
«Спорт-900»: блеск и закат «Советского Porsche»
Выражение «спортивное купе» и слово «запорожец» в сознании бывшего советского гражданина как-то не очень связываются. И тем не менее, такое было! Причем машину построили не на базе последних моделей, а на основе «горбатого» ЗАЗ-965 и его модификации с индексом «А». Спорткар создавали в автомобильном институте, поэтому полное название купе – МКЗ-НАМИ КД «Спорт-900».
Работами, начатыми в середине 60-х, по созданию экстерьера и интерьера руководил художник-конструктор или, говоря современным языком, дизайнер Эдуард Молчанов. Это именно он в авторском издании «Автомобиль и дизайн» смело сравнил свое творение с легендарным Porsche 911. Однако многие усматривают в «Спорт-900» черты итальянского Fiat-500, хотя советская машина, скорее, походит на более крупный «Сейченто» – Fiat-600.
Итальянский «шестисотый» действительно похож на ЗАЗ-965. Фото: YouTube.com
Но сходство разве что в экстерьере: техническая начинка совсем другая. У советского оригинала даже форточки были, которые у итальянского «донора» первоначально отсутствовали.
Разработанную в институте машину хотели поставить на конвейер столичного МЗМА (позже – АЗЛК). Но быстро стало понятно: мощности завода буквально перегружены из-за наращиваемого выпуска собственной продукции. Даже разработанный инженерами «Москвич-444» предприятие поставить на конвейер было не в силах.
Для производства новой машины у столичного завода не хватало мощностей. Фото: YouTube.com
В итоге всю документацию на него передали на завод «Коммунар», где автомобиль плавно превратился в ЗАЗ-965 или «Запорожец». Для этого пришлось вложить немало средств и сил, чтобы переоснастить предприятие.
Тогда на континенте входили в моду небольшие и недорогие спорткары, сделанные на базе микролитражек. Например, Volkswagen Karmann-Ghia, в основе которого знаменитый «Жук»: конструкторы, используя от него агрегаты, просто разработали иной экстерьер.
Volkswagen Karmann-Ghia разошелся по миру большими тиражами. Фото: YouTube.com
Машина «пришлась ко двору»: она штамповалась сотнями тысяч экземпляров, сходила с конвейера не только в ФРГ, но и Бразилии. Другие примеры – NSU Prinz Sport и BMW 700 Sport из Германии, Renault Floride из Франции. Компактные «бюджетные» спорткары вовсю «шествовали» по планете. Разумеется, в СССР следили за мировыми автомобильными тенденциями и «были в курсе». Почему бы и самим не сделать нечто подобное?
Эдуард Молчанов начинал свою трудовую деятельность под руководством легендарной фигуры – дизайнера Юрий Долматовского. Знаменитый художник-конструктор участвовал в создании интерьера первых советских массовых легковушек «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, а позже – суперсамосвала «БелАЗ». Уже в конце 50-х Молчанов представил проект микролитражки, которая могла бы производиться на Серпуховском заводе. Увы! Там предпочли выпускать более простую и дешевую «инвалидку» СЗД.
Таким виделся новый автомобиль молодым конструкторам. Фото: YouTube.com
В то время авто типа «спорткупе» считались «буржуазными игрушками». Однако директор МЗМА рискнул поддержать инициаторов создания «советского Porsche» и дал группе молодых конструкторов из шести человек «зеленый свет».
Молодым энтузиастам оказывали помощь и многоопытные сотрудники МЗМА, благодаря чему новая машина соответствовала всем техническим требованиям.
Как уже говорилось, в основе купе – ЗАЗ-965. От него взяли почти все агрегаты, в т. ч. двигатель. Зато кузов делали с «нуля», поэтому узнать в создаваемом автомобиле «горбатого» было весьма затруднительно. Спорткар оказался совсем не «игрушкой»: безопасность водителя и пассажиров обеспечивали мощные стальные дуги вокруг салона, а также энергопоглощающие оконечности кузова. Панели для него выклеивали из стеклопластика, точнее, это материал ТСЖ-0,7, являющийся армированным стекловолокном, плюс полиэфирная смола (по сути, «эпоксидка»). Первый экземпляр выехал из заводских ворот в 1963-м году.
Машина получалась малогабаритной и «запихнуть» в нее сравнительно большой движок от «Запорожца» оказалось затруднительным делом. Тогда Молчанов решил придать автомобилю клиновидную форму с низким передком и высокой «кормой». Это серьезно улучшало аэродинамику. Чтобы сгладить непривычную для тех лет особенность кузова, дизайнер использовал перепад поверхностей от передка к низу кормы.
Для того времени авто выглядело очень эффектно. Фото: YouTube.com
Получилась этакая боковая плавная профильная линия. Ее выполнили в виде длинной «лунки», заканчивающейся воздухозаборником. Заодно «ребро» увеличивало общую жесткость кузова.
Здесь ничего особенного не было, но спортивный стиль все же присутствовал. Например, в виде ковшеобразных передних кресел. Сзади тоже была пара мест, но с комфортом там мог разместиться только один взрослый пассажир или два ребенка.
В 70-е установили панель приборов от ВАЗ-2101. Фото: YouTube.com
Еще из интерьера стоит выделить центральную консоль, которая конструктивно составляла единое целое с приборами.
Спорткар имел длину 3,725 м, ширину 1,45 м при высоте всего лишь 117 см. Применение стеклопластиковых панелей позволило, по сравнению с «Запорожцем», снизить вес авто до полутонны, что легче «донора» на 125 кг. В итоге динамика спортивной машины оказалась просто несравнимой с ЗАЗ-965. Поэтому даже со слабеньким моторчиком в 900 куб. см в 23 «лошадки» (позже 27 л. с.) и четырехступенчатой коробкой машина спокойно развивала скорость более 100 км/ч (ЗАЗ-965 был ограничен 90 км/ч).
Ходовая часть включала в себя переднюю подвеску, выполненную на торсионах с поперечным расположением. Сзади устанавливались пружины и качающиеся полуоси. Большинство деталей и узлов заимствованы у «Запорожца», поэтому особых проблем с приобретением запчастей, даже в то время, не было.
К 1969-му году собрали шесть экземпляров (каждому участнику группы – по авто), незначительно различавшихся между собой.
На улицах столицы «Спорт-900» смотрелись круто! Фото: YouTube.com
Например, у более поздних машин была не купольная, а плоская крыша, появилась широкая задняя стойка. Немного меняли передок и оптику.
Создатели автомобиля все же надеялись, что машину поставят на конвейер. Но этого не произошло, хотя спорткару много внимания уделяли газеты и журналы, в т. ч. такое авторитетное издание, как «За рулем». Купе везде хвалили, но что толку! Почему же оно не пошло в серию? Тут несколько мнений. Одни считают, что по политическим причинам: мол, советскому человеку ни к чему «капиталистические развлечения».
Судьба большинства авто печальна. Фото: YouTube.com
Однако другие эксперты склонны к более банальным выводам: существовавшие тогда автозаводы просто не могли предоставить свои мощности из-за сильной загруженности. К тому же изготовление стеклопластикового кузова требовало создания новой технологической производственной линии. А пойти на это в ущерб «пятилетке» ни один руководитель не рискнул.
Еще одно сохранившееся купе в совсем неприглядном виде. Фото: YouTube.com
Сегодня некоторые экземпляры находятся в разных музеях, один – где-то в ангарах НАМИ. Далеко не у всех автомобилей идеальное состояние. Остается надеяться: найдутся энтузиасты, которые приведут в надлежащий вид «советский Porsche»…
Работами, начатыми в середине 60-х, по созданию экстерьера и интерьера руководил художник-конструктор или, говоря современным языком, дизайнер Эдуард Молчанов. Это именно он в авторском издании «Автомобиль и дизайн» смело сравнил свое творение с легендарным Porsche 911. Однако многие усматривают в «Спорт-900» черты итальянского Fiat-500, хотя советская машина, скорее, походит на более крупный «Сейченто» – Fiat-600.

Но сходство разве что в экстерьере: техническая начинка совсем другая. У советского оригинала даже форточки были, которые у итальянского «донора» первоначально отсутствовали.
Планы
Разработанную в институте машину хотели поставить на конвейер столичного МЗМА (позже – АЗЛК). Но быстро стало понятно: мощности завода буквально перегружены из-за наращиваемого выпуска собственной продукции. Даже разработанный инженерами «Москвич-444» предприятие поставить на конвейер было не в силах.

В итоге всю документацию на него передали на завод «Коммунар», где автомобиль плавно превратился в ЗАЗ-965 или «Запорожец». Для этого пришлось вложить немало средств и сил, чтобы переоснастить предприятие.
Спортивные микролитражные тенденции Европы
Тогда на континенте входили в моду небольшие и недорогие спорткары, сделанные на базе микролитражек. Например, Volkswagen Karmann-Ghia, в основе которого знаменитый «Жук»: конструкторы, используя от него агрегаты, просто разработали иной экстерьер.

Машина «пришлась ко двору»: она штамповалась сотнями тысяч экземпляров, сходила с конвейера не только в ФРГ, но и Бразилии. Другие примеры – NSU Prinz Sport и BMW 700 Sport из Германии, Renault Floride из Франции. Компактные «бюджетные» спорткары вовсю «шествовали» по планете. Разумеется, в СССР следили за мировыми автомобильными тенденциями и «были в курсе». Почему бы и самим не сделать нечто подобное?
Истоки проекта
Эдуард Молчанов начинал свою трудовую деятельность под руководством легендарной фигуры – дизайнера Юрий Долматовского. Знаменитый художник-конструктор участвовал в создании интерьера первых советских массовых легковушек «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, а позже – суперсамосвала «БелАЗ». Уже в конце 50-х Молчанов представил проект микролитражки, которая могла бы производиться на Серпуховском заводе. Увы! Там предпочли выпускать более простую и дешевую «инвалидку» СЗД.

В то время авто типа «спорткупе» считались «буржуазными игрушками». Однако директор МЗМА рискнул поддержать инициаторов создания «советского Porsche» и дал группе молодых конструкторов из шести человек «зеленый свет».
Буквосочетание в названии машины «КД» и означает инициалы главы предприятия Кузьмы Дурнова, который не побоялся представить в распоряжение начинающих специалистов заводское оборудование.
Молодым энтузиастам оказывали помощь и многоопытные сотрудники МЗМА, благодаря чему новая машина соответствовала всем техническим требованиям.
Конструкция «Спорт-900»
Как уже говорилось, в основе купе – ЗАЗ-965. От него взяли почти все агрегаты, в т. ч. двигатель. Зато кузов делали с «нуля», поэтому узнать в создаваемом автомобиле «горбатого» было весьма затруднительно. Спорткар оказался совсем не «игрушкой»: безопасность водителя и пассажиров обеспечивали мощные стальные дуги вокруг салона, а также энергопоглощающие оконечности кузова. Панели для него выклеивали из стеклопластика, точнее, это материал ТСЖ-0,7, являющийся армированным стекловолокном, плюс полиэфирная смола (по сути, «эпоксидка»). Первый экземпляр выехал из заводских ворот в 1963-м году.
Экстерьер
Машина получалась малогабаритной и «запихнуть» в нее сравнительно большой движок от «Запорожца» оказалось затруднительным делом. Тогда Молчанов решил придать автомобилю клиновидную форму с низким передком и высокой «кормой». Это серьезно улучшало аэродинамику. Чтобы сгладить непривычную для тех лет особенность кузова, дизайнер использовал перепад поверхностей от передка к низу кормы.

Талантливого советского дизайнера звали на Запад работать в команде создателей известных на весь мир автомобилей типа Maserati Ghibli, Aston Martin Supersonic. Однако переезд в капстрану тогда был неосуществим.
Получилась этакая боковая плавная профильная линия. Ее выполнили в виде длинной «лунки», заканчивающейся воздухозаборником. Заодно «ребро» увеличивало общую жесткость кузова.
Интерьер
Здесь ничего особенного не было, но спортивный стиль все же присутствовал. Например, в виде ковшеобразных передних кресел. Сзади тоже была пара мест, но с комфортом там мог разместиться только один взрослый пассажир или два ребенка.

Еще из интерьера стоит выделить центральную консоль, которая конструктивно составляла единое целое с приборами.
Технические особенности
Спорткар имел длину 3,725 м, ширину 1,45 м при высоте всего лишь 117 см. Применение стеклопластиковых панелей позволило, по сравнению с «Запорожцем», снизить вес авто до полутонны, что легче «донора» на 125 кг. В итоге динамика спортивной машины оказалась просто несравнимой с ЗАЗ-965. Поэтому даже со слабеньким моторчиком в 900 куб. см в 23 «лошадки» (позже 27 л. с.) и четырехступенчатой коробкой машина спокойно развивала скорость более 100 км/ч (ЗАЗ-965 был ограничен 90 км/ч).
Ходовая часть включала в себя переднюю подвеску, выполненную на торсионах с поперечным расположением. Сзади устанавливались пружины и качающиеся полуоси. Большинство деталей и узлов заимствованы у «Запорожца», поэтому особых проблем с приобретением запчастей, даже в то время, не было.
Дальнейшая судьба «Спорт-900»
К 1969-му году собрали шесть экземпляров (каждому участнику группы – по авто), незначительно различавшихся между собой.

Например, у более поздних машин была не купольная, а плоская крыша, появилась широкая задняя стойка. Немного меняли передок и оптику.
Создатели автомобиля все же надеялись, что машину поставят на конвейер. Но этого не произошло, хотя спорткару много внимания уделяли газеты и журналы, в т. ч. такое авторитетное издание, как «За рулем». Купе везде хвалили, но что толку! Почему же оно не пошло в серию? Тут несколько мнений. Одни считают, что по политическим причинам: мол, советскому человеку ни к чему «капиталистические развлечения».

Однако другие эксперты склонны к более банальным выводам: существовавшие тогда автозаводы просто не могли предоставить свои мощности из-за сильной загруженности. К тому же изготовление стеклопластикового кузова требовало создания новой технологической производственной линии. А пойти на это в ущерб «пятилетке» ни один руководитель не рискнул.

Сегодня некоторые экземпляры находятся в разных музеях, один – где-то в ангарах НАМИ. Далеко не у всех автомобилей идеальное состояние. Остается надеяться: найдутся энтузиасты, которые приведут в надлежащий вид «советский Porsche»…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...