.d-md-none .d-lg-block bibimot

«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и Нечерноземья

«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и Нечерноземья
Когда говорят о советских зерноуборочных комбайнах, первое, что приходит на ум – всем хорошо знакомая «Нива», СК-5. Кто-то, может, вспомнит еще и «Колос» с его характерными жалюзи на кабине. Однако была еще одна машина, которая хоть и не пользовалась такой популярностью, как две описанные выше модели, но тоже довольно часто встречалась на полях колхозов и совхозов. Речь идет о СКД-5 и СКД-6: комбайне, более известном под названием «Сибиряк». Где выпускалась эта техника и чем она интересна?


Красноярский завод


Его история началась в 41-м, когда начавшаяся война вынудила многие предприятия переместиться в глубь СССР. Красноярский завод фактически был сформирован на базе Люберецкого сельхозстроительного производства и Запорожского. В последнем случае имелся в виду завод, выпускавший комбайны. Оба предприятия решено было разместить на базе старого ликеро-водочного завода. В войну красноярское производство занималось выпуском снарядов, но уже с 1944-го сибиряки поставили на конвейер прицепной комбайн «Коммунар».

«Сибиряк» – забытый комбайн Сибири и НечерноземьяНа СК-4 кабины не было: это считалось излишеством. Фото: YouTube.com

Позже стали производить зерноуборочные машины «Сталинец-4», затем – СК-3, СК-4. Но только в 1969-м у завода появилась возможность выпускать собственные модели. Первой стал комбайн СКД-5.

Движок на СКД-5 заводили вручную, через пускач, с веревочкой. Фото: YouTube.com

Базовой основой «пятерки» являлся серийный СК-4, выпускаемый Ростсельмашем (в Красноярске его тоже делали). «Донора» модернизировали, поставили еще один барабан, чтобы обеспечить работоспособность техники в тяжелых условиях. Другая характерная особенность – полноценная кабина. Тогда это была «роскошь»: механизатор сидел на открытом сиденье под палящим солнцем, дождями и ветрами, обдуваемый пылью. СКД-5 стал первым в Советском Союзе комбайном с цельнометаллической кабиной: правда о большем комфорте говорить не приходится – хотя бы так!

Сравнение с «Нивой»


Скорость «Сибиряка» при перегонах была выше, чем у вставшего уже на конвейер СК-5: 21,11 против 18,7 км/ч. При работе в поле комбайн из Красноярска развивал 8,46, «Нива» – 7,4 км/ч. Даже радиус поворота у СК-5 был больше, чем у СКД-5 на 0,5 м. На «Сибиряке» изначально устанавливали механическое рулевое управление, которое позже переделали в гидравлическое (СКД-5М), а также вместо одного поставили два барабана.

Зато на СКД-5 была закрытая кабина и зеркала. Круто! Фото: YouTube.com

С «Нивой» у красноярской машины были унифицированы двигатель, очистная система, жатка, копнитель, передний мост и некоторые иные узлы, детали. А чем же отличался «Сибиряк»? У него длиннее шнек и объемнее бункер. Что касается движка, и там и там стоял турбированный дизель СМД-18КН (потом – СМД-20), выдававший 100 «лошадей». Для старта применялся «пускач» ПД-10У.

Последняя версия СКД-5 с индексом «М». Фото: YouTube.com

Зачем два барабана? Первый работал медленно и отсортировывал легкие и спелые зерна. Второй крутился резвее и обмолачивал уже «трудные» злаки. В итоге производительность возрастала.

СКД-5 выпускался до 1981-го года, однако машина морально устарела уже к концу 70-х. Поэтому ей на смену пришел новый «Сибиряк».

СКД-6


Работы над модернизацией «пятерки» шли с конца 70-х и закончились постановкой на конвейер новой модели. СКД-6 отличался от предшественника следующими деталями:

✅ более комфортабельной кабиной
✅ жаткой с шириной захвата 5 м от Назаровского завода
✅ более высокой пропускной способностью, и, как следствие, производительностью
✅ большим интервалом регулярного техобслуживания

Кроме зерновых культур, при установке соответствующего оборудования, СКД-6 мог использоваться для уборки бобовых, сои, подсолнечника, кукурузы.

СКД-6 по многим параметрам превосходил «Ниву». Фото: YouTube.com

Основные технические параметры нового «Сибиряка»:

✅ объем кабины – 3,2 куб. м
✅ вместимость бункера – 4,5 куб. м
✅ пропускная способность – 6,3 кг/сек
✅ размеры элеваторных скребков – 150х75 мм
✅ диаметр шнека – 16 см
✅ мощность силового агрегата СМД-20 – 140 «лошадей»

При этом частота вращения барабанов регулировалась механически, шнек управлялся через гидравлику, а его привод осуществлялся от двигателя.

Модификации


Уже в 1984-м появился СКД-6-1, СКД-6А. Для уборки риса выпускали модель СКД-6Р, отличавшийся от «собратьев» гусеничным ходом. Для уборки урожая в сложных условиях нечерноземной полосы производили модель СКД-6Н. На нее устанавливали более мощный силовой агрегат СМД-22 в 145 «лошадей», а на ведущем мосту стояли колеса с покрышками от трактора «Кировец».

Модель СКД-6Р на гусеницах. Фото: YouTube.com

Кабину от солнца защищали жалюзи, колея управляемых колес была шире по сравнению с базовой машиной. А после 1984-го в серию пошел более совершенный, но все же почти прямой потомок «Сибиряка» – комбайн «Енисей».

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о комбайнах «Сибиряк»?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Комбайн СК-6 «Колос» – один из конкурентов «Нивы»Самые уникальные комбайны для сбора урожая

Orbitron – затерянный во времени «незнакомец»

Orbitron – затерянный во времени «незнакомец»

Этот футуристичный автомобиль был олицетворением нового времени и связанных с ним смелых концептуальных решений. Непризнанный, он буквально канул в лету, но...
  • 339