«Альбатрос» А-40 так и не прошел через «тернии к звездам»
К концы 60-х стало ясно, что эксплуатирующийся в армии и на «гражданке» Бе-12 исчерпал свои возможности: стране требовалась новая, более совершенная машина. И в КБ машиностроительного завода Таганрога (ТАНТК) с энтузиазмом занялись разработкой нового, более мощного гидросамолета. На флоте он должен будет заниматься «охотой» за подводными лодками, а его мирные модификации – тушить пожары и осуществлять спасательные операции. Однако уже на первичном этапе проектирования появились трудности.
Со стороны министерств оно было неоднозначным. Военные крайне заинтересованы в поставках подобной техники, а вот гражданские считали иначе. Они предполагали, что со спасательными работами вполне смогут справиться специальные самолеты и вертолеты. Поэтому финансирование разработок по созданию нового гидроплана было остановлено. Бериев Г. М, и заменивший его Константинов А. К, переживали такое положение дел, но не отчаивались и работы по созданию новой модели продолжали.
Чтобы правительство одобрило проект глава КБ поставил перед сотрудниками сложную задачу: разработать гидросамолет, по своим ЛТХ не уступающий, а то и превосходящий сухопутные аналоги. С эскизом проекта Константинов сначала обратился к Главкому ВМФ (тогда им был Горшков С. Г.): адмиралу машина понравилась, и он поддержал конструктора на «самом высоком уровне». В итоге в 1976-м Таганрогский завод получил техзадание на разработку самолета-амфибии под индексом А-40 (гражданская версия – А-42).
По конструкции лодка – высокоплан с Т-образным хвостом. На концах крыльев расположены поплавки, пара силовых агрегатов устанавливались сверху сзади. Взлетная масса машина – до 90 т, что превышало аналогичный параметр Бе-12 в 2,5-3 раза. Особенность новой лодки в том, что она, по сравнению с Бе-12, хоть и была больше, но имела меньший мидель (средняя часть фюзеляжа). Кроме того, было усовершенствовано днище, получившее переменный профиль: предыдущие конструкции были банально плоскими.
Такие меры позволили снизить аэродинамическое и лобовое сопротивление. Не оставили без внимания и крыло с развитой механизацией, которому придали большее удлинение и тонкий профиль. Вышеперечисленные меры (и не только они) позволили добиться аэродинамического качества в 16-17 единиц, что соответствовало сухопутным «ровесникам».
Для уменьшения разбега при взлете и посадке, а также улучшения самолета в плане безопасности, на А-40 использовали комбинированную силовую установку. В нее входит пара основных реактивных двигателей и столько же стартовых. Когда общий образ лодки был завершен, проект представили правительству, которое одобрило идею. В 1982-м началось изготовление макета и подготовка к созданию прототипа.
Предусматривалось создать пару опытных экземпляров для летных, и один – для статических испытаний. Первый самолет заложили в 1983-м, а в 1986-м его выкатили из заводских ворот. По морской традиции, главный конструктор Константинов разбил бутылку шампанского о борт гидросамолета.
Для американцев создание новой советской машины не осталось незамеченным: А-40 они дали свой индекс Tag-D и назвали его по своей классификации «Русалкой» – Mermaid. Что, учитывая «земноводные» качества машины, весьма удачно.
В 1986-м начались пробежки «Альбатроса» по ВПП. Заводчане буквально бросали свои рабочие места, надеясь увидеть первый взлет гиганта. Начальству пришлось чуть ли не уговаривать сотрудников вернуться обратно в цеха. Во время очередной пробежки самолет неожиданно, «энергично», как рассказывал летчик-испытатель, начал задирать нос. ВПП заканчивалось заливом, и, чтобы не допустить катастрофы, пилот решил взлетать. Так и состоялось непреднамеренное испытание амфибии!
Но с А-40 все закончилось благополучно. Однако доказать это министерству оказалось невозможно: Даже удачно завершившийся полет стоил летчику-испытателю Лахмостову долгих разбирательств и закончился уходом на пенсию. Увы! «Победителей судят!». Второй, уже официальный испытательный взлет прошел благополучно.
Они тоже были и главным минусом оказалась неустойчивость лодки на воде при взлете. Сначала решили, что «виновато» мелководье. Однако при более тщательном расследовании выяснилось, что это не так. Начали судорожно искать выход из положения: время шло (благо, из Москвы пока не теребили), а машина не была готова.
Неожиданно оказалось: течение воды за днищем выглядит совсем по-иному, если сравнивать с плоскими конструкциями. Чтобы оно стало более ровным, решили установить специальные отражатели. Идея оказалась верной.
В 1989-м А-40 показали широкой публике на авиашоу в Тушино: машина позиционировалась, как поисково-спасательная. О ее двойном, военном предназначении умалчивалось, хотя догадаться было нетрудно, о чем и раструбила по всему миру иностранная пресса, представители которой присутствовали на празднике.
В 1991-м гидросамолет показывали уже за рубежом, в Ле-Бурже, где он стал сенсацией: по выражению газетчиков, «Альбатрос» «украл» выставку. Об этом свидетельствует факт: на борт машины поднимался французский президент Франсуа Миттеран. Специалисты отмечали не только высокие ЛТХ самолета, но и его элегантный внешний вид.
Их было несколько и один из них был поставлен в «ходе» выставки Air Expo 92, принять участие в которой пригласили разработчиков амфибии. Лететь нужно было в Окленд (Новая Зеландия). Предстояло стартовав, в Таганроге, взять курс на Дубаи, затем Коломбо, Джакарту и далее в пункт назначения. Протяженность маршрута в один конец 18 тыс. 620 км. Общее время полета составило 28 ч 20 мин.
В Окленде выстроилась очередь из желающих осмотреть «Альбатрос». Один из журналистов показал сюжет его «посвящения» в морские летчики, что сопровождалось выпиванием стакана «спиртосодержащей» жидкости и бросанием будущего «пилота» в воду. Рейтинг программы взлетел до небес!
В период «гласности» амфибией заинтересовались западные «партнеры»: англичане даже планировали заменить свои Nimrod на А-40. Но сделка не состоялась, а в Великобританию в 1993-м году «Альбатрос» все же попал. Но только, как участник авиашоу в Вудфорде. И еще раз амфибия побывала в Англии в 96-м на показе авиатехники, проходившим на базе ВВС «Файрфорд».
Гидросамолет нравился всем: и в России и по всему миру. Оставалось только запустить его в серию. И опять: 90-е годы, отсутствие финансирования, заморозка проекта по дальнейшему развитию. В министерствах ссылались на то, что по части ЛТХ гидросамолет уступал Ил-38, к тому же планировалось создать новую противолодочную машину на базе Ту-204. В итоге уже построенным А-40 пришлось разве что участвовать во всевозможных выставках. Последняя состоялась в Геленджике («Гидроавиасалон 2002»), где амфибия и заняла свое почетное место навсегда.
Отношение к гидроавиации
Со стороны министерств оно было неоднозначным. Военные крайне заинтересованы в поставках подобной техники, а вот гражданские считали иначе. Они предполагали, что со спасательными работами вполне смогут справиться специальные самолеты и вертолеты. Поэтому финансирование разработок по созданию нового гидроплана было остановлено. Бериев Г. М, и заменивший его Константинов А. К, переживали такое положение дел, но не отчаивались и работы по созданию новой модели продолжали.
Военных гидросамолет интересовал больше, чем гражданских. Фото: YouTube.com
Чтобы правительство одобрило проект глава КБ поставил перед сотрудниками сложную задачу: разработать гидросамолет, по своим ЛТХ не уступающий, а то и превосходящий сухопутные аналоги. С эскизом проекта Константинов сначала обратился к Главкому ВМФ (тогда им был Горшков С. Г.): адмиралу машина понравилась, и он поддержал конструктора на «самом высоком уровне». В итоге в 1976-м Таганрогский завод получил техзадание на разработку самолета-амфибии под индексом А-40 (гражданская версия – А-42).
Что представляет собой «Альбатрос»
По конструкции лодка – высокоплан с Т-образным хвостом. На концах крыльев расположены поплавки, пара силовых агрегатов устанавливались сверху сзади. Взлетная масса машина – до 90 т, что превышало аналогичный параметр Бе-12 в 2,5-3 раза. Особенность новой лодки в том, что она, по сравнению с Бе-12, хоть и была больше, но имела меньший мидель (средняя часть фюзеляжа). Кроме того, было усовершенствовано днище, получившее переменный профиль: предыдущие конструкции были банально плоскими.
Видно, что днище у машины не плоское, а как бы ребристое. Фото: YouTube.com
Такие меры позволили снизить аэродинамическое и лобовое сопротивление. Не оставили без внимания и крыло с развитой механизацией, которому придали большее удлинение и тонкий профиль. Вышеперечисленные меры (и не только они) позволили добиться аэродинамического качества в 16-17 единиц, что соответствовало сухопутным «ровесникам».
Взлет и посадка А-40 всегда выглядели очень эффектно. Фото: YouTube.com
Для уменьшения разбега при взлете и посадке, а также улучшения самолета в плане безопасности, на А-40 использовали комбинированную силовую установку. В нее входит пара основных реактивных двигателей и столько же стартовых. Когда общий образ лодки был завершен, проект представили правительству, которое одобрило идею. В 1982-м началось изготовление макета и подготовка к созданию прототипа.
Обратите внимание, сколько прошло времени с получения техзадания и начала реального строительства: шесть лет. Не так уж и много, особенно по тем временам.
Предусматривалось создать пару опытных экземпляров для летных, и один – для статических испытаний. Первый самолет заложили в 1983-м, а в 1986-м его выкатили из заводских ворот. По морской традиции, главный конструктор Константинов разбил бутылку шампанского о борт гидросамолета.
По мнению НАТО, А-40 напоминает земноводное существо, живущее на суше и в воде. Фото: YouTube.com
Для американцев создание новой советской машины не осталось незамеченным: А-40 они дали свой индекс Tag-D и назвали его по своей классификации «Русалкой» – Mermaid. Что, учитывая «земноводные» качества машины, весьма удачно.
Испытания
В 1986-м начались пробежки «Альбатроса» по ВПП. Заводчане буквально бросали свои рабочие места, надеясь увидеть первый взлет гиганта. Начальству пришлось чуть ли не уговаривать сотрудников вернуться обратно в цеха. Во время очередной пробежки самолет неожиданно, «энергично», как рассказывал летчик-испытатель, начал задирать нос. ВПП заканчивалось заливом, и, чтобы не допустить катастрофы, пилот решил взлетать. Так и состоялось непреднамеренное испытание амфибии!
Подобное происходило и с другими самолетами. Например, незапланированный взлет был совершен на Су-7, высотном разведчике М-17. Причем в последнем случае произошла трагедия: самолет разбился.
Но с А-40 все закончилось благополучно. Однако доказать это министерству оказалось невозможно: Даже удачно завершившийся полет стоил летчику-испытателю Лахмостову долгих разбирательств и закончился уходом на пенсию. Увы! «Победителей судят!». Второй, уже официальный испытательный взлет прошел благополучно.
Проблемы
Они тоже были и главным минусом оказалась неустойчивость лодки на воде при взлете. Сначала решили, что «виновато» мелководье. Однако при более тщательном расследовании выяснилось, что это не так. Начали судорожно искать выход из положения: время шло (благо, из Москвы пока не теребили), а машина не была готова.
Одна из проблем – неустойчивость при взлете с воды. Фото: YouTube.com
Неожиданно оказалось: течение воды за днищем выглядит совсем по-иному, если сравнивать с плоскими конструкциями. Чтобы оно стало более ровным, решили установить специальные отражатели. Идея оказалась верной.
Выставки
В 1989-м А-40 показали широкой публике на авиашоу в Тушино: машина позиционировалась, как поисково-спасательная. О ее двойном, военном предназначении умалчивалось, хотя догадаться было нетрудно, о чем и раструбила по всему миру иностранная пресса, представители которой присутствовали на празднике.
А-40 – постоянный участник всевозможных выставок. Фото: YouTube.com
В 1991-м гидросамолет показывали уже за рубежом, в Ле-Бурже, где он стал сенсацией: по выражению газетчиков, «Альбатрос» «украл» выставку. Об этом свидетельствует факт: на борт машины поднимался французский президент Франсуа Миттеран. Специалисты отмечали не только высокие ЛТХ самолета, но и его элегантный внешний вид.
Рекорды
Их было несколько и один из них был поставлен в «ходе» выставки Air Expo 92, принять участие в которой пригласили разработчиков амфибии. Лететь нужно было в Окленд (Новая Зеландия). Предстояло стартовав, в Таганроге, взять курс на Дубаи, затем Коломбо, Джакарту и далее в пункт назначения. Протяженность маршрута в один конец 18 тыс. 620 км. Общее время полета составило 28 ч 20 мин.
Красавцы! Фото: YouTube.com
В Окленде выстроилась очередь из желающих осмотреть «Альбатрос». Один из журналистов показал сюжет его «посвящения» в морские летчики, что сопровождалось выпиванием стакана «спиртосодержащей» жидкости и бросанием будущего «пилота» в воду. Рейтинг программы взлетел до небес!
Великобритания
В период «гласности» амфибией заинтересовались западные «партнеры»: англичане даже планировали заменить свои Nimrod на А-40. Но сделка не состоялась, а в Великобританию в 1993-м году «Альбатрос» все же попал. Но только, как участник авиашоу в Вудфорде. И еще раз амфибия побывала в Англии в 96-м на показе авиатехники, проходившим на базе ВВС «Файрфорд».
А что в итоге?
Гидросамолет нравился всем: и в России и по всему миру. Оставалось только запустить его в серию. И опять: 90-е годы, отсутствие финансирования, заморозка проекта по дальнейшему развитию. В министерствах ссылались на то, что по части ЛТХ гидросамолет уступал Ил-38, к тому же планировалось создать новую противолодочную машину на базе Ту-204. В итоге уже построенным А-40 пришлось разве что участвовать во всевозможных выставках. Последняя состоялась в Геленджике («Гидроавиасалон 2002»), где амфибия и заняла свое почетное место навсегда.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...