
Корабли викингов – они сделали скандинавов великими мореплавателями
Викинги – легендарные воины, которых нанимали на службу даже византийские императоры. Но вы когда-нибудь задумывались, почему они достигли такого могущества? Все дело в уникальных кораблях и искусстве мореходов. Без них скандинавы и все сочувствующие им так и остались бы дикарями, вынужденными влачить жалкое существование на неплодородных северных землях.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Таких огромных кораблей у викингов не было. Фото: Youtube.com
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
А теперь представьте, каково оно в открытом океане на таком корабле. Фото: Youtube.com
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Завидев полосатый парус, жители английских деревень старались убежать подальше. Фото: Youtube.com
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
В дальних плаваниях людей на кораблях было немного. Фото: Youtube.com
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Драккар был самым длинным и узким судном. Фото: Youtube.com
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Современные исследователи уже несколько раз доплывали до Америки на этих кораблях. Фото: Youtube.com
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Смелости мореплавателей можно только позавидовать. Фото: Youtube.com
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Небольшой кнорр старался заиметь каждый знатный скандинав. Фото: Youtube.com
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Значение кораблей
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.

Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Ранние лодки
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.

Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Конструкция
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.

Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Второй ключевой особенностью кораблей викингов является цельный киль из одного ствола дерева. Это дает преимущество в прочности, но мешает увеличить размеры судна.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Типы судов
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.

Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…

Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
Современные реплики
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.

Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Мореходные навыки викингов
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.

Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.

Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...