АТ-Т: тягач-«легенда», который не успели модернизировать
Эта удивительная машина представляет собой «симбиоз» танка с трактором и грузовиком. Такое сочетание позволяет справляться с любыми экстремальными условиями. Начиная с 50-х и до самых 80-х тягач можно было увидеть на Красной площади, где он тянул пушки и ракеты, либо узнать его в репортажах из полярных станций на Антарктиде.
АТ-Т расшифровывается просто: артиллерийский тягач тяжелый. По заводской номенклатуре (место изготовления – Харьков) – «изделие 401».
Изначально машина предназначалась для ВС СССР, но впоследствии активно использовалась, как тягач и вездеход по всей территории страны (включая Крайний Север), в Арктике и Антарктиде.
АТ-Т разработали на Харьковском заводе под руководством Александра Морозова, известного своим участием в создании легендарной «тридцатьчетверки». Предприятие, выпускавшее паровозы, после окончания войны переориентировалось на выпуск тепловозов, тракторов и танков, а также дизельных силовых агрегатов.
Когда на вооружение были приняты ракетные системы, появилась необходимость в разработке соответствующих тягачей. Заняться этим и предложили заводу. Основные пункты технического задания, согласно которым тягач должен:
✅ буксировать грузы (ракеты) массой в 25 т
✅ скорость – не менее 35 км/ч
✅ эксплуатироваться в любой климатической зоне СССР
✅ тяговое усилие лебедки – от 25 т
✅ грузоподъемность – от 5 т
✅ применяться как в армии, так и на «гражданке»
Еще одно важное условие – возможность переоборудования машины для монтажа всевозможного оборудования. Очевидно: требовался прямо-таки «суперуниверсальный» тягач.
Тем не менее, все требования были выполнены безукоризненно. Первые машины вышли из заводских ворот уже в 1947-м году.
По окончании войны его основной профиль – производство танков: от Т-44 до Т-80 в самых разных модификациях. Пик продаж пришелся не на благополучные советские годы, а 1991-й год. Тогда на экспорт ушло 800 единиц боевой техники. После этого завод и близко не подходил к такому объему.
Силовой агрегат В-401 с двенадцатью цилиндрами, жидкостным охлаждением расположен впереди продольным образом. Прототип – танковый дизель В-2. Мотор развивает в среднем 415 (максимум 450) «лошадей» при 1600 об/мин. Такие характеристики позволяют передвигаться по трассе на скорости, соответствующей техзаданию – 35,5 км/ч.
Сорокавосьмиклапанный движок имеет объем в 38,8 л при степени сжатия 14-15. Расход топлива V-образного мотора – 170 г/л. с. в час. Несложно подсчитать, что при «крейсерской» мощности за час тягач «съедает» 70,55 л горючего, что не так уж и много. Однако на 100 км уходит 140 л. При этом расходуется не только топливо: еще на «сотку» понадобится 4 л масла.
Пуск двигателя осуществляется двумя способами: электрическим стартером, развивающим 15 «лошадей», либо при помощи пневматики – воздухом. Последний вариант считается резервным. Для облегчения пуска двигателя при чрезмерно низкой температуре предусматривался монтаж подогревательного котла с форсунками.
Ее роль играет пятиступенчатая КПП, оснащенная синхронизаторами на 3-5 скоростях. Сцепление – сухое многодисковое. Есть вал отбора мощности для лебедки, пара механизмов поворота планетарного типа, облегчающий маневрирования тяжелой техникой, а также бортовые передачи. Машина имеет сравнительно небольшой радиус разворота, идентичный ширине колеи – всего 2,64 м.
Мелкозвенчатые гусеницы с 93-мя траками оснащены пятью сдвоенными катками каждая, внушительным диаметром по 0,83 м. амортизация выполнена из резиновых бандажей. Ведущим является переднее колесо, имеющее съемный венец с зубьями: при износе его можно заменить.
Гусеницы имеют развитые грунтозацепы: их конструкция позволяет при необходимости присоединять к ним «шпоры» – своеобразные «усилители», обеспечивающие лучшее передвижение по глубокому снегу. Для изготовления траков применена износостойкая сталь типа ЛГ-13. Ресурс гусениц заявлен в шесть тысяч километров.
Независимая подвеска выполнена на торсионах, валы которых расположены поперечно по отношению к днищу тягача. Машина, благодаря клиренсу в 42,5 см (у Т-34 он равен 40 см), способна преодолеть ров шириной 1,8 м и брод, глубина которого не более 1,1 м.
Сделана из стали при помощи сварки. В кузове ровный деревянный настил, где имеются люки, облегчающие доступ к лебедке. Через открывающийся задний борт на платформу заходят пассажиры, военные числом в 18 человек.
Для их размещения предусмотрены сиденья вдоль бортов. Характеристики платформы:
✅ грузоподъемность – 5 т
✅ габариты – 3,576х2,95х3,6 м
✅ площадь – 10,5 кв. м
При необходимости кузов закрывается брезентовым тентом.
В основе тягача – шасси среднего танка Т-54, производившегося с 1946-й по 1974-й год. Кабина позаимствована у ЗиС-150, позже – ЗиЛ-164. Правда, ее пришлось «модернизировать» – расширить. Она рассчитана на четырех человек. От «донорской» конструкции (ЗиС-150) отличается дополнительной вставкой по центру.
Внутри ничего особенного нет: минимум приборов, вентиляционная и обогревательная система. Из «роскоши» – коврики из резины плюс козырьки, защищающие от солнца. Внутри кабины очень шумно, поэтому механик-водитель сидит за рычагами в шлемофоне, как в танке.
Техника обладает повышенной проходимостью, способна подниматься на склоны крутизной до 30°, если с прицепом, то – 25°. Под последним углом тягач может передвигаться по косогорам. Объемные баки обеспечивают проезд по грунтовке до 752 км, шоссе – 1100 км.
Масса машины составляет 25 т при длине 6,99 м, ширине 3,14 м и высоте 2,845 м. Такие данные не случайны: они позволяют проезжать по деревянным мостам на селе. К тому же габариты обеспечивают беспроблемное размещение на железнодорожной платформе.
Для начала был совершен пробег из Харькова в подмосковную Кубинку. Проверка подтвердила заявленные характеристики тягача. Машина вела себя уверенно, отличалась хорошей маневренностью и тяговитостью. При необходимости несложный ремонт проводился в полевых условиях.
АТ-Т – не единственная машина, которая рассматривалась для массового производства. Однако в ходе сведения всех эксплуатационных показателей в единую таблицу, учитывая результаты испытания, «изделие 401» оказалось лучшим, за что его разработчики в 1948-м получили Сталинскую премию. Серийный выпуск стартовал в 1950-м, а уже через несколько лет тягач ожидала суровая проверка, причем, на гражданском поприще.
В 1958-м Советским Союзом была организована четвертая по счету Антарктическая экспедиция. В ее составе АТ-Т доставили на самый холодный континент.
В январе 1959-го сформировали караван, в который входило «изделие 401» и пара «Харьковчанок» – полярных спецмашин, созданных на его базе. Экспедиция успешно достигла Южного полюса Земли.
Сегодня это уже история, хотя все могло быть иначе. Созданные на основе тягача полярные спецмашины «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» собирались модернизировать. Однако развал Союза этому помешал.
Тем не менее АТ-Т в Антарктиде еще остались и, судя, по снимкам 2018-го года, до сих пор используются по назначению.
АТ-Т расшифровывается просто: артиллерийский тягач тяжелый. По заводской номенклатуре (место изготовления – Харьков) – «изделие 401».
История АТ-Т начиналась с тягача «Ворошиловец» 1939 года выпуска. Фото: YouTube.com
Изначально машина предназначалась для ВС СССР, но впоследствии активно использовалась, как тягач и вездеход по всей территории страны (включая Крайний Север), в Арктике и Антарктиде.
Как создавали
АТ-Т разработали на Харьковском заводе под руководством Александра Морозова, известного своим участием в создании легендарной «тридцатьчетверки». Предприятие, выпускавшее паровозы, после окончания войны переориентировалось на выпуск тепловозов, тракторов и танков, а также дизельных силовых агрегатов.
Позже тягач пригодился и в мирной жизни. Фото: YouTube.com
Когда на вооружение были приняты ракетные системы, появилась необходимость в разработке соответствующих тягачей. Заняться этим и предложили заводу. Основные пункты технического задания, согласно которым тягач должен:
✅ буксировать грузы (ракеты) массой в 25 т
✅ скорость – не менее 35 км/ч
✅ эксплуатироваться в любой климатической зоне СССР
✅ тяговое усилие лебедки – от 25 т
✅ грузоподъемность – от 5 т
✅ применяться как в армии, так и на «гражданке»
Еще одно важное условие – возможность переоборудования машины для монтажа всевозможного оборудования. Очевидно: требовался прямо-таки «суперуниверсальный» тягач.
Один из опытных экземпляров АТ-Т. Фото: YouTube.com
Тем не менее, все требования были выполнены безукоризненно. Первые машины вышли из заводских ворот уже в 1947-м году.
О предприятии
По окончании войны его основной профиль – производство танков: от Т-44 до Т-80 в самых разных модификациях. Пик продаж пришелся не на благополучные советские годы, а 1991-й год. Тогда на экспорт ушло 800 единиц боевой техники. После этого завод и близко не подходил к такому объему.
Двигатель
Силовой агрегат В-401 с двенадцатью цилиндрами, жидкостным охлаждением расположен впереди продольным образом. Прототип – танковый дизель В-2. Мотор развивает в среднем 415 (максимум 450) «лошадей» при 1600 об/мин. Такие характеристики позволяют передвигаться по трассе на скорости, соответствующей техзаданию – 35,5 км/ч.
АТ-Т в роли бульдозера с лебедкой. Фото: YouTube.com
Сорокавосьмиклапанный движок имеет объем в 38,8 л при степени сжатия 14-15. Расход топлива V-образного мотора – 170 г/л. с. в час. Несложно подсчитать, что при «крейсерской» мощности за час тягач «съедает» 70,55 л горючего, что не так уж и много. Однако на 100 км уходит 140 л. При этом расходуется не только топливо: еще на «сотку» понадобится 4 л масла.
Один из предсерийных вариантов тягача. Фото: YouTube.com
Пуск двигателя осуществляется двумя способами: электрическим стартером, развивающим 15 «лошадей», либо при помощи пневматики – воздухом. Последний вариант считается резервным. Для облегчения пуска двигателя при чрезмерно низкой температуре предусматривался монтаж подогревательного котла с форсунками.
Трансмиссия
Ее роль играет пятиступенчатая КПП, оснащенная синхронизаторами на 3-5 скоростях. Сцепление – сухое многодисковое. Есть вал отбора мощности для лебедки, пара механизмов поворота планетарного типа, облегчающий маневрирования тяжелой техникой, а также бортовые передачи. Машина имеет сравнительно небольшой радиус разворота, идентичный ширине колеи – всего 2,64 м.
Подвеска
Мелкозвенчатые гусеницы с 93-мя траками оснащены пятью сдвоенными катками каждая, внушительным диаметром по 0,83 м. амортизация выполнена из резиновых бандажей. Ведущим является переднее колесо, имеющее съемный венец с зубьями: при износе его можно заменить.
Внутри гусениц – пять катков. Фото: YouTube.com
Гусеницы имеют развитые грунтозацепы: их конструкция позволяет при необходимости присоединять к ним «шпоры» – своеобразные «усилители», обеспечивающие лучшее передвижение по глубокому снегу. Для изготовления траков применена износостойкая сталь типа ЛГ-13. Ресурс гусениц заявлен в шесть тысяч километров.
Давление на грунт – 0,652 кг/кв. см. Сравним: для человека массой в 80 кг эта цифра составит примерно 0,33 кг/кв. см.
Независимая подвеска выполнена на торсионах, валы которых расположены поперечно по отношению к днищу тягача. Машина, благодаря клиренсу в 42,5 см (у Т-34 он равен 40 см), способна преодолеть ров шириной 1,8 м и брод, глубина которого не более 1,1 м.
Платформа
Сделана из стали при помощи сварки. В кузове ровный деревянный настил, где имеются люки, облегчающие доступ к лебедке. Через открывающийся задний борт на платформу заходят пассажиры, военные числом в 18 человек.
Платформа АТ-Т стальная, борта – деревянные. Фото: YouTube.com
Для их размещения предусмотрены сиденья вдоль бортов. Характеристики платформы:
✅ грузоподъемность – 5 т
✅ габариты – 3,576х2,95х3,6 м
✅ площадь – 10,5 кв. м
При необходимости кузов закрывается брезентовым тентом.
Кабина
В основе тягача – шасси среднего танка Т-54, производившегося с 1946-й по 1974-й год. Кабина позаимствована у ЗиС-150, позже – ЗиЛ-164. Правда, ее пришлось «модернизировать» – расширить. Она рассчитана на четырех человек. От «донорской» конструкции (ЗиС-150) отличается дополнительной вставкой по центру.
Вход в тягач, как в грузовик – через боковую дверь (в других вездеходах она бывает и по центру спереди). Фото: YouTube.com
Внутри ничего особенного нет: минимум приборов, вентиляционная и обогревательная система. Из «роскоши» – коврики из резины плюс козырьки, защищающие от солнца. Внутри кабины очень шумно, поэтому механик-водитель сидит за рычагами в шлемофоне, как в танке.
Другие характеристики АТ-Т
Техника обладает повышенной проходимостью, способна подниматься на склоны крутизной до 30°, если с прицепом, то – 25°. Под последним углом тягач может передвигаться по косогорам. Объемные баки обеспечивают проезд по грунтовке до 752 км, шоссе – 1100 км.
Езда по косогору с уклоном до 30°. Фото: YouTube.com
Масса машины составляет 25 т при длине 6,99 м, ширине 3,14 м и высоте 2,845 м. Такие данные не случайны: они позволяют проезжать по деревянным мостам на селе. К тому же габариты обеспечивают беспроблемное размещение на железнодорожной платформе.
Испытания
Для начала был совершен пробег из Харькова в подмосковную Кубинку. Проверка подтвердила заявленные характеристики тягача. Машина вела себя уверенно, отличалась хорошей маневренностью и тяговитостью. При необходимости несложный ремонт проводился в полевых условиях.
Зимние испытания в колонне. Фото: YouTube.com
АТ-Т – не единственная машина, которая рассматривалась для массового производства. Однако в ходе сведения всех эксплуатационных показателей в единую таблицу, учитывая результаты испытания, «изделие 401» оказалось лучшим, за что его разработчики в 1948-м получили Сталинскую премию. Серийный выпуск стартовал в 1950-м, а уже через несколько лет тягач ожидала суровая проверка, причем, на гражданском поприще.
Полярные «путешествия»
В 1958-м Советским Союзом была организована четвертая по счету Антарктическая экспедиция. В ее составе АТ-Т доставили на самый холодный континент.
«Харьковчанка», сделанная на базе АТ-Т в Антарктиде. Фото: YouTube.com
В январе 1959-го сформировали караван, в который входило «изделие 401» и пара «Харьковчанок» – полярных спецмашин, созданных на его базе. Экспедиция успешно достигла Южного полюса Земли.
Судьба АТ-Т
Сегодня это уже история, хотя все могло быть иначе. Созданные на основе тягача полярные спецмашины «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» собирались модернизировать. Однако развал Союза этому помешал.
И сегодня встречаются рабочие экземпляры АТ-Т. Фото: YouTube.com
Тем не менее АТ-Т в Антарктиде еще остались и, судя, по снимкам 2018-го года, до сих пор используются по назначению.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...