«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и Нечерноземья
Когда говорят о советских зерноуборочных комбайнах, первое, что приходит на ум – всем хорошо знакомая «Нива», СК-5. Кто-то, может, вспомнит еще и «Колос» с его характерными жалюзи на кабине. Однако была еще одна машина, которая хоть и не пользовалась такой популярностью, как две описанные выше модели, но тоже довольно часто встречалась на полях колхозов и совхозов. Речь идет о СКД-5 и СКД-6: комбайне, более известном под названием «Сибиряк». Где выпускалась эта техника и чем она интересна?
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
Красноярский завод
Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».
На СК-4 кабины не было: это считалось излишеством. Фото: YouTube.com
Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.
Движок на СКД-5 заводили вручную, через пускач, с веревочкой. Фото: YouTube.com
Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!
Сравнение с «Нивой»
Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.
Зато на СКД-5 была закрытая кабина и зеркала. Круто! Фото: YouTube.com
С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.
Последняя версия СКД-5 с индексом «М». Фото: YouTube.com
Зачем два барабана? Первый работал медленно и отсортировывал легкие и спелые зерна. Второй крутился резвее и обмолачивал уже «трудные» злаки. В итоге производительность возрастала.
СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».
СКД-6
Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:
✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания
Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.
СКД-6 по многим параметрам превосходил «Ниву». Фото: YouTube.com
Основные технические параметры нового «Сибиряка»:
✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»
При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.
Модификации
Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».
Модель СКД-6Р на гусеницах. Фото: YouTube.com
Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....