Колеса: шесть лучше, чем четыре?
Использование шести колес на грузовых автомобилях никакого удивления не вызывает: все нормально. Такая компоновка способствует лучшей проходимости и грузоподъемности. Но зачем столько колес ставить на спортивные и легковые машины? Причем, осей может быть как две, так и три. И это совсем не чудачества конструкторов – в некоторых случаях подобное решение действительно улучшает характеристики суперкаров или даже обычных легковушек.
Шестиколесная «эпопея» стартовала еще в начале минувшего века. Хотя идея витала в умах изобретателей еще раньше.
Из наиболее известных «первопроходцев» в этом деле выделяется гоночный автомобиль Vauxhall Villiers Special с мотором в 250 «лошадей». В 1928-м году машина с четырьмя ведущими колесами показала хорошие результаты на одном из соревнований. Известный на то время гонщик Малькольм Кэмпбелл в 1935-м вообще поставил рекорд скорости в 485 км/ч. И в этом ему помогла шестиколесная машина.
Однако в большинстве случаев на плохо подготовленных извилистых трассах тогдашние болиды с нестандартной формулой показывали себя не с лучшей стороны. Лишняя пара колес только замедляла движение. Одно время тему забросили, но через несколько десятилетий вернулись к ней вновь.
Болид создал любитель нестандартных аэродинамических решений Дерек Гарднер. Ему пришла в голову мысль уменьшить передние колеса, чтобы закрыть их антикрылом. Сказано – сделано. Но десятидюймовые колесики не справлялись с нагрузками, и конструктор решил, что их нужно удвоить. Результат проявился моментально: как только проверенный и испытанный болид оказался на гоночной трассе, сразу же на него «посыпались» призовые места.
Да, у конструкции были свои минусы: громоздкая система управления требовала постоянного и сложного технического обслуживания. Тем не менее, факт есть факт: пилоты на шестиколесной машине постоянно побеждали. Удар пришел с неожиданной стороны: фирма «Пирелли», поставлявшая специальные покрышки, внезапно отказалась от сотрудничества. Ходили слухи, что такое решение в компании было принято под давлением конкурентов – Tyrell (Ferrari), McLaren.
Однако сами итальянцы тоже занимались шестиколесным проектом, как, впрочем, и англичане. Последние для команды March собрали болид с парой задних ведущих осей. Однако ни британский ни итальянский автомобиль так и не показался ни на одном спортивном мероприятии. А в 1982-м FISA, решив, что 6 колес – опасно, и просто запретила использовать такие конструкции.
Нестандартную компоновку опробовали на разных типах машин. Схему «пристраивали» к внедорожникам, суперкарам, и даже обычным легковушкам. Где-то она прижилась, где-то нет. Однако, например, шестиколесный внедорожник можно заказать хоть сейчас, в т. ч. и в России.
К созданию этой машины приложил руку автодизайнер Ф. Сбарро, известный в своей среде нестандартными проектами. Объединившись с TAG (Франция) он разработал авто «представительского люкса», построенного на основе серийного Cadillac Eldorado. Авто имело длину в 7,2 м и оснащалось силовым агрегатом в 210 «лошадей». Машину к 1978-му году сделали быстро: отчасти потому, что заказчик уже имелся – гражданин Саудовской Аравии Дж. Ажадж, кстати, являвшийся владельцем TAG, производящей часы.
Неудивительно, что внутри салон отделали кожей и вставками из ценных пород дерева. Разумеется, был телевизор, телефон и т. п. Предполагалось выпустить не менее 25 единиц техники подобного класса. Но в итоге был продан только один «дом» на шести колесах, владельцем которого стал сам Ажадж.
Этот автомобиль можно назвать примером практического применения шестиколесной компоновки. Автор машины, представленной публике в 1978-м году – конструктор Пьер Тисье. По мнению некоторых сотрудников компании «Ситроен», француз сделал свой Loadrunner, чтобы использовать в качестве почтового оперативного развозчика. В то время большие партии газет и посылок доставляли с помощью грузовиков, которые не могли развивать хорошую скорость. А легковой шестиколесный «Ситроен» Тисье – мог.
Под капотом машины – дизель, плавность передвижения обеспечивала гидропневматическая подвеска. Легкий стеклопластиковый кузов позволял ехать с приличной скоростью – адресаты оставались довольными. Машина была настолько популярна, что не считалась чем-то необычным и в 80-х представляла для французов рядовое явление.
Те, кому нравится продукция шведского автопроизводителя, не могли не слышать о ведущем дизайнере фирмы Лейфе Мельберге. В 1981-м он вдохновился идеей создания автомобиля для путешествий всей семьей. За основу Мельберг взял серийный Saab 900 GLS, у которого на 60 см увеличил колесную базу.
Кроме того, доработали салон: внутри разместили все, чтобы поездку была максимально комфортной: ТВ с видеомагнитофоном, холодильник, стереосистему и даже рации. Мельберг планировал совершенствовать свое детище, но в 1993-м умер. У машины было несколько владельцев, однако в 2000-м ее отправили на свалку.
Итальянское творение с парой передних осей и немецким двигателем. Создатель марки Феруччио Ковини вдохновился конструкцией Tyrrell P34. Цель создания шестиколесного суперкара – улучшение сцепления с поверхностью дороги, повышение управляемости и достижение высокой тормозной динамики. Ковини помогали сотрудники таких компаний, как «Дэу», «Бош», «Брембо», «Пирелли» и многих других производителей. Наконец, в 2004-м публика, посещавшая женевский автосалон, смогла увидеть Covini C6W. Машина с углепластиковым кузовом и мотором от Audi в 434 «лошади» разгонялась до 300 км/ч.
Как считают эксперты, Ковини частично достиг своих целей: благодаря увеличению контактного пятна, поведение авто стало более предсказуемым. А два передних колеса позволили лучше «прижать» суперкар к трассе. Управляемость стала стабильнее благодаря установке для третьей оси дополнительных амортизаторов, пружин.
Здесь вроде бы, все естественно: 6 колес – лучшая проходимость. Пара задних осей должны помочь справиться с любым бездорожьем. Идею воплощали в жизнь многие компании, но популярными стали модели от Mercedes и Toyota. В первом случае речь идет о модели G 63 AMG 6x6.
Этот монстр сходил с конвейера лимитированными партиями с 2013-го года. Его длина, ширина и высота – 5,875, 2,11 и 2,28 м при клиренсе в 46 см. Внутри – все по высшему разряду – карбон, кожа, дорогой пластик. В год выпуска машина стоила почти 380 тыс. «зеленых».
Японцы в плане «шести колес» тоже не отставали и построили на основе Toyota Land Cruiser 70 свой внедорожник. Машину начали делать в Австралии, еще до появления вышеописанного Mercedes. Идея получила развитие: было создано несколько вариантов шестиколесного внедорожника. Один из них изготовлен автоателье NSV (ОАЭ) специально для комфортного передвижения по пустыням. Исландцы из Arctic Trucks разработали свой вариант – для суровых зимних условий. Кстати, эту модель можно купить в РФ, в красноярском филиале компании.
В России тоже занимались «проблемой» шестиколесных машин. И пальму первенства в этом стоит отдать Ульяновскому автозаводу. Еще в 70-х был создан опытный экземпляр «буханки» с тремя осями: УАЗ-452К, потом – УАЗ-452ДГ.
В 80-х годах выпустили реанимобиль «Медея». Был и «Патриот» с шестью колесами. Такую же конструкцию имели Hunter 6x6 и «Трэкол 39294» 6х6.
Так что идея авто с тремя осями и сегодня не оставляет в покое автопроизводителей. Что касается выводов, то они очевидны: «шестиколесная эпопея» совсем еще не закончена!
Автомобильный спорт
Шестиколесная «эпопея» стартовала еще в начале минувшего века. Хотя идея витала в умах изобретателей еще раньше.
6 колес? А почему бы и нет? Фото: YouTube.com
Из наиболее известных «первопроходцев» в этом деле выделяется гоночный автомобиль Vauxhall Villiers Special с мотором в 250 «лошадей». В 1928-м году машина с четырьмя ведущими колесами показала хорошие результаты на одном из соревнований. Известный на то время гонщик Малькольм Кэмпбелл в 1935-м вообще поставил рекорд скорости в 485 км/ч. И в этом ему помогла шестиколесная машина.
Шесть колес считалось нормальным разве что дл грузовика с высокой проходимостью. Фото: YouTube.com
Однако в большинстве случаев на плохо подготовленных извилистых трассах тогдашние болиды с нестандартной формулой показывали себя не с лучшей стороны. Лишняя пара колес только замедляла движение. Одно время тему забросили, но через несколько десятилетий вернулись к ней вновь.
Tyrrell P34
Болид создал любитель нестандартных аэродинамических решений Дерек Гарднер. Ему пришла в голову мысль уменьшить передние колеса, чтобы закрыть их антикрылом. Сказано – сделано. Но десятидюймовые колесики не справлялись с нагрузками, и конструктор решил, что их нужно удвоить. Результат проявился моментально: как только проверенный и испытанный болид оказался на гоночной трассе, сразу же на него «посыпались» призовые места.
Шестиколесный болид чувствовал себя на трассе более чем уверенно. Фото: YouTube.com
Да, у конструкции были свои минусы: громоздкая система управления требовала постоянного и сложного технического обслуживания. Тем не менее, факт есть факт: пилоты на шестиколесной машине постоянно побеждали. Удар пришел с неожиданной стороны: фирма «Пирелли», поставлявшая специальные покрышки, внезапно отказалась от сотрудничества. Ходили слухи, что такое решение в компании было принято под давлением конкурентов – Tyrell (Ferrari), McLaren.
Поставщика покрышек пришлось найти другого. Фото: YouTube.com
Однако сами итальянцы тоже занимались шестиколесным проектом, как, впрочем, и англичане. Последние для команды March собрали болид с парой задних ведущих осей. Однако ни британский ни итальянский автомобиль так и не показался ни на одном спортивном мероприятии. А в 1982-м FISA, решив, что 6 колес – опасно, и просто запретила использовать такие конструкции.
Легковые автомобили
Нестандартную компоновку опробовали на разных типах машин. Схему «пристраивали» к внедорожникам, суперкарам, и даже обычным легковушкам. Где-то она прижилась, где-то нет. Однако, например, шестиколесный внедорожник можно заказать хоть сейчас, в т. ч. и в России.
Cadillac TAG Sbarro Function Car
К созданию этой машины приложил руку автодизайнер Ф. Сбарро, известный в своей среде нестандартными проектами. Объединившись с TAG (Франция) он разработал авто «представительского люкса», построенного на основе серийного Cadillac Eldorado. Авто имело длину в 7,2 м и оснащалось силовым агрегатом в 210 «лошадей». Машину к 1978-му году сделали быстро: отчасти потому, что заказчик уже имелся – гражданин Саудовской Аравии Дж. Ажадж, кстати, являвшийся владельцем TAG, производящей часы.
Cadillac TAG Sbarro Function Car задумывался, как комфортное средство передвижения. Фото: YouTube.com
Неудивительно, что внутри салон отделали кожей и вставками из ценных пород дерева. Разумеется, был телевизор, телефон и т. п. Предполагалось выпустить не менее 25 единиц техники подобного класса. Но в итоге был продан только один «дом» на шести колесах, владельцем которого стал сам Ажадж.
Citroen CX Tissier Loadrunner
Этот автомобиль можно назвать примером практического применения шестиколесной компоновки. Автор машины, представленной публике в 1978-м году – конструктор Пьер Тисье. По мнению некоторых сотрудников компании «Ситроен», француз сделал свой Loadrunner, чтобы использовать в качестве почтового оперативного развозчика. В то время большие партии газет и посылок доставляли с помощью грузовиков, которые не могли развивать хорошую скорость. А легковой шестиколесный «Ситроен» Тисье – мог.
Citroen Cx Sixwheeler отличался не только хорошей грузоподъемностью, но и проходимостью. Фото: YouTube.com
Под капотом машины – дизель, плавность передвижения обеспечивала гидропневматическая подвеска. Легкий стеклопластиковый кузов позволял ехать с приличной скоростью – адресаты оставались довольными. Машина была настолько популярна, что не считалась чем-то необычным и в 80-х представляла для французов рядовое явление.
Saab 906 Turbo
Те, кому нравится продукция шведского автопроизводителя, не могли не слышать о ведущем дизайнере фирмы Лейфе Мельберге. В 1981-м он вдохновился идеей создания автомобиля для путешествий всей семьей. За основу Мельберг взял серийный Saab 900 GLS, у которого на 60 см увеличил колесную базу.
Шестиколесный Saab всегда вызывал интерес у случайных зрителей. Фото: YouTube.com
Кроме того, доработали салон: внутри разместили все, чтобы поездку была максимально комфортной: ТВ с видеомагнитофоном, холодильник, стереосистему и даже рации. Мельберг планировал совершенствовать свое детище, но в 1993-м умер. У машины было несколько владельцев, однако в 2000-м ее отправили на свалку.
Covini C6W
Итальянское творение с парой передних осей и немецким двигателем. Создатель марки Феруччио Ковини вдохновился конструкцией Tyrrell P34. Цель создания шестиколесного суперкара – улучшение сцепления с поверхностью дороги, повышение управляемости и достижение высокой тормозной динамики. Ковини помогали сотрудники таких компаний, как «Дэу», «Бош», «Брембо», «Пирелли» и многих других производителей. Наконец, в 2004-м публика, посещавшая женевский автосалон, смогла увидеть Covini C6W. Машина с углепластиковым кузовом и мотором от Audi в 434 «лошади» разгонялась до 300 км/ч.
Covini C6W в 2006-м году. Фото: YouTube.com
Как считают эксперты, Ковини частично достиг своих целей: благодаря увеличению контактного пятна, поведение авто стало более предсказуемым. А два передних колеса позволили лучше «прижать» суперкар к трассе. Управляемость стала стабильнее благодаря установке для третьей оси дополнительных амортизаторов, пружин.
Внедорожники
Здесь вроде бы, все естественно: 6 колес – лучшая проходимость. Пара задних осей должны помочь справиться с любым бездорожьем. Идею воплощали в жизнь многие компании, но популярными стали модели от Mercedes и Toyota. В первом случае речь идет о модели G 63 AMG 6x6.
Буква на передке означает, что модификацией авто занималось ателье Brabus. Фото: YouTube.com
Этот монстр сходил с конвейера лимитированными партиями с 2013-го года. Его длина, ширина и высота – 5,875, 2,11 и 2,28 м при клиренсе в 46 см. Внутри – все по высшему разряду – карбон, кожа, дорогой пластик. В год выпуска машина стоила почти 380 тыс. «зеленых».
Toyota
Японцы в плане «шести колес» тоже не отставали и построили на основе Toyota Land Cruiser 70 свой внедорожник. Машину начали делать в Австралии, еще до появления вышеописанного Mercedes. Идея получила развитие: было создано несколько вариантов шестиколесного внедорожника. Один из них изготовлен автоателье NSV (ОАЭ) специально для комфортного передвижения по пустыням. Исландцы из Arctic Trucks разработали свой вариант – для суровых зимних условий. Кстати, эту модель можно купить в РФ, в красноярском филиале компании.
Песок для шести колес – не помеха! Фото: YouTube.com
В России тоже занимались «проблемой» шестиколесных машин. И пальму первенства в этом стоит отдать Ульяновскому автозаводу. Еще в 70-х был создан опытный экземпляр «буханки» с тремя осями: УАЗ-452К, потом – УАЗ-452ДГ.
Экспериментальный бртовой УАЗ. Фото: YouTube.com
В 80-х годах выпустили реанимобиль «Медея». Был и «Патриот» с шестью колесами. Такую же конструкцию имели Hunter 6x6 и «Трэкол 39294» 6х6.
ТРЭКОЛ-39294Д в Альпах. Фото: YouTube.com
Так что идея авто с тремя осями и сегодня не оставляет в покое автопроизводителей. Что касается выводов, то они очевидны: «шестиколесная эпопея» совсем еще не закончена!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...