КАМАЗы вне серии – забытые грузовики
Первая модель, покинувшая сборочный цех в Набережных Челнах в 1976-м году – КАМАЗ-5320. По сути он являлся столичным ЗиЛ-170, документация на который была передана на новый завод. Выпустив первенца, на предприятии стали вовсю заниматься разработкой следующих моделей. Их проектирование велось в собственном конструкторском бюро под началом Рамиля Абдреевича Азаматова.
В то время просторы СССР бороздили седельные тягачи, закупленные за границей: «Татры», «Магирусы» и другие иномарки, которые по достоинству могли оценить советские водители. Поэтому в КБ КАМАЗ новые модели создавали с некоторой оглядкой на образцы зарубежной техники.
Камских специалистов заинтересовала машина DAF-2800, выпускаемая в двух вариантах: в капотной версии и с компоновкой, когда двигатель располагался над кабиной. Инженеров из Набережных Челнов интересовала последняя модель. У нее была большая по площади грузовая платформа, что достигалось максимальным вынесением вперед кабины. Эту идею и воплотили в разработанном КАМАЗ-Э6410.
Первый опытный экземпляр представили в 1977-м. Внешне машина выглядит не совсем привычно: кабина у нее от серийного автомобиля «5320», передок, правда, изменен, немного доработаны двери, и кое-что еще по «мелочи».
А вот здесь изменений было куда больше. Мощность силового агрегата форсировали до 320 «лошадей». Чтобы добиться плавности хода, всю подвеску сделали на пневматике, задняя ось, названная «ленивцем», стала подъемной. Такое инженерное решение экономило горючее, когда автомобиль шел пустым. Подобный момент очень важен для Европы, а КАМАЗы собирались экспортировать.
Кроме шоссейного варианта грузовика, сделали еще и его полноприводную версию. Интересно: на обеих моделях все шины – односкатные.
Версию грузовика, предназначенного для «дальнобоя» (езды по шоссе), продемонстрировали техсовету при Минавтопроме. Новинка была принята благосклонно, но в серию так и не пошла. Почему? Мнений на этот счет много, но одно из них все же впереди. Большинство уверено: постановку на конвейер (а это немалые деньги из госбюджета) «камазовского» грузовика притормозил Минск.
Тогда на белорусском заводе готовились запустить в серию свой тягач МАЗ-5432 и руководство предприятия задействовало все доступные рычаги в министерствах, чтобы реализовать свой проект. Правда это или нет, неизвестно, очевиден только факт: КАМАЗ-Э6410 так и остался пылиться на задворках завода, а минский грузовик встал на конвейер.
Несмотря на различные изменения от модели к модели во внешнем облике, КАМАЗ и сегодня остается узнаваемым: общие очертания сохраняются. Кому-то на заводе это нравилось, кому-то – нет. В последнем случае предпринимались попытки создать другой, более современный, яркий экстерьер. К тому же инженеры из КБ видели зарубежные образцы, перед которыми первая кабина КАМАЗ выглядела архаичной.
Результатом стараний конструкторского бюро стала модель 5415М, которая первоначально задумывалась, как двухосный грузовик. Шасси у магистрального тягача было то же, что стояло на серийных машинах. Изменения коснулись силового агрегата и кабины. На грузовик решили поставить дизельный двигатель в 360 «лошадей»: от отлично подходил для непрерывной работы, свойственной «дальнобою». Но с кабиной вышла заминка: своих идей как-то не было и поэтому снова решили обратить внимание на Запад, все тот же DAF.
Впрочем, на заводе особо не огорчились: считалось, что модель 5415М создавалась для испытания различных инженерных идей. Да и введение в производство нового седельного тягача для предприятия в то время было непосильным: оно вовсю штамповало машины, пошедшие в серию, без которых народное хозяйство страны чуть ли не задыхалось.
Позже предпринимался еще ряд попыток создать новую кабину, но все они оказались неудачными. А что с КАМАЗ-5415М? Всего собрали пять образцов, которые позже продали частникам. Где машины сегодня – неизвестно.
Второе название – «Мишка» – легковой автомобиль получил по имени сына главного конструктора завода Владимира Баруна. В то время (а это было еще до появления «Оки») умы инженеров будоражила идея разработки народного дешевого автомобиля. И его сделали! Собрали в экспериментальном цехе.
Глядя на внешний облик машинки, создается впечатление, что ее разработали на базе детского конструктора – очевидно, что над экстерьером особо не заморачивались. Да и сам Барун утверждал, что КАМАЗ-1101 – максимально дешевый автомобиль, который должен выпускаться, как товар народного потребления.
Об автомобиле известно мало: практически вся информация имеется только в статье из газеты «Знамя коммунизма» за 1980-й год. Под капотом легковушки – бензиновый двигатель, развивающий 23 «лошадки». Колеса и оптика – от «Запорожца», двери можно было снять, вместо крыши – тент.
Изначально авто делалось двухместным, позже появился вариант и на четырех человек, но в таком случае о багажнике пришлось забыть. Материал, из которого делали кузов неизвестен, но, скорее всего, это стеклопластик.
Место водителя и панель приборов – в строго спартанском стиле: несколько сигнальных ламп и переключателей, простой руль.
Сколько было выпущено «Мишек», неизвестно: по некоторым данным, не более пяти-шести экземпляров. Однако совершенно ясно другое – конкуренцию с «Окой» автомобильчик не выдержал. Судьба КАМАЗ-1101 – разъезды по выставкам и «уход» в историю.
О некоторых из них мы уже упоминали. Например, «супервнедорожник» «Бархан» с двигателем КАМАЗ-740 (240 л. с.), вмещающий 12 человек. Машина была разработана на основе поставляемого в ВС РФ «Мустанг» и весила семь тонн. Достойная уважения проходимость и мощность, к сожалению, не стали пропуском на конвейер. Еще одна машина, о которой можно найти подробную информацию на нашем сайте – «КамАЗ-54907 Континент» – тягач с дизель-электрическим силовым агрегатом. Это концепт, в котором воплощены все самые современные решения. Не считая гибридного двигателя, это «нарисованные» в цифре приборы, видеокамеры вместо зеркал, дисплей на руле и многое другое. Пойдет ли эта машина в серию – большой вопрос. Одна из проблем – немалое количество импортных узлов и агрегатов. Помимо электроники, это собственно сама кабина серии К5, трансмиссия ZF TraXon Hybrid.
Если говорить в целом, очевидно: предприятие КАМАЗ не стоит на месте – постоянно экспериментирует, развивается. А там, глядишь, среди опытных экземпляров обязательно найдется тот, что встанет на конвейер. Или какие-то идеи, реализованные в прототипах, пригодятся в будущем для серийных грузовиков.
В то время просторы СССР бороздили седельные тягачи, закупленные за границей: «Татры», «Магирусы» и другие иномарки, которые по достоинству могли оценить советские водители. Поэтому в КБ КАМАЗ новые модели создавали с некоторой оглядкой на образцы зарубежной техники.
КАМАЗ-6410
Камских специалистов заинтересовала машина DAF-2800, выпускаемая в двух вариантах: в капотной версии и с компоновкой, когда двигатель располагался над кабиной. Инженеров из Набережных Челнов интересовала последняя модель. У нее была большая по площади грузовая платформа, что достигалось максимальным вынесением вперед кабины. Эту идею и воплотили в разработанном КАМАЗ-Э6410.
Новый тягач имел нестандартный экстерьер. Фото: YouTube.com
Первый опытный экземпляр представили в 1977-м. Внешне машина выглядит не совсем привычно: кабина у нее от серийного автомобиля «5320», передок, правда, изменен, немного доработаны двери, и кое-что еще по «мелочи».
Технические моменты
А вот здесь изменений было куда больше. Мощность силового агрегата форсировали до 320 «лошадей». Чтобы добиться плавности хода, всю подвеску сделали на пневматике, задняя ось, названная «ленивцем», стала подъемной. Такое инженерное решение экономило горючее, когда автомобиль шел пустым. Подобный момент очень важен для Европы, а КАМАЗы собирались экспортировать.
При езде порожняком задние колеса приподнимались. Фото: YouTube.com
Кроме шоссейного варианта грузовика, сделали еще и его полноприводную версию. Интересно: на обеих моделях все шины – односкатные.
Итоги по КАМАЗ-Э6410
Версию грузовика, предназначенного для «дальнобоя» (езды по шоссе), продемонстрировали техсовету при Минавтопроме. Новинка была принята благосклонно, но в серию так и не пошла. Почему? Мнений на этот счет много, но одно из них все же впереди. Большинство уверено: постановку на конвейер (а это немалые деньги из госбюджета) «камазовского» грузовика притормозил Минск.
Перспективный КАМАЗ-6410 так и не пошел в крупномасштабное производство. Фото: YouTube.com
Тогда на белорусском заводе готовились запустить в серию свой тягач МАЗ-5432 и руководство предприятия задействовало все доступные рычаги в министерствах, чтобы реализовать свой проект. Правда это или нет, неизвестно, очевиден только факт: КАМАЗ-Э6410 так и остался пылиться на задворках завода, а минский грузовик встал на конвейер.
КАМАЗ-5415М
Несмотря на различные изменения от модели к модели во внешнем облике, КАМАЗ и сегодня остается узнаваемым: общие очертания сохраняются. Кому-то на заводе это нравилось, кому-то – нет. В последнем случае предпринимались попытки создать другой, более современный, яркий экстерьер. К тому же инженеры из КБ видели зарубежные образцы, перед которыми первая кабина КАМАЗ выглядела архаичной.
По сравнению со своими серийными «коллегами» 5415М выглядел довольно привлекательно. Фото: YouTube.com
Результатом стараний конструкторского бюро стала модель 5415М, которая первоначально задумывалась, как двухосный грузовик. Шасси у магистрального тягача было то же, что стояло на серийных машинах. Изменения коснулись силового агрегата и кабины. На грузовик решили поставить дизельный двигатель в 360 «лошадей»: от отлично подходил для непрерывной работы, свойственной «дальнобою». Но с кабиной вышла заминка: своих идей как-то не было и поэтому снова решили обратить внимание на Запад, все тот же DAF.
Возможный образец для подражания. Фото: YouTube.com
Вскоре прототип собрали и задумали отправить его на Международный автосалон в Амстердам. Однако показать свое творение общественности так и не удалось: при транспортировке на мероприятие технику повредили. Злые языки поговаривали, что это было сделано специально: уж больно сильно новый КАМАЗ смахивал на заграничный DAF.
Впрочем, на заводе особо не огорчились: считалось, что модель 5415М создавалась для испытания различных инженерных идей. Да и введение в производство нового седельного тягача для предприятия в то время было непосильным: оно вовсю штамповало машины, пошедшие в серию, без которых народное хозяйство страны чуть ли не задыхалось.
КАМАЗ-5415М прошел все этапы заводских испытаний. Фото: YouTube.com
Позже предпринимался еще ряд попыток создать новую кабину, но все они оказались неудачными. А что с КАМАЗ-5415М? Всего собрали пять образцов, которые позже продали частникам. Где машины сегодня – неизвестно.
КАМАЗ-1101
Второе название – «Мишка» – легковой автомобиль получил по имени сына главного конструктора завода Владимира Баруна. В то время (а это было еще до появления «Оки») умы инженеров будоражила идея разработки народного дешевого автомобиля. И его сделали! Собрали в экспериментальном цехе.
Вариант с тентом и дверями. Фото: YouTube.com
Глядя на внешний облик машинки, создается впечатление, что ее разработали на базе детского конструктора – очевидно, что над экстерьером особо не заморачивались. Да и сам Барун утверждал, что КАМАЗ-1101 – максимально дешевый автомобиль, который должен выпускаться, как товар народного потребления.
Технические особенности
Об автомобиле известно мало: практически вся информация имеется только в статье из газеты «Знамя коммунизма» за 1980-й год. Под капотом легковушки – бензиновый двигатель, развивающий 23 «лошадки». Колеса и оптика – от «Запорожца», двери можно было снять, вместо крыши – тент.
Пляжная версия КАМАЗ-1101. Фото: YouTube.com
Изначально авто делалось двухместным, позже появился вариант и на четырех человек, но в таком случае о багажнике пришлось забыть. Материал, из которого делали кузов неизвестен, но, скорее всего, это стеклопластик.
У пляжного варианта авто двери и «крыша» не предусматривались вообще, зато на некоторых версиях была пара дуг безопасности.
Место водителя и панель приборов – в строго спартанском стиле: несколько сигнальных ламп и переключателей, простой руль.
Из приборов – только необходимый минимум. Фото: YouTube.com
Сколько было выпущено «Мишек», неизвестно: по некоторым данным, не более пяти-шести экземпляров. Однако совершенно ясно другое – конкуренцию с «Окой» автомобильчик не выдержал. Судьба КАМАЗ-1101 – разъезды по выставкам и «уход» в историю.
Другие КАМАЗы, не пошедшие в серию
О некоторых из них мы уже упоминали. Например, «супервнедорожник» «Бархан» с двигателем КАМАЗ-740 (240 л. с.), вмещающий 12 человек. Машина была разработана на основе поставляемого в ВС РФ «Мустанг» и весила семь тонн. Достойная уважения проходимость и мощность, к сожалению, не стали пропуском на конвейер. Еще одна машина, о которой можно найти подробную информацию на нашем сайте – «КамАЗ-54907 Континент» – тягач с дизель-электрическим силовым агрегатом. Это концепт, в котором воплощены все самые современные решения. Не считая гибридного двигателя, это «нарисованные» в цифре приборы, видеокамеры вместо зеркал, дисплей на руле и многое другое. Пойдет ли эта машина в серию – большой вопрос. Одна из проблем – немалое количество импортных узлов и агрегатов. Помимо электроники, это собственно сама кабина серии К5, трансмиссия ZF TraXon Hybrid.
Сверкающий концепт с непонятным будущим. Фото: YouTube.com
Если говорить в целом, очевидно: предприятие КАМАЗ не стоит на месте – постоянно экспериментирует, развивается. А там, глядишь, среди опытных экземпляров обязательно найдется тот, что встанет на конвейер. Или какие-то идеи, реализованные в прототипах, пригодятся в будущем для серийных грузовиков.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...