Готовы ли улицы городов к беспилотным такси и какие проблемы предстоит решить
Искусственный интеллект — одна из самых перспективных сфер разработки в наше время. Почти каждую неделю мы слышим об очередном стартапе или сообщениям от уже зарекомендовавших себя компаний. Не упускают эту сферу и производители машин. Почти у каждого крупного концерна или отдельной марки есть собственное подразделение, занимающееся разработкой автопилота.
В Россию эти технологии доходят с небольшим опозданием. Здесь играют два фактора. Во-первых, никто из автогигантов не готов выделять крупные суммы денег на разработку подобной системы практически с нуля. О технологическом обмене со странами Запада пока также никакой речи быть не может.
Во-вторых, даже в странах, где автопилоты на машинах почти перестали удивлять, они регулярно сталкиваются с бюрократической волокитой. Например, в США для каждого штата в отношении подобных систем есть свои законы. А у нас нет никаких. Скорее всего, в будущем авторы правил будут опираться на пример той страны, которая сможет сформулировать наиболее лояльные к беспилотным авто законы.
Большинство кадров с Cruize снято вечером или ночью, потому что в часы пик зона покрытия сервиса сужается. Фото: YouTube.com
Мы разберем возможные проблемы искусственного интеллекта авто на примере компании Cruise. Это американский сервис беспилотных такси из Сан-Франциско. Недавно стало известно, что компания масштабируется. Кроме самого Сан-Франциско, она уже работает в Остине и Финиксе, а теперь планирует захватить Хьюстон и Даллас.
Беспилотные такси — это очевидно коммерческий проект. Cruise здесь конкурирует с Waymo, которая действует в том же регионе. Обе компании стремятся отхватить побольше прибыли и иногда возможности разработчиков расходятся с планами маркетологов, уже определивших сроки запуска.
Известен случай, когда в мае 2022 один из сотрудников Cruise направил анонимное письмо в регулирующую комиссию. В нем он выказал опасения о том, что не все тесты еще завершены, но дата запуска уже назначена. По его словам, у машин была проблема с внезапной остановкой посреди дороги, источник которой они не успевают найти. К слову, сотрудник оказался прав и спустя неделю после запуска проекта группа из 6-9 Cruize на пару часов заблокировала магистраль. Специалистам компании пришлось добираться до места происшествия, чтобы устранить проблему вручную.
Еще ни один автопилот не достиг 5 уровня по шкале SAE — полного соответствия водителю-человеку. Поэтому машина реагирует на сложности на дороге исходя из заранее загруженных алгоритмов. Все факторы учесть невозможно.
Примеры: роботакси Cruise замечали за созданием помех для пожарных. Машина наехала на шланг, по которому шла вода, нужная для тушения возгорания. Тогда пожарным пришлось выбить стекло и вручную увезти ее. Другие нештатные ситуации, в которые «вляпывались» Cruize: игнорирование предупреждающих лент, упавших после урагана проводов и неспособность рассчитать траекторию движения автобуса-«гармошки».
Вирусные в США кадры: полицейские останавливают Cruize, но машина уезжает, как только они отвлекаются. Фото: YouTube.com
Каждый такой случай заставляет перепрограммировать все машины. Наверняка вы сможете вспомнить из своего опыта нестандартные ситуации за рулем, в которых автопилот точно повел бы себя неправильно.
Даже когда машина спокойно доставляет пассажира в нужную точку, может возникнуть проблема. Система определяет уснувшего человека как находящегося в опасной ситуации и требует спасателей на помощь. Стоимость каждого вызова значительно превышает цену поездки.
Сейчас компания использует Chevrolet Bolt EV. В их собственных машинах руля и педалей не будет. Фото: YouTube.com
Из-за совокупности всех проблем по итогам первого квартала 2023 Cruize отчитывается о миллионных убытках. Но компания не сворачивается, намереваясь быть в топе, когда время беспилотных такси наступит по-настоящему.
В Россию эти технологии доходят с небольшим опозданием. Здесь играют два фактора. Во-первых, никто из автогигантов не готов выделять крупные суммы денег на разработку подобной системы практически с нуля. О технологическом обмене со странами Запада пока также никакой речи быть не может.
Во-вторых, даже в странах, где автопилоты на машинах почти перестали удивлять, они регулярно сталкиваются с бюрократической волокитой. Например, в США для каждого штата в отношении подобных систем есть свои законы. А у нас нет никаких. Скорее всего, в будущем авторы правил будут опираться на пример той страны, которая сможет сформулировать наиболее лояльные к беспилотным авто законы.
Большинство кадров с Cruize снято вечером или ночью, потому что в часы пик зона покрытия сервиса сужается. Фото: YouTube.com
Мы разберем возможные проблемы искусственного интеллекта авто на примере компании Cruise. Это американский сервис беспилотных такси из Сан-Франциско. Недавно стало известно, что компания масштабируется. Кроме самого Сан-Франциско, она уже работает в Остине и Финиксе, а теперь планирует захватить Хьюстон и Даллас.
Спешка при разработке
Беспилотные такси — это очевидно коммерческий проект. Cruise здесь конкурирует с Waymo, которая действует в том же регионе. Обе компании стремятся отхватить побольше прибыли и иногда возможности разработчиков расходятся с планами маркетологов, уже определивших сроки запуска.
Известен случай, когда в мае 2022 один из сотрудников Cruise направил анонимное письмо в регулирующую комиссию. В нем он выказал опасения о том, что не все тесты еще завершены, но дата запуска уже назначена. По его словам, у машин была проблема с внезапной остановкой посреди дороги, источник которой они не успевают найти. К слову, сотрудник оказался прав и спустя неделю после запуска проекта группа из 6-9 Cruize на пару часов заблокировала магистраль. Специалистам компании пришлось добираться до места происшествия, чтобы устранить проблему вручную.
Реакция на нестандартные ситуации
Еще ни один автопилот не достиг 5 уровня по шкале SAE — полного соответствия водителю-человеку. Поэтому машина реагирует на сложности на дороге исходя из заранее загруженных алгоритмов. Все факторы учесть невозможно.
Примеры: роботакси Cruise замечали за созданием помех для пожарных. Машина наехала на шланг, по которому шла вода, нужная для тушения возгорания. Тогда пожарным пришлось выбить стекло и вручную увезти ее. Другие нештатные ситуации, в которые «вляпывались» Cruize: игнорирование предупреждающих лент, упавших после урагана проводов и неспособность рассчитать траекторию движения автобуса-«гармошки».
Вирусные в США кадры: полицейские останавливают Cruize, но машина уезжает, как только они отвлекаются. Фото: YouTube.com
Каждый такой случай заставляет перепрограммировать все машины. Наверняка вы сможете вспомнить из своего опыта нестандартные ситуации за рулем, в которых автопилот точно повел бы себя неправильно.
Человеческий фактор и убытки
Даже когда машина спокойно доставляет пассажира в нужную точку, может возникнуть проблема. Система определяет уснувшего человека как находящегося в опасной ситуации и требует спасателей на помощь. Стоимость каждого вызова значительно превышает цену поездки.
Сейчас компания использует Chevrolet Bolt EV. В их собственных машинах руля и педалей не будет. Фото: YouTube.com
Из-за совокупности всех проблем по итогам первого квартала 2023 Cruize отчитывается о миллионных убытках. Но компания не сворачивается, намереваясь быть в топе, когда время беспилотных такси наступит по-настоящему.
- mkslzrd
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....