«Спорт-900»: блеск и закат «Советского Porsche»
5 883

«Спорт-900»: блеск и закат «Советского Porsche»

Выражение «спортивное купе» и слово «запорожец» в сознании бывшего советского гражданина как-то не очень связываются. И тем не менее, такое было! Причем машину построили не на базе последних моделей, а на основе «горбатого» ЗАЗ-965 и его модификации с индексом «А». Спорткар создавали в автомобильном институте, поэтому полное название купе – МКЗ-НАМИ КД «Спорт-900».


Работами, начатыми в середине 60-х, по созданию экстерьера и интерьера руководил художник-конструктор или, говоря современным языком, дизайнер Эдуард Молчанов. Это именно он в авторском издании «Автомобиль и дизайн» смело сравнил свое творение с легендарным Porsche 911. Однако многие усматривают в «Спорт-900» черты итальянского Fiat-500, хотя советская машина, скорее, походит на более крупный «Сейченто» – Fiat-600.

«Спорт-900»: блеск и закат «Советского Porsche»Итальянский «шестисотый» действительно похож на ЗАЗ-965. Фото: YouTube.com

Но сходство разве что в экстерьере: техническая начинка совсем другая. У советского оригинала даже форточки были, которые у итальянского «донора» первоначально отсутствовали.

Планы


Разработанную в институте машину хотели поставить на конвейер столичного МЗМА (позже – АЗЛК). Но быстро стало понятно: мощности завода буквально перегружены из-за наращиваемого выпуска собственной продукции. Даже разработанный инженерами «Москвич-444» предприятие поставить на конвейер было не в силах.

Для производства новой машины у столичного завода не хватало мощностей. Фото: YouTube.com

В итоге всю документацию на него передали на завод «Коммунар», где автомобиль плавно превратился в ЗАЗ-965 или «Запорожец». Для этого пришлось вложить немало средств и сил, чтобы переоснастить предприятие.

Спортивные микролитражные тенденции Европы


Тогда на континенте входили в моду небольшие и недорогие спорткары, сделанные на базе микролитражек. Например, Volkswagen Karmann-Ghia, в основе которого знаменитый «Жук»: конструкторы, используя от него агрегаты, просто разработали иной экстерьер.

Volkswagen Karmann-Ghia разошелся по миру большими тиражами. Фото: YouTube.com

Машина «пришлась ко двору»: она штамповалась сотнями тысяч экземпляров, сходила с конвейера не только в ФРГ, но и Бразилии. Другие примеры – NSU Prinz Sport и BMW 700 Sport из Германии, Renault Floride из Франции. Компактные «бюджетные» спорткары вовсю «шествовали» по планете. Разумеется, в СССР следили за мировыми автомобильными тенденциями и «были в курсе». Почему бы и самим не сделать нечто подобное?

Истоки проекта


Эдуард Молчанов начинал свою трудовую деятельность под руководством легендарной фигуры – дизайнера Юрий Долматовского. Знаменитый художник-конструктор участвовал в создании интерьера первых советских массовых легковушек «Победа» и «Волга» ГАЗ-21, а позже – суперсамосвала «БелАЗ». Уже в конце 50-х Молчанов представил проект микролитражки, которая могла бы производиться на Серпуховском заводе. Увы! Там предпочли выпускать более простую и дешевую «инвалидку» СЗД.

Таким виделся новый автомобиль молодым конструкторам. Фото: YouTube.com

В то время авто типа «спорткупе» считались «буржуазными игрушками». Однако директор МЗМА рискнул поддержать инициаторов создания «советского Porsche» и дал группе молодых конструкторов из шести человек «зеленый свет».

Буквосочетание в названии машины «КД» и означает инициалы главы предприятия Кузьмы Дурнова, который не побоялся представить в распоряжение начинающих специалистов заводское оборудование.

Молодым энтузиастам оказывали помощь и многоопытные сотрудники МЗМА, благодаря чему новая машина соответствовала всем техническим требованиям.

Конструкция «Спорт-900»


Как уже говорилось, в основе купе – ЗАЗ-965. От него взяли почти все агрегаты, в т. ч. двигатель. Зато кузов делали с «нуля», поэтому узнать в создаваемом автомобиле «горбатого» было весьма затруднительно. Спорткар оказался совсем не «игрушкой»: безопасность водителя и пассажиров обеспечивали мощные стальные дуги вокруг салона, а также энергопоглощающие оконечности кузова. Панели для него выклеивали из стеклопластика, точнее, это материал ТСЖ-0,7, являющийся армированным стекловолокном, плюс полиэфирная смола (по сути, «эпоксидка»). Первый экземпляр выехал из заводских ворот в 1963-м году.

Экстерьер


Машина получалась малогабаритной и «запихнуть» в нее сравнительно большой движок от «Запорожца» оказалось затруднительным делом. Тогда Молчанов решил придать автомобилю клиновидную форму с низким передком и высокой «кормой». Это серьезно улучшало аэродинамику. Чтобы сгладить непривычную для тех лет особенность кузова, дизайнер использовал перепад поверхностей от передка к низу кормы.

Для того времени авто выглядело очень эффектно. Фото: YouTube.com

Талантливого советского дизайнера звали на Запад работать в команде создателей известных на весь мир автомобилей типа Maserati Ghibli, Aston Martin Supersonic. Однако переезд в капстрану тогда был неосуществим.

Получилась этакая боковая плавная профильная линия. Ее выполнили в виде длинной «лунки», заканчивающейся воздухозаборником. Заодно «ребро» увеличивало общую жесткость кузова.

Интерьер


Здесь ничего особенного не было, но спортивный стиль все же присутствовал. Например, в виде ковшеобразных передних кресел. Сзади тоже была пара мест, но с комфортом там мог разместиться только один взрослый пассажир или два ребенка.

В 70-е установили панель приборов от ВАЗ-2101. Фото: YouTube.com

Еще из интерьера стоит выделить центральную консоль, которая конструктивно составляла единое целое с приборами.

Технические особенности


Спорткар имел длину 3,725 м, ширину 1,45 м при высоте всего лишь 117 см. Применение стеклопластиковых панелей позволило, по сравнению с «Запорожцем», снизить вес авто до полутонны, что легче «донора» на 125 кг. В итоге динамика спортивной машины оказалась просто несравнимой с ЗАЗ-965. Поэтому даже со слабеньким моторчиком в 900 куб. см в 23 «лошадки» (позже 27 л. с.) и четырехступенчатой коробкой машина спокойно развивала скорость более 100 км/ч (ЗАЗ-965 был ограничен 90 км/ч).

Ходовая часть включала в себя переднюю подвеску, выполненную на торсионах с поперечным расположением. Сзади устанавливались пружины и качающиеся полуоси. Большинство деталей и узлов заимствованы у «Запорожца», поэтому особых проблем с приобретением запчастей, даже в то время, не было.

Дальнейшая судьба «Спорт-900»


К 1969-му году собрали шесть экземпляров (каждому участнику группы – по авто), незначительно различавшихся между собой.

На улицах столицы «Спорт-900» смотрелись круто! Фото: YouTube.com

Например, у более поздних машин была не купольная, а плоская крыша, появилась широкая задняя стойка. Немного меняли передок и оптику.

Создатели автомобиля все же надеялись, что машину поставят на конвейер. Но этого не произошло, хотя спорткару много внимания уделяли газеты и журналы, в т. ч. такое авторитетное издание, как «За рулем». Купе везде хвалили, но что толку! Почему же оно не пошло в серию? Тут несколько мнений. Одни считают, что по политическим причинам: мол, советскому человеку ни к чему «капиталистические развлечения».

Судьба большинства авто печальна. Фото: YouTube.com

Однако другие эксперты склонны к более банальным выводам: существовавшие тогда автозаводы просто не могли предоставить свои мощности из-за сильной загруженности. К тому же изготовление стеклопластикового кузова требовало создания новой технологической производственной линии. А пойти на это в ущерб «пятилетке» ни один руководитель не рискнул.

Еще одно сохранившееся купе в совсем неприглядном виде. Фото: YouTube.com

Сегодня некоторые экземпляры находятся в разных музеях, один – где-то в ангарах НАМИ. Далеко не у всех автомобилей идеальное состояние. Остается надеяться: найдутся энтузиасты, которые приведут в надлежащий вид «советский Porsche»…
А вы что думаете о «Спорт-900»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....