Гирокар – тупик или опять «опередил время»?
Гирокар – один из необычных видов автомобильного транспорта. У него, как у мотоцикла, два расположенных друг за другом колеса. Но он уверенно стоит «на своих двоих» и не падает. Идея совместить мотоцикл и машину будоражила умы изобретателей с самого момента появления «самодвижущихся повозок».
Однако зачем конструкторам понадобилось устанавливать автомобиль на два колеса? Ведь есть же четыре, ну, если уж так хочется чего-то оригинального, можно использовать три. Просто у двухколесного транспорта есть несколько очевидных достоинств:
✅ лучшая динамика разгона
✅ меньшие габариты и масса
✅ сравнительно небольшой расход топлива
✅ более простая конструкция, а значит и высокая надежность
Все вышеперечисленное смело можно отнести к мотоциклам. Однако у последних – свои минусы, среди которых – неустойчивость в неподвижном состоянии, низкий комфорт, малая грузоподъемность, сложность управления при высокой скорости на извилистой дороге. Гирокар должен был воплотить в себе достоинства обоих типов транспортных средств и быть лишенным их недостатков.
Саму концепцию предложил российский изобретатель граф Петр Шиловский – в прошлом костромской губернатор, инженер по профессии. В 1911-м году он предложил конструкцию двухколесного поезда, который с помощью гироскопа, раскручиваемого электромотором, смог бы ездить по одному рельсу. Публичную демонстрацию запатентованной в ряде стран модели приурочили к 75-летию начала функционирования первой железной дороги в России.
Изобретение Шиловского применялось для стабилизации корабельной артиллерии, в ортоскопах – гиросокопических самолетных приборах, указывающих курс.
Построить автомобиль на двух колесах изобретателю удалось в Великобритании: идеей заинтересовалась компания с длинным названием The Wolseley Tool and Motor Car Company Limited.
Представленную зрителям в 1914-м году машину оснастили силовым агрегатом Wolseley-С5 объемом в 3 л при мощности 25 л. с. Часть своей энергии движок «делегировал» динамо, которая питала электродвигатель, а тот уже раскручивал маховик диаметром 1 м (его вес – 600 кг) до 2-3 тыс. об/ мин. Когда он набирал нужное количество оборотов, поддерживающие «контрольные» колесики убирались внутрь кузова. Изумленной публике оставалось удивляться; почему такая махина весом в 2,75 т стоит на месте и не падает.
Презентация и демонстрационный проезд состоялись в Лондоне. Испытатели отмечали устойчивость авто при маневрировании и стабильность в ходе движения по прямой. Минус конструкции заключался в неудачной системе управления: в ней использовалась пара маятников по 50 кг (они удерживали гирокар, когда он стоял на месте). Но все это было поправимо.
Однако разразившаяся война перечеркнула планы изобретателя. В России Шиловский построил опытный экземпляр монорельсового ж/д пути: по нему ездил состав с гироскопом. Поезд из пары вагонов, который должен был курсировать по маршруту Петроград – Гатчина разгонялся до 150 км/ч! Но построили только 12 км, потом финансирование прекратили, проект закрыли. Впрочем, гироскопы Шиловского использовали на самолетах «Илья Муромец».
С началом Первой мировой войны двухколесный автомобиль, чтобы уберечь от бомбежек, закопали. А после окончания боевых действий о нем …забыли. Однако вернувшийся в Лондон Шиловский в 1938-м добился, чтобы гирокар раскопали. Его отреставрировали и некоторое время демонстрировали в музее Wolseley. А через десять дет экспонат признали «не имеющим ценности» и утилизировали.
Концепцию Шиловского не забыли. Попытки использования гироскопа в транспортных средствах предпринимались неоднократно: причем, в разных странах мира. О наиболее известных стоит рассказать подробнее.
Или моноколесо. В этом популярном ныне транспортном средства как раз используется гироскоп. Точнее, датчики, сделанные на его основе. Они посылают сигнал на микропроцессор, а тот, в свою очередь, приводит в действие исполнительные механизмы, связанные с электромотором.
Считается, что segwey изобрел Дин Кеймен в 2001-м году. Однако предшественником моноколеса можно смело считать тот самый гирокар Шиловского.
В 1961-м году компания «Форд» показала на автосалоне в Детройте свой новый концепт: автомобиль на двух колесах. Равновесие технике с кузовом, похожим на фюзеляж самолета, обеспечивала гироскопическая система с маховиком диаметром 0,6 м.
Внутри – пара кресел, размещенных рядом: с любого из них можно было управлять гирокаром. Но публике представили прототип: сведений о практическом использовании конструкции нет.
А вот эта машинка была вполне реальной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочным залам. Сегодня «Гиро Икс» можно увидеть в музее «Лейн Мотор» (США, Нэшвилл). В 1967-м конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее.
Друзья предложили новые технологии, которые, по их мнению, помогут создать совершенный автомобиль. Но, как оказалось, все было очень сложно и озвученные идеи нужно совершенствовать, на что уйдет много лет. Плюс, компания, финансировавшая проект, обанкротилась: путь к массовому производству был закрыт.
В 2011-м прототип выкупили и отреставрировали. На это ушло целых шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью не более 50 км/ч.
Это уже современное творение от одноименной калифорнийской компании. При первом взгляде на технику не очень ясно, что вы видите. То ли мотоцикл, то ли мини-автомобиль на двух колесах. Некоторые С-1 называют электроскутером с кабиной. У конструкции много преимуществ по сравнению с обычным байком:
✅ крыша над головой гарантирует всесезонность использования
✅ аккумулятор обеспечивает запас ход в 500 км
✅ гироскоп (в электронном виде) удерживает машину без подножек
✅ узкий корпус помогает избегать пробки и объезжать их
И это при том, что гироскутер разгоняется до 160 км/ч, а заряжать его можно от обычной сети за 4-6 часов (30 мин при напряжении источника 400-500 В).
Известно, что техника выпускалась малыми партиями. Один из таких скутеров замечен в Краснодаре.
А почему бы не использовать гироскоп в обычных мотоциклах? Это сделало бы байк более удобным, комфортным. Именно этим и занялась японская компания, выпустившая опытную модель с гироскопической системой.
Но здесь роль стабилизатора, удерживающего мотоцикл без подножки в вертикальном положении, играет не маховик, а электроника. Она просто «подруливает» передним колесом, чтобы байк сохранял равновесие.
Очевидно: тема использования гироскопов в транспорте пока еще до конца не освоена. Слишком мало мы видим сегодня транспорта, где были бы реализованы идеи Шиловского. Почему? Скорее всего, производители опасаются вкладываться в экзотическую технологию. Или она исчерпала себя? Но и обычный ныне четырехколесный автомобиль тоже когда-то не вызывал доверия… Остается только ждать!
Однако зачем конструкторам понадобилось устанавливать автомобиль на два колеса? Ведь есть же четыре, ну, если уж так хочется чего-то оригинального, можно использовать три. Просто у двухколесного транспорта есть несколько очевидных достоинств:
✅ лучшая динамика разгона
✅ меньшие габариты и масса
✅ сравнительно небольшой расход топлива
✅ более простая конструкция, а значит и высокая надежность
Все вышеперечисленное смело можно отнести к мотоциклам. Однако у последних – свои минусы, среди которых – неустойчивость в неподвижном состоянии, низкий комфорт, малая грузоподъемность, сложность управления при высокой скорости на извилистой дороге. Гирокар должен был воплотить в себе достоинства обоих типов транспортных средств и быть лишенным их недостатков.
Истоки
Саму концепцию предложил российский изобретатель граф Петр Шиловский – в прошлом костромской губернатор, инженер по профессии. В 1911-м году он предложил конструкцию двухколесного поезда, который с помощью гироскопа, раскручиваемого электромотором, смог бы ездить по одному рельсу. Публичную демонстрацию запатентованной в ряде стран модели приурочили к 75-летию начала функционирования первой железной дороги в России.
Монорельсовый поезд с гироскопом показывал хорошие практические результаты. Фото: YouTube.com
Изобретение Шиловского применялось для стабилизации корабельной артиллерии, в ортоскопах – гиросокопических самолетных приборах, указывающих курс.
Первый гирокар
Построить автомобиль на двух колесах изобретателю удалось в Великобритании: идеей заинтересовалась компания с длинным названием The Wolseley Tool and Motor Car Company Limited.
Гироскоп – устройство, обычно в виде маховика, способное моментально реагировать на изменение ориентации тела, в котором прибор находится. Когда он вращается, его положение остается неизменным. Простейшим примером может служить игрушка юла.
Представленную зрителям в 1914-м году машину оснастили силовым агрегатом Wolseley-С5 объемом в 3 л при мощности 25 л. с. Часть своей энергии движок «делегировал» динамо, которая питала электродвигатель, а тот уже раскручивал маховик диаметром 1 м (его вес – 600 кг) до 2-3 тыс. об/ мин. Когда он набирал нужное количество оборотов, поддерживающие «контрольные» колесики убирались внутрь кузова. Изумленной публике оставалось удивляться; почему такая махина весом в 2,75 т стоит на месте и не падает.
Гирокар Шиловского мог использоваться, как такси. Фото: YouTube.com
Презентация и демонстрационный проезд состоялись в Лондоне. Испытатели отмечали устойчивость авто при маневрировании и стабильность в ходе движения по прямой. Минус конструкции заключался в неудачной системе управления: в ней использовалась пара маятников по 50 кг (они удерживали гирокар, когда он стоял на месте). Но все это было поправимо.
На Западе тоже не дремали: одноколесный гирокар Чарльза Тейлора. Фото: YouTube.com
Однако разразившаяся война перечеркнула планы изобретателя. В России Шиловский построил опытный экземпляр монорельсового ж/д пути: по нему ездил состав с гироскопом. Поезд из пары вагонов, который должен был курсировать по маршруту Петроград – Гатчина разгонялся до 150 км/ч! Но построили только 12 км, потом финансирование прекратили, проект закрыли. Впрочем, гироскопы Шиловского использовали на самолетах «Илья Муромец».
Судьба гирокара графа
С началом Первой мировой войны двухколесный автомобиль, чтобы уберечь от бомбежек, закопали. А после окончания боевых действий о нем …забыли. Однако вернувшийся в Лондон Шиловский в 1938-м добился, чтобы гирокар раскопали. Его отреставрировали и некоторое время демонстрировали в музее Wolseley. А через десять дет экспонат признали «не имеющим ценности» и утилизировали.
Что стало с идеей?
Концепцию Шиловского не забыли. Попытки использования гироскопа в транспортных средствах предпринимались неоднократно: причем, в разных странах мира. О наиболее известных стоит рассказать подробнее.
Сигвей
Или моноколесо. В этом популярном ныне транспортном средства как раз используется гироскоп. Точнее, датчики, сделанные на его основе. Они посылают сигнал на микропроцессор, а тот, в свою очередь, приводит в действие исполнительные механизмы, связанные с электромотором.
На современном гироскутере можно ездить хоть по лесу. Фото: YouTube.com
Считается, что segwey изобрел Дин Кеймен в 2001-м году. Однако предшественником моноколеса можно смело считать тот самый гирокар Шиловского.
Ford Gyron
В 1961-м году компания «Форд» показала на автосалоне в Детройте свой новый концепт: автомобиль на двух колесах. Равновесие технике с кузовом, похожим на фюзеляж самолета, обеспечивала гироскопическая система с маховиком диаметром 0,6 м.
На выставках машину поддерживала пара колесиков, расположенных сзади и убирающихся при пуске двигателя.
Ford Gyron так и не заинтересовал покупателей, разве что автосалоны. Фото: YouTube.com
Внутри – пара кресел, размещенных рядом: с любого из них можно было управлять гирокаром. Но публике представили прототип: сведений о практическом использовании конструкции нет.
Gyro-X
А вот эта машинка была вполне реальной и колесила по настоящим дорогам, а не только выставочным залам. Сегодня «Гиро Икс» можно увидеть в музее «Лейн Мотор» (США, Нэшвилл). В 1967-м конструктор Том Саммерс и дизайнер Ford Алекс Тремулис решили, что за гирокаром – будущее.
Авто как будто специально приспособлено для узких улочек и пробок. Фото: YouTube.com
Друзья предложили новые технологии, которые, по их мнению, помогут создать совершенный автомобиль. Но, как оказалось, все было очень сложно и озвученные идеи нужно совершенствовать, на что уйдет много лет. Плюс, компания, финансировавшая проект, обанкротилась: путь к массовому производству был закрыт.
Приборов – как в самолете! Фото: YouTube.com
В 2011-м прототип выкупили и отреставрировали. На это ушло целых шесть лет. Зато на гирокаре можно прокатиться и сегодня, правда, со скоростью не более 50 км/ч.
Lit Motors C-1
Это уже современное творение от одноименной калифорнийской компании. При первом взгляде на технику не очень ясно, что вы видите. То ли мотоцикл, то ли мини-автомобиль на двух колесах. Некоторые С-1 называют электроскутером с кабиной. У конструкции много преимуществ по сравнению с обычным байком:
✅ крыша над головой гарантирует всесезонность использования
✅ аккумулятор обеспечивает запас ход в 500 км
✅ гироскоп (в электронном виде) удерживает машину без подножек
✅ узкий корпус помогает избегать пробки и объезжать их
И это при том, что гироскутер разгоняется до 160 км/ч, а заряжать его можно от обычной сети за 4-6 часов (30 мин при напряжении источника 400-500 В).
Стоимость Lit Motors C-1 EV – 32 тыс. долларов. Фото: YouTube.com
Известно, что техника выпускалась малыми партиями. Один из таких скутеров замечен в Краснодаре.
Honda
А почему бы не использовать гироскоп в обычных мотоциклах? Это сделало бы байк более удобным, комфортным. Именно этим и занялась японская компания, выпустившая опытную модель с гироскопической системой.
Не падает! Фото: YoyTube.com
Но здесь роль стабилизатора, удерживающего мотоцикл без подножки в вертикальном положении, играет не маховик, а электроника. Она просто «подруливает» передним колесом, чтобы байк сохранял равновесие.
Выводы
Очевидно: тема использования гироскопов в транспорте пока еще до конца не освоена. Слишком мало мы видим сегодня транспорта, где были бы реализованы идеи Шиловского. Почему? Скорее всего, производители опасаются вкладываться в экзотическую технологию. Или она исчерпала себя? Но и обычный ныне четырехколесный автомобиль тоже когда-то не вызывал доверия… Остается только ждать!
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...