МТЗ-50 – любимый трактор советских механизаторов
Самые популярные советские тракторы выпускал Минский завод. Марку «Беларус» знали не только в СССР, но и далеко за его пределами.
Лучшим колесным трактором эпохи Брежнева был МТЗ-50. Модель серийно выпускалась с 1962 по 1985 годы. Она оказалась удачной и востребованной. Несмотря на годы, трактор до сих пор работает на селе. Сегодня мы расскажем про эту легендарную технику.
Первым колесным трактором Минского завода стал МТЗ-2. Ее серийное производство стартовало в 1953 году. Модель получилась удачной, но уже через несколько лет ее начали модернизировать. Так появился МТЗ-5 и полноприводная версия с индексом 7.
Но стране был нужен новый, современный трактор. В 1956 году техническое задание на модель МТЗ-50 было разработано, рассмотрено и апробировано. Через два года конструкторский отдел Минского тракторного завода представил опытные модели. Они были отправлены на испытания в колхоз, находящийся в УССР, после чего машины рекомендовали в серийное производство.
Примерно в то же время на заводе разработали и полноприводный трактор этой же серии, получивший название МТЗ-52. Модель рекомендовалась для работ на почвах повышенной влажности.
Вот только переход на выпуск нового трактора затянулся. МТЗ-50 серьезно отличался от модели прошлого поколения:
✅ Общих деталей и узлов не больше 16 %
✅ 1/5 часть запчастей пришлось модернизировать
✅ Не хватало гидроагрегатов
Больше всего проблем принес последний пункт. Руководители МТЗ объехали несколько советских заводов по выпуску гидроагрегатов и везде им отказывали. Никто не хотел расширять производство. Тем более, что было понятно – это будут массовые тракторы, соответственно, поставки должны быть регулярными.
В итоге удалось договориться с заводом в Мелитополе по бартеру. Пришлось делать для партнеров штампы, инструменты и станки. Так же работали и с аккумуляторным заводом в Подольске.
Первый серийный трактор был собран в октябре 1961 года. МТЗ-50 выпускали параллельно с моделью предыдущего поколения. Это заслуга сотрудников Минского тракторного завода – предприятия-смежники подвели с поставками. Первую партию из 50 комплектов сделали своими силами.
Новый колесный трактор МТЗ превосходил модель предыдущего поколения практически во всем. Например, двигатель развивал уже 55 л. с. против 45 «лошадок». Вес трактора удалось уменьшить на 400 кг – за счет этого расход топлива снизился, а скорость повысилась. Кстати, МТЗ-50 работал в диапазоне от 1,65 до 25 км/ч. Это позволяло выполнять широкий спектр сельскохозяйственных и коммунальных работ.
Новый советский трактор получил:
✅ Раздельно-агрегатную гидравлику
✅ Догружатели ведущих колес
✅ Усилитель руля
МТЗ-50 имел несколько валов отбора мощности – передний, задний и боковой.
Обслуживать МТЗ-50 несложно. Он капотного типа, так что доступ ко всем узлам и агрегатам упрощен. Кабина достаточно компактная, высоким трактористам внутри не слишком удобно. Кстати, верх можно снять или натянуть туда тент для трансформации. Это сделано специально для эксплуатации в южных советских республиках.
Изначально в кабине МТЗ-50 было достаточно тихо. Благодарить за это нужно резиновые уплотнители. Вот только качество их исполнения оставляло желать лучшего, поэтому через несколько лет они приходили в негодность. Единичные предприятия меняли уплотнительные резинки. В остальных случаях на комфорт для тракториста не обращали внимания.
Впрочем, механизаторы тоже в то время не жаловались. Трактор давал возможность дополнительного заработка на селе. Поэтому сесть на него старались всеми способами.
Как и предыдущие модификации тракторов минского завода, МТЗ-50 отличался простотой конструкции и долговечностью узлов. Особенно хороши были экспортные версии. Традиционно для Советского Союза, их собирали из лучших деталей, а вся проводка тщательно укладывалась и изолировалась.
Все тракторы МТЗ-50 оснащались двумя типами моторов. Хотя, по сути, это один и тот же силовой агрегат. Д-50 запускался электростартером, а Д-50Л – «пускачом». В качестве последнего использовался двухтактный двигатель, работающий на бензиново-масляной смеси. Примерно такие стоят на пилах и триммерах.
Многие дети, проводящие лето в деревне или выросшие там, помнят специфический стрекот двухтактного «пускача» трактора «Беларус». Сколько раз он вырывал из сладких объятий сна поутру, внезапно нарушая утренний покой и пугая петухов.
Конечно, модель с электростартером комфортнее для водителя – ему не нужно даже выходить из кабины, но это только в теории. На практике система была капризной, поэтому некоторые заводили технику заводили «с буксира».
При наличии «пускача» трактору даже не нужен аккумулятор – достаточно магнето. В условиях нехватки деталей в отдаленных колхозах предпочитали более простые модификации.
Не совсем понятно, почему трактор назвали МТЗ-50 – ведь мощность двигателя составляла 55 л. с. Скорее всего, по техническому заданию машина планировалась не менее чем на 50 «лошадок». То, что двигатель получился мощнее – это уже заслуга инженеров Минского завода.
Мотор Д-50 имел гарантию до капитального ремонта на 5 тысяч моточасов. Как правило, он выхаживал больше, но при условии своевременного обслуживания и соблюдения технического регламента.
Коробка передач у МТЗ-50 девятискоростная. Она выполнена в одном корпусе с ведущим задним мостом. Получается, что КПП является элементом силовой конструкции трактора. Все МТЗ-50 имели принудительную блокировку межосевого дифференциала.
Подвески у МТЗ-50 простейшие. Главную амортизацию выполняют не они, а огромные задние колеса. Впрочем, эффективностью подвески не обладали – об этом знают все, кому хоть раз доводилось ездить на МТЗ-50 или 80.
За гидрооборудование трактора отвечает насос НШ-32 и гидравлический цилиндр. Система надежная, главное следить за состоянием шлангов.
На экспорт чаще поставляли более мощные модификации тракторов – это МТЗ-60/62 с задним и полным приводом соответственно. Мощность у этих версий 65 л. с. Иногда такие тракторы оставляли в СССР, но редко. Двигатели у них под капотом марки СДМ-12.
Выпускались специальные модификации для специфического использования:
✅ МТЗ-50Х – хлопководческая
✅ Т-54В – для виноградарей
✅ Т-54С – свекловодческая
✅ Т-54Л – для лесных хозяйств
Последние три версии на гусеничном ходу. Их унификация с базовыми МТЗ-50 составляла более 60 %. Производили машины на Кишиневском тракторном заводе.
Еще до начала серийного производства инженеры создали полугусеничную модификацию. По факту, это стандартная версия трактора. На нее установлен гусеничный движитель производства Бобруйского завода. Система монтировалась на мехдворах колхозов и совхозов и использовалась на почвах рыхлых и с повышенной влажностью.
Что касается отзывов трактористов, то они, как правило, рассказывают о МТЗ-50 с теплотой и любовью. Основная причина в том, что они начинали карьеру на этой модели.
Много таких тракторов до сих пор в строю. Они используются в небольших фермерских хозяйствах и в качестве помощника в деревне. Машины простейшие, изученные за 70 лет вдоль и поперек.
В любом случае, трактор МТЗ-50 – это легенда, занявшая законное место в истории.
Лучшим колесным трактором эпохи Брежнева был МТЗ-50. Модель серийно выпускалась с 1962 по 1985 годы. Она оказалась удачной и востребованной. Несмотря на годы, трактор до сих пор работает на селе. Сегодня мы расскажем про эту легендарную технику.
История разработки
Первым колесным трактором Минского завода стал МТЗ-2. Ее серийное производство стартовало в 1953 году. Модель получилась удачной, но уже через несколько лет ее начали модернизировать. Так появился МТЗ-5 и полноприводная версия с индексом 7.
Трактор МТЗ-2 не имел даже кабины. Фото: Youtube.com
Но стране был нужен новый, современный трактор. В 1956 году техническое задание на модель МТЗ-50 было разработано, рассмотрено и апробировано. Через два года конструкторский отдел Минского тракторного завода представил опытные модели. Они были отправлены на испытания в колхоз, находящийся в УССР, после чего машины рекомендовали в серийное производство.
Примерно в то же время на заводе разработали и полноприводный трактор этой же серии, получивший название МТЗ-52. Модель рекомендовалась для работ на почвах повышенной влажности.
Вот только переход на выпуск нового трактора затянулся. МТЗ-50 серьезно отличался от модели прошлого поколения:
✅ Общих деталей и узлов не больше 16 %
✅ 1/5 часть запчастей пришлось модернизировать
✅ Не хватало гидроагрегатов
Больше всего проблем принес последний пункт. Руководители МТЗ объехали несколько советских заводов по выпуску гидроагрегатов и везде им отказывали. Никто не хотел расширять производство. Тем более, что было понятно – это будут массовые тракторы, соответственно, поставки должны быть регулярными.
МТЗ-5 по сути был модернизированной версией МТЗ-2. Фото: Youtube.com
В итоге удалось договориться с заводом в Мелитополе по бартеру. Пришлось делать для партнеров штампы, инструменты и станки. Так же работали и с аккумуляторным заводом в Подольске.
Первый серийный трактор был собран в октябре 1961 года. МТЗ-50 выпускали параллельно с моделью предыдущего поколения. Это заслуга сотрудников Минского тракторного завода – предприятия-смежники подвели с поставками. Первую партию из 50 комплектов сделали своими силами.
Особенности
Новый колесный трактор МТЗ превосходил модель предыдущего поколения практически во всем. Например, двигатель развивал уже 55 л. с. против 45 «лошадок». Вес трактора удалось уменьшить на 400 кг – за счет этого расход топлива снизился, а скорость повысилась. Кстати, МТЗ-50 работал в диапазоне от 1,65 до 25 км/ч. Это позволяло выполнять широкий спектр сельскохозяйственных и коммунальных работ.
Новый советский трактор получил:
✅ Раздельно-агрегатную гидравлику
✅ Догружатели ведущих колес
✅ Усилитель руля
МТЗ-50 имел несколько валов отбора мощности – передний, задний и боковой.
Знакомый силуэт для многих сельских жителей. Фото: Youtube.com
Обслуживать МТЗ-50 несложно. Он капотного типа, так что доступ ко всем узлам и агрегатам упрощен. Кабина достаточно компактная, высоким трактористам внутри не слишком удобно. Кстати, верх можно снять или натянуть туда тент для трансформации. Это сделано специально для эксплуатации в южных советских республиках.
Изначально в кабине МТЗ-50 было достаточно тихо. Благодарить за это нужно резиновые уплотнители. Вот только качество их исполнения оставляло желать лучшего, поэтому через несколько лет они приходили в негодность. Единичные предприятия меняли уплотнительные резинки. В остальных случаях на комфорт для тракториста не обращали внимания.
Впрочем, механизаторы тоже в то время не жаловались. Трактор давал возможность дополнительного заработка на селе. Поэтому сесть на него старались всеми способами.
Кабина, конечно, спартанская. Фото: Youtube.com
Как и предыдущие модификации тракторов минского завода, МТЗ-50 отличался простотой конструкции и долговечностью узлов. Особенно хороши были экспортные версии. Традиционно для Советского Союза, их собирали из лучших деталей, а вся проводка тщательно укладывалась и изолировалась.
Двигатель
Все тракторы МТЗ-50 оснащались двумя типами моторов. Хотя, по сути, это один и тот же силовой агрегат. Д-50 запускался электростартером, а Д-50Л – «пускачом». В качестве последнего использовался двухтактный двигатель, работающий на бензиново-масляной смеси. Примерно такие стоят на пилах и триммерах.
Многие дети, проводящие лето в деревне или выросшие там, помнят специфический стрекот двухтактного «пускача» трактора «Беларус». Сколько раз он вырывал из сладких объятий сна поутру, внезапно нарушая утренний покой и пугая петухов.
Рама поддерживает двигатель и передний мост. Фото: Youtube.com
Конечно, модель с электростартером комфортнее для водителя – ему не нужно даже выходить из кабины, но это только в теории. На практике система была капризной, поэтому некоторые заводили технику заводили «с буксира».
При наличии «пускача» трактору даже не нужен аккумулятор – достаточно магнето. В условиях нехватки деталей в отдаленных колхозах предпочитали более простые модификации.
Не совсем понятно, почему трактор назвали МТЗ-50 – ведь мощность двигателя составляла 55 л. с. Скорее всего, по техническому заданию машина планировалась не менее чем на 50 «лошадок». То, что двигатель получился мощнее – это уже заслуга инженеров Минского завода.
Мотор Д-50 имел гарантию до капитального ремонта на 5 тысяч моточасов. Как правило, он выхаживал больше, но при условии своевременного обслуживания и соблюдения технического регламента.
Другие характеристики
Коробка передач у МТЗ-50 девятискоростная. Она выполнена в одном корпусе с ведущим задним мостом. Получается, что КПП является элементом силовой конструкции трактора. Все МТЗ-50 имели принудительную блокировку межосевого дифференциала.
Дизельный двигатель на 55 л. с. Фото: Youtube.com
Подвески у МТЗ-50 простейшие. Главную амортизацию выполняют не они, а огромные задние колеса. Впрочем, эффективностью подвески не обладали – об этом знают все, кому хоть раз доводилось ездить на МТЗ-50 или 80.
За гидрооборудование трактора отвечает насос НШ-32 и гидравлический цилиндр. Система надежная, главное следить за состоянием шлангов.
Семейство МТЗ-50
На экспорт чаще поставляли более мощные модификации тракторов – это МТЗ-60/62 с задним и полным приводом соответственно. Мощность у этих версий 65 л. с. Иногда такие тракторы оставляли в СССР, но редко. Двигатели у них под капотом марки СДМ-12.
Выпускались специальные модификации для специфического использования:
✅ МТЗ-50Х – хлопководческая
✅ Т-54В – для виноградарей
✅ Т-54С – свекловодческая
✅ Т-54Л – для лесных хозяйств
Последние три версии на гусеничном ходу. Их унификация с базовыми МТЗ-50 составляла более 60 %. Производили машины на Кишиневском тракторном заводе.
Еще до начала серийного производства инженеры создали полугусеничную модификацию. По факту, это стандартная версия трактора. На нее установлен гусеничный движитель производства Бобруйского завода. Система монтировалась на мехдворах колхозов и совхозов и использовалась на почвах рыхлых и с повышенной влажностью.
Лучший помощник на сельском подворье. Фото: Youtube.com
Что касается отзывов трактористов, то они, как правило, рассказывают о МТЗ-50 с теплотой и любовью. Основная причина в том, что они начинали карьеру на этой модели.
Много таких тракторов до сих пор в строю. Они используются в небольших фермерских хозяйствах и в качестве помощника в деревне. Машины простейшие, изученные за 70 лет вдоль и поперек.
В любом случае, трактор МТЗ-50 – это легенда, занявшая законное место в истории.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...