Совавтопром и пластиковая эпопея
Шестидесятые годы минувшего века – эпоха, когда мир с увлечением использовал достижения «большой химии» где только возможно – и автомобильная промышленность не стала исключением. Стеклопластик – прочный материал, которому не страшна коррозия. Поэтому способ использования напрашивался сам собой – изготовление кузова машины целиком или его отдельных элементов.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
Renault Caravelle выпускался до 1968-го года. Фото: YouTube.com
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
ЗиЛ-112
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Первый вариант ЗиЛ-112 с пластиковым верхом. Фото: YouTube.com
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
Очередная версия спорткара – ЗиЛ-112С. Фото: YouTube.com
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
Потомок ЗиЛ-49042 – «Синяя птица» и сегодня используется в МЧС. Фото: YouTube.com
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
«Москвич» и мотоколяски СЗА
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
В серию пошел «Москвич-423» с металлической верхней задней частью. Фото: YouTube.com
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
От «моргуновки» мотоколяску отличает только пластиковая крыша. Фото: YouTube.com
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Эксперименты от НАМИ
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
Внедорожник на базе ЗАЗ-965 в серию так и не пошел. Фото: YouTube.com
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
«Целина» рядом со своим донором. Фото: YouTube.com
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
КД «Спорт-900»
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
Когда-то «крутая» машина сегодня оказалась никому не нужной... Фото: YouTube.com
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Микроавтобус «Старт»
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Большая часть микроавтобусов эксплуатировалась в Крыму. Фото: YouTube.com
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
УАЗ
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Пластиковый УАЗ мог быть и таким. Фото: YouTube.com
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
РАФ
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
Рижские пластиковые микроавтобусы собирали на базе серийного РАФ-977Д. Фото: YouTube.com
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Автобусы
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Этот экземпляр «Львов-2» испытывали в реальных условиях. Фото: YouTube.com
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Почему авто с кузовом из стеклопластика не шли в масштабное производство?
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....