Такой должна была стать «моргуновка» СМЗ-3
Очевидность не очень, мягко говоря, высокой «эстетичности» экстерьера выпускавшейся в 60-х мотоколяски СМЗ-3, буквально «била в глаза». И не только пользователям, но и руководству автопрома. Поэтому в начале шестидесятых вышло Постановление Совмина СССР, согласно которому мотозаводу в Серпухове поручалось разработать и организовать массовое производство «народного автомобиля», современного и недорогого. К работе, помимо института НАМИ, привлекли инженеров АЗЛК и ЗиЛа. Полное название проекта – "Спутник" СМЗ-НАМИ-086.
Предприятие уже имело опыт по выпуску микролитражек – в частности знаменитой, благодаря популярному фильму, СМЗ-З – «моргуновки». Дизайном новой машины занимались серьезно (авторы – художники-конструкторы Э. Молчанов, В. Ростков) и результат не заставил себя ждать.
Внешность «Спутника» (так предполагали назвать машину) получилась намного современнее таких авто подобного класса, как «Фиат-500» или «Изетта» от БМВ.
И это уже не говоря про убогую внешность советских мотоколясок любых модификаций. Если авто масштабировать, получилась бы привлекательная полноценная легковушка-купе, достойная конвейера.
Машинка с заднемоторной компоновкой получилась небольшой: комфортно могли разместиться разве что водитель и передний пассажир. Длина, ширина, высота – 3,1, 1,4 и 1,26 м соответственно. Сзади – диванчик, сидеть на котором взрослому человеку не очень-то удобно. Что-то типа немецкого Goggomobil. Но пол получился ровным: сидящий с водлителем человек мог вытянуть ноги далеко вперед. Некоторые технические решения были довольно прогрессивными для того времени. Например, реечный руль, сцепление на электромагнитах и независимая подвеска на торсионах. Под ногами у водителя – пара педалей: тормоз и газ. Подобно машинам с АКПП, сцепление на «Спутнике» – автоматическое.
А еще технику оснастили такой невиданной «опцией в базе», как обогрев лобового стекла. Кстати автономный отопитель, подобно «запорожскому», тоже установили. Запаску разместили рядом с мотором, впереди находился двадцатилитровый бак (расход горючего в среднем – 4,5 л/100 км). На опытном экземпляре сделали ручное, как на «инвалидке», управление. Однако существовал прицел и на будущее: «ножной» проект уже разрабатывался, попутно.
Двухцилиндровый, V-образного типа, с воздушным охлаждением. Полулитровый агрегат, выдававший 15 «лошадок», позволял разогнать машинку до 75 км/ч. Однако здесь скорость не играла главную роль. Перед конструкторами стояла задача сделать максимально простой и ремонтопригодный автомобиль, который должен стать массовым личным транспортом для советских граждан, а не только инвалидов. Именно такие машины вытащили послевоенную Европу из разрухи и экономических кризисов. «Спутник» мог бы стать «родоначальником» целой линейки легковушек на базе мотоколяски.
Единственный экземпляр микроавтомобиля публика увидела в 1962-м году. На небольшом по территории Серпуховском заводе в то время преобладал ручной труд, производство было примитивным, оборудование – допотопное. Руководство предприятия надеялось: если «Спутник» примут в серию, то построят новые, современные цеха, реконструируют старые, произведут модернизацию заводского оснащения.
Однако при подсчете возможных затрат получилась настолько внушительная цифра, что ни один из чиновников не взял на себя смелость поставить подпись о переоборудовании завода, уверенно «печатавшего» мотоколяски СЗМ. Да и внешний вид пугал руководителей разных рангов: машина казалась авангардной и «ненужной» советскому человеку. Так и закончилась, почти не начавшись, история «народного автомобиля», который мог бы перевернуть жизнь, как минимум, целого поколения.
Предприятие уже имело опыт по выпуску микролитражек – в частности знаменитой, благодаря популярному фильму, СМЗ-З – «моргуновки». Дизайном новой машины занимались серьезно (авторы – художники-конструкторы Э. Молчанов, В. Ростков) и результат не заставил себя ждать.
Экстерьер получился очень даже современным для того времени. Фото: YouTube.com
Внешность «Спутника» (так предполагали назвать машину) получилась намного современнее таких авто подобного класса, как «Фиат-500» или «Изетта» от БМВ.
Можно сравнить дизайн НАМИ с одной из мотоколясок того времени. Фото: YouTube.com
И это уже не говоря про убогую внешность советских мотоколясок любых модификаций. Если авто масштабировать, получилась бы привлекательная полноценная легковушка-купе, достойная конвейера.
Технические характеристики
Машинка с заднемоторной компоновкой получилась небольшой: комфортно могли разместиться разве что водитель и передний пассажир. Длина, ширина, высота – 3,1, 1,4 и 1,26 м соответственно. Сзади – диванчик, сидеть на котором взрослому человеку не очень-то удобно. Что-то типа немецкого Goggomobil. Но пол получился ровным: сидящий с водлителем человек мог вытянуть ноги далеко вперед. Некоторые технические решения были довольно прогрессивными для того времени. Например, реечный руль, сцепление на электромагнитах и независимая подвеска на торсионах. Под ногами у водителя – пара педалей: тормоз и газ. Подобно машинам с АКПП, сцепление на «Спутнике» – автоматическое.
Авто испытывали на улицах в реальной обстановке. Фото: YouTube.com
А еще технику оснастили такой невиданной «опцией в базе», как обогрев лобового стекла. Кстати автономный отопитель, подобно «запорожскому», тоже установили. Запаску разместили рядом с мотором, впереди находился двадцатилитровый бак (расход горючего в среднем – 4,5 л/100 км). На опытном экземпляре сделали ручное, как на «инвалидке», управление. Однако существовал прицел и на будущее: «ножной» проект уже разрабатывался, попутно.
Двигатель
Двухцилиндровый, V-образного типа, с воздушным охлаждением. Полулитровый агрегат, выдававший 15 «лошадок», позволял разогнать машинку до 75 км/ч. Однако здесь скорость не играла главную роль. Перед конструкторами стояла задача сделать максимально простой и ремонтопригодный автомобиль, который должен стать массовым личным транспортом для советских граждан, а не только инвалидов. Именно такие машины вытащили послевоенную Европу из разрухи и экономических кризисов. «Спутник» мог бы стать «родоначальником» целой линейки легковушек на базе мотоколяски.
Что в итоге
Единственный экземпляр микроавтомобиля публика увидела в 1962-м году. На небольшом по территории Серпуховском заводе в то время преобладал ручной труд, производство было примитивным, оборудование – допотопное. Руководство предприятия надеялось: если «Спутник» примут в серию, то построят новые, современные цеха, реконструируют старые, произведут модернизацию заводского оснащения.
Машина вызывала неизменный интерес у случайных зрителей. Фото: YouTube.com
Однако при подсчете возможных затрат получилась настолько внушительная цифра, что ни один из чиновников не взял на себя смелость поставить подпись о переоборудовании завода, уверенно «печатавшего» мотоколяски СЗМ. Да и внешний вид пугал руководителей разных рангов: машина казалась авангардной и «ненужной» советскому человеку. Так и закончилась, почти не начавшись, история «народного автомобиля», который мог бы перевернуть жизнь, как минимум, целого поколения.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....