КМЗ «Киев» – пикап и фургон из мотоцикла
Многие наверняка знают о советском тяжелом мотоцикле «Днепр», пользовавшегося в свое время большой популярностью. Однако мало кому известно, что в конце 50-х и начале 60-х годов Киевский завод, являвшийся крупнейшим в Европе, организовал у себя автомобильный цех, в котором смело экспериментировал, создавая небольшие грузовички различной компоновки: с платформами, фургонами. Как это было?
От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.
Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.
Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.
Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).
В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).
Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.
Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.
Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.
Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.
Для постройки авто использовали агрегаты и детали от мотоцикла и М-402. Фото: YouTube.com
Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.
Двигатель и трансмиссия
Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.
Другое оборудование
Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).
В кузове помещалось 600 кг груза плюс пассажир в кабине. Фото: YouTube.com
Борта грузовичка сделали из стеклопластика, что для того времени считалось очень прогрессивным решением.
В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).
Модификации
Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.
Фургон имел такую же грузоподъемность, что и бортовая версия. Фото: YouTube.com
Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.
Джип для военных изысками экстерьера не блистал. Фото: YouTube.com
Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.
Чем все закончилось
Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...