Корабли викингов – они сделали скандинавов великими мореплавателями
Викинги – легендарные воины, которых нанимали на службу даже византийские императоры. Но вы когда-нибудь задумывались, почему они достигли такого могущества? Все дело в уникальных кораблях и искусстве мореходов. Без них скандинавы и все сочувствующие им так и остались бы дикарями, вынужденными влачить жалкое существование на неплодородных северных землях.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Значение кораблей
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Таких огромных кораблей у викингов не было. Фото: Youtube.com
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Ранние лодки
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
А теперь представьте, каково оно в открытом океане на таком корабле. Фото: Youtube.com
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Конструкция
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Завидев полосатый парус, жители английских деревень старались убежать подальше. Фото: Youtube.com
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Второй ключевой особенностью кораблей викингов является цельный киль из одного ствола дерева. Это дает преимущество в прочности, но мешает увеличить размеры судна.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Типы судов
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
В дальних плаваниях людей на кораблях было немного. Фото: Youtube.com
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Драккар был самым длинным и узким судном. Фото: Youtube.com
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
Современные реплики
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Современные исследователи уже несколько раз доплывали до Америки на этих кораблях. Фото: Youtube.com
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Мореходные навыки викингов
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Смелости мореплавателей можно только позавидовать. Фото: Youtube.com
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Небольшой кнорр старался заиметь каждый знатный скандинав. Фото: Youtube.com
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...