.d-md-none .d-lg-block bibimot

КАвЗ-4270 – чем живет сегодня Курганский завод

КАвЗ-4270 – чем живет сегодня Курганский завод
Курганский завод у многих ассоциируется к недорогими автобусами-коробочками, сделанными на базе «газонов». Примитивные, но выносливые машины были популярны по всей стране, однако их время безвозвратно ушло. Сегодня предприятие входит в группу «ГАЗ», но вот о его продукции можно услышать не так часто. Тем не менее, завод вполне успешно занимается своим делом – выпускает современные модели автобусов, которые уже ничем не напоминают «коробочки». На сегодня основная модель, предлагаемая компанией – КАвЗ-4270 и ее модификации.


Универсальная машина


Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).

КАвЗ-4270 – чем живет сегодня Курганский заводПервая модель 4270 проходит испытания. Фото: YouTube.com

Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).

Технические особенности


Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.

Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.

Компоновка двигателя – заднемоторная. Фото: YouTube.com

Газовые движки на ЯМЗ делают из 530-х дизелей: вместо форсунок поставили свечи, заменили поршни, уменьшив степень сжатия, добавили катушки зажигания. Но на 85% газовый мотор унифицирован с дизельным.

В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.

АКПП управляется кнопками. Фото: YouTube.com

Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.

Есть «маневровая» емкость в 47 л, обеспечивающая в крайнем случае беспроблемный проезд до ближайшей заправочной станции.

Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.

Экология


Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.

Проблемная ступенька


Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.

Та самая злосчастная ступенька. Фото: YouTube.com

В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.

Другие особенности


В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.

Пандус для современных автобусов обязателен. Фото: YouTube.com

В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.

Просторный салон изобилует поручнями и ручками. Фото: YouTube.com

Использование прислонно-сдвижных дверей до сих пор спорно. Их плюсы – хорошее уплотнение проема по периметру и экономия места внутри салона. Минусы – невозможность «прожать» толпу в часы «пик», чтобы закрыться полностью и риск «черкануть» по бордюру.

Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:

✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м

Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.

Для удобства ТО есть просторные отсеки. Фото: YouTube.com

Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.

Место водителя


Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.

Рабочее место водителя: изысков не наблюдается. Фото: YouTube.com

При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.

Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.

О стоимости


Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.

Автобус успешно эксплуатируется в Подмосковье. Фото: YouTube.com

Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о КАвЗ-4270?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
КАвЗ – гибриды грузовиков и автобусовВенгерский Икарус: продолжение. Теперь в качестве EV