
Мотороллер «Тула» – почему за «легендой» выстраивались очереди
В текущем году исполнилось 55 лет с того дня, когда конвейер Тульского машиностроительного завода покинул первый мотороллер. Почему такой гражданский заказ передали оборонному предприятию? В середине 50-х годов автомобиль в СССР считался роскошью, даже если он был произведен на советском заводе. Поэтому и народ, и множество учреждений остро нуждались в недорогом и мобильном транспорте. Заказывать трехтонный грузовик, чтобы отвезти несколько пачек газет, 100-200 кг продуктов, лекарственные средства, было нерачительно, убыточно.
Исходя из такого положения дел Совмин 19.06.1956 года выдал Постановление о производстве мотороллеров. Эти машины были нужны немедленно и много. Понятно, что лучше всего с таким заданием справится полувоенное предприятие, в частности Тульский машзавод.
Тульский машзавод являлся оборонным предприятием. Фото: YouTube.com
Руководству завода сразу же озвучили нереальные сроки: к концу года с конвейера должно сойти не менее 2500 машин, а в 57-м – 30 000 единиц техники. Разумеется, это было нереально, даже для того времени. Пока привезли «донора», а им стал Goggo-roller ТА200, пока скопировали… А процесс этот нелегкий: все узлы и агрегаты нужно было подогнать под свои стандарты, определить, какие предприятия смогут выпускать нужные детали, из какого материала и т. д. Фактически предстояло разработать новый мотороллер.
Клуб любителей Goggo-roller на очередном мероприятии: видны разные модификации родоначальника «Тулы». Фото: YouTube.com
В итоге советская экспериментальная машина получилась тяжелее «немца» на 15 кг при меньшей, на 3 л. с. мощности: шесть против девяти у Goggo-roller.
Она сошла с конвейера в апреле 1957-го – почти через год после выхода в свет Постановления Совмина. Мотороллер (сегодня такую технику называют скутером) получил название и индекс – «Тула-Т200».
Первенец ТМЗ «Тула-Т200» отлично вписывался в сельский пейзаж. Фото: YouTube.com
Предсерийную машину по сравнению с опытным экземпляром немного доработали и в результате она получила такие технические параметры:
✅ двигатель – объем 199 куб. см при мощности в восемь «лошадок»
✅ КПП (располагалась в одном корпусе с ДВС) – на 4 передачи
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего на 45-50 км/ч – до 3,4 л/100 км
✅ масса – 155 кг
Скутер получил цепной привод на заднее колесо (оба размером 10”), топливный бак на 11 л (плюс, пол-литра резерва) и стартерный запуск двигателя воздушного охлаждения. Из элементов комфорта стоит выделит трубчатые амортизаторы: тогда их и на мотоциклы-то не ставили. В машину можно было лить самый дешевый тогда бензин А-66.
Двухтактный моторчик выдавал всего 8 л. с. Фото: YouTube.com
А что видел водитель и как управлял техникой? К его услугам – спидометр на панели, там же комбинированный переключатель света, конструктивно объединенный с замком зажигания. А еще – пара лампочек: одна сигнализировала о нейтральном положении КПП, другая – о заряде аккумулятора. Вот и все нехитрое оборудование, если не считать еще крючка для сумки.
Набор приборов – минимальный. Фото: YouTube.com
Внизу, под ногами – пара педалей: скорости и заднего тормоза. Любопытная особенность первой модели – фонарь в моторном отсеке, который в последующих версиях «Тулы» убрали. И все же Т-200 уступал по ряду параметров западному «донору» – мощности, скорости, весу, поэтому вскоре появился модернизированный вариант.
В новую модель все-таки решили интегрировать кик-стартер: видимо, надежды на один аккумулятор было мало. Эксплуатационный ресурс батареи небольшой, а купить новую, ох, как непросто, тем более, где-нибудь на периферии (дефицит!). В 1961-м увидела свет модель Т-200М. В отличие от предшественника, у машины уменьшилась до 145 кг масса, а мощность подросла на одну «лошадку», до 9 л. с.
На «Тула Т-200М» можно было даже возить запасное колесо. Фото: YouTube.com
Поставили новую тянущую вилку взамен толкающей. Были и внешние отличия – крыло иной конфигурации, шильдик с заводским индексом. Инструментальный ящик разместили под седлом, месторасположения электропроводки оставили прежним – под днищем.
Справа – индикатор, показывавший, на какой передаче едет мотороллер. Фото: YouTube.com
!961-й год ознаменовался выпуском еще одной партии в 94 единицы техники – мотороллера «Т-200К» с прицепом-коляской. Только он был не сзади, как на «Муравье», а сбоку, как у мотоцикла.
Редкий экземпляр – «Т-200К» с коляской. Фото: YouTube.com
Раму изготовили сами, а кузов взяли от Иж-56, подвеску мотороллера усилили. Ну а что же насчет перевозки грузов, ради чего, собственно, и был задуман проект?
Первые экземпляры «тяжелой» версии мотороллера появились еще в 1957-м году. Тогда же провели испытания.
В первых грузовых мотороллерах частично применялись узлы от мотоколяски, производимой в Серпухове. Это балансиры и дифференциал. Благодаря последнему техника получила возможность двигаться задним ходом. Все остальное было таким же, как у базовой версии Т-200, правда, добавили для надежности кик-стартер, который потом внедрили на Т-200М. И еще для лучшей управляемости поставили демпфер руля. Эксплуатационные данные ТГ-200:
✅ двигатель – 2-тактный, 199 куб. см и восемь «лошадок»
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – не более 7 л/100 км
✅ собственный вес – 265 кг (если стоял фургон – 310 кг)
✅ грузоподъемность – до 200 кг
В первоначальном виде ТГ-200 выпускали недолго: в последующем у мотороллера изменили облицовку, поставили другой руль и сделали седло более комфортным, мягким.
ТГ-200 – спасибо коллекционерам, что восстанавливают и берегут раритеты! Фото: YouTube.com
В техническом плане серьезных изменений не было. Модификации грузовой машины – модели с обычным фургоном (ТГ-200Ф) и изотермическим (ТГ-200И).
Модель с фургончиком. Фото: YouTube.com
Все новшества, которые внедрялись на легковой мотороллер, автоматически переходили и на грузовой. В частности, от модели к модели увеличивалась мощность, максимальная скорость и грузоподъемность.
Очередная модификация легкового мотороллера, представленная обществу в 1967-м году. Новая модель была лишена недостатков, присущих предшественникам. Вместо тяжелого подрамника сзади установили несущий капот, форсировали двигатель, подняв степень сжатия. В итоге мощность поднялась до 11 л. с, расход горючего упал до 3,5 л/100 км, а скорость увеличилась до 85 км/ч.
Доступ к мотору и узлам у «Туриста» был еще проще, чем у предшественников. Фото: YouTube.com
Правда, бензин теперь нужен с большим октановым числом – А-72. Инструментальный ящик перенесли в переднее крыло. В соответствии с требованиями ПДД, появились указатели поворотов.
Из наиболее заметных усовершенствований – дальнейшее повышение степени сжатия двигателя и увеличение его мощности до 12-ти л. с., а максимальной скорости – 90 км/ч.
«Турист-М» 1972-года – красавец! Фото: YouTube.com
Появился «модный» глушитель в виде сигары, инструментальный ящик водворили обратно – под седло. В плане панели приборов особых изменений не было: разве что появился еще один «глазок» оранжевого цвета под «поворотники», их переключатель с «бибикалкой».
Модернизированный вариант «Турист М» серийно начали производить в 1978-м году. Здесь уже стоял ДВС, оснащенный гильзой из чугуна и цилиндром из алюминия. Предусмотрели продувку по 3-м каналам. В итоге мощность составила 14 л. с., а скорость – 97 км/ч.
«Тулица» – более мощный вариант «Туриста-М». Фото: YouTube.com
При этом мотороллер полегчал до 140 кг. От своего предшественника машина внешне отличалась литыми колесными ступицами и короткой выхлопной трубой.
Последняя версия мотороллера выпускалась с 1986-го года. Улучшения были традиционными: уменьшение массы до 134-х кг и увеличение мощности до 14,5 л. с.
Последний советский мотороллер «Тулица-02М» (1988 год). Фото: YouTube.com
Скорость, соответственно, выросла до 100 км/ч.
Всего в течение 43-х лет было произведено 2 716 402 мотороллера «Тула», что больше даже легендарной «копейки» – ВАЗа: 2 702 657 единиц техники. В 1996-м количество выпускаемых скутеров сократили в 10 (!) раз. Последняя партия в триста экземпляров вышла в 2000-м. Она была разобрана за минуты, несмотря на такую же стоимость, что и у автомобиля «Таврия» (35 000 руб.). Это ли не показатель популярности легендарного мотороллера!
Исходя из такого положения дел Совмин 19.06.1956 года выдал Постановление о производстве мотороллеров. Эти машины были нужны немедленно и много. Понятно, что лучше всего с таким заданием справится полувоенное предприятие, в частности Тульский машзавод.

Руководству завода сразу же озвучили нереальные сроки: к концу года с конвейера должно сойти не менее 2500 машин, а в 57-м – 30 000 единиц техники. Разумеется, это было нереально, даже для того времени. Пока привезли «донора», а им стал Goggo-roller ТА200, пока скопировали… А процесс этот нелегкий: все узлы и агрегаты нужно было подогнать под свои стандарты, определить, какие предприятия смогут выпускать нужные детали, из какого материала и т. д. Фактически предстояло разработать новый мотороллер.

В итоге советская экспериментальная машина получилась тяжелее «немца» на 15 кг при меньшей, на 3 л. с. мощности: шесть против девяти у Goggo-roller.
Первая серийная модель
Она сошла с конвейера в апреле 1957-го – почти через год после выхода в свет Постановления Совмина. Мотороллер (сегодня такую технику называют скутером) получил название и индекс – «Тула-Т200».

Предсерийную машину по сравнению с опытным экземпляром немного доработали и в результате она получила такие технические параметры:
✅ двигатель – объем 199 куб. см при мощности в восемь «лошадок»
✅ КПП (располагалась в одном корпусе с ДВС) – на 4 передачи
✅ скорость – до 80 км/ч
✅ расход горючего на 45-50 км/ч – до 3,4 л/100 км
✅ масса – 155 кг
Скутер получил цепной привод на заднее колесо (оба размером 10”), топливный бак на 11 л (плюс, пол-литра резерва) и стартерный запуск двигателя воздушного охлаждения. Из элементов комфорта стоит выделит трубчатые амортизаторы: тогда их и на мотоциклы-то не ставили. В машину можно было лить самый дешевый тогда бензин А-66.

А что видел водитель и как управлял техникой? К его услугам – спидометр на панели, там же комбинированный переключатель света, конструктивно объединенный с замком зажигания. А еще – пара лампочек: одна сигнализировала о нейтральном положении КПП, другая – о заряде аккумулятора. Вот и все нехитрое оборудование, если не считать еще крючка для сумки.

Внизу, под ногами – пара педалей: скорости и заднего тормоза. Любопытная особенность первой модели – фонарь в моторном отсеке, который в последующих версиях «Тулы» убрали. И все же Т-200 уступал по ряду параметров западному «донору» – мощности, скорости, весу, поэтому вскоре появился модернизированный вариант.
«Тула Т-200М»
В новую модель все-таки решили интегрировать кик-стартер: видимо, надежды на один аккумулятор было мало. Эксплуатационный ресурс батареи небольшой, а купить новую, ох, как непросто, тем более, где-нибудь на периферии (дефицит!). В 1961-м увидела свет модель Т-200М. В отличие от предшественника, у машины уменьшилась до 145 кг масса, а мощность подросла на одну «лошадку», до 9 л. с.

Поставили новую тянущую вилку взамен толкающей. Были и внешние отличия – крыло иной конфигурации, шильдик с заводским индексом. Инструментальный ящик разместили под седлом, месторасположения электропроводки оставили прежним – под днищем.

!961-й год ознаменовался выпуском еще одной партии в 94 единицы техники – мотороллера «Т-200К» с прицепом-коляской. Только он был не сзади, как на «Муравье», а сбоку, как у мотоцикла.

Раму изготовили сами, а кузов взяли от Иж-56, подвеску мотороллера усилили. Ну а что же насчет перевозки грузов, ради чего, собственно, и был задуман проект?
ТГ-200
Первые экземпляры «тяжелой» версии мотороллера появились еще в 1957-м году. Тогда же провели испытания.
Наименования «Муравей» сначала у техники не было, это потом так стали называть все машины с кузовками или фургончиками.
В первых грузовых мотороллерах частично применялись узлы от мотоколяски, производимой в Серпухове. Это балансиры и дифференциал. Благодаря последнему техника получила возможность двигаться задним ходом. Все остальное было таким же, как у базовой версии Т-200, правда, добавили для надежности кик-стартер, который потом внедрили на Т-200М. И еще для лучшей управляемости поставили демпфер руля. Эксплуатационные данные ТГ-200:
✅ двигатель – 2-тактный, 199 куб. см и восемь «лошадок»
✅ скорость – до 50 км/ч
✅ расход горючего – не более 7 л/100 км
✅ собственный вес – 265 кг (если стоял фургон – 310 кг)
✅ грузоподъемность – до 200 кг
В первоначальном виде ТГ-200 выпускали недолго: в последующем у мотороллера изменили облицовку, поставили другой руль и сделали седло более комфортным, мягким.

В техническом плане серьезных изменений не было. Модификации грузовой машины – модели с обычным фургоном (ТГ-200Ф) и изотермическим (ТГ-200И).

Все новшества, которые внедрялись на легковой мотороллер, автоматически переходили и на грузовой. В частности, от модели к модели увеличивалась мощность, максимальная скорость и грузоподъемность.
«Турист»
Очередная модификация легкового мотороллера, представленная обществу в 1967-м году. Новая модель была лишена недостатков, присущих предшественникам. Вместо тяжелого подрамника сзади установили несущий капот, форсировали двигатель, подняв степень сжатия. В итоге мощность поднялась до 11 л. с, расход горючего упал до 3,5 л/100 км, а скорость увеличилась до 85 км/ч.

Правда, бензин теперь нужен с большим октановым числом – А-72. Инструментальный ящик перенесли в переднее крыло. В соответствии с требованиями ПДД, появились указатели поворотов.
«Турист-М»
Из наиболее заметных усовершенствований – дальнейшее повышение степени сжатия двигателя и увеличение его мощности до 12-ти л. с., а максимальной скорости – 90 км/ч.

Появился «модный» глушитель в виде сигары, инструментальный ящик водворили обратно – под седло. В плане панели приборов особых изменений не было: разве что появился еще один «глазок» оранжевого цвета под «поворотники», их переключатель с «бибикалкой».
«Тулица»
Модернизированный вариант «Турист М» серийно начали производить в 1978-м году. Здесь уже стоял ДВС, оснащенный гильзой из чугуна и цилиндром из алюминия. Предусмотрели продувку по 3-м каналам. В итоге мощность составила 14 л. с., а скорость – 97 км/ч.

При этом мотороллер полегчал до 140 кг. От своего предшественника машина внешне отличалась литыми колесными ступицами и короткой выхлопной трубой.
«Тулица-02М»
Последняя версия мотороллера выпускалась с 1986-го года. Улучшения были традиционными: уменьшение массы до 134-х кг и увеличение мощности до 14,5 л. с.

Скорость, соответственно, выросла до 100 км/ч.
Заключение
Всего в течение 43-х лет было произведено 2 716 402 мотороллера «Тула», что больше даже легендарной «копейки» – ВАЗа: 2 702 657 единиц техники. В 1996-м количество выпускаемых скутеров сократили в 10 (!) раз. Последняя партия в триста экземпляров вышла в 2000-м. Она была разобрана за минуты, несмотря на такую же стоимость, что и у автомобиля «Таврия» (35 000 руб.). Это ли не показатель популярности легендарного мотороллера!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...