Корабли викингов – они сделали скандинавов великими мореплавателями
Викинги – легендарные воины, которых нанимали на службу даже византийские императоры. Но вы когда-нибудь задумывались, почему они достигли такого могущества? Все дело в уникальных кораблях и искусстве мореходов. Без них скандинавы и все сочувствующие им так и остались бы дикарями, вынужденными влачить жалкое существование на неплодородных северных землях.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
Сегодня мы расскажем про корабли викингов – большие лодки со щитами на бортах, головами зверей и драконов на носу. Именно они несли своих владельцев навстречу приключениям. Не обязательно военным – часто торговым или дипломатическим.
Значение кораблей
Чем северней жили скандинавские племена, тем сложнее им было выживать. Если бы не корабли, добывать пропитание на тех же Фарерских или Оркнейских островах вообще сложно. Поэтому иметь плавсредство было так же престижно, как землю.
Таких огромных кораблей у викингов не было. Фото: Youtube.com
Корабль или большая лодка годились для:
✅ Рыбалки
✅ Охоты на тюленей и гринд
✅ Торговли
✅ Разбойничьих набегов
В скандинавских странах вместо баронов и графов были конунги, в том числе и морские. Последние не имели земли в собственности, но владели несколькими кораблями, что привлекало дружину. Это заставляло считаться с ними «сильных мира сего».
В культуре и быту скандинавских народов корабли занимали почетное место. Даже дома раннего средневековья имеют форму перевернутых «коней волны».
Ранние лодки
Жители побережья Балтики всегда славились как искусные мореплаватели. Даже Тацит, описывая германские и балтийские племена, упоминал о сильном флоте у свионов. Было это в 98 году нашей эры. Интересно, что писал это римский гражданин, а в его стране корабли считались одними из лучших в мире.
А теперь представьте, каково оно в открытом океане на таком корабле. Фото: Youtube.com
Суда свионов описываются как длинные лодки с высокими носами с двух сторон. Эта особенность дает возможность быстро менять направления – двигаться как вперед, так и назад. Парусов на судах не было – они передвигались только за счет весел. Последние не крепились к бортам.
Подтверждают письменные труды римского историка Тацита наскальные рисунки, сохранившиеся до наших дней. На них видны характерные лодки-суда. Современные археологи утверждают, что рисунки датируются бронзовым веком и они ритуальные. Уже это говорит о том, что корабли даже в то время имели сакральное значение для скандинавских племен.
Конечно, те плавсредства были скорее лодками и использовались для рыбалки и охоты. Но явно скандинавы бронзового века на них же отправлялись в военные и торговые походы.
Конструкция
Возвращаясь к традиционным кораблям викингов, нужно отметить их главную особенность. Именно она давала возможность отважным мореплавателям совершать не только морские, но и океанские походы.
Завидев полосатый парус, жители английских деревень старались убежать подальше. Фото: Youtube.com
Корпус кораблей был гибким. Это достигалось за счет крепления досок обшивки к шпангоутам «канатами» из ивовых прутьев. На волнах такой корпус изгибался, но выдерживал напор. Средиземноморские галеры, например, при шторме могли просто переломиться на волне.
Второй ключевой особенностью кораблей викингов является цельный киль из одного ствола дерева. Это дает преимущество в прочности, но мешает увеличить размеры судна.
Корпус кораблей викингов достаточно легкий, осадка низкая. Это позволяло исследовать новые земли с минимальными рисками. Тяжелые суда могли сесть на мель или повредить днище о рифы. Корабли викингов часто проходили опасные места без потерь, хотя, это скорее заслуга лоцманов.
Типы судов
Викинги никогда не делили свои корабли на военные и торговые. Их флот был скорее транспортным, хотя суда обычно подготавливали и для морского боя. Модели для речных и морских походов отличались. Первые вмещали больше людей, вторые предназначались для длительных плаваний.
В дальних плаваниях людей на кораблях было немного. Фото: Youtube.com
Примерно к концу Х века корабли начали делить на три типа:
✅ Кнорры
✅ Карви
✅ Драккары
Первые считались транспортными, торговыми и океаническими. Стандартный кнорр имел экипаж из 6-8 человек, плюс несколько воинов для защиты. Основное пространство отводилось под грузы. Если предполагался набег, то на борту могло разместиться до 30 викингов.
Карви – это универсальное судно. Годилось для всего, но в меньшей мере, чем специфические кнорры и драккары. Эта особенность часто использовалась для того, чтобы ввести в заблуждение. Дескать, простой торговый корабль, внезапно превращающийся в пиратский. На борту карви могло разместиться до 60 человек, но обычно их было раза в два меньше.
Драккар – это быстроходное узкое судно. Название свое получило из-за головы дракона, чаще всего красовавшейся на носу. Средняя вместимость – около 70 человек, из них минимум 2/3 гребцы, они же воины. Самые знатные викинги и умелые бойцы на весла не садились – им нужно было беречь силы для набега. Да и не по статусу…
Драккар был самым длинным и узким судном. Фото: Youtube.com
Для постройки кораблей викингов использовали ясень и дуб. Если эти породы дерева достать не удавалось, брали сосну. Паруса делали из шерсти – как правило, они были полосатыми, но не всегда.
Современные реплики
В скандинавских странах чтят свою историю, а викинги там считаются национальными героями. Поэтому там периодически строят реплики кораблей отважных мореплавателей. Как правило, используют их для увеселительных прогулок – катают туристов.
Современные исследователи уже несколько раз доплывали до Америки на этих кораблях. Фото: Youtube.com
Самым известным кораблем современности считается «Харальд Прекрасноволосый». Это нечто среднее между кнорром и драккаром – вроде карви, но увеличенном в размерах. Строился по образу и подобию Гокстадского корабля.
В 2014 году судно благополучно доплыло до Англии и вернулось. Через пару лет совершило легендарный рейс по следам первооткрывателей Америки – Эрика Рыжего и Лейфа Эриксона.
Мореходные навыки викингов
Принято считать, что скандинавы плавали чуть ли не наобум, по каким-то определенным точкам. Все их путешествия – это чуть ли не везение. На самом деле викинги отлично ориентировались в открытом море и океане.
Смелости мореплавателей можно только позавидовать. Фото: Youtube.com
Судя по сагам, направление и местоположение своих судов скандинавы определяли по солнцу и Полярной звезде. Также упоминается некий волшебный камень, позволяющий ориентироваться в любую погоду. Считается, что это своеобразный компас, но откуда он взялся у викингов – информации нет.
В сагах устройство описывается как «солнечный камень», который опускался в воду и плавал там, указывая направление. Возможно, что это была дощечка с магнитом на ней. Скорее всего, в своих путешествиях, как правило, торговых, скандинавы доплывали до Китая, а там примитивные аналоги компаса точно существовали уже в 250 году.
Умели викинги определять географическую широту. Это нам известно благодаря сагам. Использовался прибор, называемый «солнечная доска». Его так и не нашли до сих пор.
Небольшой кнорр старался заиметь каждый знатный скандинав. Фото: Youtube.com
Долготу древние мореходы определяли по пройденному расстоянию. Соответственно, в новых походах им приходилось ориентироваться только по широте, полагаясь на свой опыт и корабли. Туманы и облака нередко путали все планы – поэтому викинги старались отправляться в плавание летом при ясной погоде.
Несмотря на свои уникальные мореходные качества, корабли скандинавов были открытые. Поэтому путешествовать на них через океан – это то еще удовольствие. В лучшем случае в середине ставили палатку, но только на больших судах.
Несмотря на это, викинги без страха и сомненья отправлялись в самые дальние рейсы. В них они набирались мореходного опыта, добывали богатство и славу. Именно уникальные корабли прославили викингов, сделав их величайшими мореплавателями своего времени.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...