Мотоблок с прицепом: что выбрать и нужны ли «права»?
Эти универсальные механизмы давно пользуются заслуженной популярностью на селе и дачных участках. Основное предназначение мотоблока – обработка почвы: пахота, культивация, нарезка борозд и т. п. Однако более «продвинутые» устройства способны и на большее: например, расчистку снега, перекачку воды и транспортировку небольших по массе грузов. В принципе, эта машина представляет собой, как ее называют, «пеший трактор». Только в отличие от последнего мотоблок более маневренный: с ним можно залезть в самое неудобное место участка. К тому же «средство малой механизации» не сравнимо по стоимости и объему техобслуживания с трактором.
Если владельцы дачных участков предпочитают покупать небольшие агрегаты, то сельчане стараются иметь в своем хозяйстве мотоблок, способный не только обработать зачастую немаленький по площади участок, но и перевезти какой-либо груз. В этом случае необходимо выбирать соответствующий агрегат. На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Основной параметр – мощность, измеряемая в лошадиных силах. Если вы собираетесь возить на агрегате с прицепом грузы, а площадь вашего земельного участка 20-30 соток, желательно пользоваться мотоблоком в 8-9 л. с.
Конечно, никто не запрещает вам присоединить к агрегату мощностью в 5-6 «лошадей» прицеп и возить песок, компост, грунт и т. п. Приплюсуйте сюда еще обработку почвы (а ведь есть и соседи, родственники, которым, может быть, вы будете помогать). При таком режиме работы ресурса агрегата хватит ненадолго, т. к. он будет фактически работать на пределе возможностей. Обязательно должен быть небольшой запас хотя бы в пару л. с.
Дизельный или бензиновый? И там и там есть свои плюсы, минусы. В первом случае имеем дело с выносливым и тяговитым агрегатом, обладающим малым расходом топлива и длительным ресурсом.
К отрицательным сторонам дизельного мотоблока относится его более высокая стоимость, сложность техобслуживания, затрудненный старт в холодное время года. Бензиновые устройства при той же мощности стоят дешевле, но тянут хуже, служат меньше.
На простых вариантах чаще всего имеется три скорости: две вперед и одна назад. Но на мощных агрегатах число передач может быть и большим. Такие устройства лучше всего подходят, если вы собираетесь их использовать для транспортировки грузов. Что касается редуктора, здесь встречается несколько наиболее распространенных вариантов:
✅ Конструкция с цепью отличается высокой надежностью, простотой исполнения. Минус – наличие только одной передачи вперед и назад. При работе на пределе цепь может оборваться, менять ее затруднительно: это не ремень. Мотоблок с цепной передачей для езды с тележкой подходит использовать нежелательно.
✅ Шестеренчато-цепной вариант более предпочтительный: служит долго, обеспечивает переключение нескольких передач. «Слабое звено» – та же цепь.
✅ Шестеренчатый редуктор является самым надежным, но и самым дорогим способом передачи крутящего момента. Минус – повышенная шумность.
Нужно для передачи энергии с вала силового агрегата на редуктор. Наиболее распространенный тип – клиноременный. Такое сцепление отличается простотой и дешевизной. При необходимости ремень можно быстро заменить и ехать дальше. Однако такой способ передачи крутящего момента не годится для мощных агрегатов: при пиковой нагрузке «соединитель» будет проскальзывать.
На тяжелых мотоблоках используют дисковое либо фрикционное сцепление. Это надежный вариант (как на автомобиле), однако в полевых условиях такое сцепление отремонтировать вряд ли удастся. Если вы собираетесь постоянно использовать агрегат с прицепом, от ременной передачи лучше отказаться.
Для обработки почвы на участке в шесть-десять соток хватит мотоблока, развивающего 3-4 км/ч. Если агрегат будет использоваться для транспортировки грузов, потребуется модель со скоростью 10-12 км/ч. Еще одна «приятная» опция – стартерный пуск. Подобный механизм уместен для дизельных агрегатов, хотя встречается и на больших бензиновых.
Есть мастера, которые приспосабливают автомобильные прицепы к мотоблоку. Такое решение имеет смысл, если агрегат сравнительно мощный: выдает 8 и более «лошадиных» сил.
В иных случаях все-таки рекомендуется приобрести прицеп, специально рассчитанный на перевозку грузов с помощью мотоблока. При покупке стоит обратить внимание на:
✅ грузоподъемность
✅ материал изготовления: рекомендуемый вариант – сталь с оцинковкой, пластик долго не прослужит
✅ устройство сопряжения с мотоблоком (дышло)
✅ наличие ручного тормоза (если грузоподъемность превышает 350 кг)
При покупке осмотрите ступицы. Они могут быть изготовлены из чугуна или стали. В первом случае есть риск растрескивания детали при проезде неровностей.
Также взгляните на колеса: чем они шире, тем легче будет проехать по грязи. По функциональности есть три разновидности прицепов:
✅ цельные отличаются жесткостью: борта и днище соединены «намертво» – на таких тележках удобно перевозить инвентарь, инструменты
✅ бортовые подходят для транспортировки штучных тяжелых грузов, дров
✅ самосвальные – вариант для доставки сыпучих материалов: грунта, песка, навоза и т. п.
Многие умельцы предпочитают и вовсе сделать прицеп самостоятельно. Чаще всего это стальная рама с осью и ступицами. Днище и борта обычно изготавливают из дерева.
Для опытного слесаря здесь нет ничего сложного: главное, чтобы центр тяжести прицепа не «ушел» вперед за ось.
Четкого ответа на этот вопрос в ПДД, увы, нет. Первое, что не понятно: к какому виду транспорта относится мотоблок? Это не автомобиль, не мотоцикл, не мопед и не трактор. Хотя в последнем случае кто-то может поспорить. В принципе сельхозагрегат считается одноосным трактором или самоходной машиной. Но опять-таки, четко это не указано. Чтобы не утомлять читателя перечислением пунктов ПДД стоит сказать однозначно: мотоблок не считается транспортным средством и «права» на него не требуются.
Оформлять официально его нужно в том случае, если он при объеме двигателя более 50 куб. см развивает 50 км/ч. А мотоблоки в большинстве своем соответствуют только первому требованию. Скорость ограничивается 10-12 км/ч.
Но есть и другая «сторона медали». Согласно ПДД ездить по дорогам общего пользования имеют право только транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Обратите внимание: обочина тоже относится к ДОПам. Если говорить еще точнее, дорогой считается любая грунтовая колея, по которой кто-то проехал до вас.
Поэтому, если вас остановит инспектор ГИБДД на общественной дороге, не исключено, что получите штраф (на первый раз 500-800 руб., второй – 5 тыс. руб.). Его можно обжаловать в суде: практика показывает, что нередко владелец мотоблока выигрывает дело. Однако стоит ли овчинка выделки? Вывод: по трассам и шоссе (в т. ч. по обочине) на сельхозагрегате лучше не ездить. Если есть необходимость, воспользуйтесь лесными, полевыми, грунтовыми и т. п. дорогами.
Если владельцы дачных участков предпочитают покупать небольшие агрегаты, то сельчане стараются иметь в своем хозяйстве мотоблок, способный не только обработать зачастую немаленький по площади участок, но и перевезти какой-либо груз. В этом случае необходимо выбирать соответствующий агрегат. На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Технические характеристики мотоблока
Основной параметр – мощность, измеряемая в лошадиных силах. Если вы собираетесь возить на агрегате с прицепом грузы, а площадь вашего земельного участка 20-30 соток, желательно пользоваться мотоблоком в 8-9 л. с.
Huter MK-8000P Big foot, 8 л.с. – на таком прицепы таскать можно. Средняя цена: 51090 руб. Фото: ЯндексМаркет
На некоторых агрегатах мощность указывают в киловаттах. Умножьте их на 1,3596 и получите более привычные лошадиные силы.
Конечно, никто не запрещает вам присоединить к агрегату мощностью в 5-6 «лошадей» прицеп и возить песок, компост, грунт и т. п. Приплюсуйте сюда еще обработку почвы (а ведь есть и соседи, родственники, которым, может быть, вы будете помогать). При таком режиме работы ресурса агрегата хватит ненадолго, т. к. он будет фактически работать на пределе возможностей. Обязательно должен быть небольшой запас хотя бы в пару л. с.
Тип силового агрегата
Дизельный или бензиновый? И там и там есть свои плюсы, минусы. В первом случае имеем дело с выносливым и тяговитым агрегатом, обладающим малым расходом топлива и длительным ресурсом.
Мотоблок дизельный BRAIT BR-135DEA, 7 л.с. Средняя цена: 71015 руб. Фото: ЯндексМаркет
К отрицательным сторонам дизельного мотоблока относится его более высокая стоимость, сложность техобслуживания, затрудненный старт в холодное время года. Бензиновые устройства при той же мощности стоят дешевле, но тянут хуже, служат меньше.
Трансмиссия
На простых вариантах чаще всего имеется три скорости: две вперед и одна назад. Но на мощных агрегатах число передач может быть и большим. Такие устройства лучше всего подходят, если вы собираетесь их использовать для транспортировки грузов. Что касается редуктора, здесь встречается несколько наиболее распространенных вариантов:
✅ Конструкция с цепью отличается высокой надежностью, простотой исполнения. Минус – наличие только одной передачи вперед и назад. При работе на пределе цепь может оборваться, менять ее затруднительно: это не ремень. Мотоблок с цепной передачей для езды с тележкой подходит использовать нежелательно.
✅ Шестеренчато-цепной вариант более предпочтительный: служит долго, обеспечивает переключение нескольких передач. «Слабое звено» – та же цепь.
✅ Шестеренчатый редуктор является самым надежным, но и самым дорогим способом передачи крутящего момента. Минус – повышенная шумность.
Сцепление
Нужно для передачи энергии с вала силового агрегата на редуктор. Наиболее распространенный тип – клиноременный. Такое сцепление отличается простотой и дешевизной. При необходимости ремень можно быстро заменить и ехать дальше. Однако такой способ передачи крутящего момента не годится для мощных агрегатов: при пиковой нагрузке «соединитель» будет проскальзывать.
Ременная передача на мотоблоке. Фото: YouTube.com
На тяжелых мотоблоках используют дисковое либо фрикционное сцепление. Это надежный вариант (как на автомобиле), однако в полевых условиях такое сцепление отремонтировать вряд ли удастся. Если вы собираетесь постоянно использовать агрегат с прицепом, от ременной передачи лучше отказаться.
Другие параметры
Для обработки почвы на участке в шесть-десять соток хватит мотоблока, развивающего 3-4 км/ч. Если агрегат будет использоваться для транспортировки грузов, потребуется модель со скоростью 10-12 км/ч. Еще одна «приятная» опция – стартерный пуск. Подобный механизм уместен для дизельных агрегатов, хотя встречается и на больших бензиновых.
Выбор тележки
Есть мастера, которые приспосабливают автомобильные прицепы к мотоблоку. Такое решение имеет смысл, если агрегат сравнительно мощный: выдает 8 и более «лошадиных» сил.
Мотоблок с автомобильным прицепом. Фото: YouTube.com
В иных случаях все-таки рекомендуется приобрести прицеп, специально рассчитанный на перевозку грузов с помощью мотоблока. При покупке стоит обратить внимание на:
✅ грузоподъемность
✅ материал изготовления: рекомендуемый вариант – сталь с оцинковкой, пластик долго не прослужит
✅ устройство сопряжения с мотоблоком (дышло)
✅ наличие ручного тормоза (если грузоподъемность превышает 350 кг)
При покупке осмотрите ступицы. Они могут быть изготовлены из чугуна или стали. В первом случае есть риск растрескивания детали при проезде неровностей.
Прицеп (тележка) Forza для мотоблока ТПМ2-221. Средняя цена: 20490 руб. Фото: ЯндексМаркет
Также взгляните на колеса: чем они шире, тем легче будет проехать по грязи. По функциональности есть три разновидности прицепов:
✅ цельные отличаются жесткостью: борта и днище соединены «намертво» – на таких тележках удобно перевозить инвентарь, инструменты
✅ бортовые подходят для транспортировки штучных тяжелых грузов, дров
✅ самосвальные – вариант для доставки сыпучих материалов: грунта, песка, навоза и т. п.
Многие умельцы предпочитают и вовсе сделать прицеп самостоятельно. Чаще всего это стальная рама с осью и ступицами. Днище и борта обычно изготавливают из дерева.
Самодельный прицеп к мотоблоку: выглядит добротно. Фото: YouTube.com
Для опытного слесаря здесь нет ничего сложного: главное, чтобы центр тяжести прицепа не «ушел» вперед за ось.
Нужно ли водительское удостоверение?
Четкого ответа на этот вопрос в ПДД, увы, нет. Первое, что не понятно: к какому виду транспорта относится мотоблок? Это не автомобиль, не мотоцикл, не мопед и не трактор. Хотя в последнем случае кто-то может поспорить. В принципе сельхозагрегат считается одноосным трактором или самоходной машиной. Но опять-таки, четко это не указано. Чтобы не утомлять читателя перечислением пунктов ПДД стоит сказать однозначно: мотоблок не считается транспортным средством и «права» на него не требуются.
По дорогам общего пользования на мотоблоке лучше не ездить. Фото: YouTube.com
Оформлять официально его нужно в том случае, если он при объеме двигателя более 50 куб. см развивает 50 км/ч. А мотоблоки в большинстве своем соответствуют только первому требованию. Скорость ограничивается 10-12 км/ч.
Чтобы не нарваться на проблемы с ГИБДД, лучше ездить «лесными тропами». Фото: YouTube.com
Но есть и другая «сторона медали». Согласно ПДД ездить по дорогам общего пользования имеют право только транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Обратите внимание: обочина тоже относится к ДОПам. Если говорить еще точнее, дорогой считается любая грунтовая колея, по которой кто-то проехал до вас.
Категорически нельзя перевозить людей в прицепе к мотоблоку: тут штраф неизбежен и никакое обжалование в суде не поможет.
Поэтому, если вас остановит инспектор ГИБДД на общественной дороге, не исключено, что получите штраф (на первый раз 500-800 руб., второй – 5 тыс. руб.). Его можно обжаловать в суде: практика показывает, что нередко владелец мотоблока выигрывает дело. Однако стоит ли овчинка выделки? Вывод: по трассам и шоссе (в т. ч. по обочине) на сельхозагрегате лучше не ездить. Если есть необходимость, воспользуйтесь лесными, полевыми, грунтовыми и т. п. дорогами.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Новый УАЗ «Буханка» – хороший автомобиль, но требующий глобальной доработки
УАЗ «Буханка» официально сейчас называется СГР. Эта аббревиатура расшифровывается как старый грузовой ряд. И самое главное в этом первое слово. Раз старый,...
Что осталось от китайского внедорожника после 6 тыс. км настоящего ралли «Шелковый путь»
Российские автолюбители еще с опаской относятся к китайским машинам. Чаще всего это обусловлено недоверием к брендам, которое можно охарактеризовать одним...
УАЗ готовит три новинки к 2025 году – мнения российских водителей
Даже не верится, что УАЗ наконец решился на внедрение новых технологий. Удручает только их китайское происхождение....
Новые штрафы ждут российских автомобилистов с сентября
Многие водители плохо знают правила дорожного движения. Это не значит, что они ездить не умеют – уже привыкли и адаптировались передвигаться по ситуации. А ПДД...
Что за «зверь» малокубатурный Н16: устройство, возможности, перспективы
Многоцилиндровыми двигателями с архитектурой V никого не удивишь. Вещь привычная, простая и понятная, чуть ли не на уровне рядного атмосферника. Конфигурация W...
Дешевле только пешком – кому подойдет Dacia Spring
«Спринг» – это самый доступный электромобиль на европейском рынке. При этом он может проезжать до 300 км, есть системы безопасности и климатическая система....
Девушка на комбайне – сложности работы и зарплата, которой на все хватает
Ходят слухи, что в сельском хозяйстве зарабатывают только те, кто такими владеет. Остальные перебиваются с хлеба на воду. Работа тяжелая, труд...
Как выглядят самые маленькие летательные аппараты в мире
В этой подборке представлены разнообразные летательные аппараты. Открывают сборник миниатюрные одноместные самолеты Colombian Cri-Cri и BD-5J. Первый...
Piper J-3 Cub – самая долгоиграющая «летающая парта»
75 процентов американских пилотов обучались именно на этом самолете. Во время Второй мировой войны этому легкому самолету также нашлось применение...
«Кобра» CSX2000 – первая из «змей» Шелби, или история американского Ильи Муромца
Вы тоже втайне от жены давили газ до упора, загоняли стрелку спидометра за максимальную отметку? Тогда вы классный автогонщик: детища Керролла Шелби не оставят...
Подборка нетипичных мотоциклов, еще продающихся на вторичном рынке
На российском б/у рынке можно приобрести разные мотоциклы. Особенно интересны старые модели, ведь новые, как не крути, это продукт современной, «одноразовой»...
Lada Aura и e-Largus обещают поставить на конвейер до конца текущего месяца
Наконец в линейке производителя появятся новые модели. Каждая из них уникальна и первая в своем классе....
Представлен возрожденный Renault 17 – это мощный электрокар в духе 70-х
Внешность концепта явно понравится любителям автомобилей из 70-х. Вот только станет ли он серийным?...
Jeep Gladiator на бездорожье – брутальный, но не очень проходимый
Многие российские водители мечтают о настоящем рамном внедорожнике. Одним из самых культовых и желанных из них является Jeep. Только не все в курсе, что...
Чуйский тракт – самая красивая дорога России
История и перспективы развития одной из самых красивых дорог мира....
Соболь NN 4х4 начнут выпускать в специальном внедорожном исполнении
На сайтах официальных дилеров уже есть изображение новинки. А предварительно заказать предлагают пока только стандартные полноприводные модификации....