КМЗ «Киев» – пикап и фургон из мотоцикла
Многие наверняка знают о советском тяжелом мотоцикле «Днепр», пользовавшегося в свое время большой популярностью. Однако мало кому известно, что в конце 50-х и начале 60-х годов Киевский завод, являвшийся крупнейшим в Европе, организовал у себя автомобильный цех, в котором смело экспериментировал, создавая небольшие грузовички различной компоновки: с платформами, фургонами. Как это было?
От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.
Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.
Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.
Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).
В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).
Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.
Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.
Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.
Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
От завода такого «сюрприза» никто не ожидал: мол, делаете мотоциклы, идущие на экспорт, и продолжайте в том же духе – что вам еще надо? Но нет: энтузиасты из самых разных серийных узлов, деталей (автомобильных и мотоциклетных) собрали нечто: небольшую машинку с кузовом, способную перевозить до 600 кг груза при собственной массе в 550 кг.
Для постройки авто использовали агрегаты и детали от мотоцикла и М-402. Фото: YouTube.com
Оригинальной у машинки была только лонжеронная рама и платформа. Ну, еще некоторые кузовные элементы и гнутое, в духе тогдашней современности, стекло. В целом экстерьер получился довольно симпатичным.
Двигатель и трансмиссия
Роль силового агрегата играл стандартный мотор от стоящего на конвейере мотоцикла К-750. Двухцилиндровый движок объемом 746 куб. см выдавал 26 «лошадей». Трансмиссия – тоже от двухколесного «донора»: четырехступенчатая коробка. Но у нее не было задней передачи, поэтому на мосту установили еще одну, специальную КПП в виде редуктора.
Другое оборудование
Грузовичок получил независимую пружинную подвеску. Систему рулевого управления вместе с тормозами позаимствовали у «Москвича-402». От него же – приборы, дверные ручки. Небольшие колесики на 10 дюймов взяли у мотоколяски для инвалидов СеАЗ. Такие же стояли на первых английских Mini. В алюминиевой кабине помещалось два человека (считая водителя).
В кузове помещалось 600 кг груза плюс пассажир в кабине. Фото: YouTube.com
Борта грузовичка сделали из стеклопластика, что для того времени считалось очень прогрессивным решением.
В итоге получилось что-то вроде грузовой мотоколяски, способной разгоняться до 60 км/ч (по другим данным – до 80 км/ч).
Модификации
Несмотря на то, что созданный «мотоциклетчиками» автомобиль начальство приняло как-то прохладно, энтузиасты стали разрабатывать новые модели на той же базе. В итоге на свет появилась модифицированная версия грузовичка – КМЗ-3. Это уже совсем другой, тоже привлекательный экстерьер, напоминающий американские машины того времени. На этот автомобиль поставили тормоза, рулевую систему и колеса уже от «горбатого» «Запорожца» ЗАЗ-965. Кабину чуть сместили вперед, благодаря чему нагрузка на оси выровнялась и появилась возможность смело использовать односкатные колеса.
Фургон имел такую же грузоподъемность, что и бортовая версия. Фото: YouTube.com
Киевские конструкторы не остановились и пошли вперед: в скором времени появился КМЗ-4, представлявший собой фургон. А дальше, через пару лет – армейская машина. Военный КМЗ-5 сделали в виде небольшого грузовичка с кабиной без дверей – вместо них – выемки, крышу заменили брезентом. Попутно усилили раму, а в заднюю подвеску интегрировали торсионы.
Джип для военных изысками экстерьера не блистал. Фото: YouTube.com
Однако машина армию не заинтересовала: на то время уже выпускался более комфортабельный, мощный УАЗ-450, обладавшей к тому же лучшей проходимостью. КМЗ-5 смог бы конкурировать с «уазиком» в плане стоимости, но в те годы денег для ВС как-то не жалели и не экономили.
Чем все закончилось
Четырехлетние потуги «автомобильного цеха» при Киевском мотоциклетном заводе так и не были оценены по достоинству. Минавтопром даже не удосужился провести госиспытания «модельной линейки» грузовичков. Кроме того, мощности предприятия было сильно загружены основной продукцией – мотоциклами, которых не хватало в стране. Так и закончилась недолгая история мини-грузовиков КМЗ: с тех пор завод уже и не пытался осваивать производство автомобилей.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....