
MINIатюрный британский автомобиль – первая модель
«Mini» – слово, не требующее перевода, и автомобиль, не нуждающийся в представлении. Хотя, автомобиль ли?.. Скорее, автомобильчик. В нем все настолько «мини», что многие владельцы, обозреватели и эксперты невольно употребляют уменьшительно-ласкательные выражения – машинка, колесики, моторчик.
И только слава, популярность на всех континентах и любовь публики не «мини»: английский коротышка покорил мир… С признательностью и уважением вспоминаем первую модель.
На рубеже смены тысячелетий человечество взялось ревизировать свои достижения в разных областях деятельности: науке, технике, искусстве и т. д. В двадцатом веке произошло много чего интересного, были грандиозные свершения. Столетие ознаменовалось, например, всеобщей автомобилизацией: этим-то вопросом и занялись 126 экспертов планеты.
Модель Mini 1959 года. Фото: YouTube.com
Одним из пунктов авторитетной комиссии было выяснить, какой автомобиль произвел наибольший фурор среди землян, кто на первом месте по известности? Лучшими, как показал опрос населения во многих странах, стали не те мощные и вездеходные машины, которые разгоняются до «ста» со скоростью молнии, преодолевают полутораметровые грязевые канавы, чудом держатся на петлях Нюрбургринга.
Первой (ожидаемо, впрочем) стала «Жестянка Лиззи» – Ford Model T. Далее следовала британская Mini. Потрясающий результат!
Почитателей, поклонников и фанатов малышки было много. В какой-то момент примитивная машина простецкого вида, которая разрабатывалась «для бедняков», просто вошла в моду. Она побывала в гаражах едва ли не всех знаменитостей Европы и по ту стону океана.
Покойная английская королева Елизавета Вторая только раз села в этот автомобиль, а ее сестра принцесса Маргарет собственноручно управляла Mini 850, который получила в качестве свадебного подарка от Алека Иссигониса (о талантливом дизайнере речь ниже). Индекс «850» в названии модели означал объем двигателя в кубический сантиметрах.
Из телевизионной рекламы 60-х семейного автомобиля Mini. Фото: YouTube.com
У всех членов легендарных «Битлов» было по собственному «Мини». Понятно, что машины несколько отличались от серийных: салоны были роскошнее, на корме красовались фонари от «Астон Мартина». А экземпляр Джорджа Харрисона был расписан психоделическими узорами. Не брезговали моделью видные политики, знаменитые спортсмены, автогонщики.
Конечно, машины тюнинговали, придавали экстравагантности, стиля и роскоши в соответствии со статусом владельца. Бывало, автомобиль просто наделяли индивидуальностью неброскими фишками. Руку к этим вещам прилагали профессиональные ателье Hooper и кузовная фирма Radford. Но многочисленные доработки испытывал на себе уже «Мини Купер» и последующие модификации, а нам интересен тот, первый, малыш.
В начале 50-х прошлого века в возрождавшейся после Второй мировой войны автомобильной промышленности Великобритании произошло значимое событие – слияние двух производителей. Austin Motor Company объединилась с Morris Motors: под руководством Леонарда Лорда образовался холдинг British Motor Corporation (BMC) со штаб-квартирой в Лонгбридже, Бирмингем. Сотрудничество началось успешно: вскоре новая компания контролировала 39 % английского автомобильного рынка.
Длина первого Mini 3054 мм. Фото: YouTube.com
Но тут случился Суэцкий кризис, вызванный национализацией Египтом канала между Африкой и Евразией. Начались перебои с доставкой нефтепродукта в Европу, где разразился бензиновый голод. В Британии топливо выдавали нормировано.
Руководство молодого предприятия призвало ведущих специалистов, инженеров и поставило задачу разработать сверхэкономичный автомобиль. Кризис – одна из причин, но и о народе нужно было думать: английские семьи с небольшим достатком нуждались в средствах передвижения. К такому решению, кстати, приходили на тот момент многие европейские производители.
Л. Лорд создал рабочую группу из конструкторов, чертежников и перспективных студентов общим количеством 8 человек. Руководить коллективом предстояло инженеру и автодизайнеру Алеку Иссигонису, тому, который в дальнейшем и подарил принцессе Маргарет экземпляр Mini.
Уютный салон Morris Mini Minor. Фото: YouTube.com
Новому проекту дали название ADO-15, и работа закипела. Сроки были жесткими: к началу 1957 года был готов прототип, который из-за характерного цвета и формы кузова назвали «The Orange Box». Далее начались испытания и исправления выявленных недостатков. С поставленной задачей группа справилась за 2 года 5 месяцев.
Первые машины сошли с конвейера к лету 1959 года, а продажи начались в августе, когда дилерские центры заполнились необходимым количеством новинок. Важно отметить, что производственные мощности заводов в Коули (Оксфорд) и Лонгбридже (Бирмингем) были пересмотрены и модернизированы по последнему слову техники.
Первые экземпляры Mini пошли на экспорт в 100 стран мира. Фото: YouTube.com
На Оксфордском предприятии выпускали модели с названием Morris Mini Minor, а в Бирмингеме машины назывались Austin Seven. На производство ушло 10 млн фунтов стерлингов инвестиций. К началу продаж было готово несколько тысяч экземпляров, из которых 2 000 предназначались на экспорт. Компактные малолитражки могли оценить пользователи в 100 стран мира. Вот это заявка!
Симпатичная и выносливая машина удивляла не только размерами: видали и меньше. Но в этой гениальной конструкции А. Иссигониса многое было революционным.
Моторный отсек первого Mini. Фото: YouTube.com
Нетрадиционные решения, реализованные в первом Mini:
✅ Передний привод
✅ Независимая подвеска на резиновых конусах
✅ Поперечно расположенный мотор в одном блоке с масляным картером и 4-скоростной МКПП
С целью экономии места в 2-дверном седане для размещения 4 человек и багажа, подкапотное пространство сжали до минимума, поэтому компоновка была предельно плотной. Дверные петли и сварные швы панелей корпуса вывели наружу, что, впрочем, не испортило милый внешний вид машины. Дверь багажника откидывалась вниз, чтобы перевозить крупногабаритные, но не тяжелые вещи: вес самой машины составлял 585 кг.
Крышка багажника Mini откидывается вниз. Фото: YouTube.com
Габаритные размеры:
✅ Длина – 3 054 мм
✅ Ширина – 1 410 мм
✅ Высота – 1 346 мм
✅ Расстояние между осями – 2 032 мм
Первая Mini передвигалась на 10-дюймовых колесах, которые крутились усилием 34 «лошадей» при достижении маховиком 5,5 тыс. об/мин. Пик крутящего момента карбюраторного двигателя марки A-Series 60 Н*м приходился на 2,9 тыс. оборотов. Объем агрегата – 848 см3.
Приборная панель Morris Mini Minor. Фото: YouTube.com
В самые резвые моменты спидометр показывал 119 км/ч, а разгон с 0 до 96 км составлял 26,5 сек. Тормоза устанавливали гидравлические барабанные, а двигатель часто перегревался, так как радиатор разработчики разместили сбоку.
Дальнейшее развитие модели было стремительным. Уже в 1960 году каждую неделю с конвейера сходили 3 тыс. недорогих семейных машин. В 1965 году компания праздновала выход миллионного экземпляра малолитражки. К 2014 году модельный ряд насчитывал 9 вариантов «Мини», не считая спортивные и специальные модификации.
К слову, спортивная карьера малышей, начавшаяся с конструктора гоночных машин Д. Купера, была головокружительной. Mini Cooper не пропустил ни одно, сколько-нибудь значимое, ралли. Не единожды юркий с послушным управлением автомобиль брал призовые места, ведомый гонщиками с мировым именем, например, Пэдди Хопкирком.
Купить оригинальную версию первых Mini практически невозможно: машины, как драгоценные экспонаты, украшают частные музеи. Но есть качественные реплики 2000-х годов. Кроме того, BMW, которому теперь принадлежит марка, принимает заказы на изготовление понравившейся модели. В очереди стоят тысячи желающих.
И только слава, популярность на всех континентах и любовь публики не «мини»: английский коротышка покорил мир… С признательностью и уважением вспоминаем первую модель.
В фарватере «Жестянки Лиззи»
На рубеже смены тысячелетий человечество взялось ревизировать свои достижения в разных областях деятельности: науке, технике, искусстве и т. д. В двадцатом веке произошло много чего интересного, были грандиозные свершения. Столетие ознаменовалось, например, всеобщей автомобилизацией: этим-то вопросом и занялись 126 экспертов планеты.

Одним из пунктов авторитетной комиссии было выяснить, какой автомобиль произвел наибольший фурор среди землян, кто на первом месте по известности? Лучшими, как показал опрос населения во многих странах, стали не те мощные и вездеходные машины, которые разгоняются до «ста» со скоростью молнии, преодолевают полутораметровые грязевые канавы, чудом держатся на петлях Нюрбургринга.
Первой (ожидаемо, впрочем) стала «Жестянка Лиззи» – Ford Model T. Далее следовала британская Mini. Потрясающий результат!
Mini и знаменитости
Почитателей, поклонников и фанатов малышки было много. В какой-то момент примитивная машина простецкого вида, которая разрабатывалась «для бедняков», просто вошла в моду. Она побывала в гаражах едва ли не всех знаменитостей Европы и по ту стону океана.
Покойная английская королева Елизавета Вторая только раз села в этот автомобиль, а ее сестра принцесса Маргарет собственноручно управляла Mini 850, который получила в качестве свадебного подарка от Алека Иссигониса (о талантливом дизайнере речь ниже). Индекс «850» в названии модели означал объем двигателя в кубический сантиметрах.

У всех членов легендарных «Битлов» было по собственному «Мини». Понятно, что машины несколько отличались от серийных: салоны были роскошнее, на корме красовались фонари от «Астон Мартина». А экземпляр Джорджа Харрисона был расписан психоделическими узорами. Не брезговали моделью видные политики, знаменитые спортсмены, автогонщики.
Конечно, машины тюнинговали, придавали экстравагантности, стиля и роскоши в соответствии со статусом владельца. Бывало, автомобиль просто наделяли индивидуальностью неброскими фишками. Руку к этим вещам прилагали профессиональные ателье Hooper и кузовная фирма Radford. Но многочисленные доработки испытывал на себе уже «Мини Купер» и последующие модификации, а нам интересен тот, первый, малыш.
История рождения модели
В начале 50-х прошлого века в возрождавшейся после Второй мировой войны автомобильной промышленности Великобритании произошло значимое событие – слияние двух производителей. Austin Motor Company объединилась с Morris Motors: под руководством Леонарда Лорда образовался холдинг British Motor Corporation (BMC) со штаб-квартирой в Лонгбридже, Бирмингем. Сотрудничество началось успешно: вскоре новая компания контролировала 39 % английского автомобильного рынка.

Но тут случился Суэцкий кризис, вызванный национализацией Египтом канала между Африкой и Евразией. Начались перебои с доставкой нефтепродукта в Европу, где разразился бензиновый голод. В Британии топливо выдавали нормировано.
Руководство молодого предприятия призвало ведущих специалистов, инженеров и поставило задачу разработать сверхэкономичный автомобиль. Кризис – одна из причин, но и о народе нужно было думать: английские семьи с небольшим достатком нуждались в средствах передвижения. К такому решению, кстати, приходили на тот момент многие европейские производители.
Л. Лорд создал рабочую группу из конструкторов, чертежников и перспективных студентов общим количеством 8 человек. Руководить коллективом предстояло инженеру и автодизайнеру Алеку Иссигонису, тому, который в дальнейшем и подарил принцессе Маргарет экземпляр Mini.

Новому проекту дали название ADO-15, и работа закипела. Сроки были жесткими: к началу 1957 года был готов прототип, который из-за характерного цвета и формы кузова назвали «The Orange Box». Далее начались испытания и исправления выявленных недостатков. С поставленной задачей группа справилась за 2 года 5 месяцев.
Первые машины сошли с конвейера к лету 1959 года, а продажи начались в августе, когда дилерские центры заполнились необходимым количеством новинок. Важно отметить, что производственные мощности заводов в Коули (Оксфорд) и Лонгбридже (Бирмингем) были пересмотрены и модернизированы по последнему слову техники.

На Оксфордском предприятии выпускали модели с названием Morris Mini Minor, а в Бирмингеме машины назывались Austin Seven. На производство ушло 10 млн фунтов стерлингов инвестиций. К началу продаж было готово несколько тысяч экземпляров, из которых 2 000 предназначались на экспорт. Компактные малолитражки могли оценить пользователи в 100 стран мира. Вот это заявка!
Обзор и характеристики первого Mini
Симпатичная и выносливая машина удивляла не только размерами: видали и меньше. Но в этой гениальной конструкции А. Иссигониса многое было революционным.

Нетрадиционные решения, реализованные в первом Mini:
✅ Передний привод
✅ Независимая подвеска на резиновых конусах
✅ Поперечно расположенный мотор в одном блоке с масляным картером и 4-скоростной МКПП
С целью экономии места в 2-дверном седане для размещения 4 человек и багажа, подкапотное пространство сжали до минимума, поэтому компоновка была предельно плотной. Дверные петли и сварные швы панелей корпуса вывели наружу, что, впрочем, не испортило милый внешний вид машины. Дверь багажника откидывалась вниз, чтобы перевозить крупногабаритные, но не тяжелые вещи: вес самой машины составлял 585 кг.

Габаритные размеры:
✅ Длина – 3 054 мм
✅ Ширина – 1 410 мм
✅ Высота – 1 346 мм
✅ Расстояние между осями – 2 032 мм
Первая Mini передвигалась на 10-дюймовых колесах, которые крутились усилием 34 «лошадей» при достижении маховиком 5,5 тыс. об/мин. Пик крутящего момента карбюраторного двигателя марки A-Series 60 Н*м приходился на 2,9 тыс. оборотов. Объем агрегата – 848 см3.

В самые резвые моменты спидометр показывал 119 км/ч, а разгон с 0 до 96 км составлял 26,5 сек. Тормоза устанавливали гидравлические барабанные, а двигатель часто перегревался, так как радиатор разработчики разместили сбоку.
Заключение
Дальнейшее развитие модели было стремительным. Уже в 1960 году каждую неделю с конвейера сходили 3 тыс. недорогих семейных машин. В 1965 году компания праздновала выход миллионного экземпляра малолитражки. К 2014 году модельный ряд насчитывал 9 вариантов «Мини», не считая спортивные и специальные модификации.
К слову, спортивная карьера малышей, начавшаяся с конструктора гоночных машин Д. Купера, была головокружительной. Mini Cooper не пропустил ни одно, сколько-нибудь значимое, ралли. Не единожды юркий с послушным управлением автомобиль брал призовые места, ведомый гонщиками с мировым именем, например, Пэдди Хопкирком.
Купить оригинальную версию первых Mini практически невозможно: машины, как драгоценные экспонаты, украшают частные музеи. Но есть качественные реплики 2000-х годов. Кроме того, BMW, которому теперь принадлежит марка, принимает заказы на изготовление понравившейся модели. В очереди стоят тысячи желающих.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....