Колеса: шесть лучше, чем четыре?
434

Колеса: шесть лучше, чем четыре?

Использование шести колес на грузовых автомобилях никакого удивления не вызывает: все нормально. Такая компоновка способствует лучшей проходимости и грузоподъемности. Но зачем столько колес ставить на спортивные и легковые машины? Причем, осей может быть как две, так и три. И это совсем не чудачества конструкторов – в некоторых случаях подобное решение действительно улучшает характеристики суперкаров или даже обычных легковушек.


Автомобильный спорт


Шестиколесная «эпопея» стартовала еще в начале минувшего века. Хотя идея витала в умах изобретателей еще раньше.

Колеса: шесть лучше, чем четыре?6 колес? А почему бы и нет? Фото: YouTube.com

Из наиболее известных «первопроходцев» в этом деле выделяется гоночный автомобиль Vauxhall Villiers Special с мотором в 250 «лошадей». В 1928-м году машина с четырьмя ведущими колесами показала хорошие результаты на одном из соревнований. Известный на то время гонщик Малькольм Кэмпбелл в 1935-м вообще поставил рекорд скорости в 485 км/ч. И в этом ему помогла шестиколесная машина.

Шесть колес считалось нормальным разве что дл грузовика с высокой проходимостью. Фото: YouTube.com

Однако в большинстве случаев на плохо подготовленных извилистых трассах тогдашние болиды с нестандартной формулой показывали себя не с лучшей стороны. Лишняя пара колес только замедляла движение. Одно время тему забросили, но через несколько десятилетий вернулись к ней вновь.

Tyrrell P34


Болид создал любитель нестандартных аэродинамических решений Дерек Гарднер. Ему пришла в голову мысль уменьшить передние колеса, чтобы закрыть их антикрылом. Сказано – сделано. Но десятидюймовые колесики не справлялись с нагрузками, и конструктор решил, что их нужно удвоить. Результат проявился моментально: как только проверенный и испытанный болид оказался на гоночной трассе, сразу же на него «посыпались» призовые места.

Шестиколесный болид чувствовал себя на трассе более чем уверенно. Фото: YouTube.com

Да, у конструкции были свои минусы: громоздкая система управления требовала постоянного и сложного технического обслуживания. Тем не менее, факт есть факт: пилоты на шестиколесной машине постоянно побеждали. Удар пришел с неожиданной стороны: фирма «Пирелли», поставлявшая специальные покрышки, внезапно отказалась от сотрудничества. Ходили слухи, что такое решение в компании было принято под давлением конкурентов – Tyrell (Ferrari), McLaren.

Поставщика покрышек пришлось найти другого. Фото: YouTube.com

Однако сами итальянцы тоже занимались шестиколесным проектом, как, впрочем, и англичане. Последние для команды March собрали болид с парой задних ведущих осей. Однако ни британский ни итальянский автомобиль так и не показался ни на одном спортивном мероприятии. А в 1982-м FISA, решив, что 6 колес – опасно, и просто запретила использовать такие конструкции.

Легковые автомобили


Нестандартную компоновку опробовали на разных типах машин. Схему «пристраивали» к внедорожникам, суперкарам, и даже обычным легковушкам. Где-то она прижилась, где-то нет. Однако, например, шестиколесный внедорожник можно заказать хоть сейчас, в т. ч. и в России.

Cadillac TAG Sbarro Function Car


К созданию этой машины приложил руку автодизайнер Ф. Сбарро, известный в своей среде нестандартными проектами. Объединившись с TAG (Франция) он разработал авто «представительского люкса», построенного на основе серийного Cadillac Eldorado. Авто имело длину в 7,2 м и оснащалось силовым агрегатом в 210 «лошадей». Машину к 1978-му году сделали быстро: отчасти потому, что заказчик уже имелся – гражданин Саудовской Аравии Дж. Ажадж, кстати, являвшийся владельцем TAG, производящей часы.

Cadillac TAG Sbarro Function Car задумывался, как комфортное средство передвижения. Фото: YouTube.com

Неудивительно, что внутри салон отделали кожей и вставками из ценных пород дерева. Разумеется, был телевизор, телефон и т. п. Предполагалось выпустить не менее 25 единиц техники подобного класса. Но в итоге был продан только один «дом» на шести колесах, владельцем которого стал сам Ажадж.

Citroen CX Tissier Loadrunner


Этот автомобиль можно назвать примером практического применения шестиколесной компоновки. Автор машины, представленной публике в 1978-м году – конструктор Пьер Тисье. По мнению некоторых сотрудников компании «Ситроен», француз сделал свой Loadrunner, чтобы использовать в качестве почтового оперативного развозчика. В то время большие партии газет и посылок доставляли с помощью грузовиков, которые не могли развивать хорошую скорость. А легковой шестиколесный «Ситроен» Тисье – мог.

Citroen Cx Sixwheeler отличался не только хорошей грузоподъемностью, но и проходимостью. Фото: YouTube.com

Под капотом машины – дизель, плавность передвижения обеспечивала гидропневматическая подвеска. Легкий стеклопластиковый кузов позволял ехать с приличной скоростью – адресаты оставались довольными. Машина была настолько популярна, что не считалась чем-то необычным и в 80-х представляла для французов рядовое явление.

Saab 906 Turbo


Те, кому нравится продукция шведского автопроизводителя, не могли не слышать о ведущем дизайнере фирмы Лейфе Мельберге. В 1981-м он вдохновился идеей создания автомобиля для путешествий всей семьей. За основу Мельберг взял серийный Saab 900 GLS, у которого на 60 см увеличил колесную базу.

Шестиколесный Saab всегда вызывал интерес у случайных зрителей. Фото: YouTube.com

Кроме того, доработали салон: внутри разместили все, чтобы поездку была максимально комфортной: ТВ с видеомагнитофоном, холодильник, стереосистему и даже рации. Мельберг планировал совершенствовать свое детище, но в 1993-м умер. У машины было несколько владельцев, однако в 2000-м ее отправили на свалку.

Covini C6W


Итальянское творение с парой передних осей и немецким двигателем. Создатель марки Феруччио Ковини вдохновился конструкцией Tyrrell P34. Цель создания шестиколесного суперкара – улучшение сцепления с поверхностью дороги, повышение управляемости и достижение высокой тормозной динамики. Ковини помогали сотрудники таких компаний, как «Дэу», «Бош», «Брембо», «Пирелли» и многих других производителей. Наконец, в 2004-м публика, посещавшая женевский автосалон, смогла увидеть Covini C6W. Машина с углепластиковым кузовом и мотором от Audi в 434 «лошади» разгонялась до 300 км/ч.

Covini C6W в 2006-м году. Фото: YouTube.com

Как считают эксперты, Ковини частично достиг своих целей: благодаря увеличению контактного пятна, поведение авто стало более предсказуемым. А два передних колеса позволили лучше «прижать» суперкар к трассе. Управляемость стала стабильнее благодаря установке для третьей оси дополнительных амортизаторов, пружин.

Внедорожники


Здесь вроде бы, все естественно: 6 колес – лучшая проходимость. Пара задних осей должны помочь справиться с любым бездорожьем. Идею воплощали в жизнь многие компании, но популярными стали модели от Mercedes и Toyota. В первом случае речь идет о модели G 63 AMG 6x6.

Буква на передке означает, что модификацией авто занималось ателье Brabus. Фото: YouTube.com

Этот монстр сходил с конвейера лимитированными партиями с 2013-го года. Его длина, ширина и высота – 5,875, 2,11 и 2,28 м при клиренсе в 46 см. Внутри – все по высшему разряду – карбон, кожа, дорогой пластик. В год выпуска машина стоила почти 380 тыс. «зеленых».

Toyota


Японцы в плане «шести колес» тоже не отставали и построили на основе Toyota Land Cruiser 70 свой внедорожник. Машину начали делать в Австралии, еще до появления вышеописанного Mercedes. Идея получила развитие: было создано несколько вариантов шестиколесного внедорожника. Один из них изготовлен автоателье NSV (ОАЭ) специально для комфортного передвижения по пустыням. Исландцы из Arctic Trucks разработали свой вариант – для суровых зимних условий. Кстати, эту модель можно купить в РФ, в красноярском филиале компании.

Песок для шести колес – не помеха! Фото: YouTube.com

В России тоже занимались «проблемой» шестиколесных машин. И пальму первенства в этом стоит отдать Ульяновскому автозаводу. Еще в 70-х был создан опытный экземпляр «буханки» с тремя осями: УАЗ-452К, потом – УАЗ-452ДГ.

Экспериментальный бртовой УАЗ. Фото: YouTube.com

В 80-х годах выпустили реанимобиль «Медея». Был и «Патриот» с шестью колесами. Такую же конструкцию имели Hunter 6x6 и «Трэкол 39294» 6х6.

ТРЭКОЛ-39294Д в Альпах. Фото: YouTube.com

Так что идея авто с тремя осями и сегодня не оставляет в покое автопроизводителей. Что касается выводов, то они очевидны: «шестиколесная эпопея» совсем еще не закончена!
А вы что думаете о шестиколесных авто?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...