ВНИИТЭ-ПТ и «Макси» – минивэны Советского Союза
348

ВНИИТЭ-ПТ и «Макси» – минивэны Советского Союза

К началу 60-х руководство СССР озаботилось необходимостью продемонстрировать миру успехи социализма в плане «заботы о простом человеке». Речь шла о разработке принципиально нового такси: современного и комфортного. Осуществление проекта поручили Всесоюзному институту технической эстетики, или сокращенно ВНИИТЭ. Первые эскизы автомобиля вагонной компоновки (сейчас такие называют минивэнами) были готовы к 1963-му году. Подобный тип кузова сегодня довольно широко распространен, но в то время это было крайне необычно.


Прототип


Его изготовили в 1964-м. Опытному образцу присвоили индекс «ПТ» – перспективное такси.

ВНИИТЭ-ПТ и «Макси» – минивэны Советского СоюзаПо габаритам такси фактически соответствовало «Москвичу-408». Фото: YouTube.com

Интересно: примерно также сегодня именуют авиационную силовую установку – ПД-40. Расшифровывается, как «перспективный двигатель». Общее название нового таксомотора – ВНИИТЭ-ПТ.

По слухам, супруга одного из министерских чиновников, сидя в стандартном такси «Волга» ГАЗ-21 с низким потолком, испортила высокую прическу. Это в какой-то степени инициировало скорейшую разработку нового такси.

Согласно техзадания, требовалось создать маневренный, компактный и одновременно вместительный автомобиль с широкими дверями, ровным полом и высоким потолком. При этом подразумевалось, что багаж будет находиться внутри, а рабочее место водителя обособлено.

Конструкция


Первое, что бросается в глаза при взгляде на перспективное такси – футуристичный дизайн: как будто машина шагнула в реальность со страниц фантастических романов. В ее основе – стальной каркас, снаружи обшитый модными тогда стеклопластиковыми панелями (как показало будущее, этот материал мало годился для масштабного производства). Главная особенность такси – солидный внутренний объем салона.

Места в салоне предостаточно. Фото: YouTube.com

И это несмотря на более, чем скромные габариты: длина – чуть более 4-х м при колесной базе в 1,9 м. Внутри свободно помещалось четыре пассажира (из них три сзади, один около водителя к нему спиной). Перед ногами было достаточно пространства, чтобы уместилась ручная кладь: например, чемодан (багажника не было – сзади располагался двигатель).

Забираться внутрь нужно с багажом вместе. Фото: YouTube.com

Пол в салоне совершенно ровный, что в сочетании с широкой, в 74 см дверью, делало процесс посадки/высадки комфортным. Свободное пространство над головой и для ног ни шло ни в какое сравнение не только с «Волгой», но и ЗиМом, имевшим длинную базу: так что о прическах можно было не беспокоиться! Дверь для пассажиров открывал водитель посредством дистанционного электрического привода. К несомненному плюсу стоит отнести панорамное остекление: салон был буквально залит светом.

Для водителя – отдельный вход. Фото: YouTube.com

Таксист, для которого предусмотрена «своя» дверь, находился в отдельном отсеке, отгороженный от пассажиров гнутой перегородкой из оргстекла. Представляет интерес компоновка приборов на панели в виде «полосы». Многие усмотрели в таком дизайне «нотки» концепт-кара Ghia Selena I (Италия).

Приборы вытянуты в линейку. Фото: YouTube.com

К нестандартному решению можно отнести регулируемость педального узла, которая была призвана компенсировать неподвижное кресло.

Технические моменты


Вся начинка заимствована у «Москвича-408»: двигатель в 50 «лошадей», механическая КПП, ходовая часть, задний мост. Силовой агрегат, размещенный сзади, передавал крутящий момент на колеса посредством угловых редукторов, работающих в паре с валом. Радиатор системы охлаждения вынесли вперед, там же уместился вентилятор обдува.

Движок – сзади. Фото: YouTube.com

Эксплуатационные данные ПТ были так себе: мощности мотора хватало еле-еле, о динамике и говорить не стоит. Машина могла разгоняться до 100 км/ч. Впрочем, для городских условий этого было достаточно: к тому же короткая база не способствовала устойчивости, которая начинала «хромать» после 80 км/ч.

Итоги


Машина в течение месяца испытывалась в одном из столичных таксопарков и показала удовлетворительные результаты. Автомобиль рекомендовали к крупносерийному производству на Ереванском автозаводе (мощности других были «забиты до отказа»). Однако мелкие недоработки конструкции, чье-то нежелание заниматься проектом, межведомственный хаос тихо «похоронили» перспективный проект.

ВНИИТЭ «Макси»


С трудом верится, но этот минивэн построен на базе «горбатого» ЗАЗ-965. От него новинке досталась заднемоторная компоновка, техническая начинка и габариты. Но, в отличие от «донора» «Макси» имел солидное по объему внутреннее пространство. Даже по сравнению с, тогда уже вставшим на конвейер «ушастым» ЗАЗ-966, новая машина смотрелась габаритнее, что снаружи, что внутри.

Рядом с «донором» ЗАЗ-965. Фото: YouTube.com

Название «Макси» было придумано в пику популярному британскому Mini.

Дизайном автомобиля (как и описанного выше ВНИИТЭ-ПТ) занимался Юрий Долматовский. Экстерьер ничего сверхъестественного в себе не содержал, но некоторые стилистические элементы опережали время. Например, задняя стойка, имевшая обратный наклон. Кстати, у нее было несколько функций. Она играла роль возхдухозаборника и спойлера. Последний направлял воздушные потоки, сдувавшие с заднего стекла сухие загрязнения и влагу («дворники» были не нужны!). И еще одна функция стойки – придание кузову жесткости, что предохраняло конструкцию от деформации в случае аварии.

Особенности кузова


Попасть в салон можно через одну из двух широченных сдвижных дверей на роликах. Правда, места под багаж немного: оно находится между моторным отсеком и задним сиденьем. Тем не менее, по внутреннему объему «Макси» даст 100 очков вперед «горбатому» ЗАЗ-965, да и 966-му тоже.

Прям реклама! Фото: YouTube.com

Как добились увеличения объема в транспортном средстве? Передние кресла, если сравнивать с «Запорожцем», передвинуты вперед на 34 см, задние – 15 см. Особое внимание обращают на себя сиденье переднего пассажира и водителя. Во-первых, они представляют собой анатомические «ковши», для мягкости оклеенные поролоном. Во-вторых, кресла поворачиваются, благодаря специальным шарнирам, и немного наклоняются. Это серьезно облегчает процедуру посадки/высадки.

Видно, что кресло водителя повернуто. Фото: YouTube.com

Чисто визуально внутренний объем увеличивают большие панорамные окна: обзорность что для пассажиров, что для водителя – выше всяких похвал.

Другие технические моменты


Частично рулевой механизм, а также торсионы приподняты почти до лобового стекла. Подобное решение позволило увеличить площадь под ноги переднего пассажира, которые можно свободно вытянуть. Второй плюс этой идеи – «естественное» образование поперечной «дуги», предохраняющей впереди сидящих от травм при несильном лобовом столкновении. Способствует безопасности и сам кузов, сделанный из армированного стеклопластика.

В плане безопасности автомобиль был продуман неплохо. Фото: YouTube.com

В пол заштампована стальная продольная и поперечная балки, гарантирующие транспортному средству нужную жесткость.

Финал


Масса автомобиля почти такая же, что и у «горбатого», т. е. 650 кг, максимальная скорость «минивэна» – 120 км/ч. Автомобиль, как и описанный выше, прошел месячные испытания, которые подтвердили жизнеспособность технических решений, принятых при конструировании машины. Однако руководство не решилось принять в массовое производство столь нестандартную модель. Увы, консерватизм победил и тут: автомобиль, который по комфорту и в техническом плане на «голову» превосходил своих серийных «собратьев», так и остался в единственном экземпляре.
А вы что думаете о минивэнах СССР?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....