
«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и Нечерноземья
Когда говорят о советских зерноуборочных комбайнах, первое, что приходит на ум – всем хорошо знакомая «Нива», СК-5. Кто-то, может, вспомнит еще и «Колос» с его характерными жалюзи на кабине. Однако была еще одна машина, которая хоть и не пользовалась такой популярностью, как две описанные выше модели, но тоже довольно часто встречалась на полях колхозов и совхозов. Речь идет о СКД-5 и СКД-6: комбайне, более известном под названием «Сибиряк». Где выпускалась эта техника и чем она интересна?
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
На СК-4 кабины не было: это считалось излишеством. Фото: YouTube.com
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Движок на СКД-5 заводили вручную, через пускач, с веревочкой. Фото: YouTube.com
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
Зато на СКД-5 была закрытая кабина и зеркала. Круто! Фото: YouTube.com
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
Последняя версия СКД-5 с индексом «М». Фото: YouTube.com
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
СКД-6 по многим параметрам превосходил «Ниву». Фото: YouTube.com
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Модель СКД-6Р на гусеницах. Фото: YouTube.com
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
Красноярский завод
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».

Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.

Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Сравнение с «Нивой»
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.

С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.

Зачем два барабана? Первый работал медленно и отсортировывал легкие и спелые зерна. Второй крутился резвее и обмолачивал уже «трудные» злаки. В итоге производительность возрастала.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
СКД-6
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.

Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Модификации
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».

Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...