Корабельный бульб – зачем этот «баклажан» под килем?
Эту штуковину, расположенную ниже ватерлинии, видно не всегда, к тому же есть она далеко не у каждого судна. Однако у многих, кто заметил корабельный бульб, нередко случается приступ смеха: настолько нелепо выглядит конструкция, напоминающая огромный баклажан. Так для чего она нужна?
При движении по воде нос любого корабля создает волны с т. н. положительной амплитудой. Они формируют впереди зону высокого давления, которая буквально давит на судно, тормозя его, мешая маневрировать и заставляя тратить горючее на преодоление этого сопротивления. Подобное положение дел было замечено в начале ХХ века и корабелы решили исправить ситуацию.
Это был инженер из США – Дэвид Тейлор. Именно он разработал странную конструкцию и опробовал ее в 1910-м году на военном судне – линкоре «Делавэр». Не исключено, что прообразом бульба послужили суда древних викингов, у которых нижняя часть, как бы продолжая киль, сильно выдавалась вперед. Примером может служить и всем известная «Аврора» с носом «наоборот».
Курсируя по Атлантике, Delawar показал завидные мореходные качества. В 1917-м корабль с оригинальным элементом отплыл в Англию, чтобы укрепить флот Ее Величества во время Первой мировой войны. Однако в боях линкор таки и не принял участия: Великобритания и Германия напрямую в конфронтации не входили. Кораблю пришлось вернуться на родину, где он продолжал заниматься «извозом», доставляя различные делегации от одного морского порта в другой по всему миру.
На гражданском судне бульб впервые установили в 1920-м году. «Счастливцем» стал лайнер Bremen. Корабль по своим мореходным качествам среди «одноклассников» тоже отличался в лучшую сторону.
Особенно тогдашних корабелов впечатляли успехи французского лайнера «Нормандия» с бульбом, сумевшего «обставить» по скорости своего главного конкурента – английское судно «Куин Мэри». И это несмотря на то, что последнее было меньше по габаритам и обладало двигателем, который превосходил агрегат соперника по мощности на 30 %.
Однако, как это ни странно, в то время бульб так и не получил широкого распространения. Отношение к этой конструкции изменилось гораздо позже: после того, как в судостроении стали применять компьютерное моделирование с соответствующими расчетами.
Обычно каплевидный наконечник скрыт под водой. Его округла форма помогает создавать волну с противоположной, отрицательной амплитудой, в результате чего та, что с положительной, гасится. Однако работоспособность подобной конструкции доказана лишь на крупногабаритных и скоростных судах: эффект достижим при длине корабля от 15 м (по ватрелинии) и развиваемой скорости, начиная с 25 узлов.
В этом случае водное транспортное средство будет двигаться быстрее на 3-4 км/ч, плюс экономия топлива на 10-15 %. А это очень много: для крупнотоннажного флота сокращение трат на горючее может достигать десятков миллионов долларов. Да, и еще: на судне с каплевидным дополнением меньше ощущается качка, что важно, например, для круизных лайнеров. Именно поэтому конструкцию используют чуть ли не на каждом сегодня строящемся большом корабле. Но для маломерных судов бульб бесполезен.
При движении по воде нос любого корабля создает волны с т. н. положительной амплитудой. Они формируют впереди зону высокого давления, которая буквально давит на судно, тормозя его, мешая маневрировать и заставляя тратить горючее на преодоление этого сопротивления. Подобное положение дел было замечено в начале ХХ века и корабелы решили исправить ситуацию.
Кто придумал бульб?
Это был инженер из США – Дэвид Тейлор. Именно он разработал странную конструкцию и опробовал ее в 1910-м году на военном судне – линкоре «Делавэр». Не исключено, что прообразом бульба послужили суда древних викингов, у которых нижняя часть, как бы продолжая киль, сильно выдавалась вперед. Примером может служить и всем известная «Аврора» с носом «наоборот».
Американец Тейлор, создавший бульб. Фото: YouTube.com
Курсируя по Атлантике, Delawar показал завидные мореходные качества. В 1917-м корабль с оригинальным элементом отплыл в Англию, чтобы укрепить флот Ее Величества во время Первой мировой войны. Однако в боях линкор таки и не принял участия: Великобритания и Германия напрямую в конфронтации не входили. Кораблю пришлось вернуться на родину, где он продолжал заниматься «извозом», доставляя различные делегации от одного морского порта в другой по всему миру.
Слово «бульб» (bulbe) пришло из Франции и в современном языке означает «утолщение», а переводится, как «луковица». Такая конструкция применяется как на морских судах, так и в строительстве: на балках, фермах или колоннах.
На гражданском судне бульб впервые установили в 1920-м году. «Счастливцем» стал лайнер Bremen. Корабль по своим мореходным качествам среди «одноклассников» тоже отличался в лучшую сторону.
Бремен – первое гражданское судно с бульбом. Фото: YouTube.com
Особенно тогдашних корабелов впечатляли успехи французского лайнера «Нормандия» с бульбом, сумевшего «обставить» по скорости своего главного конкурента – английское судно «Куин Мэри». И это несмотря на то, что последнее было меньше по габаритам и обладало двигателем, который превосходил агрегат соперника по мощности на 30 %.
Идею использовали японцы, установив конструкцию на свои военные суда: крейсер «Оёдо» и линкор «Ямато». Но достижения страны Восходящего солнца так и не попали на Запад, а после Второй мировой войны чертежи и документация оказались утерянными.
Долгие годы в возможности бульба не верили. Фото: YouTube.com
Однако, как это ни странно, в то время бульб так и не получил широкого распространения. Отношение к этой конструкции изменилось гораздо позже: после того, как в судостроении стали применять компьютерное моделирование с соответствующими расчетами.
Как работает бульб
Обычно каплевидный наконечник скрыт под водой. Его округла форма помогает создавать волну с противоположной, отрицательной амплитудой, в результате чего та, что с положительной, гасится. Однако работоспособность подобной конструкции доказана лишь на крупногабаритных и скоростных судах: эффект достижим при длине корабля от 15 м (по ватрелинии) и развиваемой скорости, начиная с 25 узлов.
Бульб создает волну с противоположной амплитудой. Фото: YouTube.com
В этом случае водное транспортное средство будет двигаться быстрее на 3-4 км/ч, плюс экономия топлива на 10-15 %. А это очень много: для крупнотоннажного флота сокращение трат на горючее может достигать десятков миллионов долларов. Да, и еще: на судне с каплевидным дополнением меньше ощущается качка, что важно, например, для круизных лайнеров. Именно поэтому конструкцию используют чуть ли не на каждом сегодня строящемся большом корабле. Но для маломерных судов бульб бесполезен.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Что за «зверь» малокубатурный Н16: устройство, возможности, перспективы
Многоцилиндровыми двигателями с архитектурой V никого не удивишь. Вещь привычная, простая и понятная, чуть ли не на уровне рядного атмосферника. Конфигурация W...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
Девушка на комбайне – сложности работы и зарплата, которой на все хватает
Ходят слухи, что в сельском хозяйстве зарабатывают только те, кто такими владеет. Остальные перебиваются с хлеба на воду. Работа тяжелая, труд...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
75 процентов американских пилотов обучались именно на этом самолете. Во время Второй мировой войны этому легкому самолету также нашлось применение...
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Представлен возрожденный Renault 17 – это мощный электрокар в духе 70-х
Внешность концепта явно понравится любителям автомобилей из 70-х. Вот только станет ли он серийным?...
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....