Автобус с двумя моторами из троллейбуса
Завод им. Урицкого у многих, живших в эпоху СССР, ассоциируется с троллейбусами. И это верно: предприятие многие десятилетия исправно выпускало популярный вид общественного транспорта. Однако мало кто знает, что ЗиУ еще и экспериментировал с автобусами. Речь идет о не совсем обычном транспортном средстве – ЗиУ-6. Цель опытных разработок – создание автобуса, максимально унифицированного с троллейбусом. И что же из этого вышло?
Руководство предприятия решило сделать машину с нестандартной компоновкой. Для этого использовали серийный троллейбус ЗиУ-5. И его и экспериментальный ЗиУ-6 хотели производить одновременно в г. Энгельс.
Оба транспортных средства должны получить одинаковый кузов, рулевое управление и частично – подвеску.
В послевоенное время автобусов в стране не хватало, а троллейбусы в силу своей специфики не были способны ездить по всем городским улицам. Поэтому предприятию в Энгельсе предложили дополнительно заняться разработкой несвойственного для троллейбусного завода транспортного средства. Работы начались в 1959-м году.
И ЗиУ-5, и ЗиУ-6 на то время были самыми вместительными машинами, рассчитанными на 120 «стоячих» и 35 «сидячих» мест. Вход-выход осуществлялся через пару широченных четырехстворчатых дверей, для увеличения вместимости поблизости от них предусмотрели площадки для пассажиров. В базе кузова т. н. «вагонной» компоновки – каркас из сваренных между собой штампованных элементов, обитый с обеих сторон листами из дюралюминия.
Главная особенность заключалась не в типе силового агрегата, а в его месторасположении. Мотор находился под полом машины, что делало ее более вместительной. Такое инженерное решение было довольно прогрессивным: причем, не только для того времени, но и нынешнего. Тогда восемнадцатитонный автобус мог «потянуть» единственный подходящий дизельный двигатель ЯАЗ-206Д, выдававший 180 «лошадей» при крутящем моменте в 780 Н*м.
Однако его использованию мешали солидные габариты, не позволявшие «воткнуть» агрегат между днищем и салонным полом. И еще один минус: мотор был очень шумным. Тогда инженеры обратили внимание на более скромный двигатель ЗиЛ-158, развивавший, правда, только 109 «лошадей».
Но мотор делали под грузовик с полным весом до восьми тонн и потянуть ЗиУ-6 такой агрегат никак не мог. Решение нашлось быстро: установили два мотора – «цепочкой». Общая мощность получилась в 210 л. с. Для обеспечения синхронизации использовали гидромуфту, позаимствовав ее у легковушки ГАЗ-12.
Чтобы моторы вошли по габаритам в моторный отсек, максимально уменьшили их высоту (в этом помогли специалисты из НАМИ), а также при установке придали агрегатам наклон в 60° по отношению к вертикали.
В итоге высота пола салона получилась на уровне 800 мм. Для сравнения: этот же параметр у аналогичных по расположению двигателя «Икарус-280» и яхромского автобуса ЯАЗ-5267 равен 920 мм.
Пара силовых агрегатов ЗиЛ все же не сумели обеспечить машине требуемых технических параметров. К тому же два двигателя плюс гидромуфта увеличивали вероятность поломки и снижали надежность транспортного средства. И это, не говоря уже об обслуживании. Была попытка установить агрегат, работающий в горизонтальном положении: такой мотор уже был разработан в НАМИ. Но Ярославский завод так и приступил к его производству.
А тут еще «забрезжила на горизонте» новая модель – ЗиУ-9, на которую и переключилось предприятие. По некоторым данным было выпущено семь экспериментальных ЗиУ-6. Ни один из них до наших дней не сохранился.
Планы
Руководство предприятия решило сделать машину с нестандартной компоновкой. Для этого использовали серийный троллейбус ЗиУ-5. И его и экспериментальный ЗиУ-6 хотели производить одновременно в г. Энгельс.
Внешне ЗиУ-5 и ЗиУ-6 ничем не отличались. Фото: YouTube.com
Оба транспортных средства должны получить одинаковый кузов, рулевое управление и частично – подвеску.
ЗиУ-5 и ЗиУ-6 тогда были самыми вместительными. Фото: YouTube.com
В послевоенное время автобусов в стране не хватало, а троллейбусы в силу своей специфики не были способны ездить по всем городским улицам. Поэтому предприятию в Энгельсе предложили дополнительно заняться разработкой несвойственного для троллейбусного завода транспортного средства. Работы начались в 1959-м году.
О кузове
И ЗиУ-5, и ЗиУ-6 на то время были самыми вместительными машинами, рассчитанными на 120 «стоячих» и 35 «сидячих» мест. Вход-выход осуществлялся через пару широченных четырехстворчатых дверей, для увеличения вместимости поблизости от них предусмотрели площадки для пассажиров. В базе кузова т. н. «вагонной» компоновки – каркас из сваренных между собой штампованных элементов, обитый с обеих сторон листами из дюралюминия.
Двигатель
Главная особенность заключалась не в типе силового агрегата, а в его месторасположении. Мотор находился под полом машины, что делало ее более вместительной. Такое инженерное решение было довольно прогрессивным: причем, не только для того времени, но и нынешнего. Тогда восемнадцатитонный автобус мог «потянуть» единственный подходящий дизельный двигатель ЯАЗ-206Д, выдававший 180 «лошадей» при крутящем моменте в 780 Н*м.
При испытаниях на панель устанавливали специальные приборы. Фото: YouTube.com
Однако его использованию мешали солидные габариты, не позволявшие «воткнуть» агрегат между днищем и салонным полом. И еще один минус: мотор был очень шумным. Тогда инженеры обратили внимание на более скромный двигатель ЗиЛ-158, развивавший, правда, только 109 «лошадей».
Один из двух движков ЗиЛ-158 в моторном отсеке автобуса. Фото: YouTube.com
Но мотор делали под грузовик с полным весом до восьми тонн и потянуть ЗиУ-6 такой агрегат никак не мог. Решение нашлось быстро: установили два мотора – «цепочкой». Общая мощность получилась в 210 л. с. Для обеспечения синхронизации использовали гидромуфту, позаимствовав ее у легковушки ГАЗ-12.
ЗиУ-6 побывал на ВДНХ, где его одобрили. Фото: YouTube.com
Чтобы моторы вошли по габаритам в моторный отсек, максимально уменьшили их высоту (в этом помогли специалисты из НАМИ), а также при установке придали агрегатам наклон в 60° по отношению к вертикали.
Роль трансмиссии играла коробка от МАЗ-200. «Пятиступка» управлялась электропневматикой. Позже устанавливали чехословацкую КПП Praga-2M70.
В итоге высота пола салона получилась на уровне 800 мм. Для сравнения: этот же параметр у аналогичных по расположению двигателя «Икарус-280» и яхромского автобуса ЯАЗ-5267 равен 920 мм.
Результаты
Пара силовых агрегатов ЗиЛ все же не сумели обеспечить машине требуемых технических параметров. К тому же два двигателя плюс гидромуфта увеличивали вероятность поломки и снижали надежность транспортного средства. И это, не говоря уже об обслуживании. Была попытка установить агрегат, работающий в горизонтальном положении: такой мотор уже был разработан в НАМИ. Но Ярославский завод так и приступил к его производству.
На ЗиУ-6М ставили и движок Skoda ML-630. Фото: YouTube.com
А тут еще «забрезжила на горизонте» новая модель – ЗиУ-9, на которую и переключилось предприятие. По некоторым данным было выпущено семь экспериментальных ЗиУ-6. Ни один из них до наших дней не сохранился.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...