ПАЗ-3202: завод хотел выпускать комфортные модели
Для россиян, заставших СССР, автобус Павловского завода ассоциируется с неким «сельским тружеником», чья участь заключается в преодолении загородных маршрутов, состоящих из ухабов и ям. Однако в начале 70-х конструкторы ПАЗа вдохновились комфортабельными туристическими люксовыми автобусам и решили нечто подобное построить на своем предприятии.
При разработке VIP-машины стремились к максимальному использованию узлов, агрегатов и деталей от серийной техники, уже стоявшей на конвейере. В итоге из заводских ворот весной 1971-го выехал стильный и элегантный автобус, отделанный хромом. За основу при создании новинки взяли модель «665», а также наработки, использованные в машине «Турист Люкс 8.5» (ПАЗ-665Т), которая с успехом была продемонстрирована в Ницце на девятнадцатой по счету «Международной неделе автобусов» в 1967-м году.
Предполагалось, что ПАЗ-3202 станет базовой моделью для целого семейства пассажирского транспорта и заменит устаревший ПАЗ-672.
Новый автобус имел более объемный кузов: длина, ширина и высота составляли соответственно 7,2, 2,5 и 2,78 м. На машину, в переднюю часть, планировали установить двигатель мощностью в 130 «лошадей» от грузовика ЗиЛ. Тормозная система разрабатывалась специально, с использованием пневматики. Задний мост имел конструкцию с бортовыми редукторами: в результате такого решения высота пола в салоне с 80 см понизилась до 60 см.
При изготовлении кузова использовались инновационные технологии, позволившие например, сократить в 2-3 раза количество некоторых штампованных элементов – их стали делать целиковыми. К лету 1971-го собрали второй автобус. Число посадочных мест ограничено двадцатью человеками, а общая вместимость достигала 60-ти пассажиров. Шум от работающего двигателя в салоне уменьшили, поставив перегородку за водительским местом. Дополнительно в салоне установили изоляционные панели, чтобы уменьшить звуки извне. Кроме естественной вентиляции через форточки сделали еще и принудительную в виде крышных «кулеров».
В 70-й и 71-й модель неоднократно упоминалась в печати. Почему машину не рекомендовали к крупномасштабному производству – неизвестно: актов приемочных испытаний не сохранилось. К 1972-му году о перспективном павловском автобусе с повышенной комфортабельностью почти забыли: исключение составляла модификация новинки – ПАЗ-672К. По сути, это была полноприводная версия ПАЗ-3202.
Внешне «внедорожник», предназначенный для труднопроходимых маршрутов, от своего донора отличался разве что головной оптикой и отсутствием крышных вентиляторов, которые, однако, можно было установить при необходимости. Задние и передние стекла сделали составными: так дешевле и менять легче.
В 71-м появилась модификация – ПАЗ-3202Т «Турист». В нем сделали двойную перегородку в моторном отсеке, установили мягкие кресла, был даже мини-бар. Но в серию машина по непонятным причинам не пошла. Завод все же не забросил идею городского автобуса VIP-класса и начал разрабатывать следующую модель – ПАЗ-3203, которая тоже должна была стать родоначальником целого семейства.
А что «3202»? Некоторое время его еще можно было встретить на улицах города Павлово. По истечении эксплуатационного ресурса автобус загнали на задворки завода, а потом распилили на металлолом. Увы! До наших дней модель не дожила – ни одного экземпляра не сохранилось.
При разработке VIP-машины стремились к максимальному использованию узлов, агрегатов и деталей от серийной техники, уже стоявшей на конвейере. В итоге из заводских ворот весной 1971-го выехал стильный и элегантный автобус, отделанный хромом. За основу при создании новинки взяли модель «665», а также наработки, использованные в машине «Турист Люкс 8.5» (ПАЗ-665Т), которая с успехом была продемонстрирована в Ницце на девятнадцатой по счету «Международной неделе автобусов» в 1967-м году.
ПАЗ-Турист-Люкс 8,5 тоже не стал серийным. Фото: YouTube.com
Предполагалось, что ПАЗ-3202 станет базовой моделью для целого семейства пассажирского транспорта и заменит устаревший ПАЗ-672.
Технические моменты
Новый автобус имел более объемный кузов: длина, ширина и высота составляли соответственно 7,2, 2,5 и 2,78 м. На машину, в переднюю часть, планировали установить двигатель мощностью в 130 «лошадей» от грузовика ЗиЛ. Тормозная система разрабатывалась специально, с использованием пневматики. Задний мост имел конструкцию с бортовыми редукторами: в результате такого решения высота пола в салоне с 80 см понизилась до 60 см.
В отличии от большинства туристических автобусов, ПАЗ-3202 имел переднемоторную компоновку. Фото: YouTube.com
При изготовлении кузова использовались инновационные технологии, позволившие например, сократить в 2-3 раза количество некоторых штампованных элементов – их стали делать целиковыми. К лету 1971-го собрали второй автобус. Число посадочных мест ограничено двадцатью человеками, а общая вместимость достигала 60-ти пассажиров. Шум от работающего двигателя в салоне уменьшили, поставив перегородку за водительским местом. Дополнительно в салоне установили изоляционные панели, чтобы уменьшить звуки извне. Кроме естественной вентиляции через форточки сделали еще и принудительную в виде крышных «кулеров».
«Канул в Лету»?
В 70-й и 71-й модель неоднократно упоминалась в печати. Почему машину не рекомендовали к крупномасштабному производству – неизвестно: актов приемочных испытаний не сохранилось. К 1972-му году о перспективном павловском автобусе с повышенной комфортабельностью почти забыли: исключение составляла модификация новинки – ПАЗ-672К. По сути, это была полноприводная версия ПАЗ-3202.
Полноприводная версия – ПАЗ-672К. Фото: YouTube.com
Несмотря на то, что полноприводной автобус максимально унифицировали с почти серийным ПАЗ-3101 (у него колесная формула – тоже 4х4), а по мостам с новым тогда ГАЗ-66, на конвейер машина так и не встала.
Внешне «внедорожник», предназначенный для труднопроходимых маршрутов, от своего донора отличался разве что головной оптикой и отсутствием крышных вентиляторов, которые, однако, можно было установить при необходимости. Задние и передние стекла сделали составными: так дешевле и менять легче.
Последние попытки
В 71-м появилась модификация – ПАЗ-3202Т «Турист». В нем сделали двойную перегородку в моторном отсеке, установили мягкие кресла, был даже мини-бар. Но в серию машина по непонятным причинам не пошла. Завод все же не забросил идею городского автобуса VIP-класса и начал разрабатывать следующую модель – ПАЗ-3203, которая тоже должна была стать родоначальником целого семейства.
Сплошное гнутое лобовое стекло делало производство ПАЗ дорогим. Фото: YouTube.com
А что «3202»? Некоторое время его еще можно было встретить на улицах города Павлово. По истечении эксплуатационного ресурса автобус загнали на задворки завода, а потом распилили на металлолом. Увы! До наших дней модель не дожила – ни одного экземпляра не сохранилось.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...