ТагАЗ – «золотые» дни и падение в финансовую «пропасть»
ТагАЗ – одно из первых российских предприятий, наладивших серийный выпуск иномарок в стране. Идея производить на базе бывшего комбайнового завода легковые и коммерческие машины принадлежала Михаилу Парамонову – владельцу банка «Донинвест».
Предполагалось: на предприятии будут задействованы самые передовые технологии, позаимствованные на Западе и в Южной Корее. Поэтому изначально к сотрудничеству привлекли Daewoo Motors, которая помогла с организацией производства и поставляла комплектующие.
Примененные технологии для корейцев передовыми не были, однако в России и такие не существовали. Например, в Таганроге первыми в РФ стали производить покраску кузовов автомобилей методом электроосаждения.
Бывший комбайновый завод не имел достаточного количества площадей для крупномасштабного производства, поэтому была разработана и сделана лифтовая система, представлявшая собой вертикальный (!) сборочный цех. На низшем уровне кузова сваривали, потом поднимали вверх под окраску и на третьем «этаже» осуществляли сборку авто.
Для 90-х годов ТагАЗ являлся поистине революционным проектом для всей страны.
Оно состоялось 12.09.1998 года и было приурочено к 300-летнему юбилею Таганрога, основанного Петром Великим.
Автомобили выпускали строго по лицензии, согласно которой завод имел право фактически корейским моделям давать собственные названия.
С конвейера тогда сходила «Донинвест-Ассоль» – копия Daewoo Lanos. Другие модели:
✅ «Кондор» (Leganza)
✅ «Орион» (Nubira)
В дальнейшем планировалась выпускать целую линейку моделей южнокорейской компании.
Они появились сразу: предприятию просто не повезло начать работу в период сильнейшего финансового кризиса – шла осень 1998-го года: только что «отгрохотал» дефолт. Рубль рухнул в три раза по отношению ко всем ведущим валютам мира.
В итоге собираемые на ТагАЗе автомобили резко подорожали, сбыт приостановился, Daewoo Motors вынуждена была отказаться от партнерства с только что открывшимся предприятием.
Завод отчаянно пытался выпутаться из кризиса. Несмотря на то, что выпускаемая продукция отличалась сравнительно высоким качеством, стоила она после дефолта чрезмерно дорого. К примеру, за «Ассоль» в базовой комплектации просили 10 тыс. «зеленых». В то время ВАЗ-2106 стоил 4 тыс., а «Ока» и вовсе 1 тыс. в той же валюте. В конце концов машинокомплекты закончились, а кредиты нужно было отдавать. Но у дефолта есть и другая сторона: благодаря крушению рубля все долги быстро погасили. Инициатор идеи Михаил Парамонов не отчаивался, колесил по миру в поисках нового партнера. И основатель ТагАЗ нашел его.
С ТагаЗом согласился сотрудничать концерн PSA Peugeot-Citroen. В итоге с весны 2000-го предприятие приступило к производству французских «каблучков» Citroen-Berlingo, получивших «новое» название «Донинвест Орион-М». Россияне рассчитывали на долгосрочное сотрудничество с иностранной компанией.
В подтверждение этому была даже попытка договориться с PSA забрать оборудование с разорившегося египетского филиала. Однако, поставив тысячу машинокомплектов, французы свернули сотрудничество с заводом.
В том же 2000-м «Донинвесту» удалось подписать соглашение с компанией Hyundai Motors. И снова в РФ потекли машинокомплекты; на этот раз для сборки модели Accent, которая в Южной Корее уже перестала сходить с конвейера. Всего лишь за год ТагАЗ реализовал 8 тыс. машин, что можно смело назвать хорошим результатом. В 2002-м приступили к производству модели с АКПП, а в следующем году организовали полный цикл, включающий в себя сварку и окраску.
Кроме «Акцента», завод выпускал и другие машины корейской компании, тоже снятые с производства:
✅ Sonata (2004 год)
✅ Santa Fe (2007)
✅ Elantra XD (2008)
Помимо легковушек завод выпускал и коммерческий транспорт: например, с 2007-го популярный в то время (да и сейчас) грузовичок Porter. В 2007-м с конвейера сходил автобус «Каунти».
В этом направлении дело шло особенно успешно: в итоге открыли Ростовский завод грузовых автомобилей. Попутно заключили договор с другой фирмой из той же Южной Кореи – Ssangyong. У нее закупили оборудование для выпуска пары моделей:
✅ Korando (в российской интерпретации «Тагер»)
✅ Musso («Роуд Партнер»)
Однако предприятие не только занималось копированием южнокорейских моделей, но и разрабатывало свои собственные. Для этого организовали пару КБ: в РФ и Корее.
В 2008-м широкой общественности завод продемонстрировал свой автомобиль «Вега». Увы! Daewoo тут же усмотрела в модели плагиат на Lacetti и подала в суд на ТагАЗ.
Предприятие настаивало: это их разработка. Однако расследование пришло к иным выводам. Два инженера (позднее их арестовали) из Daewoo продали 6 тыс. файлов модели российской компании, в чем и были уличены. Обвинение было серьезным: промышленный шпионаж в пользу РФ! В итоге заводу пришлось выплатить огромный штраф и получить подмоченную репутацию. Также среди разработок предприятия стоит упомянуть спортивное купе Aquilla.
Из коммерческого транспорта – дизельный грузовичок Master.
Из Поднебесной первой компанией, согласившейся сотрудничать с ТагАЗ, стала Chery. Ее модели выпускались по лицензии под другими названиями:
✅ Vortex Estina (китайская Fora)
✅ Tingo (Tiggo)
✅ Corda (Amulet)
Из-за того, что цеха ТагАЗа были заняты, машины собирали в Азове, приспособив для этих целей комбинат детского питания. Кроме Chery, пробовали производить авто от иных китайских компаний: JAC, BYD.
К 2008-му ТагАЗ выпускал четыре марки машин и около двадцати моделей. В то время с конвейера сошло 110 тыс. единиц техники! Просто так устроиться на завод, где работало 8 тыс. человек, было невозможно – стояла очередь.
Из обычных рабочих старались брать тех, кто знает английский: предполагалось отправлять их в будущем на курсы повышения квалификации.
К концу самого лучшего года в истории завода рубль опять обвалился из-за очередного кризиса. С 2010-го количество выпускаемой продукции стало сокращаться, кредиты опять стало выплачивать нечем. В итоге арбитражный суд ввел на заводе сначала внешнее наблюдение, а затем и управление. В 2013-м конвейер завода встал.
Одну из попыток реанимировать производство предпринял Сбербанк, пригласив компанию «Эйч Ти Авто» собирать авто из комплектов Chery. Но проект так и не реализовали. В 2013-м уволили 400 человек, а в 2014-м завод признали банкротом. Им же стал в 2016-м и сам Михаил Парамонов, переехавший жить во Францию.
Это жалкое зрелище: так можно охарактеризовать распроданный, растащенный и распиленный завод. Реанимировать его никто не собирается.
Перспективы есть, но совсем другие: площадки теперь принадлежать «Ростсельмаш». Компания хочет вернуть завод к «советским временам»: на нем планируется начать выпуск навесок и прицепов. К 2025-му «Ростсельмаш» намерен довести их производство до 5 тыс. штук в год. Если вспомнить таганрогские 110 тыс. автомобилей за тот же период в 2008-м, получится более, чем скромно…
Когда-то на заводе делали трактора, потом комбайны. Фото: YouTube.com
Предполагалось: на предприятии будут задействованы самые передовые технологии, позаимствованные на Западе и в Южной Корее. Поэтому изначально к сотрудничеству привлекли Daewoo Motors, которая помогла с организацией производства и поставляла комплектующие.
Начало
Примененные технологии для корейцев передовыми не были, однако в России и такие не существовали. Например, в Таганроге первыми в РФ стали производить покраску кузовов автомобилей методом электроосаждения.
Постепенно на заводе наладили сварку и покраску. Фото: YouTube.com
Бывший комбайновый завод не имел достаточного количества площадей для крупномасштабного производства, поэтому была разработана и сделана лифтовая система, представлявшая собой вертикальный (!) сборочный цех. На низшем уровне кузова сваривали, потом поднимали вверх под окраску и на третьем «этаже» осуществляли сборку авто.
Машинокомлекты поставлялись из Южной Кореи, некоторые комплектующие производились в России, а часть (уже в то время) закупалась в Китае.
Для 90-х годов ТагАЗ являлся поистине революционным проектом для всей страны.
Открытие
Оно состоялось 12.09.1998 года и было приурочено к 300-летнему юбилею Таганрога, основанного Петром Великим.
На открытии ТагАЗ. Фото: YouTube.com
Автомобили выпускали строго по лицензии, согласно которой завод имел право фактически корейским моделям давать собственные названия.
Сначала были Lanos. Фото: YouTube.com
С конвейера тогда сходила «Донинвест-Ассоль» – копия Daewoo Lanos. Другие модели:
✅ «Кондор» (Leganza)
✅ «Орион» (Nubira)
В дальнейшем планировалась выпускать целую линейку моделей южнокорейской компании.
Проблемы
Они появились сразу: предприятию просто не повезло начать работу в период сильнейшего финансового кризиса – шла осень 1998-го года: только что «отгрохотал» дефолт. Рубль рухнул в три раза по отношению ко всем ведущим валютам мира.
Дефолт перечеркнул все планы. Фото: YouTube.com
В итоге собираемые на ТагАЗе автомобили резко подорожали, сбыт приостановился, Daewoo Motors вынуждена была отказаться от партнерства с только что открывшимся предприятием.
Южнокорейскую компанию «накрыл свой» финансовый кризис, разразившийся чуть ранее обвала российского рубля.
Завод отчаянно пытался выпутаться из кризиса. Несмотря на то, что выпускаемая продукция отличалась сравнительно высоким качеством, стоила она после дефолта чрезмерно дорого. К примеру, за «Ассоль» в базовой комплектации просили 10 тыс. «зеленых». В то время ВАЗ-2106 стоил 4 тыс., а «Ока» и вовсе 1 тыс. в той же валюте. В конце концов машинокомплекты закончились, а кредиты нужно было отдавать. Но у дефолта есть и другая сторона: благодаря крушению рубля все долги быстро погасили. Инициатор идеи Михаил Парамонов не отчаивался, колесил по миру в поисках нового партнера. И основатель ТагАЗ нашел его.
«Французский» период
С ТагаЗом согласился сотрудничать концерн PSA Peugeot-Citroen. В итоге с весны 2000-го предприятие приступило к производству французских «каблучков» Citroen-Berlingo, получивших «новое» название «Донинвест Орион-М». Россияне рассчитывали на долгосрочное сотрудничество с иностранной компанией.
Citroen-Berlingo на ТагАЗ продержался недолго. Фото: YouTube.com
В подтверждение этому была даже попытка договориться с PSA забрать оборудование с разорившегося египетского филиала. Однако, поставив тысячу машинокомплектов, французы свернули сотрудничество с заводом.
И снова – Южная Корея
В том же 2000-м «Донинвесту» удалось подписать соглашение с компанией Hyundai Motors. И снова в РФ потекли машинокомплекты; на этот раз для сборки модели Accent, которая в Южной Корее уже перестала сходить с конвейера. Всего лишь за год ТагАЗ реализовал 8 тыс. машин, что можно смело назвать хорошим результатом. В 2002-м приступили к производству модели с АКПП, а в следующем году организовали полный цикл, включающий в себя сварку и окраску.
Первенец ТагАЗ от корейцев – Акцент в сборочном цехе. Фото: YouTube.com
Кроме «Акцента», завод выпускал и другие машины корейской компании, тоже снятые с производства:
✅ Sonata (2004 год)
✅ Santa Fe (2007)
✅ Elantra XD (2008)
Помимо легковушек завод выпускал и коммерческий транспорт: например, с 2007-го популярный в то время (да и сейчас) грузовичок Porter. В 2007-м с конвейера сходил автобус «Каунти».
Готовый Porter выгоняют из цеха ТагАЗ. Фото: YouTube.com
В этом направлении дело шло особенно успешно: в итоге открыли Ростовский завод грузовых автомобилей. Попутно заключили договор с другой фирмой из той же Южной Кореи – Ssangyong. У нее закупили оборудование для выпуска пары моделей:
✅ Korando (в российской интерпретации «Тагер»)
✅ Musso («Роуд Партнер»)
Однако предприятие не только занималось копированием южнокорейских моделей, но и разрабатывало свои собственные. Для этого организовали пару КБ: в РФ и Корее.
Марка «ТагАЗ»
В 2008-м широкой общественности завод продемонстрировал свой автомобиль «Вега». Увы! Daewoo тут же усмотрела в модели плагиат на Lacetti и подала в суд на ТагАЗ.
Похожа на Lanos? Фото: YouTube.com
Предприятие настаивало: это их разработка. Однако расследование пришло к иным выводам. Два инженера (позднее их арестовали) из Daewoo продали 6 тыс. файлов модели российской компании, в чем и были уличены. Обвинение было серьезным: промышленный шпионаж в пользу РФ! В итоге заводу пришлось выплатить огромный штраф и получить подмоченную репутацию. Также среди разработок предприятия стоит упомянуть спортивное купе Aquilla.
Aquilla переводится, как «Орел». Фото: YouTube.com
Из коммерческого транспорта – дизельный грузовичок Master.
«Китайский» этап
Из Поднебесной первой компанией, согласившейся сотрудничать с ТагАЗ, стала Chery. Ее модели выпускались по лицензии под другими названиями:
✅ Vortex Estina (китайская Fora)
✅ Tingo (Tiggo)
✅ Corda (Amulet)
Из-за того, что цеха ТагАЗа были заняты, машины собирали в Азове, приспособив для этих целей комбинат детского питания. Кроме Chery, пробовали производить авто от иных китайских компаний: JAC, BYD.
Расцвет
К 2008-му ТагАЗ выпускал четыре марки машин и около двадцати моделей. В то время с конвейера сошло 110 тыс. единиц техники! Просто так устроиться на завод, где работало 8 тыс. человек, было невозможно – стояла очередь.
Грузовичок «ТагАЗ Мастер». Фото: YouTube.com
Из обычных рабочих старались брать тех, кто знает английский: предполагалось отправлять их в будущем на курсы повышения квалификации.
И грянул гром
К концу самого лучшего года в истории завода рубль опять обвалился из-за очередного кризиса. С 2010-го количество выпускаемой продукции стало сокращаться, кредиты опять стало выплачивать нечем. В итоге арбитражный суд ввел на заводе сначала внешнее наблюдение, а затем и управление. В 2013-м конвейер завода встал.
Одну из попыток реанимировать производство предпринял Сбербанк, пригласив компанию «Эйч Ти Авто» собирать авто из комплектов Chery. Но проект так и не реализовали. В 2013-м уволили 400 человек, а в 2014-м завод признали банкротом. Им же стал в 2016-м и сам Михаил Парамонов, переехавший жить во Францию.
Сегодня
Это жалкое зрелище: так можно охарактеризовать распроданный, растащенный и распиленный завод. Реанимировать его никто не собирается.
Заводоуправление сегодня. Фото: YouTube.com
Перспективы есть, но совсем другие: площадки теперь принадлежать «Ростсельмаш». Компания хочет вернуть завод к «советским временам»: на нем планируется начать выпуск навесок и прицепов. К 2025-му «Ростсельмаш» намерен довести их производство до 5 тыс. штук в год. Если вспомнить таганрогские 110 тыс. автомобилей за тот же период в 2008-м, получится более, чем скромно…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....