![Гирокар – тупик или опять «опередил время»? Гирокар – тупик или опять «опередил время»?](/uploads/posts/2023-05/1684836018_2023-05-23_12-49-57.jpg)
Гирокар – тупик или опять «опередил время»?
Гирокар – один из необычных видов автомобильного транспорта. У него, как у мотоцикла, два расположенных друг за другом колеса. Но он уверенно стоит «на своих двоих» и не падает. Идея совместить мотоцикл и машину будоражила умы изобретателей с самого момента появления «самодвижущихся повозок».
Однако зачем конструкторам понадобилось устанавливать автомобиль на два колеса? Ведь есть же четыре, ну, если уж так хочется чего-то оригинального, можно использовать три. Просто у двухколесного транспорта есть несколько очевидных достоинств:
✅ лучшая динамика разгона
✅ меньшие габариты и масса
✅ сравнительно небольшой расход топлива
✅ более простая конструкция, а значит и высокая надежность
Все вышеперечисленное смело можно отнести к мотоциклам. Однако у последних – свои минусы, среди которых – неустойчивость в неподвижном состоянии, низкий комфорт, малая грузоподъемность, сложность управления при высокой скорости на извилистой дороге. Гирокар должен был воплотить в себе достоинства обоих типов транспортных средств и быть лишенным их недостатков.
Саму концепцию предложил российский изобретатель граф Петр Шиловский – в прошлом костромской губернатор, инженер по профессии. В 1911-м году он предложил конструкцию двухколесного поезда, который с помощью гироскопа, раскручиваемого электромотором, смог бы ездить по одному рельсу. Публичную демонстрацию запатентованной в ряде стран модели приурочили к 75-летию начала функционирования первой железной дороги в России.
Монорельсовый поезд с гироскопом показывал хорошие практические результаты. Фото: YouTube.com
Изобретение Шиловского применялось для стабилизации корабельной артиллерии, в ортоскопах – гиросокопических самолетных приборах, указывающих курс.
Построить автомобиль на двух колесах изобретателю удалось в Великобритании: идеей заинтересовалась компания с длинным названием The Wolseley Tool and Motor Car Company Limited.
Представленную зрителям в 1914-м году машину оснастили силовым агрегатом Wolseley-С5 объемом в 3 л при мощности 25 л. с. Часть своей энергии движок «делегировал» динамо, которая питала электродвигатель, а тот уже раскручивал маховик диаметром 1 м (его вес – 600 кг) до 2-3 тыс. об/ мин. Когда он набирал нужное количество оборотов, поддерживающие «контрольные» колесики убирались внутрь кузова. Изумленной публике оставалось удивляться; почему такая махина весом в 2,75 т стоит на месте и не падает.
Гирокар Шиловского мог использоваться, как такси. Фото: YouTube.com
Презентация и демонстрационный проезд состоялись в Лондоне. Испытатели отмечали устойчивость авто при маневрировании и стабильность в ходе движения по прямой. Минус конструкции заключался в неудачной системе управления: в ней использовалась пара маятников по 50 кг (они удерживали гирокар, когда он стоял на месте). Но все это было поправимо.
На Западе тоже не дремали: одноколесный гирокар Чарльза Тейлора. Фото: YouTube.com
Однако разразившаяся война перечеркнула планы изобретателя. В России Шиловский построил опытный экземпляр монорельсового ж/д пути: по нему ездил состав с гироскопом. Поезд из пары вагонов, который должен был курсировать по маршруту Петроград – Гатчина разгонялся до 150 км/ч! Но построили только 12 км, потом финансирование прекратили, проект закрыли. Впрочем, гироскопы Шиловского использовали на самолетах «Илья Муромец».
С началом Первой мировой войны двухколесный автомобиль, чтобы уберечь от бомбежек, закопали. А после окончания боевых действий о нем …забыли. Однако вернувшийся в Лондон Шиловский в 1938-м добился, чтобы гирокар раскопали. Его отреставрировали и некоторое время демонстрировали в музее Wolseley. А через десять дет экспонат признали «не имеющим ценности» и утилизировали.
Концепцию Шиловского не забыли. Попытки использования гироскопа в транспортных средствах предпринимались неоднократно: причем, в разных странах мира. О наиболее известных стоит рассказать подробнее.
Или моноколесо. В этом популярном ныне транспортном средства как раз используется гироскоп. Точнее, датчики, сделанные на его основе. Они посылают сигнал на микропроцессор, а тот, в свою очередь, приводит в действие исполнительные механизмы, связанные с электромотором.
На современном гироскутере можно ездить хоть по лесу. Фото: YouTube.com
Считается, что segwey изобрел Дин Кеймен в 2001-м году. Однако предшественником моноколеса можно смело считать тот самый гирокар Шиловского.
В 1961-м году компания «Форд» показала на автосалоне в Детройте свой новый концепт: автомобиль на двух колесах. Равновесие технике с кузовом, похожим на фюзеляж самолета, обеспечивала гироскопическая система с маховиком диаметром 0,6 м.
Ford Gyron так и не заинтересовал покупателей, разве что автосалоны. Фото: YouTube.com
Внутри – пара кресел, размещенных рядом: с любого из них можно было управлять гирокаром. Но публике представили прототип: сведений о практическом использовании конструкции нет.
А вот эта машинка была вполне реальной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочным залам. Сегодня «Гиро Икс» можно увидеть в музее «Лейн Мотор» (США, Нэшвилл). В 1967-м конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее.
Авто как будто специально приспособлено для узких улочек и пробок. Фото: YouTube.com
Друзья предложили новые технологии, которые, по их мнению, помогут создать совершенный автомобиль. Но, как оказалось, все было очень сложно и озвученные идеи нужно совершенствовать, на что уйдет много лет. Плюс, компания, финансировавшая проект, обанкротилась: путь к массовому производству был закрыт.
Приборов – как в самолете! Фото: YouTube.com
В 2011-м прототип выкупили и отреставрировали. На это ушло целых шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью не более 50 км/ч.
Это уже современное творение от одноименной калифорнийской компании. При первом взгляде на технику не очень ясно, что вы видите. То ли мотоцикл, то ли мини-автомобиль на двух колесах. Некоторые С-1 называют электроскутером с кабиной. У конструкции много преимуществ по сравнению с обычным байком:
✅ крыша над головой гарантирует всесезонность использования
✅ аккумулятор обеспечивает запас ход в 500 км
✅ гироскоп (в электронном виде) удерживает машину без подножек
✅ узкий корпус помогает избегать пробки и объезжать их
И это при том, что гироскутер разгоняется до 160 км/ч, а заряжать его можно от обычной сети за 4-6 часов (30 мин при напряжении источника 400-500 В).
Стоимость Lit Motors C-1 EV – 32 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Известно, что техника выпускалась малыми партиями. Один из таких скутеров замечен в Краснодаре.
А почему бы не использовать гироскоп в обычных мотоциклах? Это сделало бы байк более удобным, комфортным. Именно этим и занялась японская компания, выпустившая опытную модель с гироскопической системой.
Не падает! Фото: YoyTube.com
Но здесь роль стабилизатора, удерживающего мотоцикл без подножки в вертикальном положении, играет не маховик, а электроника. Она просто «подруливает» передним колесом, чтобы байк сохранял равновесие.
Очевидно: тема использования гироскопов в транспорте пока еще до конца не освоена. Слишком мало мы видим сегодня транспорта, где были бы реализованы идеи Шиловского. Почему? Скорее всего, производители опасаются вкладываться в экзотическую технологию. Или она исчерпала себя? Но и обычный ныне четырехколесный автомобиль тоже когда-то не вызывал доверия… Остается только ждать!
Однако зачем конструкторам понадобилось устанавливать автомобиль на два колеса? Ведь есть же четыре, ну, если уж так хочется чего-то оригинального, можно использовать три. Просто у двухколесного транспорта есть несколько очевидных достоинств:
✅ лучшая динамика разгона
✅ меньшие габариты и масса
✅ сравнительно небольшой расход топлива
✅ более простая конструкция, а значит и высокая надежность
Все вышеперечисленное смело можно отнести к мотоциклам. Однако у последних – свои минусы, среди которых – неустойчивость в неподвижном состоянии, низкий комфорт, малая грузоподъемность, сложность управления при высокой скорости на извилистой дороге. Гирокар должен был воплотить в себе достоинства обоих типов транспортных средств и быть лишенным их недостатков.
Истоки
Саму концепцию предложил российский изобретатель граф Петр Шиловский – в прошлом костромской губернатор, инженер по профессии. В 1911-м году он предложил конструкцию двухколесного поезда, который с помощью гироскопа, раскручиваемого электромотором, смог бы ездить по одному рельсу. Публичную демонстрацию запатентованной в ряде стран модели приурочили к 75-летию начала функционирования первой железной дороги в России.
![Гирокар – тупик или опять «опередил время»?](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_11-14-12.jpg)
Изобретение Шиловского применялось для стабилизации корабельной артиллерии, в ортоскопах – гиросокопических самолетных приборах, указывающих курс.
Первый гирокар
Построить автомобиль на двух колесах изобретателю удалось в Великобритании: идеей заинтересовалась компания с длинным названием The Wolseley Tool and Motor Car Company Limited.
Гироскоп – устройство, обычно в виде маховика, способное моментально реагировать на изменение ориентации тела, в котором прибор находится. Когда он вращается, его положение остается неизменным. Простейшим примером может служить игрушка юла.
Представленную зрителям в 1914-м году машину оснастили силовым агрегатом Wolseley-С5 объемом в 3 л при мощности 25 л. с. Часть своей энергии движок «делегировал» динамо, которая питала электродвигатель, а тот уже раскручивал маховик диаметром 1 м (его вес – 600 кг) до 2-3 тыс. об/ мин. Когда он набирал нужное количество оборотов, поддерживающие «контрольные» колесики убирались внутрь кузова. Изумленной публике оставалось удивляться; почему такая махина весом в 2,75 т стоит на месте и не падает.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_11-15-45.jpg)
Презентация и демонстрационный проезд состоялись в Лондоне. Испытатели отмечали устойчивость авто при маневрировании и стабильность в ходе движения по прямой. Минус конструкции заключался в неудачной системе управления: в ней использовалась пара маятников по 50 кг (они удерживали гирокар, когда он стоял на месте). Но все это было поправимо.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_11-18-50.jpg)
Однако разразившаяся война перечеркнула планы изобретателя. В России Шиловский построил опытный экземпляр монорельсового ж/д пути: по нему ездил состав с гироскопом. Поезд из пары вагонов, который должен был курсировать по маршруту Петроград – Гатчина разгонялся до 150 км/ч! Но построили только 12 км, потом финансирование прекратили, проект закрыли. Впрочем, гироскопы Шиловского использовали на самолетах «Илья Муромец».
Судьба гирокара графа
С началом Первой мировой войны двухколесный автомобиль, чтобы уберечь от бомбежек, закопали. А после окончания боевых действий о нем …забыли. Однако вернувшийся в Лондон Шиловский в 1938-м добился, чтобы гирокар раскопали. Его отреставрировали и некоторое время демонстрировали в музее Wolseley. А через десять дет экспонат признали «не имеющим ценности» и утилизировали.
Что стало с идеей?
Концепцию Шиловского не забыли. Попытки использования гироскопа в транспортных средствах предпринимались неоднократно: причем, в разных странах мира. О наиболее известных стоит рассказать подробнее.
Сигвей
Или моноколесо. В этом популярном ныне транспортном средства как раз используется гироскоп. Точнее, датчики, сделанные на его основе. Они посылают сигнал на микропроцессор, а тот, в свою очередь, приводит в действие исполнительные механизмы, связанные с электромотором.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_12-29-55.jpg)
Считается, что segwey изобрел Дин Кеймен в 2001-м году. Однако предшественником моноколеса можно смело считать тот самый гирокар Шиловского.
Ford Gyron
В 1961-м году компания «Форд» показала на автосалоне в Детройте свой новый концепт: автомобиль на двух колесах. Равновесие технике с кузовом, похожим на фюзеляж самолета, обеспечивала гироскопическая система с маховиком диаметром 0,6 м.
На выставках машину поддерживала пара колесиков, расположенных сзади и убирающихся при пуске двигателя.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_11-22-50.jpg)
Внутри – пара кресел, размещенных рядом: с любого из них можно было управлять гирокаром. Но публике представили прототип: сведений о практическом использовании конструкции нет.
Gyro-X
А вот эта машинка была вполне реальной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочным залам. Сегодня «Гиро Икс» можно увидеть в музее «Лейн Мотор» (США, Нэшвилл). В 1967-м конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_12-50-59.jpg)
Друзья предложили новые технологии, которые, по их мнению, помогут создать совершенный автомобиль. Но, как оказалось, все было очень сложно и озвученные идеи нужно совершенствовать, на что уйдет много лет. Плюс, компания, финансировавшая проект, обанкротилась: путь к массовому производству был закрыт.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_12-47-44.jpg)
В 2011-м прототип выкупили и отреставрировали. На это ушло целых шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью не более 50 км/ч.
Lit Motors C-1
Это уже современное творение от одноименной калифорнийской компании. При первом взгляде на технику не очень ясно, что вы видите. То ли мотоцикл, то ли мини-автомобиль на двух колесах. Некоторые С-1 называют электроскутером с кабиной. У конструкции много преимуществ по сравнению с обычным байком:
✅ крыша над головой гарантирует всесезонность использования
✅ аккумулятор обеспечивает запас ход в 500 км
✅ гироскоп (в электронном виде) удерживает машину без подножек
✅ узкий корпус помогает избегать пробки и объезжать их
И это при том, что гироскутер разгоняется до 160 км/ч, а заряжать его можно от обычной сети за 4-6 часов (30 мин при напряжении источника 400-500 В).
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_12-56-34.jpg)
Известно, что техника выпускалась малыми партиями. Один из таких скутеров замечен в Краснодаре.
Honda
А почему бы не использовать гироскоп в обычных мотоциклах? Это сделало бы байк более удобным, комфортным. Именно этим и занялась японская компания, выпустившая опытную модель с гироскопической системой.
![](/uploads/posts/2023-05/2023-05-23_12-58-46.jpg)
Но здесь роль стабилизатора, удерживающего мотоцикл без подножки в вертикальном положении, играет не маховик, а электроника. Она просто «подруливает» передним колесом, чтобы байк сохранял равновесие.
Выводы
Очевидно: тема использования гироскопов в транспорте пока еще до конца не освоена. Слишком мало мы видим сегодня транспорта, где были бы реализованы идеи Шиловского. Почему? Скорее всего, производители опасаются вкладываться в экзотическую технологию. Или она исчерпала себя? Но и обычный ныне четырехколесный автомобиль тоже когда-то не вызывал доверия… Остается только ждать!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
![Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал](/uploads/mini/shortstory/f22/c06aca5b02ded63c8bb0ad12440ce.jpg)
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
![МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями](/uploads/mini/shortstory/690/2237ee8444f902f583d1711802524.jpg)
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
![Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году](/uploads/mini/shortstory/992/b4a3d4d4b10dcce6e4157e42db557.jpg)
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
![Як-32: мировые рекорды не забываем! Як-32: мировые рекорды не забываем!](/uploads/mini/shortstory/3be/d52feb9045082911308de711861c3.jpg)
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
![Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост](/uploads/mini/shortstory/f97/ce15daa8d551a185f3ef26d82ffac.jpg)
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
![Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман» Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»](/uploads/mini/shortstory/22f/94b7130148ed2aeaa56643e0751ad.jpg)
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
![Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса](/uploads/mini/shortstory/9a1/7f1cf5f670eefc2ca81381f0a4f2c.jpg)
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
![Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались](/uploads/mini/shortstory/921/0626e1e90d8542cd15eb16a0bd268.jpg)
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
![Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей](/uploads/mini/shortstory/de3/a978d834904c641b95484e1245ae4.jpg)
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
![Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение](/uploads/mini/shortstory/43e/c1c69528352960dbe6a505a2c3942.jpg)
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
![Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи? Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?](/uploads/mini/shortstory/919/fd4216782a9f23ad2a3472aaee325.jpg)
Почему на массовых авто не ставят легкие литий-ионные батареи?
Они в 5 раз легче свинцовых при схожих и даже лучших остальных параметрах. А ведь за каждый килограмм веса машины идет настоящая борьба!...
![Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье](/uploads/mini/shortstory/831/9916d1705181e27f8a4cdb7d05a09.jpg)
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
![Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели](/uploads/mini/shortstory/ffa/640136ba050a47bfc9975afe81770.jpg)
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
![В России появится новый отечественный автобренд В России появится новый отечественный автобренд](/uploads/mini/shortstory/714/28fd4c7ef3cbc9762d7e563c52b46.jpg)
В России появится новый отечественный автобренд
Крупный холдинг продолжает развивать коммерческие модели. Изменений планируется настолько много, что потребуется отдельная компания....
![Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли](/uploads/mini/shortstory/598/ad652df337b3724ef12bdf747d7f3.jpg)
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
![Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка» Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»](/uploads/mini/shortstory/744/269dcba950769e82ce8a369ba2a76.jpg)
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...