ЗиЛ ПКУ-1 и ЗиЛ-135ЛМ: эксперименты и серии
1 636

ЗиЛ ПКУ-1 и ЗиЛ-135ЛМ: эксперименты и серии

Когда речь заходит о ходовой части машины, соприкасающейся с поверхностью, как-то стало привычным делить технику на ту, что на гусеницах и ту, что на колесах. А если совместить эти варианты? Точнее сказать, сделать гусеницы с пневматическими баллонами? Именно по такому пути пошли советские инженеры, надеясь подобным способом повысить проходимость и одновременно улучшить плавучесть транспортного средства.


Опытный образец ЗиЛ ПКУ-1 (другое название ПКТс-1) разработали в 1965-м году. Особенность конструкции являлся ее движитель – баллоны, накачанные воздухом и собранные в гусеницы.

ЗиЛ ПКУ-1 и ЗиЛ-135ЛМ: эксперименты и серииГусеница состояла из баллонов. Фото: YouTube.com

Такое техническое решение позволяло успешно преодолевать болото, глубокий снег и иное бездорожье. Скорость вездехода при грузоподъемности в 1500 кг достигала 18 км/ч. Подобные конструкции не использовались нигде в мире (по крайней мере публичных данных нет), поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно смело считать уникальной машиной.

Предназначение и испытания


Амфибия, оснащенная дизельным двигателем, могла использоваться для доставки пассажиров и грузов в труднодоступные места. При необходимости вездеход мог соединяться с прицепом. Машина неплохо справлялась с преодолением пересеченной местности, заснеженных или заболоченных участков. Однако в последнем случае, а также при плавании, выявилась неприятность: на гусеницы быстро наматывалась трава и водоросли. В результате уже через 50-60 км пути скорость амфибии замедлялась, приходилось регулярно очищать ходовую часть.

ЗиЛ ПКУ-1 вытаскивает застрявшего «коллегу». Фото: YouTube.com

Здесь стоит сказать: любая вездеходная техника, создаваемая в СССР, имела двоякое предназначение – т. е она должна быть приспособленной к использованию в военное время. В случае с ЗиЛ ПКУ-1 это просто не представлялось возможным: при повреждении 4-5 секций-баллонов дальнейшее передвижение машины становилось невозможным. Не исключено, что это стало одной из причин непринятия вездехода в массовое производство. Поэтому ЗиЛ ПКУ-1 можно считать разве что экспериментом, на котором отрабатывались какие-то инженерные идеи. Данных о сохранившихся экземплярах на сегодня нет.

ЗиЛ-135Л и ЛМ


Этим моделям «повезло» больше – они пошли в серию. Изначально вездеходы разрабатывались для военных целей, однако позже с успехом использовались и на «гражданке». Многие организации были не прочь стать обладателями вездеходов, амфибий после того, как их «служба» заканчивалась.

Конструкция


По сути, это четырехосный грузовик, который сходил с конвейера целых 30 лет и даже шел на экспорт. По-своему вездеход был передовым: его кабина изготавливалась из стеклопластика. И дело не только в антикоррозийных свойствах материала.

Вездеход пользовался популярностью у гражданских. Фото: YouTube.com

ЗиЛ-135Л, как и все мощные машины в СССР, использовался и в военных целях для пуска ракет, что подразумевало высокую температуру на площадке, у кабины. И, если металл при этом деформировался, то элементы из стеклопластика обладали способностью к самовосстановлению после нагрева.

Модификации


Первые ЗиЛ-135Л шли с автоматической коробкой: именно на такой конструкции настаивал руководитель проекта Грачев. Однако производитель АКПП в Брянске по известным только ему причинам перестал выпускать данный агрегат, предложив взамен его механическую версию. В итоге «обновленная» машина получила добавочную букву в обозначении и стала именоваться ЗиЛ-135ЛМ.

Предназначение


Гражданские модификации производились небольшими партиями, но пользовались популярностью у, например, нефтяников и газовиков. Тягачи уверенно таскали трубы по самым непроходимым местам. Также ЗиЛ-135Л и ЛМ использовали пожарники. Вездеход выпускался до 1993-го: его производство могло продлиться и дольше, но этому воспрепятствовал распад Советского Союза.
А вы что думаете об экспериментальных вездеходах ЗиЛ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...