
Автобус «Уралец» – «клон» «Кубани» или нет?
Этот непритязательный с виду автобус, напоминающий своего «коллегу» – «Кубань», выпускался с 1966-го года на Урале, в ничем неприметном городке. Это был даже не завод, а «Механические мастерские». Когда-то здесь существовал прииск, потом выпускали запчасти к ЗиС и другим грузовикам. Позже предприятие все же получило официальное наименование «Автоагрегатный завод «Уралец» (по названию населенного пункта, где он располагался).
Первые автобусы выпускали с 54-го года: они были настолько просты по конструкции, что им не давали ни имен, ни индексов. В конце 50-х заводу повезло – был получен заказ на производство КУНГов под ЗиЛ-157 и спецфургонов для МАЗ-200. Предприятию в это время удалось обзавестись хорошим оборудованием и квалифицированными специалистами.
Производство КУНГов для завода было выгодным делом, но недолгим. Фото: YouTube.com
В 65-м году упразднили совнархозы и МО СССР отказался от услуг завода. Пропасть бы ему! Но о свободном предприятии «разведали» в Минкультуры и предложили производить автобусы для ведомства. Руководство завода согласилось: а куда ему деваться? Капотную модель сразу отмели, как безнадежно устаревшую, и стали «сочинять» новую.
Экстерьер опытных (да и всех последующих) моделей был угловатым и напоминающим главного конкурента – автобус «Кубань». В основе «Уральца» – шасси, на котором фиксировался деревянный каркас, обшитый стальными листами. С каждой стороны сделали пот 3 больших окна и паре дополнительных. Чтобы придать хоть какой-то вид, на борта прикрепили молдинги, оформили радиаторную решетку, над ней поместили «фирменный» шильдик.
Одна из первых опытных моделей. Фото: YouTube.com
В плане безопасности был бампер. Стеклоочиститель – только один, для водителя. К моменту выпуска автобус уже устарел, поэтому в 1967-м построили версию с цельнометаллическим кузовом, которой дали индекс «66Б». Под этим обозначением автобус и запустили в серию. «Новинка» имела ряд отличий от опытной 66-й модели:
✅ изменили конфигурацию козырька над лобовым стеклом
✅ колесным аркам придали иную форму
✅для повышения жесткости кузова на его панелях сделали гофры
✅ заднее стекло разделили пополам: цельное оказалось трудоемким в производстве
Салон рассчитан на двадцать одного пассажира, в «комплектацию» входил радиоприемник. В 69-м автобус доработали: поставили второй «дворник», убрали гофры, заднее стекло стало прямоугольным, а не трапециевидным. Машину штамповали в количестве от 200 до 300 штук в год. В 72-м на смену модели «66Б» пришла другая.
От предшественников автобус, предназначенный для ведения клубной работы, агитации, внешне отличался громкоговорителями на крыше. Для питания усилителя полагалась бензиновая электростанция.
Автобус с громкоговорителями было видно издалека. Фото: YouTube.com
Также в комплекте находилась киноустановка. Для нее сделали специальную дверцу (прямо через нее и показывали фильмы) рядом с пассажирской.
Однако к началу 70-х стало ясно: «Уралец» явно проигрывает своему конкуренту из Краснодарского края автобусу «Кубань». Нужно было что-то придумать – и выход нашелся! Заводчане стали выпускать модифицированные модели, специально приспособленные к суровым северным условиям. И это было вполне логично: Если «Кубань» в основном колесила по центральным районам страны, то «Уралец» эксплуатировался на Дальнем Востоке, в Сибири.
В основе – все тот же ГАЗ-51А. Кузов утеплили, вместо оконных форточек поставили в крыше три люка. В 1971-м из заводских ворот выехала опытная партия из 44-х автобусов. После проведения испытаний к концу 72-го организовали серийное производство. В 1974 в конструкции машины стали использовать шасси от ГАЗ-52-04.
Модификация 66С для северных условий. Фото: YouTube.com
Следующая версия «СМ» появилась в 1976-м. каких-либо серьезных доработок не было: разве что чуть изменились некоторые внешние элементы.
В 67-м была попытка освоить производство автобуса «Уралец-69» на базе ГАЗ-53А. У опытных образцов удлинили корпус, число пассажиров достигло 24-х. Однако испытания выявили недостаточную прочность кузова. Это учли и построили новую модель «Уралец-70С». Автобус получил новый экстерьер, но был выпущен в количестве 500 штук.
«Уралец-70С» на границе Европы и Азии. Фото: YouTube.com
А предприятие занималось уже следующей моделью – «Уралец-70АС». Она тоже была сделана на шасси ГАЗ-53А. Завод надеялся, что машина станет переходной моделью к массовой пассажирской версии. Передок опять переработали, у водителя теперь стояла панель приборов от «пятьдесят третьего», заменили кожух двигателя. Учитывая, что автобус будет использоваться в суровых зимних условиях, поставили двойное остекление, между внешним панелями и внутренней стенкой разместили утеплитель, а систему обогрева салона улучшили.
«Внезапно» в 1978-м, выяснилось: автобусы не соответствуют требованиям безопасности для пассажирского транспорта по ГОСТу и поэтому не могут выпускаться. Недоработанной оказалась тормозная система. Почему заводу не дали ее модернизировать – непонятно. Тем не менее производство автобусов прекратили и мирно перешли на выпуск …аттракционов. Так закончилась история «Уральцев».
Первые автобусы выпускали с 54-го года: они были настолько просты по конструкции, что им не давали ни имен, ни индексов. В конце 50-х заводу повезло – был получен заказ на производство КУНГов под ЗиЛ-157 и спецфургонов для МАЗ-200. Предприятию в это время удалось обзавестись хорошим оборудованием и квалифицированными специалистами.

В 65-м году упразднили совнархозы и МО СССР отказался от услуг завода. Пропасть бы ему! Но о свободном предприятии «разведали» в Минкультуры и предложили производить автобусы для ведомства. Руководство завода согласилось: а куда ему деваться? Капотную модель сразу отмели, как безнадежно устаревшую, и стали «сочинять» новую.
«Уралец-66»
Экстерьер опытных (да и всех последующих) моделей был угловатым и напоминающим главного конкурента – автобус «Кубань». В основе «Уральца» – шасси, на котором фиксировался деревянный каркас, обшитый стальными листами. С каждой стороны сделали пот 3 больших окна и паре дополнительных. Чтобы придать хоть какой-то вид, на борта прикрепили молдинги, оформили радиаторную решетку, над ней поместили «фирменный» шильдик.

В плане безопасности был бампер. Стеклоочиститель – только один, для водителя. К моменту выпуска автобус уже устарел, поэтому в 1967-м построили версию с цельнометаллическим кузовом, которой дали индекс «66Б». Под этим обозначением автобус и запустили в серию. «Новинка» имела ряд отличий от опытной 66-й модели:
✅ изменили конфигурацию козырька над лобовым стеклом
✅ колесным аркам придали иную форму
✅для повышения жесткости кузова на его панелях сделали гофры
✅ заднее стекло разделили пополам: цельное оказалось трудоемким в производстве
Салон рассчитан на двадцать одного пассажира, в «комплектацию» входил радиоприемник. В 69-м автобус доработали: поставили второй «дворник», убрали гофры, заднее стекло стало прямоугольным, а не трапециевидным. Машину штамповали в количестве от 200 до 300 штук в год. В 72-м на смену модели «66Б» пришла другая.
«Уралец-67»
От предшественников автобус, предназначенный для ведения клубной работы, агитации, внешне отличался громкоговорителями на крыше. Для питания усилителя полагалась бензиновая электростанция.

Также в комплекте находилась киноустановка. Для нее сделали специальную дверцу (прямо через нее и показывали фильмы) рядом с пассажирской.
Новая «рыночная» ниша
Однако к началу 70-х стало ясно: «Уралец» явно проигрывает своему конкуренту из Краснодарского края автобусу «Кубань». Нужно было что-то придумать – и выход нашелся! Заводчане стали выпускать модифицированные модели, специально приспособленные к суровым северным условиям. И это было вполне логично: Если «Кубань» в основном колесила по центральным районам страны, то «Уралец» эксплуатировался на Дальнем Востоке, в Сибири.
Модели «66С» и «66СМ»
В основе – все тот же ГАЗ-51А. Кузов утеплили, вместо оконных форточек поставили в крыше три люка. В 1971-м из заводских ворот выехала опытная партия из 44-х автобусов. После проведения испытаний к концу 72-го организовали серийное производство. В 1974 в конструкции машины стали использовать шасси от ГАЗ-52-04.

Следующая версия «СМ» появилась в 1976-м. каких-либо серьезных доработок не было: разве что чуть изменились некоторые внешние элементы.
Другие модели
В 67-м была попытка освоить производство автобуса «Уралец-69» на базе ГАЗ-53А. У опытных образцов удлинили корпус, число пассажиров достигло 24-х. Однако испытания выявили недостаточную прочность кузова. Это учли и построили новую модель «Уралец-70С». Автобус получил новый экстерьер, но был выпущен в количестве 500 штук.

А предприятие занималось уже следующей моделью – «Уралец-70АС». Она тоже была сделана на шасси ГАЗ-53А. Завод надеялся, что машина станет переходной моделью к массовой пассажирской версии. Передок опять переработали, у водителя теперь стояла панель приборов от «пятьдесят третьего», заменили кожух двигателя. Учитывая, что автобус будет использоваться в суровых зимних условиях, поставили двойное остекление, между внешним панелями и внутренней стенкой разместили утеплитель, а систему обогрева салона улучшили.
Закат
«Внезапно» в 1978-м, выяснилось: автобусы не соответствуют требованиям безопасности для пассажирского транспорта по ГОСТу и поэтому не могут выпускаться. Недоработанной оказалась тормозная система. Почему заводу не дали ее модернизировать – непонятно. Тем не менее производство автобусов прекратили и мирно перешли на выпуск …аттракционов. Так закончилась история «Уральцев».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....