданский вариант с удлиненной базой. Для МО СССР сделали машину с меньшим расстоянием между передними и задними колесами. И там, и там – упрощенный до нельзя кузов с тентованным верхом и опускаемым лобовым стеклом.
Военный ЗАЗ отличался простотой конструкции. Фото: YouTube.com
Однако военное руководство модель не заинтересовала – в армии свои позиции прочно удерживал УАЗик. Тем не менее во время испытаний солдаты и офицеры отдавали дань простоте конструкции. Ходила даже шутка, что ЗАЗ-971Д можно разобрать, перевезти через речку, и быстро собрать на другом берегу.
ЗАЗ-969В
Однако внедорожник в Запорожье все-таки выпустили. Техзадание завод получил в 1963-м году, а машина увидела свет уже в следующем. Авто должно было иметь колесные редукторы вкупе с задним подключаемым приводом. Запорожский завод ввиду своей загруженности не мог производить новый внедорожник и поэтому передал опытный экземпляр, документацию в Луцк. Там находился машиностроительный завод, который скоро стал автомобильным.
Пока еще ЗАЗ-969В. Фото: YouTube.com
Поэтому большинство граждан знают этот вездеход под именем ЛуАЗ. С ним связан интересный курьез. На первоначальном этапе завод имел слабую техническую базу и не мог производить некоторые агрегаты для полноприводной машины. В итоге первые образцы поставлялись с одним ведущим мостом. Это позволяет считать ЛуАЗ-969 первым советским переднеприводным автомобилем, пусть и произошло это случайно! Впоследствии «ошибку» исправили, и машина получила свою колесную формулу 4х4. Причем на это ушло несколько лет – первый полноприводный ЛуАЗ выехал из заводских ворот только в 1970-м.
Резюме
Все опытные образцы Запорожского завода, от которых шла речь, остались «доживать свои дни» на территории предприятия. Постепенно с них снимали детали и авто, покрываясь ржавчиной, превратились в хлам, который вскоре утилизировали. Исключение – «счастливая» судьба ЗАЗ-969В, превратившегося в ЛуАЗ, да «невыездных» пикапов, использовавшихся внутри завода.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....