«ЭТ-600»: передний привод и цена ниже «Запорожца»
Советский Союз – огромная страна, для перевозки грузов в которой нужны большие и мощные машины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основное внимание в автомобилестроении уделяли крупному транспорту. В СССР разъезжали по дорогам и улицам, проспектам ЗиЛы, ГАЗы, МАЗы, КрАЗы. Но город требовал малых и недорогих, маневренных грузовичков, которые при минимальном расходе топлива могли бы доставлять продукты питания, различные товары в небольшие торговые точки.
В 1966-м году это осознали особенно остро. Однако производственные мощности крупных заводов были перегружены и разработку экспериментальной машины компактных габаритов поручили одному из предприятий (потребительское общество), расположенных в Эстонии. Модель соответствующе и назвали – «ЭТ», а цифра обозначала грузоподъемность.
Изначально была разработана машина, способная брать на борт только полтонны (ЭТ-500), но впоследствии грузоподъемность увеличили. Делали машину на территории автобазы общества.
Сказать, что техника собрана «с нуля», было нельзя. Силовой агрегат в 30 «лошадок» взяли от «ушастого» ЗАЗ-966, рулевое управление позаимствовали у «Москвича-408», как и тормоза. А вот кабина была оригинальной и сделана из стеклопластика. Кстати, она, как у КАМАЗа, откидывалась вперед (достаточно открутить пару болтов), что облегчало доступ к агрегатам для обслуживания и ремонта. Кабина весила всего 40 кг и на ее изготовление у двух специалистов уходило 4 часа.
Сам грузовичок длиной 3,63 м имел массу всего лишь 476 кг, но на борт мог брать все 600. Платформу соорудили из деревянного настила и металлических бортов. Предусмотрели возможность установки обычного либо изотермического фургончика.
Передняя подвеска тоже была оригинальной: пружинная конструкция с полуосями. Сзади – ось неразрезного типа и рессоры. В городском цикле «ЭТ-600» расходовал почти 10 л топлива на 100 км (по трассе – 5,7 л). Скорость не превышала 84 км/ч. Салон – более, чем спартанский: у сидений для водителя и пассажира нет даже спинок.
К тому же последнему мешался капот двигателя. Однако посадка удобная, обзор отличный. Приборный щиток похоже, от ГАЗ-51 или ГАЗ-52. Руль – «москвичевский».
Они проводились в Эстонии на базе потребительского общества, в Крыму и Москве. Проверка автомобильчика прошла успешно: подъемы на гору, тормозные параметры и иные технические моменты укладывались в требования ГОСТа.
Правда, была оговорка; машину рекомендовалось использовать только на твердой дорожной поверхности. Ну так она изначально задумывалась, как городской автомобиль.
Всего на автобазе за 1967-1970 годы произвели примерно 40 грузовичков, которые трудились в республике, развозя товары по магазинам. Приблизительная стоимость «ЭТ-600» была озвучена в 2 тыс. руб. Как уверяли создатели машинки, при массовом производстве эта цифра могла сократиться до 1300 руб. В то время, например, «Москвич» стоил 5 тыс. руб. Цена была важным фактором, особенно для села. Если горожанин из недорогих авто мог приобрести «Запорожец», то жителю деревни для небольших грузоперевозок оставался только мотороллер «Муравей». Хотя «ЭТ-600» не предназначался для грунтовых дорог, но в случае массового производства наверняка в деревне был бы нарасхват.
Однако в серию автомобиль так и не пошел: как раз «нагрянул» Multicar из ГДР, несравнимый по параметрам и комфорту с «ЭТ-600». А что касается переднего привода, то в Луцке уже начали производить легкий вездеход. Правда, на первых порах он был с одним передним мостом и только в 1971-м получил «полный комплект».
В 1966-м году это осознали особенно остро. Однако производственные мощности крупных заводов были перегружены и разработку экспериментальной машины компактных габаритов поручили одному из предприятий (потребительское общество), расположенных в Эстонии. Модель соответствующе и назвали – «ЭТ», а цифра обозначала грузоподъемность.
Сначала собрали авто с грузоподъемностью 500 кг. Фото: YouTube.com
Изначально была разработана машина, способная брать на борт только полтонны (ЭТ-500), но впоследствии грузоподъемность увеличили. Делали машину на территории автобазы общества.
Технические подробности
Сказать, что техника собрана «с нуля», было нельзя. Силовой агрегат в 30 «лошадок» взяли от «ушастого» ЗАЗ-966, рулевое управление позаимствовали у «Москвича-408», как и тормоза. А вот кабина была оригинальной и сделана из стеклопластика. Кстати, она, как у КАМАЗа, откидывалась вперед (достаточно открутить пару болтов), что облегчало доступ к агрегатам для обслуживания и ремонта. Кабина весила всего 40 кг и на ее изготовление у двух специалистов уходило 4 часа.
Кабина откидывалась вперед. Фото: YouTube.com
Сам грузовичок длиной 3,63 м имел массу всего лишь 476 кг, но на борт мог брать все 600. Платформу соорудили из деревянного настила и металлических бортов. Предусмотрели возможность установки обычного либо изотермического фургончика.
Автомобиль, первый в стране получил передний привод колес: в то время АвтоВАЗ еще и не построили.
Передняя подвеска тоже была оригинальной: пружинная конструкция с полуосями. Сзади – ось неразрезного типа и рессоры. В городском цикле «ЭТ-600» расходовал почти 10 л топлива на 100 км (по трассе – 5,7 л). Скорость не превышала 84 км/ч. Салон – более, чем спартанский: у сидений для водителя и пассажира нет даже спинок.
О комфорте говорить не приходится. Фото: YouTube.com
К тому же последнему мешался капот двигателя. Однако посадка удобная, обзор отличный. Приборный щиток похоже, от ГАЗ-51 или ГАЗ-52. Руль – «москвичевский».
Испытания
Они проводились в Эстонии на базе потребительского общества, в Крыму и Москве. Проверка автомобильчика прошла успешно: подъемы на гору, тормозные параметры и иные технические моменты укладывались в требования ГОСТа.
В городах грузовичок испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com
Правда, была оговорка; машину рекомендовалось использовать только на твердой дорожной поверхности. Ну так она изначально задумывалась, как городской автомобиль.
Финал
Всего на автобазе за 1967-1970 годы произвели примерно 40 грузовичков, которые трудились в республике, развозя товары по магазинам. Приблизительная стоимость «ЭТ-600» была озвучена в 2 тыс. руб. Как уверяли создатели машинки, при массовом производстве эта цифра могла сократиться до 1300 руб. В то время, например, «Москвич» стоил 5 тыс. руб. Цена была важным фактором, особенно для села. Если горожанин из недорогих авто мог приобрести «Запорожец», то жителю деревни для небольших грузоперевозок оставался только мотороллер «Муравей». Хотя «ЭТ-600» не предназначался для грунтовых дорог, но в случае массового производства наверняка в деревне был бы нарасхват.
До конвейера оставалось совсем чуть-чуть. Фото: YouTube.com
Однако в серию автомобиль так и не пошел: как раз «нагрянул» Multicar из ГДР, несравнимый по параметрам и комфорту с «ЭТ-600». А что касается переднего привода, то в Луцке уже начали производить легкий вездеход. Правда, на первых порах он был с одним передним мостом и только в 1971-м получил «полный комплект».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....