«Автомат» или «механика» – какая коробка лучше и почему
Согласно статистике, количество транспортных средств с автоматической коробкой передач, продаваемых в России, уже давно перевалило за 50%. Большинство машин, предлагаемых в максимальной комплектации уже в обязательном порядке оснащаются АКПП. Многие автопроизводители уверены, что «механика» – прошлый век. Так ли это?
С первым достоинством покупатель встречается уже в автосалоне. Выясняется, что машина с «автоматом» стоит дороже. Это значит, что и за обслуживание, ремонт тоже придется заплатить немало. Особенно если учесть, что в большинстве «автоматов» масло нужно менять в обязательном порядке. Например, для вариаторов (одна из разновидностей АКПП) через каждые 40-50 тыс. км. В современные механические коробки смазку (она стоит дешевле ATF) заливают чаще всего на весь срок эксплуатации.
Следующий плюс «механики» – экономия горючего. Водитель сам решает, нужно ли переключаться на повышенную скорость при достижении, например, 2500 об/мин. или раньше. Обгон с МКПП получается резвей – не зря большинство спорткаров оснащаются «механикой». Еще одно достоинство заключается в отсутствии необходимости долгого (не менее 10 мин.) прогрева авто, точнее, АКПП, в морозы. Здесь тоже налицо экономия горючего. Ну и еще одно преимущество – самостоятельный выбор стиля вождения.
Двигатель, оснащенный АКПП, постоянно работает в «щадящем» режиме. Перед переключением учитывается скорость авто, число оборотов коленвала, т. е. данные бортового компьютера. «Автомат» не станет «насиловать» мотор и не допустит переваливания стрелки тахометра в красную зону при переключениях и разгоне. А это значит, что ресурс двигателя увеличится.
Еще один плюс, причем неоспоримый – городские поездки. В этом режиме водителю авто с «механикой» придется постоянно нажимать на сцепление, переключать передачи. По статистике, за 1 км езды в «пробке» приходится совершать переходы с одной скорости на другую примерно 40 раз! Иное дело – «автомат»: дави на тормоз, газ, не трогая ручку КПП. Так что сделать однозначный вывод, какая коробка лучше – автоматическая или механическая, нельзя. Но вот о самых популярных и надежных из них рассказать стоит.
Из европейских компаний хочется отметить немецкую ZF. По популярности и сроку службы агрегат стоит на лидирующих позициях. Хоть устройство имеет проблемы с мехатроником и износом фрикциона гидротрансформатора, все равно считается самой надежной и комфортной.
При условии грамотного техобслуживания и своевременного капремонта, коробка проходит и 1 млн. км. Модель 6HP26/6HP28/6HP32 устанавливается на авто с объемом двигателя менее 6 л:
Вторая по надежности и распространенности – коробка 01М от Audi, производимая с 1995 г. Отличается хорошей ремонтопригодностью, при правильном и регулярном ТО проходит не менее 500 тыс. км. Обновленной моделью АКПП DP2/DP8 оснащаются автомобили:
Из наиболее доступных и популярных АКПП стоит выделить модель JF414E от японского производителя Jatco, сделанную по заказу АвтоВАЗа. Агрегат адаптирован к российским условиям. Коробка имеет простую конструкцию, отличается «неубиваемостью» и допускает применение не только рекомендованного масла, но и более дешевых аналогов. Теоретический пробег без капремонта составляет от 200 до 400 тыс. км.
Такая же АКПП стоит сегодня на «Калине». А вот «Приора» с 16 клапанами и 106-сильным мотором комплектуется автоматическим агрегатом от ZF. Что касается «чисто» российских АКПП, по качеству и надежности впереди идет продукт от фирмы «КАТЕ», устанавливаемый на авто Aurus. Это 9-ступенчатая трансмиссия, отличающаяся отсутствием традиционного гидротрансформатора. В 2006 г. моделью FT703 оснащались «Калины», но в серию агрегаты так и не пошли. Ресурс коробки заявлен в 250 тыс. км.
По данным статистики ежегодно в мире спрос на машины с МКПП падает примерно на 7%. И это несмотря на то, что современные механические коробки эффективнее и надежнее своих предшественников. Но автопроизводители учитывают предпочтения своих покупателей, среди которых все еще немало поклонников «механики». Подтверждением этому служат модели авто, выпускаемые с МКПП.
Небольшой и мощный автомобиль, традиционно комплектуемый МКПП. Без «механики» эта популярная модель теряет свою уникальную «агрессивность». Это мгновенный набор «сотни» с места, быстрые и короткие переключения, обгоны и т. д. Машина очень часто используется для дрифта, который с автоматом невозможен.
Быстрые и компактные машины. Хэтчбек и седан характеризуются малым расходом горючего. А GTI отличается хорошей производительностью. Автомобили оснащаются шестиступенчатой механической трансмиссией. Конечно, есть и вариант «автомата» с двойным сцеплением и семью диапазонами.
Оснащаются «механикой», если покупатель выбирает авто с двигателем большого объема. МКПП имеет шесть ступеней. Tacoma оборудуется механикой в комплектациях TRD Sport, Off-Road, Pro. Другие авто зарубежного производства, выпускаемые с МКПП:
Очевидно, что западные производители пока не собираются отказываться от механики. Хотя она чаще устанавливается на машины спортивного типа или «реальные» внедорожники (не «паркетники»).
Значительная часть отечественных автолюбителей, приобретая машину, сошедшую с конвейера в РФ, отдают предпочтение транспортным средствам с «механикой». В первую очередь это внедорожник УАЗ «Патриот» и «Нива». Желающих купить эту технику с импортным «автоматом» не так много. Также традиционно россияне, выбирая авто подешевле, приобретают Lada Granta с МКПП, а также Vesta и XRay.
Российские производители пока не радуют соотечественников собственными коробками-«автоматами». Повсеместно устанавливаются импортные агрегаты, доработанные под условия РФ. А это суровая зима и плохие дороги. Поэтому неудивительно, что покупатели российских авто отдают предпочтение «механике», т. к. с установленным импортным «автоматом» машина будет стоить дороже.
Многое зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы живете в крупном городе и совершаете путешествия только по хорошим магистралям, лучший вариант – автоматическая трансмиссия. При проживании в отдаленной местности, где дороги не отличаются высоким качеством и ближайший нормальный автосервис находится за много километров, лучше ездить на машине с «механикой». То же самое можно сказать о внедорожниках.
Преимущества МКПП
С первым достоинством покупатель встречается уже в автосалоне. Выясняется, что машина с «автоматом» стоит дороже. Это значит, что и за обслуживание, ремонт тоже придется заплатить немало. Особенно если учесть, что в большинстве «автоматов» масло нужно менять в обязательном порядке. Например, для вариаторов (одна из разновидностей АКПП) через каждые 40-50 тыс. км. В современные механические коробки смазку (она стоит дешевле ATF) заливают чаще всего на весь срок эксплуатации.
Следующий плюс «механики» – экономия горючего. Водитель сам решает, нужно ли переключаться на повышенную скорость при достижении, например, 2500 об/мин. или раньше. Обгон с МКПП получается резвей – не зря большинство спорткаров оснащаются «механикой». Еще одно достоинство заключается в отсутствии необходимости долгого (не менее 10 мин.) прогрева авто, точнее, АКПП, в морозы. Здесь тоже налицо экономия горючего. Ну и еще одно преимущество – самостоятельный выбор стиля вождения.
Достоинства коробки-«автомата»
Двигатель, оснащенный АКПП, постоянно работает в «щадящем» режиме. Перед переключением учитывается скорость авто, число оборотов коленвала, т. е. данные бортового компьютера. «Автомат» не станет «насиловать» мотор и не допустит переваливания стрелки тахометра в красную зону при переключениях и разгоне. А это значит, что ресурс двигателя увеличится.
Еще один плюс, причем неоспоримый – городские поездки. В этом режиме водителю авто с «механикой» придется постоянно нажимать на сцепление, переключать передачи. По статистике, за 1 км езды в «пробке» приходится совершать переходы с одной скорости на другую примерно 40 раз! Иное дело – «автомат»: дави на тормоз, газ, не трогая ручку КПП. Так что сделать однозначный вывод, какая коробка лучше – автоматическая или механическая, нельзя. Но вот о самых популярных и надежных из них рассказать стоит.
АКПП зарубежного производства
Из европейских компаний хочется отметить немецкую ZF. По популярности и сроку службы агрегат стоит на лидирующих позициях. Хоть устройство имеет проблемы с мехатроником и износом фрикциона гидротрансформатора, все равно считается самой надежной и комфортной.
Демонтированная АКПП ZF. Средняя цена контрактного агрегата для Land Rover Discovery: 45000 руб. Фото: Youtube. com
При условии грамотного техобслуживания и своевременного капремонта, коробка проходит и 1 млн. км. Модель 6HP26/6HP28/6HP32 устанавливается на авто с объемом двигателя менее 6 л:
- ✅ Audi (A4-A6, Q7)
- ✅ BMW (3, 5-7 серии и Х3, Ч5, Ч6)
- ✅ Bentley
- ✅ VW Phaeton и другие машины
Вторая по надежности и распространенности – коробка 01М от Audi, производимая с 1995 г. Отличается хорошей ремонтопригодностью, при правильном и регулярном ТО проходит не менее 500 тыс. км. Обновленной моделью АКПП DP2/DP8 оснащаются автомобили:
- ✅ Renault (Logan, Laguna, Clio и другие модели)
- ✅ Peugeot (206-207, 307-308 и 407-408)
- ✅ Citroen (C3-C5, C8)
Коробка чувствительна к перегреву – температуру необходимо поддерживать в диапазоне от +75 до +90 С°. При умеренном стиле вождения первый капремонт необходим после 200 тыс. км пробега.
Российские «автоматы»
Из наиболее доступных и популярных АКПП стоит выделить модель JF414E от японского производителя Jatco, сделанную по заказу АвтоВАЗа. Агрегат адаптирован к российским условиям. Коробка имеет простую конструкцию, отличается «неубиваемостью» и допускает применение не только рекомендованного масла, но и более дешевых аналогов. Теоретический пробег без капремонта составляет от 200 до 400 тыс. км.
АКПП Jatco со снятым поддоном. Средняя цена контрактного агрегата RE4F04: 30000 руб. Фото: Youtube. com
Такая же АКПП стоит сегодня на «Калине». А вот «Приора» с 16 клапанами и 106-сильным мотором комплектуется автоматическим агрегатом от ZF. Что касается «чисто» российских АКПП, по качеству и надежности впереди идет продукт от фирмы «КАТЕ», устанавливаемый на авто Aurus. Это 9-ступенчатая трансмиссия, отличающаяся отсутствием традиционного гидротрансформатора. В 2006 г. моделью FT703 оснащались «Калины», но в серию агрегаты так и не пошли. Ресурс коробки заявлен в 250 тыс. км.
Российская АКПП от КАТЕ, модель R932, устанавливаемая на президентский автомобиль.Фото: Youtube. com
Все же «роботы» российского производства, а именно модель АМТ, сегодня серийно выпускаются и устанавливаются на ту же «Калину» (японский «автомат» хоть морально и устарел, но дороговат), Lada Granta (ранее ими комплектовались Priora), Vesta, XRay.
Лучшая зарубежная «механика»
По данным статистики ежегодно в мире спрос на машины с МКПП падает примерно на 7%. И это несмотря на то, что современные механические коробки эффективнее и надежнее своих предшественников. Но автопроизводители учитывают предпочтения своих покупателей, среди которых все еще немало поклонников «механики». Подтверждением этому служат модели авто, выпускаемые с МКПП.
Ford Fiesta ST
Небольшой и мощный автомобиль, традиционно комплектуемый МКПП. Без «механики» эта популярная модель теряет свою уникальную «агрессивность». Это мгновенный набор «сотни» с места, быстрые и короткие переключения, обгоны и т. д. Машина очень часто используется для дрифта, который с автоматом невозможен.
VW Golf, Jetta, GTI
Быстрые и компактные машины. Хэтчбек и седан характеризуются малым расходом горючего. А GTI отличается хорошей производительностью. Автомобили оснащаются шестиступенчатой механической трансмиссией. Конечно, есть и вариант «автомата» с двойным сцеплением и семью диапазонами.
Toyota Corolla и Tacoma
Оснащаются «механикой», если покупатель выбирает авто с двигателем большого объема. МКПП имеет шесть ступеней. Tacoma оборудуется механикой в комплектациях TRD Sport, Off-Road, Pro. Другие авто зарубежного производства, выпускаемые с МКПП:
- ✅ BMW 2 серии, а также М2-М4
- ✅ Kia Forte, Soul
- ✅ Mazda 3
- ✅ Honda Civic
- ✅ Subaru WRX
- ✅ Porsche 911
- ✅ Nissan 370Z и иные авто
Очевидно, что западные производители пока не собираются отказываться от механики. Хотя она чаще устанавливается на машины спортивного типа или «реальные» внедорожники (не «паркетники»).
Авто с российскими МКПП
Значительная часть отечественных автолюбителей, приобретая машину, сошедшую с конвейера в РФ, отдают предпочтение транспортным средствам с «механикой». В первую очередь это внедорожник УАЗ «Патриот» и «Нива». Желающих купить эту технику с импортным «автоматом» не так много. Также традиционно россияне, выбирая авто подешевле, приобретают Lada Granta с МКПП, а также Vesta и XRay.
Российские производители пока не радуют соотечественников собственными коробками-«автоматами». Повсеместно устанавливаются импортные агрегаты, доработанные под условия РФ. А это суровая зима и плохие дороги. Поэтому неудивительно, что покупатели российских авто отдают предпочтение «механике», т. к. с установленным импортным «автоматом» машина будет стоить дороже.
Что выбрать?
Многое зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы живете в крупном городе и совершаете путешествия только по хорошим магистралям, лучший вариант – автоматическая трансмиссия. При проживании в отдаленной местности, где дороги не отличаются высоким качеством и ближайший нормальный автосервис находится за много километров, лучше ездить на машине с «механикой». То же самое можно сказать о внедорожниках.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Подводный арктический газовоз «Пилигрим» заменит трубопроводы
Доставка углеводородов подводным газовозом, да еще под арктическими льдами – не фантастика ли? О проекте 2019-го года сегодня вспомнили не случайно. Реальная...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
ПД-8 будут испытывать на летающей лаборатории
По сообщению главы Ростеха, ПД-8 проходит последние испытания на стенде и следующий этап – тестирование в полете на Ил-76ЛЛ. Затем двигатель установят на...
Зачем при взлете и посадке стюардессы просят открывать шторки иллюминаторов
Эта неожиданная просьба имеет под собой довольно веские основания, которые, возможно, помогут сберечь здоровье, а то и жизнь пассажиров. Неужели какие-то...
ЯМЗ-535: новая рядная «четверка», которая пестрит отечественными инновациями
В новом видео на YouTube-канале «Автомобильная Россия» представлен дизельный двигатель ЯМЗ-535, который стал улучшенной версией популярного мотора ЯМЗ-534. Это...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
У экранопланов, похоже, открывается «второе дыхание»
И снова «в деле» фигурируют водородные технологии. О новых открывающихся перспективах этого надводного транспорта читайте в нашем материале....
Чиновники уточнили сроки производства МС-21-300 и SJ-100
Также стало известно, сколько уже готово единиц МС-21. А еще название лайнера SJ-100 хотят русифицировать. И его выход в серию напрямую зависит от ПД-8....
В России появятся «двойники» аэропортов
Система интерактивная и обеспечивает улучшенный мониторинг работы аэропорта и сопутствующей инфраструктуры. Также технология позволяет оптимизировать...
Hyundai объявляет «войну» мониторам в авто
Все уже привыкли к ярким экранам мультимедиа. Вот только немногие знают, как влияют на безопасность вождения эти устройства и есть ли им альтернатива....
Что будет, если с двигателя Жигулей «срезать» 8 кг запчастей?
Команда YouTube-канала «Гараж 54» пошла на очередной необычный эксперимент, до которого мало кто мог додуматься. Они продемонстрировали проект по созданию...
Первые подробности о красноярском вездеходе Visuva T8
Чтобы управлять этим «монстром» не нужно специальное обучение. В качестве руля – штурвал, а гусеницы изготовлены из композита, которые уменьшают давление на...
Многоосные шасси МЗКТ выходят на гражданский рынок – «Волат» для суровой эксплуатации
Минский завод колесных тягачей известен на просторах бывшего Советского Союза в первую очередь своими многоосными шасси для ракетовозов. Но уже давно...
Представлен «Чистогор» – грузовая новинка с логотипом «КАМАЗ»
Автомобиль создан при совместном сотрудничестве крупнейшего производителя грузовой техники и Центра водородных технологий АФК «Система». Подробнее о проекте...
КАМАЗ представил обновленное шасси К3: новый двигатель, кабина и не только
Благодаря изменениям серия К3 стала ближе к более дорогой линейке К5. Что именно улучшили?...