Marussia от Николая Фоменко – суперкары, кроссовер и президентский лимузин
Нулевые и десятые годы для России – время надежд и уверенного продвижения вперед – к «светлому» экономическому будущему. Тогда доллар стоил 25 руб., а банки раздавали кредиты налево и направо. И вот в это время бывший участник группы «Секрет», шоумен и автогонщик Николай Фоменко решает основать компанию Marussia Motors, которая должна была заниматься выпуском эксклюзивных спорткаров, и не только.
Уже примерно через год, в 2008-м на одном из столичных мероприятий показывают первую модель – спортивное купе Marussia B1.
В 2009-м на автосалон в ФРГ (Франкфурт-на-Майне) привозят следующую машину – Marussia B2. Как тогда сообщалось, данный автомобиль прошел необходимые испытания и сертификацию. В 2010-м на мероприятии «Эконом-Экспокомм» «засветился» уже макет внедорожника Marussia F2. Если не знать об истинном положении дел внутри компании, можно предположить, что она успешно развивается.
Создать «бум» и «навести шороха» – такое шоумену по плечу! Российские СМИ писали, что в стране наконец-то налаживается «спорткарстроение» и наши машины будут не хуже «всяких там» Lamborghini и Ferrari. Что же разрабатывала компания под началом Николая Фоменко?
Главным конструктором модели, а потом, заодно и ее испытателем, стал инженер Игорь Ермилин. Новинка создавалась не на пустом месте – в ее основе был спортивный автомобиль «Феникс». Это монокок из алюминия, оснащенный силовым агрегатом Alfa Romeo 2.0 Twin Spark, выдававшим 152 л. с. Прототип создал сам Ермилин: спорткар увидел Фоменко и загорелся идеей разработать что-то еще лучшее. Так и началось сотрудничество.
В основе – стальная рама с интегрированным в нее монококом, сделанным из алюминиевых панелей. Только потом под «базу» подгонялось шасси и двигатель. Дальше дело – за дизайнерами. Внешний вид спорткара понравился и руководителю проекта и публике.
Однако Ермилин работал над инженерным прототипом, по опыту зная, что «красиво» и «работает» – две большие разницы. В итоге появилась спортивная машина, оснащенная атмосферным агрегатом Nissan VQ35, работающего в паре с АКПП Aisin. Новый движок, развивавший уже 240 л. с., поставили, потому что 152 «лошади» от «Альфа Ромео», как-то не вязались с понятием «суперкар».
Изначально автомобиль планировали продавать за 50 тыс. «зеленых». Однако установка другого мотора вынудила поднять цену до 95 тыс. в той же валюте. Чтобы оправдаться, в машину напихали кучу «опций» типа 6-ти видеокамер, много электроприводов (руль, капот и т. д.). Отделка салона тоже была, мягко говоря, не дешевой. «усовершенствованный» спорткар стал весить 1,250 т, тогда как первый вариант – 950 кг.
Они возникли практически сразу же и связано это было с тем, что автомобиль представлял собой «сборную солянку» из агрегатов, узлов и деталей от совсем разных производителей. При этом их сочетаемость никак не была отработана. Например, ЭУР позаимствовали у небольшой машины «Рено Твинго». Усилитель не был рассчитан на агрессивную эксплуатацию и постоянно перегревался. Ступицы с одной гайкой и приводы, которыми комплектовался Ferrari F430, поставили от SKF (Швеция). Однако на комплектующие был оформлен патент и ставить с ними Marussia на конвейер – ну, никак.
Позже выяснилось: выставочный экземпляр плохо подходит для участия в соревнованиях. Небольшие (зато красивые!) воздухозаборники неэффективно охлаждали мотор, а диффузор на корме не прижимал спорткар к земле, а наоборот, «старался» отправить его в небо. И это только малая часть проблем: тем не менее, авто пытаются ставить на конвейер.
Несмотря на неувязки с краш-тестом и сертификацией, проект продолжают «пиарить». Чтобы убедить общественность, ей демонстрируют следующую версию гоночной машины. Хотя отличий от предыдущей модели не так много: слегка измененный экстерьер (передок стал агрессивнее, другая крыша), трубчатая рама.
Существовали попытки создать версию В3: но все ограничилось каркасом – даже дизайн-проекта не было. Но зато реклама, да еще какая мощная – была. Надо отдать должное мастерству Николая Фоменко в этом плане: даже после закрытия проекта, уже в 2022-м в интернете можно было увидеть поиски не только не существовавшего В3, но и В4, В5.
Здесь полный туман: машина так и не прошла нужных тестов, в серию не попала. В реальности выпустили несколько прототипов с разными двигателями. Известны лишь запланированные данные, а что спорткар показал бы на самом деле, неясно. Ниже – мощность силового агрегата в «лошадях», скорость по максимуму, разбег до «сотни» и цена на тот период:
✅ 300 л. с. – 250 км/ч, 4,7 сек., 4,5 млн. руб.
✅ 360 л. с. – 250 км/ч, 4,2 сек., 5,2 млн. руб.
✅ 420 л. с. – 250 км/ч, 3,8 сек., 5 млн. 400 тыс. руб.
Все автомобили имели задний привод и заправлялись бензином АИ-95.
По сути – еще одна попытка остаться на плаву и получить деньги. Авто показали в 2013-м, за год до банкротства. В компании хотели запустить проект «Кортеж», где особое место занимал автомобиль VIP-класса, причем, спортивного типа. Седан изготовили в одном экземпляре: сегодня он находится в музее ГОН. При разработке прототипа конструкторы Marussia Motors вдохновлялись экстерьером ГАЗ-21 от 1956-го года.
Предполагалось создать целую линейку, в которой было место президентскому лимузину, созданному на базе L2, микроавтобусу V1. Но проект «превратился» в «Аурус», которым занялась совсем другая компания.
Изначально возникает вопрос: а где F1? Первая версия должна была предназначаться для обычных граждан и продаваться по ориентировочной цене в 30 тыс. долларов. А вторым вариантом (стоимость в районе 100 тыс. «зеленых») могли заинтересоваться богатые покупатели, а также спецслужбы. F2 – концепт, выпущенный в 2010-м и находящийся ныне в Новосибирском музее. Точнее сказать, имеется макет, по которому можно судить о полете инженерной и дизайнерской мысли тех лет.
В основе F2 – силовой агрегат, КПП, подвеска вместе с рамой, позаимствованные у южнокорейского кроссовера SsangYong Kyron.
Если внедорожник пошел в серию, его бы комплектовали мотором в 340 «лошадей» и четырехступенчатым «автоматом». Клиренс – 250 мм. В салоне предусматривалась установка GPS, ГЛОНАСС, телевизионного приемника с антенной.
Зато все остальное – «свое», российское. Это экстерьер, кузов, оформление салона. При использовании современных материалов масса авто в полном снаряжении составляла бы 1650 кг. В длину машина достигала 4,7 м при колесной базе 3 м. Автомобиль даже несколько опередил время: была предложена трансформируемая семиместная компоновка, которая стала «модной» несколько позже. А еще есть задние сдвижные двери, но нет центральной стойки, что облегчает доступ в салон. И внутри, и снаружи кроссовер отличается футуристической, брутальной внешностью, которая многим понравится и сегодня.
Как уверяет Фоменко, компании банально не хватило денег: как минимум, миллиарда (по тем временам!) рублей. Зато долгов было достаточно: к моменту банкротства накопилось 3,8 млн. долларов. В итоге компания закрыла проект и была ликвидирована.
Однако выпущенные «Маруси» (спорткары) кое-где сохранились и их все еще можно встретить на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
Уже примерно через год, в 2008-м на одном из столичных мероприятий показывают первую модель – спортивное купе Marussia B1.
Первенца сначала показали в Москве. Фото: YouTube.com
В 2009-м на автосалон в ФРГ (Франкфурт-на-Майне) привозят следующую машину – Marussia B2. Как тогда сообщалось, данный автомобиль прошел необходимые испытания и сертификацию. В 2010-м на мероприятии «Эконом-Экспокомм» «засветился» уже макет внедорожника Marussia F2. Если не знать об истинном положении дел внутри компании, можно предположить, что она успешно развивается.
Одна из версий В1 – Marussia GT. Фото: YouTube.com
Создать «бум» и «навести шороха» – такое шоумену по плечу! Российские СМИ писали, что в стране наконец-то налаживается «спорткарстроение» и наши машины будут не хуже «всяких там» Lamborghini и Ferrari. Что же разрабатывала компания под началом Николая Фоменко?
Marussia B1
Главным конструктором модели, а потом, заодно и ее испытателем, стал инженер Игорь Ермилин. Новинка создавалась не на пустом месте – в ее основе был спортивный автомобиль «Феникс». Это монокок из алюминия, оснащенный силовым агрегатом Alfa Romeo 2.0 Twin Spark, выдававшим 152 л. с. Прототип создал сам Ермилин: спорткар увидел Фоменко и загорелся идеей разработать что-то еще лучшее. Так и началось сотрудничество.
Конструкция В1
В основе – стальная рама с интегрированным в нее монококом, сделанным из алюминиевых панелей. Только потом под «базу» подгонялось шасси и двигатель. Дальше дело – за дизайнерами. Внешний вид спорткара понравился и руководителю проекта и публике.
В основе спорткара – стальная рама. Фото: YouTube.com
Однако Ермилин работал над инженерным прототипом, по опыту зная, что «красиво» и «работает» – две большие разницы. В итоге появилась спортивная машина, оснащенная атмосферным агрегатом Nissan VQ35, работающего в паре с АКПП Aisin. Новый движок, развивавший уже 240 л. с., поставили, потому что 152 «лошади» от «Альфа Ромео», как-то не вязались с понятием «суперкар».
Для любителей «механики» предусматривалась комплектация авто МКПП. Фото: YouTube.com
Изначально автомобиль планировали продавать за 50 тыс. «зеленых». Однако установка другого мотора вынудила поднять цену до 95 тыс. в той же валюте. Чтобы оправдаться, в машину напихали кучу «опций» типа 6-ти видеокамер, много электроприводов (руль, капот и т. д.). Отделка салона тоже была, мягко говоря, не дешевой. «усовершенствованный» спорткар стал весить 1,250 т, тогда как первый вариант – 950 кг.
Проблемы с комплектующими
Они возникли практически сразу же и связано это было с тем, что автомобиль представлял собой «сборную солянку» из агрегатов, узлов и деталей от совсем разных производителей. При этом их сочетаемость никак не была отработана. Например, ЭУР позаимствовали у небольшой машины «Рено Твинго». Усилитель не был рассчитан на агрессивную эксплуатацию и постоянно перегревался. Ступицы с одной гайкой и приводы, которыми комплектовался Ferrari F430, поставили от SKF (Швеция). Однако на комплектующие был оформлен патент и ставить с ними Marussia на конвейер – ну, никак.
Николай Фоменко утверждал: 80 % деталей – российского производства. Видимо подсчет велся каким-то неизвестным методом.
Позже выяснилось: выставочный экземпляр плохо подходит для участия в соревнованиях. Небольшие (зато красивые!) воздухозаборники неэффективно охлаждали мотор, а диффузор на корме не прижимал спорткар к земле, а наоборот, «старался» отправить его в небо. И это только малая часть проблем: тем не менее, авто пытаются ставить на конвейер.
Marussia B2
Несмотря на неувязки с краш-тестом и сертификацией, проект продолжают «пиарить». Чтобы убедить общественность, ей демонстрируют следующую версию гоночной машины. Хотя отличий от предыдущей модели не так много: слегка измененный экстерьер (передок стал агрессивнее, другая крыша), трубчатая рама.
У В2 более агрессивный дизайн экстерьера. Фото: YouTube.com
Существовали попытки создать версию В3: но все ограничилось каркасом – даже дизайн-проекта не было. Но зато реклама, да еще какая мощная – была. Надо отдать должное мастерству Николая Фоменко в этом плане: даже после закрытия проекта, уже в 2022-м в интернете можно было увидеть поиски не только не существовавшего В3, но и В4, В5.
О технических характеристиках
Здесь полный туман: машина так и не прошла нужных тестов, в серию не попала. В реальности выпустили несколько прототипов с разными двигателями. Известны лишь запланированные данные, а что спорткар показал бы на самом деле, неясно. Ниже – мощность силового агрегата в «лошадях», скорость по максимуму, разбег до «сотни» и цена на тот период:
✅ 300 л. с. – 250 км/ч, 4,7 сек., 4,5 млн. руб.
✅ 360 л. с. – 250 км/ч, 4,2 сек., 5,2 млн. руб.
✅ 420 л. с. – 250 км/ч, 3,8 сек., 5 млн. 400 тыс. руб.
Все автомобили имели задний привод и заправлялись бензином АИ-95.
Marussia L2
По сути – еще одна попытка остаться на плаву и получить деньги. Авто показали в 2013-м, за год до банкротства. В компании хотели запустить проект «Кортеж», где особое место занимал автомобиль VIP-класса, причем, спортивного типа. Седан изготовили в одном экземпляре: сегодня он находится в музее ГОН. При разработке прототипа конструкторы Marussia Motors вдохновлялись экстерьером ГАЗ-21 от 1956-го года.
Представительский седан от Marussia Motors, на базе которого могли сделать лимузин для президента РФ. Фото: YouTube.com
Предполагалось создать целую линейку, в которой было место президентскому лимузину, созданному на базе L2, микроавтобусу V1. Но проект «превратился» в «Аурус», которым занялась совсем другая компания.
Marussia F2
Изначально возникает вопрос: а где F1? Первая версия должна была предназначаться для обычных граждан и продаваться по ориентировочной цене в 30 тыс. долларов. А вторым вариантом (стоимость в районе 100 тыс. «зеленых») могли заинтересоваться богатые покупатели, а также спецслужбы. F2 – концепт, выпущенный в 2010-м и находящийся ныне в Новосибирском музее. Точнее сказать, имеется макет, по которому можно судить о полете инженерной и дизайнерской мысли тех лет.
Макетом можно полюбоваться в Новосибирском музее. Фото: YouTube.com
В основе F2 – силовой агрегат, КПП, подвеска вместе с рамой, позаимствованные у южнокорейского кроссовера SsangYong Kyron.
Планировалось установить мотор от Land Cruiser Prado.
Если внедорожник пошел в серию, его бы комплектовали мотором в 340 «лошадей» и четырехступенчатым «автоматом». Клиренс – 250 мм. В салоне предусматривалась установка GPS, ГЛОНАСС, телевизионного приемника с антенной.
Интерьер и сегодня выглядит современно. Фото: YouTube.com
Зато все остальное – «свое», российское. Это экстерьер, кузов, оформление салона. При использовании современных материалов масса авто в полном снаряжении составляла бы 1650 кг. В длину машина достигала 4,7 м при колесной базе 3 м. Автомобиль даже несколько опередил время: была предложена трансформируемая семиместная компоновка, которая стала «модной» несколько позже. А еще есть задние сдвижные двери, но нет центральной стойки, что облегчает доступ в салон. И внутри, и снаружи кроссовер отличается футуристической, брутальной внешностью, которая многим понравится и сегодня.
2014: конец проекта
Как уверяет Фоменко, компании банально не хватило денег: как минимум, миллиарда (по тем временам!) рублей. Зато долгов было достаточно: к моменту банкротства накопилось 3,8 млн. долларов. В итоге компания закрыла проект и была ликвидирована.
Некоторые Marussia и сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Однако выпущенные «Маруси» (спорткары) кое-где сохранились и их все еще можно встретить на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...