ШСГ-401 «Ермак-500» – по тундре в «камазовской» кабине
1 452

ШСГ-401 «Ермак-500» – по тундре в «камазовской» кабине

В 20004 –м году «Газпром» заключил договор с одним из филиалов Кировского завода из Санкт-Петербурга о поставке десяти вездеходов «Ермак-500» (ШСГ-401). Контракт оценивался в 4 млн. долларов. Машины изготавливала компания «Завод Универсалмаш» вместе со столичным конструкторским бюро «Газстроймашина», имеющим 50-летний опыт в разработке подобной спецтехники. Чем так понравился «Газпрому» вездеход?


Гигант с четырьмя гусеницами специально предназначена для транспортировки тяжелых и габаритных грузов в отдаленные населенные пункты Крайнего Севера и Сибири. Особенность ШСГ-401 заключается в возможности его использования в качестве ремонтной базы для восстановления газопроводов. Также машина может «превращаться» в экскаватор, буровую установку, подъемный кран, «обычный» грузовик. Разработка снегоболотохода, а затем его испытания под Санкт-Петербургом, на армейском полигоне во Всеволжске и в «Тюменьтрансгазе» (Ханты-Мансийский АО) продолжались два года.

ШСГ-401 «Ермак-500» – по тундре в «камазовской» кабинеВездеход решено было поставить на 4 гусеницы. Фото: YouTube.com

Предприятие «Универсалмаш» производило танки и самоходки, занималось их ремонтом. Позже завод выпускал краны, дорожные машины и мощные сварочные аппараты.

Второе название снегоболотохода официально связано с известным покорителем Сибири Ермаком. Однако главного разработчика зовут Евгений Романов. «Пятьсот» – количество «лошадей» в моторе. Другие технические данные:

✅ длина, ширина, высота – 15,73, 3,86 и 4,32 м
✅ дорожный просвет – полметра
✅ полный вес – 89,5 т, пустого – 49,5 т
✅ двигатель – двенадцатицилиндровый дизель ЯМЗ-240НМ2 объемом10,85 л
✅ скорость – до 14,8 км/ч
✅ расход горючего – 100 л/100 км при объеме бака 1000 л
✅ масса перевозимого груза – до 40 т

О мощности машины говорит тот факт, что устанавливаемый на нее силовой агрегат используется для комплектации легендарного карьерного самосвала БелАЗ-7523. Снегоболотоход оснащен лебедкой с тросом длиной 63 м, развивающей тяговое усилие до 20 т. Машина способна преодолевать броды глубиной до 1,8 м. Эксплуатационный температурный диапазон – от -40° до +40°.

В сборочном цехе – очередной ШСТ-401. Фото: YouTube.com

На испытания вездеход доставляли с помощью большегрузной машины, которая на смогла взять обледенелый подъем на трассе. Снегоболтоходу пришлось съехать с платформы и преодолевать препятствие самостоятельно. Случайным свидетелям оставалось только удивляться радоваться такой «картинке»,

«Ермак-500» реализовывался (в основном в лизинг) по цене в 14 млн. руб. за единицу, что примерно в два раза меньше стоимости «собрата» из Канады, за которого просили 900 тыс. «зеленых».

Другие технические особенности


Машина обладает повышенной проходимостью, что достигается за счет высокого тягового усилия в 70 тонн и широких, в полтора метра, резинометаллических гусениц. Радиус разворота этой махины не превышает 17 м, а крутизна преодолеваемого подъема – до 30°. В некотором смысле ШСГ-401 можно считать «экологичным»: давление на грунт груженого снегоболотохода составляет не более 0,33 кгс/кв. см.

Резинометаллические гусеницы обеспечивают минимальное давление на грунт. Фото: YouTube.com

Для сравнения: взрослый мужчина наступает на землю почти в два раза сильнее. Между тем, в тундре достаточно нежная растительность и «рана» нанесенная ей обычными гусеницами, может зарастать несколько лет.

Примененная в конструкции ходовая часть оказалась настолько удачной, что ее использовали в других моделях вездеходов. Примером может служить снегоболотоход, созданный на базе трактора «Кировец» К-700. На «Ермак-500» использована «камазовская» кабина со спальником.

Кабина – от КАМАЗа. Фото: YouTube.com

Поэтому можно считать, что рабочее место водителя довольно комфортное. По результатам эксплуатации станет ясно, будет ли «Газпром» или иная подобная организация заказывать ШСГ-401, вставший на конвейер, в дальнейшем.
А вы что думаете о ШСГ-401?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...