
Якорь: зачем нужен и каким бывает
Ни одно современное морское, речное судно сегодня нельзя представить без якоря. И неважно, что перед вами: скромная резиновая лодка или огромный сухогруз, ледокол – в любом случае корабль нуждается в «тормозе», который будет надежно удерживать его в водной стихии. Откуда взялся якорь, кто его придумал и каким он бывает?
Доподлинно неизвестно, когда точно появилось это приспособление. Первые якоря делали из камня, обматывая его лианами, а потом веревками. Позже научились проделывать отверстия. Использовать железо для изготовления якорей стали примерно в VII в. до н. э. Кто его изобрел? Тут мнения историков расходятся: одни считают, что это был Евлампий из Древней Греции, другие уверены: честь изобретения якоря принадлежит скифу Анахарсису и даже фригийскому царю Мидасу.
Так выглядел каменный якорь. Фото: YouTube.com
Как бы там ни было, приспособление быстро распространилось по Средиземному морю, служившего в те времена для передвижения торговых судов. Позже якорь распространился и по всей Европе. Но откуда взялось это слово? На немецком, английском, итальянском, шведском и других языках название данного устройства звучит примерно одинаково: «анкер», «энкер», «анкури» и т. п. На русский эти слова переводятся, как «изогнутый», «изгиб». Существует ряд версий, как «анкор» превратился в «якорь». Возможно, так было удобнее говорить русскому человеку. С другой стороны, были такие слова, как «коряга» и зацеп – «закор».
Теперь они уже в прошлом. Но первые приспособления, похожие на современные, имели сначала один рог, который мог и не зацепиться за дно. Так появился специальный ныряльщик. Он должен был прыгать вслед за спускаемым якорем, чтобы «воткнуть» его в грунт. Однако такое было возможно только на небольшой глубине. Требовалось, чтобы при натяжении каната или цепи якорь сам цеплялся за дно. Так появилось «двурогое» устройство, которое считается классическим и используется по сей день.
Вроде бы единственная его функция – удержание корабля на одном месте. Однако это приспособление востребовано и в иных случаях. Например, есть «верпы», помогающие снимать судно с мели и двигаться против течения. Еще применяют т. н. «мертвые» якоря, служащие для долгого закрепления объектов на воде – буев, маячков и судов, выполняющих бурение на шельфе.
Якорь на штатном месте – в клюзе. Фото: YouTube.com
Те же устройства, что удерживают специализированные корабли (углубителей дна или добытчиков полезных ископаемых), называются «завозами». Следующий тип – вспомогательные якоря. Обычно они располагаются на корме; их функция – удержание корабля от разворота. Ну а те «железяки», что все привыкли видеть и которые «выползают» из носовых отверстий судов (клюзов), называют «становыми».
Она может быть разной, но все же главные элементы присутствуют в любом приспособлении:
✅ веретено – базовая основа изделия
✅ скоба с кольцом (рымом) нужны для соединения с тросом или цепью
✅ рога удерживают якорь в грунте и заканчиваются лапами с острием (носком)
✅ шток есть не у всех приспособлений – он нужен для их переворачивания, чтобы зацепиться за грунт, а не лечь плашмя.
Конструкции менялись в течение столетий, пока не обрели несколько современных форм.
Это только некоторые типы якорей. Фото: YouTube.com
Однако факт: все изменения, произошедшие с этим устройством, случились еще до нашей эры и вплоть до середины XIX века никаких метаморфоз не было.
Их насчитывается более пяти тысяч. Именно столько выдано официальных патентов по модернизации популярного приспособления.
Якоря, популярные у владельцев малых судов. Слева направо: якорь типа «плуг», Холла и Брюса. Фото: YouTube.com
Однако существует несколько типов якорей, встречающихся наиболее часто.
Самая настоящая «классика». Свое наименования изделие получило в 1821-м году. Тогда данный тип удерживающего устройство одобрили для применения на кораблях в Британском Адмиралтействе.
Нередко классический адмиралтейский якорь используется, как памятник (Можайский парк культуры и отдыха). Фото: YouTube.com
Действительно: якорь подобной конструкции надежно удерживает судно на месте. Но есть и серьезные минусы:
✅ большая масса не позволяет подвешивать приспособление снаружи: его нужно перекидывать за фальшборт, сняв шток
✅ при смене ветра или течения есть риск наматывания цепи на лапу и срыва якоря
Поэтому понятно стремление моряков создать более совершенную конструкцию. При этом существовали попытки сделать якорь:
✅ разборным и без штока, что удобно при использовании, хранении
✅ с подвижными рогами для лучшего закрепления в грунте
✅ с другой конфигурацией лап
Были разработаны несколько конструкций, названных по имени их создателей.
Это приспособление станового типа, чаще всего использующегося на кораблях ВМФ. Втяжная конструкция отличается наличием поворотных лап и отлитой вместе с ними т. н. коробкой. С ней через шарниры соединяется веретено; его вал ограничен полукруглыми отверстиями. Еще есть пара шпилек, расположенных с противоположного бока. Как все это работает?
Якорь Холла хорошо подходит для рек в Средней полосе РФ. Фото: YouTube.com
После броска якорь без штока падает плашмя на грунт. Зачем начинается волочение изделия, в ходе которого лапы активно зарываются, одновременно разворачиваясь на 40-45°. Чтобы процесс шел быстрее, предусмотрены особые приливы, прижимающие изделие ко дну. В совершенных конструкциях имеются лапы, поворачивающиеся вокруг своей оси. Якорь Холла, используемый на крупных судах, способен буквально пронзить верхний илистый слой дна и углубиться на несколько метров, пока не дойдет до твердой поверхности.
Якорь Холла в работе. Фото: YouTube.com
Вроде бы все идеально, но минусы есть. Если дно неоднородное, существует риск вырывания якоря из-за его вращения при погружении. Иногда приспособление держит корабль, благодаря не «втыканию» в грунт, а за счет «сделанного» лапами бугра, что чревато вырыванием изделия. И еще один недостаток – форма лап и веретена. Из-за нее приспособление плохо влезает в клюз, который может и повредить.
Принцип его действия аналогичный: как у «коллеги», описанного выше. Но есть и отличия: корпус оснащается двумя поворотными лапами, имеющими форму треугольников. На сторонах якоря имеются приливы, не допускающие его переворачивания и помогающие плотнее лечь на дно.
Слева – якорь Денфорта. Фото: YouTube.com
Лучше всего изделие Денфорта работает на песке либо мелкокаменистом грунте. Якорь хорошо «тормозит» корабль, даже если он развернется на 360°. А удерживающая сила приспособления в 4 раза выше, чем у классического адмиралтейского изделия, имеющего такой же вес. Из минусов пользователи отмечают возможное заклинивание подвижных лап, плохую фиксацию на крупнокаменистом дне. При сильном течении приспособление может упасть совсем не там, где рассчитывали.
Зачем он нужен, если с двумя «зацепами» лучше? Это приспособление напоминает адмиралтейскую «классику», только с одним «рогом»: правда, несколько больших размеров. Подобная «штуковина» востребована на судах, передвигающихся во льдах. Единственная лапа изделия (масса в пределах 50-150 кг) может зацепляться за лунку или выступ тороса, надежно удерживая судно. А какие приспособления подойдут для небольших судов (вышеперечисленные тоже можно использовать, только меньших габаритов)?
Самый оптимальный вариант – конструкция типа «кошка». Такие использовали в средние века, идя на абордаж вражеского корабля. Якорь этого типа подходит практически для любого дна: каменистого, песчаного или даже захламленного.
Якорь-«кошка» по-своему универсален. Фото: YouTube.com
Также приспособление можно использовать для подъема утонувших сетей, тросов и иных предметов посредством траления. Некоторые конструкции складные, что удобно для хранения, перевозки. Единственный минус – изделие не подходит для крупных судов, т. к. обладает малой удерживающей силой.
Плавучий якорь в деле. Фото: YouTube.com
Также для небольших лодок подойдет т. н. плавучий якорь. Он зафиксирует ваш катер, лодку, плот носом к ветру в дрейфующем положении. Такое устройство будет полезным там, где большая глубина и обычный якорь не может достичь дна.
Из истории
Доподлинно неизвестно, когда точно появилось это приспособление. Первые якоря делали из камня, обматывая его лианами, а потом веревками. Позже научились проделывать отверстия. Использовать железо для изготовления якорей стали примерно в VII в. до н. э. Кто его изобрел? Тут мнения историков расходятся: одни считают, что это был Евлампий из Древней Греции, другие уверены: честь изобретения якоря принадлежит скифу Анахарсису и даже фригийскому царю Мидасу.

Как бы там ни было, приспособление быстро распространилось по Средиземному морю, служившего в те времена для передвижения торговых судов. Позже якорь распространился и по всей Европе. Но откуда взялось это слово? На немецком, английском, итальянском, шведском и других языках название данного устройства звучит примерно одинаково: «анкер», «энкер», «анкури» и т. п. На русский эти слова переводятся, как «изогнутый», «изгиб». Существует ряд версий, как «анкор» превратился в «якорь». Возможно, так было удобнее говорить русскому человеку. С другой стороны, были такие слова, как «коряга» и зацеп – «закор».
Якорные ныряльщики и модернизация
Теперь они уже в прошлом. Но первые приспособления, похожие на современные, имели сначала один рог, который мог и не зацепиться за дно. Так появился специальный ныряльщик. Он должен был прыгать вслед за спускаемым якорем, чтобы «воткнуть» его в грунт. Однако такое было возможно только на небольшой глубине. Требовалось, чтобы при натяжении каната или цепи якорь сам цеплялся за дно. Так появилось «двурогое» устройство, которое считается классическим и используется по сей день.
Для чего нужен якорь
Вроде бы единственная его функция – удержание корабля на одном месте. Однако это приспособление востребовано и в иных случаях. Например, есть «верпы», помогающие снимать судно с мели и двигаться против течения. Еще применяют т. н. «мертвые» якоря, служащие для долгого закрепления объектов на воде – буев, маячков и судов, выполняющих бурение на шельфе.

Те же устройства, что удерживают специализированные корабли (углубителей дна или добытчиков полезных ископаемых), называются «завозами». Следующий тип – вспомогательные якоря. Обычно они располагаются на корме; их функция – удержание корабля от разворота. Ну а те «железяки», что все привыкли видеть и которые «выползают» из носовых отверстий судов (клюзов), называют «становыми».
Конструкция
Она может быть разной, но все же главные элементы присутствуют в любом приспособлении:
✅ веретено – базовая основа изделия
✅ скоба с кольцом (рымом) нужны для соединения с тросом или цепью
✅ рога удерживают якорь в грунте и заканчиваются лапами с острием (носком)
✅ шток есть не у всех приспособлений – он нужен для их переворачивания, чтобы зацепиться за грунт, а не лечь плашмя.
Конструкции менялись в течение столетий, пока не обрели несколько современных форм.

Однако факт: все изменения, произошедшие с этим устройством, случились еще до нашей эры и вплоть до середины XIX века никаких метаморфоз не было.
Виды якорей
Их насчитывается более пяти тысяч. Именно столько выдано официальных патентов по модернизации популярного приспособления.

Однако существует несколько типов якорей, встречающихся наиболее часто.
Адмиралтейский
Самая настоящая «классика». Свое наименования изделие получило в 1821-м году. Тогда данный тип удерживающего устройство одобрили для применения на кораблях в Британском Адмиралтействе.

Действительно: якорь подобной конструкции надежно удерживает судно на месте. Но есть и серьезные минусы:
✅ большая масса не позволяет подвешивать приспособление снаружи: его нужно перекидывать за фальшборт, сняв шток
✅ при смене ветра или течения есть риск наматывания цепи на лапу и срыва якоря
Поэтому понятно стремление моряков создать более совершенную конструкцию. При этом существовали попытки сделать якорь:
✅ разборным и без штока, что удобно при использовании, хранении
✅ с подвижными рогами для лучшего закрепления в грунте
✅ с другой конфигурацией лап
Были разработаны несколько конструкций, названных по имени их создателей.
Якорь Холла
Это приспособление станового типа, чаще всего использующегося на кораблях ВМФ. Втяжная конструкция отличается наличием поворотных лап и отлитой вместе с ними т. н. коробкой. С ней через шарниры соединяется веретено; его вал ограничен полукруглыми отверстиями. Еще есть пара шпилек, расположенных с противоположного бока. Как все это работает?

После броска якорь без штока падает плашмя на грунт. Зачем начинается волочение изделия, в ходе которого лапы активно зарываются, одновременно разворачиваясь на 40-45°. Чтобы процесс шел быстрее, предусмотрены особые приливы, прижимающие изделие ко дну. В совершенных конструкциях имеются лапы, поворачивающиеся вокруг своей оси. Якорь Холла, используемый на крупных судах, способен буквально пронзить верхний илистый слой дна и углубиться на несколько метров, пока не дойдет до твердой поверхности.

Вроде бы все идеально, но минусы есть. Если дно неоднородное, существует риск вырывания якоря из-за его вращения при погружении. Иногда приспособление держит корабль, благодаря не «втыканию» в грунт, а за счет «сделанного» лапами бугра, что чревато вырыванием изделия. И еще один недостаток – форма лап и веретена. Из-за нее приспособление плохо влезает в клюз, который может и повредить.
Якорь Дэнфорта
Принцип его действия аналогичный: как у «коллеги», описанного выше. Но есть и отличия: корпус оснащается двумя поворотными лапами, имеющими форму треугольников. На сторонах якоря имеются приливы, не допускающие его переворачивания и помогающие плотнее лечь на дно.

Лучше всего изделие Денфорта работает на песке либо мелкокаменистом грунте. Якорь хорошо «тормозит» корабль, даже если он развернется на 360°. А удерживающая сила приспособления в 4 раза выше, чем у классического адмиралтейского изделия, имеющего такой же вес. Из минусов пользователи отмечают возможное заклинивание подвижных лап, плохую фиксацию на крупнокаменистом дне. При сильном течении приспособление может упасть совсем не там, где рассчитывали.
Якорь с одной лапой
Зачем он нужен, если с двумя «зацепами» лучше? Это приспособление напоминает адмиралтейскую «классику», только с одним «рогом»: правда, несколько больших размеров. Подобная «штуковина» востребована на судах, передвигающихся во льдах. Единственная лапа изделия (масса в пределах 50-150 кг) может зацепляться за лунку или выступ тороса, надежно удерживая судно. А какие приспособления подойдут для небольших судов (вышеперечисленные тоже можно использовать, только меньших габаритов)?
Якоря для лодки ПВХ
Самый оптимальный вариант – конструкция типа «кошка». Такие использовали в средние века, идя на абордаж вражеского корабля. Якорь этого типа подходит практически для любого дна: каменистого, песчаного или даже захламленного.

Также приспособление можно использовать для подъема утонувших сетей, тросов и иных предметов посредством траления. Некоторые конструкции складные, что удобно для хранения, перевозки. Единственный минус – изделие не подходит для крупных судов, т. к. обладает малой удерживающей силой.

Также для небольших лодок подойдет т. н. плавучий якорь. Он зафиксирует ваш катер, лодку, плот носом к ветру в дрейфующем положении. Такое устройство будет полезным там, где большая глубина и обычный якорь не может достичь дна.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...