
Гирокар – тупик или опять «опередил время»?
Гирокар – один из необычных видов автомобильного транспорта. У него, как у мотоцикла, два расположенных друг за другом колеса. Но он уверенно стоит «на своих двоих» и не падает. Идея совместить мотоцикл и машину будоражила умы изобретателей с самого момента появления «самодвижущихся повозок».
Однако зачем конструкторам понадобилось устанавливать автомобиль на два колеса? Ведь есть же четыре, ну, если уж так хочется чего-то оригинального, можно использовать три. Просто у двухколесного транспорта есть несколько очевидных достоинств:
✅ лучшая динамика разгона
✅ меньшие габариты и масса
✅ сравнительно небольшой расход топлива
✅ более простая конструкция, а значит и высокая надежность
Все вышеперечисленное смело можно отнести к мотоциклам. Однако у последних – свои минусы, среди которых – неустойчивость в неподвижном состоянии, низкий комфорт, малая грузоподъемность, сложность управления при высокой скорости на извилистой дороге. Гирокар должен был воплотить в себе достоинства обоих типов транспортных средств и быть лишенным их недостатков.
Саму концепцию предложил российский изобретатель граф Петр Шиловский – в прошлом костромской губернатор, инженер по профессии. В 1911-м году он предложил конструкцию двухколесного поезда, который с помощью гироскопа, раскручиваемого электромотором, смог бы ездить по одному рельсу. Публичную демонстрацию запатентованной в ряде стран модели приурочили к 75-летию начала функционирования первой железной дороги в России.
Монорельсовый поезд с гироскопом показывал хорошие практические результаты. Фото: YouTube.com
Изобретение Шиловского применялось для стабилизации корабельной артиллерии, в ортоскопах – гиросокопических самолетных приборах, указывающих курс.
Построить автомобиль на двух колесах изобретателю удалось в Великобритании: идеей заинтересовалась компания с длинным названием The Wolseley Tool and Motor Car Company Limited.
Представленную зрителям в 1914-м году машину оснастили силовым агрегатом Wolseley-С5 объемом в 3 л при мощности 25 л. с. Часть своей энергии движок «делегировал» динамо, которая питала электродвигатель, а тот уже раскручивал маховик диаметром 1 м (его вес – 600 кг) до 2-3 тыс. об/ мин. Когда он набирал нужное количество оборотов, поддерживающие «контрольные» колесики убирались внутрь кузова. Изумленной публике оставалось удивляться; почему такая махина весом в 2,75 т стоит на месте и не падает.
Гирокар Шиловского мог использоваться, как такси. Фото: YouTube.com
Презентация и демонстрационный проезд состоялись в Лондоне. Испытатели отмечали устойчивость авто при маневрировании и стабильность в ходе движения по прямой. Минус конструкции заключался в неудачной системе управления: в ней использовалась пара маятников по 50 кг (они удерживали гирокар, когда он стоял на месте). Но все это было поправимо.
На Западе тоже не дремали: одноколесный гирокар Чарльза Тейлора. Фото: YouTube.com
Однако разразившаяся война перечеркнула планы изобретателя. В России Шиловский построил опытный экземпляр монорельсового ж/д пути: по нему ездил состав с гироскопом. Поезд из пары вагонов, который должен был курсировать по маршруту Петроград – Гатчина разгонялся до 150 км/ч! Но построили только 12 км, потом финансирование прекратили, проект закрыли. Впрочем, гироскопы Шиловского использовали на самолетах «Илья Муромец».
С началом Первой мировой войны двухколесный автомобиль, чтобы уберечь от бомбежек, закопали. А после окончания боевых действий о нем …забыли. Однако вернувшийся в Лондон Шиловский в 1938-м добился, чтобы гирокар раскопали. Его отреставрировали и некоторое время демонстрировали в музее Wolseley. А через десять дет экспонат признали «не имеющим ценности» и утилизировали.
Концепцию Шиловского не забыли. Попытки использования гироскопа в транспортных средствах предпринимались неоднократно: причем, в разных странах мира. О наиболее известных стоит рассказать подробнее.
Или моноколесо. В этом популярном ныне транспортном средства как раз используется гироскоп. Точнее, датчики, сделанные на его основе. Они посылают сигнал на микропроцессор, а тот, в свою очередь, приводит в действие исполнительные механизмы, связанные с электромотором.
На современном гироскутере можно ездить хоть по лесу. Фото: YouTube.com
Считается, что segwey изобрел Дин Кеймен в 2001-м году. Однако предшественником моноколеса можно смело считать тот самый гирокар Шиловского.
В 1961-м году компания «Форд» показала на автосалоне в Детройте свой новый концепт: автомобиль на двух колесах. Равновесие технике с кузовом, похожим на фюзеляж самолета, обеспечивала гироскопическая система с маховиком диаметром 0,6 м.
Ford Gyron так и не заинтересовал покупателей, разве что автосалоны. Фото: YouTube.com
Внутри – пара кресел, размещенных рядом: с любого из них можно было управлять гирокаром. Но публике представили прототип: сведений о практическом использовании конструкции нет.
А вот эта машинка была вполне реальной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочным залам. Сегодня «Гиро Икс» можно увидеть в музее «Лейн Мотор» (США, Нэшвилл). В 1967-м конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее.
Авто как будто специально приспособлено для узких улочек и пробок. Фото: YouTube.com
Друзья предложили новые технологии, которые, по их мнению, помогут создать совершенный автомобиль. Но, как оказалось, все было очень сложно и озвученные идеи нужно совершенствовать, на что уйдет много лет. Плюс, компания, финансировавшая проект, обанкротилась: путь к массовому производству был закрыт.
Приборов – как в самолете! Фото: YouTube.com
В 2011-м прототип выкупили и отреставрировали. На это ушло целых шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью не более 50 км/ч.
Это уже современное творение от одноименной калифорнийской компании. При первом взгляде на технику не очень ясно, что вы видите. То ли мотоцикл, то ли мини-автомобиль на двух колесах. Некоторые С-1 называют электроскутером с кабиной. У конструкции много преимуществ по сравнению с обычным байком:
✅ крыша над головой гарантирует всесезонность использования
✅ аккумулятор обеспечивает запас ход в 500 км
✅ гироскоп (в электронном виде) удерживает машину без подножек
✅ узкий корпус помогает избегать пробки и объезжать их
И это при том, что гироскутер разгоняется до 160 км/ч, а заряжать его можно от обычной сети за 4-6 часов (30 мин при напряжении источника 400-500 В).
Стоимость Lit Motors C-1 EV – 32 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Известно, что техника выпускалась малыми партиями. Один из таких скутеров замечен в Краснодаре.
А почему бы не использовать гироскоп в обычных мотоциклах? Это сделало бы байк более удобным, комфортным. Именно этим и занялась японская компания, выпустившая опытную модель с гироскопической системой.
Не падает! Фото: YoyTube.com
Но здесь роль стабилизатора, удерживающего мотоцикл без подножки в вертикальном положении, играет не маховик, а электроника. Она просто «подруливает» передним колесом, чтобы байк сохранял равновесие.
Очевидно: тема использования гироскопов в транспорте пока еще до конца не освоена. Слишком мало мы видим сегодня транспорта, где были бы реализованы идеи Шиловского. Почему? Скорее всего, производители опасаются вкладываться в экзотическую технологию. Или она исчерпала себя? Но и обычный ныне четырехколесный автомобиль тоже когда-то не вызывал доверия… Остается только ждать!
Однако зачем конструкторам понадобилось устанавливать автомобиль на два колеса? Ведь есть же четыре, ну, если уж так хочется чего-то оригинального, можно использовать три. Просто у двухколесного транспорта есть несколько очевидных достоинств:
✅ лучшая динамика разгона
✅ меньшие габариты и масса
✅ сравнительно небольшой расход топлива
✅ более простая конструкция, а значит и высокая надежность
Все вышеперечисленное смело можно отнести к мотоциклам. Однако у последних – свои минусы, среди которых – неустойчивость в неподвижном состоянии, низкий комфорт, малая грузоподъемность, сложность управления при высокой скорости на извилистой дороге. Гирокар должен был воплотить в себе достоинства обоих типов транспортных средств и быть лишенным их недостатков.
Истоки
Саму концепцию предложил российский изобретатель граф Петр Шиловский – в прошлом костромской губернатор, инженер по профессии. В 1911-м году он предложил конструкцию двухколесного поезда, который с помощью гироскопа, раскручиваемого электромотором, смог бы ездить по одному рельсу. Публичную демонстрацию запатентованной в ряде стран модели приурочили к 75-летию начала функционирования первой железной дороги в России.

Изобретение Шиловского применялось для стабилизации корабельной артиллерии, в ортоскопах – гиросокопических самолетных приборах, указывающих курс.
Первый гирокар
Построить автомобиль на двух колесах изобретателю удалось в Великобритании: идеей заинтересовалась компания с длинным названием The Wolseley Tool and Motor Car Company Limited.
Гироскоп – устройство, обычно в виде маховика, способное моментально реагировать на изменение ориентации тела, в котором прибор находится. Когда он вращается, его положение остается неизменным. Простейшим примером может служить игрушка юла.
Представленную зрителям в 1914-м году машину оснастили силовым агрегатом Wolseley-С5 объемом в 3 л при мощности 25 л. с. Часть своей энергии движок «делегировал» динамо, которая питала электродвигатель, а тот уже раскручивал маховик диаметром 1 м (его вес – 600 кг) до 2-3 тыс. об/ мин. Когда он набирал нужное количество оборотов, поддерживающие «контрольные» колесики убирались внутрь кузова. Изумленной публике оставалось удивляться; почему такая махина весом в 2,75 т стоит на месте и не падает.

Презентация и демонстрационный проезд состоялись в Лондоне. Испытатели отмечали устойчивость авто при маневрировании и стабильность в ходе движения по прямой. Минус конструкции заключался в неудачной системе управления: в ней использовалась пара маятников по 50 кг (они удерживали гирокар, когда он стоял на месте). Но все это было поправимо.

Однако разразившаяся война перечеркнула планы изобретателя. В России Шиловский построил опытный экземпляр монорельсового ж/д пути: по нему ездил состав с гироскопом. Поезд из пары вагонов, который должен был курсировать по маршруту Петроград – Гатчина разгонялся до 150 км/ч! Но построили только 12 км, потом финансирование прекратили, проект закрыли. Впрочем, гироскопы Шиловского использовали на самолетах «Илья Муромец».
Судьба гирокара графа
С началом Первой мировой войны двухколесный автомобиль, чтобы уберечь от бомбежек, закопали. А после окончания боевых действий о нем …забыли. Однако вернувшийся в Лондон Шиловский в 1938-м добился, чтобы гирокар раскопали. Его отреставрировали и некоторое время демонстрировали в музее Wolseley. А через десять дет экспонат признали «не имеющим ценности» и утилизировали.
Что стало с идеей?
Концепцию Шиловского не забыли. Попытки использования гироскопа в транспортных средствах предпринимались неоднократно: причем, в разных странах мира. О наиболее известных стоит рассказать подробнее.
Сигвей
Или моноколесо. В этом популярном ныне транспортном средства как раз используется гироскоп. Точнее, датчики, сделанные на его основе. Они посылают сигнал на микропроцессор, а тот, в свою очередь, приводит в действие исполнительные механизмы, связанные с электромотором.

Считается, что segwey изобрел Дин Кеймен в 2001-м году. Однако предшественником моноколеса можно смело считать тот самый гирокар Шиловского.
Ford Gyron
В 1961-м году компания «Форд» показала на автосалоне в Детройте свой новый концепт: автомобиль на двух колесах. Равновесие технике с кузовом, похожим на фюзеляж самолета, обеспечивала гироскопическая система с маховиком диаметром 0,6 м.
На выставках машину поддерживала пара колесиков, расположенных сзади и убирающихся при пуске двигателя.

Внутри – пара кресел, размещенных рядом: с любого из них можно было управлять гирокаром. Но публике представили прототип: сведений о практическом использовании конструкции нет.
Gyro-X
А вот эта машинка была вполне реальной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочным залам. Сегодня «Гиро Икс» можно увидеть в музее «Лейн Мотор» (США, Нэшвилл). В 1967-м конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее.

Друзья предложили новые технологии, которые, по их мнению, помогут создать совершенный автомобиль. Но, как оказалось, все было очень сложно и озвученные идеи нужно совершенствовать, на что уйдет много лет. Плюс, компания, финансировавшая проект, обанкротилась: путь к массовому производству был закрыт.

В 2011-м прототип выкупили и отреставрировали. На это ушло целых шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью не более 50 км/ч.
Lit Motors C-1
Это уже современное творение от одноименной калифорнийской компании. При первом взгляде на технику не очень ясно, что вы видите. То ли мотоцикл, то ли мини-автомобиль на двух колесах. Некоторые С-1 называют электроскутером с кабиной. У конструкции много преимуществ по сравнению с обычным байком:
✅ крыша над головой гарантирует всесезонность использования
✅ аккумулятор обеспечивает запас ход в 500 км
✅ гироскоп (в электронном виде) удерживает машину без подножек
✅ узкий корпус помогает избегать пробки и объезжать их
И это при том, что гироскутер разгоняется до 160 км/ч, а заряжать его можно от обычной сети за 4-6 часов (30 мин при напряжении источника 400-500 В).

Известно, что техника выпускалась малыми партиями. Один из таких скутеров замечен в Краснодаре.
Honda
А почему бы не использовать гироскоп в обычных мотоциклах? Это сделало бы байк более удобным, комфортным. Именно этим и занялась японская компания, выпустившая опытную модель с гироскопической системой.

Но здесь роль стабилизатора, удерживающего мотоцикл без подножки в вертикальном положении, играет не маховик, а электроника. Она просто «подруливает» передним колесом, чтобы байк сохранял равновесие.
Выводы
Очевидно: тема использования гироскопов в транспорте пока еще до конца не освоена. Слишком мало мы видим сегодня транспорта, где были бы реализованы идеи Шиловского. Почему? Скорее всего, производители опасаются вкладываться в экзотическую технологию. Или она исчерпала себя? Но и обычный ныне четырехколесный автомобиль тоже когда-то не вызывал доверия… Остается только ждать!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...