ПАЗ-3202: завод хотел выпускать комфортные модели
3 878

ПАЗ-3202: завод хотел выпускать комфортные модели

Для россиян, заставших СССР, автобус Павловского завода ассоциируется с неким «сельским тружеником», чья участь заключается в преодолении загородных маршрутов, состоящих из ухабов и ям. Однако в начале 70-х конструкторы ПАЗа вдохновились комфортабельными туристическими люксовыми автобусам и решили нечто подобное построить на своем предприятии.


При разработке VIP-машины стремились к максимальному использованию узлов, агрегатов и деталей от серийной техники, уже стоявшей на конвейере. В итоге из заводских ворот весной 1971-го выехал стильный и элегантный автобус, отделанный хромом. За основу при создании новинки взяли модель «665», а также наработки, использованные в машине «Турист Люкс 8.5» (ПАЗ-665Т), которая с успехом была продемонстрирована в Ницце на девятнадцатой по счету «Международной неделе автобусов» в 1967-м году.

ПАЗ-3202: завод хотел выпускать комфортные моделиПАЗ-Турист-Люкс 8,5 тоже не стал серийным. Фото: YouTube.com

Предполагалось, что ПАЗ-3202 станет базовой моделью для целого семейства пассажирского транспорта и заменит устаревший ПАЗ-672.

Технические моменты


Новый автобус имел более объемный кузов: длина, ширина и высота составляли соответственно 7,2, 2,5 и 2,78 м. На машину, в переднюю часть, планировали установить двигатель мощностью в 130 «лошадей» от грузовика ЗиЛ. Тормозная система разрабатывалась специально, с использованием пневматики. Задний мост имел конструкцию с бортовыми редукторами: в результате такого решения высота пола в салоне с 80 см понизилась до 60 см.


В отличии от большинства туристических автобусов, ПАЗ-3202 имел переднемоторную компоновку. Фото: YouTube.com

При изготовлении кузова использовались инновационные технологии, позволившие например, сократить в 2-3 раза количество некоторых штампованных элементов – их стали делать целиковыми. К лету 1971-го собрали второй автобус. Число посадочных мест ограничено двадцатью человеками, а общая вместимость достигала 60-ти пассажиров. Шум от работающего двигателя в салоне уменьшили, поставив перегородку за водительским местом. Дополнительно в салоне установили изоляционные панели, чтобы уменьшить звуки извне. Кроме естественной вентиляции через форточки сделали еще и принудительную в виде крышных «кулеров».


«Канул в Лету»?


В 70-й и 71-й модель неоднократно упоминалась в печати. Почему машину не рекомендовали к крупномасштабному производству – неизвестно: актов приемочных испытаний не сохранилось. К 1972-му году о перспективном павловском автобусе с повышенной комфортабельностью почти забыли: исключение составляла модификация новинки – ПАЗ-672К. По сути, это была полноприводная версия ПАЗ-3202.

Полноприводная версия – ПАЗ-672К. Фото: YouTube.com

Несмотря на то, что полноприводной автобус максимально унифицировали с почти серийным ПАЗ-3101 (у него колесная формула – тоже 4х4), а по мостам с новым тогда ГАЗ-66, на конвейер машина так и не встала.

Внешне «внедорожник», предназначенный для труднопроходимых маршрутов, от своего донора отличался разве что головной оптикой и отсутствием крышных вентиляторов, которые, однако, можно было установить при необходимости. Задние и передние стекла сделали составными: так дешевле и менять легче.


Последние попытки


В 71-м появилась модификация – ПАЗ-3202Т «Турист». В нем сделали двойную перегородку в моторном отсеке, установили мягкие кресла, был даже мини-бар. Но в серию машина по непонятным причинам не пошла. Завод все же не забросил идею городского автобуса VIP-класса и начал разрабатывать следующую модель – ПАЗ-3203, которая тоже должна была стать родоначальником целого семейства.

Сплошное гнутое лобовое стекло делало производство ПАЗ дорогим. Фото: YouTube.com

А что «3202»? Некоторое время его еще можно было встретить на улицах города Павлово. По истечении эксплуатационного ресурса автобус загнали на задворки завода, а потом распилили на металлолом. Увы! До наших дней модель не дожила – ни одного экземпляра не сохранилось.
А вы что думаете о ПАЗ-3202?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...