ЗиЛ ПКУ-1 и ЗиЛ-135ЛМ: эксперименты и серии
Когда речь заходит о ходовой части машины, соприкасающейся с поверхностью, как-то стало привычным делить технику на ту, что на гусеницах и ту, что на колесах. А если совместить эти варианты? Точнее сказать, сделать гусеницы с пневматическими баллонами? Именно по такому пути пошли советские инженеры, надеясь подобным способом повысить проходимость и одновременно улучшить плавучесть транспортного средства.
Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.
Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.
Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.
Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.
Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.
По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.
ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.
Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.
Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.
Гусеница состояла из баллонов. Фото: YouTube.com
Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.
Предназначение и испытания
Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.
ЗиЛ ПКУ-1 вытаскивает застрявшего «коллегу». Фото: YouTube.com
Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.
ЗиЛ-135Л и ЛМ
Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.
Конструкция
По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.
Вездеход пользовался популярностью у гражданских. Фото: YouTube.com
ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.
Модификации
Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.
Предназначение
Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...