Такой должна была стать «моргуновка» СМЗ-3
2 735

Такой должна была стать «моргуновка» СМЗ-3

Очевидность не очень, мягко говоря, высокой «эстетичности» экстерьера выпускавшейся в 60-х мотоколяски СМЗ-3, буквально «била в глаза». И не только пользователям, но и руководству автопрома. Поэтому в начале шестидесятых вышло Постановление Совмина СССР, согласно которому мотозаводу в Серпухове поручалось разработать и организовать массовое производство «народного автомобиля», современного и недорогого. К работе, помимо института НАМИ, привлекли инженеров АЗЛК и ЗиЛа. Полное название проекта – "Спутник" СМЗ-НАМИ-086.


Предприятие уже имело опыт по выпуску микролитражек – в частности знаменитой, благодаря популярному фильму, СМЗ-З – «моргуновки». Дизайном новой машины занимались серьезно (авторы – художники-конструкторы Э. Молчанов, В. Ростков) и результат не заставил себя ждать.

Такой должна была стать «моргуновка» СМЗ-3Экстерьер получился очень даже современным для того времени. Фото: YouTube.com

Внешность «Спутника» (так предполагали назвать машину) получилась намного современнее таких авто подобного класса, как «Фиат-500» или «Изетта» от БМВ.

Можно сравнить дизайн НАМИ с одной из мотоколясок того времени. Фото: YouTube.com

И это уже не говоря про убогую внешность советских мотоколясок любых модификаций. Если авто масштабировать, получилась бы привлекательная полноценная легковушка-купе, достойная конвейера.

Технические характеристики


Машинка с заднемоторной компоновкой получилась небольшой: комфортно могли разместиться разве что водитель и передний пассажир. Длина, ширина, высота – 3,1, 1,4 и 1,26 м соответственно. Сзади – диванчик, сидеть на котором взрослому человеку не очень-то удобно. Что-то типа немецкого Goggomobil. Но пол получился ровным: сидящий с водлителем человек мог вытянуть ноги далеко вперед. Некоторые технические решения были довольно прогрессивными для того времени. Например, реечный руль, сцепление на электромагнитах и независимая подвеска на торсионах. Под ногами у водителя – пара педалей: тормоз и газ. Подобно машинам с АКПП, сцепление на «Спутнике» – автоматическое.

Авто испытывали на улицах в реальной обстановке. Фото: YouTube.com

А еще технику оснастили такой невиданной «опцией в базе», как обогрев лобового стекла. Кстати автономный отопитель, подобно «запорожскому», тоже установили. Запаску разместили рядом с мотором, впереди находился двадцатилитровый бак (расход горючего в среднем – 4,5 л/100 км). На опытном экземпляре сделали ручное, как на «инвалидке», управление. Однако существовал прицел и на будущее: «ножной» проект уже разрабатывался, попутно.

Двигатель


Двухцилиндровый, V-образного типа, с воздушным охлаждением. Полулитровый агрегат, выдававший 15 «лошадок», позволял разогнать машинку до 75 км/ч. Однако здесь скорость не играла главную роль. Перед конструкторами стояла задача сделать максимально простой и ремонтопригодный автомобиль, который должен стать массовым личным транспортом для советских граждан, а не только инвалидов. Именно такие машины вытащили послевоенную Европу из разрухи и экономических кризисов. «Спутник» мог бы стать «родоначальником» целой линейки легковушек на базе мотоколяски.

Что в итоге


Единственный экземпляр микроавтомобиля публика увидела в 1962-м году. На небольшом по территории Серпуховском заводе в то время преобладал ручной труд, производство было примитивным, оборудование – допотопное. Руководство предприятия надеялось: если «Спутник» примут в серию, то построят новые, современные цеха, реконструируют старые, произведут модернизацию заводского оснащения.

Машина вызывала неизменный интерес у случайных зрителей. Фото: YouTube.com

Однако при подсчете возможных затрат получилась настолько внушительная цифра, что ни один из чиновников не взял на себя смелость поставить подпись о переоборудовании завода, уверенно «печатавшего» мотоколяски СЗМ. Да и внешний вид пугал руководителей разных рангов: машина казалась авангардной и «ненужной» советскому человеку. Так и закончилась, почти не начавшись, история «народного автомобиля», который мог бы перевернуть жизнь, как минимум, целого поколения.
А вы что думаете о проекте «Спутник»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...