
«ЛАЗ Украина – 67» или забытый успех Совавтопрома
Первое, что притягивает при взгляде на автобус – его необычный дизайн, который и сегодня привлекателен. Речь идет об экспериментальной машине, выпущенной в 1967-м году. «ЛАЗ Украина – 67» в то время удивляла своим закругленным передком и скошенной кормой со спойлером. Проектируя машину, художники-конструкторы стремились в одном автобусе совместить две эпохи: уходящую скругленную классику с ее окнами на крышных скатах, и грядущее будущее наступающих 70-х.
Передок машины был непривычно для того времени наклонен назад. Фары утоплены в кузов (одна из трех – на крыше, как у локомотива), между ними – излом, под которым передок «уходит» вниз. Корма – вообще какая-то фантастика! Задняя часть автобуса как бы «сломана» посередине. При этом верх сверху увенчан спойлером.
Корма автобуса: эксперимент или успех дизайнеров? Фото: YouTube.com
Низ представляет собой крышку моторного отсека, наклоненную внутрь кормы. Задняя оптика предложена в виде огромных (по тем временам) фонарей, размещенных в ряд друг над другом.
В движение машина приводилась стандартным двигателем от ЗиЛ-130, выдававшего 180 «лошадей». Карбюраторная «восьмерка», работавшая в паре с механической пятиступенчатой КПП, разгоняла технику до 100 км/ч. Плавность хода обеспечивала пневматическая подвеска, легкость управления – гидроусилитель руля. Основные агрегаты, узлы «авангардной» машины унифицировали со стоявшим на конвейере ЛАЗ-699А. Стоит добавить: по технической части автобус соответствовал не только советским, но и международным стандартам.
«Украина – 67», «как рабочая лошадка» ЛАЗ-699А, уверенно рассекала по городам и весям на испытаниях. Фото: YouTube.com
Внутри располагались кресла, похожие на самолетные и рассчитанные на 37 пассажиров. Кондиционер отсутствовал, но зато была хорошо продуманная система вентиляции, которая на «отлично» справлялась со своей задачей при движении: в салоне летом было не жарко.
Кресла – как в авиалайнере. Фото: YouTube.com
Из комфортных «опций» – гардероб в задней части, плюс, умывальник. Но если демонтировать пять посадочных мест, допускалась установка санузла и буфета. Как раз в такой «максимальной комплектации» показывали автобус общественности за границей.
В мае 67-го машину решили продемонстрировать на выставке в Ницце. Автобус не только достойно смотрелся на фоне западных «соперников», но и резко выделялся из их ряда своим экстерьером. За дизайн машина получила серебряную медаль. Кроме того, один кубок вручили советской делегации за техническое оснащение, а второй стал подтверждением мастерства вождения экипажа. А еще был специальный приз от французского президента.
Почему данная модель не пошла в серию – остается загадкой. Все было, что надо: унификация с серийными машинами, международное признание. Не исключено, что автобус посчитали устаревшим. Поэтому в следующем году выпустили модернизированный вариант, названный по аналогии, «Украина-68». Фактически машина по технической части ничем не отличалась от предшественника. А вот в плане экстерьера технику решили «осовременить». При этом корму оставили прежней, а в передок «воткнули» модные прямоугольные фары (третью сверху убрали).
Преемник с прямоугольными фарами уже смотрелся обыденно. Фото: YouTube.com
Машину привезли на очередную выставку в Ниццу, но – увы! Лишенный индивидуальности автобус мало кого заинтересовал. Тем более: жюри хорошо помнило его предшественника. Что касается советской экспозиции, народ в основном толпился у «ПАЗ Турист-люкс». Хотя и ему в этот раз не удалось получить сколь-нибудь значимых наград. А «ЛАЗ Украина-67», выработав свой ресурс, отправился «на пенсию».
Экстерьер и его оригинальность
Передок машины был непривычно для того времени наклонен назад. Фары утоплены в кузов (одна из трех – на крыше, как у локомотива), между ними – излом, под которым передок «уходит» вниз. Корма – вообще какая-то фантастика! Задняя часть автобуса как бы «сломана» посередине. При этом верх сверху увенчан спойлером.

Низ представляет собой крышку моторного отсека, наклоненную внутрь кормы. Задняя оптика предложена в виде огромных (по тем временам) фонарей, размещенных в ряд друг над другом.
Эксплуатационные данные
В движение машина приводилась стандартным двигателем от ЗиЛ-130, выдававшего 180 «лошадей». Карбюраторная «восьмерка», работавшая в паре с механической пятиступенчатой КПП, разгоняла технику до 100 км/ч. Плавность хода обеспечивала пневматическая подвеска, легкость управления – гидроусилитель руля. Основные агрегаты, узлы «авангардной» машины унифицировали со стоявшим на конвейере ЛАЗ-699А. Стоит добавить: по технической части автобус соответствовал не только советским, но и международным стандартам.

Внутри располагались кресла, похожие на самолетные и рассчитанные на 37 пассажиров. Кондиционер отсутствовал, но зато была хорошо продуманная система вентиляции, которая на «отлично» справлялась со своей задачей при движении: в салоне летом было не жарко.

Из комфортных «опций» – гардероб в задней части, плюс, умывальник. Но если демонтировать пять посадочных мест, допускалась установка санузла и буфета. Как раз в такой «максимальной комплектации» показывали автобус общественности за границей.
Международное признание
В мае 67-го машину решили продемонстрировать на выставке в Ницце. Автобус не только достойно смотрелся на фоне западных «соперников», но и резко выделялся из их ряда своим экстерьером. За дизайн машина получила серебряную медаль. Кроме того, один кубок вручили советской делегации за техническое оснащение, а второй стал подтверждением мастерства вождения экипажа. А еще был специальный приз от французского президента.
Модернизация
Почему данная модель не пошла в серию – остается загадкой. Все было, что надо: унификация с серийными машинами, международное признание. Не исключено, что автобус посчитали устаревшим. Поэтому в следующем году выпустили модернизированный вариант, названный по аналогии, «Украина-68». Фактически машина по технической части ничем не отличалась от предшественника. А вот в плане экстерьера технику решили «осовременить». При этом корму оставили прежней, а в передок «воткнули» модные прямоугольные фары (третью сверху убрали).

По технической части автобус получил автоматические двери, более удобные кресла, расстояние между которыми увеличили, правда в ущерб пассажировместимости (осталось 28 кресел).
Машину привезли на очередную выставку в Ниццу, но – увы! Лишенный индивидуальности автобус мало кого заинтересовал. Тем более: жюри хорошо помнило его предшественника. Что касается советской экспозиции, народ в основном толпился у «ПАЗ Турист-люкс». Хотя и ему в этот раз не удалось получить сколь-нибудь значимых наград. А «ЛАЗ Украина-67», выработав свой ресурс, отправился «на пенсию».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....