
Совавтопром и пластиковая эпопея
Шестидесятые годы минувшего века – эпоха, когда мир с увлечением использовал достижения «большой химии» где только возможно – и автомобильная промышленность не стала исключением. Стеклопластик – прочный материал, которому не страшна коррозия. Поэтому способ использования напрашивался сам собой – изготовление кузова машины целиком или его отдельных элементов.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.
Renault Caravelle выпускался до 1968-го года. Фото: YouTube.com
В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).
Первый вариант ЗиЛ-112 с пластиковым верхом. Фото: YouTube.com
Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.
Очередная версия спорткара – ЗиЛ-112С. Фото: YouTube.com
ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.
Потомок ЗиЛ-49042 – «Синяя птица» и сегодня используется в МЧС. Фото: YouTube.com
А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).
В серию пошел «Москвич-423» с металлической верхней задней частью. Фото: YouTube.com
Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.
От «моргуновки» мотоколяску отличает только пластиковая крыша. Фото: YouTube.com
Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.
Внедорожник на базе ЗАЗ-965 в серию так и не пошел. Фото: YouTube.com
На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.
«Целина» рядом со своим донором. Фото: YouTube.com
В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».
Когда-то «крутая» машина сегодня оказалась никому не нужной... Фото: YouTube.com
В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».
Большая часть микроавтобусов эксплуатировалась в Крыму. Фото: YouTube.com
Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.
Пластиковый УАЗ мог быть и таким. Фото: YouTube.com
Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.
Рижские пластиковые микроавтобусы собирали на базе серийного РАФ-977Д. Фото: YouTube.com
В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.
Этот экземпляр «Львов-2» испытывали в реальных условиях. Фото: YouTube.com
Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
Среди наиболее известных моделей 60-х на Западе – Chevrolet Corvette, Karmann Ghia от VW, Renault Caravelle (Floride), а также Zwickau из ГДР, позднее переименованный в «Трабант». Фактически все эти машины со стеклопластиковыми кузовами создавали на базе серийных малолитражных легковушек.

В СССР от модной тенденции не только не отставали, но и занялись этим «делом» гораздо раньше – в середине 50-х.
ЗиЛ-112
Первая версия машины была выпущена еще в 1951-м году. Она получила рамный кузов, обшитый металлическими панелями. Однако по результатам гонок выяснилось, что спорткар оказался чрезмерно тяжелым. И в 1955-м решили большинство стальных панелей заменить стеклопластиковыми, что и было сделано. Автомобилю присвоили индекс ЗилЛ-112/2. Правда, позже, после полученных повреждений на соревнованиях кузов сделали алюминиевым (ЗиЛ-112/3).

Позже на заводе изготовили еще один автомобиль со стеклопластиковым кузовом и стальным каркасом – спорткар ЗиЛ-112С. Первый экземпляр показали общественности в 1961-м (начало проекта относится к 57-му году). Авто выпускали небольшим тиражом несколько лет: при этом экстерьер регулярно обновляли.

ЗиЛ выпускал и множество других моделей с кузовом из стеклопластика. Например, вездеход, ставший прототипом легендарной «Синей птицы» – модель «49042», выпущенная в 1972-м году.

А также военные тягачи ЗиЛ-135Е и ЗиЛ-135К.
«Москвич» и мотоколяски СЗА
Оба серийных транспортных средства тоже попытались подвергнуть частичной модификации. Если взглянуть на универсал «Москвич-423», создается впечатление, что его задняя часть просто «надета» на седан. Так оно когда-то и было: столичный автозавод планировал выпускать набор пластиковых деталей для самостоятельной переделки кузова. Однако из седана в универсал «превратили» только пару экземпляров (1957-й год).

Не обошли стороной экспериментаторы и такую невзрачную машину, как мотоколяска СМЗ-3. Здесь тоже провели частичную модернизацию: вместо штатного брезентового верха поставили жесткую крышу из стеклопластика, в основе которой – стальной каркас.

Позже, в 60-м, разработали модель С5А уже с полностью пластиковым кузовом. На трубчатый каркас от серийной машины навесили 7 панелей, закрепленных посредством болтов, гаек и клепок.
Эксперименты от НАМИ
Первой «ласточкой» стал микролитражный внедорожник «огонек» под индексом «049», разработанный институтом вместе с мотоциклетным заводом из Ирбита. Здесь уже все кузовные элементы сделаны из текстолита и стекловолокна. При этом в ходе изготовления в панели вставляли стальные «закладки», которые потом соединялись между собой сваркой. Такое решение позволяло при необходимости заменить поломанную деталь на новую.

На этом эксперименты НАМИ не закончились: конструкторы активно использовали шасси от «горбатого» ЗАЗ-965. И в 61-м свет увидел очередную стеклопластиковую модель «Целина» под индексом «060». Грузовичок, оснащенный движком в 26 «лошадей», мог перевозить до 300 кг груза.

В кабину пикапа помещался один пассажир. Впрочем, можно было перевезти и больше: для этого в кузове имелись скамейки.
КД «Спорт-900»
Как ни странно, но эта гоночная машина тоже была сконструирована в 1963-м году на базе «горбатого» «Запорожца». Кузовные панели выполнены из армированного пластика, «надетого» на стальной трубчатый каркас. В целях безопасности усилили крышу, заднюю и переднюю части авто. Машина имела массу кузова чуть более ста килограмм, что на столько же меньше, чем у «Запорожца».

В КБ НАМИ всего сделали то ли пять, то ли шесть опытных экземпляров. В серию спорткар «не пустили»: изготовление кузовных деталей требовало кардинального переоснащения производства, да и экстерьерчик на то время был нестандартным и даже вызывающим.
Микроавтобус «Старт»
Это, пожалуй, самый популярный автомобиль с кузовом из стеклопластика. Многие его видели в комедии Гайдая «Кавказская пленница» (заключительные кадры). Однако даже фильм, который посмотрели десятки миллионов зрителей не помог машине встать на конвейер: с 64-го по 66-й изготовили полсотни моделей. Хотя у машины были все шансы пойти в серию. Микроавтобусов тогда было мало: РАФ и УАЗ только разворачивались по данному направлению. Ходовую часть можно было изготовить в Северодонецке в авторемонтных мастерских треста, а кузов – на одном из предприятий Луганска, выпускавшим полимерную продукцию. Двигатель – «волговский».

Но эффектный внешне, по техническим параметрам «Старт» оказался никудышным. Достаточно сказать, что микроавтобус из пластика был тяжелее цельнометаллического РАФа на 25 кг, а расход горючего больше на 5 л! Были и иные недостатки, которые просто не позволили микроавтобусу пойти в серию.
УАЗ
Ульяновцы тоже не остались в стороне от новой тенденции. Только они не создавали специальную «стеклопластиковую» модель, а использовали инновационный материал на серийном УАЗ-452Д. Бескаркасный кузов разработали в НАМИ и его успешно устанавливали на автомобили, получившие индекс РПК-23. Предусматривалось использование таких машин при ремонте кабельных магистральных линий.

Сборку автомобилей наладили в Петрозаводске, в 1980-м. Пластиковые «буханки» не сходили с конвейера аж до 1998-го года!
РАФ
И здесь тоже не отставали от моды: в 1965-м разработали и выпустили опытный микроавтобус с индексом «982». По сути, это был серийный РАФ-977Д, но только с кузовом из пластиковых панелей на металлической раме. Даже внешне они практически на отличались. Но зато новинка оказалась легче и вмещал на одного человека больше.

В 1968-м рижане собрали три опытных экземпляра РАФ-982П с бескаркасным кузовом. Закончить проект удалось только в 70-м: но и он не стал серийным.
Автобусы
Общественный транспорт тоже не избежал экспериментов с пластиковым кузовом. Речь идет о модели ЛАЗ-700 («Львов-2») – позже проект переименовали в ЛАЗ-698. Экспериментальную модель построили в 1964-м. В плане технической части это был серийный ЛАЗ-695В «Львов». Машина имела десятиметровый кузов, в котором крыша, моторный отсек и передняя часть выполнены из стеклопластика.

Наружные панели фиксировались на стальной раме при помощи …клея. Машину испытывали на городских улицах в течение полугода. Однако в результате решили, что процесс производства пластиковых панелей чрезмерно трудоемкий и, как следствие, затратный. Проект закрыли.
Почему авто с кузовом из стеклопластика не шли в масштабное производство?
Причин было много и одна из них – быстрое старение материала. Уже через 25-30 тыс. км пробега кузов покрывался мелкими трещинами, стеклопластик терял свои эксплуатационные качества, делался хрупким. Известен случай, когда на одном из «Стартов» аккумулятор проломил свою площадку, упав вниз. Кузов при интенсивной эксплуатации деформировался: двери провисали, переставали закрываться, стекла выпадали само по себе. Нужен был более качественный пластик, который стали производить гораздо позже. Но стоил он уже дороже металла.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...