МАЗ-2000 «Перестройка» – футуристичный автопоезд из Советского Союза
Прототип модульного магистрального автопоезда произвёл настоящий фурор. Он удивил не только советскую публику, но и автоэкспертов со всего мира. На международном автосалоне в Париже, проведённом в 1988 году, МАЗ-2000 завоевал золотую медаль за выдающиеся технические решения.
Его называли самым прогрессивным грузовиком планеты и казалось, что у прототипа радужное будущее. Но все сложилось иначе. Сегодня мы вспомним яркий концепт-трак 80-х и разберемся, почему он так и не пошел в серию.
Все началось в 1978 году, в тот период В. Сиволобов представил первый концептуальный макет, в котором угадывается будущая «Перестройка». В тот период инженеры КамАЗа работали над модульным автопоездом, но проект так и не пошел в реализацию.
На западе тоже предпринимались попытки создать что-то подобное. Kenworth Windclipper представили в середине 80-х, но в силу разных причин от массового производства отказались.
Команда разработчиков под руководством М. Высоцкого сумела не только создать полноценный проект, но и смогла впечатлить правительство СССР. Заводу выделили деньги на разработку, благодаря чему и был построен экспериментальный образец.
Михаил Высоцкий описывал конструкцию, как грузовую платформу, спереди которой установлена кабина. Под ней находится ведущая тележка, вторая – пассивная – под грузом.
Это конструктор, в котором можно по-разному варьировать модули, тем самым меняя грузоподъемность. К примеру, вместо пассивной задней тележки можно поставить еще одну ведущую, удвоив мощность автопоезда.
Полная масса базовой версии составляла 33 тонны, с дополнительным ведущим модулем показатель вырастал до 41 т. А при использовании прицепа общий вес достигал 80 тонн. Такой вариант напоминал австралийские автопоезда.
Активная фаза работ началась в середине 80-х, а 1988 году прототип отправили на московскую выставку «Автодизайн». Там новинку не показывали широкой публике. Ее могли видеть только партийные функционера и эксперты в сфере транспорта. После положительной оценки было принято решение отправить модульный тягач в Париж, где осенью проходила международная выставка.
Это был звездный час «Перестройки» – тысячи восторженных отзывов, публикации в сотнях изданий со всего мира, высшая награда. Журналисты не скупились на похвалы и отмечали новизну использовавшихся решений. Это неудивительно – за время работы было зарегистрировано более 30 патентов на изобретения.
Потом автопоезд появлялся еще на нескольких выставках, в последний раз его представили в Минске в 2002 году. Ходили слухи, что компании из США и Японии купили лицензии на модульную конструкцию. И это чистая правда.
Также многие любители авто уверены, что «Перестройка» послужила прообразом тягача Рено Магнум, выпущенного в 1990 году. Но это не так, его прототипом стал Renault Virages VE-10, показанный в 1985-м.
Что ж, давайте разбираться, чем автопоезд так понравился советским и зарубежным экспертам. Первое – экстерьер. Даже сейчас грузовик не воспринимается как старый, а в 88-м году это был настоящий космос.
Судите сами – панорамное лобовое стекло, обеспечивающее отличный обзор, обтекаемые формы и накладки на колесах, улучшавшие аэродинамику. Говорят, на тот момент у «Перестройки» был самый маленький коэффициент аэродинамического сопротивления среди магистральных тягачей. Но официального подтверждения этой информации нет.
Но внешность – далеко не главная особенность МАЗ-2000. Инженеров он впечатлял в первую очередь техническими решениями. Казалось бы – невозможно улучшить конструкцию из полуприцепа и седельного тягача. Но минчане думали иначе, создав другую концепцию.
Модульная система позволяла собирать автопоезд как конструктор. В зависимости от веса и габаритов груза подбирался основной модуль, к нему спереди присоединялась кабина.
Ведущая тележка, в которой находился мотор, КПП и пневматическая подвеска, ставилась снизу и была отдельным от кабины блоком. Сзади крепился модуль попроще, но при желании и там можно было добавить вариант с двигателем для прибавки мощности.
Замена блоков по замыслу занимала немного времени. Один и тот же автопоезд можно было перестраивать в зависимости от задач, что экономило деньги на приобретение нескольких единиц транспорта.
У стандартных тягачей не лучшая аэродинамика из-за пустоты между кабиной и полуприцепом. «Перестройка» лишена этого недостатка – модули расположены плотно друг к другу, это монолитный вариант, что снижает сопротивление воздуха до минимума.
На грузовике стоял шестицилиндровый дизельный двигатель MAN D2866 на 290 л. с. – не самый мощный агрегат для большегруза. Но за счет хорошей аэродинамики 13-тонный транспорт разгонялся до 120 км/ч даже с относительно слабым мотором. Испытатели утверждали, что МАЗ-2000 может ехать и со скоростью 130 км/ч.
Еще одна особенности – при поворотах кабина оставалась неподвижной, двигалась только тележка. Это шокировало даже привыкших к оригинальным техническим решениям европейских инженеров.
12-ступенчатая МАЗовская коробка с электронным селектором тоже была ноу-хау в то время. Привод был передним, что также необычно для тягача. ABS обеспечивал безопасное торможение, а ведь тогда антипробуксовочной системы не было даже на легковых авто из СССР.
Отдельного внимания требует кабина. Там было не только панорамное стекло, но и высокий потолок, ровный пол. Правое кресло поворачивалось, в кабине кроме музыкального центра был холодильник, телевизор и электрическая плита.
Также «Перестройку» оснастили радиостанцией УКВ, кондиционером и даже камерами заднего вида, которые и теперь встречаются нечасто. Двери не открывались, а отъезжали назад, чтобы экономить пространство.
Всего было собрано два полноценных прототипа. Вариант с шестью колесами демонстрировали на ВДНХ, а в Париж доставили автопоезд из двух модулей с тяговыми тележками на каждом, чтобы показать оригинальность концепта.
После выставки автомобиль обсуждали в газетах и по телевидению. Продавались плакаты и календари с его изображением (даже у меня был такой). Казалось, что через год-два начнется серийное производство и водители сполна насладятся комфортом МАЗа нового поколения. Но сборку не начали по ряду причин:
✅ Во-первых, не лучшая экономическая ситуация на закате перестройки и развал СССР в 1991 году не способствовали внедрению новых решений. У завода не было денег на налаживание производства, а государство в тот период помочь не могло, и без этого хватало забот.
✅ Во-вторых, модульная конструкция была сложнее в обслуживании. Существующую инфраструктуру грузоперевозок пришлось бы сильно
менять, а это еще большие затраты в масштабах страны.
✅ В-третьих, были вопросы и по управлению автопоездом. Водители, привыкшие к традиционным тягачам, не понимали логики поведения на поворотах и не могли точно оценить, насколько сильно выдвинется подвижный модуль относительно кабины.
Концепт можно назвать удачным. Но вот момент его появления наоборот оказался крайне неудачным и после развала союза проект был обречен. Когда ситуация наладилась, МАЗ-2000 утратил актуальность и возвращаться е нему не стали.
Кстати, название «Перестройка» выбрано не в честь экономического курса СССР. Оно подразумевало быструю трансформацию автопоезда. Но это печальное совпадение предопределило судьбу одной из интереснейших разработок своего времени.
На сегодня сохранился только один экземпляр. Его восстановили и установили на постамент рядом с проходной Минского автомобильного завода. Это напоминание о том, что наши инженеры могут удивлять весь мир.
Его называли самым прогрессивным грузовиком планеты и казалось, что у прототипа радужное будущее. Но все сложилось иначе. Сегодня мы вспомним яркий концепт-трак 80-х и разберемся, почему он так и не пошел в серию.
История появления: факты и мифы
Все началось в 1978 году, в тот период В. Сиволобов представил первый концептуальный макет, в котором угадывается будущая «Перестройка». В тот период инженеры КамАЗа работали над модульным автопоездом, но проект так и не пошел в реализацию.
Первый эскиз подобной техники. Фото: youtube.com
На западе тоже предпринимались попытки создать что-то подобное. Kenworth Windclipper представили в середине 80-х, но в силу разных причин от массового производства отказались.
Команда разработчиков под руководством М. Высоцкого сумела не только создать полноценный проект, но и смогла впечатлить правительство СССР. Заводу выделили деньги на разработку, благодаря чему и был построен экспериментальный образец.
Чертежи конструкторов Минского автозавода. Фото: youtube.com
Михаил Высоцкий описывал конструкцию, как грузовую платформу, спереди которой установлена кабина. Под ней находится ведущая тележка, вторая – пассивная – под грузом.
Это конструктор, в котором можно по-разному варьировать модули, тем самым меняя грузоподъемность. К примеру, вместо пассивной задней тележки можно поставить еще одну ведущую, удвоив мощность автопоезда.
Авто сильно отличалось от того, что ездило по дорогам СССР. Фото: youtube.com
Полная масса базовой версии составляла 33 тонны, с дополнительным ведущим модулем показатель вырастал до 41 т. А при использовании прицепа общий вес достигал 80 тонн. Такой вариант напоминал австралийские автопоезда.
Активная фаза работ началась в середине 80-х, а 1988 году прототип отправили на московскую выставку «Автодизайн». Там новинку не показывали широкой публике. Ее могли видеть только партийные функционера и эксперты в сфере транспорта. После положительной оценки было принято решение отправить модульный тягач в Париж, где осенью проходила международная выставка.
Этот прототип показывали в Париже. Фото: youtube.com
Это был звездный час «Перестройки» – тысячи восторженных отзывов, публикации в сотнях изданий со всего мира, высшая награда. Журналисты не скупились на похвалы и отмечали новизну использовавшихся решений. Это неудивительно – за время работы было зарегистрировано более 30 патентов на изобретения.
Потом автопоезд появлялся еще на нескольких выставках, в последний раз его представили в Минске в 2002 году. Ходили слухи, что компании из США и Японии купили лицензии на модульную конструкцию. И это чистая правда.
Также многие любители авто уверены, что «Перестройка» послужила прообразом тягача Рено Магнум, выпущенного в 1990 году. Но это не так, его прототипом стал Renault Virages VE-10, показанный в 1985-м.
Особенности концепта
Что ж, давайте разбираться, чем автопоезд так понравился советским и зарубежным экспертам. Первое – экстерьер. Даже сейчас грузовик не воспринимается как старый, а в 88-м году это был настоящий космос.
Мощность автопоезда можно было менять. Фото: youtube.com
Судите сами – панорамное лобовое стекло, обеспечивающее отличный обзор, обтекаемые формы и накладки на колесах, улучшавшие аэродинамику. Говорят, на тот момент у «Перестройки» был самый маленький коэффициент аэродинамического сопротивления среди магистральных тягачей. Но официального подтверждения этой информации нет.
Но внешность – далеко не главная особенность МАЗ-2000. Инженеров он впечатлял в первую очередь техническими решениями. Казалось бы – невозможно улучшить конструкцию из полуприцепа и седельного тягача. Но минчане думали иначе, создав другую концепцию.
На модуле было дополнительное колесо для легкого перемещения. Фото: youtube.com
Модульная система позволяла собирать автопоезд как конструктор. В зависимости от веса и габаритов груза подбирался основной модуль, к нему спереди присоединялась кабина.
Ведущая тележка, в которой находился мотор, КПП и пневматическая подвеска, ставилась снизу и была отдельным от кабины блоком. Сзади крепился модуль попроще, но при желании и там можно было добавить вариант с двигателем для прибавки мощности.
Дверь сдвигалась назад. Фото: youtube.com
Замена блоков по замыслу занимала немного времени. Один и тот же автопоезд можно было перестраивать в зависимости от задач, что экономило деньги на приобретение нескольких единиц транспорта.
У стандартных тягачей не лучшая аэродинамика из-за пустоты между кабиной и полуприцепом. «Перестройка» лишена этого недостатка – модули расположены плотно друг к другу, это монолитный вариант, что снижает сопротивление воздуха до минимума.
Фото с плаката времен СССР. Фото: youtube.com
На грузовике стоял шестицилиндровый дизельный двигатель MAN D2866 на 290 л. с. – не самый мощный агрегат для большегруза. Но за счет хорошей аэродинамики 13-тонный транспорт разгонялся до 120 км/ч даже с относительно слабым мотором. Испытатели утверждали, что МАЗ-2000 может ехать и со скоростью 130 км/ч.
Еще одна особенности – при поворотах кабина оставалась неподвижной, двигалась только тележка. Это шокировало даже привыкших к оригинальным техническим решениям европейских инженеров.
Первая версия концепта. Фото: youtube.com
12-ступенчатая МАЗовская коробка с электронным селектором тоже была ноу-хау в то время. Привод был передним, что также необычно для тягача. ABS обеспечивал безопасное торможение, а ведь тогда антипробуксовочной системы не было даже на легковых авто из СССР.
Отдельного внимания требует кабина. Там было не только панорамное стекло, но и высокий потолок, ровный пол. Правое кресло поворачивалось, в кабине кроме музыкального центра был холодильник, телевизор и электрическая плита.
Доработанный вариант: фары переместились вверх, а на облицовке появились прорези для охлаждения мотора. Фото: youtube.com
Также «Перестройку» оснастили радиостанцией УКВ, кондиционером и даже камерами заднего вида, которые и теперь встречаются нечасто. Двери не открывались, а отъезжали назад, чтобы экономить пространство.
Что в итоге?
Всего было собрано два полноценных прототипа. Вариант с шестью колесами демонстрировали на ВДНХ, а в Париж доставили автопоезд из двух модулей с тяговыми тележками на каждом, чтобы показать оригинальность концепта.
Фото салона сохранилось очень мало. Фото: youtube.com
После выставки автомобиль обсуждали в газетах и по телевидению. Продавались плакаты и календари с его изображением (даже у меня был такой). Казалось, что через год-два начнется серийное производство и водители сполна насладятся комфортом МАЗа нового поколения. Но сборку не начали по ряду причин:
✅ Во-первых, не лучшая экономическая ситуация на закате перестройки и развал СССР в 1991 году не способствовали внедрению новых решений. У завода не было денег на налаживание производства, а государство в тот период помочь не могло, и без этого хватало забот.
✅ Во-вторых, модульная конструкция была сложнее в обслуживании. Существующую инфраструктуру грузоперевозок пришлось бы сильно
менять, а это еще большие затраты в масштабах страны.
✅ В-третьих, были вопросы и по управлению автопоездом. Водители, привыкшие к традиционным тягачам, не понимали логики поведения на поворотах и не могли точно оценить, насколько сильно выдвинется подвижный модуль относительно кабины.
Так автопоезд поворачивал. Фото: youtube.com
Концепт можно назвать удачным. Но вот момент его появления наоборот оказался крайне неудачным и после развала союза проект был обречен. Когда ситуация наладилась, МАЗ-2000 утратил актуальность и возвращаться е нему не стали.
Кстати, название «Перестройка» выбрано не в честь экономического курса СССР. Оно подразумевало быструю трансформацию автопоезда. Но это печальное совпадение предопределило судьбу одной из интереснейших разработок своего времени.
Машина стоит у проходной МАЗа. Фото: youtube.com
На сегодня сохранился только один экземпляр. Его восстановили и установили на постамент рядом с проходной Минского автомобильного завода. Это напоминание о том, что наши инженеры могут удивлять весь мир.
- Ice
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....