Мотороллер «Тула» – почему за «легендой» выстраивались очереди
В текущем году исполнилось 55 лет с того дня, когда конвейер Тульского машиностроительного завода покинул первый мотороллер. Почему такой гражданский заказ передали оборонному предприятию? В середине 50-х годов автомобиль в СССР считался роскошью, даже если он был произведен на советском заводе. Поэтому и народ, и множество учреждений остро нуждались в недорогом и мобильном транспорте. Заказывать трехтонный грузовик, чтобы отвезти несколько пачек газет, 100-200 кг продуктов, лекарственные средства, было нерачительно, убыточно.
Исходя из такого положения дел Совмин 19.06.1956 года выдал Постановление о производстве мотороллеров. Эти машины были нужны немедленно и много. Понятно, что лучше всего с таким заданием справится полувоенное предприятие, в частности Тульский машзавод.
Руководству завода сразу же озвучили нереальные сроки: к концу года с конвейера должно сойти не менее 2500 машин, а в 57-м – 30 000 единиц техники. Разумеется, это было нереально, даже для того времени. Пока привезли «донора», а им стал Goggo-roller ТА200, пока скопировали… А процесс этот нелегкий: все узлы и агрегаты нужно было подогнать под свои стандарты, определить, какие предприятия смогут выпускать нужные детали, из какого материала и т. д. Фактически предстояло разработать новый мотороллер.
В итоге советская экспериментальная машина получилась тяжелее «немца» на 15 кг при меньшей, на 3 л. с. мощности: шесть против девяти у Goggo-roller.
Она сошла с конвейера в апреле 1957-го – почти через год после выхода в свет Постановления Совмина. Мотороллер (сегодня такую технику называют скутером) получил название и индекс – «Тула-Т200».
Предсерийную машину по сравнению с опытным экземпляром немного доработали и в результате она получила такие технические параметры:
✅ двигатель – объем 199 куб. см при мощности в восемь «лошадок»
✅ КПП (располагалась в одном корпусе с ДВС) – на 4 передачи
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего на 45-50 км/ч – до 3,4 л/100 км
✅ масса – 155 кг
Скутер получил цепной привод на заднее колесо (оба размером 10”), топливный бак на 11 л (плюс, пол-литра резерва) и стартерный запуск двигателя воздушного охлаждения. Из элементов комфорта стоит выделит трубчатые амортизаторы: тогда их и на мотоциклы-то не ставили. В машину можно было лить самый дешевый тогда бензин А-66.
А что видел водитель и как управлял техникой? К его услугам – спидометр на панели, там же комбинированный переключатель света, конструктивно объединенный с замком зажигания. А еще – пара лампочек: одна сигнализировала о нейтральном положении КПП, другая – о заряде аккумулятора. Вот и все нехитрое оборудование, если не считать еще крючка для сумки.
Внизу, под ногами – пара педалей: скорости и заднего тормоза. Любопытная особенность первой модели – фонарь в моторном отсеке, который в последующих версиях «Тулы» убрали. И все же Т-200 уступал по ряду параметров западному «донору» – мощности, скорости, весу, поэтому вскоре появился модернизированный вариант.
В новую модель все-таки решили интегрировать кик-стартер: видимо, надежды на один аккумулятор было мало. Эксплуатационный ресурс батареи небольшой, а купить новую, ох, как непросто, тем более, где-нибудь на периферии (дефицит!). В 1961-м увидела свет модель Т-200М. В отличие от предшественника, у машины уменьшилась до 145 кг масса, а мощность подросла на одну «лошадку», до 9 л. с.
Поставили новую тянущую вилку взамен толкающей. Были и внешние отличия – крыло иной конфигурации, шильдик с заводским индексом. Инструментальный ящик разместили под седлом, месторасположения электропроводки оставили прежним – под днищем.
!961-й год ознаменовался выпуском еще одной партии в 94 единицы техники – мотороллера «Т-200К» с прицепом-коляской. Только он был не сзади, как на «Муравье», а сбоку, как у мотоцикла.
Раму изготовили сами, а кузов взяли от Иж-56, подвеску мотороллера усилили. Ну а что же насчет перевозки грузов, ради чего, собственно, и был задуман проект?
Первые экземпляры «тяжелой» версии мотороллера появились еще в 1957-м году. Тогда же провели испытания.
В первых грузовых мотороллерах частично применялись узлы от мотоколяски, производимой в Серпухове. Это балансиры и дифференциал. Благодаря последнему техника получила возможность двигаться задним ходом. Все остальное было таким же, как у базовой версии Т-200, правда, добавили для надежности кик-стартер, который потом внедрили на Т-200М. И еще для лучшей управляемости поставили демпфер руля. Эксплуатационные данные ТГ-200:
✅ двигатель – 2-тактный, 199 куб. см и восемь «лошадок»
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – не более 7 л/100 км
✅ собственный вес – 265 кг (если стоял фургон – 310 кг)
✅ грузоподъемность – до 200 кг
В первоначальном виде ТГ-200 выпускали недолго: в последующем у мотороллера изменили облицовку, поставили другой руль и сделали седло более комфортным, мягким.
В техническом плане серьезных изменений не было. Модификации грузовой машины – модели с обычным фургоном (ТГ-200Ф) и изотермическим (ТГ-200И).
Все новшества, которые внедрялись на легковой мотороллер, автоматически переходили и на грузовой. В частности, от модели к модели увеличивалась мощность, максимальная скорость и грузоподъемность.
Очередная модификация легкового мотороллера, представленная обществу в 1967-м году. Новая модель была лишена недостатков, присущих предшественникам. Вместо тяжелого подрамника сзади установили несущий капот, форсировали двигатель, подняв степень сжатия. В итоге мощность поднялась до 11 л. с, расход горючего упал до 3,5 л/100 км, а скорость увеличилась до 85 км/ч.
Правда, бензин теперь нужен с большим октановым числом – А-72. Инструментальный ящик перенесли в переднее крыло. В соответствии с требованиями ПДД, появились указатели поворотов.
Из наиболее заметных усовершенствований – дальнейшее повышение степени сжатия двигателя и увеличение его мощности до 12-ти л. с., а максимальной скорости – 90 км/ч.
Появился «модный» глушитель в виде сигары, инструментальный ящик водворили обратно – под седло. В плане панели приборов особых изменений не было: разве что появился еще один «глазок» оранжевого цвета под «поворотники», их переключатель с «бибикалкой».
Модернизированный вариант «Турист М» серийно начали производить в 1978-м году. Здесь уже стоял ДВС, оснащенный гильзой из чугуна и цилиндром из алюминия. Предусмотрели продувку по 3-м каналам. В итоге мощность составила 14 л. с., а скорость – 97 км/ч.
При этом мотороллер полегчал до 140 кг. От своего предшественника машина внешне отличалась литыми колесными ступицами и короткой выхлопной трубой.
Последняя версия мотороллера выпускалась с 1986-го года. Улучшения были традиционными: уменьшение массы до 134-х кг и увеличение мощности до 14,5 л. с.
Скорость, соответственно, выросла до 100 км/ч.
Всего в течение 43-х лет было произведено 2 716 402 мотороллера «Тула», что больше даже легендарной «копейки» – ВАЗа: 2 702 657 единиц техники. В 1996-м количество выпускаемых скутеров сократили в 10 (!) раз. Последняя партия в триста экземпляров вышла в 2000-м. Она была разобрана за минуты, несмотря на такую же стоимость, что и у автомобиля «Таврия» (35 000 руб.). Это ли не показатель популярности легендарного мотороллера!
Исходя из такого положения дел Совмин 19.06.1956 года выдал Постановление о производстве мотороллеров. Эти машины были нужны немедленно и много. Понятно, что лучше всего с таким заданием справится полувоенное предприятие, в частности Тульский машзавод.
Тульский машзавод являлся оборонным предприятием. Фото: YouTube.com
Руководству завода сразу же озвучили нереальные сроки: к концу года с конвейера должно сойти не менее 2500 машин, а в 57-м – 30 000 единиц техники. Разумеется, это было нереально, даже для того времени. Пока привезли «донора», а им стал Goggo-roller ТА200, пока скопировали… А процесс этот нелегкий: все узлы и агрегаты нужно было подогнать под свои стандарты, определить, какие предприятия смогут выпускать нужные детали, из какого материала и т. д. Фактически предстояло разработать новый мотороллер.
Клуб любителей Goggo-roller на очередном мероприятии: видны разные модификации родоначальника «Тулы». Фото: YouTube.com
В итоге советская экспериментальная машина получилась тяжелее «немца» на 15 кг при меньшей, на 3 л. с. мощности: шесть против девяти у Goggo-roller.
Первая серийная модель
Она сошла с конвейера в апреле 1957-го – почти через год после выхода в свет Постановления Совмина. Мотороллер (сегодня такую технику называют скутером) получил название и индекс – «Тула-Т200».
Первенец ТМЗ «Тула-Т200» отлично вписывался в сельский пейзаж. Фото: YouTube.com
Предсерийную машину по сравнению с опытным экземпляром немного доработали и в результате она получила такие технические параметры:
✅ двигатель – объем 199 куб. см при мощности в восемь «лошадок»
✅ КПП (располагалась в одном корпусе с ДВС) – на 4 передачи
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего на 45-50 км/ч – до 3,4 л/100 км
✅ масса – 155 кг
Скутер получил цепной привод на заднее колесо (оба размером 10”), топливный бак на 11 л (плюс, пол-литра резерва) и стартерный запуск двигателя воздушного охлаждения. Из элементов комфорта стоит выделит трубчатые амортизаторы: тогда их и на мотоциклы-то не ставили. В машину можно было лить самый дешевый тогда бензин А-66.
Двухтактный моторчик выдавал всего 8 л. с. Фото: YouTube.com
А что видел водитель и как управлял техникой? К его услугам – спидометр на панели, там же комбинированный переключатель света, конструктивно объединенный с замком зажигания. А еще – пара лампочек: одна сигнализировала о нейтральном положении КПП, другая – о заряде аккумулятора. Вот и все нехитрое оборудование, если не считать еще крючка для сумки.
Набор приборов – минимальный. Фото: YouTube.com
Внизу, под ногами – пара педалей: скорости и заднего тормоза. Любопытная особенность первой модели – фонарь в моторном отсеке, который в последующих версиях «Тулы» убрали. И все же Т-200 уступал по ряду параметров западному «донору» – мощности, скорости, весу, поэтому вскоре появился модернизированный вариант.
«Тула Т-200М»
В новую модель все-таки решили интегрировать кик-стартер: видимо, надежды на один аккумулятор было мало. Эксплуатационный ресурс батареи небольшой, а купить новую, ох, как непросто, тем более, где-нибудь на периферии (дефицит!). В 1961-м увидела свет модель Т-200М. В отличие от предшественника, у машины уменьшилась до 145 кг масса, а мощность подросла на одну «лошадку», до 9 л. с.
На «Тула Т-200М» можно было даже возить запасное колесо. Фото: YouTube.com
Поставили новую тянущую вилку взамен толкающей. Были и внешние отличия – крыло иной конфигурации, шильдик с заводским индексом. Инструментальный ящик разместили под седлом, месторасположения электропроводки оставили прежним – под днищем.
Справа – индикатор, показывавший, на какой передаче едет мотороллер. Фото: YouTube.com
!961-й год ознаменовался выпуском еще одной партии в 94 единицы техники – мотороллера «Т-200К» с прицепом-коляской. Только он был не сзади, как на «Муравье», а сбоку, как у мотоцикла.
Редкий экземпляр – «Т-200К» с коляской. Фото: YouTube.com
Раму изготовили сами, а кузов взяли от Иж-56, подвеску мотороллера усилили. Ну а что же насчет перевозки грузов, ради чего, собственно, и был задуман проект?
ТГ-200
Первые экземпляры «тяжелой» версии мотороллера появились еще в 1957-м году. Тогда же провели испытания.
Наименования «Муравей» сначала у техники не было, это потом так стали называть все машины с кузовками или фургончиками.
В первых грузовых мотороллерах частично применялись узлы от мотоколяски, производимой в Серпухове. Это балансиры и дифференциал. Благодаря последнему техника получила возможность двигаться задним ходом. Все остальное было таким же, как у базовой версии Т-200, правда, добавили для надежности кик-стартер, который потом внедрили на Т-200М. И еще для лучшей управляемости поставили демпфер руля. Эксплуатационные данные ТГ-200:
✅ двигатель – 2-тактный, 199 куб. см и восемь «лошадок»
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – не более 7 л/100 км
✅ собственный вес – 265 кг (если стоял фургон – 310 кг)
✅ грузоподъемность – до 200 кг
В первоначальном виде ТГ-200 выпускали недолго: в последующем у мотороллера изменили облицовку, поставили другой руль и сделали седло более комфортным, мягким.
ТГ-200 – спасибо коллекционерам, что восстанавливают и берегут раритеты! Фото: YouTube.com
В техническом плане серьезных изменений не было. Модификации грузовой машины – модели с обычным фургоном (ТГ-200Ф) и изотермическим (ТГ-200И).
Модель с фургончиком. Фото: YouTube.com
Все новшества, которые внедрялись на легковой мотороллер, автоматически переходили и на грузовой. В частности, от модели к модели увеличивалась мощность, максимальная скорость и грузоподъемность.
«Турист»
Очередная модификация легкового мотороллера, представленная обществу в 1967-м году. Новая модель была лишена недостатков, присущих предшественникам. Вместо тяжелого подрамника сзади установили несущий капот, форсировали двигатель, подняв степень сжатия. В итоге мощность поднялась до 11 л. с, расход горючего упал до 3,5 л/100 км, а скорость увеличилась до 85 км/ч.
Доступ к мотору и узлам у «Туриста» был еще проще, чем у предшественников. Фото: YouTube.com
Правда, бензин теперь нужен с большим октановым числом – А-72. Инструментальный ящик перенесли в переднее крыло. В соответствии с требованиями ПДД, появились указатели поворотов.
«Турист-М»
Из наиболее заметных усовершенствований – дальнейшее повышение степени сжатия двигателя и увеличение его мощности до 12-ти л. с., а максимальной скорости – 90 км/ч.
«Турист-М» 1972-года – красавец! Фото: YouTube.com
Появился «модный» глушитель в виде сигары, инструментальный ящик водворили обратно – под седло. В плане панели приборов особых изменений не было: разве что появился еще один «глазок» оранжевого цвета под «поворотники», их переключатель с «бибикалкой».
«Тулица»
Модернизированный вариант «Турист М» серийно начали производить в 1978-м году. Здесь уже стоял ДВС, оснащенный гильзой из чугуна и цилиндром из алюминия. Предусмотрели продувку по 3-м каналам. В итоге мощность составила 14 л. с., а скорость – 97 км/ч.
«Тулица» – более мощный вариант «Туриста-М». Фото: YouTube.com
При этом мотороллер полегчал до 140 кг. От своего предшественника машина внешне отличалась литыми колесными ступицами и короткой выхлопной трубой.
«Тулица-02М»
Последняя версия мотороллера выпускалась с 1986-го года. Улучшения были традиционными: уменьшение массы до 134-х кг и увеличение мощности до 14,5 л. с.
Последний советский мотороллер «Тулица-02М» (1988 год). Фото: YouTube.com
Скорость, соответственно, выросла до 100 км/ч.
Заключение
Всего в течение 43-х лет было произведено 2 716 402 мотороллера «Тула», что больше даже легендарной «копейки» – ВАЗа: 2 702 657 единиц техники. В 1996-м количество выпускаемых скутеров сократили в 10 (!) раз. Последняя партия в триста экземпляров вышла в 2000-м. Она была разобрана за минуты, несмотря на такую же стоимость, что и у автомобиля «Таврия» (35 000 руб.). Это ли не показатель популярности легендарного мотороллера!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....