«Альбатрос» А-40 так и не прошел через «тернии к звездам»
К концы 60-х стало ясно, что эксплуатирующийся в армии и на «гражданке» Бе-12 исчерпал свои возможности: стране требовалась новая, более совершенная машина. И в КБ машиностроительного завода Таганрога (ТАНТК) с энтузиазмом занялись разработкой нового, более мощного гидросамолета. На флоте он должен будет заниматься «охотой» за подводными лодками, а его мирные модификации – тушить пожары и осуществлять спасательные операции. Однако уже на первичном этапе проектирования появились трудности.
Со стороны министерств оно было неоднозначным. Военные крайне заинтересованы в поставках подобной техники, а вот гражданские считали иначе. Они предполагали, что со спасательными работами вполне смогут справиться специальные самолеты и вертолеты. Поэтому финансирование разработок по созданию нового гидроплана было остановлено. Бериев Г. М, и заменивший его Константинов А. К, переживали такое положение дел, но не отчаивались и работы по созданию новой модели продолжали.
Чтобы правительство одобрило проект глава КБ поставил перед сотрудниками сложную задачу: разработать гидросамолет, по своим ЛТХ не уступающий, а то и превосходящий сухопутные аналоги. С эскизом проекта Константинов сначала обратился к Главкому ВМФ (тогда им был Горшков С. Г.): адмиралу машина понравилась, и он поддержал конструктора на «самом высоком уровне». В итоге в 1976-м Таганрогский завод получил техзадание на разработку самолета-амфибии под индексом А-40 (гражданская версия – А-42).
По конструкции лодка – высокоплан с Т-образным хвостом. На концах крыльев расположены поплавки, пара силовых агрегатов устанавливались сверху сзади. Взлетная масса машина – до 90 т, что превышало аналогичный параметр Бе-12 в 2,5-3 раза. Особенность новой лодки в том, что она, по сравнению с Бе-12, хоть и была больше, но имела меньший мидель (средняя часть фюзеляжа). Кроме того, было усовершенствовано днище, получившее переменный профиль: предыдущие конструкции были банально плоскими.
Такие меры позволили снизить аэродинамическое и лобовое сопротивление. Не оставили без внимания и крыло с развитой механизацией, которому придали большее удлинение и тонкий профиль. Вышеперечисленные меры (и не только они) позволили добиться аэродинамического качества в 16-17 единиц, что соответствовало сухопутным «ровесникам».
Для уменьшения разбега при взлете и посадке, а также улучшения самолета в плане безопасности, на А-40 использовали комбинированную силовую установку. В нее входит пара основных реактивных двигателей и столько же стартовых. Когда общий образ лодки был завершен, проект представили правительству, которое одобрило идею. В 1982-м началось изготовление макета и подготовка к созданию прототипа.
Предусматривалось создать пару опытных экземпляров для летных, и один – для статических испытаний. Первый самолет заложили в 1983-м, а в 1986-м его выкатили из заводских ворот. По морской традиции, главный конструктор Константинов разбил бутылку шампанского о борт гидросамолета.
Для американцев создание новой советской машины не осталось незамеченным: А-40 они дали свой индекс Tag-D и назвали его по своей классификации «Русалкой» – Mermaid. Что, учитывая «земноводные» качества машины, весьма удачно.
В 1986-м начались пробежки «Альбатроса» по ВПП. Заводчане буквально бросали свои рабочие места, надеясь увидеть первый взлет гиганта. Начальству пришлось чуть ли не уговаривать сотрудников вернуться обратно в цеха. Во время очередной пробежки самолет неожиданно, «энергично», как рассказывал летчик-испытатель, начал задирать нос. ВПП заканчивалось заливом, и, чтобы не допустить катастрофы, пилот решил взлетать. Так и состоялось непреднамеренное испытание амфибии!
Но с А-40 все закончилось благополучно. Однако доказать это министерству оказалось невозможно: Даже удачно завершившийся полет стоил летчику-испытателю Лахмостову долгих разбирательств и закончился уходом на пенсию. Увы! «Победителей судят!». Второй, уже официальный испытательный взлет прошел благополучно.
Они тоже были и главным минусом оказалась неустойчивость лодки на воде при взлете. Сначала решили, что «виновато» мелководье. Однако при более тщательном расследовании выяснилось, что это не так. Начали судорожно искать выход из положения: время шло (благо, из Москвы пока не теребили), а машина не была готова.
Неожиданно оказалось: течение воды за днищем выглядит совсем по-иному, если сравнивать с плоскими конструкциями. Чтобы оно стало более ровным, решили установить специальные отражатели. Идея оказалась верной.
В 1989-м А-40 показали широкой публике на авиашоу в Тушино: машина позиционировалась, как поисково-спасательная. О ее двойном, военном предназначении умалчивалось, хотя догадаться было нетрудно, о чем и раструбила по всему миру иностранная пресса, представители которой присутствовали на празднике.
В 1991-м гидросамолет показывали уже за рубежом, в Ле-Бурже, где он стал сенсацией: по выражению газетчиков, «Альбатрос» «украл» выставку. Об этом свидетельствует факт: на борт машины поднимался французский президент Франсуа Миттеран. Специалисты отмечали не только высокие ЛТХ самолета, но и его элегантный внешний вид.
Их было несколько и один из них был поставлен в «ходе» выставки Air Expo 92, принять участие в которой пригласили разработчиков амфибии. Лететь нужно было в Окленд (Новая Зеландия). Предстояло стартовав, в Таганроге, взять курс на Дубаи, затем Коломбо, Джакарту и далее в пункт назначения. Протяженность маршрута в один конец 18 тыс. 620 км. Общее время полета составило 28 ч 20 мин.
В Окленде выстроилась очередь из желающих осмотреть «Альбатрос». Один из журналистов показал сюжет его «посвящения» в морские летчики, что сопровождалось выпиванием стакана «спиртосодержащей» жидкости и бросанием будущего «пилота» в воду. Рейтинг программы взлетел до небес!
В период «гласности» амфибией заинтересовались западные «партнеры»: англичане даже планировали заменить свои Nimrod на А-40. Но сделка не состоялась, а в Великобританию в 1993-м году «Альбатрос» все же попал. Но только, как участник авиашоу в Вудфорде. И еще раз амфибия побывала в Англии в 96-м на показе авиатехники, проходившим на базе ВВС «Файрфорд».
Гидросамолет нравился всем: и в России и по всему миру. Оставалось только запустить его в серию. И опять: 90-е годы, отсутствие финансирования, заморозка проекта по дальнейшему развитию. В министерствах ссылались на то, что по части ЛТХ гидросамолет уступал Ил-38, к тому же планировалось создать новую противолодочную машину на базе Ту-204. В итоге уже построенным А-40 пришлось разве что участвовать во всевозможных выставках. Последняя состоялась в Геленджике («Гидроавиасалон 2002»), где амфибия и заняла свое почетное место навсегда.
Отношение к гидроавиации
Со стороны министерств оно было неоднозначным. Военные крайне заинтересованы в поставках подобной техники, а вот гражданские считали иначе. Они предполагали, что со спасательными работами вполне смогут справиться специальные самолеты и вертолеты. Поэтому финансирование разработок по созданию нового гидроплана было остановлено. Бериев Г. М, и заменивший его Константинов А. К, переживали такое положение дел, но не отчаивались и работы по созданию новой модели продолжали.
Военных гидросамолет интересовал больше, чем гражданских. Фото: YouTube.com
Чтобы правительство одобрило проект глава КБ поставил перед сотрудниками сложную задачу: разработать гидросамолет, по своим ЛТХ не уступающий, а то и превосходящий сухопутные аналоги. С эскизом проекта Константинов сначала обратился к Главкому ВМФ (тогда им был Горшков С. Г.): адмиралу машина понравилась, и он поддержал конструктора на «самом высоком уровне». В итоге в 1976-м Таганрогский завод получил техзадание на разработку самолета-амфибии под индексом А-40 (гражданская версия – А-42).
Что представляет собой «Альбатрос»
По конструкции лодка – высокоплан с Т-образным хвостом. На концах крыльев расположены поплавки, пара силовых агрегатов устанавливались сверху сзади. Взлетная масса машина – до 90 т, что превышало аналогичный параметр Бе-12 в 2,5-3 раза. Особенность новой лодки в том, что она, по сравнению с Бе-12, хоть и была больше, но имела меньший мидель (средняя часть фюзеляжа). Кроме того, было усовершенствовано днище, получившее переменный профиль: предыдущие конструкции были банально плоскими.
Видно, что днище у машины не плоское, а как бы ребристое. Фото: YouTube.com
Такие меры позволили снизить аэродинамическое и лобовое сопротивление. Не оставили без внимания и крыло с развитой механизацией, которому придали большее удлинение и тонкий профиль. Вышеперечисленные меры (и не только они) позволили добиться аэродинамического качества в 16-17 единиц, что соответствовало сухопутным «ровесникам».
Взлет и посадка А-40 всегда выглядели очень эффектно. Фото: YouTube.com
Для уменьшения разбега при взлете и посадке, а также улучшения самолета в плане безопасности, на А-40 использовали комбинированную силовую установку. В нее входит пара основных реактивных двигателей и столько же стартовых. Когда общий образ лодки был завершен, проект представили правительству, которое одобрило идею. В 1982-м началось изготовление макета и подготовка к созданию прототипа.
Обратите внимание, сколько прошло времени с получения техзадания и начала реального строительства: шесть лет. Не так уж и много, особенно по тем временам.
Предусматривалось создать пару опытных экземпляров для летных, и один – для статических испытаний. Первый самолет заложили в 1983-м, а в 1986-м его выкатили из заводских ворот. По морской традиции, главный конструктор Константинов разбил бутылку шампанского о борт гидросамолета.
По мнению НАТО, А-40 напоминает земноводное существо, живущее на суше и в воде. Фото: YouTube.com
Для американцев создание новой советской машины не осталось незамеченным: А-40 они дали свой индекс Tag-D и назвали его по своей классификации «Русалкой» – Mermaid. Что, учитывая «земноводные» качества машины, весьма удачно.
Испытания
В 1986-м начались пробежки «Альбатроса» по ВПП. Заводчане буквально бросали свои рабочие места, надеясь увидеть первый взлет гиганта. Начальству пришлось чуть ли не уговаривать сотрудников вернуться обратно в цеха. Во время очередной пробежки самолет неожиданно, «энергично», как рассказывал летчик-испытатель, начал задирать нос. ВПП заканчивалось заливом, и, чтобы не допустить катастрофы, пилот решил взлетать. Так и состоялось непреднамеренное испытание амфибии!
Подобное происходило и с другими самолетами. Например, незапланированный взлет был совершен на Су-7, высотном разведчике М-17. Причем в последнем случае произошла трагедия: самолет разбился.
Но с А-40 все закончилось благополучно. Однако доказать это министерству оказалось невозможно: Даже удачно завершившийся полет стоил летчику-испытателю Лахмостову долгих разбирательств и закончился уходом на пенсию. Увы! «Победителей судят!». Второй, уже официальный испытательный взлет прошел благополучно.
Проблемы
Они тоже были и главным минусом оказалась неустойчивость лодки на воде при взлете. Сначала решили, что «виновато» мелководье. Однако при более тщательном расследовании выяснилось, что это не так. Начали судорожно искать выход из положения: время шло (благо, из Москвы пока не теребили), а машина не была готова.
Одна из проблем – неустойчивость при взлете с воды. Фото: YouTube.com
Неожиданно оказалось: течение воды за днищем выглядит совсем по-иному, если сравнивать с плоскими конструкциями. Чтобы оно стало более ровным, решили установить специальные отражатели. Идея оказалась верной.
Выставки
В 1989-м А-40 показали широкой публике на авиашоу в Тушино: машина позиционировалась, как поисково-спасательная. О ее двойном, военном предназначении умалчивалось, хотя догадаться было нетрудно, о чем и раструбила по всему миру иностранная пресса, представители которой присутствовали на празднике.
А-40 – постоянный участник всевозможных выставок. Фото: YouTube.com
В 1991-м гидросамолет показывали уже за рубежом, в Ле-Бурже, где он стал сенсацией: по выражению газетчиков, «Альбатрос» «украл» выставку. Об этом свидетельствует факт: на борт машины поднимался французский президент Франсуа Миттеран. Специалисты отмечали не только высокие ЛТХ самолета, но и его элегантный внешний вид.
Рекорды
Их было несколько и один из них был поставлен в «ходе» выставки Air Expo 92, принять участие в которой пригласили разработчиков амфибии. Лететь нужно было в Окленд (Новая Зеландия). Предстояло стартовав, в Таганроге, взять курс на Дубаи, затем Коломбо, Джакарту и далее в пункт назначения. Протяженность маршрута в один конец 18 тыс. 620 км. Общее время полета составило 28 ч 20 мин.
Красавцы! Фото: YouTube.com
В Окленде выстроилась очередь из желающих осмотреть «Альбатрос». Один из журналистов показал сюжет его «посвящения» в морские летчики, что сопровождалось выпиванием стакана «спиртосодержащей» жидкости и бросанием будущего «пилота» в воду. Рейтинг программы взлетел до небес!
Великобритания
В период «гласности» амфибией заинтересовались западные «партнеры»: англичане даже планировали заменить свои Nimrod на А-40. Но сделка не состоялась, а в Великобританию в 1993-м году «Альбатрос» все же попал. Но только, как участник авиашоу в Вудфорде. И еще раз амфибия побывала в Англии в 96-м на показе авиатехники, проходившим на базе ВВС «Файрфорд».
А что в итоге?
Гидросамолет нравился всем: и в России и по всему миру. Оставалось только запустить его в серию. И опять: 90-е годы, отсутствие финансирования, заморозка проекта по дальнейшему развитию. В министерствах ссылались на то, что по части ЛТХ гидросамолет уступал Ил-38, к тому же планировалось создать новую противолодочную машину на базе Ту-204. В итоге уже построенным А-40 пришлось разве что участвовать во всевозможных выставках. Последняя состоялась в Геленджике («Гидроавиасалон 2002»), где амфибия и заняла свое почетное место навсегда.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....