Автобус ЯАГ-ЯА1 и 2: Mercedes был короче
1 967

Автобус ЯАГ-ЯА1 и 2: Mercedes был короче

Тяга к гигантизму характерна для многих стран мира, и СССР не был исключением. Мы не строили гигантских дирижаблей или суперпушек, но в области автомобилестроения такие попытки были. Одна из них – грузовик на четырех осях ЯГ-12, построенный в 30-е годы. Он не пошел в серию, но конструкторы на этом не успокоились.


Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.

Автобус ЯАГ-ЯА1 и 2: Mercedes был короче«Усы» на крыльях для обозначения габаритов тоже входили в комплектацию. Фото: YouTube.com

Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!

Как делали «монстра»


Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.

Автобус могли ждать и специально: прокатиться на таком хотел каждый. Фото: YouTube.com

Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.

Кузов


Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».

Поручни – тоже хромированные. Фото: YouTube.com

Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.

Салон


На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.

Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.

Модификация


Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.

Даже поворачивать на таком автобусе было непросто. Фото: YouTube.com

Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.

Чем все закончились


Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
А вы что думаете об автобуса ЯАГ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...