MINIатюрный британский автомобиль – первая модель
«Mini» – слово, не требующее перевода, и автомобиль, не нуждающийся в представлении. Хотя, автомобиль ли?.. Скорее, автомобильчик. В нем все настолько «мини», что многие владельцы, обозреватели и эксперты невольно употребляют уменьшительно-ласкательные выражения – машинка, колесики, моторчик.
И только слава, популярность на всех континентах и любовь публики не «мини»: английский коротышка покорил мир… С признательностью и уважением вспоминаем первую модель.
На рубеже смены тысячелетий человечество взялось ревизировать свои достижения в разных областях деятельности: науке, технике, искусстве и т. д. В двадцатом веке произошло много чего интересного, были грандиозные свершения. Столетие ознаменовалось, например, всеобщей автомобилизацией: этим-то вопросом и занялись 126 экспертов планеты.
Одним из пунктов авторитетной комиссии было выяснить, какой автомобиль произвел наибольший фурор среди землян, кто на первом месте по известности? Лучшими, как показал опрос населения во многих странах, стали не те мощные и вездеходные машины, которые разгоняются до «ста» со скоростью молнии, преодолевают полутораметровые грязевые канавы, чудом держатся на петлях Нюрбургринга.
Первой (ожидаемо, впрочем) стала «Жестянка Лиззи» – Ford Model T. Далее следовала британская Mini. Потрясающий результат!
Почитателей, поклонников и фанатов малышки было много. В какой-то момент примитивная машина простецкого вида, которая разрабатывалась «для бедняков», просто вошла в моду. Она побывала в гаражах едва ли не всех знаменитостей Европы и по ту стону океана.
Покойная английская королева Елизавета Вторая только раз села в этот автомобиль, а ее сестра принцесса Маргарет собственноручно управляла Mini 850, который получила в качестве свадебного подарка от Алека Иссигониса (о талантливом дизайнере речь ниже). Индекс «850» в названии модели означал объем двигателя в кубический сантиметрах.
У всех членов легендарных «Битлов» было по собственному «Мини». Понятно, что машины несколько отличались от серийных: салоны были роскошнее, на корме красовались фонари от «Астон Мартина». А экземпляр Джорджа Харрисона был расписан психоделическими узорами. Не брезговали моделью видные политики, знаменитые спортсмены, автогонщики.
Конечно, машины тюнинговали, придавали экстравагантности, стиля и роскоши в соответствии со статусом владельца. Бывало, автомобиль просто наделяли индивидуальностью неброскими фишками. Руку к этим вещам прилагали профессиональные ателье Hooper и кузовная фирма Radford. Но многочисленные доработки испытывал на себе уже «Мини Купер» и последующие модификации, а нам интересен тот, первый, малыш.
В начале 50-х прошлого века в возрождавшейся после Второй мировой войны автомобильной промышленности Великобритании произошло значимое событие – слияние двух производителей. Austin Motor Company объединилась с Morris Motors: под руководством Леонарда Лорда образовался холдинг British Motor Corporation (BMC) со штаб-квартирой в Лонгбридже, Бирмингем. Сотрудничество началось успешно: вскоре новая компания контролировала 39 % английского автомобильного рынка.
Но тут случился Суэцкий кризис, вызванный национализацией Египтом канала между Африкой и Евразией. Начались перебои с доставкой нефтепродукта в Европу, где разразился бензиновый голод. В Британии топливо выдавали нормировано.
Руководство молодого предприятия призвало ведущих специалистов, инженеров и поставило задачу разработать сверхэкономичный автомобиль. Кризис – одна из причин, но и о народе нужно было думать: английские семьи с небольшим достатком нуждались в средствах передвижения. К такому решению, кстати, приходили на тот момент многие европейские производители.
Л. Лорд создал рабочую группу из конструкторов, чертежников и перспективных студентов общим количеством 8 человек. Руководить коллективом предстояло инженеру и автодизайнеру Алеку Иссигонису, тому, который в дальнейшем и подарил принцессе Маргарет экземпляр Mini.
Новому проекту дали название ADO-15, и работа закипела. Сроки были жесткими: к началу 1957 года был готов прототип, который из-за характерного цвета и формы кузова назвали «The Orange Box». Далее начались испытания и исправления выявленных недостатков. С поставленной задачей группа справилась за 2 года 5 месяцев.
Первые машины сошли с конвейера к лету 1959 года, а продажи начались в августе, когда дилерские центры заполнились необходимым количеством новинок. Важно отметить, что производственные мощности заводов в Коули (Оксфорд) и Лонгбридже (Бирмингем) были пересмотрены и модернизированы по последнему слову техники.
На Оксфордском предприятии выпускали модели с названием Morris Mini Minor, а в Бирмингеме машины назывались Austin Seven. На производство ушло 10 млн фунтов стерлингов инвестиций. К началу продаж было готово несколько тысяч экземпляров, из которых 2 000 предназначались на экспорт. Компактные малолитражки могли оценить пользователи в 100 стран мира. Вот это заявка!
Симпатичная и выносливая машина удивляла не только размерами: видали и меньше. Но в этой гениальной конструкции А. Иссигониса многое было революционным.
Нетрадиционные решения, реализованные в первом Mini:
✅ Передний привод
✅ Независимая подвеска на резиновых конусах
✅ Поперечно расположенный мотор в одном блоке с масляным картером и 4-скоростной МКПП
С целью экономии места в 2-дверном седане для размещения 4 человек и багажа, подкапотное пространство сжали до минимума, поэтому компоновка была предельно плотной. Дверные петли и сварные швы панелей корпуса вывели наружу, что, впрочем, не испортило милый внешний вид машины. Дверь багажника откидывалась вниз, чтобы перевозить крупногабаритные, но не тяжелые вещи: вес самой машины составлял 585 кг.
Габаритные размеры:
✅ Длина – 3 054 мм
✅ Ширина – 1 410 мм
✅ Высота – 1 346 мм
✅ Расстояние между осями – 2 032 мм
Первая Mini передвигалась на 10-дюймовых колесах, которые крутились усилием 34 «лошадей» при достижении маховиком 5,5 тыс. об/мин. Пик крутящего момента карбюраторного двигателя марки A-Series 60 Н*м приходился на 2,9 тыс. оборотов. Объем агрегата – 848 см3.
В самые резвые моменты спидометр показывал 119 км/ч, а разгон с 0 до 96 км составлял 26,5 сек. Тормоза устанавливали гидравлические барабанные, а двигатель часто перегревался, так как радиатор разработчики разместили сбоку.
Дальнейшее развитие модели было стремительным. Уже в 1960 году каждую неделю с конвейера сходили 3 тыс. недорогих семейных машин. В 1965 году компания праздновала выход миллионного экземпляра малолитражки. К 2014 году модельный ряд насчитывал 9 вариантов «Мини», не считая спортивные и специальные модификации.
К слову, спортивная карьера малышей, начавшаяся с конструктора гоночных машин Д. Купера, была головокружительной. Mini Cooper не пропустил ни одно, сколько-нибудь значимое, ралли. Не единожды юркий с послушным управлением автомобиль брал призовые места, ведомый гонщиками с мировым именем, например, Пэдди Хопкирком.
Купить оригинальную версию первых Mini практически невозможно: машины, как драгоценные экспонаты, украшают частные музеи. Но есть качественные реплики 2000-х годов. Кроме того, BMW, которому теперь принадлежит марка, принимает заказы на изготовление понравившейся модели. В очереди стоят тысячи желающих.
И только слава, популярность на всех континентах и любовь публики не «мини»: английский коротышка покорил мир… С признательностью и уважением вспоминаем первую модель.
В фарватере «Жестянки Лиззи»
На рубеже смены тысячелетий человечество взялось ревизировать свои достижения в разных областях деятельности: науке, технике, искусстве и т. д. В двадцатом веке произошло много чего интересного, были грандиозные свершения. Столетие ознаменовалось, например, всеобщей автомобилизацией: этим-то вопросом и занялись 126 экспертов планеты.
Модель Mini 1959 года. Фото: YouTube.com
Одним из пунктов авторитетной комиссии было выяснить, какой автомобиль произвел наибольший фурор среди землян, кто на первом месте по известности? Лучшими, как показал опрос населения во многих странах, стали не те мощные и вездеходные машины, которые разгоняются до «ста» со скоростью молнии, преодолевают полутораметровые грязевые канавы, чудом держатся на петлях Нюрбургринга.
Первой (ожидаемо, впрочем) стала «Жестянка Лиззи» – Ford Model T. Далее следовала британская Mini. Потрясающий результат!
Mini и знаменитости
Почитателей, поклонников и фанатов малышки было много. В какой-то момент примитивная машина простецкого вида, которая разрабатывалась «для бедняков», просто вошла в моду. Она побывала в гаражах едва ли не всех знаменитостей Европы и по ту стону океана.
Покойная английская королева Елизавета Вторая только раз села в этот автомобиль, а ее сестра принцесса Маргарет собственноручно управляла Mini 850, который получила в качестве свадебного подарка от Алека Иссигониса (о талантливом дизайнере речь ниже). Индекс «850» в названии модели означал объем двигателя в кубический сантиметрах.
Из телевизионной рекламы 60-х семейного автомобиля Mini. Фото: YouTube.com
У всех членов легендарных «Битлов» было по собственному «Мини». Понятно, что машины несколько отличались от серийных: салоны были роскошнее, на корме красовались фонари от «Астон Мартина». А экземпляр Джорджа Харрисона был расписан психоделическими узорами. Не брезговали моделью видные политики, знаменитые спортсмены, автогонщики.
Конечно, машины тюнинговали, придавали экстравагантности, стиля и роскоши в соответствии со статусом владельца. Бывало, автомобиль просто наделяли индивидуальностью неброскими фишками. Руку к этим вещам прилагали профессиональные ателье Hooper и кузовная фирма Radford. Но многочисленные доработки испытывал на себе уже «Мини Купер» и последующие модификации, а нам интересен тот, первый, малыш.
История рождения модели
В начале 50-х прошлого века в возрождавшейся после Второй мировой войны автомобильной промышленности Великобритании произошло значимое событие – слияние двух производителей. Austin Motor Company объединилась с Morris Motors: под руководством Леонарда Лорда образовался холдинг British Motor Corporation (BMC) со штаб-квартирой в Лонгбридже, Бирмингем. Сотрудничество началось успешно: вскоре новая компания контролировала 39 % английского автомобильного рынка.
Длина первого Mini 3054 мм. Фото: YouTube.com
Но тут случился Суэцкий кризис, вызванный национализацией Египтом канала между Африкой и Евразией. Начались перебои с доставкой нефтепродукта в Европу, где разразился бензиновый голод. В Британии топливо выдавали нормировано.
Руководство молодого предприятия призвало ведущих специалистов, инженеров и поставило задачу разработать сверхэкономичный автомобиль. Кризис – одна из причин, но и о народе нужно было думать: английские семьи с небольшим достатком нуждались в средствах передвижения. К такому решению, кстати, приходили на тот момент многие европейские производители.
Л. Лорд создал рабочую группу из конструкторов, чертежников и перспективных студентов общим количеством 8 человек. Руководить коллективом предстояло инженеру и автодизайнеру Алеку Иссигонису, тому, который в дальнейшем и подарил принцессе Маргарет экземпляр Mini.
Уютный салон Morris Mini Minor. Фото: YouTube.com
Новому проекту дали название ADO-15, и работа закипела. Сроки были жесткими: к началу 1957 года был готов прототип, который из-за характерного цвета и формы кузова назвали «The Orange Box». Далее начались испытания и исправления выявленных недостатков. С поставленной задачей группа справилась за 2 года 5 месяцев.
Первые машины сошли с конвейера к лету 1959 года, а продажи начались в августе, когда дилерские центры заполнились необходимым количеством новинок. Важно отметить, что производственные мощности заводов в Коули (Оксфорд) и Лонгбридже (Бирмингем) были пересмотрены и модернизированы по последнему слову техники.
Первые экземпляры Mini пошли на экспорт в 100 стран мира. Фото: YouTube.com
На Оксфордском предприятии выпускали модели с названием Morris Mini Minor, а в Бирмингеме машины назывались Austin Seven. На производство ушло 10 млн фунтов стерлингов инвестиций. К началу продаж было готово несколько тысяч экземпляров, из которых 2 000 предназначались на экспорт. Компактные малолитражки могли оценить пользователи в 100 стран мира. Вот это заявка!
Обзор и характеристики первого Mini
Симпатичная и выносливая машина удивляла не только размерами: видали и меньше. Но в этой гениальной конструкции А. Иссигониса многое было революционным.
Моторный отсек первого Mini. Фото: YouTube.com
Нетрадиционные решения, реализованные в первом Mini:
✅ Передний привод
✅ Независимая подвеска на резиновых конусах
✅ Поперечно расположенный мотор в одном блоке с масляным картером и 4-скоростной МКПП
С целью экономии места в 2-дверном седане для размещения 4 человек и багажа, подкапотное пространство сжали до минимума, поэтому компоновка была предельно плотной. Дверные петли и сварные швы панелей корпуса вывели наружу, что, впрочем, не испортило милый внешний вид машины. Дверь багажника откидывалась вниз, чтобы перевозить крупногабаритные, но не тяжелые вещи: вес самой машины составлял 585 кг.
Крышка багажника Mini откидывается вниз. Фото: YouTube.com
Габаритные размеры:
✅ Длина – 3 054 мм
✅ Ширина – 1 410 мм
✅ Высота – 1 346 мм
✅ Расстояние между осями – 2 032 мм
Первая Mini передвигалась на 10-дюймовых колесах, которые крутились усилием 34 «лошадей» при достижении маховиком 5,5 тыс. об/мин. Пик крутящего момента карбюраторного двигателя марки A-Series 60 Н*м приходился на 2,9 тыс. оборотов. Объем агрегата – 848 см3.
Приборная панель Morris Mini Minor. Фото: YouTube.com
В самые резвые моменты спидометр показывал 119 км/ч, а разгон с 0 до 96 км составлял 26,5 сек. Тормоза устанавливали гидравлические барабанные, а двигатель часто перегревался, так как радиатор разработчики разместили сбоку.
Заключение
Дальнейшее развитие модели было стремительным. Уже в 1960 году каждую неделю с конвейера сходили 3 тыс. недорогих семейных машин. В 1965 году компания праздновала выход миллионного экземпляра малолитражки. К 2014 году модельный ряд насчитывал 9 вариантов «Мини», не считая спортивные и специальные модификации.
К слову, спортивная карьера малышей, начавшаяся с конструктора гоночных машин Д. Купера, была головокружительной. Mini Cooper не пропустил ни одно, сколько-нибудь значимое, ралли. Не единожды юркий с послушным управлением автомобиль брал призовые места, ведомый гонщиками с мировым именем, например, Пэдди Хопкирком.
Купить оригинальную версию первых Mini практически невозможно: машины, как драгоценные экспонаты, украшают частные музеи. Но есть качественные реплики 2000-х годов. Кроме того, BMW, которому теперь принадлежит марка, принимает заказы на изготовление понравившейся модели. В очереди стоят тысячи желающих.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....