«ЭТ-600»: передний привод и цена ниже «Запорожца»
Советский Союз – огромная страна, для перевозки грузов в которой нужны большие и мощные машины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основное внимание в автомобилестроении уделяли крупному транспорту. В СССР разъезжали по дорогам и улицам, проспектам ЗиЛы, ГАЗы, МАЗы, КрАЗы. Но город требовал малых и недорогих, маневренных грузовичков, которые при минимальном расходе топлива могли бы доставлять продукты питания, различные товары в небольшие торговые точки.
В 1966-м году это осознали особенно остро. Однако производственные мощности крупных заводов были перегружены и разработку экспериментальной машины компактных габаритов поручили одному из предприятий (потребительское общество), расположенных в Эстонии. Модель соответствующе и назвали – «ЭТ», а цифра обозначала грузоподъемность.
Изначально была разработана машина, способная брать на борт только полтонны (ЭТ-500), но впоследствии грузоподъемность увеличили. Делали машину на территории автобазы общества.
Сказать, что техника собрана «с нуля», было нельзя. Силовой агрегат в 30 «лошадок» взяли от «ушастого» ЗАЗ-966, рулевое управление позаимствовали у «Москвича-408», как и тормоза. А вот кабина была оригинальной и сделана из стеклопластика. Кстати, она, как у КАМАЗа, откидывалась вперед (достаточно открутить пару болтов), что облегчало доступ к агрегатам для обслуживания и ремонта. Кабина весила всего 40 кг и на ее изготовление у двух специалистов уходило 4 часа.
Сам грузовичок длиной 3,63 м имел массу всего лишь 476 кг, но на борт мог брать все 600. Платформу соорудили из деревянного настила и металлических бортов. Предусмотрели возможность установки обычного либо изотермического фургончика.
Передняя подвеска тоже была оригинальной: пружинная конструкция с полуосями. Сзади – ось неразрезного типа и рессоры. В городском цикле «ЭТ-600» расходовал почти 10 л топлива на 100 км (по трассе – 5,7 л). Скорость не превышала 84 км/ч. Салон – более, чем спартанский: у сидений для водителя и пассажира нет даже спинок.
К тому же последнему мешался капот двигателя. Однако посадка удобная, обзор отличный. Приборный щиток похоже, от ГАЗ-51 или ГАЗ-52. Руль – «москвичевский».
Они проводились в Эстонии на базе потребительского общества, в Крыму и Москве. Проверка автомобильчика прошла успешно: подъемы на гору, тормозные параметры и иные технические моменты укладывались в требования ГОСТа.
Правда, была оговорка; машину рекомендовалось использовать только на твердой дорожной поверхности. Ну так она изначально задумывалась, как городской автомобиль.
Всего на автобазе за 1967-1970 годы произвели примерно 40 грузовичков, которые трудились в республике, развозя товары по магазинам. Приблизительная стоимость «ЭТ-600» была озвучена в 2 тыс. руб. Как уверяли создатели машинки, при массовом производстве эта цифра могла сократиться до 1300 руб. В то время, например, «Москвич» стоил 5 тыс. руб. Цена была важным фактором, особенно для села. Если горожанин из недорогих авто мог приобрести «Запорожец», то жителю деревни для небольших грузоперевозок оставался только мотороллер «Муравей». Хотя «ЭТ-600» не предназначался для грунтовых дорог, но в случае массового производства наверняка в деревне был бы нарасхват.
Однако в серию автомобиль так и не пошел: как раз «нагрянул» Multicar из ГДР, несравнимый по параметрам и комфорту с «ЭТ-600». А что касается переднего привода, то в Луцке уже начали производить легкий вездеход. Правда, на первых порах он был с одним передним мостом и только в 1971-м получил «полный комплект».
В 1966-м году это осознали особенно остро. Однако производственные мощности крупных заводов были перегружены и разработку экспериментальной машины компактных габаритов поручили одному из предприятий (потребительское общество), расположенных в Эстонии. Модель соответствующе и назвали – «ЭТ», а цифра обозначала грузоподъемность.
Сначала собрали авто с грузоподъемностью 500 кг. Фото: YouTube.com
Изначально была разработана машина, способная брать на борт только полтонны (ЭТ-500), но впоследствии грузоподъемность увеличили. Делали машину на территории автобазы общества.
Технические подробности
Сказать, что техника собрана «с нуля», было нельзя. Силовой агрегат в 30 «лошадок» взяли от «ушастого» ЗАЗ-966, рулевое управление позаимствовали у «Москвича-408», как и тормоза. А вот кабина была оригинальной и сделана из стеклопластика. Кстати, она, как у КАМАЗа, откидывалась вперед (достаточно открутить пару болтов), что облегчало доступ к агрегатам для обслуживания и ремонта. Кабина весила всего 40 кг и на ее изготовление у двух специалистов уходило 4 часа.
Кабина откидывалась вперед. Фото: YouTube.com
Сам грузовичок длиной 3,63 м имел массу всего лишь 476 кг, но на борт мог брать все 600. Платформу соорудили из деревянного настила и металлических бортов. Предусмотрели возможность установки обычного либо изотермического фургончика.
Автомобиль, первый в стране получил передний привод колес: в то время АвтоВАЗ еще и не построили.
Передняя подвеска тоже была оригинальной: пружинная конструкция с полуосями. Сзади – ось неразрезного типа и рессоры. В городском цикле «ЭТ-600» расходовал почти 10 л топлива на 100 км (по трассе – 5,7 л). Скорость не превышала 84 км/ч. Салон – более, чем спартанский: у сидений для водителя и пассажира нет даже спинок.
О комфорте говорить не приходится. Фото: YouTube.com
К тому же последнему мешался капот двигателя. Однако посадка удобная, обзор отличный. Приборный щиток похоже, от ГАЗ-51 или ГАЗ-52. Руль – «москвичевский».
Испытания
Они проводились в Эстонии на базе потребительского общества, в Крыму и Москве. Проверка автомобильчика прошла успешно: подъемы на гору, тормозные параметры и иные технические моменты укладывались в требования ГОСТа.
В городах грузовичок испытывали по полной программе. Фото: YouTube.com
Правда, была оговорка; машину рекомендовалось использовать только на твердой дорожной поверхности. Ну так она изначально задумывалась, как городской автомобиль.
Финал
Всего на автобазе за 1967-1970 годы произвели примерно 40 грузовичков, которые трудились в республике, развозя товары по магазинам. Приблизительная стоимость «ЭТ-600» была озвучена в 2 тыс. руб. Как уверяли создатели машинки, при массовом производстве эта цифра могла сократиться до 1300 руб. В то время, например, «Москвич» стоил 5 тыс. руб. Цена была важным фактором, особенно для села. Если горожанин из недорогих авто мог приобрести «Запорожец», то жителю деревни для небольших грузоперевозок оставался только мотороллер «Муравей». Хотя «ЭТ-600» не предназначался для грунтовых дорог, но в случае массового производства наверняка в деревне был бы нарасхват.
До конвейера оставалось совсем чуть-чуть. Фото: YouTube.com
Однако в серию автомобиль так и не пошел: как раз «нагрянул» Multicar из ГДР, несравнимый по параметрам и комфорту с «ЭТ-600». А что касается переднего привода, то в Луцке уже начали производить легкий вездеход. Правда, на первых порах он был с одним передним мостом и только в 1971-м получил «полный комплект».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....