Готовы ли улицы городов к беспилотным такси и какие проблемы предстоит решить
Искусственный интеллект — одна из самых перспективных сфер разработки в наше время. Почти каждую неделю мы слышим об очередном стартапе или сообщениям от уже зарекомендовавших себя компаний. Не упускают эту сферу и производители машин. Почти у каждого крупного концерна или отдельной марки есть собственное подразделение, занимающееся разработкой автопилота.
В Россию эти технологии доходят с небольшим опозданием. Здесь играют два фактора. Во-первых, никто из автогигантов не готов выделять крупные суммы денег на разработку подобной системы практически с нуля. О технологическом обмене со странами Запада пока также никакой речи быть не может.
Во-вторых, даже в странах, где автопилоты на машинах почти перестали удивлять, они регулярно сталкиваются с бюрократической волокитой. Например, в США для каждого штата в отношении подобных систем есть свои законы. А у нас нет никаких. Скорее всего, в будущем авторы правил будут опираться на пример той страны, которая сможет сформулировать наиболее лояльные к беспилотным авто законы.
Большинство кадров с Cruize снято вечером или ночью, потому что в часы пик зона покрытия сервиса сужается. Фото: YouTube.com
Мы разберем возможные проблемы искусственного интеллекта авто на примере компании Cruise. Это американский сервис беспилотных такси из Сан-Франциско. Недавно стало известно, что компания масштабируется. Кроме самого Сан-Франциско, она уже работает в Остине и Финиксе, а теперь планирует захватить Хьюстон и Даллас.
Беспилотные такси — это очевидно коммерческий проект. Cruise здесь конкурирует с Waymo, которая действует в том же регионе. Обе компании стремятся отхватить побольше прибыли и иногда возможности разработчиков расходятся с планами маркетологов, уже определивших сроки запуска.
Известен случай, когда в мае 2022 один из сотрудников Cruise направил анонимное письмо в регулирующую комиссию. В нем он выказал опасения о том, что не все тесты еще завершены, но дата запуска уже назначена. По его словам, у машин была проблема с внезапной остановкой посреди дороги, источник которой они не успевают найти. К слову, сотрудник оказался прав и спустя неделю после запуска проекта группа из 6-9 Cruize на пару часов заблокировала магистраль. Специалистам компании пришлось добираться до места происшествия, чтобы устранить проблему вручную.
Еще ни один автопилот не достиг 5 уровня по шкале SAE — полного соответствия водителю-человеку. Поэтому машина реагирует на сложности на дороге исходя из заранее загруженных алгоритмов. Все факторы учесть невозможно.
Примеры: роботакси Cruise замечали за созданием помех для пожарных. Машина наехала на шланг, по которому шла вода, нужная для тушения возгорания. Тогда пожарным пришлось выбить стекло и вручную увезти ее. Другие нештатные ситуации, в которые «вляпывались» Cruize: игнорирование предупреждающих лент, упавших после урагана проводов и неспособность рассчитать траекторию движения автобуса-«гармошки».
Вирусные в США кадры: полицейские останавливают Cruize, но машина уезжает, как только они отвлекаются. Фото: YouTube.com
Каждый такой случай заставляет перепрограммировать все машины. Наверняка вы сможете вспомнить из своего опыта нестандартные ситуации за рулем, в которых автопилот точно повел бы себя неправильно.
Даже когда машина спокойно доставляет пассажира в нужную точку, может возникнуть проблема. Система определяет уснувшего человека как находящегося в опасной ситуации и требует спасателей на помощь. Стоимость каждого вызова значительно превышает цену поездки.
Сейчас компания использует Chevrolet Bolt EV. В их собственных машинах руля и педалей не будет. Фото: YouTube.com
Из-за совокупности всех проблем по итогам первого квартала 2023 Cruize отчитывается о миллионных убытках. Но компания не сворачивается, намереваясь быть в топе, когда время беспилотных такси наступит по-настоящему.
В Россию эти технологии доходят с небольшим опозданием. Здесь играют два фактора. Во-первых, никто из автогигантов не готов выделять крупные суммы денег на разработку подобной системы практически с нуля. О технологическом обмене со странами Запада пока также никакой речи быть не может.
Во-вторых, даже в странах, где автопилоты на машинах почти перестали удивлять, они регулярно сталкиваются с бюрократической волокитой. Например, в США для каждого штата в отношении подобных систем есть свои законы. А у нас нет никаких. Скорее всего, в будущем авторы правил будут опираться на пример той страны, которая сможет сформулировать наиболее лояльные к беспилотным авто законы.
Большинство кадров с Cruize снято вечером или ночью, потому что в часы пик зона покрытия сервиса сужается. Фото: YouTube.com
Мы разберем возможные проблемы искусственного интеллекта авто на примере компании Cruise. Это американский сервис беспилотных такси из Сан-Франциско. Недавно стало известно, что компания масштабируется. Кроме самого Сан-Франциско, она уже работает в Остине и Финиксе, а теперь планирует захватить Хьюстон и Даллас.
Спешка при разработке
Беспилотные такси — это очевидно коммерческий проект. Cruise здесь конкурирует с Waymo, которая действует в том же регионе. Обе компании стремятся отхватить побольше прибыли и иногда возможности разработчиков расходятся с планами маркетологов, уже определивших сроки запуска.
Известен случай, когда в мае 2022 один из сотрудников Cruise направил анонимное письмо в регулирующую комиссию. В нем он выказал опасения о том, что не все тесты еще завершены, но дата запуска уже назначена. По его словам, у машин была проблема с внезапной остановкой посреди дороги, источник которой они не успевают найти. К слову, сотрудник оказался прав и спустя неделю после запуска проекта группа из 6-9 Cruize на пару часов заблокировала магистраль. Специалистам компании пришлось добираться до места происшествия, чтобы устранить проблему вручную.
Реакция на нестандартные ситуации
Еще ни один автопилот не достиг 5 уровня по шкале SAE — полного соответствия водителю-человеку. Поэтому машина реагирует на сложности на дороге исходя из заранее загруженных алгоритмов. Все факторы учесть невозможно.
Примеры: роботакси Cruise замечали за созданием помех для пожарных. Машина наехала на шланг, по которому шла вода, нужная для тушения возгорания. Тогда пожарным пришлось выбить стекло и вручную увезти ее. Другие нештатные ситуации, в которые «вляпывались» Cruize: игнорирование предупреждающих лент, упавших после урагана проводов и неспособность рассчитать траекторию движения автобуса-«гармошки».
Вирусные в США кадры: полицейские останавливают Cruize, но машина уезжает, как только они отвлекаются. Фото: YouTube.com
Каждый такой случай заставляет перепрограммировать все машины. Наверняка вы сможете вспомнить из своего опыта нестандартные ситуации за рулем, в которых автопилот точно повел бы себя неправильно.
Человеческий фактор и убытки
Даже когда машина спокойно доставляет пассажира в нужную точку, может возникнуть проблема. Система определяет уснувшего человека как находящегося в опасной ситуации и требует спасателей на помощь. Стоимость каждого вызова значительно превышает цену поездки.
Сейчас компания использует Chevrolet Bolt EV. В их собственных машинах руля и педалей не будет. Фото: YouTube.com
Из-за совокупности всех проблем по итогам первого квартала 2023 Cruize отчитывается о миллионных убытках. Но компания не сворачивается, намереваясь быть в топе, когда время беспилотных такси наступит по-настоящему.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....