Советский аналог «Виллиса» – ГАЗ-64 и его военная судьба
Мало кто знает, что в СССР начали разрабатывать легкие военные вездеходы почти одновременно с США. Конечно, американцы были первыми, но Советский Союз очень быстро сориентировался в ситуации. Тем более, что опыт создания полноприводных легковых внедорожников уже был – это ГАЗ-61.
Сегодняшняя история про ГАЗ-64 – первый советский «джип» классического вида.
Первый легкий внедорожник, предназначенный для передвижения военных в боевых условиях, появился в США. Тогда компания American Bantam совершила самый судьбоносный поступок во всей своей карьере. Она показала прототип автомобиля, на базе которого потом создали серийные Виллис-МБ и Форд-ГПВ.
Об этой новинке в начале 1941 года трубили все американские журналы. Через несколько дней одно из этих печатных изданий попало в руки народному комиссару среднего машиностроения.
Увидев прототип легкого полноприводного внедорожника, Малышев вызвал к себе знаменитого уже тогда конструктора Горьковского автомобильного завода Грачева, и показал ему фото в журнале, потребовав срочно изготовить нечто подобное.
Война тогда еще не началась, но ожидалась, поэтому стране нужна была новая разносторонняя техника. В те времена особо не церемонились – если было сказано сделать прототип нового автомобиля в кратчайшие сроки, то к работе приступали в этот же день.
Проектирование советского легкого внедорожника началось 3 февраля 1941 года. Чертежи сделали буквально за 9 дней, а к сборке первого опытного автомобиля приступили ровно через месяц.
Прототип был готов 25 марта, а 22 апреля два внедорожника уже отправили своим ходом в Москву и показали Сталину.
Вторая модель была разработана не Горьковским автомобильным заводом, а НАТИ. Кстати, на испытаниях именно эта техника продемонстрировала лучшие результаты. Но так как АР-НАТИ был создан на агрегатах ГАЗ, в Наркомате машиностроения решили, что именно там будет выпускаться перспективный внедорожник.
Интересно техническое задание, которому должны были соответствовать автомобили:
Многим может показаться, что цифра 5 000 – это ничтожно мало. На самом деле, для военной техники этого хватало с избытком. Дистанции там небольшие – основной маршрут от штаба до передовой и обратно.
По факту, пробеги ГАЗ-64, а точнее, ГАЗ-67, созданных на его шасси, минимум в 10 раз превышали эти 5 000 км.
Проектируя ГАЗ-64, Грачев использовал узлы и агрегаты от других серийных автомобилей. К концу апреля 1941 года советский внедорожник прошел все испытания и поступил в серийное производство.
В качестве шасси для создания ГАЗ-64 использовали ГАЗ-61.
От грузового ГАЗ-ММ был взят двигатель, который основательно переработали. Еще от этого автомобиля позаимствовали сцепление и коробку передач.
Указание руководства было четким – ГАЗ-64 должен максимально точно копировать образец из США, ни в чем не уступать ему, а если возможно, то и превосходить. Именно это заставило сократить колею ГАЗ-61 до «американского размера», что повлекло за собой переделку ходовки, да и раму пришлось делать заново.
Кузов для военного автомобиля должен был простым, таким его и сделали, даже переусердствовав при этом. Изначально для изготовления панелей использовали кровельную сталь. Дверей не было – вместо них вешались фартуки-шторки из брезента.
Дело в том, что автомобиль, попавший под обстрел и получивший «пробоину», нужно было покинуть максимально быстро, даже с ранением. Двери в таких случаях могли стать непреодолимым препятствием, и их отсутствие спасло немало жизней.
Салон рассчитан на водителя и троих пассажиров. Спереди отдельные сиденья, сзади – двухместный диванчик, или, скорее, условно мягкая скамейка.
ГАЗ-64 оснащался двумя топливными баками – один под лобовиком на 43 литра, второй под задним сиденьем – на 40 л.
Автомобиль развивал приличную скорость на шоссе – до 92 км/ч. Для военных этих параметров было более чем достаточно, ведь ездить приходилось по бездорожью. Расход топлива тоже был вполне приемлемым – 15 литров на 100 км.
Благодаря своему клиренсу в 229 мм и коротким свесам, автомобиль мог преодолевать снежную целину в 40 см высотой и форсировать водные преграды глубиной до 80 см.
Сравнивая ГАЗ-64 и американский «Виллис», можно с удивлением понять, что советская копия оказалась лучше на бездорожье. Хотя, убедиться в этом могли единицы – на фронтах основными легковыми внедорожниками были авто из США. ГАЗ-64 попадались редко – всего было выпущено около 650 экземпляров. Чаще встречались ГАЗ-67, но и они в разы уступали ленд-лизовской технике по количеству.
Хотя конструктивно американский и советский внедорожники похожи, у ГАЗ-64 был более удачный двигатель. За счет низкой форсировки, мотор обладал высокой эластичностью, и мог ехать по бездорожью на любой передаче с малой скоростью.
Для буксировки прицепов и легких орудий ГАЗ-64 больше годился, да и создавали его ориентируясь на требования военных, которым нужен был тягач.
Несмотря на то, что конструктивно внедорожник из СССР лучше, во время эксплуатации американские «Виллисы» показали себя более надежными. Именно по этой причине ГАЗ-64 выпускали недолго – скоро его на конвейере сменил новая модель – ГАЗ-67.
Основные недостатки первого советского военного «джипа»:
Самым главным минусом ГАЗ-64 была узкая колея, которую сделали, ориентируясь на внедорожник Bantam. Из-за этого автомобиль не попадал в колею, проложенную грузовиками.
К концу 1942 года ситуацию попытались исправить. Для этого размер колеи передней оси увеличили, не трогая заднюю. Но это привело только к ухудшению проходимости, особенно на деформируемых грунтах.
Начиная с 1942 года, ГАЗ-64 практически не выпускали. Фронту срочно требовались боевые машины, и шасси внедорожников использовались для бронеавтомобилей БА-64.
В начале 1943 года на ГАЗ-64 попробовали устанавливать 37-мм пушку, но это были опытные экземпляры. В этом же году на смену первому военному внедорожнику из СССР пришла усовершенствованная модель – ГАЗ-67. Этот автомобиль стал куда более массовым, хотя американских «джипов» на фронтах было в разы больше.
Найти оригинальный ГАЗ-64 невозможно. Те редкие автомобили, которые встречаются в продаже – это переделки из ГАЗ-67 или даже из ГАЗ-69. Так что если у кого-то в дедушкином гараже чудом сохранился оригинальный экземпляр – это сокровище, за которое коллекционеры отдадут огромные деньги!
Сегодняшняя история про ГАЗ-64 – первый советский «джип» классического вида.
Как вообще возникла идея
Первый легкий внедорожник, предназначенный для передвижения военных в боевых условиях, появился в США. Тогда компания American Bantam совершила самый судьбоносный поступок во всей своей карьере. Она показала прототип автомобиля, на базе которого потом создали серийные Виллис-МБ и Форд-ГПВ.
Возможно, единственный сохранившийся ГАЗ-64. Фото: Youtube.com
Об этой новинке в начале 1941 года трубили все американские журналы. Через несколько дней одно из этих печатных изданий попало в руки народному комиссару среднего машиностроения.
Увидев прототип легкого полноприводного внедорожника, Малышев вызвал к себе знаменитого уже тогда конструктора Горьковского автомобильного завода Грачева, и показал ему фото в журнале, потребовав срочно изготовить нечто подобное.
Война тогда еще не началась, но ожидалась, поэтому стране нужна была новая разносторонняя техника. В те времена особо не церемонились – если было сказано сделать прототип нового автомобиля в кратчайшие сроки, то к работе приступали в этот же день.
Рождение ГАЗ-64
Проектирование советского легкого внедорожника началось 3 февраля 1941 года. Чертежи сделали буквально за 9 дней, а к сборке первого опытного автомобиля приступили ровно через месяц.
Прототип был готов 25 марта, а 22 апреля два внедорожника уже отправили своим ходом в Москву и показали Сталину.
Тентованный автомобиль оснащался шанцевым инструментом. Фото: Youtube.com
Вторая модель была разработана не Горьковским автомобильным заводом, а НАТИ. Кстати, на испытаниях именно эта техника продемонстрировала лучшие результаты. Но так как АР-НАТИ был создан на агрегатах ГАЗ, в Наркомате машиностроения решили, что именно там будет выпускаться перспективный внедорожник.
Интересно техническое задание, которому должны были соответствовать автомобили:
- ? Грузоподъемность в 400 кг
- ? Гарантированный пробег не менее 5 000 км
- ? Определенные длинна кузова и ширина колеи
Многим может показаться, что цифра 5 000 – это ничтожно мало. На самом деле, для военной техники этого хватало с избытком. Дистанции там небольшие – основной маршрут от штаба до передовой и обратно.
Средний пробег автомобиля в таких условиях не превышает этого значения. Учитывая короткий срок жизни военной техники – большинство внедорожников и года не переживали.
По факту, пробеги ГАЗ-64, а точнее, ГАЗ-67, созданных на его шасси, минимум в 10 раз превышали эти 5 000 км.
На бездорожье автомобиль был идеален, но в колею от грузовиков не попадал. Фото: Youtube.com
Проектируя ГАЗ-64, Грачев использовал узлы и агрегаты от других серийных автомобилей. К концу апреля 1941 года советский внедорожник прошел все испытания и поступил в серийное производство.
Технические особенности
В качестве шасси для создания ГАЗ-64 использовали ГАЗ-61.
От грузового ГАЗ-ММ был взят двигатель, который основательно переработали. Еще от этого автомобиля позаимствовали сцепление и коробку передач.
Указание руководства было четким – ГАЗ-64 должен максимально точно копировать образец из США, ни в чем не уступать ему, а если возможно, то и превосходить. Именно это заставило сократить колею ГАЗ-61 до «американского размера», что повлекло за собой переделку ходовки, да и раму пришлось делать заново.
Кузов для военного автомобиля должен был простым, таким его и сделали, даже переусердствовав при этом. Изначально для изготовления панелей использовали кровельную сталь. Дверей не было – вместо них вешались фартуки-шторки из брезента.
Дело в том, что автомобиль, попавший под обстрел и получивший «пробоину», нужно было покинуть максимально быстро, даже с ранением. Двери в таких случаях могли стать непреодолимым препятствием, и их отсутствие спасло немало жизней.
Рулевая сошка и передние амортизаторы надежностью не отличались. Фото: Youtube.com
Салон рассчитан на водителя и троих пассажиров. Спереди отдельные сиденья, сзади – двухместный диванчик, или, скорее, условно мягкая скамейка.
Лобовое стекло сделали откидывающимся – чтобы стрелять было удобнее. Внутри автомобиля были предусмотрены специальные места для оружия и боеприпасов.
ГАЗ-64 оснащался двумя топливными баками – один под лобовиком на 43 литра, второй под задним сиденьем – на 40 л.
Ходовые качества
Автомобиль развивал приличную скорость на шоссе – до 92 км/ч. Для военных этих параметров было более чем достаточно, ведь ездить приходилось по бездорожью. Расход топлива тоже был вполне приемлемым – 15 литров на 100 км.
Благодаря своему клиренсу в 229 мм и коротким свесам, автомобиль мог преодолевать снежную целину в 40 см высотой и форсировать водные преграды глубиной до 80 см.
Солдаты предпочитали внедорожники из США – они были надежнее. Фото: Youtube.com
Сравнивая ГАЗ-64 и американский «Виллис», можно с удивлением понять, что советская копия оказалась лучше на бездорожье. Хотя, убедиться в этом могли единицы – на фронтах основными легковыми внедорожниками были авто из США. ГАЗ-64 попадались редко – всего было выпущено около 650 экземпляров. Чаще встречались ГАЗ-67, но и они в разы уступали ленд-лизовской технике по количеству.
Хотя конструктивно американский и советский внедорожники похожи, у ГАЗ-64 был более удачный двигатель. За счет низкой форсировки, мотор обладал высокой эластичностью, и мог ехать по бездорожью на любой передаче с малой скоростью.
Для буксировки прицепов и легких орудий ГАЗ-64 больше годился, да и создавали его ориентируясь на требования военных, которым нужен был тягач.
Недостатки советского «джипа»
Несмотря на то, что конструктивно внедорожник из СССР лучше, во время эксплуатации американские «Виллисы» показали себя более надежными. Именно по этой причине ГАЗ-64 выпускали недолго – скоро его на конвейере сменил новая модель – ГАЗ-67.
Основные недостатки первого советского военного «джипа»:
- ? Рама не выдерживала высоких нагрузок
- ? Рулевой сошки надолго не хватало
- ? Передние рессоры на бездорожье лопались
- ? Двигатель страдал от повышенного расхода масла, текущего через уплотнители
Самым главным минусом ГАЗ-64 была узкая колея, которую сделали, ориентируясь на внедорожник Bantam. Из-за этого автомобиль не попадал в колею, проложенную грузовиками.
ГАЗ-64 называли Иван-Виллис. Фото: Youtube.com
К концу 1942 года ситуацию попытались исправить. Для этого размер колеи передней оси увеличили, не трогая заднюю. Но это привело только к ухудшению проходимости, особенно на деформируемых грунтах.
Начиная с 1942 года, ГАЗ-64 практически не выпускали. Фронту срочно требовались боевые машины, и шасси внедорожников использовались для бронеавтомобилей БА-64.
В начале 1943 года на ГАЗ-64 попробовали устанавливать 37-мм пушку, но это были опытные экземпляры. В этом же году на смену первому военному внедорожнику из СССР пришла усовершенствованная модель – ГАЗ-67. Этот автомобиль стал куда более массовым, хотя американских «джипов» на фронтах было в разы больше.
Найти оригинальный ГАЗ-64 невозможно. Те редкие автомобили, которые встречаются в продаже – это переделки из ГАЗ-67 или даже из ГАЗ-69. Так что если у кого-то в дедушкином гараже чудом сохранился оригинальный экземпляр – это сокровище, за которое коллекционеры отдадут огромные деньги!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....