«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и Нечерноземья
Когда говорят о советских зерноуборочных комбайнах, первое, что приходит на ум – всем хорошо знакомая «Нива», СК-5. Кто-то, может, вспомнит еще и «Колос» с его характерными жалюзи на кабине. Однако была еще одна машина, которая хоть и не пользовалась такой популярностью, как две описанные выше модели, но тоже довольно часто встречалась на полях колхозов и совхозов. Речь идет о СКД-5 и СКД-6: комбайне, более известном под названием «Сибиряк». Где выпускалась эта техника и чем она интересна?
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
Красноярский завод
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
На СК-4 кабины не было: это считалось излишеством. Фото: YouTube.com
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Движок на СКД-5 заводили вручную, через пускач, с веревочкой. Фото: YouTube.com
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Сравнение с «Нивой»
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
Зато на СКД-5 была закрытая кабина и зеркала. Круто! Фото: YouTube.com
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
Последняя версия СКД-5 с индексом «М». Фото: YouTube.com
Зачем два барабана? Первый работал медленно и отсортировывал легкие и спелые зерна. Второй крутился резвее и обмолачивал уже «трудные» злаки. В итоге производительность возрастала.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
СКД-6
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
СКД-6 по многим параметрам превосходил «Ниву». Фото: YouTube.com
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Модификации
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Модель СКД-6Р на гусеницах. Фото: YouTube.com
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
SsangYong Rexton официально возвращается в Россию под брендом KGM
Продажи стартуют в ближайшие недели. На все автомобили будет распространяться пятилетняя поддержка....
Первый в истории цивилизации плавучий подводный погружной тоннель: технологии, особенности, цены
Тоннели – привычная часть дорожной инфраструктуры. Сквозное отверстие в скале – пустяк. По морскому дну или под ним – очень сложно. Но тоннель, плавающий в...