Корабельный бульб – зачем этот «баклажан» под килем?
Эту штуковину, расположенную ниже ватерлинии, видно не всегда, к тому же есть она далеко не у каждого судна. Однако у многих, кто заметил корабельный бульб, нередко случается приступ смеха: настолько нелепо выглядит конструкция, напоминающая огромный баклажан. Так для чего она нужна?
При движении по воде нос любого корабля создает волны с т. н. положительной амплитудой. Они формируют впереди зону высокого давления, которая буквально давит на судно, тормозя его, мешая маневрировать и заставляя тратить горючее на преодоление этого сопротивления. Подобное положение дел было замечено в начале ХХ века и корабелы решили исправить ситуацию.
Это был инженер из США – Дэвид Тейлор. Именно он разработал странную конструкцию и опробовал ее в 1910-м году на военном судне – линкоре «Делавэр». Не исключено, что прообразом бульба послужили суда древних викингов, у которых нижняя часть, как бы продолжая киль, сильно выдавалась вперед. Примером может служить и всем известная «Аврора» с носом «наоборот».
Курсируя по Атлантике, Delawar показал завидные мореходные качества. В 1917-м корабль с оригинальным элементом отплыл в Англию, чтобы укрепить флот Ее Величества во время Первой мировой войны. Однако в боях линкор таки и не принял участия: Великобритания и Германия напрямую в конфронтации не входили. Кораблю пришлось вернуться на родину, где он продолжал заниматься «извозом», доставляя различные делегации от одного морского порта в другой по всему миру.
На гражданском судне бульб впервые установили в 1920-м году. «Счастливцем» стал лайнер Bremen. Корабль по своим мореходным качествам среди «одноклассников» тоже отличался в лучшую сторону.
Особенно тогдашних корабелов впечатляли успехи французского лайнера «Нормандия» с бульбом, сумевшего «обставить» по скорости своего главного конкурента – английское судно «Куин Мэри». И это несмотря на то, что последнее было меньше по габаритам и обладало двигателем, который превосходил агрегат соперника по мощности на 30 %.
Однако, как это ни странно, в то время бульб так и не получил широкого распространения. Отношение к этой конструкции изменилось гораздо позже: после того, как в судостроении стали применять компьютерное моделирование с соответствующими расчетами.
Обычно каплевидный наконечник скрыт под водой. Его округла форма помогает создавать волну с противоположной, отрицательной амплитудой, в результате чего та, что с положительной, гасится. Однако работоспособность подобной конструкции доказана лишь на крупногабаритных и скоростных судах: эффект достижим при длине корабля от 15 м (по ватрелинии) и развиваемой скорости, начиная с 25 узлов.
В этом случае водное транспортное средство будет двигаться быстрее на 3-4 км/ч, плюс экономия топлива на 10-15 %. А это очень много: для крупнотоннажного флота сокращение трат на горючее может достигать десятков миллионов долларов. Да, и еще: на судне с каплевидным дополнением меньше ощущается качка, что важно, например, для круизных лайнеров. Именно поэтому конструкцию используют чуть ли не на каждом сегодня строящемся большом корабле. Но для маломерных судов бульб бесполезен.
При движении по воде нос любого корабля создает волны с т. н. положительной амплитудой. Они формируют впереди зону высокого давления, которая буквально давит на судно, тормозя его, мешая маневрировать и заставляя тратить горючее на преодоление этого сопротивления. Подобное положение дел было замечено в начале ХХ века и корабелы решили исправить ситуацию.
Кто придумал бульб?
Это был инженер из США – Дэвид Тейлор. Именно он разработал странную конструкцию и опробовал ее в 1910-м году на военном судне – линкоре «Делавэр». Не исключено, что прообразом бульба послужили суда древних викингов, у которых нижняя часть, как бы продолжая киль, сильно выдавалась вперед. Примером может служить и всем известная «Аврора» с носом «наоборот».
Американец Тейлор, создавший бульб. Фото: YouTube.com
Курсируя по Атлантике, Delawar показал завидные мореходные качества. В 1917-м корабль с оригинальным элементом отплыл в Англию, чтобы укрепить флот Ее Величества во время Первой мировой войны. Однако в боях линкор таки и не принял участия: Великобритания и Германия напрямую в конфронтации не входили. Кораблю пришлось вернуться на родину, где он продолжал заниматься «извозом», доставляя различные делегации от одного морского порта в другой по всему миру.
Слово «бульб» (bulbe) пришло из Франции и в современном языке означает «утолщение», а переводится, как «луковица». Такая конструкция применяется как на морских судах, так и в строительстве: на балках, фермах или колоннах.
На гражданском судне бульб впервые установили в 1920-м году. «Счастливцем» стал лайнер Bremen. Корабль по своим мореходным качествам среди «одноклассников» тоже отличался в лучшую сторону.
Бремен – первое гражданское судно с бульбом. Фото: YouTube.com
Особенно тогдашних корабелов впечатляли успехи французского лайнера «Нормандия» с бульбом, сумевшего «обставить» по скорости своего главного конкурента – английское судно «Куин Мэри». И это несмотря на то, что последнее было меньше по габаритам и обладало двигателем, который превосходил агрегат соперника по мощности на 30 %.
Идею использовали японцы, установив конструкцию на свои военные суда: крейсер «Оёдо» и линкор «Ямато». Но достижения страны Восходящего солнца так и не попали на Запад, а после Второй мировой войны чертежи и документация оказались утерянными.
Долгие годы в возможности бульба не верили. Фото: YouTube.com
Однако, как это ни странно, в то время бульб так и не получил широкого распространения. Отношение к этой конструкции изменилось гораздо позже: после того, как в судостроении стали применять компьютерное моделирование с соответствующими расчетами.
Как работает бульб
Обычно каплевидный наконечник скрыт под водой. Его округла форма помогает создавать волну с противоположной, отрицательной амплитудой, в результате чего та, что с положительной, гасится. Однако работоспособность подобной конструкции доказана лишь на крупногабаритных и скоростных судах: эффект достижим при длине корабля от 15 м (по ватрелинии) и развиваемой скорости, начиная с 25 узлов.
Бульб создает волну с противоположной амплитудой. Фото: YouTube.com
В этом случае водное транспортное средство будет двигаться быстрее на 3-4 км/ч, плюс экономия топлива на 10-15 %. А это очень много: для крупнотоннажного флота сокращение трат на горючее может достигать десятков миллионов долларов. Да, и еще: на судне с каплевидным дополнением меньше ощущается качка, что важно, например, для круизных лайнеров. Именно поэтому конструкцию используют чуть ли не на каждом сегодня строящемся большом корабле. Но для маломерных судов бульб бесполезен.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....