Такой должна была стать «моргуновка» СМЗ-3
Очевидность не очень, мягко говоря, высокой «эстетичности» экстерьера выпускавшейся в 60-х мотоколяски СМЗ-3, буквально «била в глаза». И не только пользователям, но и руководству автопрома. Поэтому в начале шестидесятых вышло Постановление Совмина СССР, согласно которому мотозаводу в Серпухове поручалось разработать и организовать массовое производство «народного автомобиля», современного и недорогого. К работе, помимо института НАМИ, привлекли инженеров АЗЛК и ЗиЛа. Полное название проекта – "Спутник" СМЗ-НАМИ-086.
Предприятие уже имело опыт по выпуску микролитражек – в частности знаменитой, благодаря популярному фильму, СМЗ-З – «моргуновки». Дизайном новой машины занимались серьезно (авторы – художники-конструкторы Э. Молчанов, В. Ростков) и результат не заставил себя ждать.
Внешность «Спутника» (так предполагали назвать машину) получилась намного современнее таких авто подобного класса, как «Фиат-500» или «Изетта» от БМВ.
И это уже не говоря про убогую внешность советских мотоколясок любых модификаций. Если авто масштабировать, получилась бы привлекательная полноценная легковушка-купе, достойная конвейера.
Машинка с заднемоторной компоновкой получилась небольшой: комфортно могли разместиться разве что водитель и передний пассажир. Длина, ширина, высота – 3,1, 1,4 и 1,26 м соответственно. Сзади – диванчик, сидеть на котором взрослому человеку не очень-то удобно. Что-то типа немецкого Goggomobil. Но пол получился ровным: сидящий с водлителем человек мог вытянуть ноги далеко вперед. Некоторые технические решения были довольно прогрессивными для того времени. Например, реечный руль, сцепление на электромагнитах и независимая подвеска на торсионах. Под ногами у водителя – пара педалей: тормоз и газ. Подобно машинам с АКПП, сцепление на «Спутнике» – автоматическое.
А еще технику оснастили такой невиданной «опцией в базе», как обогрев лобового стекла. Кстати автономный отопитель, подобно «запорожскому», тоже установили. Запаску разместили рядом с мотором, впереди находился двадцатилитровый бак (расход горючего в среднем – 4,5 л/100 км). На опытном экземпляре сделали ручное, как на «инвалидке», управление. Однако существовал прицел и на будущее: «ножной» проект уже разрабатывался, попутно.
Двухцилиндровый, V-образного типа, с воздушным охлаждением. Полулитровый агрегат, выдававший 15 «лошадок», позволял разогнать машинку до 75 км/ч. Однако здесь скорость не играла главную роль. Перед конструкторами стояла задача сделать максимально простой и ремонтопригодный автомобиль, который должен стать массовым личным транспортом для советских граждан, а не только инвалидов. Именно такие машины вытащили послевоенную Европу из разрухи и экономических кризисов. «Спутник» мог бы стать «родоначальником» целой линейки легковушек на базе мотоколяски.
Единственный экземпляр микроавтомобиля публика увидела в 1962-м году. На небольшом по территории Серпуховском заводе в то время преобладал ручной труд, производство было примитивным, оборудование – допотопное. Руководство предприятия надеялось: если «Спутник» примут в серию, то построят новые, современные цеха, реконструируют старые, произведут модернизацию заводского оснащения.
Однако при подсчете возможных затрат получилась настолько внушительная цифра, что ни один из чиновников не взял на себя смелость поставить подпись о переоборудовании завода, уверенно «печатавшего» мотоколяски СЗМ. Да и внешний вид пугал руководителей разных рангов: машина казалась авангардной и «ненужной» советскому человеку. Так и закончилась, почти не начавшись, история «народного автомобиля», который мог бы перевернуть жизнь, как минимум, целого поколения.
Предприятие уже имело опыт по выпуску микролитражек – в частности знаменитой, благодаря популярному фильму, СМЗ-З – «моргуновки». Дизайном новой машины занимались серьезно (авторы – художники-конструкторы Э. Молчанов, В. Ростков) и результат не заставил себя ждать.
Экстерьер получился очень даже современным для того времени. Фото: YouTube.com
Внешность «Спутника» (так предполагали назвать машину) получилась намного современнее таких авто подобного класса, как «Фиат-500» или «Изетта» от БМВ.
Можно сравнить дизайн НАМИ с одной из мотоколясок того времени. Фото: YouTube.com
И это уже не говоря про убогую внешность советских мотоколясок любых модификаций. Если авто масштабировать, получилась бы привлекательная полноценная легковушка-купе, достойная конвейера.
Технические характеристики
Машинка с заднемоторной компоновкой получилась небольшой: комфортно могли разместиться разве что водитель и передний пассажир. Длина, ширина, высота – 3,1, 1,4 и 1,26 м соответственно. Сзади – диванчик, сидеть на котором взрослому человеку не очень-то удобно. Что-то типа немецкого Goggomobil. Но пол получился ровным: сидящий с водлителем человек мог вытянуть ноги далеко вперед. Некоторые технические решения были довольно прогрессивными для того времени. Например, реечный руль, сцепление на электромагнитах и независимая подвеска на торсионах. Под ногами у водителя – пара педалей: тормоз и газ. Подобно машинам с АКПП, сцепление на «Спутнике» – автоматическое.
Авто испытывали на улицах в реальной обстановке. Фото: YouTube.com
А еще технику оснастили такой невиданной «опцией в базе», как обогрев лобового стекла. Кстати автономный отопитель, подобно «запорожскому», тоже установили. Запаску разместили рядом с мотором, впереди находился двадцатилитровый бак (расход горючего в среднем – 4,5 л/100 км). На опытном экземпляре сделали ручное, как на «инвалидке», управление. Однако существовал прицел и на будущее: «ножной» проект уже разрабатывался, попутно.
Двигатель
Двухцилиндровый, V-образного типа, с воздушным охлаждением. Полулитровый агрегат, выдававший 15 «лошадок», позволял разогнать машинку до 75 км/ч. Однако здесь скорость не играла главную роль. Перед конструкторами стояла задача сделать максимально простой и ремонтопригодный автомобиль, который должен стать массовым личным транспортом для советских граждан, а не только инвалидов. Именно такие машины вытащили послевоенную Европу из разрухи и экономических кризисов. «Спутник» мог бы стать «родоначальником» целой линейки легковушек на базе мотоколяски.
Что в итоге
Единственный экземпляр микроавтомобиля публика увидела в 1962-м году. На небольшом по территории Серпуховском заводе в то время преобладал ручной труд, производство было примитивным, оборудование – допотопное. Руководство предприятия надеялось: если «Спутник» примут в серию, то построят новые, современные цеха, реконструируют старые, произведут модернизацию заводского оснащения.
Машина вызывала неизменный интерес у случайных зрителей. Фото: YouTube.com
Однако при подсчете возможных затрат получилась настолько внушительная цифра, что ни один из чиновников не взял на себя смелость поставить подпись о переоборудовании завода, уверенно «печатавшего» мотоколяски СЗМ. Да и внешний вид пугал руководителей разных рангов: машина казалась авангардной и «ненужной» советскому человеку. Так и закончилась, почти не начавшись, история «народного автомобиля», который мог бы перевернуть жизнь, как минимум, целого поколения.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
На производственных площадках бывшего завода John Deere снова «закипела» работа
Предприятие заработало после длительного простоя. О планах и перспективах нового проекта читайте в нашем материале....
В три раза быстрее «Конкорда» – представлен революционный двигатель для гиперзвукового самолета
Он позволит перелететь Атлантический океан всего за час на скорости 6 Мах. Самолет будет не только быстрее, но сможет летать выше Concorde в 2,5 раза....
Северный широтный ход – российский мегапроект в Арктике: проблемы и перспективы
Магистраль должны были открыть еще в 2015-м году. К тому же, остается неясной судьба Салехардского моста....
Для российских автомобилистов готовят неожиданные запреты
Уже опубликован текст проекта поправок к соответствующему постановлению правительства. Новые запреты коснутся как «обычных» автолюбителей, так и...
Если у вас почти нет комплексов и денег, это ваш автомобиль
Это крохотный автомобиль длиной менее 3 метров, который удивляет своей вместимостью: в нем можно ездить вчетвером, хотя в это и сложно поверить, пока не...
«Такого мотора никогда не было» – первый взгляд на «Ниву Спорт»
«Нива Спорт» вернулась с тестирований в условиях горной местности. Внедорожник сразу попал в руки к автомобильным обозревателям. Чем отличается эта «Нива» от...
В Белоруссии наладят производство сразу трех автомобилей зарубежного бренда
И это не китайская компания. Машины будут стоить на уровне наших Lada, при этом по части оснащения будут даже в чем-то лучше....
АВТОВАЗ еще не выпустил «Искру», но уже занимается удешевлением
Перспективный седан, который займет нишу между «Грантой» и «Вестой», решили немного упростить. Но повлияет ли это на цену машины?...
В России представлен уникальный бульдозер
Новинка относится к десятому тяговому классу и работает на природном газе. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
В России появился флагманский вертолет «Аурус»
Все комплектующие произведены в России. Воздушное судно можно эксплуатировать в любых климатических и географических зонах....
Самолет SSJ-100 становится еще более российским
Проект локализации лайнера продолжается. Теперь еще один элемент фюзеляжа производится в России....
При «вскрытии» Гранта удивила автомеханика
Чем может похвастаться «Гранта», которую в столице продают за 1,6 млн рублей? Конечно же, кондиционером, шестнадцатиклапанным двигателем времен «Приоры»,...
Представлен проект нового российского судна
Автором выступила нижегородская судостроительная компания «Р-Флот». Подробнее о назначении и технических характеристиках корабля читайте в нашем материале....
«Ил» - ВАСО представил свой, полностью композитный воздухозаборник авиационного двигателя
С ним, как ожидается, эффективность сохранения тяги самолета улучшится до оптимальных показателей. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
В России будут производить собственные ратраки
И займется этим одна из крупнейших российских компаний по выпуску транспортных средств – «Синара – Транспортные Машины». Первый заказчик на спецтехнику уже...
Rolls-Royce и будущее авиации: как инновации UltraFan меняют игру в строении авиадвигателей
Бренд Rolls-Royce всегда был синонимом роскоши, инноваций и высоких технологий, но их достижения простираются далеко за пределы автомобилей. Мало кто знает,...