КамАЗ-4308 – покорение среднетоннажного класса
Советские заводы, выпускавшие грузовые автомобили, десятилетиями работали по одной налаженной схеме. ГАЗ и ЗиЛ делали среднетоннажные модели, а КамАЗ и МАЗ – тяжелые.
Это всех устраивало, хотя ЗиЛ периодически пытался внедрить в производство дизельный большегруз. Они его в итоге сделали, но отдали новому заводу – КамАЗу. Нехотя, конечно, по приказу «сверху».
После развала Советского Союза ЗиЛ не смог приспособиться к новым условиям. Мы не будем сейчас разбираться, почему это случилось – так получилось, или кому-то земля в центре Москвы просто очень понадобилась. Главное – это нехватка среднетоннажных грузовиков к концу 90-х, когда экономика начала возрождаться.
Горьковский автомобильный завод всегда выпускал более легкие машины, чем ЗиЛ. Так что место оказалось вакантным. Завод имени Лихачева работал, хотя делал все меньше автомобилей. Например, в 2013 году с конвейеров сошло только 95 грузовиков.
России срочно нужны были среднетоннажные модели. Данную нишу начали уже заполнять зарубежные производители. Поэтому и появился КамАЗ-4308 – герой нашей сегодняшней статьи.
Интересно, что первым решил выпускать нетипичные для себя грузовики Минский автомобильный завод. Они создали «Зубренка» – МАЗ-4370. Это 6-тонная низкорамная модель, сделанная скорее ради эксперимента. Мало ли, «выстрелит». Оказалось, что минские инженеры попали в точку – новый грузовик сразу же начал пользоваться спросом. В первую очередь, за счет модификаций с кузовом типа изотерма.
Увидев, что МАЗ начинает занимать вакантное место, КамАЗ решил не отставать. Так в 2003 году появилась модель с индексом 4308.
Если «копнуть» глубже, окажется, что именно КамАЗ был первым в классе низкорамных среднетоннажников. Хотя заслуга тут скорее компании РИАТ. Еще в 1994 году они, вместе с КамАЗ, создали интересную модель с индексом 5355. Автомобиль выпускали поштучно – под заказ. Конечно, до идеала ее было далеко, но перспектива определенно имелась.
В любом случае, увидев, что некогда коллеги, а теперь главные конкуренты, решили занять место ЗиЛ, КамАЗ создал свою, похожую модель.
Она отличалась простейшим подходом:
✅ Минимальные затраты на переоборудование
✅ Использование серийных узлов и агрегатов
✅ Универсальное шасси
В итоге получился востребованный грузовик, самый легкий в модельной гамме. Низкорамная конструкция как нельзя кстати подошла для развоза продуктов по магазинам. Кроме того, на шасси автомобиля начали выпускать различную специализированную технику, в первую очередь для коммунальных служб.
При полной массе в 11,5 тонны, снаряженный вес грузовика составил 5,85 т. При этом он получился достаточно компактным и маневренным для города. Радиус разворота – всего 8,5 метра.
Создавая новое поколение грузовиков, производитель постарался сделать его иным. Взяв стандартную кабину, добавили новый бампер, пластиковую решетку и фары Hella. Результат приятно удивил – грузовик выглядел самым красивым во всей модельной гамме.
А ведь кабина к тому времени устарела – ее выпускали не один десяток лет. Производитель сразу же прислушался к пожеланиям потенциальных клиентов. Некоторые из них жаловались, что короткая кабина не дает возможности отдохнуть. Поэтому в серию пустили и вариант со спальником.
Первые КамАЗ-4308 отличались простым дизайном внутри – голый металл на приборной панели был в порядке вещей. После рестайлинга стальные торпедо сменили на пластиковые. И вообще, заметно, что в процессе эволюции грузовик стал куда дружелюбнее к водителю. Например, появились немецкие удобные сиденья с массой регулировок и даже с пневмоподвеской.
Мотор – это главная проблема КамАЗ-4308. Для среднетоннажного грузовика у производителя нужного двигателя просто не нашлось. Впрочем, это беда большинства бывших советских заводов. Например, ГАЗ для «Газели» взял мотор от «Волги». На «Бычки» от ЗиЛ ставили силовые агрегаты ММЗ, тракторные по сути.
Кстати, КамАЗ-РИАТ-5355 получил мотор V8, который специально дефорсировали. Для среднетоннажной машины такой силовой агрегат оказался откровенно тяжелым. Поэтому многие грузовики оснащались американскими шестицилиндровыми двигателями Caterpillar и Cummins.
Инженеры КамАЗ начали разрабатывать свою линейку моторов. Это делалось в секрете, но репортерам в 2001 году удалось узнать, что готовятся четырех и шестицилиндровые силовые агрегаты. В качестве образцов для подражания использовали двигатели Caterpillar и Cummins.
В качестве основного партнера выбрали Cummins. В 2006 году это вылилось в создание совместного предприятия. Оно работало до недавнего времени, но в итоге зарубежный партнер прекратил сотрудничество и ушел из России под нажимом политиков. Теперь бывшее СП называется «Кама Дизель», но это совсем другая история, мы не будем ее касаться.
Изначально на КамАЗ-4308 ставили простые моторы Cummins В. Они производились на китайском СП с DongFeng, а собирались в России. Моторы класса Евро-2 с рабочим объемом 3,9 литра и мощностью 125 и 140 л. с.
Позднее Камминз-КАМА освоил производство более современного силового агрегата – Cummins ISBe. Мотор выпускается в двух основных версиях – четырех и шестицилиндровых. Рабочий объем 4,5 и 6,7 литра соответственно. Мощностной диапазон у четырехцилиндровых версий – от 140 до 210 л. с. «Шестерки» могут похвастаться 185-300 «лошадками».
Судя по информации, полученной от производителя, локализация двигателей достигла 60 %. После февраля 2022 года КамАЗ продолжил выпускать моторы Cummins, но уже под своим брендом. Конечно, китайские комплектующие в них еще используются, но производитель старается их импортозамещать.
КамАЗ-4308 построен на основе мощной лонжеронной рамы. В подвеске используются параболические малолистовые рессоры. Для минимизации шумов установлены резиновые «подушки» на кронштейнах.
Более современные версии КамАЗ-4308 предлагаются даже с пневматической подвеской – она отличается повышенным уровнем комфорта. Хотя, главное предназначение – это регулировка дорожного просвета. Это нужно для облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ.
В свое время КамАЗ-4308 получил массу узлов иностранного производства. Например, тормоза у него от компании Haldex – вентилируемые дисковые на все колеса с пневматическим приводом. Делалось это для того, чтобы повысить эффективность системы и сделать грузовик более конкурентоспособным на фоне зарубежных аналогов.
Коробки передач и сцепление на КамАЗ-4308 ставили немецкого производства – от ZF и Sachs. А вот ведущий мост китайский.
Главным плюсом российского среднетоннажного автомобиля является стоимость. Она ниже, чем у зарубежных аналогов. Сейчас, когда европейские бренды ушли из России, конкурентами КамАЗ-4308 выступают только грузовики китайских производителей. Им не очень доверяют, тем более, что с запчастями периодически возникают вопросы.
Если брать в целом, то российские водители отзываются о КамАЗ-4308 в положительном ключе. Но бывают нарекания на работу сцепления из-за нарушения регулировки штока. Некоторые жалуются, что при полной загрузке двигатели Cummins В не отличаются динамикой, особенно при движении в гору.
КамАЗ-4308 – это современный грузовик, сохранивший главное достоинство еще советских моделей. Он ремонтопригоден в полевых условиях. Поэтому автомобиль пользуется стабильным спросом на российском рынке. Тем более сейчас, в условиях экономических санкций.
Это всех устраивало, хотя ЗиЛ периодически пытался внедрить в производство дизельный большегруз. Они его в итоге сделали, но отдали новому заводу – КамАЗу. Нехотя, конечно, по приказу «сверху».
После развала Советского Союза ЗиЛ не смог приспособиться к новым условиям. Мы не будем сейчас разбираться, почему это случилось – так получилось, или кому-то земля в центре Москвы просто очень понадобилась. Главное – это нехватка среднетоннажных грузовиков к концу 90-х, когда экономика начала возрождаться.
«Бычок» был не лучшим творением ЗиЛ, но покупали его неплохо. Фото: Youtube.com
Горьковский автомобильный завод всегда выпускал более легкие машины, чем ЗиЛ. Так что место оказалось вакантным. Завод имени Лихачева работал, хотя делал все меньше автомобилей. Например, в 2013 году с конвейеров сошло только 95 грузовиков.
России срочно нужны были среднетоннажные модели. Данную нишу начали уже заполнять зарубежные производители. Поэтому и появился КамАЗ-4308 – герой нашей сегодняшней статьи.
История модели
Интересно, что первым решил выпускать нетипичные для себя грузовики Минский автомобильный завод. Они создали «Зубренка» – МАЗ-4370. Это 6-тонная низкорамная модель, сделанная скорее ради эксперимента. Мало ли, «выстрелит». Оказалось, что минские инженеры попали в точку – новый грузовик сразу же начал пользоваться спросом. В первую очередь, за счет модификаций с кузовом типа изотерма.
Первым серийно-массовым стал МАЗ-4370. Фото: Youtube.com
Увидев, что МАЗ начинает занимать вакантное место, КамАЗ решил не отставать. Так в 2003 году появилась модель с индексом 4308.
Если «копнуть» глубже, окажется, что именно КамАЗ был первым в классе низкорамных среднетоннажников. Хотя заслуга тут скорее компании РИАТ. Еще в 1994 году они, вместе с КамАЗ, создали интересную модель с индексом 5355. Автомобиль выпускали поштучно – под заказ. Конечно, до идеала ее было далеко, но перспектива определенно имелась.
В любом случае, увидев, что некогда коллеги, а теперь главные конкуренты, решили занять место ЗиЛ, КамАЗ создал свою, похожую модель.
Она отличалась простейшим подходом:
✅ Минимальные затраты на переоборудование
✅ Использование серийных узлов и агрегатов
✅ Универсальное шасси
В итоге получился востребованный грузовик, самый легкий в модельной гамме. Низкорамная конструкция как нельзя кстати подошла для развоза продуктов по магазинам. Кроме того, на шасси автомобиля начали выпускать различную специализированную технику, в первую очередь для коммунальных служб.
А самым первым был КамАЗ-РИАТ-5355. Фото: Youtube.com
При полной массе в 11,5 тонны, снаряженный вес грузовика составил 5,85 т. При этом он получился достаточно компактным и маневренным для города. Радиус разворота – всего 8,5 метра.
Внешность
Создавая новое поколение грузовиков, производитель постарался сделать его иным. Взяв стандартную кабину, добавили новый бампер, пластиковую решетку и фары Hella. Результат приятно удивил – грузовик выглядел самым красивым во всей модельной гамме.
А ведь кабина к тому времени устарела – ее выпускали не один десяток лет. Производитель сразу же прислушался к пожеланиям потенциальных клиентов. Некоторые из них жаловались, что короткая кабина не дает возможности отдохнуть. Поэтому в серию пустили и вариант со спальником.
Одна из самых современных модификаций. Фото: Youtube.com
Первые КамАЗ-4308 отличались простым дизайном внутри – голый металл на приборной панели был в порядке вещей. После рестайлинга стальные торпедо сменили на пластиковые. И вообще, заметно, что в процессе эволюции грузовик стал куда дружелюбнее к водителю. Например, появились немецкие удобные сиденья с массой регулировок и даже с пневмоподвеской.
Двигатель
Мотор – это главная проблема КамАЗ-4308. Для среднетоннажного грузовика у производителя нужного двигателя просто не нашлось. Впрочем, это беда большинства бывших советских заводов. Например, ГАЗ для «Газели» взял мотор от «Волги». На «Бычки» от ЗиЛ ставили силовые агрегаты ММЗ, тракторные по сути.
Кстати, КамАЗ-РИАТ-5355 получил мотор V8, который специально дефорсировали. Для среднетоннажной машины такой силовой агрегат оказался откровенно тяжелым. Поэтому многие грузовики оснащались американскими шестицилиндровыми двигателями Caterpillar и Cummins.
Двигатель КамАЗ-4308. Фото: Youtube.com
Инженеры КамАЗ начали разрабатывать свою линейку моторов. Это делалось в секрете, но репортерам в 2001 году удалось узнать, что готовятся четырех и шестицилиндровые силовые агрегаты. В качестве образцов для подражания использовали двигатели Caterpillar и Cummins.
Вот только разработки эти закончились ничем. Руководство КамАЗ решило, что нужно развиваться по аналогии с ведущими мировыми брендами – использовать узлы и агрегаты сторонних производителей.
В качестве основного партнера выбрали Cummins. В 2006 году это вылилось в создание совместного предприятия. Оно работало до недавнего времени, но в итоге зарубежный партнер прекратил сотрудничество и ушел из России под нажимом политиков. Теперь бывшее СП называется «Кама Дизель», но это совсем другая история, мы не будем ее касаться.
Изначально на КамАЗ-4308 ставили простые моторы Cummins В. Они производились на китайском СП с DongFeng, а собирались в России. Моторы класса Евро-2 с рабочим объемом 3,9 литра и мощностью 125 и 140 л. с.
Кабина уже достаточно удобная. Фото: Youtube.com
Позднее Камминз-КАМА освоил производство более современного силового агрегата – Cummins ISBe. Мотор выпускается в двух основных версиях – четырех и шестицилиндровых. Рабочий объем 4,5 и 6,7 литра соответственно. Мощностной диапазон у четырехцилиндровых версий – от 140 до 210 л. с. «Шестерки» могут похвастаться 185-300 «лошадками».
Судя по информации, полученной от производителя, локализация двигателей достигла 60 %. После февраля 2022 года КамАЗ продолжил выпускать моторы Cummins, но уже под своим брендом. Конечно, китайские комплектующие в них еще используются, но производитель старается их импортозамещать.
Другие ТТХ
КамАЗ-4308 построен на основе мощной лонжеронной рамы. В подвеске используются параболические малолистовые рессоры. Для минимизации шумов установлены резиновые «подушки» на кронштейнах.
Одна из самых популярных модификаций. Фото: Youtube.com
Более современные версии КамАЗ-4308 предлагаются даже с пневматической подвеской – она отличается повышенным уровнем комфорта. Хотя, главное предназначение – это регулировка дорожного просвета. Это нужно для облегчения процесса погрузочно-разгрузочных работ.
В свое время КамАЗ-4308 получил массу узлов иностранного производства. Например, тормоза у него от компании Haldex – вентилируемые дисковые на все колеса с пневматическим приводом. Делалось это для того, чтобы повысить эффективность системы и сделать грузовик более конкурентоспособным на фоне зарубежных аналогов.
Коробки передач и сцепление на КамАЗ-4308 ставили немецкого производства – от ZF и Sachs. А вот ведущий мост китайский.
Достоинства и отзывы
Главным плюсом российского среднетоннажного автомобиля является стоимость. Она ниже, чем у зарубежных аналогов. Сейчас, когда европейские бренды ушли из России, конкурентами КамАЗ-4308 выступают только грузовики китайских производителей. Им не очень доверяют, тем более, что с запчастями периодически возникают вопросы.
А это уже КамАЗ Компас – новое поколение. Фото: Youtube.com
Если брать в целом, то российские водители отзываются о КамАЗ-4308 в положительном ключе. Но бывают нарекания на работу сцепления из-за нарушения регулировки штока. Некоторые жалуются, что при полной загрузке двигатели Cummins В не отличаются динамикой, особенно при движении в гору.
КамАЗ-4308 – это современный грузовик, сохранивший главное достоинство еще советских моделей. Он ремонтопригоден в полевых условиях. Поэтому автомобиль пользуется стабильным спросом на российском рынке. Тем более сейчас, в условиях экономических санкций.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...