МТ-ЛБ: армейская легенда на гражданской службе
Изначально тягач разрабатывался для армии, о чем говорит и расшифровка названия – многоцелевой транспортер легкий бронированный. На вооружении техника была поставлена еще в 1964-м году. Вездеход вышел удачным – позднее его использовали на «гражданке». Более того: на шасси были созданы «чисто» мирные модификации для транспортировки грузов в тяжелейших природных условиях тундры, Сибири и Крайнего Севера. Также шасси вездехода использовалось для постройки пожарных машин, буровых установок и иной спецтехники. Гражданские тягачи от военных отличаются разве что отсутствием вооружения и армейского оборудования. В том или ином виде МТ-ЛБ и сегодня встречается как в ВС РФ (официальные поставки прекращены в 1992-м), так и в мирной жизни.
Буквально перед развалом СССР, в конце 80-х, начале 90-х Харьковский завод, выпускавший МТ-ЛБ, начал сотрудничать с гражданскими организациями и в первую очередь, геологами. Последним требовалась техника с хорошей проходимостью и грузоподъемностью, которая заменила бы устаревающие АТ-Л и ГТ-Т. Инициатором выступило Мингеологии: даже были заказчики в суровом Красноярском крае.
Харьковчане предложили пару вариантов, сделанных на базе МТ-ЛБ. Первый – снегоболотоход ХТЗ-3Н, максимально унифицированный с серийной военной машиной. Второй – ХТЗ-10Н, представлявший собой гражданскую версию удлиненного МТ-Лбу с семью катками. Оба вездехода прошли испытательный пробег и получили положительную оценку у возможных заказчиков. Позже на ХТЗ выпустили ХТЗ-10НК с шестью катками: что-то среднее между базовым и удлиненным МТ-ЛБ.
Все модели пользовались спросом: в основном не у геологов, а нефтяников, газовиков и энергетиков, обслуживавших ЛЭП на отдаленных районах, куда не долетает даже вертолет – некуда садиться.
Вездеход отлично приспособлен к преодолению сложных районов в песчаной, заснеженной, болотистой местности. Машина преодолевает водные преграды и поднимается на уклоны крутизной до 35°.
Сделан из стали. В сравнении с вездеходами аналогичного класса, МТ-ЛБ имеет относительно небольшой вес – 9,7 т, гарантирующий неплохую плавучесть и малое давление на поверхность, что обеспечивает лучшую проходимость. Кузов вездехода разделен на несколько отсеков:
✅ моторный
✅ «управленческий»
✅ трансмиссионный
✅ пассажирско-грузовой
В гражданских версиях техники находящиеся на борту люди проводят поездку в сравнительно комфортных условиях.
«Салон» отделяется от отсека с двигателем (мотор – в середине кузова) теплозвукоизоляционной перегородкой.
Узлы трансмиссии расположены в передней части вездехода, там же, но через перегородку – отсек управления. Механик-водитель находится слева от тоннеля карданного вала. «Кресло» можно подогнать по высоте, длине и наклону спинки.
Кабина и отделение для пассажиров или груза сообщаются проходом с парой откидных сидений, находящимся справа от моторного отсека.
Последние модели МТ-ЛБ комплектуются восьмицилиндровым ярославским дизельным турбированным силовым агрегатом ЯМЗ-238Н-1, выдающим 300 «лошадей».
От предыдущих разработок мотор отличается более глубоким масляным картером, отсутствием муфты и шкива в приводе вентилятора, что гарантирует более высокую надежность. Расход горючего – 220 грамм на одну л. с. в час. Другие характеристики:
✅ грузоподъемность (с прицепом массой до 6,7 т) – 2,5 (2,1) т
✅ средняя скорость – 28 км/ч по суше (наивысшая – 61,5 км/ч) и 6 км/ч на воде
✅ клиренс – от 395 до 415 мм
✅ длина, ширина и высота – 6,5, 2,9 (с широкими траками 3,2) и 1,9 м
✅ вместимость – в кабине до 3-х, закрытом кузове до 10-ти человек, считая спальное место для четверых.
Из особенностей компоновки выделяется расположение ведущих колес – оно переднее, а также продольное размещение силового агрегата по центру вездехода.
В первую очередь в нее входит главная передача механического типа, благодаря которой меняется тяговое усилие, скорость и осуществляется маневрирование – поворот, разворот и т. п. Сцепление – ЯМЗ-238. В ходовую часть входит по паре направляющих и ведущих колес, 12 (14 в удлиненной версии) катков, плюс, 4 гидравлических амортизатора, обеспечивающих плавный ход торсионной, независимой подвески.
Если говорить проще, то на 100 км пути вездеход потратит от 80-ти до 100 л топлива или в час до 43 л. При этом масло тоже расходуется, но не более 2 % от выработанного горючего.
Кроме Харькова, вездеходы с середины 80-х сходили с конвейера Владимирского тракторного завода. Однако наступившая эпоха перестройки вызвала несогласие руководства предприятия с Главным автомобильным управлением МО. В итоге страна не получила модернизированные инженерами ВТЗ новые вездеходы. А те, что уже производились серийно, вообще перестали выпускать.
К середине 70-х объем заказов на МТ-ЛБ резко вырос: «виноваты» были страны Варшавского Договора. Харьков попросту не справлялся с производством. В Болгарии и Польше выпускали фактически копии экземпляров от ХТЗ. Исключение составлял вездеход с самоокапывающим оснащением, разработанный в ПНР. В обеих странах произвели несколько моделей на шасси МТ-ЛБ для «личных нужд». В Польше «соорудили» гражданский инженерный и санитарный вездеход, а в Болгарии свои БМП.
Если не говорить о МТ-ЛБВ-Н, представляющий собой обычный тягач для перевозки пассажиров и грузов, наиболее известна версия, предназначенная для тушения лесных пожаров. Сначала «увидел свет» вездеход МТ-ЛБу-ПНС-1, по сути являющийся передвижной насосной станицей.
Техника предназначена для закачки воды из рек, прудов, озер и подачи ее по магистральным рукавам, трубопроводам к очагам возгорания или автоцистерны. Также тягач применим для заполнения искусственных водоемов. В этой машина длина шлангов составляла 2 км!
Затем разработали более совершенную версию – МТ-Лбу –ЛПВ. От серийной и предыдущей машины она отличается наличием прицепа-цистерны и специальным оборудованием. Кроме того, на тягаче установлен свой резервуар емкостью 7,5 кубометров, а также мотопомпа Robin, работающая от отдельного двигателя (чаще всего – Subaru) и обладающая производительностью до 980 л/мин.
Помимо пожарного вездехода сегодня можно встретить, если вы, конечно, живете на Крайнем Севере или в Сибири, машину с установленным буровым оборудованием, гидроманипулятором и электрической лебедкой. Такая техника может дополнительно оснащаться сварочным аппаратом, топливной цистерной. В заключение можно сказать точно: МТ-ЛБ – универсальная машина, которая выполняет множество функций в труднодоступной местности.
Попытки глубокой модернизации вездехода ни к чему не привели: что бы ни придумывали инженеры-конструкторы, базовый вариант оказывался лучше. Однако в 2021-м прошла информация от руководителя ВПК А. Красовицкого, что на базе МТ-ЛБ будет создан очередной гражданский вездеход с грузовой платформой и движком в 450 л. с. Проект модернизации был представлен компанией «Ремдизель» годом ранее.
Их разброс достаточно широк: все зависит от состояния техники и размещенного на ней оборудования. Например, новая машина стоит не менее 4 млн. руб., если брать с консервации, цена может снизиться в два раза.
Как из военной машины делали гражданскую
Буквально перед развалом СССР, в конце 80-х, начале 90-х Харьковский завод, выпускавший МТ-ЛБ, начал сотрудничать с гражданскими организациями и в первую очередь, геологами. Последним требовалась техника с хорошей проходимостью и грузоподъемностью, которая заменила бы устаревающие АТ-Л и ГТ-Т. Инициатором выступило Мингеологии: даже были заказчики в суровом Красноярском крае.
К мирной жизни вездеход приспособился довольно быстро. Фото: YouTube.com
Харьковчане предложили пару вариантов, сделанных на базе МТ-ЛБ. Первый – снегоболотоход ХТЗ-3Н, максимально унифицированный с серийной военной машиной. Второй – ХТЗ-10Н, представлявший собой гражданскую версию удлиненного МТ-Лбу с семью катками. Оба вездехода прошли испытательный пробег и получили положительную оценку у возможных заказчиков. Позже на ХТЗ выпустили ХТЗ-10НК с шестью катками: что-то среднее между базовым и удлиненным МТ-ЛБ.
Так выглядит ХТЗ-10НК. Фото: YouTube.com
Все модели пользовались спросом: в основном не у геологов, а нефтяников, газовиков и энергетиков, обслуживавших ЛЭП на отдаленных районах, куда не долетает даже вертолет – некуда садиться.
Конструкция
Вездеход отлично приспособлен к преодолению сложных районов в песчаной, заснеженной, болотистой местности. Машина преодолевает водные преграды и поднимается на уклоны крутизной до 35°.
Корпус (кузов)
Сделан из стали. В сравнении с вездеходами аналогичного класса, МТ-ЛБ имеет относительно небольшой вес – 9,7 т, гарантирующий неплохую плавучесть и малое давление на поверхность, что обеспечивает лучшую проходимость. Кузов вездехода разделен на несколько отсеков:
✅ моторный
✅ «управленческий»
✅ трансмиссионный
✅ пассажирско-грузовой
В гражданских версиях техники находящиеся на борту люди проводят поездку в сравнительно комфортных условиях.
Грузо-пассажирское отделение довольно просторное. Фото: YouTube.com
«Салон» отделяется от отсека с двигателем (мотор – в середине кузова) теплозвукоизоляционной перегородкой.
Кабина
Узлы трансмиссии расположены в передней части вездехода, там же, но через перегородку – отсек управления. Механик-водитель находится слева от тоннеля карданного вала. «Кресло» можно подогнать по высоте, длине и наклону спинки.
Приборы на месте водителя – обычные, стандартные. Фото: YouTube.com
Кабина и отделение для пассажиров или груза сообщаются проходом с парой откидных сидений, находящимся справа от моторного отсека.
Двигатель
Последние модели МТ-ЛБ комплектуются восьмицилиндровым ярославским дизельным турбированным силовым агрегатом ЯМЗ-238Н-1, выдающим 300 «лошадей».
В 90-е, в ходе разоружения на вездеход пытались установить «камазовский» движок. Но идея не имела успеха и все оставили, как есть.
Моторный отсек последних версий МТ-ЛБ оснащается системой пожаротушения. Фото: YouTube.com
От предыдущих разработок мотор отличается более глубоким масляным картером, отсутствием муфты и шкива в приводе вентилятора, что гарантирует более высокую надежность. Расход горючего – 220 грамм на одну л. с. в час. Другие характеристики:
✅ грузоподъемность (с прицепом массой до 6,7 т) – 2,5 (2,1) т
✅ средняя скорость – 28 км/ч по суше (наивысшая – 61,5 км/ч) и 6 км/ч на воде
✅ клиренс – от 395 до 415 мм
✅ длина, ширина и высота – 6,5, 2,9 (с широкими траками 3,2) и 1,9 м
✅ вместимость – в кабине до 3-х, закрытом кузове до 10-ти человек, считая спальное место для четверых.
Из особенностей компоновки выделяется расположение ведущих колес – оно переднее, а также продольное размещение силового агрегата по центру вездехода.
Трансмиссия
В первую очередь в нее входит главная передача механического типа, благодаря которой меняется тяговое усилие, скорость и осуществляется маневрирование – поворот, разворот и т. п. Сцепление – ЯМЗ-238. В ходовую часть входит по паре направляющих и ведущих колес, 12 (14 в удлиненной версии) катков, плюс, 4 гидравлических амортизатора, обеспечивающих плавный ход торсионной, независимой подвески.
На гражданских версиях чаще всего ставили более широкие гусеницы. Фото: YouTube.com
Если говорить проще, то на 100 км пути вездеход потратит от 80-ти до 100 л топлива или в час до 43 л. При этом масло тоже расходуется, но не более 2 % от выработанного горючего.
Где выпускали МТ-ЛБ и его гражданские модификации
Кроме Харькова, вездеходы с середины 80-х сходили с конвейера Владимирского тракторного завода. Однако наступившая эпоха перестройки вызвала несогласие руководства предприятия с Главным автомобильным управлением МО. В итоге страна не получила модернизированные инженерами ВТЗ новые вездеходы. А те, что уже производились серийно, вообще перестали выпускать.
Польша и Болгария
К середине 70-х объем заказов на МТ-ЛБ резко вырос: «виноваты» были страны Варшавского Договора. Харьков попросту не справлялся с производством. В Болгарии и Польше выпускали фактически копии экземпляров от ХТЗ. Исключение составлял вездеход с самоокапывающим оснащением, разработанный в ПНР. В обеих странах произвели несколько моделей на шасси МТ-ЛБ для «личных нужд». В Польше «соорудили» гражданский инженерный и санитарный вездеход, а в Болгарии свои БМП.
Модификации
Если не говорить о МТ-ЛБВ-Н, представляющий собой обычный тягач для перевозки пассажиров и грузов, наиболее известна версия, предназначенная для тушения лесных пожаров. Сначала «увидел свет» вездеход МТ-ЛБу-ПНС-1, по сути являющийся передвижной насосной станицей.
В кабине есть место для троих. Фото: YouTube.com
Техника предназначена для закачки воды из рек, прудов, озер и подачи ее по магистральным рукавам, трубопроводам к очагам возгорания или автоцистерны. Также тягач применим для заполнения искусственных водоемов. В этой машина длина шлангов составляла 2 км!
Современный вариант противопожарного вездехода с отвалом. Фото: YouTube.com
Затем разработали более совершенную версию – МТ-Лбу –ЛПВ. От серийной и предыдущей машины она отличается наличием прицепа-цистерны и специальным оборудованием. Кроме того, на тягаче установлен свой резервуар емкостью 7,5 кубометров, а также мотопомпа Robin, работающая от отдельного двигателя (чаще всего – Subaru) и обладающая производительностью до 980 л/мин.
Другие гражданские версии МТ-ЛБ и перспективы
Помимо пожарного вездехода сегодня можно встретить, если вы, конечно, живете на Крайнем Севере или в Сибири, машину с установленным буровым оборудованием, гидроманипулятором и электрической лебедкой. Такая техника может дополнительно оснащаться сварочным аппаратом, топливной цистерной. В заключение можно сказать точно: МТ-ЛБ – универсальная машина, которая выполняет множество функций в труднодоступной местности.
Удлиненная версия МТ-ЛБу с семью катками. Фото: YouTube.com
Попытки глубокой модернизации вездехода ни к чему не привели: что бы ни придумывали инженеры-конструкторы, базовый вариант оказывался лучше. Однако в 2021-м прошла информация от руководителя ВПК А. Красовицкого, что на базе МТ-ЛБ будет создан очередной гражданский вездеход с грузовой платформой и движком в 450 л. с. Проект модернизации был представлен компанией «Ремдизель» годом ранее.
Цены
Их разброс достаточно широк: все зависит от состояния техники и размещенного на ней оборудования. Например, новая машина стоит не менее 4 млн. руб., если брать с консервации, цена может снизиться в два раза.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...