Автобус «Уралец» – «клон» «Кубани» или нет?
Этот непритязательный с виду автобус, напоминающий своего «коллегу» – «Кубань», выпускался с 1966-го года на Урале, в ничем неприметном городке. Это был даже не завод, а «Механические мастерские». Когда-то здесь существовал прииск, потом выпускали запчасти к ЗиС и другим грузовикам. Позже предприятие все же получило официальное наименование «Автоагрегатный завод «Уралец» (по названию населенного пункта, где он располагался).
Первые автобусы выпускали с 54-го года: они были настолько просты по конструкции, что им не давали ни имен, ни индексов. В конце 50-х заводу повезло – был получен заказ на производство КУНГов под ЗиЛ-157 и спецфургонов для МАЗ-200. Предприятию в это время удалось обзавестись хорошим оборудованием и квалифицированными специалистами.
В 65-м году упразднили совнархозы и МО СССР отказался от услуг завода. Пропасть бы ему! Но о свободном предприятии «разведали» в Минкультуры и предложили производить автобусы для ведомства. Руководство завода согласилось: а куда ему деваться? Капотную модель сразу отмели, как безнадежно устаревшую, и стали «сочинять» новую.
Экстерьер опытных (да и всех последующих) моделей был угловатым и напоминающим главного конкурента – автобус «Кубань». В основе «Уральца» – шасси, на котором фиксировался деревянный каркас, обшитый стальными листами. С каждой стороны сделали пот 3 больших окна и паре дополнительных. Чтобы придать хоть какой-то вид, на борта прикрепили молдинги, оформили радиаторную решетку, над ней поместили «фирменный» шильдик.
В плане безопасности был бампер. Стеклоочиститель – только один, для водителя. К моменту выпуска автобус уже устарел, поэтому в 1967-м построили версию с цельнометаллическим кузовом, которой дали индекс «66Б». Под этим обозначением автобус и запустили в серию. «Новинка» имела ряд отличий от опытной 66-й модели:
✅ изменили конфигурацию козырька над лобовым стеклом
✅ колесным аркам придали иную форму
✅для повышения жесткости кузова на его панелях сделали гофры
✅ заднее стекло разделили пополам: цельное оказалось трудоемким в производстве
Салон рассчитан на двадцать одного пассажира, в «комплектацию» входил радиоприемник. В 69-м автобус доработали: поставили второй «дворник», убрали гофры, заднее стекло стало прямоугольным, а не трапециевидным. Машину штамповали в количестве от 200 до 300 штук в год. В 72-м на смену модели «66Б» пришла другая.
От предшественников автобус, предназначенный для ведения клубной работы, агитации, внешне отличался громкоговорителями на крыше. Для питания усилителя полагалась бензиновая электростанция.
Также в комплекте находилась киноустановка. Для нее сделали специальную дверцу (прямо через нее и показывали фильмы) рядом с пассажирской.
Однако к началу 70-х стало ясно: «Уралец» явно проигрывает своему конкуренту из Краснодарского края автобусу «Кубань». Нужно было что-то придумать – и выход нашелся! Заводчане стали выпускать модифицированные модели, специально приспособленные к суровым северным условиям. И это было вполне логично: Если «Кубань» в основном колесила по центральным районам страны, то «Уралец» эксплуатировался на Дальнем Востоке, в Сибири.
В основе – все тот же ГАЗ-51А. Кузов утеплили, вместо оконных форточек поставили в крыше три люка. В 1971-м из заводских ворот выехала опытная партия из 44-х автобусов. После проведения испытаний к концу 72-го организовали серийное производство. В 1974 в конструкции машины стали использовать шасси от ГАЗ-52-04.
Следующая версия «СМ» появилась в 1976-м. каких-либо серьезных доработок не было: разве что чуть изменились некоторые внешние элементы.
В 67-м была попытка освоить производство автобуса «Уралец-69» на базе ГАЗ-53А. У опытных образцов удлинили корпус, число пассажиров достигло 24-х. Однако испытания выявили недостаточную прочность кузова. Это учли и построили новую модель «Уралец-70С». Автобус получил новый экстерьер, но был выпущен в количестве 500 штук.
А предприятие занималось уже следующей моделью – «Уралец-70АС». Она тоже была сделана на шасси ГАЗ-53А. Завод надеялся, что машина станет переходной моделью к массовой пассажирской версии. Передок опять переработали, у водителя теперь стояла панель приборов от «пятьдесят третьего», заменили кожух двигателя. Учитывая, что автобус будет использоваться в суровых зимних условиях, поставили двойное остекление, между внешним панелями и внутренней стенкой разместили утеплитель, а систему обогрева салона улучшили.
«Внезапно» в 1978-м, выяснилось: автобусы не соответствуют требованиям безопасности для пассажирского транспорта по ГОСТу и поэтому не могут выпускаться. Недоработанной оказалась тормозная система. Почему заводу не дали ее модернизировать – непонятно. Тем не менее производство автобусов прекратили и мирно перешли на выпуск …аттракционов. Так закончилась история «Уральцев».
Первые автобусы выпускали с 54-го года: они были настолько просты по конструкции, что им не давали ни имен, ни индексов. В конце 50-х заводу повезло – был получен заказ на производство КУНГов под ЗиЛ-157 и спецфургонов для МАЗ-200. Предприятию в это время удалось обзавестись хорошим оборудованием и квалифицированными специалистами.
Производство КУНГов для завода было выгодным делом, но недолгим. Фото: YouTube.com
В 65-м году упразднили совнархозы и МО СССР отказался от услуг завода. Пропасть бы ему! Но о свободном предприятии «разведали» в Минкультуры и предложили производить автобусы для ведомства. Руководство завода согласилось: а куда ему деваться? Капотную модель сразу отмели, как безнадежно устаревшую, и стали «сочинять» новую.
«Уралец-66»
Экстерьер опытных (да и всех последующих) моделей был угловатым и напоминающим главного конкурента – автобус «Кубань». В основе «Уральца» – шасси, на котором фиксировался деревянный каркас, обшитый стальными листами. С каждой стороны сделали пот 3 больших окна и паре дополнительных. Чтобы придать хоть какой-то вид, на борта прикрепили молдинги, оформили радиаторную решетку, над ней поместили «фирменный» шильдик.
Одна из первых опытных моделей. Фото: YouTube.com
В плане безопасности был бампер. Стеклоочиститель – только один, для водителя. К моменту выпуска автобус уже устарел, поэтому в 1967-м построили версию с цельнометаллическим кузовом, которой дали индекс «66Б». Под этим обозначением автобус и запустили в серию. «Новинка» имела ряд отличий от опытной 66-й модели:
✅ изменили конфигурацию козырька над лобовым стеклом
✅ колесным аркам придали иную форму
✅для повышения жесткости кузова на его панелях сделали гофры
✅ заднее стекло разделили пополам: цельное оказалось трудоемким в производстве
Салон рассчитан на двадцать одного пассажира, в «комплектацию» входил радиоприемник. В 69-м автобус доработали: поставили второй «дворник», убрали гофры, заднее стекло стало прямоугольным, а не трапециевидным. Машину штамповали в количестве от 200 до 300 штук в год. В 72-м на смену модели «66Б» пришла другая.
«Уралец-67»
От предшественников автобус, предназначенный для ведения клубной работы, агитации, внешне отличался громкоговорителями на крыше. Для питания усилителя полагалась бензиновая электростанция.
Автобус с громкоговорителями было видно издалека. Фото: YouTube.com
Также в комплекте находилась киноустановка. Для нее сделали специальную дверцу (прямо через нее и показывали фильмы) рядом с пассажирской.
Новая «рыночная» ниша
Однако к началу 70-х стало ясно: «Уралец» явно проигрывает своему конкуренту из Краснодарского края автобусу «Кубань». Нужно было что-то придумать – и выход нашелся! Заводчане стали выпускать модифицированные модели, специально приспособленные к суровым северным условиям. И это было вполне логично: Если «Кубань» в основном колесила по центральным районам страны, то «Уралец» эксплуатировался на Дальнем Востоке, в Сибири.
Модели «66С» и «66СМ»
В основе – все тот же ГАЗ-51А. Кузов утеплили, вместо оконных форточек поставили в крыше три люка. В 1971-м из заводских ворот выехала опытная партия из 44-х автобусов. После проведения испытаний к концу 72-го организовали серийное производство. В 1974 в конструкции машины стали использовать шасси от ГАЗ-52-04.
Модификация 66С для северных условий. Фото: YouTube.com
Следующая версия «СМ» появилась в 1976-м. каких-либо серьезных доработок не было: разве что чуть изменились некоторые внешние элементы.
Другие модели
В 67-м была попытка освоить производство автобуса «Уралец-69» на базе ГАЗ-53А. У опытных образцов удлинили корпус, число пассажиров достигло 24-х. Однако испытания выявили недостаточную прочность кузова. Это учли и построили новую модель «Уралец-70С». Автобус получил новый экстерьер, но был выпущен в количестве 500 штук.
«Уралец-70С» на границе Европы и Азии. Фото: YouTube.com
А предприятие занималось уже следующей моделью – «Уралец-70АС». Она тоже была сделана на шасси ГАЗ-53А. Завод надеялся, что машина станет переходной моделью к массовой пассажирской версии. Передок опять переработали, у водителя теперь стояла панель приборов от «пятьдесят третьего», заменили кожух двигателя. Учитывая, что автобус будет использоваться в суровых зимних условиях, поставили двойное остекление, между внешним панелями и внутренней стенкой разместили утеплитель, а систему обогрева салона улучшили.
Закат
«Внезапно» в 1978-м, выяснилось: автобусы не соответствуют требованиям безопасности для пассажирского транспорта по ГОСТу и поэтому не могут выпускаться. Недоработанной оказалась тормозная система. Почему заводу не дали ее модернизировать – непонятно. Тем не менее производство автобусов прекратили и мирно перешли на выпуск …аттракционов. Так закончилась история «Уральцев».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....