Как мечта превратилась в «Фантазию» — история уникального авто
1 678

Как мечта превратилась в «Фантазию» — история уникального авто

Сообщество белорусских автосамодельщиков недавно постигла печальная весть: умер создатель машины «Фантазия» Борис Иосифович Каравкин. Его детище выставлено на торги и первоначально оценено в 5 тыс. долларов. Что же это за автомобиль, который конструктор разработал и построил в начале 70-х, а затем еще и проездил на нем более сорока лет?


Начало


Для советского человека желание приобрести автомобиль упиралось в два «камня преткновения». Во-первых, нужно было иметь немаленькую по тем временам сумму. А во-вторых, дождаться своей очереди на покупку, которая может растянуться на долгие годы. Если с финансами вопрос решить еще было можно, то насчет второго препятствия все гораздо сложнее. Молодой художник, работавший в зенитном ракетном училище г. Минска, решил обе задачи кардинально: он просто собрался построить автомобиль самостоятельно.

Как такое пришло в голову?


Желание иметь машину – понятно. Но сделать ее самому??? Борис Каравкин любил технику с детства: занимался авиамоделированием. В юности уже работал токарем, знал слесарное дело. Так что постройка автомобиля своими руками его не пугала. Своеобразным толчком стала самодельная машина, которую собрал его друг. Борису захотелось сделать ничуть не хуже, даже лучше. Оставалось приступить к делу.

Подготовка


Сначала были чертежи и зарисовки. Надо сказать, что профессия художника хорошо помогла конструктору в плане разработки экстерьера будущего автомобиля. Следующий этап – постройка модели в соотношении 1:10. Изначально Каравкин планировал для создания авто использовать самодельный стеклопластик на основе эпоксидного клея. Однако позже решил, что с алюминием работать будет проще (в технологическом плане). К тому же у него была возможность «достать» необходимое количество металла на работе.

Как мечта превратилась в «Фантазию» — история уникального автоСделать кузов из алюминия проще, чем из стеклопластика. Фото: YouTube.com

А вот со всегда дефицитными автозапчастями было сложнее. Но здесь помог талант художника: он рисовал рекламу и стенгазеты магазину, за что ему продавали автодетали без очереди. Вот такой «бартер»!

Кузовные особенности «Фантазии»


В основе автомобиля – сварная рама, кузов сделан из алюминия. Благодаря такому решению машина получилась почти «антикоррозийной». Интерес вызываю двери: они сдвижные. Конструктор объяснил, что это сделано для того, чтобы избежать провисания петель. Но не только!

Сдвижные двери? Удобно! Фото: YouTube.com

Преимущество такой конструкции для городского авто неоспоримо: можно протиснуться на самую тесную стоянку и открыть дверь, не боясь поцарапать соседнюю машину.

Сдвижная система применена на серийном Peugeot 1007, массовое производство которого стартовало в 2005-м году.

Сзади – широкие стойки, в которых спрятаны воздухозаборники: ведь движок располагался в «корме», как у «Запорожца». У «Фантазии» заднее стекло немного смещено вниз: это облегчает парковку при движении назад – можно вовремя заметить помеху, расположенную чуть ли не на земле.

Багажник и заднее сиденье


Сначала он был впереди, но, когда появилась возможность заменить «запорожский» двигатель на «жигулевский», отсек «автоматически» перебазировался назад. Если снять заднее сиденье, получалось приличное пространство для перевозки грузов.

Для задних пассажиров пространства достаточно, по сравнению, например, с ВАЗ2108-15. Фото: YouTube.com

У багажника была любопытная особенность: при разборке пола мастер получал свободный доступ к задней подвеске, что облегчало ремонт.

Интерьер


Внутри с первого взгляда ничего необычного: салон «стандартный». Зато пара плафонов: один для переднего ряда и отдельный – для заднего. Сравнительно низкие стекла обеспечивают хороший обзор.

Органы управления – сборная «солянка». Фото: YouTube.com

Дефлекторы на передней консоли – от «Жигулей», приборы, руль – от «Запорожца». Отличной идеей стоит назвать вращающееся водительское кресло, что очень удобно при посадке.

Двигатель


Изначально использовался силовой агрегат от «Запорожца». И не потому, что иного не было: просто к самодельному движущемуся транспортному средству у ГАИ существовали жесткие требования. Согласно им, объем двигателя не должен превышать 1000 куб. см.

По правилам, габариты автосамоделок тоже были ограничены: 3,5 м в длину, 1,5 м в ширину и не более 1,45 м в высоту.

Однако позже требования смягчились и было разрешено ставить двигатели объемом более литра. Этот позволило Каравкину использовать силовой агрегат от ВАЗа в 1,2 л мощностью 64 «лошадки». Но пришлось менять компоновку: теперь мотор конструктор перенес вперед.

Сначала мотор был сзади, о чем напоминает решетка для лучшего охлаждения. Фото: YouTube.com

Привод остался, как и был – задний. Еще пришлось обустроить тоннель под карданный вал. До «жигулевского» движка Каравкину удалось «опробовать» мотор от Skoda объемом 1 л. Но к нему было сложно найти запчасти, поэтому конструктор от чехословацкого агрегата отказался.

Регистрация


Она удалась с нескольких попыток, хотя сначала изобретатель ездил с самодельными номерами, на которых было вытиснено «Проба». И ГАИ пропускала! Позже конструктор получил номера и ездил на «Фантазии», как на официальном транспортном средстве.
А вы что думаете о «Фантазии»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....