МТЗ-50 – любимый трактор советских механизаторов
Самые популярные советские тракторы выпускал Минский завод. Марку «Беларус» знали не только в СССР, но и далеко за его пределами.
Лучшим колесным трактором эпохи Брежнева был МТЗ-50. Модель серийно выпускалась с 1962 по 1985 годы. Она оказалась удачной и востребованной. Несмотря на годы, трактор до сих пор работает на селе. Сегодня мы расскажем про эту легендарную технику.
Первым колесным трактором Минского завода стал МТЗ-2. Ее серийное производство стартовало в 1953 году. Модель получилась удачной, но уже через несколько лет ее начали модернизировать. Так появился МТЗ-5 и полноприводная версия с индексом 7.
Но стране был нужен новый, современный трактор. В 1956 году техническое задание на модель МТЗ-50 было разработано, рассмотрено и апробировано. Через два года конструкторский отдел Минского тракторного завода представил опытные модели. Они были отправлены на испытания в колхоз, находящийся в УССР, после чего машины рекомендовали в серийное производство.
Примерно в то же время на заводе разработали и полноприводный трактор этой же серии, получивший название МТЗ-52. Модель рекомендовалась для работ на почвах повышенной влажности.
Вот только переход на выпуск нового трактора затянулся. МТЗ-50 серьезно отличался от модели прошлого поколения:
✅ Общих деталей и узлов не больше 16 %
✅ 1/5 часть запчастей пришлось модернизировать
✅ Не хватало гидроагрегатов
Больше всего проблем принес последний пункт. Руководители МТЗ объехали несколько советских заводов по выпуску гидроагрегатов и везде им отказывали. Никто не хотел расширять производство. Тем более, что было понятно – это будут массовые тракторы, соответственно, поставки должны быть регулярными.
В итоге удалось договориться с заводом в Мелитополе по бартеру. Пришлось делать для партнеров штампы, инструменты и станки. Так же работали и с аккумуляторным заводом в Подольске.
Первый серийный трактор был собран в октябре 1961 года. МТЗ-50 выпускали параллельно с моделью предыдущего поколения. Это заслуга сотрудников Минского тракторного завода – предприятия-смежники подвели с поставками. Первую партию из 50 комплектов сделали своими силами.
Новый колесный трактор МТЗ превосходил модель предыдущего поколения практически во всем. Например, двигатель развивал уже 55 л. с. против 45 «лошадок». Вес трактора удалось уменьшить на 400 кг – за счет этого расход топлива снизился, а скорость повысилась. Кстати, МТЗ-50 работал в диапазоне от 1,65 до 25 км/ч. Это позволяло выполнять широкий спектр сельскохозяйственных и коммунальных работ.
Новый советский трактор получил:
✅ Раздельно-агрегатную гидравлику
✅ Догружатели ведущих колес
✅ Усилитель руля
МТЗ-50 имел несколько валов отбора мощности – передний, задний и боковой.
Обслуживать МТЗ-50 несложно. Он капотного типа, так что доступ ко всем узлам и агрегатам упрощен. Кабина достаточно компактная, высоким трактористам внутри не слишком удобно. Кстати, верх можно снять или натянуть туда тент для трансформации. Это сделано специально для эксплуатации в южных советских республиках.
Изначально в кабине МТЗ-50 было достаточно тихо. Благодарить за это нужно резиновые уплотнители. Вот только качество их исполнения оставляло желать лучшего, поэтому через несколько лет они приходили в негодность. Единичные предприятия меняли уплотнительные резинки. В остальных случаях на комфорт для тракториста не обращали внимания.
Впрочем, механизаторы тоже в то время не жаловались. Трактор давал возможность дополнительного заработка на селе. Поэтому сесть на него старались всеми способами.
Как и предыдущие модификации тракторов минского завода, МТЗ-50 отличался простотой конструкции и долговечностью узлов. Особенно хороши были экспортные версии. Традиционно для Советского Союза, их собирали из лучших деталей, а вся проводка тщательно укладывалась и изолировалась.
Все тракторы МТЗ-50 оснащались двумя типами моторов. Хотя, по сути, это один и тот же силовой агрегат. Д-50 запускался электростартером, а Д-50Л – «пускачом». В качестве последнего использовался двухтактный двигатель, работающий на бензиново-масляной смеси. Примерно такие стоят на пилах и триммерах.
Многие дети, проводящие лето в деревне или выросшие там, помнят специфический стрекот двухтактного «пускача» трактора «Беларус». Сколько раз он вырывал из сладких объятий сна поутру, внезапно нарушая утренний покой и пугая петухов.
Конечно, модель с электростартером комфортнее для водителя – ему не нужно даже выходить из кабины, но это только в теории. На практике система была капризной, поэтому некоторые заводили технику заводили «с буксира».
При наличии «пускача» трактору даже не нужен аккумулятор – достаточно магнето. В условиях нехватки деталей в отдаленных колхозах предпочитали более простые модификации.
Не совсем понятно, почему трактор назвали МТЗ-50 – ведь мощность двигателя составляла 55 л. с. Скорее всего, по техническому заданию машина планировалась не менее чем на 50 «лошадок». То, что двигатель получился мощнее – это уже заслуга инженеров Минского завода.
Мотор Д-50 имел гарантию до капитального ремонта на 5 тысяч моточасов. Как правило, он выхаживал больше, но при условии своевременного обслуживания и соблюдения технического регламента.
Коробка передач у МТЗ-50 девятискоростная. Она выполнена в одном корпусе с ведущим задним мостом. Получается, что КПП является элементом силовой конструкции трактора. Все МТЗ-50 имели принудительную блокировку межосевого дифференциала.
Подвески у МТЗ-50 простейшие. Главную амортизацию выполняют не они, а огромные задние колеса. Впрочем, эффективностью подвески не обладали – об этом знают все, кому хоть раз доводилось ездить на МТЗ-50 или 80.
За гидрооборудование трактора отвечает насос НШ-32 и гидравлический цилиндр. Система надежная, главное следить за состоянием шлангов.
На экспорт чаще поставляли более мощные модификации тракторов – это МТЗ-60/62 с задним и полным приводом соответственно. Мощность у этих версий 65 л. с. Иногда такие тракторы оставляли в СССР, но редко. Двигатели у них под капотом марки СДМ-12.
Выпускались специальные модификации для специфического использования:
✅ МТЗ-50Х – хлопководческая
✅ Т-54В – для виноградарей
✅ Т-54С – свекловодческая
✅ Т-54Л – для лесных хозяйств
Последние три версии на гусеничном ходу. Их унификация с базовыми МТЗ-50 составляла более 60 %. Производили машины на Кишиневском тракторном заводе.
Еще до начала серийного производства инженеры создали полугусеничную модификацию. По факту, это стандартная версия трактора. На нее установлен гусеничный движитель производства Бобруйского завода. Система монтировалась на мехдворах колхозов и совхозов и использовалась на почвах рыхлых и с повышенной влажностью.
Что касается отзывов трактористов, то они, как правило, рассказывают о МТЗ-50 с теплотой и любовью. Основная причина в том, что они начинали карьеру на этой модели.
Много таких тракторов до сих пор в строю. Они используются в небольших фермерских хозяйствах и в качестве помощника в деревне. Машины простейшие, изученные за 70 лет вдоль и поперек.
В любом случае, трактор МТЗ-50 – это легенда, занявшая законное место в истории.
Лучшим колесным трактором эпохи Брежнева был МТЗ-50. Модель серийно выпускалась с 1962 по 1985 годы. Она оказалась удачной и востребованной. Несмотря на годы, трактор до сих пор работает на селе. Сегодня мы расскажем про эту легендарную технику.
История разработки
Первым колесным трактором Минского завода стал МТЗ-2. Ее серийное производство стартовало в 1953 году. Модель получилась удачной, но уже через несколько лет ее начали модернизировать. Так появился МТЗ-5 и полноприводная версия с индексом 7.
Трактор МТЗ-2 не имел даже кабины. Фото: Youtube.com
Но стране был нужен новый, современный трактор. В 1956 году техническое задание на модель МТЗ-50 было разработано, рассмотрено и апробировано. Через два года конструкторский отдел Минского тракторного завода представил опытные модели. Они были отправлены на испытания в колхоз, находящийся в УССР, после чего машины рекомендовали в серийное производство.
Примерно в то же время на заводе разработали и полноприводный трактор этой же серии, получивший название МТЗ-52. Модель рекомендовалась для работ на почвах повышенной влажности.
Вот только переход на выпуск нового трактора затянулся. МТЗ-50 серьезно отличался от модели прошлого поколения:
✅ Общих деталей и узлов не больше 16 %
✅ 1/5 часть запчастей пришлось модернизировать
✅ Не хватало гидроагрегатов
Больше всего проблем принес последний пункт. Руководители МТЗ объехали несколько советских заводов по выпуску гидроагрегатов и везде им отказывали. Никто не хотел расширять производство. Тем более, что было понятно – это будут массовые тракторы, соответственно, поставки должны быть регулярными.
МТЗ-5 по сути был модернизированной версией МТЗ-2. Фото: Youtube.com
В итоге удалось договориться с заводом в Мелитополе по бартеру. Пришлось делать для партнеров штампы, инструменты и станки. Так же работали и с аккумуляторным заводом в Подольске.
Первый серийный трактор был собран в октябре 1961 года. МТЗ-50 выпускали параллельно с моделью предыдущего поколения. Это заслуга сотрудников Минского тракторного завода – предприятия-смежники подвели с поставками. Первую партию из 50 комплектов сделали своими силами.
Особенности
Новый колесный трактор МТЗ превосходил модель предыдущего поколения практически во всем. Например, двигатель развивал уже 55 л. с. против 45 «лошадок». Вес трактора удалось уменьшить на 400 кг – за счет этого расход топлива снизился, а скорость повысилась. Кстати, МТЗ-50 работал в диапазоне от 1,65 до 25 км/ч. Это позволяло выполнять широкий спектр сельскохозяйственных и коммунальных работ.
Новый советский трактор получил:
✅ Раздельно-агрегатную гидравлику
✅ Догружатели ведущих колес
✅ Усилитель руля
МТЗ-50 имел несколько валов отбора мощности – передний, задний и боковой.
Знакомый силуэт для многих сельских жителей. Фото: Youtube.com
Обслуживать МТЗ-50 несложно. Он капотного типа, так что доступ ко всем узлам и агрегатам упрощен. Кабина достаточно компактная, высоким трактористам внутри не слишком удобно. Кстати, верх можно снять или натянуть туда тент для трансформации. Это сделано специально для эксплуатации в южных советских республиках.
Изначально в кабине МТЗ-50 было достаточно тихо. Благодарить за это нужно резиновые уплотнители. Вот только качество их исполнения оставляло желать лучшего, поэтому через несколько лет они приходили в негодность. Единичные предприятия меняли уплотнительные резинки. В остальных случаях на комфорт для тракториста не обращали внимания.
Впрочем, механизаторы тоже в то время не жаловались. Трактор давал возможность дополнительного заработка на селе. Поэтому сесть на него старались всеми способами.
Кабина, конечно, спартанская. Фото: Youtube.com
Как и предыдущие модификации тракторов минского завода, МТЗ-50 отличался простотой конструкции и долговечностью узлов. Особенно хороши были экспортные версии. Традиционно для Советского Союза, их собирали из лучших деталей, а вся проводка тщательно укладывалась и изолировалась.
Двигатель
Все тракторы МТЗ-50 оснащались двумя типами моторов. Хотя, по сути, это один и тот же силовой агрегат. Д-50 запускался электростартером, а Д-50Л – «пускачом». В качестве последнего использовался двухтактный двигатель, работающий на бензиново-масляной смеси. Примерно такие стоят на пилах и триммерах.
Многие дети, проводящие лето в деревне или выросшие там, помнят специфический стрекот двухтактного «пускача» трактора «Беларус». Сколько раз он вырывал из сладких объятий сна поутру, внезапно нарушая утренний покой и пугая петухов.
Рама поддерживает двигатель и передний мост. Фото: Youtube.com
Конечно, модель с электростартером комфортнее для водителя – ему не нужно даже выходить из кабины, но это только в теории. На практике система была капризной, поэтому некоторые заводили технику заводили «с буксира».
При наличии «пускача» трактору даже не нужен аккумулятор – достаточно магнето. В условиях нехватки деталей в отдаленных колхозах предпочитали более простые модификации.
Не совсем понятно, почему трактор назвали МТЗ-50 – ведь мощность двигателя составляла 55 л. с. Скорее всего, по техническому заданию машина планировалась не менее чем на 50 «лошадок». То, что двигатель получился мощнее – это уже заслуга инженеров Минского завода.
Мотор Д-50 имел гарантию до капитального ремонта на 5 тысяч моточасов. Как правило, он выхаживал больше, но при условии своевременного обслуживания и соблюдения технического регламента.
Другие характеристики
Коробка передач у МТЗ-50 девятискоростная. Она выполнена в одном корпусе с ведущим задним мостом. Получается, что КПП является элементом силовой конструкции трактора. Все МТЗ-50 имели принудительную блокировку межосевого дифференциала.
Дизельный двигатель на 55 л. с. Фото: Youtube.com
Подвески у МТЗ-50 простейшие. Главную амортизацию выполняют не они, а огромные задние колеса. Впрочем, эффективностью подвески не обладали – об этом знают все, кому хоть раз доводилось ездить на МТЗ-50 или 80.
За гидрооборудование трактора отвечает насос НШ-32 и гидравлический цилиндр. Система надежная, главное следить за состоянием шлангов.
Семейство МТЗ-50
На экспорт чаще поставляли более мощные модификации тракторов – это МТЗ-60/62 с задним и полным приводом соответственно. Мощность у этих версий 65 л. с. Иногда такие тракторы оставляли в СССР, но редко. Двигатели у них под капотом марки СДМ-12.
Выпускались специальные модификации для специфического использования:
✅ МТЗ-50Х – хлопководческая
✅ Т-54В – для виноградарей
✅ Т-54С – свекловодческая
✅ Т-54Л – для лесных хозяйств
Последние три версии на гусеничном ходу. Их унификация с базовыми МТЗ-50 составляла более 60 %. Производили машины на Кишиневском тракторном заводе.
Еще до начала серийного производства инженеры создали полугусеничную модификацию. По факту, это стандартная версия трактора. На нее установлен гусеничный движитель производства Бобруйского завода. Система монтировалась на мехдворах колхозов и совхозов и использовалась на почвах рыхлых и с повышенной влажностью.
Лучший помощник на сельском подворье. Фото: Youtube.com
Что касается отзывов трактористов, то они, как правило, рассказывают о МТЗ-50 с теплотой и любовью. Основная причина в том, что они начинали карьеру на этой модели.
Много таких тракторов до сих пор в строю. Они используются в небольших фермерских хозяйствах и в качестве помощника в деревне. Машины простейшие, изученные за 70 лет вдоль и поперек.
В любом случае, трактор МТЗ-50 – это легенда, занявшая законное место в истории.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Впервые в России изготовлен супермощный авиадвигатель
Он будет использоваться для отработки новых технологий. Да и отечественным широкофюзеляжным самолетам такие силовые агрегаты необходимы....
Ил-96-300: взлет спустя десять лет простоя
Взгляните на фото: это не свалка – перед вами воздушное судно, готовящееся к взлету. Авиалайнер построили в 1992-м году, в 2008-м он совершил последний...
Возвращение легенды: запущен амбициозный проект «Волга 2025»
Не кажется ли вам, что автомобили «Волга» застряли в прошлом, и было бы справедливо дать этому бренду продолжение? Именно так подумала команда YouTube-канала...
Ту-144ЛЛ – программа исследований на летающей лаборатории выполнена
Ту-144ЛЛ создавался с целью исследования поведения самолета на высоких (сверхзвуковых) скоростях и максимально возможных высотах. В программе принимали участие...
Российский авиалайнер МС-21 – итоги модернизации производства за октябрь
Самолет готовятся запустить в серийное производство. Оно стартует уже в 2025 году, если планы ничто не нарушит....
Зачем на морских судах окна рубки наклоняют «неправильно»
На морских кораблях иллюминаторы капитанского мостика сделаны с отрицательным уклоном. А на речных судах – все наоборот. В чем тут дело?...
Lada Aura поступили в распоряжение российских чиновников – они не слишком довольны
Первая партия автомобилей уже отправлена к заказчикам. Но чиновникам не нравится отечественный «премиум»....
Зачем трактору треугольные гусеницы
Проходимость обычного гусеничного трактора, казалось бы, вне сомнений. Но нет: зачем-то понадобилось его усовершенствовать и поставить движитель в виде...
УАЗ Хантер получил новое «сердце» и стал значительно мощнее
Мощность автомобиля повысилась более чем на 33%. Новые модификации уже появились в продаже....
Испытания российского авиалайнера SJ-100 проходят успешно – подробности
Оказывается, импортозамещенный самолет стал лучше. А намеченные испытания идут по плану....
Отпиливаем от движка ГАЗ-53 два цилиндра и запускаем «новый» мотор
ؘНужен двухцилиндровый мотор для мотоцикла? Нет проблем: понадобится отходивший свое (списанный, заброшенный и т. д.) движок от ГАЗ-53. У этого мотора аж...
Амуро-Якутская магистраль: вечная мерзлота и американские тепловозы
Амуро-Якутская магистраль – важная составляющая транспортной сети Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога имеет большие перспективы развития....
Линейку самолетов МС-21 расширят дополнительной модификацией
Она будет отличаться конструктивно. Проект финансирования уже утвердили, поэтому работы начнут в кратчайшие сроки....
Пермские ученые нашли способ сделать самолеты тише
Всего одна деталь может сделать российские самолеты тише. Первые лабораторные исследования удачно завешены. Подробнее читайте в нашем материале....
В России появятся 14 заводов по выпуску автозапчастей – реализация проекта намечена на 2025 год
«Автотор» настроен серьезно. Ведь этот производитель планирует 100% локализацию....
Корейские автобренды возвращаются в Россию – KGM, бывший SsangYong, сделает это официально
Бренд будет предлагать кроссоверы как с передним, так и с полным приводом. Пока неизвестно, будут ли в российской линейке рамные внедорожники....