Совавтопром и пластиковая эпопея
Шестидесятые годы минувшего века – эпоха, когда мир с увлечением использовал достижения «большой химии» где только возможно – и автомобильная промышленность не стала исключением. Стеклопластик – прочный материал, которому не страшна коррозия. Поэтому способ использования напрашивался сам собой – изготовление кузова машины целиком или его отдельных элементов.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
Renault Caravelle выпускался до 1968-го года. Фото: YouTube.com
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
ЗиЛ-112
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Первый вариант ЗиЛ-112 с пластиковым верхом. Фото: YouTube.com
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
Очередная версия спорткара – ЗиЛ-112С. Фото: YouTube.com
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
Потомок ЗиЛ-49042 – «Синяя птица» и сегодня используется в МЧС. Фото: YouTube.com
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
«Москвич» и мотоколяски СЗА
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
В серию пошел «Москвич-423» с металлической верхней задней частью. Фото: YouTube.com
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
От «моргуновки» мотоколяску отличает только пластиковая крыша. Фото: YouTube.com
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Эксперименты от НАМИ
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
Внедорожник на базе ЗАЗ-965 в серию так и не пошел. Фото: YouTube.com
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
«Целина» рядом со своим донором. Фото: YouTube.com
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
КД «Спорт-900»
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
Когда-то «крутая» машина сегодня оказалась никому не нужной... Фото: YouTube.com
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Микроавтобус «Старт»
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Большая часть микроавтобусов эксплуатировалась в Крыму. Фото: YouTube.com
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
УАЗ
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Пластиковый УАЗ мог быть и таким. Фото: YouTube.com
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
РАФ
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
Рижские пластиковые микроавтобусы собирали на базе серийного РАФ-977Д. Фото: YouTube.com
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Автобусы
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Этот экземпляр «Львов-2» испытывали в реальных условиях. Фото: YouTube.com
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Почему авто с кузовом из стеклопластика не шли в масштабное производство?
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Тайна последнего пристанища для сотен автомобилей на краю земли
На Чукотке, вдали от цивилизации, скрывается удивительное автомобильное кладбище, привлекающее своими масштабами и загадками. Здесь оставлены сотни машин – от...
АК-3: военная реплика или учебно-тренировочный самолет
Новый УТС внешне очень похож на Як-3: производитель уверяет, что на платформе этой машины можно собрать любой самолет Второй мировой. А что внутри учебного...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Двигатели для SSJ-100, Ту-214 и Ил-96-300 начнут выпускать и тестировать быстрее
На Пермском заводе ускорят испытания гидромеханических агрегатов. Также будут оптимизированы другие этапы производственного цикла....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
«Еловый Гусь» – 98 метров размах крыльев, тонны древесины и самый короткий полет в истории авиации
Речь о самом большой в мире самолете, построенном из дерева. Все подробности о проекте читайте в нашем материале....
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Будущее поршневых авиадвигателей и особенности работы турбовентиляторных моторов
Есть мнение, что поршневые пропеллерные двигатели давно устарели и нет у них будущего. Это не так – в малой авиации они все равно еще долго будут «править...
Названы сроки выпуска первого белорусского самолета
Реализация проекта уже началась. Также стал известен ожидаемый тираж воздушного судна и объем дополнительного финансирования....
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Представлен новый российский пикап – ждем рамный минивэн на его шасси
Мотор Isuzu и возможность установки на шасси специального оборудования. Пикап обещают сделать доступным....