ПАЗ-3202: завод хотел выпускать комфортные модели
Для россиян, заставших СССР, автобус Павловского завода ассоциируется с неким «сельским тружеником», чья участь заключается в преодолении загородных маршрутов, состоящих из ухабов и ям. Однако в начале 70-х конструкторы ПАЗа вдохновились комфортабельными туристическими люксовыми автобусам и решили нечто подобное построить на своем предприятии.
При разработке VIP-машины стремились к максимальному использованию узлов, агрегатов и деталей от серийной техники, уже стоявшей на конвейере. В итоге из заводских ворот весной 1971-го выехал стильный и элегантный автобус, отделанный хромом. За основу при создании новинки взяли модель «665», а также наработки, использованные в машине «Турист Люкс 8.5» (ПАЗ-665Т), которая с успехом была продемонстрирована в Ницце на девятнадцатой по счету «Международной неделе автобусов» в 1967-м году.
Предполагалось, что ПАЗ-3202 станет базовой моделью для целого семейства пассажирского транспорта и заменит устаревший ПАЗ-672.
Новый автобус имел более объемный кузов: длина, ширина и высота составляли соответственно 7,2, 2,5 и 2,78 м. На машину, в переднюю часть, планировали установить двигатель мощностью в 130 «лошадей» от грузовика ЗиЛ. Тормозная система разрабатывалась специально, с использованием пневматики. Задний мост имел конструкцию с бортовыми редукторами: в результате такого решения высота пола в салоне с 80 см понизилась до 60 см.
При изготовлении кузова использовались инновационные технологии, позволившие например, сократить в 2-3 раза количество некоторых штампованных элементов – их стали делать целиковыми. К лету 1971-го собрали второй автобус. Число посадочных мест ограничено двадцатью человеками, а общая вместимость достигала 60-ти пассажиров. Шум от работающего двигателя в салоне уменьшили, поставив перегородку за водительским местом. Дополнительно в салоне установили изоляционные панели, чтобы уменьшить звуки извне. Кроме естественной вентиляции через форточки сделали еще и принудительную в виде крышных «кулеров».
В 70-й и 71-й модель неоднократно упоминалась в печати. Почему машину не рекомендовали к крупномасштабному производству – неизвестно: актов приемочных испытаний не сохранилось. К 1972-му году о перспективном павловском автобусе с повышенной комфортабельностью почти забыли: исключение составляла модификация новинки – ПАЗ-672К. По сути, это была полноприводная версия ПАЗ-3202.
Внешне «внедорожник», предназначенный для труднопроходимых маршрутов, от своего донора отличался разве что головной оптикой и отсутствием крышных вентиляторов, которые, однако, можно было установить при необходимости. Задние и передние стекла сделали составными: так дешевле и менять легче.
В 71-м появилась модификация – ПАЗ-3202Т «Турист». В нем сделали двойную перегородку в моторном отсеке, установили мягкие кресла, был даже мини-бар. Но в серию машина по непонятным причинам не пошла. Завод все же не забросил идею городского автобуса VIP-класса и начал разрабатывать следующую модель – ПАЗ-3203, которая тоже должна была стать родоначальником целого семейства.
А что «3202»? Некоторое время его еще можно было встретить на улицах города Павлово. По истечении эксплуатационного ресурса автобус загнали на задворки завода, а потом распилили на металлолом. Увы! До наших дней модель не дожила – ни одного экземпляра не сохранилось.
При разработке VIP-машины стремились к максимальному использованию узлов, агрегатов и деталей от серийной техники, уже стоявшей на конвейере. В итоге из заводских ворот весной 1971-го выехал стильный и элегантный автобус, отделанный хромом. За основу при создании новинки взяли модель «665», а также наработки, использованные в машине «Турист Люкс 8.5» (ПАЗ-665Т), которая с успехом была продемонстрирована в Ницце на девятнадцатой по счету «Международной неделе автобусов» в 1967-м году.
ПАЗ-Турист-Люкс 8,5 тоже не стал серийным. Фото: YouTube.com
Предполагалось, что ПАЗ-3202 станет базовой моделью для целого семейства пассажирского транспорта и заменит устаревший ПАЗ-672.
Технические моменты
Новый автобус имел более объемный кузов: длина, ширина и высота составляли соответственно 7,2, 2,5 и 2,78 м. На машину, в переднюю часть, планировали установить двигатель мощностью в 130 «лошадей» от грузовика ЗиЛ. Тормозная система разрабатывалась специально, с использованием пневматики. Задний мост имел конструкцию с бортовыми редукторами: в результате такого решения высота пола в салоне с 80 см понизилась до 60 см.
В отличии от большинства туристических автобусов, ПАЗ-3202 имел переднемоторную компоновку. Фото: YouTube.com
При изготовлении кузова использовались инновационные технологии, позволившие например, сократить в 2-3 раза количество некоторых штампованных элементов – их стали делать целиковыми. К лету 1971-го собрали второй автобус. Число посадочных мест ограничено двадцатью человеками, а общая вместимость достигала 60-ти пассажиров. Шум от работающего двигателя в салоне уменьшили, поставив перегородку за водительским местом. Дополнительно в салоне установили изоляционные панели, чтобы уменьшить звуки извне. Кроме естественной вентиляции через форточки сделали еще и принудительную в виде крышных «кулеров».
«Канул в Лету»?
В 70-й и 71-й модель неоднократно упоминалась в печати. Почему машину не рекомендовали к крупномасштабному производству – неизвестно: актов приемочных испытаний не сохранилось. К 1972-му году о перспективном павловском автобусе с повышенной комфортабельностью почти забыли: исключение составляла модификация новинки – ПАЗ-672К. По сути, это была полноприводная версия ПАЗ-3202.
Полноприводная версия – ПАЗ-672К. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что полноприводной автобус максимально унифицировали с почти серийным ПАЗ-3101 (у него колесная формула – тоже 4х4), а по мостам с новым тогда ГАЗ-66, на конвейер машина так и не встала.
Внешне «внедорожник», предназначенный для труднопроходимых маршрутов, от своего донора отличался разве что головной оптикой и отсутствием крышных вентиляторов, которые, однако, можно было установить при необходимости. Задние и передние стекла сделали составными: так дешевле и менять легче.
Последние попытки
В 71-м появилась модификация – ПАЗ-3202Т «Турист». В нем сделали двойную перегородку в моторном отсеке, установили мягкие кресла, был даже мини-бар. Но в серию машина по непонятным причинам не пошла. Завод все же не забросил идею городского автобуса VIP-класса и начал разрабатывать следующую модель – ПАЗ-3203, которая тоже должна была стать родоначальником целого семейства.
Сплошное гнутое лобовое стекло делало производство ПАЗ дорогим. Фото: YouTube.com
А что «3202»? Некоторое время его еще можно было встретить на улицах города Павлово. По истечении эксплуатационного ресурса автобус загнали на задворки завода, а потом распилили на металлолом. Увы! До наших дней модель не дожила – ни одного экземпляра не сохранилось.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...