«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и Нечерноземья
Когда говорят о советских зерноуборочных комбайнах, первое, что приходит на ум – всем хорошо знакомая «Нива», СК-5. Кто-то, может, вспомнит еще и «Колос» с его характерными жалюзи на кабине. Однако была еще одна машина, которая хоть и не пользовалась такой популярностью, как две описанные выше модели, но тоже довольно часто встречалась на полях колхозов и совхозов. Речь идет о СКД-5 и СКД-6: комбайне, более известном под названием «Сибиряк». Где выпускалась эта техника и чем она интересна?
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
Красноярский завод
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
На СК-4 кабины не было: это считалось излишеством. Фото: YouTube.com
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Движок на СКД-5 заводили вручную, через пускач, с веревочкой. Фото: YouTube.com
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Сравнение с «Нивой»
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
Зато на СКД-5 была закрытая кабина и зеркала. Круто! Фото: YouTube.com
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
Последняя версия СКД-5 с индексом «М». Фото: YouTube.com
Зачем два барабана? Первый работал медленно и отсортировывал легкие и спелые зерна. Второй крутился резвее и обмолачивал уже «трудные» злаки. В итоге производительность возрастала.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
СКД-6
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
СКД-6 по многим параметрам превосходил «Ниву». Фото: YouTube.com
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Модификации
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Модель СКД-6Р на гусеницах. Фото: YouTube.com
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...