Автобус с двумя моторами из троллейбуса
Завод им. Урицкого у многих, живших в эпоху СССР, ассоциируется с троллейбусами. И это верно: предприятие многие десятилетия исправно выпускало популярный вид общественного транспорта. Однако мало кто знает, что ЗиУ еще и экспериментировал с автобусами. Речь идет о не совсем обычном транспортном средстве – ЗиУ-6. Цель опытных разработок – создание автобуса, максимально унифицированного с троллейбусом. И что же из этого вышло?
Руководство предприятия решило сделать машину с нестандартной компоновкой. Для этого использовали серийный троллейбус ЗиУ-5. И его и экспериментальный ЗиУ-6 хотели производить одновременно в г. Энгельс.
Оба транспортных средства должны получить одинаковый кузов, рулевое управление и частично – подвеску.
В послевоенное время автобусов в стране не хватало, а троллейбусы в силу своей специфики не были способны ездить по всем городским улицам. Поэтому предприятию в Энгельсе предложили дополнительно заняться разработкой несвойственного для троллейбусного завода транспортного средства. Работы начались в 1959-м году.
И ЗиУ-5, и ЗиУ-6 на то время были самыми вместительными машинами, рассчитанными на 120 «стоячих» и 35 «сидячих» мест. Вход-выход осуществлялся через пару широченных четырехстворчатых дверей, для увеличения вместимости поблизости от них предусмотрели площадки для пассажиров. В базе кузова т. н. «вагонной» компоновки – каркас из сваренных между собой штампованных элементов, обитый с обеих сторон листами из дюралюминия.
Главная особенность заключалась не в типе силового агрегата, а в его месторасположении. Мотор находился под полом машины, что делало ее более вместительной. Такое инженерное решение было довольно прогрессивным: причем, не только для того времени, но и нынешнего. Тогда восемнадцатитонный автобус мог «потянуть» единственный подходящий дизельный двигатель ЯАЗ-206Д, выдававший 180 «лошадей» при крутящем моменте в 780 Н*м.
Однако его использованию мешали солидные габариты, не позволявшие «воткнуть» агрегат между днищем и салонным полом. И еще один минус: мотор был очень шумным. Тогда инженеры обратили внимание на более скромный двигатель ЗиЛ-158, развивавший, правда, только 109 «лошадей».
Но мотор делали под грузовик с полным весом до восьми тонн и потянуть ЗиУ-6 такой агрегат никак не мог. Решение нашлось быстро: установили два мотора – «цепочкой». Общая мощность получилась в 210 л. с. Для обеспечения синхронизации использовали гидромуфту, позаимствовав ее у легковушки ГАЗ-12.
Чтобы моторы вошли по габаритам в моторный отсек, максимально уменьшили их высоту (в этом помогли специалисты из НАМИ), а также при установке придали агрегатам наклон в 60° по отношению к вертикали.
В итоге высота пола салона получилась на уровне 800 мм. Для сравнения: этот же параметр у аналогичных по расположению двигателя «Икарус-280» и яхромского автобуса ЯАЗ-5267 равен 920 мм.
Пара силовых агрегатов ЗиЛ все же не сумели обеспечить машине требуемых технических параметров. К тому же два двигателя плюс гидромуфта увеличивали вероятность поломки и снижали надежность транспортного средства. И это, не говоря уже об обслуживании. Была попытка установить агрегат, работающий в горизонтальном положении: такой мотор уже был разработан в НАМИ. Но Ярославский завод так и приступил к его производству.
А тут еще «забрезжила на горизонте» новая модель – ЗиУ-9, на которую и переключилось предприятие. По некоторым данным было выпущено семь экспериментальных ЗиУ-6. Ни один из них до наших дней не сохранился.
Планы
Руководство предприятия решило сделать машину с нестандартной компоновкой. Для этого использовали серийный троллейбус ЗиУ-5. И его и экспериментальный ЗиУ-6 хотели производить одновременно в г. Энгельс.
Внешне ЗиУ-5 и ЗиУ-6 ничем не отличались. Фото: YouTube.com
Оба транспортных средства должны получить одинаковый кузов, рулевое управление и частично – подвеску.
ЗиУ-5 и ЗиУ-6 тогда были самыми вместительными. Фото: YouTube.com
В послевоенное время автобусов в стране не хватало, а троллейбусы в силу своей специфики не были способны ездить по всем городским улицам. Поэтому предприятию в Энгельсе предложили дополнительно заняться разработкой несвойственного для троллейбусного завода транспортного средства. Работы начались в 1959-м году.
О кузове
И ЗиУ-5, и ЗиУ-6 на то время были самыми вместительными машинами, рассчитанными на 120 «стоячих» и 35 «сидячих» мест. Вход-выход осуществлялся через пару широченных четырехстворчатых дверей, для увеличения вместимости поблизости от них предусмотрели площадки для пассажиров. В базе кузова т. н. «вагонной» компоновки – каркас из сваренных между собой штампованных элементов, обитый с обеих сторон листами из дюралюминия.
Двигатель
Главная особенность заключалась не в типе силового агрегата, а в его месторасположении. Мотор находился под полом машины, что делало ее более вместительной. Такое инженерное решение было довольно прогрессивным: причем, не только для того времени, но и нынешнего. Тогда восемнадцатитонный автобус мог «потянуть» единственный подходящий дизельный двигатель ЯАЗ-206Д, выдававший 180 «лошадей» при крутящем моменте в 780 Н*м.
При испытаниях на панель устанавливали специальные приборы. Фото: YouTube.com
Однако его использованию мешали солидные габариты, не позволявшие «воткнуть» агрегат между днищем и салонным полом. И еще один минус: мотор был очень шумным. Тогда инженеры обратили внимание на более скромный двигатель ЗиЛ-158, развивавший, правда, только 109 «лошадей».
Один из двух движков ЗиЛ-158 в моторном отсеке автобуса. Фото: YouTube.com
Но мотор делали под грузовик с полным весом до восьми тонн и потянуть ЗиУ-6 такой агрегат никак не мог. Решение нашлось быстро: установили два мотора – «цепочкой». Общая мощность получилась в 210 л. с. Для обеспечения синхронизации использовали гидромуфту, позаимствовав ее у легковушки ГАЗ-12.
ЗиУ-6 побывал на ВДНХ, где его одобрили. Фото: YouTube.com
Чтобы моторы вошли по габаритам в моторный отсек, максимально уменьшили их высоту (в этом помогли специалисты из НАМИ), а также при установке придали агрегатам наклон в 60° по отношению к вертикали.
Роль трансмиссии играла коробка от МАЗ-200. «Пятиступка» управлялась электропневматикой. Позже устанавливали чехословацкую КПП Praga-2M70.
В итоге высота пола салона получилась на уровне 800 мм. Для сравнения: этот же параметр у аналогичных по расположению двигателя «Икарус-280» и яхромского автобуса ЯАЗ-5267 равен 920 мм.
Результаты
Пара силовых агрегатов ЗиЛ все же не сумели обеспечить машине требуемых технических параметров. К тому же два двигателя плюс гидромуфта увеличивали вероятность поломки и снижали надежность транспортного средства. И это, не говоря уже об обслуживании. Была попытка установить агрегат, работающий в горизонтальном положении: такой мотор уже был разработан в НАМИ. Но Ярославский завод так и приступил к его производству.
На ЗиУ-6М ставили и движок Skoda ML-630. Фото: YouTube.com
А тут еще «забрезжила на горизонте» новая модель – ЗиУ-9, на которую и переключилось предприятие. По некоторым данным было выпущено семь экспериментальных ЗиУ-6. Ни один из них до наших дней не сохранился.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Масштабное расширение трассы М-5 «Урал» набирает обороты
План работ «расписан» на три года. В него входит строительство обхода Сима, эстакад, транспортных развязок и моста....
Самолет Shaanxi Y-9: как китайский аналог Ан-12 превзошел советский оригинал
Советский Ан-12 – это легендарный самолет, хотя его выпуск прекратился еще в 1973 году. Но эксплуатируют его в России до сих пор. Да и в других странах,...
МС-21 – синхронный высший пилотаж авиалайнеров с зарубежными и отечественными двигателями
Российский авиалайнер МС-21 уже 14 лет подряд трудится на регулярных рейсах. Самолет выпускался серийно, но одна ошибка чуть не поставила на нем крест. Чтобы...
Российско-белорусский самолет «Освей» выпустят в 2026 году
Сделан очередной шаг на пути к импортозамещению. Самолет станет конкурентом технике из США, Польши и Канады....
Группа ГАЗ передала права на бренд «Волга» новому владельцу
Планируется скорый выпуск как минимум трех новых моделей. В их числе кроссоверы и седан....
Первая в мире трансграничная «канатка» будет запущена в нашей стране уже в этом году
«Воздушная магистраль» пройдет над Амуром и соединит два города – российский Благовещенск и китайский Хэйхэ. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Як-32: мировые рекорды не забываем!
На этом самолете 14 января 1965 года был установлен мировой рекорд скорости на замкнутом круге протяженностью 100 км. Несмотря на отличные характеристики...
Седьмой старт SpaceX Starship: корабль потерян, ускоритель «пойман»
После очередного испытательного пуска тяжелой ракеты Starship связь со второй ступенью была потеряна, но разгонный блок успешно вернулся на космодром....
«Патриот» с новым двигателем отправили на испытания – скоро серийный выпуск
Речь идет о дизельной силовой установке. Чем еще сможет похвастаться обновленный внедорожник – смотрите в нашем материале....
Двигатель ПД-14 получил уникальную деталь конструкции реверса
Методика ее производства используется в отечественном авиастроении впервые. Теперь перспективный российский двигатель станет надежнее и легче....
Выпущена первая полностью отечественная коробка-автомат
АКПП системы PowerShift производит Ростсельмаш: агрегат устанавливается на трактора мощностью 440-620 л. с. Коробка имеет технические отличия от импортных...
Без грамма стали и бетона – в России появится необычный мост
При этом конструкция обещает быть устойчивой к коррозии, перепадам температур и морозам. Где возведут мост и из чего он будет сделан – читаем в нашем материале....
Обломки ракет Илона Маска заставляют авиаперевозчика терпеть убытки
Падающие несгоревшие части ракет SpaceX оказываются на пути самолетов австралийского авиаперевозчика: космическая компания слишком поздно уведомляет о падении...
Разборка мотоцикла Днепр-16 для постройки внедорожного «Урала» – а на заводах не додумались
Массово тяжелые оппозитные мотоциклы с колясками выпускали в СССР два завода. Хотя «предок» у них один, модели немного отличались друг от друга, как внешне,...
ЗиЛ-157: что делают советские самосвалы в Индонезии
Где только не встретишь советскую технику. Перед нами – трудяга ЗиЛ-157, попавший неизведанными путями аж в Индонезию. А ведь последняя модификация автомобиля...
«Кот в мешке» – взяли пятидверную «Ниву» за 350 тысяч
Трудно переоценить влияние «Нивы» на сообщество автолюбителей в России, странах бывшего СССР и даже некоторых других континентов. К этой машине мало кто...