
КамАЗ-4308 – покорение среднетоннажного класса
Советские заводы, выпускавшие грузовые автомобили, десятилетиями работали по одной налаженной схеме. ГАЗ и ЗиЛ делали среднетоннажные модели, а КамАЗ и МАЗ – тяжелые.
Это всех устраивало, хотя ЗиЛ периодически пытался внедрить в производство дизельный большегруз. Они его в итоге сделали, но отдали новому заводу – КамАЗу. Нехотя, конечно, по приказу «сверху».
После развала Советского Союза ЗиЛ не смог приспособиться к новым условиям. Мы не будем сейчас разбираться, почему это случилось – так получилось, или кому-то земля в центре Москвы просто очень понадобилась. Главное – это нехватка среднетоннажных грузовиков к концу 90-х, когда экономика начала возрождаться.
«Бычок» был не лучшим творением ЗиЛ, но покупали его неплохо. Фото: Youtube.com
Горьковский автомобильный завод всегда выпускал более легкие машины, чем ЗиЛ. Так что место оказалось вакантным. Завод имени Лихачева работал, хотя делал все меньше автомобилей. Например, в 2013 году с конвейеров сошло только 95 грузовиков.
России срочно нужны были среднетоннажные модели. Данную нишу начали уже заполнять зарубежные производители. Поэтому и появился КамАЗ-4308 – герой нашей сегодняшней статьи.
Интересно, что первым решил выпускать нетипичные для себя грузовики Минский автомобильный завод. Они создали «Зубренка» – МАЗ-4370. Это 6-тонная низкорамная модель, сделанная скорее ради эксперимента. Мало ли, «выстрелит». Оказалось, что минские инженеры попали в точку – новый грузовик сразу же начал пользоваться спросом. В первую очередь, за счет модификаций с кузовом типа изотерма.
Первым серийно-массовым стал МАЗ-4370. Фото: Youtube.com
Увидев, что МАЗ начинает занимать вакантное место, КамАЗ решил не отставать. Так в 2003 году появилась модель с индексом 4308.
Если «копнуть» глубже, окажется, что именно КамАЗ был первым в классе низкорамных среднетоннажников. Хотя заслуга тут скорее компании РИАТ. Еще в 1994 году они, вместе с КамАЗ, создали интересную модель с индексом 5355. Автомобиль выпускали поштучно – под заказ. Конечно, до идеала ее было далеко, но перспектива определенно имелась.
В любом случае, увидев, что некогда коллеги, а теперь главные конкуренты, решили занять место ЗиЛ, КамАЗ создал свою, похожую модель.
Она отличалась простейшим подходом:
✅ Минимальные затраты на переоборудование
✅ Использование серийных узлов и агрегатов
✅ Универсальное шасси
В итоге получился востребованный грузовик, самый легкий в модельной гамме. Низкорамная конструкция как нельзя кстати подошла для развоза продуктов по магазинам. Кроме того, на шасси автомобиля начали выпускать различную специализированную технику, в первую очередь для коммунальных служб.
А самым первым был КамАЗ-РИАТ-5355. Фото: Youtube.com
При полной массе в 11,5 тонны, снаряженный вес грузовика составил 5,85 т. При этом он получился достаточно компактным и маневренным для города. Радиус разворота – всего 8,5 метра.
Создавая новое поколение грузовиков, производитель постарался сделать его иным. Взяв стандартную кабину, добавили новый бампер, пластиковую решетку и фары Hella. Результат приятно удивил – грузовик выглядел самым красивым во всей модельной гамме.
А ведь кабина к тому времени устарела – ее выпускали не один десяток лет. Производитель сразу же прислушался к пожеланиям потенциальных клиентов. Некоторые из них жаловались, что короткая кабина не дает возможности отдохнуть. Поэтому в серию пустили и вариант со спальником.
Одна из самых современных модификаций. Фото: Youtube.com
Первые КамАЗ-4308 отличались простым дизайном внутри – голый металл на приборной панели был в порядке вещей. После рестайлинга стальные торпедо сменили на пластиковые. И вообще, заметно, что в процессе эволюции грузовик стал куда дружелюбнее к водителю. Например, появились немецкие удобные сиденья с массой регулировок и даже с пневмоподвеской.
Мотор – это главная проблема КамАЗ-4308. Для среднетоннажного грузовика у производителя нужного двигателя просто не нашлось. Впрочем, это беда большинства бывших советских заводов. Например, ГАЗ для «Газели» взял мотор от «Волги». На «Бычки» от ЗиЛ ставили силовые агрегаты ММЗ, тракторные по сути.
Кстати, КамАЗ-РИАТ-5355 получил мотор V8, который специально дефорсировали. Для среднетоннажной машины такой силовой агрегат оказался откровенно тяжелым. Поэтому многие грузовики оснащались американскими шестицилиндровыми двигателями Caterpillar и Cummins.
Двигатель КамАЗ-4308. Фото: Youtube.com
Инженеры КамАЗ начали разрабатывать свою линейку моторов. Это делалось в секрете, но репортерам в 2001 году удалось узнать, что готовятся четырех и шестицилиндровые силовые агрегаты. В качестве образцов для подражания использовали двигатели Caterpillar и Cummins.
В качестве основного партнера выбрали Cummins. В 2006 году это вылилось в создание совместного предприятия. Оно работало до недавнего времени, но в итоге зарубежный партнер прекратил сотрудничество и ушел из России под нажимом политиков. Теперь бывшее СП называется «Кама Дизель», но это совсем другая история, мы не будем ее касаться.
Изначально на КамАЗ-4308 ставили простые моторы Cummins В. Они производились на китайском СП с DongFeng, а собирались в России. Моторы класса Евро-2 с рабочим объемом 3,9 литра и мощностью 125 и 140 л. с.
Кабина уже достаточно удобная. Фото: Youtube.com
Позднее Камминз-КАМА освоил производство более современного силового агрегата – Cummins ISBe. Мотор выпускается в двух основных версиях – четырех и шестицилиндровых. Рабочий объем 4,5 и 6,7 литра соответственно. Мощностной диапазон у четырехцилиндровых версий – от 140 до 210 л. с. «Шестерки» могут похвастаться 185-300 «лошадками».
Судя по информации, полученной от производителя, локализация двигателей достигла 60 %. После февраля 2022 года КамАЗ продолжил выпускать моторы Cummins, но уже под своим брендом. Конечно, китайские комплектующие в них еще используются, но производитель старается их импортозамещать.
КамАЗ-4308 построен на основе мощной лонжеронной рамы. В подвеске используются параболические малолистовые рессоры. Для минимизации шумов установлены резиновые «подушки» на кронштейнах.
Одна из самых популярных модификаций. Фото: Youtube.com
Более современные версии КамАЗ-4308 предлагаются даже с пневматической подвеской – она отличается повышенным уровнем комфорта. Хотя, главное предназначение – это регулировка дорожного просвета. Это нужно для облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ.
В свое время КамАЗ-4308 получил массу узлов иностранного производства. Например, тормоза у него от компании Haldex – вентилируемые дисковые на все колеса с пневматическим приводом. Делалось это для того, чтобы повысить эффективность системы и сделать грузовик более конкурентоспособным на фоне зарубежных аналогов.
Коробки передач и сцепление на КамАЗ-4308 ставили немецкого производства – от ZF и Sachs. А вот ведущий мост китайский.
Главным плюсом российского среднетоннажного автомобиля является стоимость. Она ниже, чем у зарубежных аналогов. Сейчас, когда европейские бренды ушли из России, конкурентами КамАЗ-4308 выступают только грузовики китайских производителей. Им не очень доверяют, тем более, что с запчастями периодически возникают вопросы.
А это уже КамАЗ Компас – новое поколение. Фото: Youtube.com
Если брать в целом, то российские водители отзываются о КамАЗ-4308 в положительном ключе. Но бывают нарекания на работу сцепления из-за нарушения регулировки штока. Некоторые жалуются, что при полной загрузке двигатели Cummins В не отличаются динамикой, особенно при движении в гору.
КамАЗ-4308 – это современный грузовик, сохранивший главное достоинство еще советских моделей. Он ремонтопригоден в полевых условиях. Поэтому автомобиль пользуется стабильным спросом на российском рынке. Тем более сейчас, в условиях экономических санкций.
Это всех устраивало, хотя ЗиЛ периодически пытался внедрить в производство дизельный большегруз. Они его в итоге сделали, но отдали новому заводу – КамАЗу. Нехотя, конечно, по приказу «сверху».
После развала Советского Союза ЗиЛ не смог приспособиться к новым условиям. Мы не будем сейчас разбираться, почему это случилось – так получилось, или кому-то земля в центре Москвы просто очень понадобилась. Главное – это нехватка среднетоннажных грузовиков к концу 90-х, когда экономика начала возрождаться.

Горьковский автомобильный завод всегда выпускал более легкие машины, чем ЗиЛ. Так что место оказалось вакантным. Завод имени Лихачева работал, хотя делал все меньше автомобилей. Например, в 2013 году с конвейеров сошло только 95 грузовиков.
России срочно нужны были среднетоннажные модели. Данную нишу начали уже заполнять зарубежные производители. Поэтому и появился КамАЗ-4308 – герой нашей сегодняшней статьи.
История модели
Интересно, что первым решил выпускать нетипичные для себя грузовики Минский автомобильный завод. Они создали «Зубренка» – МАЗ-4370. Это 6-тонная низкорамная модель, сделанная скорее ради эксперимента. Мало ли, «выстрелит». Оказалось, что минские инженеры попали в точку – новый грузовик сразу же начал пользоваться спросом. В первую очередь, за счет модификаций с кузовом типа изотерма.

Увидев, что МАЗ начинает занимать вакантное место, КамАЗ решил не отставать. Так в 2003 году появилась модель с индексом 4308.
Если «копнуть» глубже, окажется, что именно КамАЗ был первым в классе низкорамных среднетоннажников. Хотя заслуга тут скорее компании РИАТ. Еще в 1994 году они, вместе с КамАЗ, создали интересную модель с индексом 5355. Автомобиль выпускали поштучно – под заказ. Конечно, до идеала ее было далеко, но перспектива определенно имелась.
В любом случае, увидев, что некогда коллеги, а теперь главные конкуренты, решили занять место ЗиЛ, КамАЗ создал свою, похожую модель.
Она отличалась простейшим подходом:
✅ Минимальные затраты на переоборудование
✅ Использование серийных узлов и агрегатов
✅ Универсальное шасси
В итоге получился востребованный грузовик, самый легкий в модельной гамме. Низкорамная конструкция как нельзя кстати подошла для развоза продуктов по магазинам. Кроме того, на шасси автомобиля начали выпускать различную специализированную технику, в первую очередь для коммунальных служб.

При полной массе в 11,5 тонны, снаряженный вес грузовика составил 5,85 т. При этом он получился достаточно компактным и маневренным для города. Радиус разворота – всего 8,5 метра.
Внешность
Создавая новое поколение грузовиков, производитель постарался сделать его иным. Взяв стандартную кабину, добавили новый бампер, пластиковую решетку и фары Hella. Результат приятно удивил – грузовик выглядел самым красивым во всей модельной гамме.
А ведь кабина к тому времени устарела – ее выпускали не один десяток лет. Производитель сразу же прислушался к пожеланиям потенциальных клиентов. Некоторые из них жаловались, что короткая кабина не дает возможности отдохнуть. Поэтому в серию пустили и вариант со спальником.

Первые КамАЗ-4308 отличались простым дизайном внутри – голый металл на приборной панели был в порядке вещей. После рестайлинга стальные торпедо сменили на пластиковые. И вообще, заметно, что в процессе эволюции грузовик стал куда дружелюбнее к водителю. Например, появились немецкие удобные сиденья с массой регулировок и даже с пневмоподвеской.
Двигатель
Мотор – это главная проблема КамАЗ-4308. Для среднетоннажного грузовика у производителя нужного двигателя просто не нашлось. Впрочем, это беда большинства бывших советских заводов. Например, ГАЗ для «Газели» взял мотор от «Волги». На «Бычки» от ЗиЛ ставили силовые агрегаты ММЗ, тракторные по сути.
Кстати, КамАЗ-РИАТ-5355 получил мотор V8, который специально дефорсировали. Для среднетоннажной машины такой силовой агрегат оказался откровенно тяжелым. Поэтому многие грузовики оснащались американскими шестицилиндровыми двигателями Caterpillar и Cummins.

Инженеры КамАЗ начали разрабатывать свою линейку моторов. Это делалось в секрете, но репортерам в 2001 году удалось узнать, что готовятся четырех и шестицилиндровые силовые агрегаты. В качестве образцов для подражания использовали двигатели Caterpillar и Cummins.
Вот только разработки эти закончились ничем. Руководство КамАЗ решило, что нужно развиваться по аналогии с ведущими мировыми брендами – использовать узлы и агрегаты сторонних производителей.
В качестве основного партнера выбрали Cummins. В 2006 году это вылилось в создание совместного предприятия. Оно работало до недавнего времени, но в итоге зарубежный партнер прекратил сотрудничество и ушел из России под нажимом политиков. Теперь бывшее СП называется «Кама Дизель», но это совсем другая история, мы не будем ее касаться.
Изначально на КамАЗ-4308 ставили простые моторы Cummins В. Они производились на китайском СП с DongFeng, а собирались в России. Моторы класса Евро-2 с рабочим объемом 3,9 литра и мощностью 125 и 140 л. с.

Позднее Камминз-КАМА освоил производство более современного силового агрегата – Cummins ISBe. Мотор выпускается в двух основных версиях – четырех и шестицилиндровых. Рабочий объем 4,5 и 6,7 литра соответственно. Мощностной диапазон у четырехцилиндровых версий – от 140 до 210 л. с. «Шестерки» могут похвастаться 185-300 «лошадками».
Судя по информации, полученной от производителя, локализация двигателей достигла 60 %. После февраля 2022 года КамАЗ продолжил выпускать моторы Cummins, но уже под своим брендом. Конечно, китайские комплектующие в них еще используются, но производитель старается их импортозамещать.
Другие ТТХ
КамАЗ-4308 построен на основе мощной лонжеронной рамы. В подвеске используются параболические малолистовые рессоры. Для минимизации шумов установлены резиновые «подушки» на кронштейнах.

Более современные версии КамАЗ-4308 предлагаются даже с пневматической подвеской – она отличается повышенным уровнем комфорта. Хотя, главное предназначение – это регулировка дорожного просвета. Это нужно для облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ.
В свое время КамАЗ-4308 получил массу узлов иностранного производства. Например, тормоза у него от компании Haldex – вентилируемые дисковые на все колеса с пневматическим приводом. Делалось это для того, чтобы повысить эффективность системы и сделать грузовик более конкурентоспособным на фоне зарубежных аналогов.
Коробки передач и сцепление на КамАЗ-4308 ставили немецкого производства – от ZF и Sachs. А вот ведущий мост китайский.
Достоинства и отзывы
Главным плюсом российского среднетоннажного автомобиля является стоимость. Она ниже, чем у зарубежных аналогов. Сейчас, когда европейские бренды ушли из России, конкурентами КамАЗ-4308 выступают только грузовики китайских производителей. Им не очень доверяют, тем более, что с запчастями периодически возникают вопросы.

Если брать в целом, то российские водители отзываются о КамАЗ-4308 в положительном ключе. Но бывают нарекания на работу сцепления из-за нарушения регулировки штока. Некоторые жалуются, что при полной загрузке двигатели Cummins В не отличаются динамикой, особенно при движении в гору.
КамАЗ-4308 – это современный грузовик, сохранивший главное достоинство еще советских моделей. Он ремонтопригоден в полевых условиях. Поэтому автомобиль пользуется стабильным спросом на российском рынке. Тем более сейчас, в условиях экономических санкций.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...