ВНИИТЭ-ПТ и «Макси» – минивэны Советского Союза
К началу 60-х руководство СССР озаботилось необходимостью продемонстрировать миру успехи социализма в плане «заботы о простом человеке». Речь шла о разработке принципиально нового такси: современного и комфортного. Осуществление проекта поручили Всесоюзному институту технической эстетики, или сокращенно ВНИИТЭ. Первые эскизы автомобиля вагонной компоновки (сейчас такие называют минивэнами) были готовы к 1963-му году. Подобный тип кузова сегодня довольно широко распространен, но в то время это было крайне необычно.
Его изготовили в 1964-м. Опытному образцу присвоили индекс «ПТ» – перспективное такси.
Интересно: примерно также сегодня именуют авиационную силовую установку – ПД-40. Расшифровывается, как «перспективный двигатель». Общее название нового таксомотора – ВНИИТЭ-ПТ.
Согласно техзадания, требовалось создать маневренный, компактный и одновременно вместительный автомобиль с широкими дверями, ровным полом и высоким потолком. При этом подразумевалось, что багаж будет находиться внутри, а рабочее место водителя обособлено.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на перспективное такси – футуристичный дизайн: как будто машина шагнула в реальность со страниц фантастических романов. В ее основе – стальной каркас, снаружи обшитый модными тогда стеклопластиковыми панелями (как показало будущее, этот материал мало годился для масштабного производства). Главная особенность такси – солидный внутренний объем салона.
И это несмотря на более, чем скромные габариты: длина – чуть более 4-х м при колесной базе в 1,9 м. Внутри свободно помещалось четыре пассажира (из них три сзади, один около водителя к нему спиной). Перед ногами было достаточно пространства, чтобы уместилась ручная кладь: например, чемодан (багажника не было – сзади располагался двигатель).
Пол в салоне совершенно ровный, что в сочетании с широкой, в 74 см дверью, делало процесс посадки/высадки комфортным. Свободное пространство над головой и для ног ни шло ни в какое сравнение не только с «Волгой», но и ЗиМом, имевшим длинную базу: так что о прическах можно было не беспокоиться! Дверь для пассажиров открывал водитель посредством дистанционного электрического привода. К несомненному плюсу стоит отнести панорамное остекление: салон был буквально залит светом.
Таксист, для которого предусмотрена «своя» дверь, находился в отдельном отсеке, отгороженный от пассажиров гнутой перегородкой из оргстекла. Представляет интерес компоновка приборов на панели в виде «полосы». Многие усмотрели в таком дизайне «нотки» концепт-кара Ghia Selena I (Италия).
К нестандартному решению можно отнести регулируемость педального узла, которая была призвана компенсировать неподвижное кресло.
Вся начинка заимствована у «Москвича-408»: двигатель в 50 «лошадей», механическая КПП, ходовая часть, задний мост. Силовой агрегат, размещенный сзади, передавал крутящий момент на колеса посредством угловых редукторов, работающих в паре с валом. Радиатор системы охлаждения вынесли вперед, там же уместился вентилятор обдува.
Эксплуатационные данные ПТ были так себе: мощности мотора хватало еле-еле, о динамике и говорить не стоит. Машина могла разгоняться до 100 км/ч. Впрочем, для городских условий этого было достаточно: к тому же короткая база не способствовала устойчивости, которая начинала «хромать» после 80 км/ч.
Машина в течение месяца испытывалась в одном из столичных таксопарков и показала удовлетворительные результаты. Автомобиль рекомендовали к крупносерийному производству на Ереванском автозаводе (мощности других были «забиты до отказа»). Однако мелкие недоработки конструкции, чье-то нежелание заниматься проектом, межведомственный хаос тихо «похоронили» перспективный проект.
С трудом верится, но этот минивэн построен на базе «горбатого» ЗАЗ-965. От него новинке досталась заднемоторная компоновка, техническая начинка и габариты. Но, в отличие от «донора» «Макси» имел солидное по объему внутреннее пространство. Даже по сравнению с, тогда уже вставшим на конвейер «ушастым» ЗАЗ-966, новая машина смотрелась габаритнее, что снаружи, что внутри.
Дизайном автомобиля (как и описанного выше ВНИИТЭ-ПТ) занимался Юрий Долматовский. Экстерьер ничего сверхъестественного в себе не содержал, но некоторые стилистические элементы опережали время. Например, задняя стойка, имевшая обратный наклон. Кстати, у нее было несколько функций. Она играла роль возхдухозаборника и спойлера. Последний направлял воздушные потоки, сдувавшие с заднего стекла сухие загрязнения и влагу («дворники» были не нужны!). И еще одна функция стойки – придание кузову жесткости, что предохраняло конструкцию от деформации в случае аварии.
Попасть в салон можно через одну из двух широченных сдвижных дверей на роликах. Правда, места под багаж немного: оно находится между моторным отсеком и задним сиденьем. Тем не менее, по внутреннему объему «Макси» даст 100 очков вперед «горбатому» ЗАЗ-965, да и 966-му тоже.
Как добились увеличения объема в транспортном средстве? Передние кресла, если сравнивать с «Запорожцем», передвинуты вперед на 34 см, задние – 15 см. Особое внимание обращают на себя сиденье переднего пассажира и водителя. Во-первых, они представляют собой анатомические «ковши», для мягкости оклеенные поролоном. Во-вторых, кресла поворачиваются, благодаря специальным шарнирам, и немного наклоняются. Это серьезно облегчает процедуру посадки/высадки.
Чисто визуально внутренний объем увеличивают большие панорамные окна: обзорность что для пассажиров, что для водителя – выше всяких похвал.
Частично рулевой механизм, а также торсионы приподняты почти до лобового стекла. Подобное решение позволило увеличить площадь под ноги переднего пассажира, которые можно свободно вытянуть. Второй плюс этой идеи – «естественное» образование поперечной «дуги», предохраняющей впереди сидящих от травм при несильном лобовом столкновении. Способствует безопасности и сам кузов, сделанный из армированного стеклопластика.
В пол заштампована стальная продольная и поперечная балки, гарантирующие транспортному средству нужную жесткость.
Масса автомобиля почти такая же, что и у «горбатого», т. е. 650 кг, максимальная скорость «минивэна» – 120 км/ч. Автомобиль, как и описанный выше, прошел месячные испытания, которые подтвердили жизнеспособность технических решений, принятых при конструировании машины. Однако руководство не решилось принять в массовое производство столь нестандартную модель. Увы, консерватизм победил и тут: автомобиль, который по комфорту и в техническом плане на «голову» превосходил своих серийных «собратьев», так и остался в единственном экземпляре.
Прототип
Его изготовили в 1964-м. Опытному образцу присвоили индекс «ПТ» – перспективное такси.
По габаритам такси фактически соответствовало «Москвичу-408». Фото: YouTube.com
Интересно: примерно также сегодня именуют авиационную силовую установку – ПД-40. Расшифровывается, как «перспективный двигатель». Общее название нового таксомотора – ВНИИТЭ-ПТ.
По слухам, супруга одного из министерских чиновников, сидя в стандартном такси «Волга» ГАЗ-21 с низким потолком, испортила высокую прическу. Это в какой-то степени инициировало скорейшую разработку нового такси.
Согласно техзадания, требовалось создать маневренный, компактный и одновременно вместительный автомобиль с широкими дверями, ровным полом и высоким потолком. При этом подразумевалось, что багаж будет находиться внутри, а рабочее место водителя обособлено.
Конструкция
Первое, что бросается в глаза при взгляде на перспективное такси – футуристичный дизайн: как будто машина шагнула в реальность со страниц фантастических романов. В ее основе – стальной каркас, снаружи обшитый модными тогда стеклопластиковыми панелями (как показало будущее, этот материал мало годился для масштабного производства). Главная особенность такси – солидный внутренний объем салона.
Места в салоне предостаточно. Фото: YouTube.com
И это несмотря на более, чем скромные габариты: длина – чуть более 4-х м при колесной базе в 1,9 м. Внутри свободно помещалось четыре пассажира (из них три сзади, один около водителя к нему спиной). Перед ногами было достаточно пространства, чтобы уместилась ручная кладь: например, чемодан (багажника не было – сзади располагался двигатель).
Забираться внутрь нужно с багажом вместе. Фото: YouTube.com
Пол в салоне совершенно ровный, что в сочетании с широкой, в 74 см дверью, делало процесс посадки/высадки комфортным. Свободное пространство над головой и для ног ни шло ни в какое сравнение не только с «Волгой», но и ЗиМом, имевшим длинную базу: так что о прическах можно было не беспокоиться! Дверь для пассажиров открывал водитель посредством дистанционного электрического привода. К несомненному плюсу стоит отнести панорамное остекление: салон был буквально залит светом.
Для водителя – отдельный вход. Фото: YouTube.com
Таксист, для которого предусмотрена «своя» дверь, находился в отдельном отсеке, отгороженный от пассажиров гнутой перегородкой из оргстекла. Представляет интерес компоновка приборов на панели в виде «полосы». Многие усмотрели в таком дизайне «нотки» концепт-кара Ghia Selena I (Италия).
Приборы вытянуты в линейку. Фото: YouTube.com
К нестандартному решению можно отнести регулируемость педального узла, которая была призвана компенсировать неподвижное кресло.
Технические моменты
Вся начинка заимствована у «Москвича-408»: двигатель в 50 «лошадей», механическая КПП, ходовая часть, задний мост. Силовой агрегат, размещенный сзади, передавал крутящий момент на колеса посредством угловых редукторов, работающих в паре с валом. Радиатор системы охлаждения вынесли вперед, там же уместился вентилятор обдува.
Движок – сзади. Фото: YouTube.com
Эксплуатационные данные ПТ были так себе: мощности мотора хватало еле-еле, о динамике и говорить не стоит. Машина могла разгоняться до 100 км/ч. Впрочем, для городских условий этого было достаточно: к тому же короткая база не способствовала устойчивости, которая начинала «хромать» после 80 км/ч.
Итоги
Машина в течение месяца испытывалась в одном из столичных таксопарков и показала удовлетворительные результаты. Автомобиль рекомендовали к крупносерийному производству на Ереванском автозаводе (мощности других были «забиты до отказа»). Однако мелкие недоработки конструкции, чье-то нежелание заниматься проектом, межведомственный хаос тихо «похоронили» перспективный проект.
ВНИИТЭ «Макси»
С трудом верится, но этот минивэн построен на базе «горбатого» ЗАЗ-965. От него новинке досталась заднемоторная компоновка, техническая начинка и габариты. Но, в отличие от «донора» «Макси» имел солидное по объему внутреннее пространство. Даже по сравнению с, тогда уже вставшим на конвейер «ушастым» ЗАЗ-966, новая машина смотрелась габаритнее, что снаружи, что внутри.
Рядом с «донором» ЗАЗ-965. Фото: YouTube.com
Название «Макси» было придумано в пику популярному британскому Mini.
Дизайном автомобиля (как и описанного выше ВНИИТЭ-ПТ) занимался Юрий Долматовский. Экстерьер ничего сверхъестественного в себе не содержал, но некоторые стилистические элементы опережали время. Например, задняя стойка, имевшая обратный наклон. Кстати, у нее было несколько функций. Она играла роль возхдухозаборника и спойлера. Последний направлял воздушные потоки, сдувавшие с заднего стекла сухие загрязнения и влагу («дворники» были не нужны!). И еще одна функция стойки – придание кузову жесткости, что предохраняло конструкцию от деформации в случае аварии.
Особенности кузова
Попасть в салон можно через одну из двух широченных сдвижных дверей на роликах. Правда, места под багаж немного: оно находится между моторным отсеком и задним сиденьем. Тем не менее, по внутреннему объему «Макси» даст 100 очков вперед «горбатому» ЗАЗ-965, да и 966-му тоже.
Прям реклама! Фото: YouTube.com
Как добились увеличения объема в транспортном средстве? Передние кресла, если сравнивать с «Запорожцем», передвинуты вперед на 34 см, задние – 15 см. Особое внимание обращают на себя сиденье переднего пассажира и водителя. Во-первых, они представляют собой анатомические «ковши», для мягкости оклеенные поролоном. Во-вторых, кресла поворачиваются, благодаря специальным шарнирам, и немного наклоняются. Это серьезно облегчает процедуру посадки/высадки.
Видно, что кресло водителя повернуто. Фото: YouTube.com
Чисто визуально внутренний объем увеличивают большие панорамные окна: обзорность что для пассажиров, что для водителя – выше всяких похвал.
Другие технические моменты
Частично рулевой механизм, а также торсионы приподняты почти до лобового стекла. Подобное решение позволило увеличить площадь под ноги переднего пассажира, которые можно свободно вытянуть. Второй плюс этой идеи – «естественное» образование поперечной «дуги», предохраняющей впереди сидящих от травм при несильном лобовом столкновении. Способствует безопасности и сам кузов, сделанный из армированного стеклопластика.
В плане безопасности автомобиль был продуман неплохо. Фото: YouTube.com
В пол заштампована стальная продольная и поперечная балки, гарантирующие транспортному средству нужную жесткость.
Финал
Масса автомобиля почти такая же, что и у «горбатого», т. е. 650 кг, максимальная скорость «минивэна» – 120 км/ч. Автомобиль, как и описанный выше, прошел месячные испытания, которые подтвердили жизнеспособность технических решений, принятых при конструировании машины. Однако руководство не решилось принять в массовое производство столь нестандартную модель. Увы, консерватизм победил и тут: автомобиль, который по комфорту и в техническом плане на «голову» превосходил своих серийных «собратьев», так и остался в единственном экземпляре.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....