
КАвЗ-4270 – чем живет сегодня Курганский завод
Курганский завод у многих ассоциируется к недорогими автобусами-коробочками, сделанными на базе «газонов». Примитивные, но выносливые машины были популярны по всей стране, однако их время безвозвратно ушло. Сегодня предприятие входит в группу «ГАЗ», но вот о его продукции можно услышать не так часто. Тем не менее, завод вполне успешно занимается своим делом – выпускает современные модели автобусов, которые уже ничем не напоминают «коробочки». На сегодня основная модель, предлагаемая компанией – КАвЗ-4270 и ее модификации.
Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).
Первая модель 4270 проходит испытания. Фото: YouTube.com
Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).
Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.
Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.
Компоновка двигателя – заднемоторная. Фото: YouTube.com
В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.
АКПП управляется кнопками. Фото: YouTube.com
Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.
Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.
Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.
Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.
Та самая злосчастная ступенька. Фото: YouTube.com
В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.
В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.
Пандус для современных автобусов обязателен. Фото: YouTube.com
В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.
Просторный салон изобилует поручнями и ручками. Фото: YouTube.com
Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:
✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м
Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.
Для удобства ТО есть просторные отсеки. Фото: YouTube.com
Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.
Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.
Рабочее место водителя: изысков не наблюдается. Фото: YouTube.com
При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.
Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.
Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.
Автобус успешно эксплуатируется в Подмосковье. Фото: YouTube.com
Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.
Универсальная машина
Впервые автобус продемонстрировали широкой публике еще в 2014-м году. Показанная машина имела длину 10,34 м и была рассчитана на перевозку 90 пассажиров (28 посадочных мест).

Для сравнения: знаменитый «Икарус-260» при свои 11 метрах перевозил 75 человек (до 107-ми при пиковой нагрузке).
Технические особенности
Подобно большинству своих «собратьев», модель имеет несущий кузов и заднее размещение силового агрегата, расположенного продольным образом. Крутящий момент передается на ведущую ось через гидромеханическую коробку и карданный вал.
Первые модели автобуса комплектовались исключительно дизельными силовыми агрегатами ЯМЗ-534. Отличительная особенность современных КАвЗ-4270 (начиная с 2017-го года) – использование в качестве топлива метана. Им питается ярославский двигатель ЯМЗ-53654 в 210 л. с. (КАвЗ-427080). На других версиях автобуса устанавливается Cummins B6,7GE5-230, развивающий 230 «лошадей» (модель автобуса КАвЗ-427070). Машины, где в качестве топлива используется газ, получили индекс CNG.

Газовые движки на ЯМЗ делают из 530-х дизелей: вместо форсунок поставили свечи, заменили поршни, уменьшив степень сжатия, добавили катушки зажигания. Но на 85% газовый мотор унифицирован с дизельным.
В комплекте с двигателем идет американская коробка Allison T270(R). «Автомат» может работать как с импортным движком, так и ярославским.

Оба моста – Dana, интегральный рулевой механизм – «Радий-430» (иногда – ZF 8095). Сжатым газом наполняют шесть баллонов объемом 662 л, расположенных на крыше.
Есть «маневровая» емкость в 47 л, обеспечивающая в крайнем случае беспроблемный проезд до ближайшей заправочной станции.
Одной заправки, согласно регламента, должно хватить на 325 км, чего в условиях города более, чем достаточно. Однако в реальности количество километров может быть и большим (например, при езде за городом): все зависит от конкретных условий.
Экология
Поставив на свои автобусы двигатели, питающиеся газомоторным топливом, завод одновременно решил две задачи. Первая – получил экономичное транспортное средство. При этом у производителя нет никакой необходимости постоянно совершенствовать двигатель, переводя его, например, из «Евро-3» в «Евро-4». Плюс, газовый силовой агрегат не нуждается в дорогих и ненадежных системах нейтрализации, что удешевляет обслуживание. И последнее достоинство мотора – полное соответствие Euro-5 (это, как минимум) изначально, без каких-либо доработок.
Проблемная ступенька
Вроде бы мелочь – этакий небольшой барьерчик на входе в салон. Однако этот недостаток превратился в головную боль производителя. Небольшая ступенька автоматически выбрасывала автобус из любых конкурсов, где присутствует обязательное условие – «безбарьерная среда». А это на сегодня самая любимая «фишка» более-менее крупных контрактов на поставку.

В Кургане это учли и разработали модификацию модели – КАвЗ-4270LE. В ней пришлось перекроить кузов, чтобы избавиться от ступенек. Правда, внутри салона при переходе в его заднюю часть их стало целых три. Но в условиях конкурсов-тендеров про это ничего не сказано, так что автобус можно считать конкурентоспособным.
Другие особенности
В остальном у курганского «низкопольника» все по стандартному. Это солидный по площади накопитель, книлинг – система, благодаря которой борт наклоняется на 7° для удобства входа/выхода пассажиров.

В проеме двери прислонно-сдвижного типа предусмотрено место под откидной пандус. Для маломобильных пассажиров установлена кнопка связи с водителем.

Использование прислонно-сдвижных дверей до сих пор спорно. Их плюсы – хорошее уплотнение проема по периметру и экономия места внутри салона. Минусы – невозможность «прожать» толпу в часы «пик», чтобы закрыться полностью и риск «черкануть» по бордюру.
Если автобус предполагается эксплуатировать в районах Крайнего Севера, предусмотрен специальный вариант машины с газовыми баллонами в «арктическом исполнении». Основные характеристики:
✅ масса техническая и полная – 9,9 и 16 т
✅ объем двигателя – 6,7 л (дизель) и 5,9 л (на газе)
✅ скорость – до 100 км/ч
✅ колесная база – 4,9 м
✅ радиус разворота – не менее 11 м
Техобслуживание проводится через 12 тыс. км: для этого предусмотрены удобные отсеки с люками, где расположено вспомогательное оборудование. В плане безопасности моторный отсек снабжен несколькими огнетушителями.

Производитель определил ресурс кузова в восемь лет. Что касается автобуса в целом, гарантия составляет 2 года либо 100 тыс. км пробега.
Место водителя
Приборная панель отличается минимализмом, свойственным коммерческому транспорту. Однако, эргономика в порядке: можно свободно дотянуться до любой кнопки. Рычаг управления АКПП отсутствует: место него – отдельный модуль с кнопками, позволяющий выбирать диапазоны «автомата». Есть дисплей, информирующий водителя о самых важных технических параметрах. За передвижениями пассажиров можно смотреть через систему видеонаблюдения: информация выводится на отдельный монитор.

При желании в качестве опций заказчику может поставляться машина, дополнительно оборудованная «противотуманками», тонированными стеклами, системой ГЛОНАСС, мультимедиа, алкозамком, кондиционером и (или) утеплительным пакетом. Но даже в базовой версии для салона предусмотрено четыре обогревателя. Вентиляция в жаркую погоду осуществляется через форточки в окнах, помимо которых еще и предусмотрено три люка в потолке. Также предлагаются различные по уровню комфорта кресла.
Из отрицательных моментов можно отметить отсутствие водительской двери и полноценной перегородки с салоном. Однако подобная «тенденция» характерна для многих современных автобусов.
О стоимости
Цена достаточно высока: у официальных дилеров она находится в районе 11 млн. руб. Но здесь стоит учитывать господдержку: с 2021 года действует субсидия при покупке автобусов категории М3. Сюда относится техника длиной более 10 м, массой после 5 т и числом сидячих мест свыше восьми. КАвЗ-4270 как раз подпадает под эту категорию. Размер субсидии в 2021-м году составлял 2 млн. 800 тыс. руб. К тому же большинство предприятий – юридических лиц не покупают автобусы, а берут их в лизинг. Впрочем, согласно последним данным, Курганский завод уже реализовал не менее 600 единиц техники КАвЗ-4270 и его модификаций в различные регионы, в т. ч. и свой город.

Так что с выпуском и реализацией продукции у КАвЗ сейчас все более-менее нормально. Помимо модели 4270, компания производит переданные с Павловского завода автобусы ПАЗ-4230, получившие новый индекс КАвЗ-4235 («Аврора»). На Курганском предприятии эта машина выпускается в нескольких модификациях.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...