«Тром-8»
Любой колесный вездеход «состоит» из компромиссов. С одной стороны, требуется колеса с максимально большим диаметром, с другой – машина должна иметь сравнительно небольшую массу. Первый момент подразумевает наличие громоздкой тяжелой трансмиссии, что исключает второе требование.
В конструкции машины применены современные инженерные решения. Фото: YouTube.com
В данном снегоболотоходе проблему решили кардинально и оригинально: к колесным и бортовым редукторам добавили зубчатый приводной ролик. Это надежный и простой механизм, способный крутить колесо любого диаметра.
Тот самый ролик. Фото: YouTube.com
Его вторая функция – отбрасывание набивающейся грязи назад: очищенные шины гораздо лучше сцепляются с любой поверхностью. Но при необходимости машину можно частично «обуть» в резиновые гусеницы.
Эксплуатационные преимущества «Тром-8»
Высокая проходимость вездехода достигается, благодаря относительной небольшой массе – 3,2 т в снаряженном состоянии. При этом давление на грунт колес машины составляет не более 10 г/кв. см. Если снегоболотоход «обут» в гусеницы – 90 г/кв. см.
На рабочем месте водителя – стандартные приборы. Фото: YouTube.com
При необходимости взобраться на отвесный речной берег используется электрическая (на 12 вольт) лебедка. Одно из преимуществ «Тром-8» – стоимость техобслуживания на 1 км, которая ниже, чем, например, у ГАЗ-71, в четыре раза, не говоря уже о МТЛБ.
Обустройство зимников
По сложившейся за десятилетия технологии, первое, что нужно сделать – убрать шубу-прослойку между снежным покровом и землей. Гусеничная техника выполняет данную операцию по прокладке («топтанию») зимней дороги при температуре не ниже -25°. «Тром-8» все сделает уже при -12°: промятый участок наморозится быстрее и через несколько суток будет готов к эксплуатации. В итоге дорога «заработает» раньше дней на 20-30.
Водоемы
Любой более-менее приспособленный к плаванию гусеничный вездеход обычно легко справляется с подобной преградой. Но только в том случае, если берег сравнительно пологий. Если рельеф усложненный, с перепадами высот, то с ним справится только колесная техника, имеющая небольшую массу, как «Тром-8».
Вездеход преодолевает речку Байбалак. Фото: YouTube.com
Ну, а в воде плавучесть машины обеспечивает ее герметичный корпус, восемь колес с полулопастями. Скорость – до 4 км/ч, по общим дорогам – 40 км/ч. Некоторые технические данные:
✅ двигатель – ВАЗ-21213 мощностью 82 л. с. или KUBOTA v 1505-T-E3 BTDI
✅ КПП – от ВАЗ-2107 (пятиступенчатая), «раздатка» – от «Нивы»
✅ мостовые редукторы – от УАЗа
✅ грузоподъемность – 300 кг в передней и 700 (у грузовой версии 800) в задней секции
✅ расход горючего – 40 л/100 км по трассам с твердым покрытием и 6 л/ч по бездорожью
✅ радиус разворота – 12 м
Покупателям предлагается два варианта вездехода – грузовой и грузопассажирский. В первом случае машина перевезет двух человек (включая водителя) в задней секции и столько же в передней. Во вторую версию «Тром-8» поместится 6 пассажиров в прицепе и один в кабине.
В прицепе есть оборудование для приготовления пищи. Фото: YouTube.com
Помимо грузовой модели, предлагается специализированный снегоболотоход «Тром-8 УЭС». Эта машина с лафетным стволом создана специально для намораживания ледовой переправы. Также есть версия с буровой установкой – «Тром-8 Т2». Базовая модель 2011 года б/у стоит 2 млн. 500 тыс.