Автобус ЯАГ-ЯА1 и 2: Mercedes был короче
Тяга к гигантизму характерна для многих стран мира, и СССР не был исключением. Мы не строили гигантских дирижаблей или суперпушек, но в области автомобилестроения такие попытки были. Одна из них – грузовик на четырех осях ЯГ-12, построенный в 30-е годы. Он не пошел в серию, но конструкторы на этом не успокоились.
Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.
Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!
Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.
Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.
Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».
Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.
На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.
Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.
Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.
Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.
Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.
«Усы» на крыльях для обозначения габаритов тоже входили в комплектацию. Фото: YouTube.com
Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!
Как делали «монстра»
Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.
Автобус могли ждать и специально: прокатиться на таком хотел каждый. Фото: YouTube.com
Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.
Кузов
Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».
Поручни – тоже хромированные. Фото: YouTube.com
Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.
Салон
На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.
Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.
Модификация
Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.
Даже поворачивать на таком автобусе было непросто. Фото: YouTube.com
Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.
Чем все закончились
Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....