ЗиЛ ПКУ-1 и ЗиЛ-135ЛМ: эксперименты и серии
Когда речь заходит о ходовой части машины, соприкасающейся с поверхностью, как-то стало привычным делить технику на ту, что на гусеницах и ту, что на колесах. А если совместить эти варианты? Точнее сказать, сделать гусеницы с пневматическими баллонами? Именно по такому пути пошли советские инженеры, надеясь подобным способом повысить проходимость и одновременно улучшить плавучесть транспортного средства.
Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.
Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.
Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.
Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.
Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.
По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.
ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.
Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.
Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.
Гусеница состояла из баллонов. Фото: YouTube.com
Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.
Предназначение и испытания
Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.
ЗиЛ ПКУ-1 вытаскивает застрявшего «коллегу». Фото: YouTube.com
Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.
ЗиЛ-135Л и ЛМ
Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.
Конструкция
По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.
Вездеход пользовался популярностью у гражданских. Фото: YouTube.com
ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.
Модификации
Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.
Предназначение
Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....