Как мечта превратилась в «Фантазию» — история уникального авто
Сообщество белорусских автосамодельщиков недавно постигла печальная весть: умер создатель машины «Фантазия» Борис Иосифович Каравкин. Его детище выставлено на торги и первоначально оценено в 5 тыс. долларов. Что же это за автомобиль, который конструктор разработал и построил в начале 70-х, а затем еще и проездил на нем более сорока лет?
Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.
Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.
Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.
А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!
В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!
Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.
Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.
Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.
У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.
Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.
Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.
Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.
Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.
Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.
Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
Начало
Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.
Как такое пришло в голову?
Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.
Подготовка
Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.
Сделать кузов из алюминия проще, чем из стеклопластика. Фото: YouTube.com
А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!
Кузовные особенности «Фантазии»
В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!
Сдвижные двери? Удобно! Фото: YouTube.com
Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.
Сдвижная система применена на серийном Peugeot 1007, массовое производство которого стартовало в 2005-м году.
Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.
Багажник и заднее сиденье
Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.
Для задних пассажиров пространства достаточно, по сравнению, например, с ВАЗ2108-15. Фото: YouTube.com
У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.
Интерьер
Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.
Органы управления – сборная «солянка». Фото: YouTube.com
Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.
Двигатель
Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.
По правилам, габариты автосамоделок тоже были ограничены: 3,5 м в длину, 1,5 м в ширину и не более 1,45 м в высоту.
Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.
Сначала мотор был сзади, о чем напоминает решетка для лучшего охлаждения. Фото: YouTube.com
Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.
Регистрация
Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....