«ЭТ-600»: передний привод и цена ниже «Запорожца»
3 172

«ЭТ-600»: передний привод и цена ниже «Запорожца»

Советский Союз – огромная страна, для перевозки грузов в которой нужны большие и мощные машины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основное внимание в автомобилестроении уделяли крупному транспорту. В СССР разъезжали по дорогам и улицам, проспектам ЗиЛы, ГАЗы, МАЗы, КрАЗы. Но город требовал малых и недорогих, маневренных грузовичков, которые при минимальном расходе топлива могли бы доставлять продукты питания, различные товары в небольшие торговые точки.


В 1966-м году это осознали особенно остро. Однако производственные мощности крупных заводов были перегружены и разработку экспериментальной машины компактных габаритов поручили одному из предприятий (потребительское общество), расположенных в Эстонии. Модель соответствующе и назвали – «ЭТ», а цифра обозначала грузоподъемность.

«ЭТ-600»: передний привод и цена ниже «Запорожца»Сначала собрали авто с грузоподъемностью 500 кг. Фото: YouTube.com

Изначально была разработана машина, способная брать на борт только полтонны (ЭТ-500), но впоследствии грузоподъемность увеличили. Делали машину на территории автобазы общества.

Технические подробности


Сказать, что техника собрана «с нуля», было нельзя. Силовой агрегат в 30 «лошадок» взяли от «ушастого» ЗАЗ-966, рулевое управление позаимствовали у «Москвича-408», как и тормоза. А вот кабина была оригинальной и сделана из стеклопластика. Кстати, она, как у КАМАЗа, откидывалась вперед (достаточно открутить пару болтов), что облегчало доступ к агрегатам для обслуживания и ремонта. Кабина весила всего 40 кг и на ее изготовление у двух специалистов уходило 4 часа.

Кабина откидывалась вперед. Фото: YouTube.com

Сам грузовичок длиной 3,63 м имел массу всего лишь 476 кг, но на борт мог брать все 600. Платформу соорудили из деревянного настила и металлических бортов. Предусмотрели возможность установки обычного либо изотермического фургончика.

Автомобиль, первый в стране получил передний привод колес: в то время АвтоВАЗ еще и не построили.

Передняя подвеска тоже была оригинальной: пружинная конструкция с полуосями. Сзади – ось неразрезного типа и рессоры. В городском цикле «ЭТ-600» расходовал почти 10 л топлива на 100 км (по трассе – 5,7 л). Скорость не превышала 84 км/ч. Салон – более, чем спартанский: у сидений для водителя и пассажира нет даже спинок.

О комфорте говорить не приходится. Фото: YouTube.com

К тому же последнему мешался капот двигателя. Однако посадка удобная, обзор отличный. Приборный щиток похоже, от ГАЗ-51 или ГАЗ-52. Руль – «москвичевский».

Испытания


Они проводились в Эстонии на базе потребительского общества, в Крыму и Москве. Проверка автомобильчика прошла успешно: подъемы на гору, тормозные параметры и иные технические моменты укладывались в требования ГОСТа.

В городах грузовичок испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com

Правда, была оговорка; машину рекомендовалось использовать только на твердой дорожной поверхности. Ну так она изначально задумывалась, как городской автомобиль.

Финал


Всего на автобазе за 1967-1970 годы произвели примерно 40 грузовичков, которые трудились в республике, развозя товары по магазинам. Приблизительная стоимость «ЭТ-600» была озвучена в 2 тыс. руб. Как уверяли создатели машинки, при массовом производстве эта цифра могла сократиться до 1300 руб. В то время, например, «Москвич» стоил 5 тыс. руб. Цена была важным фактором, особенно для села. Если горожанин из недорогих авто мог приобрести «Запорожец», то жителю деревни для небольших грузоперевозок оставался только мотороллер «Муравей». Хотя «ЭТ-600» не предназначался для грунтовых дорог, но в случае массового производства наверняка в деревне был бы нарасхват.

До конвейера оставалось совсем чуть-чуть. Фото: YouTube.com

Однако в серию автомобиль так и не пошел: как раз «нагрянул» Multicar из ГДР, несравнимый по параметрам и комфорту с «ЭТ-600». А что касается переднего привода, то в Луцке уже начали производить легкий вездеход. Правда, на первых порах он был с одним передним мостом и только в 1971-м получил «полный комплект».
А вы что думаете об «ЭТ-600»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...