
Marussia от Николая Фоменко – суперкары, кроссовер и президентский лимузин
Нулевые и десятые годы для России – время надежд и уверенного продвижения вперед – к «светлому» экономическому будущему. Тогда доллар стоил 25 руб., а банки раздавали кредиты налево и направо. И вот в это время бывший участник группы «Секрет», шоумен и автогонщик Николай Фоменко решает основать компанию Marussia Motors, которая должна была заниматься выпуском эксклюзивных спорткаров, и не только.
Уже примерно через год, в 2008-м на одном из столичных мероприятий показывают первую модель – спортивное купе Marussia B1.
Первенца сначала показали в Москве. Фото: YouTube.com
В 2009-м на автосалон в ФРГ (Франкфурт-на-Майне) привозят следующую машину – Marussia B2. Как тогда сообщалось, данный автомобиль прошел необходимые испытания и сертификацию. В 2010-м на мероприятии «Эконом-Экспокомм» «засветился» уже макет внедорожника Marussia F2. Если не знать об истинном положении дел внутри компании, можно предположить, что она успешно развивается.
Одна из версий В1 – Marussia GT. Фото: YouTube.com
Создать «бум» и «навести шороха» – такое шоумену по плечу! Российские СМИ писали, что в стране наконец-то налаживается «спорткарстроение» и наши машины будут не хуже «всяких там» Lamborghini и Ferrari. Что же разрабатывала компания под началом Николая Фоменко?
Главным конструктором модели, а потом, заодно и ее испытателем, стал инженер Игорь Ермилин. Новинка создавалась не на пустом месте – в ее основе был спортивный автомобиль «Феникс». Это монокок из алюминия, оснащенный силовым агрегатом Alfa Romeo 2.0 Twin Spark, выдававшим 152 л. с. Прототип создал сам Ермилин: спорткар увидел Фоменко и загорелся идеей разработать что-то еще лучшее. Так и началось сотрудничество.
В основе – стальная рама с интегрированным в нее монококом, сделанным из алюминиевых панелей. Только потом под «базу» подгонялось шасси и двигатель. Дальше дело – за дизайнерами. Внешний вид спорткара понравился и руководителю проекта и публике.
В основе спорткара – стальная рама. Фото: YouTube.com
Однако Ермилин работал над инженерным прототипом, по опыту зная, что «красиво» и «работает» – две большие разницы. В итоге появилась спортивная машина, оснащенная атмосферным агрегатом Nissan VQ35, работающего в паре с АКПП Aisin. Новый движок, развивавший уже 240 л. с., поставили, потому что 152 «лошади» от «Альфа Ромео», как-то не вязались с понятием «суперкар».
Для любителей «механики» предусматривалась комплектация авто МКПП. Фото: YouTube.com
Изначально автомобиль планировали продавать за 50 тыс. «зеленых». Однако установка другого мотора вынудила поднять цену до 95 тыс. в той же валюте. Чтобы оправдаться, в машину напихали кучу «опций» типа 6-ти видеокамер, много электроприводов (руль, капот и т. д.). Отделка салона тоже была, мягко говоря, не дешевой. «усовершенствованный» спорткар стал весить 1,250 т, тогда как первый вариант – 950 кг.
Они возникли практически сразу же и связано это было с тем, что автомобиль представлял собой «сборную солянку» из агрегатов, узлов и деталей от совсем разных производителей. При этом их сочетаемость никак не была отработана. Например, ЭУР позаимствовали у небольшой машины «Рено Твинго». Усилитель не был рассчитан на агрессивную эксплуатацию и постоянно перегревался. Ступицы с одной гайкой и приводы, которыми комплектовался Ferrari F430, поставили от SKF (Швеция). Однако на комплектующие был оформлен патент и ставить с ними Marussia на конвейер – ну, никак.
Позже выяснилось: выставочный экземпляр плохо подходит для участия в соревнованиях. Небольшие (зато красивые!) воздухозаборники неэффективно охлаждали мотор, а диффузор на корме не прижимал спорткар к земле, а наоборот, «старался» отправить его в небо. И это только малая часть проблем: тем не менее, авто пытаются ставить на конвейер.
Несмотря на неувязки с краш-тестом и сертификацией, проект продолжают «пиарить». Чтобы убедить общественность, ей демонстрируют следующую версию гоночной машины. Хотя отличий от предыдущей модели не так много: слегка измененный экстерьер (передок стал агрессивнее, другая крыша), трубчатая рама.
У В2 более агрессивный дизайн экстерьера. Фото: YouTube.com
Существовали попытки создать версию В3: но все ограничилось каркасом – даже дизайн-проекта не было. Но зато реклама, да еще какая мощная – была. Надо отдать должное мастерству Николая Фоменко в этом плане: даже после закрытия проекта, уже в 2022-м в интернете можно было увидеть поиски не только не существовавшего В3, но и В4, В5.
Здесь полный туман: машина так и не прошла нужных тестов, в серию не попала. В реальности выпустили несколько прототипов с разными двигателями. Известны лишь запланированные данные, а что спорткар показал бы на самом деле, неясно. Ниже – мощность силового агрегата в «лошадях», скорость по максимуму, разбег до «сотни» и цена на тот период:
✅ 300 л. с. – 250 км/ч, 4,7 сек., 4,5 млн. руб.
✅ 360 л. с. – 250 км/ч, 4,2 сек., 5,2 млн. руб.
✅ 420 л. с. – 250 км/ч, 3,8 сек., 5 млн. 400 тыс. руб.
Все автомобили имели задний привод и заправлялись бензином АИ-95.
По сути – еще одна попытка остаться на плаву и получить деньги. Авто показали в 2013-м, за год до банкротства. В компании хотели запустить проект «Кортеж», где особое место занимал автомобиль VIP-класса, причем, спортивного типа. Седан изготовили в одном экземпляре: сегодня он находится в музее ГОН. При разработке прототипа конструкторы Marussia Motors вдохновлялись экстерьером ГАЗ-21 от 1956-го года.
Представительский седан от Marussia Motors, на базе которого могли сделать лимузин для президента РФ. Фото: YouTube.com
Предполагалось создать целую линейку, в которой было место президентскому лимузину, созданному на базе L2, микроавтобусу V1. Но проект «превратился» в «Аурус», которым занялась совсем другая компания.
Изначально возникает вопрос: а где F1? Первая версия должна была предназначаться для обычных граждан и продаваться по ориентировочной цене в 30 тыс. долларов. А вторым вариантом (стоимость в районе 100 тыс. «зеленых») могли заинтересоваться богатые покупатели, а также спецслужбы. F2 – концепт, выпущенный в 2010-м и находящийся ныне в Новосибирском музее. Точнее сказать, имеется макет, по которому можно судить о полете инженерной и дизайнерской мысли тех лет.
Макетом можно полюбоваться в Новосибирском музее. Фото: YouTube.com
В основе F2 – силовой агрегат, КПП, подвеска вместе с рамой, позаимствованные у южнокорейского кроссовера SsangYong Kyron.
Если внедорожник пошел в серию, его бы комплектовали мотором в 340 «лошадей» и четырехступенчатым «автоматом». Клиренс – 250 мм. В салоне предусматривалась установка GPS, ГЛОНАСС, телевизионного приемника с антенной.
Интерьер и сегодня выглядит современно. Фото: YouTube.com
Зато все остальное – «свое», российское. Это экстерьер, кузов, оформление салона. При использовании современных материалов масса авто в полном снаряжении составляла бы 1650 кг. В длину машина достигала 4,7 м при колесной базе 3 м. Автомобиль даже несколько опередил время: была предложена трансформируемая семиместная компоновка, которая стала «модной» несколько позже. А еще есть задние сдвижные двери, но нет центральной стойки, что облегчает доступ в салон. И внутри, и снаружи кроссовер отличается футуристической, брутальной внешностью, которая многим понравится и сегодня.
Как уверяет Фоменко, компании банально не хватило денег: как минимум, миллиарда (по тем временам!) рублей. Зато долгов было достаточно: к моменту банкротства накопилось 3,8 млн. долларов. В итоге компания закрыла проект и была ликвидирована.
Некоторые Marussia и сегодня на ходу. Фото: YouTube.com
Однако выпущенные «Маруси» (спорткары) кое-где сохранились и их все еще можно встретить на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
Уже примерно через год, в 2008-м на одном из столичных мероприятий показывают первую модель – спортивное купе Marussia B1.

В 2009-м на автосалон в ФРГ (Франкфурт-на-Майне) привозят следующую машину – Marussia B2. Как тогда сообщалось, данный автомобиль прошел необходимые испытания и сертификацию. В 2010-м на мероприятии «Эконом-Экспокомм» «засветился» уже макет внедорожника Marussia F2. Если не знать об истинном положении дел внутри компании, можно предположить, что она успешно развивается.

Создать «бум» и «навести шороха» – такое шоумену по плечу! Российские СМИ писали, что в стране наконец-то налаживается «спорткарстроение» и наши машины будут не хуже «всяких там» Lamborghini и Ferrari. Что же разрабатывала компания под началом Николая Фоменко?
Marussia B1
Главным конструктором модели, а потом, заодно и ее испытателем, стал инженер Игорь Ермилин. Новинка создавалась не на пустом месте – в ее основе был спортивный автомобиль «Феникс». Это монокок из алюминия, оснащенный силовым агрегатом Alfa Romeo 2.0 Twin Spark, выдававшим 152 л. с. Прототип создал сам Ермилин: спорткар увидел Фоменко и загорелся идеей разработать что-то еще лучшее. Так и началось сотрудничество.
Конструкция В1
В основе – стальная рама с интегрированным в нее монококом, сделанным из алюминиевых панелей. Только потом под «базу» подгонялось шасси и двигатель. Дальше дело – за дизайнерами. Внешний вид спорткара понравился и руководителю проекта и публике.

Однако Ермилин работал над инженерным прототипом, по опыту зная, что «красиво» и «работает» – две большие разницы. В итоге появилась спортивная машина, оснащенная атмосферным агрегатом Nissan VQ35, работающего в паре с АКПП Aisin. Новый движок, развивавший уже 240 л. с., поставили, потому что 152 «лошади» от «Альфа Ромео», как-то не вязались с понятием «суперкар».

Изначально автомобиль планировали продавать за 50 тыс. «зеленых». Однако установка другого мотора вынудила поднять цену до 95 тыс. в той же валюте. Чтобы оправдаться, в машину напихали кучу «опций» типа 6-ти видеокамер, много электроприводов (руль, капот и т. д.). Отделка салона тоже была, мягко говоря, не дешевой. «усовершенствованный» спорткар стал весить 1,250 т, тогда как первый вариант – 950 кг.
Проблемы с комплектующими
Они возникли практически сразу же и связано это было с тем, что автомобиль представлял собой «сборную солянку» из агрегатов, узлов и деталей от совсем разных производителей. При этом их сочетаемость никак не была отработана. Например, ЭУР позаимствовали у небольшой машины «Рено Твинго». Усилитель не был рассчитан на агрессивную эксплуатацию и постоянно перегревался. Ступицы с одной гайкой и приводы, которыми комплектовался Ferrari F430, поставили от SKF (Швеция). Однако на комплектующие был оформлен патент и ставить с ними Marussia на конвейер – ну, никак.
Николай Фоменко утверждал: 80 % деталей – российского производства. Видимо подсчет велся каким-то неизвестным методом.
Позже выяснилось: выставочный экземпляр плохо подходит для участия в соревнованиях. Небольшие (зато красивые!) воздухозаборники неэффективно охлаждали мотор, а диффузор на корме не прижимал спорткар к земле, а наоборот, «старался» отправить его в небо. И это только малая часть проблем: тем не менее, авто пытаются ставить на конвейер.
Marussia B2
Несмотря на неувязки с краш-тестом и сертификацией, проект продолжают «пиарить». Чтобы убедить общественность, ей демонстрируют следующую версию гоночной машины. Хотя отличий от предыдущей модели не так много: слегка измененный экстерьер (передок стал агрессивнее, другая крыша), трубчатая рама.

Существовали попытки создать версию В3: но все ограничилось каркасом – даже дизайн-проекта не было. Но зато реклама, да еще какая мощная – была. Надо отдать должное мастерству Николая Фоменко в этом плане: даже после закрытия проекта, уже в 2022-м в интернете можно было увидеть поиски не только не существовавшего В3, но и В4, В5.
О технических характеристиках
Здесь полный туман: машина так и не прошла нужных тестов, в серию не попала. В реальности выпустили несколько прототипов с разными двигателями. Известны лишь запланированные данные, а что спорткар показал бы на самом деле, неясно. Ниже – мощность силового агрегата в «лошадях», скорость по максимуму, разбег до «сотни» и цена на тот период:
✅ 300 л. с. – 250 км/ч, 4,7 сек., 4,5 млн. руб.
✅ 360 л. с. – 250 км/ч, 4,2 сек., 5,2 млн. руб.
✅ 420 л. с. – 250 км/ч, 3,8 сек., 5 млн. 400 тыс. руб.
Все автомобили имели задний привод и заправлялись бензином АИ-95.
Marussia L2
По сути – еще одна попытка остаться на плаву и получить деньги. Авто показали в 2013-м, за год до банкротства. В компании хотели запустить проект «Кортеж», где особое место занимал автомобиль VIP-класса, причем, спортивного типа. Седан изготовили в одном экземпляре: сегодня он находится в музее ГОН. При разработке прототипа конструкторы Marussia Motors вдохновлялись экстерьером ГАЗ-21 от 1956-го года.

Предполагалось создать целую линейку, в которой было место президентскому лимузину, созданному на базе L2, микроавтобусу V1. Но проект «превратился» в «Аурус», которым занялась совсем другая компания.
Marussia F2
Изначально возникает вопрос: а где F1? Первая версия должна была предназначаться для обычных граждан и продаваться по ориентировочной цене в 30 тыс. долларов. А вторым вариантом (стоимость в районе 100 тыс. «зеленых») могли заинтересоваться богатые покупатели, а также спецслужбы. F2 – концепт, выпущенный в 2010-м и находящийся ныне в Новосибирском музее. Точнее сказать, имеется макет, по которому можно судить о полете инженерной и дизайнерской мысли тех лет.

В основе F2 – силовой агрегат, КПП, подвеска вместе с рамой, позаимствованные у южнокорейского кроссовера SsangYong Kyron.
Планировалось установить мотор от Land Cruiser Prado.
Если внедорожник пошел в серию, его бы комплектовали мотором в 340 «лошадей» и четырехступенчатым «автоматом». Клиренс – 250 мм. В салоне предусматривалась установка GPS, ГЛОНАСС, телевизионного приемника с антенной.

Зато все остальное – «свое», российское. Это экстерьер, кузов, оформление салона. При использовании современных материалов масса авто в полном снаряжении составляла бы 1650 кг. В длину машина достигала 4,7 м при колесной базе 3 м. Автомобиль даже несколько опередил время: была предложена трансформируемая семиместная компоновка, которая стала «модной» несколько позже. А еще есть задние сдвижные двери, но нет центральной стойки, что облегчает доступ в салон. И внутри, и снаружи кроссовер отличается футуристической, брутальной внешностью, которая многим понравится и сегодня.
2014: конец проекта
Как уверяет Фоменко, компании банально не хватило денег: как минимум, миллиарда (по тем временам!) рублей. Зато долгов было достаточно: к моменту банкротства накопилось 3,8 млн. долларов. В итоге компания закрыла проект и была ликвидирована.

Однако выпущенные «Маруси» (спорткары) кое-где сохранились и их все еще можно встретить на улицах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов РФ.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...