КМЗ «Киев» – пикап и фургон из мотоцикла
3 090

КМЗ «Киев» – пикап и фургон из мотоцикла

Многие наверняка знают о советском тяжелом мотоцикле «Днепр», пользовавшегося в свое время большой популярностью. Однако мало кому известно, что в конце 50-х и начале 60-х годов Киевский завод, являвшийся крупнейшим в Европе, организовал у себя автомобильный цех, в котором смело экспериментировал, создавая небольшие грузовички различной компоновки: с платформами, фургонами. Как это было?


От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.

КМЗ «Киев» – пикап и фургон из мотоциклаДля постройки авто использовали агрегаты и детали от мотоцикла и М-402. Фото: YouTube.com

Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.

Двигатель и трансмиссия


Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.

Другое оборудование


Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).

В кузове помещалось 600 кг груза плюс пассажир в кабине. Фото: YouTube.com

Борта грузовичка сделали из стеклопластика, что для того времени считалось очень прогрессивным решением.

В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).

Модификации


Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.

Фургон имел такую же грузоподъемность, что и бортовая версия. Фото: YouTube.com

Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.

Джип для военных изысками экстерьера не блистал. Фото: YouTube.com

Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.

Чем все закончилось


Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
А вы что думаете о грузовичках КМЗ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...