.d-md-none .d-lg-block bibimot

Автобус «Уралец» – «клон» «Кубани» или нет?

Автобус «Уралец» – «клон» «Кубани» или нет?
Этот непритязательный с виду автобус, напоминающий своего «коллегу» – «Кубань», выпускался с 1966-го года на Урале, в ничем неприметном городке. Это был даже не завод, а «Механические мастерские». Когда-то здесь существовал прииск, потом выпускали запчасти к ЗиС и другим грузовикам. Позже предприятие все же получило официальное наименование «Автоагрегатный завод «Уралец» (по названию населенного пункта, где он располагался).


Первые автобусы выпускали с 54-го года: они были настолько просты по конструкции, что им не давали ни имен, ни индексов. В конце 50-х заводу повезло – был получен заказ на производство КУНГов под ЗиЛ-157 и спецфургонов для МАЗ-200. Предприятию в это время удалось обзавестись хорошим оборудованием и квалифицированными специалистами.

Автобус «Уралец» – «клон» «Кубани» или нет?Производство КУНГов для завода было выгодным делом, но недолгим. Фото: YouTube.com

В 65-м году упразднили совнархозы и МО СССР отказался от услуг завода. Пропасть бы ему! Но о свободном предприятии «разведали» в Минкультуры и предложили производить автобусы для ведомства. Руководство завода согласилось: а куда ему деваться? Капотную модель сразу отмели, как безнадежно устаревшую, и стали «сочинять» новую.

«Уралец-66»


Экстерьер опытных (да и всех последующих) моделей был угловатым и напоминающим главного конкурента – автобус «Кубань». В основе «Уральца» – шасси, на котором фиксировался деревянный каркас, обшитый стальными листами. С каждой стороны сделали пот 3 больших окна и паре дополнительных. Чтобы придать хоть какой-то вид, на борта прикрепили молдинги, оформили радиаторную решетку, над ней поместили «фирменный» шильдик.

Одна из первых опытных моделей. Фото: YouTube.com

В плане безопасности был бампер. Стеклоочиститель – только один, для водителя. К моменту выпуска автобус уже устарел, поэтому в 1967-м построили версию с цельнометаллическим кузовом, которой дали индекс «66Б». Под этим обозначением автобус и запустили в серию. «Новинка» имела ряд отличий от опытной 66-й модели:

✅ изменили конфигурацию козырька над лобовым стеклом
✅ колесным аркам придали иную форму
✅для повышения жесткости кузова на его панелях сделали гофры
✅ заднее стекло разделили пополам: цельное оказалось трудоемким в производстве

Салон рассчитан на двадцать одного пассажира, в «комплектацию» входил радиоприемник. В 69-м автобус доработали: поставили второй «дворник», убрали гофры, заднее стекло стало прямоугольным, а не трапециевидным. Машину штамповали в количестве от 200 до 300 штук в год. В 72-м на смену модели «66Б» пришла другая.

«Уралец-67»


От предшественников автобус, предназначенный для ведения клубной работы, агитации, внешне отличался громкоговорителями на крыше. Для питания усилителя полагалась бензиновая электростанция.

Автобус с громкоговорителями было видно издалека. Фото: YouTube.com

Также в комплекте находилась киноустановка. Для нее сделали специальную дверцу (прямо через нее и показывали фильмы) рядом с пассажирской.

Новая «рыночная» ниша


Однако к началу 70-х стало ясно: «Уралец» явно проигрывает своему конкуренту из Краснодарского края автобусу «Кубань». Нужно было что-то придумать – и выход нашелся! Заводчане стали выпускать модифицированные модели, специально приспособленные к суровым северным условиям. И это было вполне логично: Если «Кубань» в основном колесила по центральным районам страны, то «Уралец» эксплуатировался на Дальнем Востоке, в Сибири.

Модели «66С» и «66СМ»


В основе – все тот же ГАЗ-51А. Кузов утеплили, вместо оконных форточек поставили в крыше три люка. В 1971-м из заводских ворот выехала опытная партия из 44-х автобусов. После проведения испытаний к концу 72-го организовали серийное производство. В 1974 в конструкции машины стали использовать шасси от ГАЗ-52-04.

Модификация 66С для северных условий. Фото: YouTube.com

Следующая версия «СМ» появилась в 1976-м. каких-либо серьезных доработок не было: разве что чуть изменились некоторые внешние элементы.

Другие модели


В 67-м была попытка освоить производство автобуса «Уралец-69» на базе ГАЗ-53А. У опытных образцов удлинили корпус, число пассажиров достигло 24-х. Однако испытания выявили недостаточную прочность кузова. Это учли и построили новую модель «Уралец-70С». Автобус получил новый экстерьер, но был выпущен в количестве 500 штук.

«Уралец-70С» на границе Европы и Азии. Фото: YouTube.com

А предприятие занималось уже следующей моделью – «Уралец-70АС». Она тоже была сделана на шасси ГАЗ-53А. Завод надеялся, что машина станет переходной моделью к массовой пассажирской версии. Передок опять переработали, у водителя теперь стояла панель приборов от «пятьдесят третьего», заменили кожух двигателя. Учитывая, что автобус будет использоваться в суровых зимних условиях, поставили двойное остекление, между внешним панелями и внутренней стенкой разместили утеплитель, а систему обогрева салона улучшили.

Закат


«Внезапно» в 1978-м, выяснилось: автобусы не соответствуют требованиям безопасности для пассажирского транспорта по ГОСТу и поэтому не могут выпускаться. Недоработанной оказалась тормозная система. Почему заводу не дали ее модернизировать – непонятно. Тем не менее производство автобусов прекратили и мирно перешли на выпуск …аттракционов. Так закончилась история «Уральцев».

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете об «Уральце»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Необычный советский агитационный автобус «Кубань»ЗиЛ-157 – один из лучших военных грузовиков повышенной проходимости

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 1 593