«ЛАЗ Украина – 67» или забытый успех Совавтопрома
Первое, что притягивает при взгляде на автобус – его необычный дизайн, который и сегодня привлекателен. Речь идет об экспериментальной машине, выпущенной в 1967-м году. «ЛАЗ Украина – 67» в то время удивляла своим закругленным передком и скошенной кормой со спойлером. Проектируя машину, художники-конструкторы стремились в одном автобусе совместить две эпохи: уходящую скругленную классику с ее окнами на крышных скатах, и грядущее будущее наступающих 70-х.
Передок машины был непривычно для того времени наклонен назад. Фары утоплены в кузов (одна из трех – на крыше, как у локомотива), между ними – излом, под которым передок «уходит» вниз. Корма – вообще какая-то фантастика! Задняя часть автобуса как бы «сломана» посередине. При этом верх сверху увенчан спойлером.
Низ представляет собой крышку моторного отсека, наклоненную внутрь кормы. Задняя оптика предложена в виде огромных (по тем временам) фонарей, размещенных в ряд друг над другом.
В движение машина приводилась стандартным двигателем от ЗиЛ-130, выдававшего 180 «лошадей». Карбюраторная «восьмерка», работавшая в паре с механической пятиступенчатой КПП, разгоняла технику до 100 км/ч. Плавность хода обеспечивала пневматическая подвеска, легкость управления – гидроусилитель руля. Основные агрегаты, узлы «авангардной» машины унифицировали со стоявшим на конвейере ЛАЗ-699А. Стоит добавить: по технической части автобус соответствовал не только советским, но и международным стандартам.
Внутри располагались кресла, похожие на самолетные и рассчитанные на 37 пассажиров. Кондиционер отсутствовал, но зато была хорошо продуманная система вентиляции, которая на «отлично» справлялась со своей задачей при движении: в салоне летом было не жарко.
Из комфортных «опций» – гардероб в задней части, плюс, умывальник. Но если демонтировать пять посадочных мест, допускалась установка санузла и буфета. Как раз в такой «максимальной комплектации» показывали автобус общественности за границей.
В мае 67-го машину решили продемонстрировать на выставке в Ницце. Автобус не только достойно смотрелся на фоне западных «соперников», но и резко выделялся из их ряда своим экстерьером. За дизайн машина получила серебряную медаль. Кроме того, один кубок вручили советской делегации за техническое оснащение, а второй стал подтверждением мастерства вождения экипажа. А еще был специальный приз от французского президента.
Почему данная модель не пошла в серию – остается загадкой. Все было, что надо: унификация с серийными машинами, международное признание. Не исключено, что автобус посчитали устаревшим. Поэтому в следующем году выпустили модернизированный вариант, названный по аналогии, «Украина-68». Фактически машина по технической части ничем не отличалась от предшественника. А вот в плане экстерьера технику решили «осовременить». При этом корму оставили прежней, а в передок «воткнули» модные прямоугольные фары (третью сверху убрали).
Машину привезли на очередную выставку в Ниццу, но – увы! Лишенный индивидуальности автобус мало кого заинтересовал. Тем более: жюри хорошо помнило его предшественника. Что касается советской экспозиции, народ в основном толпился у «ПАЗ Турист-люкс». Хотя и ему в этот раз не удалось получить сколь-нибудь значимых наград. А «ЛАЗ Украина-67», выработав свой ресурс, отправился «на пенсию».
Экстерьер и его оригинальность
Передок машины был непривычно для того времени наклонен назад. Фары утоплены в кузов (одна из трех – на крыше, как у локомотива), между ними – излом, под которым передок «уходит» вниз. Корма – вообще какая-то фантастика! Задняя часть автобуса как бы «сломана» посередине. При этом верх сверху увенчан спойлером.
Корма автобуса: эксперимент или успех дизайнеров? Фото: YouTube.com
Низ представляет собой крышку моторного отсека, наклоненную внутрь кормы. Задняя оптика предложена в виде огромных (по тем временам) фонарей, размещенных в ряд друг над другом.
Эксплуатационные данные
В движение машина приводилась стандартным двигателем от ЗиЛ-130, выдававшего 180 «лошадей». Карбюраторная «восьмерка», работавшая в паре с механической пятиступенчатой КПП, разгоняла технику до 100 км/ч. Плавность хода обеспечивала пневматическая подвеска, легкость управления – гидроусилитель руля. Основные агрегаты, узлы «авангардной» машины унифицировали со стоявшим на конвейере ЛАЗ-699А. Стоит добавить: по технической части автобус соответствовал не только советским, но и международным стандартам.
«Украина – 67», «как рабочая лошадка» ЛАЗ-699А, уверенно рассекала по городам и весям на испытаниях. Фото: YouTube.com
Внутри располагались кресла, похожие на самолетные и рассчитанные на 37 пассажиров. Кондиционер отсутствовал, но зато была хорошо продуманная система вентиляции, которая на «отлично» справлялась со своей задачей при движении: в салоне летом было не жарко.
Кресла – как в авиалайнере. Фото: YouTube.com
Из комфортных «опций» – гардероб в задней части, плюс, умывальник. Но если демонтировать пять посадочных мест, допускалась установка санузла и буфета. Как раз в такой «максимальной комплектации» показывали автобус общественности за границей.
Международное признание
В мае 67-го машину решили продемонстрировать на выставке в Ницце. Автобус не только достойно смотрелся на фоне западных «соперников», но и резко выделялся из их ряда своим экстерьером. За дизайн машина получила серебряную медаль. Кроме того, один кубок вручили советской делегации за техническое оснащение, а второй стал подтверждением мастерства вождения экипажа. А еще был специальный приз от французского президента.
Модернизация
Почему данная модель не пошла в серию – остается загадкой. Все было, что надо: унификация с серийными машинами, международное признание. Не исключено, что автобус посчитали устаревшим. Поэтому в следующем году выпустили модернизированный вариант, названный по аналогии, «Украина-68». Фактически машина по технической части ничем не отличалась от предшественника. А вот в плане экстерьера технику решили «осовременить». При этом корму оставили прежней, а в передок «воткнули» модные прямоугольные фары (третью сверху убрали).
Преемник с прямоугольными фарами уже смотрелся обыденно. Фото: YouTube.com
По технической части автобус получил автоматические двери, более удобные кресла, расстояние между которыми увеличили, правда в ущерб пассажировместимости (осталось 28 кресел).
Машину привезли на очередную выставку в Ниццу, но – увы! Лишенный индивидуальности автобус мало кого заинтересовал. Тем более: жюри хорошо помнило его предшественника. Что касается советской экспозиции, народ в основном толпился у «ПАЗ Турист-люкс». Хотя и ему в этот раз не удалось получить сколь-нибудь значимых наград. А «ЛАЗ Украина-67», выработав свой ресурс, отправился «на пенсию».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....