
АТ-Т: тягач-«легенда», который не успели модернизировать
Эта удивительная машина представляет собой «симбиоз» танка с трактором и грузовиком. Такое сочетание позволяет справляться с любыми экстремальными условиями. Начиная с 50-х и до самых 80-х тягач можно было увидеть на Красной площади, где он тянул пушки и ракеты, либо узнать его в репортажах из полярных станций на Антарктиде.
АТ-Т расшифровывается просто: артиллерийский тягач тяжелый. По заводской номенклатуре (место изготовления – Харьков) – «изделие 401».
История АТ-Т начиналась с тягача «Ворошиловец» 1939 года выпуска. Фото: YouTube.com
Изначально машина предназначалась для ВС СССР, но впоследствии активно использовалась, как тягач и вездеход по всей территории страны (включая Крайний Север), в Арктике и Антарктиде.
АТ-Т разработали на Харьковском заводе под руководством Александра Морозова, известного своим участием в создании легендарной «тридцатьчетверки». Предприятие, выпускавшее паровозы, после окончания войны переориентировалось на выпуск тепловозов, тракторов и танков, а также дизельных силовых агрегатов.
Позже тягач пригодился и в мирной жизни. Фото: YouTube.com
Когда на вооружение были приняты ракетные системы, появилась необходимость в разработке соответствующих тягачей. Заняться этим и предложили заводу. Основные пункты технического задания, согласно которым тягач должен:
✅ буксировать грузы (ракеты) массой в 25 т
✅ скорость – не менее 35 км/ч
✅ эксплуатироваться в любой климатической зоне СССР
✅ тяговое усилие лебедки – от 25 т
✅ грузоподъемность – от 5 т
✅ применяться как в армии, так и на «гражданке»
Еще одно важное условие – возможность переоборудования машины для монтажа всевозможного оборудования. Очевидно: требовался прямо-таки «суперуниверсальный» тягач.
Один из опытных экземпляров АТ-Т. Фото: YouTube.com
Тем не менее, все требования были выполнены безукоризненно. Первые машины вышли из заводских ворот уже в 1947-м году.
По окончании войны его основной профиль – производство танков: от Т-44 до Т-80 в самых разных модификациях. Пик продаж пришелся не на благополучные советские годы, а 1991-й год. Тогда на экспорт ушло 800 единиц боевой техники. После этого завод и близко не подходил к такому объему.
Силовой агрегат В-401 с двенадцатью цилиндрами, жидкостным охлаждением расположен впереди продольным образом. Прототип – танковый дизель В-2. Мотор развивает в среднем 415 (максимум 450) «лошадей» при 1600 об/мин. Такие характеристики позволяют передвигаться по трассе на скорости, соответствующей техзаданию – 35,5 км/ч.
АТ-Т в роли бульдозера с лебедкой. Фото: YouTube.com
Сорокавосьмиклапанный движок имеет объем в 38,8 л при степени сжатия 14-15. Расход топлива V-образного мотора – 170 г/л. с. в час. Несложно подсчитать, что при «крейсерской» мощности за час тягач «съедает» 70,55 л горючего, что не так уж и много. Однако на 100 км уходит 140 л. При этом расходуется не только топливо: еще на «сотку» понадобится 4 л масла.
Один из предсерийных вариантов тягача. Фото: YouTube.com
Пуск двигателя осуществляется двумя способами: электрическим стартером, развивающим 15 «лошадей», либо при помощи пневматики – воздухом. Последний вариант считается резервным. Для облегчения пуска двигателя при чрезмерно низкой температуре предусматривался монтаж подогревательного котла с форсунками.
Ее роль играет пятиступенчатая КПП, оснащенная синхронизаторами на 3-5 скоростях. Сцепление – сухое многодисковое. Есть вал отбора мощности для лебедки, пара механизмов поворота планетарного типа, облегчающий маневрирования тяжелой техникой, а также бортовые передачи. Машина имеет сравнительно небольшой радиус разворота, идентичный ширине колеи – всего 2,64 м.
Мелкозвенчатые гусеницы с 93-мя траками оснащены пятью сдвоенными катками каждая, внушительным диаметром по 0,83 м. амортизация выполнена из резиновых бандажей. Ведущим является переднее колесо, имеющее съемный венец с зубьями: при износе его можно заменить.
Внутри гусениц – пять катков. Фото: YouTube.com
Гусеницы имеют развитые грунтозацепы: их конструкция позволяет при необходимости присоединять к ним «шпоры» – своеобразные «усилители», обеспечивающие лучшее передвижение по глубокому снегу. Для изготовления траков применена износостойкая сталь типа ЛГ-13. Ресурс гусениц заявлен в шесть тысяч километров.
Независимая подвеска выполнена на торсионах, валы которых расположены поперечно по отношению к днищу тягача. Машина, благодаря клиренсу в 42,5 см (у Т-34 он равен 40 см), способна преодолеть ров шириной 1,8 м и брод, глубина которого не более 1,1 м.
Сделана из стали при помощи сварки. В кузове ровный деревянный настил, где имеются люки, облегчающие доступ к лебедке. Через открывающийся задний борт на платформу заходят пассажиры, военные числом в 18 человек.
Платформа АТ-Т стальная, борта – деревянные. Фото: YouTube.com
Для их размещения предусмотрены сиденья вдоль бортов. Характеристики платформы:
✅ грузоподъемность – 5 т
✅ габариты – 3,576х2,95х3,6 м
✅ площадь – 10,5 кв. м
При необходимости кузов закрывается брезентовым тентом.
В основе тягача – шасси среднего танка Т-54, производившегося с 1946-й по 1974-й год. Кабина позаимствована у ЗиС-150, позже – ЗиЛ-164. Правда, ее пришлось «модернизировать» – расширить. Она рассчитана на четырех человек. От «донорской» конструкции (ЗиС-150) отличается дополнительной вставкой по центру.
Вход в тягач, как в грузовик – через боковую дверь (в других вездеходах она бывает и по центру спереди). Фото: YouTube.com
Внутри ничего особенного нет: минимум приборов, вентиляционная и обогревательная система. Из «роскоши» – коврики из резины плюс козырьки, защищающие от солнца. Внутри кабины очень шумно, поэтому механик-водитель сидит за рычагами в шлемофоне, как в танке.
Техника обладает повышенной проходимостью, способна подниматься на склоны крутизной до 30°, если с прицепом, то – 25°. Под последним углом тягач может передвигаться по косогорам. Объемные баки обеспечивают проезд по грунтовке до 752 км, шоссе – 1100 км.
Езда по косогору с уклоном до 30°. Фото: YouTube.com
Масса машины составляет 25 т при длине 6,99 м, ширине 3,14 м и высоте 2,845 м. Такие данные не случайны: они позволяют проезжать по деревянным мостам на селе. К тому же габариты обеспечивают беспроблемное размещение на железнодорожной платформе.
Для начала был совершен пробег из Харькова в подмосковную Кубинку. Проверка подтвердила заявленные характеристики тягача. Машина вела себя уверенно, отличалась хорошей маневренностью и тяговитостью. При необходимости несложный ремонт проводился в полевых условиях.
Зимние испытания в колонне. Фото: YouTube.com
АТ-Т – не единственная машина, которая рассматривалась для массового производства. Однако в ходе сведения всех эксплуатационных показателей в единую таблицу, учитывая результаты испытания, «изделие 401» оказалось лучшим, за что его разработчики в 1948-м получили Сталинскую премию. Серийный выпуск стартовал в 1950-м, а уже через несколько лет тягач ожидала суровая проверка, причем, на гражданском поприще.
В 1958-м Советским Союзом была организована четвертая по счету Антарктическая экспедиция. В ее составе АТ-Т доставили на самый холодный континент.
«Харьковчанка», сделанная на базе АТ-Т в Антарктиде. Фото: YouTube.com
В январе 1959-го сформировали караван, в который входило «изделие 401» и пара «Харьковчанок» – полярных спецмашин, созданных на его базе. Экспедиция успешно достигла Южного полюса Земли.
Сегодня это уже история, хотя все могло быть иначе. Созданные на основе тягача полярные спецмашины «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» собирались модернизировать. Однако развал Союза этому помешал.
И сегодня встречаются рабочие экземпляры АТ-Т. Фото: YouTube.com
Тем не менее АТ-Т в Антарктиде еще остались и, судя, по снимкам 2018-го года, до сих пор используются по назначению.
АТ-Т расшифровывается просто: артиллерийский тягач тяжелый. По заводской номенклатуре (место изготовления – Харьков) – «изделие 401».

Изначально машина предназначалась для ВС СССР, но впоследствии активно использовалась, как тягач и вездеход по всей территории страны (включая Крайний Север), в Арктике и Антарктиде.
Как создавали
АТ-Т разработали на Харьковском заводе под руководством Александра Морозова, известного своим участием в создании легендарной «тридцатьчетверки». Предприятие, выпускавшее паровозы, после окончания войны переориентировалось на выпуск тепловозов, тракторов и танков, а также дизельных силовых агрегатов.

Когда на вооружение были приняты ракетные системы, появилась необходимость в разработке соответствующих тягачей. Заняться этим и предложили заводу. Основные пункты технического задания, согласно которым тягач должен:
✅ буксировать грузы (ракеты) массой в 25 т
✅ скорость – не менее 35 км/ч
✅ эксплуатироваться в любой климатической зоне СССР
✅ тяговое усилие лебедки – от 25 т
✅ грузоподъемность – от 5 т
✅ применяться как в армии, так и на «гражданке»
Еще одно важное условие – возможность переоборудования машины для монтажа всевозможного оборудования. Очевидно: требовался прямо-таки «суперуниверсальный» тягач.

Тем не менее, все требования были выполнены безукоризненно. Первые машины вышли из заводских ворот уже в 1947-м году.
О предприятии
По окончании войны его основной профиль – производство танков: от Т-44 до Т-80 в самых разных модификациях. Пик продаж пришелся не на благополучные советские годы, а 1991-й год. Тогда на экспорт ушло 800 единиц боевой техники. После этого завод и близко не подходил к такому объему.
Двигатель
Силовой агрегат В-401 с двенадцатью цилиндрами, жидкостным охлаждением расположен впереди продольным образом. Прототип – танковый дизель В-2. Мотор развивает в среднем 415 (максимум 450) «лошадей» при 1600 об/мин. Такие характеристики позволяют передвигаться по трассе на скорости, соответствующей техзаданию – 35,5 км/ч.

Сорокавосьмиклапанный движок имеет объем в 38,8 л при степени сжатия 14-15. Расход топлива V-образного мотора – 170 г/л. с. в час. Несложно подсчитать, что при «крейсерской» мощности за час тягач «съедает» 70,55 л горючего, что не так уж и много. Однако на 100 км уходит 140 л. При этом расходуется не только топливо: еще на «сотку» понадобится 4 л масла.

Пуск двигателя осуществляется двумя способами: электрическим стартером, развивающим 15 «лошадей», либо при помощи пневматики – воздухом. Последний вариант считается резервным. Для облегчения пуска двигателя при чрезмерно низкой температуре предусматривался монтаж подогревательного котла с форсунками.
Трансмиссия
Ее роль играет пятиступенчатая КПП, оснащенная синхронизаторами на 3-5 скоростях. Сцепление – сухое многодисковое. Есть вал отбора мощности для лебедки, пара механизмов поворота планетарного типа, облегчающий маневрирования тяжелой техникой, а также бортовые передачи. Машина имеет сравнительно небольшой радиус разворота, идентичный ширине колеи – всего 2,64 м.
Подвеска
Мелкозвенчатые гусеницы с 93-мя траками оснащены пятью сдвоенными катками каждая, внушительным диаметром по 0,83 м. амортизация выполнена из резиновых бандажей. Ведущим является переднее колесо, имеющее съемный венец с зубьями: при износе его можно заменить.

Гусеницы имеют развитые грунтозацепы: их конструкция позволяет при необходимости присоединять к ним «шпоры» – своеобразные «усилители», обеспечивающие лучшее передвижение по глубокому снегу. Для изготовления траков применена износостойкая сталь типа ЛГ-13. Ресурс гусениц заявлен в шесть тысяч километров.
Давление на грунт – 0,652 кг/кв. см. Сравним: для человека массой в 80 кг эта цифра составит примерно 0,33 кг/кв. см.
Независимая подвеска выполнена на торсионах, валы которых расположены поперечно по отношению к днищу тягача. Машина, благодаря клиренсу в 42,5 см (у Т-34 он равен 40 см), способна преодолеть ров шириной 1,8 м и брод, глубина которого не более 1,1 м.
Платформа
Сделана из стали при помощи сварки. В кузове ровный деревянный настил, где имеются люки, облегчающие доступ к лебедке. Через открывающийся задний борт на платформу заходят пассажиры, военные числом в 18 человек.

Для их размещения предусмотрены сиденья вдоль бортов. Характеристики платформы:
✅ грузоподъемность – 5 т
✅ габариты – 3,576х2,95х3,6 м
✅ площадь – 10,5 кв. м
При необходимости кузов закрывается брезентовым тентом.
Кабина
В основе тягача – шасси среднего танка Т-54, производившегося с 1946-й по 1974-й год. Кабина позаимствована у ЗиС-150, позже – ЗиЛ-164. Правда, ее пришлось «модернизировать» – расширить. Она рассчитана на четырех человек. От «донорской» конструкции (ЗиС-150) отличается дополнительной вставкой по центру.

Внутри ничего особенного нет: минимум приборов, вентиляционная и обогревательная система. Из «роскоши» – коврики из резины плюс козырьки, защищающие от солнца. Внутри кабины очень шумно, поэтому механик-водитель сидит за рычагами в шлемофоне, как в танке.
Другие характеристики АТ-Т
Техника обладает повышенной проходимостью, способна подниматься на склоны крутизной до 30°, если с прицепом, то – 25°. Под последним углом тягач может передвигаться по косогорам. Объемные баки обеспечивают проезд по грунтовке до 752 км, шоссе – 1100 км.

Масса машины составляет 25 т при длине 6,99 м, ширине 3,14 м и высоте 2,845 м. Такие данные не случайны: они позволяют проезжать по деревянным мостам на селе. К тому же габариты обеспечивают беспроблемное размещение на железнодорожной платформе.
Испытания
Для начала был совершен пробег из Харькова в подмосковную Кубинку. Проверка подтвердила заявленные характеристики тягача. Машина вела себя уверенно, отличалась хорошей маневренностью и тяговитостью. При необходимости несложный ремонт проводился в полевых условиях.

АТ-Т – не единственная машина, которая рассматривалась для массового производства. Однако в ходе сведения всех эксплуатационных показателей в единую таблицу, учитывая результаты испытания, «изделие 401» оказалось лучшим, за что его разработчики в 1948-м получили Сталинскую премию. Серийный выпуск стартовал в 1950-м, а уже через несколько лет тягач ожидала суровая проверка, причем, на гражданском поприще.
Полярные «путешествия»
В 1958-м Советским Союзом была организована четвертая по счету Антарктическая экспедиция. В ее составе АТ-Т доставили на самый холодный континент.

В январе 1959-го сформировали караван, в который входило «изделие 401» и пара «Харьковчанок» – полярных спецмашин, созданных на его базе. Экспедиция успешно достигла Южного полюса Земли.
Судьба АТ-Т
Сегодня это уже история, хотя все могло быть иначе. Созданные на основе тягача полярные спецмашины «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» собирались модернизировать. Однако развал Союза этому помешал.

Тем не менее АТ-Т в Антарктиде еще остались и, судя, по снимкам 2018-го года, до сих пор используются по назначению.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....