«Автомат» или «механика» – какая коробка лучше и почему
Согласно статистике, количество транспортных средств с автоматической коробкой передач, продаваемых в России, уже давно перевалило за 50%. Большинство машин, предлагаемых в максимальной комплектации уже в обязательном порядке оснащаются АКПП. Многие автопроизводители уверены, что «механика» – прошлый век. Так ли это?
С первым достоинством покупатель встречается уже в автосалоне. Выясняется, что машина с «автоматом» стоит дороже. Это значит, что и за обслуживание, ремонт тоже придется заплатить немало. Особенно если учесть, что в большинстве «автоматов» масло нужно менять в обязательном порядке. Например, для вариаторов (одна из разновидностей АКПП) через каждые 40-50 тыс. км. В современные механические коробки смазку (она стоит дешевле ATF) заливают чаще всего на весь срок эксплуатации.
Следующий плюс «механики» – экономия горючего. Водитель сам решает, нужно ли переключаться на повышенную скорость при достижении, например, 2500 об/мин. или раньше. Обгон с МКПП получается резвей – не зря большинство спорткаров оснащаются «механикой». Еще одно достоинство заключается в отсутствии необходимости долгого (не менее 10 мин.) прогрева авто, точнее, АКПП, в морозы. Здесь тоже налицо экономия горючего. Ну и еще одно преимущество – самостоятельный выбор стиля вождения.
Двигатель, оснащенный АКПП, постоянно работает в «щадящем» режиме. Перед переключением учитывается скорость авто, число оборотов коленвала, т. е. данные бортового компьютера. «Автомат» не станет «насиловать» мотор и не допустит переваливания стрелки тахометра в красную зону при переключениях и разгоне. А это значит, что ресурс двигателя увеличится.
Еще один плюс, причем неоспоримый – городские поездки. В этом режиме водителю авто с «механикой» придется постоянно нажимать на сцепление, переключать передачи. По статистике, за 1 км езды в «пробке» приходится совершать переходы с одной скорости на другую примерно 40 раз! Иное дело – «автомат»: дави на тормоз, газ, не трогая ручку КПП. Так что сделать однозначный вывод, какая коробка лучше – автоматическая или механическая, нельзя. Но вот о самых популярных и надежных из них рассказать стоит.
Из европейских компаний хочется отметить немецкую ZF. По популярности и сроку службы агрегат стоит на лидирующих позициях. Хоть устройство имеет проблемы с мехатроником и износом фрикциона гидротрансформатора, все равно считается самой надежной и комфортной.
При условии грамотного техобслуживания и своевременного капремонта, коробка проходит и 1 млн. км. Модель 6HP26/6HP28/6HP32 устанавливается на авто с объемом двигателя менее 6 л:
Вторая по надежности и распространенности – коробка 01М от Audi, производимая с 1995 г. Отличается хорошей ремонтопригодностью, при правильном и регулярном ТО проходит не менее 500 тыс. км. Обновленной моделью АКПП DP2/DP8 оснащаются автомобили:
Из наиболее доступных и популярных АКПП стоит выделить модель JF414E от японского производителя Jatco, сделанную по заказу АвтоВАЗа. Агрегат адаптирован к российским условиям. Коробка имеет простую конструкцию, отличается «неубиваемостью» и допускает применение не только рекомендованного масла, но и более дешевых аналогов. Теоретический пробег без капремонта составляет от 200 до 400 тыс. км.
Такая же АКПП стоит сегодня на «Калине». А вот «Приора» с 16 клапанами и 106-сильным мотором комплектуется автоматическим агрегатом от ZF. Что касается «чисто» российских АКПП, по качеству и надежности впереди идет продукт от фирмы «КАТЕ», устанавливаемый на авто Aurus. Это 9-ступенчатая трансмиссия, отличающаяся отсутствием традиционного гидротрансформатора. В 2006 г. моделью FT703 оснащались «Калины», но в серию агрегаты так и не пошли. Ресурс коробки заявлен в 250 тыс. км.
По данным статистики ежегодно в мире спрос на машины с МКПП падает примерно на 7%. И это несмотря на то, что современные механические коробки эффективнее и надежнее своих предшественников. Но автопроизводители учитывают предпочтения своих покупателей, среди которых все еще немало поклонников «механики». Подтверждением этому служат модели авто, выпускаемые с МКПП.
Небольшой и мощный автомобиль, традиционно комплектуемый МКПП. Без «механики» эта популярная модель теряет свою уникальную «агрессивность». Это мгновенный набор «сотни» с места, быстрые и короткие переключения, обгоны и т. д. Машина очень часто используется для дрифта, который с автоматом невозможен.
Быстрые и компактные машины. Хэтчбек и седан характеризуются малым расходом горючего. А GTI отличается хорошей производительностью. Автомобили оснащаются шестиступенчатой механической трансмиссией. Конечно, есть и вариант «автомата» с двойным сцеплением и семью диапазонами.
Оснащаются «механикой», если покупатель выбирает авто с двигателем большого объема. МКПП имеет шесть ступеней. Tacoma оборудуется механикой в комплектациях TRD Sport, Off-Road, Pro. Другие авто зарубежного производства, выпускаемые с МКПП:
Очевидно, что западные производители пока не собираются отказываться от механики. Хотя она чаще устанавливается на машины спортивного типа или «реальные» внедорожники (не «паркетники»).
Значительная часть отечественных автолюбителей, приобретая машину, сошедшую с конвейера в РФ, отдают предпочтение транспортным средствам с «механикой». В первую очередь это внедорожник УАЗ «Патриот» и «Нива». Желающих купить эту технику с импортным «автоматом» не так много. Также традиционно россияне, выбирая авто подешевле, приобретают Lada Granta с МКПП, а также Vesta и XRay.
Российские производители пока не радуют соотечественников собственными коробками-«автоматами». Повсеместно устанавливаются импортные агрегаты, доработанные под условия РФ. А это суровая зима и плохие дороги. Поэтому неудивительно, что покупатели российских авто отдают предпочтение «механике», т. к. с установленным импортным «автоматом» машина будет стоить дороже.
Многое зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы живете в крупном городе и совершаете путешествия только по хорошим магистралям, лучший вариант – автоматическая трансмиссия. При проживании в отдаленной местности, где дороги не отличаются высоким качеством и ближайший нормальный автосервис находится за много километров, лучше ездить на машине с «механикой». То же самое можно сказать о внедорожниках.
Преимущества МКПП
С первым достоинством покупатель встречается уже в автосалоне. Выясняется, что машина с «автоматом» стоит дороже. Это значит, что и за обслуживание, ремонт тоже придется заплатить немало. Особенно если учесть, что в большинстве «автоматов» масло нужно менять в обязательном порядке. Например, для вариаторов (одна из разновидностей АКПП) через каждые 40-50 тыс. км. В современные механические коробки смазку (она стоит дешевле ATF) заливают чаще всего на весь срок эксплуатации.
Следующий плюс «механики» – экономия горючего. Водитель сам решает, нужно ли переключаться на повышенную скорость при достижении, например, 2500 об/мин. или раньше. Обгон с МКПП получается резвей – не зря большинство спорткаров оснащаются «механикой». Еще одно достоинство заключается в отсутствии необходимости долгого (не менее 10 мин.) прогрева авто, точнее, АКПП, в морозы. Здесь тоже налицо экономия горючего. Ну и еще одно преимущество – самостоятельный выбор стиля вождения.
Достоинства коробки-«автомата»
Двигатель, оснащенный АКПП, постоянно работает в «щадящем» режиме. Перед переключением учитывается скорость авто, число оборотов коленвала, т. е. данные бортового компьютера. «Автомат» не станет «насиловать» мотор и не допустит переваливания стрелки тахометра в красную зону при переключениях и разгоне. А это значит, что ресурс двигателя увеличится.
Еще один плюс, причем неоспоримый – городские поездки. В этом режиме водителю авто с «механикой» придется постоянно нажимать на сцепление, переключать передачи. По статистике, за 1 км езды в «пробке» приходится совершать переходы с одной скорости на другую примерно 40 раз! Иное дело – «автомат»: дави на тормоз, газ, не трогая ручку КПП. Так что сделать однозначный вывод, какая коробка лучше – автоматическая или механическая, нельзя. Но вот о самых популярных и надежных из них рассказать стоит.
АКПП зарубежного производства
Из европейских компаний хочется отметить немецкую ZF. По популярности и сроку службы агрегат стоит на лидирующих позициях. Хоть устройство имеет проблемы с мехатроником и износом фрикциона гидротрансформатора, все равно считается самой надежной и комфортной.
Демонтированная АКПП ZF. Средняя цена контрактного агрегата для Land Rover Discovery: 45000 руб. Фото: Youtube. com
При условии грамотного техобслуживания и своевременного капремонта, коробка проходит и 1 млн. км. Модель 6HP26/6HP28/6HP32 устанавливается на авто с объемом двигателя менее 6 л:
- ✅ Audi (A4-A6, Q7)
- ✅ BMW (3, 5-7 серии и Х3, Ч5, Ч6)
- ✅ Bentley
- ✅ VW Phaeton и другие машины
Вторая по надежности и распространенности – коробка 01М от Audi, производимая с 1995 г. Отличается хорошей ремонтопригодностью, при правильном и регулярном ТО проходит не менее 500 тыс. км. Обновленной моделью АКПП DP2/DP8 оснащаются автомобили:
- ✅ Renault (Logan, Laguna, Clio и другие модели)
- ✅ Peugeot (206-207, 307-308 и 407-408)
- ✅ Citroen (C3-C5, C8)
Коробка чувствительна к перегреву – температуру необходимо поддерживать в диапазоне от +75 до +90 С°. При умеренном стиле вождения первый капремонт необходим после 200 тыс. км пробега.
Российские «автоматы»
Из наиболее доступных и популярных АКПП стоит выделить модель JF414E от японского производителя Jatco, сделанную по заказу АвтоВАЗа. Агрегат адаптирован к российским условиям. Коробка имеет простую конструкцию, отличается «неубиваемостью» и допускает применение не только рекомендованного масла, но и более дешевых аналогов. Теоретический пробег без капремонта составляет от 200 до 400 тыс. км.
АКПП Jatco со снятым поддоном. Средняя цена контрактного агрегата RE4F04: 30000 руб. Фото: Youtube. com
Такая же АКПП стоит сегодня на «Калине». А вот «Приора» с 16 клапанами и 106-сильным мотором комплектуется автоматическим агрегатом от ZF. Что касается «чисто» российских АКПП, по качеству и надежности впереди идет продукт от фирмы «КАТЕ», устанавливаемый на авто Aurus. Это 9-ступенчатая трансмиссия, отличающаяся отсутствием традиционного гидротрансформатора. В 2006 г. моделью FT703 оснащались «Калины», но в серию агрегаты так и не пошли. Ресурс коробки заявлен в 250 тыс. км.
Российская АКПП от КАТЕ, модель R932, устанавливаемая на президентский автомобиль.Фото: Youtube. com
Все же «роботы» российского производства, а именно модель АМТ, сегодня серийно выпускаются и устанавливаются на ту же «Калину» (японский «автомат» хоть морально и устарел, но дороговат), Lada Granta (ранее ими комплектовались Priora), Vesta, XRay.
Лучшая зарубежная «механика»
По данным статистики ежегодно в мире спрос на машины с МКПП падает примерно на 7%. И это несмотря на то, что современные механические коробки эффективнее и надежнее своих предшественников. Но автопроизводители учитывают предпочтения своих покупателей, среди которых все еще немало поклонников «механики». Подтверждением этому служат модели авто, выпускаемые с МКПП.
Ford Fiesta ST
Небольшой и мощный автомобиль, традиционно комплектуемый МКПП. Без «механики» эта популярная модель теряет свою уникальную «агрессивность». Это мгновенный набор «сотни» с места, быстрые и короткие переключения, обгоны и т. д. Машина очень часто используется для дрифта, который с автоматом невозможен.
VW Golf, Jetta, GTI
Быстрые и компактные машины. Хэтчбек и седан характеризуются малым расходом горючего. А GTI отличается хорошей производительностью. Автомобили оснащаются шестиступенчатой механической трансмиссией. Конечно, есть и вариант «автомата» с двойным сцеплением и семью диапазонами.
Toyota Corolla и Tacoma
Оснащаются «механикой», если покупатель выбирает авто с двигателем большого объема. МКПП имеет шесть ступеней. Tacoma оборудуется механикой в комплектациях TRD Sport, Off-Road, Pro. Другие авто зарубежного производства, выпускаемые с МКПП:
- ✅ BMW 2 серии, а также М2-М4
- ✅ Kia Forte, Soul
- ✅ Mazda 3
- ✅ Honda Civic
- ✅ Subaru WRX
- ✅ Porsche 911
- ✅ Nissan 370Z и иные авто
Очевидно, что западные производители пока не собираются отказываться от механики. Хотя она чаще устанавливается на машины спортивного типа или «реальные» внедорожники (не «паркетники»).
Авто с российскими МКПП
Значительная часть отечественных автолюбителей, приобретая машину, сошедшую с конвейера в РФ, отдают предпочтение транспортным средствам с «механикой». В первую очередь это внедорожник УАЗ «Патриот» и «Нива». Желающих купить эту технику с импортным «автоматом» не так много. Также традиционно россияне, выбирая авто подешевле, приобретают Lada Granta с МКПП, а также Vesta и XRay.
Российские производители пока не радуют соотечественников собственными коробками-«автоматами». Повсеместно устанавливаются импортные агрегаты, доработанные под условия РФ. А это суровая зима и плохие дороги. Поэтому неудивительно, что покупатели российских авто отдают предпочтение «механике», т. к. с установленным импортным «автоматом» машина будет стоить дороже.
Что выбрать?
Многое зависит от условий эксплуатации автомобиля. Если вы живете в крупном городе и совершаете путешествия только по хорошим магистралям, лучший вариант – автоматическая трансмиссия. При проживании в отдаленной местности, где дороги не отличаются высоким качеством и ближайший нормальный автосервис находится за много километров, лучше ездить на машине с «механикой». То же самое можно сказать о внедорожниках.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
Grob G850 Strato 2C – «одноразовый» рекордсмен-неудачник
Самолет с поршневыми двигателями, установивший рекорд высоты в последнем своем полете, стал никому не нужен всего через 29 исследовательских рейсов....
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
Белорусские инженеры разработали универсальный газовый двигатель
Новый мотор подойдет для тракторов, грузовиков, автобусов и комбайнов. Его экономичность уже доказана....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Экспорт ГАЗ-69: как СССР помог Исландии в «тресковых войнах»
Экспорт советской техники в капстраны происходил довольно скромными тиражами. Показательны в этом отношении поставки ГАЗ-69, грузовиков и тракторов в островное...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
КАМАЗ-54902 теперь серийный – надежная альтернатива «китайцам»
Российские грузовики выпускаются сейчас на нескольких заводах. Из массовых гигантов мы потеряли только ЗиЛ, остальные же бренды, вроде ГАЗ и КАМАЗ, до сих пор...
Полет на Ан-2 в мороз – для тех, кто скучает по советской авиации
«Кукурузник» – это небольшой самолет, который под этим названием был известен в свое время почти каждому советскому гражданину. Но далеко не все в курсе, что...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....