
ВНИИТЭ-ПТ и «Макси» – минивэны Советского Союза
К началу 60-х руководство СССР озаботилось необходимостью продемонстрировать миру успехи социализма в плане «заботы о простом человеке». Речь шла о разработке принципиально нового такси: современного и комфортного. Осуществление проекта поручили Всесоюзному институту технической эстетики, или сокращенно ВНИИТЭ. Первые эскизы автомобиля вагонной компоновки (сейчас такие называют минивэнами) были готовы к 1963-му году. Подобный тип кузова сегодня довольно широко распространен, но в то время это было крайне необычно.
Его изготовили в 1964-м. Опытному образцу присвоили индекс «ПТ» – перспективное такси.
По габаритам такси фактически соответствовало «Москвичу-408». Фото: YouTube.com
Интересно: примерно также сегодня именуют авиационную силовую установку – ПД-40. Расшифровывается, как «перспективный двигатель». Общее название нового таксомотора – ВНИИТЭ-ПТ.
Согласно техзадания, требовалось создать маневренный, компактный и одновременно вместительный автомобиль с широкими дверями, ровным полом и высоким потолком. При этом подразумевалось, что багаж будет находиться внутри, а рабочее место водителя обособлено.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на перспективное такси – футуристичный дизайн: как будто машина шагнула в реальность со страниц фантастических романов. В ее основе – стальной каркас, снаружи обшитый модными тогда стеклопластиковыми панелями (как показало будущее, этот материал мало годился для масштабного производства). Главная особенность такси – солидный внутренний объем салона.
Места в салоне предостаточно. Фото: YouTube.com
И это несмотря на более, чем скромные габариты: длина – чуть более 4-х м при колесной базе в 1,9 м. Внутри свободно помещалось четыре пассажира (из них три сзади, один около водителя к нему спиной). Перед ногами было достаточно пространства, чтобы уместилась ручная кладь: например, чемодан (багажника не было – сзади располагался двигатель).
Забираться внутрь нужно с багажом вместе. Фото: YouTube.com
Пол в салоне совершенно ровный, что в сочетании с широкой, в 74 см дверью, делало процесс посадки/высадки комфортным. Свободное пространство над головой и для ног ни шло ни в какое сравнение не только с «Волгой», но и ЗиМом, имевшим длинную базу: так что о прическах можно было не беспокоиться! Дверь для пассажиров открывал водитель посредством дистанционного электрического привода. К несомненному плюсу стоит отнести панорамное остекление: салон был буквально залит светом.
Для водителя – отдельный вход. Фото: YouTube.com
Таксист, для которого предусмотрена «своя» дверь, находился в отдельном отсеке, отгороженный от пассажиров гнутой перегородкой из оргстекла. Представляет интерес компоновка приборов на панели в виде «полосы». Многие усмотрели в таком дизайне «нотки» концепт-кара Ghia Selena I (Италия).
Приборы вытянуты в линейку. Фото: YouTube.com
К нестандартному решению можно отнести регулируемость педального узла, которая была призвана компенсировать неподвижное кресло.
Вся начинка заимствована у «Москвича-408»: двигатель в 50 «лошадей», механическая КПП, ходовая часть, задний мост. Силовой агрегат, размещенный сзади, передавал крутящий момент на колеса посредством угловых редукторов, работающих в паре с валом. Радиатор системы охлаждения вынесли вперед, там же уместился вентилятор обдува.
Движок – сзади. Фото: YouTube.com
Эксплуатационные данные ПТ были так себе: мощности мотора хватало еле-еле, о динамике и говорить не стоит. Машина могла разгоняться до 100 км/ч. Впрочем, для городских условий этого было достаточно: к тому же короткая база не способствовала устойчивости, которая начинала «хромать» после 80 км/ч.
Машина в течение месяца испытывалась в одном из столичных таксопарков и показала удовлетворительные результаты. Автомобиль рекомендовали к крупносерийному производству на Ереванском автозаводе (мощности других были «забиты до отказа»). Однако мелкие недоработки конструкции, чье-то нежелание заниматься проектом, межведомственный хаос тихо «похоронили» перспективный проект.
С трудом верится, но этот минивэн построен на базе «горбатого» ЗАЗ-965. От него новинке досталась заднемоторная компоновка, техническая начинка и габариты. Но, в отличие от «донора» «Макси» имел солидное по объему внутреннее пространство. Даже по сравнению с, тогда уже вставшим на конвейер «ушастым» ЗАЗ-966, новая машина смотрелась габаритнее, что снаружи, что внутри.
Рядом с «донором» ЗАЗ-965. Фото: YouTube.com
Дизайном автомобиля (как и описанного выше ВНИИТЭ-ПТ) занимался Юрий Долматовский. Экстерьер ничего сверхъестественного в себе не содержал, но некоторые стилистические элементы опережали время. Например, задняя стойка, имевшая обратный наклон. Кстати, у нее было несколько функций. Она играла роль возхдухозаборника и спойлера. Последний направлял воздушные потоки, сдувавшие с заднего стекла сухие загрязнения и влагу («дворники» были не нужны!). И еще одна функция стойки – придание кузову жесткости, что предохраняло конструкцию от деформации в случае аварии.
Попасть в салон можно через одну из двух широченных сдвижных дверей на роликах. Правда, места под багаж немного: оно находится между моторным отсеком и задним сиденьем. Тем не менее, по внутреннему объему «Макси» даст 100 очков вперед «горбатому» ЗАЗ-965, да и 966-му тоже.
Прям реклама! Фото: YouTube.com
Как добились увеличения объема в транспортном средстве? Передние кресла, если сравнивать с «Запорожцем», передвинуты вперед на 34 см, задние – 15 см. Особое внимание обращают на себя сиденье переднего пассажира и водителя. Во-первых, они представляют собой анатомические «ковши», для мягкости оклеенные поролоном. Во-вторых, кресла поворачиваются, благодаря специальным шарнирам, и немного наклоняются. Это серьезно облегчает процедуру посадки/высадки.
Видно, что кресло водителя повернуто. Фото: YouTube.com
Чисто визуально внутренний объем увеличивают большие панорамные окна: обзорность что для пассажиров, что для водителя – выше всяких похвал.
Частично рулевой механизм, а также торсионы приподняты почти до лобового стекла. Подобное решение позволило увеличить площадь под ноги переднего пассажира, которые можно свободно вытянуть. Второй плюс этой идеи – «естественное» образование поперечной «дуги», предохраняющей впереди сидящих от травм при несильном лобовом столкновении. Способствует безопасности и сам кузов, сделанный из армированного стеклопластика.
В плане безопасности автомобиль был продуман неплохо. Фото: YouTube.com
В пол заштампована стальная продольная и поперечная балки, гарантирующие транспортному средству нужную жесткость.
Масса автомобиля почти такая же, что и у «горбатого», т. е. 650 кг, максимальная скорость «минивэна» – 120 км/ч. Автомобиль, как и описанный выше, прошел месячные испытания, которые подтвердили жизнеспособность технических решений, принятых при конструировании машины. Однако руководство не решилось принять в массовое производство столь нестандартную модель. Увы, консерватизм победил и тут: автомобиль, который по комфорту и в техническом плане на «голову» превосходил своих серийных «собратьев», так и остался в единственном экземпляре.
Прототип
Его изготовили в 1964-м. Опытному образцу присвоили индекс «ПТ» – перспективное такси.

Интересно: примерно также сегодня именуют авиационную силовую установку – ПД-40. Расшифровывается, как «перспективный двигатель». Общее название нового таксомотора – ВНИИТЭ-ПТ.
По слухам, супруга одного из министерских чиновников, сидя в стандартном такси «Волга» ГАЗ-21 с низким потолком, испортила высокую прическу. Это в какой-то степени инициировало скорейшую разработку нового такси.
Согласно техзадания, требовалось создать маневренный, компактный и одновременно вместительный автомобиль с широкими дверями, ровным полом и высоким потолком. При этом подразумевалось, что багаж будет находиться внутри, а рабочее место водителя обособлено.
Конструкция
Первое, что бросается в глаза при взгляде на перспективное такси – футуристичный дизайн: как будто машина шагнула в реальность со страниц фантастических романов. В ее основе – стальной каркас, снаружи обшитый модными тогда стеклопластиковыми панелями (как показало будущее, этот материал мало годился для масштабного производства). Главная особенность такси – солидный внутренний объем салона.

И это несмотря на более, чем скромные габариты: длина – чуть более 4-х м при колесной базе в 1,9 м. Внутри свободно помещалось четыре пассажира (из них три сзади, один около водителя к нему спиной). Перед ногами было достаточно пространства, чтобы уместилась ручная кладь: например, чемодан (багажника не было – сзади располагался двигатель).

Пол в салоне совершенно ровный, что в сочетании с широкой, в 74 см дверью, делало процесс посадки/высадки комфортным. Свободное пространство над головой и для ног ни шло ни в какое сравнение не только с «Волгой», но и ЗиМом, имевшим длинную базу: так что о прическах можно было не беспокоиться! Дверь для пассажиров открывал водитель посредством дистанционного электрического привода. К несомненному плюсу стоит отнести панорамное остекление: салон был буквально залит светом.

Таксист, для которого предусмотрена «своя» дверь, находился в отдельном отсеке, отгороженный от пассажиров гнутой перегородкой из оргстекла. Представляет интерес компоновка приборов на панели в виде «полосы». Многие усмотрели в таком дизайне «нотки» концепт-кара Ghia Selena I (Италия).

К нестандартному решению можно отнести регулируемость педального узла, которая была призвана компенсировать неподвижное кресло.
Технические моменты
Вся начинка заимствована у «Москвича-408»: двигатель в 50 «лошадей», механическая КПП, ходовая часть, задний мост. Силовой агрегат, размещенный сзади, передавал крутящий момент на колеса посредством угловых редукторов, работающих в паре с валом. Радиатор системы охлаждения вынесли вперед, там же уместился вентилятор обдува.

Эксплуатационные данные ПТ были так себе: мощности мотора хватало еле-еле, о динамике и говорить не стоит. Машина могла разгоняться до 100 км/ч. Впрочем, для городских условий этого было достаточно: к тому же короткая база не способствовала устойчивости, которая начинала «хромать» после 80 км/ч.
Итоги
Машина в течение месяца испытывалась в одном из столичных таксопарков и показала удовлетворительные результаты. Автомобиль рекомендовали к крупносерийному производству на Ереванском автозаводе (мощности других были «забиты до отказа»). Однако мелкие недоработки конструкции, чье-то нежелание заниматься проектом, межведомственный хаос тихо «похоронили» перспективный проект.
ВНИИТЭ «Макси»
С трудом верится, но этот минивэн построен на базе «горбатого» ЗАЗ-965. От него новинке досталась заднемоторная компоновка, техническая начинка и габариты. Но, в отличие от «донора» «Макси» имел солидное по объему внутреннее пространство. Даже по сравнению с, тогда уже вставшим на конвейер «ушастым» ЗАЗ-966, новая машина смотрелась габаритнее, что снаружи, что внутри.

Название «Макси» было придумано в пику популярному британскому Mini.
Дизайном автомобиля (как и описанного выше ВНИИТЭ-ПТ) занимался Юрий Долматовский. Экстерьер ничего сверхъестественного в себе не содержал, но некоторые стилистические элементы опережали время. Например, задняя стойка, имевшая обратный наклон. Кстати, у нее было несколько функций. Она играла роль возхдухозаборника и спойлера. Последний направлял воздушные потоки, сдувавшие с заднего стекла сухие загрязнения и влагу («дворники» были не нужны!). И еще одна функция стойки – придание кузову жесткости, что предохраняло конструкцию от деформации в случае аварии.
Особенности кузова
Попасть в салон можно через одну из двух широченных сдвижных дверей на роликах. Правда, места под багаж немного: оно находится между моторным отсеком и задним сиденьем. Тем не менее, по внутреннему объему «Макси» даст 100 очков вперед «горбатому» ЗАЗ-965, да и 966-му тоже.

Как добились увеличения объема в транспортном средстве? Передние кресла, если сравнивать с «Запорожцем», передвинуты вперед на 34 см, задние – 15 см. Особое внимание обращают на себя сиденье переднего пассажира и водителя. Во-первых, они представляют собой анатомические «ковши», для мягкости оклеенные поролоном. Во-вторых, кресла поворачиваются, благодаря специальным шарнирам, и немного наклоняются. Это серьезно облегчает процедуру посадки/высадки.

Чисто визуально внутренний объем увеличивают большие панорамные окна: обзорность что для пассажиров, что для водителя – выше всяких похвал.
Другие технические моменты
Частично рулевой механизм, а также торсионы приподняты почти до лобового стекла. Подобное решение позволило увеличить площадь под ноги переднего пассажира, которые можно свободно вытянуть. Второй плюс этой идеи – «естественное» образование поперечной «дуги», предохраняющей впереди сидящих от травм при несильном лобовом столкновении. Способствует безопасности и сам кузов, сделанный из армированного стеклопластика.

В пол заштампована стальная продольная и поперечная балки, гарантирующие транспортному средству нужную жесткость.
Финал
Масса автомобиля почти такая же, что и у «горбатого», т. е. 650 кг, максимальная скорость «минивэна» – 120 км/ч. Автомобиль, как и описанный выше, прошел месячные испытания, которые подтвердили жизнеспособность технических решений, принятых при конструировании машины. Однако руководство не решилось принять в массовое производство столь нестандартную модель. Увы, консерватизм победил и тут: автомобиль, который по комфорту и в техническом плане на «голову» превосходил своих серийных «собратьев», так и остался в единственном экземпляре.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...