Корабельный бульб – зачем этот «баклажан» под килем?
Эту штуковину, расположенную ниже ватерлинии, видно не всегда, к тому же есть она далеко не у каждого судна. Однако у многих, кто заметил корабельный бульб, нередко случается приступ смеха: настолько нелепо выглядит конструкция, напоминающая огромный баклажан. Так для чего она нужна?
При движении по воде нос любого корабля создает волны с т. н. положительной амплитудой. Они формируют впереди зону высокого давления, которая буквально давит на судно, тормозя его, мешая маневрировать и заставляя тратить горючее на преодоление этого сопротивления. Подобное положение дел было замечено в начале ХХ века и корабелы решили исправить ситуацию.
Это был инженер из США – Дэвид Тейлор. Именно он разработал странную конструкцию и опробовал ее в 1910-м году на военном судне – линкоре «Делавэр». Не исключено, что прообразом бульба послужили суда древних викингов, у которых нижняя часть, как бы продолжая киль, сильно выдавалась вперед. Примером может служить и всем известная «Аврора» с носом «наоборот».
Курсируя по Атлантике, Delawar показал завидные мореходные качества. В 1917-м корабль с оригинальным элементом отплыл в Англию, чтобы укрепить флот Ее Величества во время Первой мировой войны. Однако в боях линкор таки и не принял участия: Великобритания и Германия напрямую в конфронтации не входили. Кораблю пришлось вернуться на родину, где он продолжал заниматься «извозом», доставляя различные делегации от одного морского порта в другой по всему миру.
На гражданском судне бульб впервые установили в 1920-м году. «Счастливцем» стал лайнер Bremen. Корабль по своим мореходным качествам среди «одноклассников» тоже отличался в лучшую сторону.
Особенно тогдашних корабелов впечатляли успехи французского лайнера «Нормандия» с бульбом, сумевшего «обставить» по скорости своего главного конкурента – английское судно «Куин Мэри». И это несмотря на то, что последнее было меньше по габаритам и обладало двигателем, который превосходил агрегат соперника по мощности на 30 %.
Однако, как это ни странно, в то время бульб так и не получил широкого распространения. Отношение к этой конструкции изменилось гораздо позже: после того, как в судостроении стали применять компьютерное моделирование с соответствующими расчетами.
Обычно каплевидный наконечник скрыт под водой. Его округла форма помогает создавать волну с противоположной, отрицательной амплитудой, в результате чего та, что с положительной, гасится. Однако работоспособность подобной конструкции доказана лишь на крупногабаритных и скоростных судах: эффект достижим при длине корабля от 15 м (по ватрелинии) и развиваемой скорости, начиная с 25 узлов.
В этом случае водное транспортное средство будет двигаться быстрее на 3-4 км/ч, плюс экономия топлива на 10-15 %. А это очень много: для крупнотоннажного флота сокращение трат на горючее может достигать десятков миллионов долларов. Да, и еще: на судне с каплевидным дополнением меньше ощущается качка, что важно, например, для круизных лайнеров. Именно поэтому конструкцию используют чуть ли не на каждом сегодня строящемся большом корабле. Но для маломерных судов бульб бесполезен.
При движении по воде нос любого корабля создает волны с т. н. положительной амплитудой. Они формируют впереди зону высокого давления, которая буквально давит на судно, тормозя его, мешая маневрировать и заставляя тратить горючее на преодоление этого сопротивления. Подобное положение дел было замечено в начале ХХ века и корабелы решили исправить ситуацию.
Кто придумал бульб?
Это был инженер из США – Дэвид Тейлор. Именно он разработал странную конструкцию и опробовал ее в 1910-м году на военном судне – линкоре «Делавэр». Не исключено, что прообразом бульба послужили суда древних викингов, у которых нижняя часть, как бы продолжая киль, сильно выдавалась вперед. Примером может служить и всем известная «Аврора» с носом «наоборот».
Американец Тейлор, создавший бульб. Фото: YouTube.com
Курсируя по Атлантике, Delawar показал завидные мореходные качества. В 1917-м корабль с оригинальным элементом отплыл в Англию, чтобы укрепить флот Ее Величества во время Первой мировой войны. Однако в боях линкор таки и не принял участия: Великобритания и Германия напрямую в конфронтации не входили. Кораблю пришлось вернуться на родину, где он продолжал заниматься «извозом», доставляя различные делегации от одного морского порта в другой по всему миру.
Слово «бульб» (bulbe) пришло из Франции и в современном языке означает «утолщение», а переводится, как «луковица». Такая конструкция применяется как на морских судах, так и в строительстве: на балках, фермах или колоннах.
На гражданском судне бульб впервые установили в 1920-м году. «Счастливцем» стал лайнер Bremen. Корабль по своим мореходным качествам среди «одноклассников» тоже отличался в лучшую сторону.
Бремен – первое гражданское судно с бульбом. Фото: YouTube.com
Особенно тогдашних корабелов впечатляли успехи французского лайнера «Нормандия» с бульбом, сумевшего «обставить» по скорости своего главного конкурента – английское судно «Куин Мэри». И это несмотря на то, что последнее было меньше по габаритам и обладало двигателем, который превосходил агрегат соперника по мощности на 30 %.
Идею использовали японцы, установив конструкцию на свои военные суда: крейсер «Оёдо» и линкор «Ямато». Но достижения страны Восходящего солнца так и не попали на Запад, а после Второй мировой войны чертежи и документация оказались утерянными.
Долгие годы в возможности бульба не верили. Фото: YouTube.com
Однако, как это ни странно, в то время бульб так и не получил широкого распространения. Отношение к этой конструкции изменилось гораздо позже: после того, как в судостроении стали применять компьютерное моделирование с соответствующими расчетами.
Как работает бульб
Обычно каплевидный наконечник скрыт под водой. Его округла форма помогает создавать волну с противоположной, отрицательной амплитудой, в результате чего та, что с положительной, гасится. Однако работоспособность подобной конструкции доказана лишь на крупногабаритных и скоростных судах: эффект достижим при длине корабля от 15 м (по ватрелинии) и развиваемой скорости, начиная с 25 узлов.
Бульб создает волну с противоположной амплитудой. Фото: YouTube.com
В этом случае водное транспортное средство будет двигаться быстрее на 3-4 км/ч, плюс экономия топлива на 10-15 %. А это очень много: для крупнотоннажного флота сокращение трат на горючее может достигать десятков миллионов долларов. Да, и еще: на судне с каплевидным дополнением меньше ощущается качка, что важно, например, для круизных лайнеров. Именно поэтому конструкцию используют чуть ли не на каждом сегодня строящемся большом корабле. Но для маломерных судов бульб бесполезен.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...