Как мечта превратилась в «Фантазию» — история уникального авто
Сообщество белорусских автосамодельщиков недавно постигла печальная весть: умер создатель машины «Фантазия» Борис Иосифович Каравкин. Его детище выставлено на торги и первоначально оценено в 5 тыс. долларов. Что же это за автомобиль, который конструктор разработал и построил в начале 70-х, а затем еще и проездил на нем более сорока лет?
Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.
Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.
Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.
А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!
В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!
Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.
Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.
Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.
У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.
Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.
Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.
Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.
Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.
Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.
Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
Начало
Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.
Как такое пришло в голову?
Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.
Подготовка
Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.
Сделать кузов из алюминия проще, чем из стеклопластика. Фото: YouTube.com
А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!
Кузовные особенности «Фантазии»
В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!
Сдвижные двери? Удобно! Фото: YouTube.com
Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.
Сдвижная система применена на серийном Peugeot 1007, массовое производство которого стартовало в 2005-м году.
Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.
Багажник и заднее сиденье
Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.
Для задних пассажиров пространства достаточно, по сравнению, например, с ВАЗ2108-15. Фото: YouTube.com
У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.
Интерьер
Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.
Органы управления – сборная «солянка». Фото: YouTube.com
Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.
Двигатель
Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.
По правилам, габариты автосамоделок тоже были ограничены: 3,5 м в длину, 1,5 м в ширину и не более 1,45 м в высоту.
Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.
Сначала мотор был сзади, о чем напоминает решетка для лучшего охлаждения. Фото: YouTube.com
Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.
Регистрация
Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...