
Автобус ЯАГ-ЯА1 и 2: Mercedes был короче
Тяга к гигантизму характерна для многих стран мира, и СССР не был исключением. Мы не строили гигантских дирижаблей или суперпушек, но в области автомобилестроения такие попытки были. Одна из них – грузовик на четырех осях ЯГ-12, построенный в 30-е годы. Он не пошел в серию, но конструкторы на этом не успокоились.
Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.
«Усы» на крыльях для обозначения габаритов тоже входили в комплектацию. Фото: YouTube.com
Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!
Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.
Автобус могли ждать и специально: прокатиться на таком хотел каждый. Фото: YouTube.com
Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.
Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».
Поручни – тоже хромированные. Фото: YouTube.com
Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.
На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.
Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.
Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.
Даже поворачивать на таком автобусе было непросто. Фото: YouTube.com
Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.
Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
Следующей разработкой ярославских инженеров в 1932-м году стал трехосный автобус, который являлся самым длинным в мире: ближайший конкурент Mercedes-Benz N56 1928-го года короче примерно на 1 м. Так Ярославский завод решил отпраздновать 15-летие октябрьской революции, преподнеся стране неожиданный подарок – автобус ЯА.

Машину длиной 11,45 м, вмещавшую 80 пассажиров, из которых аж 52 – сидячих, так и назвали – «Гигант». По тем временам вместимость немыслимая!
Как делали «монстра»
Задача была не из легких: к созданию «супербаса» подошли так же, как к строительству корабля. Сложности начались уже на первом этапе: как сварить основу, когда в распоряжении предприятия были только небольшие обычные профили? Однако проблему решили и на создание рамы массой в 1,2 т ушло 18 различных элементов, которые сварили в единое целое.

Заднюю часть «изобретать» не стали и применили тележку от ЯГ-10. А вот двигателя своего не было – пришлось приобрести в Америке агрегат Hercules в 7,8 л объемом, выдававший 103 «лошади». Мотор комплектовался четырехступенчатой МКПП, имевшей понижающую передачу. Тормозная система оснащалась вакуумным усилителем, однако действовала она лишь на задние колеса.
Кузов
Его изготовлением занималось ленинградское предприятие АТУЛ. В основе – деревянная конструкция, обшитая стальными листами, которые затем красили. Кузов «облагородили» хромированной радиаторной решеткой, массивной оптикой. Снаружи кузов напоминал тот самый «Мерседес».

Однако немецких машин произвели в количестве 85-ти экземпляров, а ярославских автобусов иготовили только два. Готовое шасси должны были отправить из Ярославля в город Ленина поездом. Когда конструкцию изготовили, выяснился неприятный момент: на ж/д платформу она не помещалась. Пришлось шасси отправлять своим ходом. Операция прошла успешно: основа автобуса проехала почти тысячу километров без приключений.
Салон
На него не поскупились: сиденья отделали черной кожей, внутри было «свое» освещение (тогда это – роскошь!), шторки на окнах и даже часы. А кондуктор переговаривался с водителем через внутренний телефон. Все это было непривычно для советского гражданина.
Автобус собрали и выпустили на линию: его скорость не превышала 47 км/ч. Испытания прошли удачно, несмотря на гигантские габариты машины. Поэтому решили учесть недостатки и выпустить усовершенствованную модель.
Модификация
Второй гигант уже полностью строили в Ярославле. Новая версия ЯАГ-ЯА2 немного отличалась от предыдущей. На машину установили более мощный движок от компании Continental объемом 8,2 литра, развивавший 120 «лошадей». Пассажировместимость довели до сотни человек. Готовый автобус тоже отправили в Питер: ну а где такой махине еще было ездить, как не в городе на Неве с его широченными проспектами.

Но даже и там управление техникой требовало сноровки: радиус разворота «монстра» составлял 14,5 м. Позже оба автобуса освоили пригородные маршруты. Но дальше их след затерялся.
Чем все закончились
Несмотря на то, что автобус руководство страны приняло благосклонно, на конвейер его так и не поставили. Слишком дорогой оказалась «игрушка». К тому же у нее был странный недостаток: отсутствие рулевого усилителя. Управлять такой махиной мог только водитель с недюжинными физическими способностями. До наших дней ни одна из двух машин не сохранилась.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...