Автобус ЯАГ-ЯА1 и 2: Mercedes был короче
Тяга к гигантизму характерна для многих стран мира, и СССР не был исключением. Мы не строили гигантских дирижаблей или суперпушек, но в области автомобилестроения такие попытки были. Одна из них – грузовик на четырех осях ЯГ-12, построенный в 30-е годы. Он не пошел в серию, но конструкторы на этом не успокоились.
Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.
Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!
Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.
Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.
Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».
Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.
На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.
Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.
Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.
Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.
Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.
«Усы» на крыльях для обозначения габаритов тоже входили в комплектацию. Фото: YouTube.com
Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!
Как делали «монстра»
Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.
Автобус могли ждать и специально: прокатиться на таком хотел каждый. Фото: YouTube.com
Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.
Кузов
Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».
Поручни – тоже хромированные. Фото: YouTube.com
Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.
Салон
На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.
Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.
Модификация
Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.
Даже поворачивать на таком автобусе было непросто. Фото: YouTube.com
Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.
Чем все закончились
Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...