.d-md-none .d-lg-block bibimot

Готовы ли улицы городов к беспилотным такси и какие проблемы предстоит решить

Готовы ли улицы городов к беспилотным такси и какие проблемы предстоит решить
Искусственный интеллект — одна из самых перспективных сфер разработки в наше время. Почти каждую неделю мы слышим об очередном стартапе или сообщениям от уже зарекомендовавших себя компаний. Не упускают эту сферу и производители машин. Почти у каждого крупного концерна или отдельной марки есть собственное подразделение, занимающееся разработкой автопилота.


В Россию эти технологии доходят с небольшим опозданием. Здесь играют два фактора. Во-первых, никто из автогигантов не готов выделять крупные суммы денег на разработку подобной системы практически с нуля. О технологическом обмене со странами Запада пока также никакой речи быть не может.

Во-вторых, даже в странах, где автопилоты на машинах почти перестали удивлять, они регулярно сталкиваются с бюрократической волокитой. Например, в США для каждого штата в отношении подобных систем есть свои законы. А у нас нет никаких. Скорее всего, в будущем авторы правил будут опираться на пример той страны, которая сможет сформулировать наиболее лояльные к беспилотным авто законы.

Готовы ли улицы городов к беспилотным такси и какие проблемы предстоит решить
Большинство кадров с Cruize снято вечером или ночью, потому что в часы пик зона покрытия сервиса сужается. Фото: YouTube.com

Мы разберем возможные проблемы искусственного интеллекта авто на примере компании Cruise. Это американский сервис беспилотных такси из Сан-Франциско. Недавно стало известно, что компания масштабируется. Кроме самого Сан-Франциско, она уже работает в Остине и Финиксе, а теперь планирует захватить Хьюстон и Даллас.

Спешка при разработке


Беспилотные такси — это очевидно коммерческий проект. Cruise здесь конкурирует с Waymo, которая действует в том же регионе. Обе компании стремятся отхватить побольше прибыли и иногда возможности разработчиков расходятся с планами маркетологов, уже определивших сроки запуска.

Известен случай, когда в мае 2022 один из сотрудников Cruise направил анонимное письмо в регулирующую комиссию. В нем он выказал опасения о том, что не все тесты еще завершены, но дата запуска уже назначена. По его словам, у машин была проблема с внезапной остановкой посреди дороги, источник которой они не успевают найти. К слову, сотрудник оказался прав и спустя неделю после запуска проекта группа из 6-9 Cruize на пару часов заблокировала магистраль. Специалистам компании пришлось добираться до места происшествия, чтобы устранить проблему вручную.

Реакция на нестандартные ситуации


Еще ни один автопилот не достиг 5 уровня по шкале SAE — полного соответствия водителю-человеку. Поэтому машина реагирует на сложности на дороге исходя из заранее загруженных алгоритмов. Все факторы учесть невозможно.

Примеры: роботакси Cruise замечали за созданием помех для пожарных. Машина наехала на шланг, по которому шла вода, нужная для тушения возгорания. Тогда пожарным пришлось выбить стекло и вручную увезти ее. Другие нештатные ситуации, в которые «вляпывались» Cruize: игнорирование предупреждающих лент, упавших после урагана проводов и неспособность рассчитать траекторию движения автобуса-«гармошки».


Вирусные в США кадры: полицейские останавливают Cruize, но машина уезжает, как только они отвлекаются. Фото: YouTube.com

Каждый такой случай заставляет перепрограммировать все машины. Наверняка вы сможете вспомнить из своего опыта нестандартные ситуации за рулем, в которых автопилот точно повел бы себя неправильно.

Человеческий фактор и убытки


Даже когда машина спокойно доставляет пассажира в нужную точку, может возникнуть проблема. Система определяет уснувшего человека как находящегося в опасной ситуации и требует спасателей на помощь. Стоимость каждого вызова значительно превышает цену поездки.


Сейчас компания использует Chevrolet Bolt EV. В их собственных машинах руля и педалей не будет. Фото: YouTube.com

Из-за совокупности всех проблем по итогам первого квартала 2023 Cruize отчитывается о миллионных убытках. Но компания не сворачивается, намереваясь быть в топе, когда время беспилотных такси наступит по-настоящему.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Ваше отношение к беспилотным такси?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Ниссан начал внедрение системы искусственного интеллекта на сборочном конвейереКто зарабатывает больше – таксисты Парижа или Москвы?