
«ЛАЗ Украина – 67» или забытый успех Совавтопрома
Первое, что притягивает при взгляде на автобус – его необычный дизайн, который и сегодня привлекателен. Речь идет об экспериментальной машине, выпущенной в 1967-м году. «ЛАЗ Украина – 67» в то время удивляла своим закругленным передком и скошенной кормой со спойлером. Проектируя машину, художники-конструкторы стремились в одном автобусе совместить две эпохи: уходящую скругленную классику с ее окнами на крышных скатах, и грядущее будущее наступающих 70-х.
Передок машины был непривычно для того времени наклонен назад. Фары утоплены в кузов (одна из трех – на крыше, как у локомотива), между ними – излом, под которым передок «уходит» вниз. Корма – вообще какая-то фантастика! Задняя часть автобуса как бы «сломана» посередине. При этом верх сверху увенчан спойлером.
Корма автобуса: эксперимент или успех дизайнеров? Фото: YouTube.com
Низ представляет собой крышку моторного отсека, наклоненную внутрь кормы. Задняя оптика предложена в виде огромных (по тем временам) фонарей, размещенных в ряд друг над другом.
В движение машина приводилась стандартным двигателем от ЗиЛ-130, выдававшего 180 «лошадей». Карбюраторная «восьмерка», работавшая в паре с механической пятиступенчатой КПП, разгоняла технику до 100 км/ч. Плавность хода обеспечивала пневматическая подвеска, легкость управления – гидроусилитель руля. Основные агрегаты, узлы «авангардной» машины унифицировали со стоявшим на конвейере ЛАЗ-699А. Стоит добавить: по технической части автобус соответствовал не только советским, но и международным стандартам.
«Украина – 67», «как рабочая лошадка» ЛАЗ-699А, уверенно рассекала по городам и весям на испытаниях. Фото: YouTube.com
Внутри располагались кресла, похожие на самолетные и рассчитанные на 37 пассажиров. Кондиционер отсутствовал, но зато была хорошо продуманная система вентиляции, которая на «отлично» справлялась со своей задачей при движении: в салоне летом было не жарко.
Кресла – как в авиалайнере. Фото: YouTube.com
Из комфортных «опций» – гардероб в задней части, плюс, умывальник. Но если демонтировать пять посадочных мест, допускалась установка санузла и буфета. Как раз в такой «максимальной комплектации» показывали автобус общественности за границей.
В мае 67-го машину решили продемонстрировать на выставке в Ницце. Автобус не только достойно смотрелся на фоне западных «соперников», но и резко выделялся из их ряда своим экстерьером. За дизайн машина получила серебряную медаль. Кроме того, один кубок вручили советской делегации за техническое оснащение, а второй стал подтверждением мастерства вождения экипажа. А еще был специальный приз от французского президента.
Почему данная модель не пошла в серию – остается загадкой. Все было, что надо: унификация с серийными машинами, международное признание. Не исключено, что автобус посчитали устаревшим. Поэтому в следующем году выпустили модернизированный вариант, названный по аналогии, «Украина-68». Фактически машина по технической части ничем не отличалась от предшественника. А вот в плане экстерьера технику решили «осовременить». При этом корму оставили прежней, а в передок «воткнули» модные прямоугольные фары (третью сверху убрали).
Преемник с прямоугольными фарами уже смотрелся обыденно. Фото: YouTube.com
Машину привезли на очередную выставку в Ниццу, но – увы! Лишенный индивидуальности автобус мало кого заинтересовал. Тем более: жюри хорошо помнило его предшественника. Что касается советской экспозиции, народ в основном толпился у «ПАЗ Турист-люкс». Хотя и ему в этот раз не удалось получить сколь-нибудь значимых наград. А «ЛАЗ Украина-67», выработав свой ресурс, отправился «на пенсию».
Экстерьер и его оригинальность
Передок машины был непривычно для того времени наклонен назад. Фары утоплены в кузов (одна из трех – на крыше, как у локомотива), между ними – излом, под которым передок «уходит» вниз. Корма – вообще какая-то фантастика! Задняя часть автобуса как бы «сломана» посередине. При этом верх сверху увенчан спойлером.

Низ представляет собой крышку моторного отсека, наклоненную внутрь кормы. Задняя оптика предложена в виде огромных (по тем временам) фонарей, размещенных в ряд друг над другом.
Эксплуатационные данные
В движение машина приводилась стандартным двигателем от ЗиЛ-130, выдававшего 180 «лошадей». Карбюраторная «восьмерка», работавшая в паре с механической пятиступенчатой КПП, разгоняла технику до 100 км/ч. Плавность хода обеспечивала пневматическая подвеска, легкость управления – гидроусилитель руля. Основные агрегаты, узлы «авангардной» машины унифицировали со стоявшим на конвейере ЛАЗ-699А. Стоит добавить: по технической части автобус соответствовал не только советским, но и международным стандартам.

Внутри располагались кресла, похожие на самолетные и рассчитанные на 37 пассажиров. Кондиционер отсутствовал, но зато была хорошо продуманная система вентиляции, которая на «отлично» справлялась со своей задачей при движении: в салоне летом было не жарко.

Из комфортных «опций» – гардероб в задней части, плюс, умывальник. Но если демонтировать пять посадочных мест, допускалась установка санузла и буфета. Как раз в такой «максимальной комплектации» показывали автобус общественности за границей.
Международное признание
В мае 67-го машину решили продемонстрировать на выставке в Ницце. Автобус не только достойно смотрелся на фоне западных «соперников», но и резко выделялся из их ряда своим экстерьером. За дизайн машина получила серебряную медаль. Кроме того, один кубок вручили советской делегации за техническое оснащение, а второй стал подтверждением мастерства вождения экипажа. А еще был специальный приз от французского президента.
Модернизация
Почему данная модель не пошла в серию – остается загадкой. Все было, что надо: унификация с серийными машинами, международное признание. Не исключено, что автобус посчитали устаревшим. Поэтому в следующем году выпустили модернизированный вариант, названный по аналогии, «Украина-68». Фактически машина по технической части ничем не отличалась от предшественника. А вот в плане экстерьера технику решили «осовременить». При этом корму оставили прежней, а в передок «воткнули» модные прямоугольные фары (третью сверху убрали).

По технической части автобус получил автоматические двери, более удобные кресла, расстояние между которыми увеличили, правда в ущерб пассажировместимости (осталось 28 кресел).
Машину привезли на очередную выставку в Ниццу, но – увы! Лишенный индивидуальности автобус мало кого заинтересовал. Тем более: жюри хорошо помнило его предшественника. Что касается советской экспозиции, народ в основном толпился у «ПАЗ Турист-люкс». Хотя и ему в этот раз не удалось получить сколь-нибудь значимых наград. А «ЛАЗ Украина-67», выработав свой ресурс, отправился «на пенсию».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас