
ЗиЛ ПКУ-1 и ЗиЛ-135ЛМ: эксперименты и серии
Когда речь заходит о ходовой части машины, соприкасающейся с поверхностью, как-то стало привычным делить технику на ту, что на гусеницах и ту, что на колесах. А если совместить эти варианты? Точнее сказать, сделать гусеницы с пневматическими баллонами? Именно по такому пути пошли советские инженеры, надеясь подобным способом повысить проходимость и одновременно улучшить плавучесть транспортного средства.
Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.
Гусеница состояла из баллонов. Фото: YouTube.com
Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.
Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.
ЗиЛ ПКУ-1 вытаскивает застрявшего «коллегу». Фото: YouTube.com
Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.
Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.
По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.
Вездеход пользовался популярностью у гражданских. Фото: YouTube.com
ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.
Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.
Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.

Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.
Предназначение и испытания
Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.

Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.
ЗиЛ-135Л и ЛМ
Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.
Конструкция
По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.

ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.
Модификации
Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.
Предназначение
Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...