
КМЗ «Киев» – пикап и фургон из мотоцикла
Многие наверняка знают о советском тяжелом мотоцикле «Днепр», пользовавшегося в свое время большой популярностью. Однако мало кому известно, что в конце 50-х и начале 60-х годов Киевский завод, являвшийся крупнейшим в Европе, организовал у себя автомобильный цех, в котором смело экспериментировал, создавая небольшие грузовички различной компоновки: с платформами, фургонами. Как это было?
От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.
Для постройки авто использовали агрегаты и детали от мотоцикла и М-402. Фото: YouTube.com
Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.
Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.
Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).
В кузове помещалось 600 кг груза плюс пассажир в кабине. Фото: YouTube.com
В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).
Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.
Фургон имел такую же грузоподъемность, что и бортовая версия. Фото: YouTube.com
Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.
Джип для военных изысками экстерьера не блистал. Фото: YouTube.com
Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.
Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.

Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.
Двигатель и трансмиссия
Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.
Другое оборудование
Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).

Борта грузовичка сделали из стеклопластика, что для того времени считалось очень прогрессивным решением.
В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).
Модификации
Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.

Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.

Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.
Чем все закончилось
Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...