КАвЗ-4270 – чем живет сегодня Курганский завод
Курганский завод у многих ассоциируется к недорогими автобусами-коробочками, сделанными на базе «газонов». Примитивные, но выносливые машины были популярны по всей стране, однако их время безвозвратно ушло. Сегодня предприятие входит в группу «ГАЗ», но вот о его продукции можно услышать не так часто. Тем не менее, завод вполне успешно занимается своим делом – выпускает современные модели автобусов, которые уже ничем не напоминают «коробочки». На сегодня основная модель, предлагаемая компанией – КАвЗ-4270 и ее модификации.
Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).
Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).
Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.
Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.
В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.
Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.
Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.
Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.
Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.
В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.
В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.
В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.
Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:
✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м
Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.
Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.
Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.
При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.
Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.
Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.
Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.
Универсальная машина
Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).
Первая модель 4270 проходит испытания. Фото: YouTube.com
Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).
Технические особенности
Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.
Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.
Компоновка двигателя – заднемоторная. Фото: YouTube.com
Газовые движки на ЯМЗ делают из 530-х дизелей: вместо форсунок поставили свечи, заменили поршни, уменьшив степень сжатия, добавили катушки зажигания. Но на 85% газовый мотор унифицирован с дизельным.
В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.
АКПП управляется кнопками. Фото: YouTube.com
Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.
Есть «маневровая» емкость в 47 л, обеспечивающая в крайнем случае беспроблемный проезд до ближайшей заправочной станции.
Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.
Экология
Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.
Проблемная ступенька
Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.
Та самая злосчастная ступенька. Фото: YouTube.com
В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.
Другие особенности
В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.
Пандус для современных автобусов обязателен. Фото: YouTube.com
В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.
Просторный салон изобилует поручнями и ручками. Фото: YouTube.com
Использование прислонно-сдвижных дверей до сих пор спорно. Их плюсы – хорошее уплотнение проема по периметру и экономия места внутри салона. Минусы – невозможность «прожать» толпу в часы «пик», чтобы закрыться полностью и риск «черкануть» по бордюру.
Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:
✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м
Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.
Для удобства ТО есть просторные отсеки. Фото: YouTube.com
Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.
Место водителя
Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.
Рабочее место водителя: изысков не наблюдается. Фото: YouTube.com
При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.
Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.
О стоимости
Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.
Автобус успешно эксплуатируется в Подмосковье. Фото: YouTube.com
Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....