
МТ-ЛБ: армейская легенда на гражданской службе
Изначально тягач разрабатывался для армии, о чем говорит и расшифровка названия – многоцелевой транспортер легкий бронированный. На вооружении техника была поставлена еще в 1964-м году. Вездеход вышел удачным – позднее его использовали на «гражданке». Более того: на шасси были созданы «чисто» мирные модификации для транспортировки грузов в тяжелейших природных условиях тундры, Сибири и Крайнего Севера. Также шасси вездехода использовалось для постройки пожарных машин, буровых установок и иной спецтехники. Гражданские тягачи от военных отличаются разве что отсутствием вооружения и армейского оборудования. В том или ином виде МТ-ЛБ и сегодня встречается как в ВС РФ (официальные поставки прекращены в 1992-м), так и в мирной жизни.
Буквально перед развалом СССР, в конце 80-х, начале 90-х Харьковский завод, выпускавший МТ-ЛБ, начал сотрудничать с гражданскими организациями и в первую очередь, геологами. Последним требовалась техника с хорошей проходимостью и грузоподъемностью, которая заменила бы устаревающие АТ-Л и ГТ-Т. Инициатором выступило Мингеологии: даже были заказчики в суровом Красноярском крае.
К мирной жизни вездеход приспособился довольно быстро. Фото: YouTube.com
Харьковчане предложили пару вариантов, сделанных на базе МТ-ЛБ. Первый – снегоболотоход ХТЗ-3Н, максимально унифицированный с серийной военной машиной. Второй – ХТЗ-10Н, представлявший собой гражданскую версию удлиненного МТ-Лбу с семью катками. Оба вездехода прошли испытательный пробег и получили положительную оценку у возможных заказчиков. Позже на ХТЗ выпустили ХТЗ-10НК с шестью катками: что-то среднее между базовым и удлиненным МТ-ЛБ.
Так выглядит ХТЗ-10НК. Фото: YouTube.com
Все модели пользовались спросом: в основном не у геологов, а нефтяников, газовиков и энергетиков, обслуживавших ЛЭП на отдаленных районах, куда не долетает даже вертолет – некуда садиться.
Вездеход отлично приспособлен к преодолению сложных районов в песчаной, заснеженной, болотистой местности. Машина преодолевает водные преграды и поднимается на уклоны крутизной до 35°.
Сделан из стали. В сравнении с вездеходами аналогичного класса, МТ-ЛБ имеет относительно небольшой вес – 9,7 т, гарантирующий неплохую плавучесть и малое давление на поверхность, что обеспечивает лучшую проходимость. Кузов вездехода разделен на несколько отсеков:
✅ моторный
✅ «управленческий»
✅ трансмиссионный
✅ пассажирско-грузовой
В гражданских версиях техники находящиеся на борту люди проводят поездку в сравнительно комфортных условиях.
Грузо-пассажирское отделение довольно просторное. Фото: YouTube.com
«Салон» отделяется от отсека с двигателем (мотор – в середине кузова) теплозвукоизоляционной перегородкой.
Узлы трансмиссии расположены в передней части вездехода, там же, но через перегородку – отсек управления. Механик-водитель находится слева от тоннеля карданного вала. «Кресло» можно подогнать по высоте, длине и наклону спинки.
Приборы на месте водителя – обычные, стандартные. Фото: YouTube.com
Кабина и отделение для пассажиров или груза сообщаются проходом с парой откидных сидений, находящимся справа от моторного отсека.
Последние модели МТ-ЛБ комплектуются восьмицилиндровым ярославским дизельным турбированным силовым агрегатом ЯМЗ-238Н-1, выдающим 300 «лошадей».
Моторный отсек последних версий МТ-ЛБ оснащается системой пожаротушения. Фото: YouTube.com
От предыдущих разработок мотор отличается более глубоким масляным картером, отсутствием муфты и шкива в приводе вентилятора, что гарантирует более высокую надежность. Расход горючего – 220 грамм на одну л. с. в час. Другие характеристики:
✅ грузоподъемность (с прицепом массой до 6,7 т) – 2,5 (2,1) т
✅ средняя скорость – 28 км/ч по суше (наивысшая – 61,5 км/ч) и 6 км/ч на воде
✅ клиренс – от 395 до 415 мм
✅ длина, ширина и высота – 6,5, 2,9 (с широкими траками 3,2) и 1,9 м
✅ вместимость – в кабине до 3-х, закрытом кузове до 10-ти человек, считая спальное место для четверых.
Из особенностей компоновки выделяется расположение ведущих колес – оно переднее, а также продольное размещение силового агрегата по центру вездехода.
В первую очередь в нее входит главная передача механического типа, благодаря которой меняется тяговое усилие, скорость и осуществляется маневрирование – поворот, разворот и т. п. Сцепление – ЯМЗ-238. В ходовую часть входит по паре направляющих и ведущих колес, 12 (14 в удлиненной версии) катков, плюс, 4 гидравлических амортизатора, обеспечивающих плавный ход торсионной, независимой подвески.
На гражданских версиях чаще всего ставили более широкие гусеницы. Фото: YouTube.com
Если говорить проще, то на 100 км пути вездеход потратит от 80-ти до 100 л топлива или в час до 43 л. При этом масло тоже расходуется, но не более 2 % от выработанного горючего.
Кроме Харькова, вездеходы с середины 80-х сходили с конвейера Владимирского тракторного завода. Однако наступившая эпоха перестройки вызвала несогласие руководства предприятия с Главным автомобильным управлением МО. В итоге страна не получила модернизированные инженерами ВТЗ новые вездеходы. А те, что уже производились серийно, вообще перестали выпускать.
К середине 70-х объем заказов на МТ-ЛБ резко вырос: «виноваты» были страны Варшавского Договора. Харьков попросту не справлялся с производством. В Болгарии и Польше выпускали фактически копии экземпляров от ХТЗ. Исключение составлял вездеход с самоокапывающим оснащением, разработанный в ПНР. В обеих странах произвели несколько моделей на шасси МТ-ЛБ для «личных нужд». В Польше «соорудили» гражданский инженерный и санитарный вездеход, а в Болгарии свои БМП.
Если не говорить о МТ-ЛБВ-Н, представляющий собой обычный тягач для перевозки пассажиров и грузов, наиболее известна версия, предназначенная для тушения лесных пожаров. Сначала «увидел свет» вездеход МТ-ЛБу-ПНС-1, по сути являющийся передвижной насосной станицей.
В кабине есть место для троих. Фото: YouTube.com
Техника предназначена для закачки воды из рек, прудов, озер и подачи ее по магистральным рукавам, трубопроводам к очагам возгорания или автоцистерны. Также тягач применим для заполнения искусственных водоемов. В этой машина длина шлангов составляла 2 км!
Современный вариант противопожарного вездехода с отвалом. Фото: YouTube.com
Затем разработали более совершенную версию – МТ-Лбу –ЛПВ. От серийной и предыдущей машины она отличается наличием прицепа-цистерны и специальным оборудованием. Кроме того, на тягаче установлен свой резервуар емкостью 7,5 кубометров, а также мотопомпа Robin, работающая от отдельного двигателя (чаще всего – Subaru) и обладающая производительностью до 980 л/мин.
Помимо пожарного вездехода сегодня можно встретить, если вы, конечно, живете на Крайнем Севере или в Сибири, машину с установленным буровым оборудованием, гидроманипулятором и электрической лебедкой. Такая техника может дополнительно оснащаться сварочным аппаратом, топливной цистерной. В заключение можно сказать точно: МТ-ЛБ – универсальная машина, которая выполняет множество функций в труднодоступной местности.
Удлиненная версия МТ-ЛБу с семью катками. Фото: YouTube.com
Попытки глубокой модернизации вездехода ни к чему не привели: что бы ни придумывали инженеры-конструкторы, базовый вариант оказывался лучше. Однако в 2021-м прошла информация от руководителя ВПК А. Красовицкого, что на базе МТ-ЛБ будет создан очередной гражданский вездеход с грузовой платформой и движком в 450 л. с. Проект модернизации был представлен компанией «Ремдизель» годом ранее.
Их разброс достаточно широк: все зависит от состояния техники и размещенного на ней оборудования. Например, новая машина стоит не менее 4 млн. руб., если брать с консервации, цена может снизиться в два раза.
Как из военной машины делали гражданскую
Буквально перед развалом СССР, в конце 80-х, начале 90-х Харьковский завод, выпускавший МТ-ЛБ, начал сотрудничать с гражданскими организациями и в первую очередь, геологами. Последним требовалась техника с хорошей проходимостью и грузоподъемностью, которая заменила бы устаревающие АТ-Л и ГТ-Т. Инициатором выступило Мингеологии: даже были заказчики в суровом Красноярском крае.

Харьковчане предложили пару вариантов, сделанных на базе МТ-ЛБ. Первый – снегоболотоход ХТЗ-3Н, максимально унифицированный с серийной военной машиной. Второй – ХТЗ-10Н, представлявший собой гражданскую версию удлиненного МТ-Лбу с семью катками. Оба вездехода прошли испытательный пробег и получили положительную оценку у возможных заказчиков. Позже на ХТЗ выпустили ХТЗ-10НК с шестью катками: что-то среднее между базовым и удлиненным МТ-ЛБ.

Все модели пользовались спросом: в основном не у геологов, а нефтяников, газовиков и энергетиков, обслуживавших ЛЭП на отдаленных районах, куда не долетает даже вертолет – некуда садиться.
Конструкция
Вездеход отлично приспособлен к преодолению сложных районов в песчаной, заснеженной, болотистой местности. Машина преодолевает водные преграды и поднимается на уклоны крутизной до 35°.
Корпус (кузов)
Сделан из стали. В сравнении с вездеходами аналогичного класса, МТ-ЛБ имеет относительно небольшой вес – 9,7 т, гарантирующий неплохую плавучесть и малое давление на поверхность, что обеспечивает лучшую проходимость. Кузов вездехода разделен на несколько отсеков:
✅ моторный
✅ «управленческий»
✅ трансмиссионный
✅ пассажирско-грузовой
В гражданских версиях техники находящиеся на борту люди проводят поездку в сравнительно комфортных условиях.

«Салон» отделяется от отсека с двигателем (мотор – в середине кузова) теплозвукоизоляционной перегородкой.
Кабина
Узлы трансмиссии расположены в передней части вездехода, там же, но через перегородку – отсек управления. Механик-водитель находится слева от тоннеля карданного вала. «Кресло» можно подогнать по высоте, длине и наклону спинки.

Кабина и отделение для пассажиров или груза сообщаются проходом с парой откидных сидений, находящимся справа от моторного отсека.
Двигатель
Последние модели МТ-ЛБ комплектуются восьмицилиндровым ярославским дизельным турбированным силовым агрегатом ЯМЗ-238Н-1, выдающим 300 «лошадей».
В 90-е, в ходе разоружения на вездеход пытались установить «камазовский» движок. Но идея не имела успеха и все оставили, как есть.

От предыдущих разработок мотор отличается более глубоким масляным картером, отсутствием муфты и шкива в приводе вентилятора, что гарантирует более высокую надежность. Расход горючего – 220 грамм на одну л. с. в час. Другие характеристики:
✅ грузоподъемность (с прицепом массой до 6,7 т) – 2,5 (2,1) т
✅ средняя скорость – 28 км/ч по суше (наивысшая – 61,5 км/ч) и 6 км/ч на воде
✅ клиренс – от 395 до 415 мм
✅ длина, ширина и высота – 6,5, 2,9 (с широкими траками 3,2) и 1,9 м
✅ вместимость – в кабине до 3-х, закрытом кузове до 10-ти человек, считая спальное место для четверых.
Из особенностей компоновки выделяется расположение ведущих колес – оно переднее, а также продольное размещение силового агрегата по центру вездехода.
Трансмиссия
В первую очередь в нее входит главная передача механического типа, благодаря которой меняется тяговое усилие, скорость и осуществляется маневрирование – поворот, разворот и т. п. Сцепление – ЯМЗ-238. В ходовую часть входит по паре направляющих и ведущих колес, 12 (14 в удлиненной версии) катков, плюс, 4 гидравлических амортизатора, обеспечивающих плавный ход торсионной, независимой подвески.

Если говорить проще, то на 100 км пути вездеход потратит от 80-ти до 100 л топлива или в час до 43 л. При этом масло тоже расходуется, но не более 2 % от выработанного горючего.
Где выпускали МТ-ЛБ и его гражданские модификации
Кроме Харькова, вездеходы с середины 80-х сходили с конвейера Владимирского тракторного завода. Однако наступившая эпоха перестройки вызвала несогласие руководства предприятия с Главным автомобильным управлением МО. В итоге страна не получила модернизированные инженерами ВТЗ новые вездеходы. А те, что уже производились серийно, вообще перестали выпускать.
Польша и Болгария
К середине 70-х объем заказов на МТ-ЛБ резко вырос: «виноваты» были страны Варшавского Договора. Харьков попросту не справлялся с производством. В Болгарии и Польше выпускали фактически копии экземпляров от ХТЗ. Исключение составлял вездеход с самоокапывающим оснащением, разработанный в ПНР. В обеих странах произвели несколько моделей на шасси МТ-ЛБ для «личных нужд». В Польше «соорудили» гражданский инженерный и санитарный вездеход, а в Болгарии свои БМП.
Модификации
Если не говорить о МТ-ЛБВ-Н, представляющий собой обычный тягач для перевозки пассажиров и грузов, наиболее известна версия, предназначенная для тушения лесных пожаров. Сначала «увидел свет» вездеход МТ-ЛБу-ПНС-1, по сути являющийся передвижной насосной станицей.

Техника предназначена для закачки воды из рек, прудов, озер и подачи ее по магистральным рукавам, трубопроводам к очагам возгорания или автоцистерны. Также тягач применим для заполнения искусственных водоемов. В этой машина длина шлангов составляла 2 км!

Затем разработали более совершенную версию – МТ-Лбу –ЛПВ. От серийной и предыдущей машины она отличается наличием прицепа-цистерны и специальным оборудованием. Кроме того, на тягаче установлен свой резервуар емкостью 7,5 кубометров, а также мотопомпа Robin, работающая от отдельного двигателя (чаще всего – Subaru) и обладающая производительностью до 980 л/мин.
Другие гражданские версии МТ-ЛБ и перспективы
Помимо пожарного вездехода сегодня можно встретить, если вы, конечно, живете на Крайнем Севере или в Сибири, машину с установленным буровым оборудованием, гидроманипулятором и электрической лебедкой. Такая техника может дополнительно оснащаться сварочным аппаратом, топливной цистерной. В заключение можно сказать точно: МТ-ЛБ – универсальная машина, которая выполняет множество функций в труднодоступной местности.

Попытки глубокой модернизации вездехода ни к чему не привели: что бы ни придумывали инженеры-конструкторы, базовый вариант оказывался лучше. Однако в 2021-м прошла информация от руководителя ВПК А. Красовицкого, что на базе МТ-ЛБ будет создан очередной гражданский вездеход с грузовой платформой и движком в 450 л. с. Проект модернизации был представлен компанией «Ремдизель» годом ранее.
Цены
Их разброс достаточно широк: все зависит от состояния техники и размещенного на ней оборудования. Например, новая машина стоит не менее 4 млн. руб., если брать с консервации, цена может снизиться в два раза.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...