Как мечта превратилась в «Фантазию» — история уникального авто
Сообщество белорусских автосамодельщиков недавно постигла печальная весть: умер создатель машины «Фантазия» Борис Иосифович Каравкин. Его детище выставлено на торги и первоначально оценено в 5 тыс. долларов. Что же это за автомобиль, который конструктор разработал и построил в начале 70-х, а затем еще и проездил на нем более сорока лет?
Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.
Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.
Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.
А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!
В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!
Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.
Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.
Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.
У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.
Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.
Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.
Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.
Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.
Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.
Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
Начало
Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.
Как такое пришло в голову?
Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.
Подготовка
Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.
Сделать кузов из алюминия проще, чем из стеклопластика. Фото: YouTube.com
А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!
Кузовные особенности «Фантазии»
В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!
Сдвижные двери? Удобно! Фото: YouTube.com
Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.
Сдвижная система применена на серийном Peugeot 1007, массовое производство которого стартовало в 2005-м году.
Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.
Багажник и заднее сиденье
Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.
Для задних пассажиров пространства достаточно, по сравнению, например, с ВАЗ2108-15. Фото: YouTube.com
У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.
Интерьер
Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.
Органы управления – сборная «солянка». Фото: YouTube.com
Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.
Двигатель
Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.
По правилам, габариты автосамоделок тоже были ограничены: 3,5 м в длину, 1,5 м в ширину и не более 1,45 м в высоту.
Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.
Сначала мотор был сзади, о чем напоминает решетка для лучшего охлаждения. Фото: YouTube.com
Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.
Регистрация
Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....