Мотоблок с прицепом: что выбрать и нужны ли «права»?
Эти универсальные механизмы давно пользуются заслуженной популярностью на селе и дачных участках. Основное предназначение мотоблока – обработка почвы: пахота, культивация, нарезка борозд и т. п. Однако более «продвинутые» устройства способны и на большее: например, расчистку снега, перекачку воды и транспортировку небольших по массе грузов. В принципе, эта машина представляет собой, как ее называют, «пеший трактор». Только в отличие от последнего мотоблок более маневренный: с ним можно залезть в самое неудобное место участка. К тому же «средство малой механизации» не сравнимо по стоимости и объему техобслуживания с трактором.
Если владельцы дачных участков предпочитают покупать небольшие агрегаты, то сельчане стараются иметь в своем хозяйстве мотоблок, способный не только обработать зачастую немаленький по площади участок, но и перевезти какой-либо груз. В этом случае необходимо выбирать соответствующий агрегат. На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Основной параметр – мощность, измеряемая в лошадиных силах. Если вы собираетесь возить на агрегате с прицепом грузы, а площадь вашего земельного участка 20-30 соток, желательно пользоваться мотоблоком в 8-9 л. с.
Конечно, никто не запрещает вам присоединить к агрегату мощностью в 5-6 «лошадей» прицеп и возить песок, компост, грунт и т. п. Приплюсуйте сюда еще обработку почвы (а ведь есть и соседи, родственники, которым, может быть, вы будете помогать). При таком режиме работы ресурса агрегата хватит ненадолго, т. к. он будет фактически работать на пределе возможностей. Обязательно должен быть небольшой запас хотя бы в пару л. с.
Дизельный или бензиновый? И там и там есть свои плюсы, минусы. В первом случае имеем дело с выносливым и тяговитым агрегатом, обладающим малым расходом топлива и длительным ресурсом.
К отрицательным сторонам дизельного мотоблока относится его более высокая стоимость, сложность техобслуживания, затрудненный старт в холодное время года. Бензиновые устройства при той же мощности стоят дешевле, но тянут хуже, служат меньше.
На простых вариантах чаще всего имеется три скорости: две вперед и одна назад. Но на мощных агрегатах число передач может быть и большим. Такие устройства лучше всего подходят, если вы собираетесь их использовать для транспортировки грузов. Что касается редуктора, здесь встречается несколько наиболее распространенных вариантов:
✅ Конструкция с цепью отличается высокой надежностью, простотой исполнения. Минус – наличие только одной передачи вперед и назад. При работе на пределе цепь может оборваться, менять ее затруднительно: это не ремень. Мотоблок с цепной передачей для езды с тележкой подходит использовать нежелательно.
✅ Шестеренчато-цепной вариант более предпочтительный: служит долго, обеспечивает переключение нескольких передач. «Слабое звено» – та же цепь.
✅ Шестеренчатый редуктор является самым надежным, но и самым дорогим способом передачи крутящего момента. Минус – повышенная шумность.
Нужно для передачи энергии с вала силового агрегата на редуктор. Наиболее распространенный тип – клиноременный. Такое сцепление отличается простотой и дешевизной. При необходимости ремень можно быстро заменить и ехать дальше. Однако такой способ передачи крутящего момента не годится для мощных агрегатов: при пиковой нагрузке «соединитель» будет проскальзывать.
На тяжелых мотоблоках используют дисковое либо фрикционное сцепление. Это надежный вариант (как на автомобиле), однако в полевых условиях такое сцепление отремонтировать вряд ли удастся. Если вы собираетесь постоянно использовать агрегат с прицепом, от ременной передачи лучше отказаться.
Для обработки почвы на участке в шесть-десять соток хватит мотоблока, развивающего 3-4 км/ч. Если агрегат будет использоваться для транспортировки грузов, потребуется модель со скоростью 10-12 км/ч. Еще одна «приятная» опция – стартерный пуск. Подобный механизм уместен для дизельных агрегатов, хотя встречается и на больших бензиновых.
Есть мастера, которые приспосабливают автомобильные прицепы к мотоблоку. Такое решение имеет смысл, если агрегат сравнительно мощный: выдает 8 и более «лошадиных» сил.
В иных случаях все-таки рекомендуется приобрести прицеп, специально рассчитанный на перевозку грузов с помощью мотоблока. При покупке стоит обратить внимание на:
✅ грузоподъемность
✅ материал изготовления: рекомендуемый вариант – сталь с оцинковкой, пластик долго не прослужит
✅ устройство сопряжения с мотоблоком (дышло)
✅ наличие ручного тормоза (если грузоподъемность превышает 350 кг)
При покупке осмотрите ступицы. Они могут быть изготовлены из чугуна или стали. В первом случае есть риск растрескивания детали при проезде неровностей.
Также взгляните на колеса: чем они шире, тем легче будет проехать по грязи. По функциональности есть три разновидности прицепов:
✅ цельные отличаются жесткостью: борта и днище соединены «намертво» – на таких тележках удобно перевозить инвентарь, инструменты
✅ бортовые подходят для транспортировки штучных тяжелых грузов, дров
✅ самосвальные – вариант для доставки сыпучих материалов: грунта, песка, навоза и т. п.
Многие умельцы предпочитают и вовсе сделать прицеп самостоятельно. Чаще всего это стальная рама с осью и ступицами. Днище и борта обычно изготавливают из дерева.
Для опытного слесаря здесь нет ничего сложного: главное, чтобы центр тяжести прицепа не «ушел» вперед за ось.
Четкого ответа на этот вопрос в ПДД, увы, нет. Первое, что не понятно: к какому виду транспорта относится мотоблок? Это не автомобиль, не мотоцикл, не мопед и не трактор. Хотя в последнем случае кто-то может поспорить. В принципе сельхозагрегат считается одноосным трактором или самоходной машиной. Но опять-таки, четко это не указано. Чтобы не утомлять читателя перечислением пунктов ПДД стоит сказать однозначно: мотоблок не считается транспортным средством и «права» на него не требуются.
Оформлять официально его нужно в том случае, если он при объеме двигателя более 50 куб. см развивает 50 км/ч. А мотоблоки в большинстве своем соответствуют только первому требованию. Скорость ограничивается 10-12 км/ч.
Но есть и другая «сторона медали». Согласно ПДД ездить по дорогам общего пользования имеют право только транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Обратите внимание: обочина тоже относится к ДОПам. Если говорить еще точнее, дорогой считается любая грунтовая колея, по которой кто-то проехал до вас.
Поэтому, если вас остановит инспектор ГИБДД на общественной дороге, не исключено, что получите штраф (на первый раз 500-800 руб., второй – 5 тыс. руб.). Его можно обжаловать в суде: практика показывает, что нередко владелец мотоблока выигрывает дело. Однако стоит ли овчинка выделки? Вывод: по трассам и шоссе (в т. ч. по обочине) на сельхозагрегате лучше не ездить. Если есть необходимость, воспользуйтесь лесными, полевыми, грунтовыми и т. п. дорогами.
Если владельцы дачных участков предпочитают покупать небольшие агрегаты, то сельчане стараются иметь в своем хозяйстве мотоблок, способный не только обработать зачастую немаленький по площади участок, но и перевезти какой-либо груз. В этом случае необходимо выбирать соответствующий агрегат. На что нужно обращать внимание в первую очередь?
Технические характеристики мотоблока
Основной параметр – мощность, измеряемая в лошадиных силах. Если вы собираетесь возить на агрегате с прицепом грузы, а площадь вашего земельного участка 20-30 соток, желательно пользоваться мотоблоком в 8-9 л. с.
Huter MK-8000P Big foot, 8 л.с. – на таком прицепы таскать можно. Средняя цена: 51090 руб. Фото: ЯндексМаркет
На некоторых агрегатах мощность указывают в киловаттах. Умножьте их на 1,3596 и получите более привычные лошадиные силы.
Конечно, никто не запрещает вам присоединить к агрегату мощностью в 5-6 «лошадей» прицеп и возить песок, компост, грунт и т. п. Приплюсуйте сюда еще обработку почвы (а ведь есть и соседи, родственники, которым, может быть, вы будете помогать). При таком режиме работы ресурса агрегата хватит ненадолго, т. к. он будет фактически работать на пределе возможностей. Обязательно должен быть небольшой запас хотя бы в пару л. с.
Тип силового агрегата
Дизельный или бензиновый? И там и там есть свои плюсы, минусы. В первом случае имеем дело с выносливым и тяговитым агрегатом, обладающим малым расходом топлива и длительным ресурсом.
Мотоблок дизельный BRAIT BR-135DEA, 7 л.с. Средняя цена: 71015 руб. Фото: ЯндексМаркет
К отрицательным сторонам дизельного мотоблока относится его более высокая стоимость, сложность техобслуживания, затрудненный старт в холодное время года. Бензиновые устройства при той же мощности стоят дешевле, но тянут хуже, служат меньше.
Трансмиссия
На простых вариантах чаще всего имеется три скорости: две вперед и одна назад. Но на мощных агрегатах число передач может быть и большим. Такие устройства лучше всего подходят, если вы собираетесь их использовать для транспортировки грузов. Что касается редуктора, здесь встречается несколько наиболее распространенных вариантов:
✅ Конструкция с цепью отличается высокой надежностью, простотой исполнения. Минус – наличие только одной передачи вперед и назад. При работе на пределе цепь может оборваться, менять ее затруднительно: это не ремень. Мотоблок с цепной передачей для езды с тележкой подходит использовать нежелательно.
✅ Шестеренчато-цепной вариант более предпочтительный: служит долго, обеспечивает переключение нескольких передач. «Слабое звено» – та же цепь.
✅ Шестеренчатый редуктор является самым надежным, но и самым дорогим способом передачи крутящего момента. Минус – повышенная шумность.
Сцепление
Нужно для передачи энергии с вала силового агрегата на редуктор. Наиболее распространенный тип – клиноременный. Такое сцепление отличается простотой и дешевизной. При необходимости ремень можно быстро заменить и ехать дальше. Однако такой способ передачи крутящего момента не годится для мощных агрегатов: при пиковой нагрузке «соединитель» будет проскальзывать.
Ременная передача на мотоблоке. Фото: YouTube.com
На тяжелых мотоблоках используют дисковое либо фрикционное сцепление. Это надежный вариант (как на автомобиле), однако в полевых условиях такое сцепление отремонтировать вряд ли удастся. Если вы собираетесь постоянно использовать агрегат с прицепом, от ременной передачи лучше отказаться.
Другие параметры
Для обработки почвы на участке в шесть-десять соток хватит мотоблока, развивающего 3-4 км/ч. Если агрегат будет использоваться для транспортировки грузов, потребуется модель со скоростью 10-12 км/ч. Еще одна «приятная» опция – стартерный пуск. Подобный механизм уместен для дизельных агрегатов, хотя встречается и на больших бензиновых.
Выбор тележки
Есть мастера, которые приспосабливают автомобильные прицепы к мотоблоку. Такое решение имеет смысл, если агрегат сравнительно мощный: выдает 8 и более «лошадиных» сил.
Мотоблок с автомобильным прицепом. Фото: YouTube.com
В иных случаях все-таки рекомендуется приобрести прицеп, специально рассчитанный на перевозку грузов с помощью мотоблока. При покупке стоит обратить внимание на:
✅ грузоподъемность
✅ материал изготовления: рекомендуемый вариант – сталь с оцинковкой, пластик долго не прослужит
✅ устройство сопряжения с мотоблоком (дышло)
✅ наличие ручного тормоза (если грузоподъемность превышает 350 кг)
При покупке осмотрите ступицы. Они могут быть изготовлены из чугуна или стали. В первом случае есть риск растрескивания детали при проезде неровностей.
Прицеп (тележка) Forza для мотоблока ТПМ2-221. Средняя цена: 20490 руб. Фото: ЯндексМаркет
Также взгляните на колеса: чем они шире, тем легче будет проехать по грязи. По функциональности есть три разновидности прицепов:
✅ цельные отличаются жесткостью: борта и днище соединены «намертво» – на таких тележках удобно перевозить инвентарь, инструменты
✅ бортовые подходят для транспортировки штучных тяжелых грузов, дров
✅ самосвальные – вариант для доставки сыпучих материалов: грунта, песка, навоза и т. п.
Многие умельцы предпочитают и вовсе сделать прицеп самостоятельно. Чаще всего это стальная рама с осью и ступицами. Днище и борта обычно изготавливают из дерева.
Самодельный прицеп к мотоблоку: выглядит добротно. Фото: YouTube.com
Для опытного слесаря здесь нет ничего сложного: главное, чтобы центр тяжести прицепа не «ушел» вперед за ось.
Нужно ли водительское удостоверение?
Четкого ответа на этот вопрос в ПДД, увы, нет. Первое, что не понятно: к какому виду транспорта относится мотоблок? Это не автомобиль, не мотоцикл, не мопед и не трактор. Хотя в последнем случае кто-то может поспорить. В принципе сельхозагрегат считается одноосным трактором или самоходной машиной. Но опять-таки, четко это не указано. Чтобы не утомлять читателя перечислением пунктов ПДД стоит сказать однозначно: мотоблок не считается транспортным средством и «права» на него не требуются.
По дорогам общего пользования на мотоблоке лучше не ездить. Фото: YouTube.com
Оформлять официально его нужно в том случае, если он при объеме двигателя более 50 куб. см развивает 50 км/ч. А мотоблоки в большинстве своем соответствуют только первому требованию. Скорость ограничивается 10-12 км/ч.
Чтобы не нарваться на проблемы с ГИБДД, лучше ездить «лесными тропами». Фото: YouTube.com
Но есть и другая «сторона медали». Согласно ПДД ездить по дорогам общего пользования имеют право только транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке. Обратите внимание: обочина тоже относится к ДОПам. Если говорить еще точнее, дорогой считается любая грунтовая колея, по которой кто-то проехал до вас.
Категорически нельзя перевозить людей в прицепе к мотоблоку: тут штраф неизбежен и никакое обжалование в суде не поможет.
Поэтому, если вас остановит инспектор ГИБДД на общественной дороге, не исключено, что получите штраф (на первый раз 500-800 руб., второй – 5 тыс. руб.). Его можно обжаловать в суде: практика показывает, что нередко владелец мотоблока выигрывает дело. Однако стоит ли овчинка выделки? Вывод: по трассам и шоссе (в т. ч. по обочине) на сельхозагрегате лучше не ездить. Если есть необходимость, воспользуйтесь лесными, полевыми, грунтовыми и т. п. дорогами.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....