Совавтопром и пластиковая эпопея
Шестидесятые годы минувшего века – эпоха, когда мир с увлечением использовал достижения «большой химии» где только возможно – и автомобильная промышленность не стала исключением. Стеклопластик – прочный материал, которому не страшна коррозия. Поэтому способ использования напрашивался сам собой – изготовление кузова машины целиком или его отдельных элементов.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
Renault Caravelle выпускался до 1968-го года. Фото: YouTube.com
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
ЗиЛ-112
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Первый вариант ЗиЛ-112 с пластиковым верхом. Фото: YouTube.com
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
Очередная версия спорткара – ЗиЛ-112С. Фото: YouTube.com
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
Потомок ЗиЛ-49042 – «Синяя птица» и сегодня используется в МЧС. Фото: YouTube.com
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
«Москвич» и мотоколяски СЗА
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
В серию пошел «Москвич-423» с металлической верхней задней частью. Фото: YouTube.com
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
От «моргуновки» мотоколяску отличает только пластиковая крыша. Фото: YouTube.com
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Эксперименты от НАМИ
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
Внедорожник на базе ЗАЗ-965 в серию так и не пошел. Фото: YouTube.com
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
«Целина» рядом со своим донором. Фото: YouTube.com
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
КД «Спорт-900»
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
Когда-то «крутая» машина сегодня оказалась никому не нужной... Фото: YouTube.com
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Микроавтобус «Старт»
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Большая часть микроавтобусов эксплуатировалась в Крыму. Фото: YouTube.com
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
УАЗ
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Пластиковый УАЗ мог быть и таким. Фото: YouTube.com
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
РАФ
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
Рижские пластиковые микроавтобусы собирали на базе серийного РАФ-977Д. Фото: YouTube.com
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Автобусы
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Этот экземпляр «Львов-2» испытывали в реальных условиях. Фото: YouTube.com
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Почему авто с кузовом из стеклопластика не шли в масштабное производство?
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....