МТ-ЛБ: армейская легенда на гражданской службе
Изначально тягач разрабатывался для армии, о чем говорит и расшифровка названия – многоцелевой транспортер легкий бронированный. На вооружении техника была поставлена еще в 1964-м году. Вездеход вышел удачным – позднее его использовали на «гражданке». Более того: на шасси были созданы «чисто» мирные модификации для транспортировки грузов в тяжелейших природных условиях тундры, Сибири и Крайнего Севера. Также шасси вездехода использовалось для постройки пожарных машин, буровых установок и иной спецтехники. Гражданские тягачи от военных отличаются разве что отсутствием вооружения и армейского оборудования. В том или ином виде МТ-ЛБ и сегодня встречается как в ВС РФ (официальные поставки прекращены в 1992-м), так и в мирной жизни.
Буквально перед развалом СССР, в конце 80-х, начале 90-х Харьковский завод, выпускавший МТ-ЛБ, начал сотрудничать с гражданскими организациями и в первую очередь, геологами. Последним требовалась техника с хорошей проходимостью и грузоподъемностью, которая заменила бы устаревающие АТ-Л и ГТ-Т. Инициатором выступило Мингеологии: даже были заказчики в суровом Красноярском крае.
Харьковчане предложили пару вариантов, сделанных на базе МТ-ЛБ. Первый – снегоболотоход ХТЗ-3Н, максимально унифицированный с серийной военной машиной. Второй – ХТЗ-10Н, представлявший собой гражданскую версию удлиненного МТ-Лбу с семью катками. Оба вездехода прошли испытательный пробег и получили положительную оценку у возможных заказчиков. Позже на ХТЗ выпустили ХТЗ-10НК с шестью катками: что-то среднее между базовым и удлиненным МТ-ЛБ.
Все модели пользовались спросом: в основном не у геологов, а нефтяников, газовиков и энергетиков, обслуживавших ЛЭП на отдаленных районах, куда не долетает даже вертолет – некуда садиться.
Вездеход отлично приспособлен к преодолению сложных районов в песчаной, заснеженной, болотистой местности. Машина преодолевает водные преграды и поднимается на уклоны крутизной до 35°.
Сделан из стали. В сравнении с вездеходами аналогичного класса, МТ-ЛБ имеет относительно небольшой вес – 9,7 т, гарантирующий неплохую плавучесть и малое давление на поверхность, что обеспечивает лучшую проходимость. Кузов вездехода разделен на несколько отсеков:
✅ моторный
✅ «управленческий»
✅ трансмиссионный
✅ пассажирско-грузовой
В гражданских версиях техники находящиеся на борту люди проводят поездку в сравнительно комфортных условиях.
«Салон» отделяется от отсека с двигателем (мотор – в середине кузова) теплозвукоизоляционной перегородкой.
Узлы трансмиссии расположены в передней части вездехода, там же, но через перегородку – отсек управления. Механик-водитель находится слева от тоннеля карданного вала. «Кресло» можно подогнать по высоте, длине и наклону спинки.
Кабина и отделение для пассажиров или груза сообщаются проходом с парой откидных сидений, находящимся справа от моторного отсека.
Последние модели МТ-ЛБ комплектуются восьмицилиндровым ярославским дизельным турбированным силовым агрегатом ЯМЗ-238Н-1, выдающим 300 «лошадей».
От предыдущих разработок мотор отличается более глубоким масляным картером, отсутствием муфты и шкива в приводе вентилятора, что гарантирует более высокую надежность. Расход горючего – 220 грамм на одну л. с. в час. Другие характеристики:
✅ грузоподъемность (с прицепом массой до 6,7 т) – 2,5 (2,1) т
✅ средняя скорость – 28 км/ч по суше (наивысшая – 61,5 км/ч) и 6 км/ч на воде
✅ клиренс – от 395 до 415 мм
✅ длина, ширина и высота – 6,5, 2,9 (с широкими траками 3,2) и 1,9 м
✅ вместимость – в кабине до 3-х, закрытом кузове до 10-ти человек, считая спальное место для четверых.
Из особенностей компоновки выделяется расположение ведущих колес – оно переднее, а также продольное размещение силового агрегата по центру вездехода.
В первую очередь в нее входит главная передача механического типа, благодаря которой меняется тяговое усилие, скорость и осуществляется маневрирование – поворот, разворот и т. п. Сцепление – ЯМЗ-238. В ходовую часть входит по паре направляющих и ведущих колес, 12 (14 в удлиненной версии) катков, плюс, 4 гидравлических амортизатора, обеспечивающих плавный ход торсионной, независимой подвески.
Если говорить проще, то на 100 км пути вездеход потратит от 80-ти до 100 л топлива или в час до 43 л. При этом масло тоже расходуется, но не более 2 % от выработанного горючего.
Кроме Харькова, вездеходы с середины 80-х сходили с конвейера Владимирского тракторного завода. Однако наступившая эпоха перестройки вызвала несогласие руководства предприятия с Главным автомобильным управлением МО. В итоге страна не получила модернизированные инженерами ВТЗ новые вездеходы. А те, что уже производились серийно, вообще перестали выпускать.
К середине 70-х объем заказов на МТ-ЛБ резко вырос: «виноваты» были страны Варшавского Договора. Харьков попросту не справлялся с производством. В Болгарии и Польше выпускали фактически копии экземпляров от ХТЗ. Исключение составлял вездеход с самоокапывающим оснащением, разработанный в ПНР. В обеих странах произвели несколько моделей на шасси МТ-ЛБ для «личных нужд». В Польше «соорудили» гражданский инженерный и санитарный вездеход, а в Болгарии свои БМП.
Если не говорить о МТ-ЛБВ-Н, представляющий собой обычный тягач для перевозки пассажиров и грузов, наиболее известна версия, предназначенная для тушения лесных пожаров. Сначала «увидел свет» вездеход МТ-ЛБу-ПНС-1, по сути являющийся передвижной насосной станицей.
Техника предназначена для закачки воды из рек, прудов, озер и подачи ее по магистральным рукавам, трубопроводам к очагам возгорания или автоцистерны. Также тягач применим для заполнения искусственных водоемов. В этой машина длина шлангов составляла 2 км!
Затем разработали более совершенную версию – МТ-Лбу –ЛПВ. От серийной и предыдущей машины она отличается наличием прицепа-цистерны и специальным оборудованием. Кроме того, на тягаче установлен свой резервуар емкостью 7,5 кубометров, а также мотопомпа Robin, работающая от отдельного двигателя (чаще всего – Subaru) и обладающая производительностью до 980 л/мин.
Помимо пожарного вездехода сегодня можно встретить, если вы, конечно, живете на Крайнем Севере или в Сибири, машину с установленным буровым оборудованием, гидроманипулятором и электрической лебедкой. Такая техника может дополнительно оснащаться сварочным аппаратом, топливной цистерной. В заключение можно сказать точно: МТ-ЛБ – универсальная машина, которая выполняет множество функций в труднодоступной местности.
Попытки глубокой модернизации вездехода ни к чему не привели: что бы ни придумывали инженеры-конструкторы, базовый вариант оказывался лучше. Однако в 2021-м прошла информация от руководителя ВПК А. Красовицкого, что на базе МТ-ЛБ будет создан очередной гражданский вездеход с грузовой платформой и движком в 450 л. с. Проект модернизации был представлен компанией «Ремдизель» годом ранее.
Их разброс достаточно широк: все зависит от состояния техники и размещенного на ней оборудования. Например, новая машина стоит не менее 4 млн. руб., если брать с консервации, цена может снизиться в два раза.
Как из военной машины делали гражданскую
Буквально перед развалом СССР, в конце 80-х, начале 90-х Харьковский завод, выпускавший МТ-ЛБ, начал сотрудничать с гражданскими организациями и в первую очередь, геологами. Последним требовалась техника с хорошей проходимостью и грузоподъемностью, которая заменила бы устаревающие АТ-Л и ГТ-Т. Инициатором выступило Мингеологии: даже были заказчики в суровом Красноярском крае.
К мирной жизни вездеход приспособился довольно быстро. Фото: YouTube.com
Харьковчане предложили пару вариантов, сделанных на базе МТ-ЛБ. Первый – снегоболотоход ХТЗ-3Н, максимально унифицированный с серийной военной машиной. Второй – ХТЗ-10Н, представлявший собой гражданскую версию удлиненного МТ-Лбу с семью катками. Оба вездехода прошли испытательный пробег и получили положительную оценку у возможных заказчиков. Позже на ХТЗ выпустили ХТЗ-10НК с шестью катками: что-то среднее между базовым и удлиненным МТ-ЛБ.
Так выглядит ХТЗ-10НК. Фото: YouTube.com
Все модели пользовались спросом: в основном не у геологов, а нефтяников, газовиков и энергетиков, обслуживавших ЛЭП на отдаленных районах, куда не долетает даже вертолет – некуда садиться.
Конструкция
Вездеход отлично приспособлен к преодолению сложных районов в песчаной, заснеженной, болотистой местности. Машина преодолевает водные преграды и поднимается на уклоны крутизной до 35°.
Корпус (кузов)
Сделан из стали. В сравнении с вездеходами аналогичного класса, МТ-ЛБ имеет относительно небольшой вес – 9,7 т, гарантирующий неплохую плавучесть и малое давление на поверхность, что обеспечивает лучшую проходимость. Кузов вездехода разделен на несколько отсеков:
✅ моторный
✅ «управленческий»
✅ трансмиссионный
✅ пассажирско-грузовой
В гражданских версиях техники находящиеся на борту люди проводят поездку в сравнительно комфортных условиях.
Грузо-пассажирское отделение довольно просторное. Фото: YouTube.com
«Салон» отделяется от отсека с двигателем (мотор – в середине кузова) теплозвукоизоляционной перегородкой.
Кабина
Узлы трансмиссии расположены в передней части вездехода, там же, но через перегородку – отсек управления. Механик-водитель находится слева от тоннеля карданного вала. «Кресло» можно подогнать по высоте, длине и наклону спинки.
Приборы на месте водителя – обычные, стандартные. Фото: YouTube.com
Кабина и отделение для пассажиров или груза сообщаются проходом с парой откидных сидений, находящимся справа от моторного отсека.
Двигатель
Последние модели МТ-ЛБ комплектуются восьмицилиндровым ярославским дизельным турбированным силовым агрегатом ЯМЗ-238Н-1, выдающим 300 «лошадей».
В 90-е, в ходе разоружения на вездеход пытались установить «камазовский» движок. Но идея не имела успеха и все оставили, как есть.
Моторный отсек последних версий МТ-ЛБ оснащается системой пожаротушения. Фото: YouTube.com
От предыдущих разработок мотор отличается более глубоким масляным картером, отсутствием муфты и шкива в приводе вентилятора, что гарантирует более высокую надежность. Расход горючего – 220 грамм на одну л. с. в час. Другие характеристики:
✅ грузоподъемность (с прицепом массой до 6,7 т) – 2,5 (2,1) т
✅ средняя скорость – 28 км/ч по суше (наивысшая – 61,5 км/ч) и 6 км/ч на воде
✅ клиренс – от 395 до 415 мм
✅ длина, ширина и высота – 6,5, 2,9 (с широкими траками 3,2) и 1,9 м
✅ вместимость – в кабине до 3-х, закрытом кузове до 10-ти человек, считая спальное место для четверых.
Из особенностей компоновки выделяется расположение ведущих колес – оно переднее, а также продольное размещение силового агрегата по центру вездехода.
Трансмиссия
В первую очередь в нее входит главная передача механического типа, благодаря которой меняется тяговое усилие, скорость и осуществляется маневрирование – поворот, разворот и т. п. Сцепление – ЯМЗ-238. В ходовую часть входит по паре направляющих и ведущих колес, 12 (14 в удлиненной версии) катков, плюс, 4 гидравлических амортизатора, обеспечивающих плавный ход торсионной, независимой подвески.
На гражданских версиях чаще всего ставили более широкие гусеницы. Фото: YouTube.com
Если говорить проще, то на 100 км пути вездеход потратит от 80-ти до 100 л топлива или в час до 43 л. При этом масло тоже расходуется, но не более 2 % от выработанного горючего.
Где выпускали МТ-ЛБ и его гражданские модификации
Кроме Харькова, вездеходы с середины 80-х сходили с конвейера Владимирского тракторного завода. Однако наступившая эпоха перестройки вызвала несогласие руководства предприятия с Главным автомобильным управлением МО. В итоге страна не получила модернизированные инженерами ВТЗ новые вездеходы. А те, что уже производились серийно, вообще перестали выпускать.
Польша и Болгария
К середине 70-х объем заказов на МТ-ЛБ резко вырос: «виноваты» были страны Варшавского Договора. Харьков попросту не справлялся с производством. В Болгарии и Польше выпускали фактически копии экземпляров от ХТЗ. Исключение составлял вездеход с самоокапывающим оснащением, разработанный в ПНР. В обеих странах произвели несколько моделей на шасси МТ-ЛБ для «личных нужд». В Польше «соорудили» гражданский инженерный и санитарный вездеход, а в Болгарии свои БМП.
Модификации
Если не говорить о МТ-ЛБВ-Н, представляющий собой обычный тягач для перевозки пассажиров и грузов, наиболее известна версия, предназначенная для тушения лесных пожаров. Сначала «увидел свет» вездеход МТ-ЛБу-ПНС-1, по сути являющийся передвижной насосной станицей.
В кабине есть место для троих. Фото: YouTube.com
Техника предназначена для закачки воды из рек, прудов, озер и подачи ее по магистральным рукавам, трубопроводам к очагам возгорания или автоцистерны. Также тягач применим для заполнения искусственных водоемов. В этой машина длина шлангов составляла 2 км!
Современный вариант противопожарного вездехода с отвалом. Фото: YouTube.com
Затем разработали более совершенную версию – МТ-Лбу –ЛПВ. От серийной и предыдущей машины она отличается наличием прицепа-цистерны и специальным оборудованием. Кроме того, на тягаче установлен свой резервуар емкостью 7,5 кубометров, а также мотопомпа Robin, работающая от отдельного двигателя (чаще всего – Subaru) и обладающая производительностью до 980 л/мин.
Другие гражданские версии МТ-ЛБ и перспективы
Помимо пожарного вездехода сегодня можно встретить, если вы, конечно, живете на Крайнем Севере или в Сибири, машину с установленным буровым оборудованием, гидроманипулятором и электрической лебедкой. Такая техника может дополнительно оснащаться сварочным аппаратом, топливной цистерной. В заключение можно сказать точно: МТ-ЛБ – универсальная машина, которая выполняет множество функций в труднодоступной местности.
Удлиненная версия МТ-ЛБу с семью катками. Фото: YouTube.com
Попытки глубокой модернизации вездехода ни к чему не привели: что бы ни придумывали инженеры-конструкторы, базовый вариант оказывался лучше. Однако в 2021-м прошла информация от руководителя ВПК А. Красовицкого, что на базе МТ-ЛБ будет создан очередной гражданский вездеход с грузовой платформой и движком в 450 л. с. Проект модернизации был представлен компанией «Ремдизель» годом ранее.
Цены
Их разброс достаточно широк: все зависит от состояния техники и размещенного на ней оборудования. Например, новая машина стоит не менее 4 млн. руб., если брать с консервации, цена может снизиться в два раза.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....