
Колеса: шесть лучше, чем четыре?
Использование шести колес на грузовых автомобилях никакого удивления не вызывает: все нормально. Такая компоновка способствует лучшей проходимости и грузоподъемности. Но зачем столько колес ставить на спортивные и легковые машины? Причем, осей может быть как две, так и три. И это совсем не чудачества конструкторов – в некоторых случаях подобное решение действительно улучшает характеристики суперкаров или даже обычных легковушек.
Шестиколесная «эпопея» стартовала еще в начале минувшего века. Хотя идея витала в умах изобретателей еще раньше.
6 колес? А почему бы и нет? Фото: YouTube.com
Из наиболее известных «первопроходцев» в этом деле выделяется гоночный автомобиль Vauxhall Villiers Special с мотором в 250 «лошадей». В 1928-м году машина с четырьмя ведущими колесами показала хорошие результаты на одном из соревнований. Известный на то время гонщик Малькольм Кэмпбелл в 1935-м вообще поставил рекорд скорости в 485 км/ч. И в этом ему помогла шестиколесная машина.
Шесть колес считалось нормальным разве что дл грузовика с высокой проходимостью. Фото: YouTube.com
Однако в большинстве случаев на плохо подготовленных извилистых трассах тогдашние болиды с нестандартной формулой показывали себя не с лучшей стороны. Лишняя пара колес только замедляла движение. Одно время тему забросили, но через несколько десятилетий вернулись к ней вновь.
Болид создал любитель нестандартных аэродинамических решений Дерек Гарднер. Ему пришла в голову мысль уменьшить передние колеса, чтобы закрыть их антикрылом. Сказано – сделано. Но десятидюймовые колесики не справлялись с нагрузками, и конструктор решил, что их нужно удвоить. Результат проявился моментально: как только проверенный и испытанный болид оказался на гоночной трассе, сразу же на него «посыпались» призовые места.
Шестиколесный болид чувствовал себя на трассе более чем уверенно. Фото: YouTube.com
Да, у конструкции были свои минусы: громоздкая система управления требовала постоянного и сложного технического обслуживания. Тем не менее, факт есть факт: пилоты на шестиколесной машине постоянно побеждали. Удар пришел с неожиданной стороны: фирма «Пирелли», поставлявшая специальные покрышки, внезапно отказалась от сотрудничества. Ходили слухи, что такое решение в компании было принято под давлением конкурентов – Tyrell (Ferrari), McLaren.
Поставщика покрышек пришлось найти другого. Фото: YouTube.com
Однако сами итальянцы тоже занимались шестиколесным проектом, как, впрочем, и англичане. Последние для команды March собрали болид с парой задних ведущих осей. Однако ни британский ни итальянский автомобиль так и не показался ни на одном спортивном мероприятии. А в 1982-м FISA, решив, что 6 колес – опасно, и просто запретила использовать такие конструкции.
Нестандартную компоновку опробовали на разных типах машин. Схему «пристраивали» к внедорожникам, суперкарам, и даже обычным легковушкам. Где-то она прижилась, где-то нет. Однако, например, шестиколесный внедорожник можно заказать хоть сейчас, в т. ч. и в России.
К созданию этой машины приложил руку автодизайнер Ф. Сбарро, известный в своей среде нестандартными проектами. Объединившись с TAG (Франция) он разработал авто «представительского люкса», построенного на основе серийного Cadillac Eldorado. Авто имело длину в 7,2 м и оснащалось силовым агрегатом в 210 «лошадей». Машину к 1978-му году сделали быстро: отчасти потому, что заказчик уже имелся – гражданин Саудовской Аравии Дж. Ажадж, кстати, являвшийся владельцем TAG, производящей часы.
Cadillac TAG Sbarro Function Car задумывался, как комфортное средство передвижения. Фото: YouTube.com
Неудивительно, что внутри салон отделали кожей и вставками из ценных пород дерева. Разумеется, был телевизор, телефон и т. п. Предполагалось выпустить не менее 25 единиц техники подобного класса. Но в итоге был продан только один «дом» на шести колесах, владельцем которого стал сам Ажадж.
Этот автомобиль можно назвать примером практического применения шестиколесной компоновки. Автор машины, представленной публике в 1978-м году – конструктор Пьер Тисье. По мнению некоторых сотрудников компании «Ситроен», француз сделал свой Loadrunner, чтобы использовать в качестве почтового оперативного развозчика. В то время большие партии газет и посылок доставляли с помощью грузовиков, которые не могли развивать хорошую скорость. А легковой шестиколесный «Ситроен» Тисье – мог.
Citroen Cx Sixwheeler отличался не только хорошей грузоподъемностью, но и проходимостью. Фото: YouTube.com
Под капотом машины – дизель, плавность передвижения обеспечивала гидропневматическая подвеска. Легкий стеклопластиковый кузов позволял ехать с приличной скоростью – адресаты оставались довольными. Машина была настолько популярна, что не считалась чем-то необычным и в 80-х представляла для французов рядовое явление.
Те, кому нравится продукция шведского автопроизводителя, не могли не слышать о ведущем дизайнере фирмы Лейфе Мельберге. В 1981-м он вдохновился идеей создания автомобиля для путешествий всей семьей. За основу Мельберг взял серийный Saab 900 GLS, у которого на 60 см увеличил колесную базу.
Шестиколесный Saab всегда вызывал интерес у случайных зрителей. Фото: YouTube.com
Кроме того, доработали салон: внутри разместили все, чтобы поездку была максимально комфортной: ТВ с видеомагнитофоном, холодильник, стереосистему и даже рации. Мельберг планировал совершенствовать свое детище, но в 1993-м умер. У машины было несколько владельцев, однако в 2000-м ее отправили на свалку.
Итальянское творение с парой передних осей и немецким двигателем. Создатель марки Феруччио Ковини вдохновился конструкцией Tyrrell P34. Цель создания шестиколесного суперкара – улучшение сцепления с поверхностью дороги, повышение управляемости и достижение высокой тормозной динамики. Ковини помогали сотрудники таких компаний, как «Дэу», «Бош», «Брембо», «Пирелли» и многих других производителей. Наконец, в 2004-м публика, посещавшая женевский автосалон, смогла увидеть Covini C6W. Машина с углепластиковым кузовом и мотором от Audi в 434 «лошади» разгонялась до 300 км/ч.
Covini C6W в 2006-м году. Фото: YouTube.com
Как считают эксперты, Ковини частично достиг своих целей: благодаря увеличению контактного пятна, поведение авто стало более предсказуемым. А два передних колеса позволили лучше «прижать» суперкар к трассе. Управляемость стала стабильнее благодаря установке для третьей оси дополнительных амортизаторов, пружин.
Здесь вроде бы, все естественно: 6 колес – лучшая проходимость. Пара задних осей должны помочь справиться с любым бездорожьем. Идею воплощали в жизнь многие компании, но популярными стали модели от Mercedes и Toyota. В первом случае речь идет о модели G 63 AMG 6x6.
Буква на передке означает, что модификацией авто занималось ателье Brabus. Фото: YouTube.com
Этот монстр сходил с конвейера лимитированными партиями с 2013-го года. Его длина, ширина и высота – 5,875, 2,11 и 2,28 м при клиренсе в 46 см. Внутри – все по высшему разряду – карбон, кожа, дорогой пластик. В год выпуска машина стоила почти 380 тыс. «зеленых».
Японцы в плане «шести колес» тоже не отставали и построили на основе Toyota Land Cruiser 70 свой внедорожник. Машину начали делать в Австралии, еще до появления вышеописанного Mercedes. Идея получила развитие: было создано несколько вариантов шестиколесного внедорожника. Один из них изготовлен автоателье NSV (ОАЭ) специально для комфортного передвижения по пустыням. Исландцы из Arctic Trucks разработали свой вариант – для суровых зимних условий. Кстати, эту модель можно купить в РФ, в красноярском филиале компании.
Песок для шести колес – не помеха! Фото: YouTube.com
В России тоже занимались «проблемой» шестиколесных машин. И пальму первенства в этом стоит отдать Ульяновскому автозаводу. Еще в 70-х был создан опытный экземпляр «буханки» с тремя осями: УАЗ-452К, потом – УАЗ-452ДГ.
Экспериментальный бртовой УАЗ. Фото: YouTube.com
В 80-х годах выпустили реанимобиль «Медея». Был и «Патриот» с шестью колесами. Такую же конструкцию имели Hunter 6x6 и «Трэкол 39294» 6х6.
ТРЭКОЛ-39294Д в Альпах. Фото: YouTube.com
Так что идея авто с тремя осями и сегодня не оставляет в покое автопроизводителей. Что касается выводов, то они очевидны: «шестиколесная эпопея» совсем еще не закончена!
Автомобильный спорт
Шестиколесная «эпопея» стартовала еще в начале минувшего века. Хотя идея витала в умах изобретателей еще раньше.

Из наиболее известных «первопроходцев» в этом деле выделяется гоночный автомобиль Vauxhall Villiers Special с мотором в 250 «лошадей». В 1928-м году машина с четырьмя ведущими колесами показала хорошие результаты на одном из соревнований. Известный на то время гонщик Малькольм Кэмпбелл в 1935-м вообще поставил рекорд скорости в 485 км/ч. И в этом ему помогла шестиколесная машина.

Однако в большинстве случаев на плохо подготовленных извилистых трассах тогдашние болиды с нестандартной формулой показывали себя не с лучшей стороны. Лишняя пара колес только замедляла движение. Одно время тему забросили, но через несколько десятилетий вернулись к ней вновь.
Tyrrell P34
Болид создал любитель нестандартных аэродинамических решений Дерек Гарднер. Ему пришла в голову мысль уменьшить передние колеса, чтобы закрыть их антикрылом. Сказано – сделано. Но десятидюймовые колесики не справлялись с нагрузками, и конструктор решил, что их нужно удвоить. Результат проявился моментально: как только проверенный и испытанный болид оказался на гоночной трассе, сразу же на него «посыпались» призовые места.

Да, у конструкции были свои минусы: громоздкая система управления требовала постоянного и сложного технического обслуживания. Тем не менее, факт есть факт: пилоты на шестиколесной машине постоянно побеждали. Удар пришел с неожиданной стороны: фирма «Пирелли», поставлявшая специальные покрышки, внезапно отказалась от сотрудничества. Ходили слухи, что такое решение в компании было принято под давлением конкурентов – Tyrell (Ferrari), McLaren.

Однако сами итальянцы тоже занимались шестиколесным проектом, как, впрочем, и англичане. Последние для команды March собрали болид с парой задних ведущих осей. Однако ни британский ни итальянский автомобиль так и не показался ни на одном спортивном мероприятии. А в 1982-м FISA, решив, что 6 колес – опасно, и просто запретила использовать такие конструкции.
Легковые автомобили
Нестандартную компоновку опробовали на разных типах машин. Схему «пристраивали» к внедорожникам, суперкарам, и даже обычным легковушкам. Где-то она прижилась, где-то нет. Однако, например, шестиколесный внедорожник можно заказать хоть сейчас, в т. ч. и в России.
Cadillac TAG Sbarro Function Car
К созданию этой машины приложил руку автодизайнер Ф. Сбарро, известный в своей среде нестандартными проектами. Объединившись с TAG (Франция) он разработал авто «представительского люкса», построенного на основе серийного Cadillac Eldorado. Авто имело длину в 7,2 м и оснащалось силовым агрегатом в 210 «лошадей». Машину к 1978-му году сделали быстро: отчасти потому, что заказчик уже имелся – гражданин Саудовской Аравии Дж. Ажадж, кстати, являвшийся владельцем TAG, производящей часы.

Неудивительно, что внутри салон отделали кожей и вставками из ценных пород дерева. Разумеется, был телевизор, телефон и т. п. Предполагалось выпустить не менее 25 единиц техники подобного класса. Но в итоге был продан только один «дом» на шести колесах, владельцем которого стал сам Ажадж.
Citroen CX Tissier Loadrunner
Этот автомобиль можно назвать примером практического применения шестиколесной компоновки. Автор машины, представленной публике в 1978-м году – конструктор Пьер Тисье. По мнению некоторых сотрудников компании «Ситроен», француз сделал свой Loadrunner, чтобы использовать в качестве почтового оперативного развозчика. В то время большие партии газет и посылок доставляли с помощью грузовиков, которые не могли развивать хорошую скорость. А легковой шестиколесный «Ситроен» Тисье – мог.

Под капотом машины – дизель, плавность передвижения обеспечивала гидропневматическая подвеска. Легкий стеклопластиковый кузов позволял ехать с приличной скоростью – адресаты оставались довольными. Машина была настолько популярна, что не считалась чем-то необычным и в 80-х представляла для французов рядовое явление.
Saab 906 Turbo
Те, кому нравится продукция шведского автопроизводителя, не могли не слышать о ведущем дизайнере фирмы Лейфе Мельберге. В 1981-м он вдохновился идеей создания автомобиля для путешествий всей семьей. За основу Мельберг взял серийный Saab 900 GLS, у которого на 60 см увеличил колесную базу.

Кроме того, доработали салон: внутри разместили все, чтобы поездку была максимально комфортной: ТВ с видеомагнитофоном, холодильник, стереосистему и даже рации. Мельберг планировал совершенствовать свое детище, но в 1993-м умер. У машины было несколько владельцев, однако в 2000-м ее отправили на свалку.
Covini C6W
Итальянское творение с парой передних осей и немецким двигателем. Создатель марки Феруччио Ковини вдохновился конструкцией Tyrrell P34. Цель создания шестиколесного суперкара – улучшение сцепления с поверхностью дороги, повышение управляемости и достижение высокой тормозной динамики. Ковини помогали сотрудники таких компаний, как «Дэу», «Бош», «Брембо», «Пирелли» и многих других производителей. Наконец, в 2004-м публика, посещавшая женевский автосалон, смогла увидеть Covini C6W. Машина с углепластиковым кузовом и мотором от Audi в 434 «лошади» разгонялась до 300 км/ч.

Как считают эксперты, Ковини частично достиг своих целей: благодаря увеличению контактного пятна, поведение авто стало более предсказуемым. А два передних колеса позволили лучше «прижать» суперкар к трассе. Управляемость стала стабильнее благодаря установке для третьей оси дополнительных амортизаторов, пружин.
Внедорожники
Здесь вроде бы, все естественно: 6 колес – лучшая проходимость. Пара задних осей должны помочь справиться с любым бездорожьем. Идею воплощали в жизнь многие компании, но популярными стали модели от Mercedes и Toyota. В первом случае речь идет о модели G 63 AMG 6x6.

Этот монстр сходил с конвейера лимитированными партиями с 2013-го года. Его длина, ширина и высота – 5,875, 2,11 и 2,28 м при клиренсе в 46 см. Внутри – все по высшему разряду – карбон, кожа, дорогой пластик. В год выпуска машина стоила почти 380 тыс. «зеленых».
Toyota
Японцы в плане «шести колес» тоже не отставали и построили на основе Toyota Land Cruiser 70 свой внедорожник. Машину начали делать в Австралии, еще до появления вышеописанного Mercedes. Идея получила развитие: было создано несколько вариантов шестиколесного внедорожника. Один из них изготовлен автоателье NSV (ОАЭ) специально для комфортного передвижения по пустыням. Исландцы из Arctic Trucks разработали свой вариант – для суровых зимних условий. Кстати, эту модель можно купить в РФ, в красноярском филиале компании.

В России тоже занимались «проблемой» шестиколесных машин. И пальму первенства в этом стоит отдать Ульяновскому автозаводу. Еще в 70-х был создан опытный экземпляр «буханки» с тремя осями: УАЗ-452К, потом – УАЗ-452ДГ.

В 80-х годах выпустили реанимобиль «Медея». Был и «Патриот» с шестью колесами. Такую же конструкцию имели Hunter 6x6 и «Трэкол 39294» 6х6.

Так что идея авто с тремя осями и сегодня не оставляет в покое автопроизводителей. Что касается выводов, то они очевидны: «шестиколесная эпопея» совсем еще не закончена!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...