КАЗ-4540 – грузинский внедорожный грузовик для села по прозвищу «Шайтан-Арба»
Первый автомобильный завод в Грузии был построен в городе Кутаиси. Он стал и единственным на всю страну. По идее, грузовики, выпускаемые в Грузинской ССР, должны были стать идеальными. Дизельные двигатели, поддержка ведущих советских профильных предприятий, да и опыт работы с 1945 года.
Но если со сборкой грузовиков ЗИС/ЗИЛ в Грузии еще худо-бедно справлялись, то свои машины получились спорными. С одной стороны, КАЗ-605 стал самой современной советской моделью. Только бескапотная компоновка чего стоила!
С другой, «Колхиды» отличались отвратительным качеством сборки. Доходило до того, что водители, приезжающие со всех концов СССР в Кутаиси за грузовиками, находили записки. Их смысл был однообразен: «Затянешь гайки сам!».
Поэтому поездка на новом грузовике домой превращалась в увлекательное путешествие. Во время него водителю приходилось демонстрировать навыки слесаря-ремонтника.
Самой последней серийной моделью Кутаисского автомобильного завода стал КАЗ-4540. Эта машина, на первый взгляд, имеет много общего с ГАЗ-66. Тоже полноприводная модель с высокой проходимостью.
Но по факту, автомобили разные. ГАЗ-66 – это военная машина, созданная для десантников. КАЗ-4540 – автомобиль сельскохозяйственного назначения. Вот про это «чудо грузинской инженерной мысли» мы сегодня и расскажем.
Полноприводный грузовик в Кутаиси начали разрабатывать достаточно поздно – в 80-х. Доподлинно неизвестно, кто больше был заинтересован в новинке – НАМИ или КАЗ. Но первые машину разработали, создав несколько опытных экземпляров. Вторые же на их основе выдали серийную модель.
Впрочем, Грузинской ССР нужен был свой полноприводный автомобиль, созданный с учетом местных особенностей. Кстати, шутки про то, что любая «Колхида» для того, чтобы возить мандарины с горы, не лишены основания. КАЗ действительно создавал полноприводную машину, двигатель которой мог работать на значительной высоте.
Будущий грузинский грузовик должен был отвечать ряду требований, среди которых:
✅ Полный привод
✅ Возможность ездить с прицепом
✅ Самосвальная платформа с разгрузкой на три стороны
✅ Дизельный двигатель
Новый автомобиль должен был исключить несколько промежуточных звеньев в логистической цепочке смычки города с деревней. То есть, грузовик забирал зерно прямо в поле с комбайна и отвозил его в последнюю точку назначения.
Первые опытные КАЗ-4540 «Колхида» появились в 1982 году.
КАЗ-4540 стал революционной моделью. Несмотря на все нарекания на работников Кутаисского автомобильного завода, инженерный состав там был опытный и амбициозный.
Специалисты НАМИ, разработавшие грузовик, были далеки от советской реальности. Как правило, их опытные модели существенно перерабатывали перед запуском в производство. КАЗ-4540 подвергся данной процедуре в меньшей степени.
Например, грузовик, разработанный для сельской местности, получил гидроусилитель руля. Для среднетоннажной модели тех лет – это необычно. Трансмиссия имела эффективные синхронизаторы – благодаря им автомобиль мог двигаться рядом с комбайном со скоростью всего 2 км/ч.
Уровень проходимости КАЗ-4540 высок в первую очередь за счет постоянного полного привода. А еще для грузовика разработали шины особой конструкции. Там не было централизованной системы подкачки, но и без нее давление на разные типы грунта отличалось.
Специально для КАЗ-4540 разработали прицеп. Он имел такую же систему разгрузки на три стороны, как и автомобиль. Грузоподъемность машины составляла 6 тонн. Благодаря дизельному двигателю, модель справлялась с таким весом играючи. А еще она без труда тянула девятитонный прицеп за собой в гору даже по грунтовой дороге.
Внутри грузовика предусмотрено место для одного пассажира. При большом желании, еще один человек может ехать в середине. Хотя, ему придется зажимать коленями уши или сидеть на корточках.
Спального места в кабине КАЗ-4540 не предусмотрено – это сельскохозяйственная модель. Внутри царит аскеза – что для любой советской машины было нормой даже во второй половине 80-х.
Кабина получилась просторной, несмотря на свою странную, свисающую за передней осью, форму. Хотя бытует мнение, что сделано это специально для водителей, на самом деле, никто об их комфорте в СССР особо не заботился. Странная форма кабины обоснована развесовкой.
Обзор у водителя КАЗ-4540 отличный – спасибо за это стоит сказать площади остекления. Кабину окрашивали, как правило, в оранжевый, реже в желтый цвет. Водители в СССР шутили, что это делали, дабы машина могла затеряться среди мандаринов и лимонов.
Мотор для КАЗ-4540 разрабатывали специально. Этот силовой агрегат известен под индексом ЯМЗ-642. Его создали специалисты Ярославского моторного завода на основе двигателя КамАЗ-740.
Схема была простая на словах, но сложная технически. От «камазовского» силового агрегата «отрезали» два цилиндра. Так получилась «шестерка» с объемом 8,14 литра на 160 л. с.
Интересно, что на Ярославском заводе мотор только разработали. А выпускали его в Кутаиси, из-за чего качество изготовления страдало.
Коробку передач для КАЗ-4540 тоже сделали оригинальную. Она не соединена с двигателем, а расположена в середине шасси. За счет этого агрегат можно достаточно легко демонтировать – не нужно откручивать его от мотора.
КПП механическая, восьмиступенчатая. На самой низкой передаче КАЗ-4540 способен двигаться со скоростью всего 2 км/ч. Предусмотрена и одноступенчатая раздатка.
Подвески КАЗ-4540 рессорные – спереди стоят телескопические гидравлические амортизаторы. Тормоза у грузовика пневматические, барабанные.
КАЗ-4540 так и не стал крупносерийным. Сначала модель долго дорабатывали, потом «перестройка», после чего финансирование Кутаисского автомобильного завода прекратили. Когда Советский Союз развалился, оригинальный грузинский грузовик остался невостребованным.
Модель можно было доработать, повысить качество сборки. Но экономическая и политическая ситуация в Грузии, да и в других странах бывшего СССР, этому не способствовала. Основным покупателем КАЗ-4540 стала Россия, но разговор шел буквально о нескольких десятков автомобилей в год.
За рубежом у полноприводного грузовика из Грузии вообще не было шансов – там своих моделей хватало. Последние КАЗ-4540 выпустили в 2001 году.
Грузинские полноприводные «Колхиды» до сих пор изредка встречаются на рынке б/у. Покупать их не рекомендуется – запчасти для этой техники достать сложно. Из-за оригинальности конструкции, другие агрегаты внедрить без глобальной переделки трудно.
Что касается отзывов водителей, которым удалось поработать на КАЗ-4540, то они сводятся к одному. Машина проходимая, но с надежностью беда. Как правило, ресурс этой модели в СССР составлял около трех лет. После значительной поломки ее отправляли «на прикол», где она тихо догнивала.
КАЗ-4540 был передовым грузовиком для своего времени. Но низкая культура производства на Кутаисском заводе и крах СССР поставил на этом автомобиле жирный крест. А жаль…
Но если со сборкой грузовиков ЗИС/ЗИЛ в Грузии еще худо-бедно справлялись, то свои машины получились спорными. С одной стороны, КАЗ-605 стал самой современной советской моделью. Только бескапотная компоновка чего стоила!
С другой, «Колхиды» отличались отвратительным качеством сборки. Доходило до того, что водители, приезжающие со всех концов СССР в Кутаиси за грузовиками, находили записки. Их смысл был однообразен: «Затянешь гайки сам!».
Внешность, конечно, провокационная. Фото: Youtube.com
Поэтому поездка на новом грузовике домой превращалась в увлекательное путешествие. Во время него водителю приходилось демонстрировать навыки слесаря-ремонтника.
Самой последней серийной моделью Кутаисского автомобильного завода стал КАЗ-4540. Эта машина, на первый взгляд, имеет много общего с ГАЗ-66. Тоже полноприводная модель с высокой проходимостью.
Но по факту, автомобили разные. ГАЗ-66 – это военная машина, созданная для десантников. КАЗ-4540 – автомобиль сельскохозяйственного назначения. Вот про это «чудо грузинской инженерной мысли» мы сегодня и расскажем.
История появления
Полноприводный грузовик в Кутаиси начали разрабатывать достаточно поздно – в 80-х. Доподлинно неизвестно, кто больше был заинтересован в новинке – НАМИ или КАЗ. Но первые машину разработали, создав несколько опытных экземпляров. Вторые же на их основе выдали серийную модель.
По уровню проходимости КАЗ-4540 почти не уступает ГАЗ-66. Фото: Youtube.com
Впрочем, Грузинской ССР нужен был свой полноприводный автомобиль, созданный с учетом местных особенностей. Кстати, шутки про то, что любая «Колхида» для того, чтобы возить мандарины с горы, не лишены основания. КАЗ действительно создавал полноприводную машину, двигатель которой мог работать на значительной высоте.
Будущий грузинский грузовик должен был отвечать ряду требований, среди которых:
✅ Полный привод
✅ Возможность ездить с прицепом
✅ Самосвальная платформа с разгрузкой на три стороны
✅ Дизельный двигатель
Новый автомобиль должен был исключить несколько промежуточных звеньев в логистической цепочке смычки города с деревней. То есть, грузовик забирал зерно прямо в поле с комбайна и отвозил его в последнюю точку назначения.
Первые опытные КАЗ-4540 «Колхида» появились в 1982 году.
Особенности
КАЗ-4540 стал революционной моделью. Несмотря на все нарекания на работников Кутаисского автомобильного завода, инженерный состав там был опытный и амбициозный.
А еще грузовик называли «грузин на балконе». Фото: Youtube.com
Специалисты НАМИ, разработавшие грузовик, были далеки от советской реальности. Как правило, их опытные модели существенно перерабатывали перед запуском в производство. КАЗ-4540 подвергся данной процедуре в меньшей степени.
Например, грузовик, разработанный для сельской местности, получил гидроусилитель руля. Для среднетоннажной модели тех лет – это необычно. Трансмиссия имела эффективные синхронизаторы – благодаря им автомобиль мог двигаться рядом с комбайном со скоростью всего 2 км/ч.
Узлы и агрегаты КАЗ-4540 рассчитаны на пробеги от 200 тысяч километров. Интересно, что для грузовика даже разработали специальный шарнир равных угловых скоростей. Он не шариковый, а дисковый – это увеличило ресурс узла в разы.
Уровень проходимости КАЗ-4540 высок в первую очередь за счет постоянного полного привода. А еще для грузовика разработали шины особой конструкции. Там не было централизованной системы подкачки, но и без нее давление на разные типы грунта отличалось.
Когда резина забивается грязью, полный привод уже плохо помогает. Фото: Youtube.com
Специально для КАЗ-4540 разработали прицеп. Он имел такую же систему разгрузки на три стороны, как и автомобиль. Грузоподъемность машины составляла 6 тонн. Благодаря дизельному двигателю, модель справлялась с таким весом играючи. А еще она без труда тянула девятитонный прицеп за собой в гору даже по грунтовой дороге.
Кабина КАЗ-4540
Внутри грузовика предусмотрено место для одного пассажира. При большом желании, еще один человек может ехать в середине. Хотя, ему придется зажимать коленями уши или сидеть на корточках.
Спального места в кабине КАЗ-4540 не предусмотрено – это сельскохозяйственная модель. Внутри царит аскеза – что для любой советской машины было нормой даже во второй половине 80-х.
Доступ к двигателю есть со всех сторон. Фото: Youtube.com
Кабина получилась просторной, несмотря на свою странную, свисающую за передней осью, форму. Хотя бытует мнение, что сделано это специально для водителей, на самом деле, никто об их комфорте в СССР особо не заботился. Странная форма кабины обоснована развесовкой.
Внутри КАЗ-4540 просторно – не то, что в ГАЗ-66, который часто приводят в качестве аналога грузинского грузовика. Доступ к двигателю прост – достаточно откинуть кабину. Для этого предусмотрен гидравлический подъемник.
Обзор у водителя КАЗ-4540 отличный – спасибо за это стоит сказать площади остекления. Кабину окрашивали, как правило, в оранжевый, реже в желтый цвет. Водители в СССР шутили, что это делали, дабы машина могла затеряться среди мандаринов и лимонов.
Двигатель и другие ТТХ
Мотор для КАЗ-4540 разрабатывали специально. Этот силовой агрегат известен под индексом ЯМЗ-642. Его создали специалисты Ярославского моторного завода на основе двигателя КамАЗ-740.
Кое-где эти грузовики трудятся до сих пор. Фото: Youtube.com
Схема была простая на словах, но сложная технически. От «камазовского» силового агрегата «отрезали» два цилиндра. Так получилась «шестерка» с объемом 8,14 литра на 160 л. с.
Интересно, что на Ярославском заводе мотор только разработали. А выпускали его в Кутаиси, из-за чего качество изготовления страдало.
Коробку передач для КАЗ-4540 тоже сделали оригинальную. Она не соединена с двигателем, а расположена в середине шасси. За счет этого агрегат можно достаточно легко демонтировать – не нужно откручивать его от мотора.
КПП механическая, восьмиступенчатая. На самой низкой передаче КАЗ-4540 способен двигаться со скоростью всего 2 км/ч. Предусмотрена и одноступенчатая раздатка.
На такой резине в грязь лезть не рекомендуется. Фото: Youtube.com
Подвески КАЗ-4540 рессорные – спереди стоят телескопические гидравлические амортизаторы. Тормоза у грузовика пневматические, барабанные.
Бесславный конец
КАЗ-4540 так и не стал крупносерийным. Сначала модель долго дорабатывали, потом «перестройка», после чего финансирование Кутаисского автомобильного завода прекратили. Когда Советский Союз развалился, оригинальный грузинский грузовик остался невостребованным.
Модель можно было доработать, повысить качество сборки. Но экономическая и политическая ситуация в Грузии, да и в других странах бывшего СССР, этому не способствовала. Основным покупателем КАЗ-4540 стала Россия, но разговор шел буквально о нескольких десятков автомобилей в год.
За рубежом у полноприводного грузовика из Грузии вообще не было шансов – там своих моделей хватало. Последние КАЗ-4540 выпустили в 2001 году.
В свое время это был идеальный грузовик для сельской местности. Фото: Youtube.com
Грузинские полноприводные «Колхиды» до сих пор изредка встречаются на рынке б/у. Покупать их не рекомендуется – запчасти для этой техники достать сложно. Из-за оригинальности конструкции, другие агрегаты внедрить без глобальной переделки трудно.
Что касается отзывов водителей, которым удалось поработать на КАЗ-4540, то они сводятся к одному. Машина проходимая, но с надежностью беда. Как правило, ресурс этой модели в СССР составлял около трех лет. После значительной поломки ее отправляли «на прикол», где она тихо догнивала.
КАЗ-4540 был передовым грузовиком для своего времени. Но низкая культура производства на Кутаисском заводе и крах СССР поставил на этом автомобиле жирный крест. А жаль…
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....