Корабли викингов – они сделали скандинавов великими мореплавателями
Викинги – легендарные воины, которых нанимали на службу даже византийские императоры. Но вы когда-нибудь задумывались, почему они достигли такого могущества? Все дело в уникальных кораблях и искусстве мореходов. Без них скандинавы и все сочувствующие им так и остались бы дикарями, вынужденными влачить жалкое существование на неплодородных северных землях.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Значение кораблей
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Таких огромных кораблей у викингов не было. Фото: Youtube.com
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Ранние лодки
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
А теперь представьте, каково оно в открытом океане на таком корабле. Фото: Youtube.com
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Конструкция
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Завидев полосатый парус, жители английских деревень старались убежать подальше. Фото: Youtube.com
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Второй ключевой особенностью кораблей викингов является цельный киль из одного ствола дерева. Это дает преимущество в прочности, но мешает увеличить размеры судна.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Типы судов
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
В дальних плаваниях людей на кораблях было немного. Фото: Youtube.com
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Драккар был самым длинным и узким судном. Фото: Youtube.com
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
Современные реплики
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Современные исследователи уже несколько раз доплывали до Америки на этих кораблях. Фото: Youtube.com
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Мореходные навыки викингов
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Смелости мореплавателей можно только позавидовать. Фото: Youtube.com
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Небольшой кнорр старался заиметь каждый знатный скандинав. Фото: Youtube.com
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....