КАвЗ-4270 – чем живет сегодня Курганский завод
Курганский завод у многих ассоциируется к недорогими автобусами-коробочками, сделанными на базе «газонов». Примитивные, но выносливые машины были популярны по всей стране, однако их время безвозвратно ушло. Сегодня предприятие входит в группу «ГАЗ», но вот о его продукции можно услышать не так часто. Тем не менее, завод вполне успешно занимается своим делом – выпускает современные модели автобусов, которые уже ничем не напоминают «коробочки». На сегодня основная модель, предлагаемая компанией – КАвЗ-4270 и ее модификации.
Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).
Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).
Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.
Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.
В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.
Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.
Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.
Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.
Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.
В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.
В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.
В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.
Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:
✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м
Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.
Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.
Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.
При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.
Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.
Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.
Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.
Универсальная машина
Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).
Первая модель 4270 проходит испытания. Фото: YouTube.com
Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).
Технические особенности
Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.
Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.
Компоновка двигателя – заднемоторная. Фото: YouTube.com
Газовые движки на ЯМЗ делают из 530-х дизелей: вместо форсунок поставили свечи, заменили поршни, уменьшив степень сжатия, добавили катушки зажигания. Но на 85% газовый мотор унифицирован с дизельным.
В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.
АКПП управляется кнопками. Фото: YouTube.com
Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.
Есть «маневровая» емкость в 47 л, обеспечивающая в крайнем случае беспроблемный проезд до ближайшей заправочной станции.
Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.
Экология
Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.
Проблемная ступенька
Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.
Та самая злосчастная ступенька. Фото: YouTube.com
В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.
Другие особенности
В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.
Пандус для современных автобусов обязателен. Фото: YouTube.com
В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.
Просторный салон изобилует поручнями и ручками. Фото: YouTube.com
Использование прислонно-сдвижных дверей до сих пор спорно. Их плюсы – хорошее уплотнение проема по периметру и экономия места внутри салона. Минусы – невозможность «прожать» толпу в часы «пик», чтобы закрыться полностью и риск «черкануть» по бордюру.
Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:
✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м
Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.
Для удобства ТО есть просторные отсеки. Фото: YouTube.com
Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.
Место водителя
Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.
Рабочее место водителя: изысков не наблюдается. Фото: YouTube.com
При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.
Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.
О стоимости
Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.
Автобус успешно эксплуатируется в Подмосковье. Фото: YouTube.com
Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....