Авто СССР и РФ, которые производили за границей
Наверняка многие знают, что в свое время советские автомобили активно экспортировались за границу и пользовались там успехом у определенных слоев населения. Но не всем известно, что наши друзья из социалистического лагеря не только вывозили из СССР машины, но и технологии их производства. Сначала это заключалось в получении машинокомплектов для сборки тех или иных марок, а затем постепенно налаживалась локализация производства. В конце концов с конвейера сходили чуть измененные советские модели, получавшие иные, местные названия. Что и где собирали?
До войны в Польше не было собственного автомобильного производства: в стране велась разве что мелкосерийная сборка итальянских «Фиатов» различных моделей. Однако после 1945-го сотрудничество с капиталистами по известным причинам прекратилось. На смену «загнивающему Западу» пришел «старший брат» – СССР. Сначала было организовано производство копий грузовика ГАЗ-51, который назвали Lublin 51.
Некоторые экземпляры Lublin 51 ездят и сегодня. Фото: YouTube.com
В 1951-м, продолжая сотрудничество с Горьковским автозаводом, поляки начали сборку легковых машин Warszawa, являвшихся копией советских «Побед». Изначально изготовили всего 75 экземпляров, но на этом решили не останавливаться. В течение ряда лет не спеша ввезли полтысячи машинокомплектов, одновременно локализуя производство. Все это закончилось тем, что к 56-му году Люблинский завод уже самостоятельно выпускал все узлы и агрегаты, включая движок на 50 л. с. и трехступенчатую КПП.
Польская (слева) и советская «Победы». Фото: YouTube.com
Через год польской «Победе» провели, говоря современным языком, рестайлинг: мощность мотора увеличили на пару «лошадей», немного «дорихтовали» экстерьер. Последняя модель клона советской легковушки, которая носила индекс «223», уже оснащалась верхнеклапанным двигателем в 70 л. с. и имела более современную для того времени внешность.
Последняя Warszawa имела мотор в 70 л. с. Фото: YouTube.com
Эта машина, как и «универсал», пикап, санитарный вариант, сходила с конвейера в Польше до 1973-го года. К этому времени СССР уже вовсю выпускал ГАЗ-24. Люблинский завод начал было заниматься созданием следующей версии Warszawa, но до серийного производства она так и не дошла.
Но и на этом история польской «Победы» не закончилась! Прекратив выпускать Warszawa, поляки стали активно использовать ее агрегаты и узлы в других своих машинах. Например, самый поздний Zuk комплектовался 70-сильным мотором. Любопытно, что этот фургончик в больших количествах поставлялся в Советский Союз.
Польский фургончик хорошо был известен в СССР. Фото: YouTube.com
Хорошо известная в СССР Nysa имела коробку, подвеску, форсированный (ненамного) мотор от ГАЗ-20.
После окончания Второй Мировой войны Румыния, как и Польша, закономерно пошла по пути сотрудничества с СССР, что касалось и автопрома. Изначально было организован выпуск грузовиков SR-101, являвшихся копиями советского ЗиС-150. Но на этом румыны не остановились: используя базу машины, построили автобус, имевший индекс MTD. Сокращение расшифровывалось, как «Мао Дзэдун»! ЗиС-150 понравился не только румынам: его выпускали и в Китае, но под названием Jiefang CA10. Позже в КНР производили клон ЗиЛ-157, получившим имя CA30, а двойник ГАЗ-51 – Yuejin.
В Китае ЗИЗ-150 установили памятник. Фото: YouTube.com
Был еще внедорожник ARO IMS, внешне очень сильно напоминавший советский ГАЗ-69. Однако на румынском автомобиле стоял иной мотор (устанавливались даже дизели), были немного изменены кузовные панели. На заводе машину постоянно совершенствовали и в конце концов от «козлика» остался только экстерьер. В таком виде машина сходила с конвейера до 1975-го года.
Ну чем не ГАЗ-69? Фото: YouTube.com
Модель ARO М461 оказалась настолько удачной, что к концу семидесятых экспортировалась в 55 стран. Еще один клон ГАЗ-69 собирали в КНДР, под названием Sungri 4.10. Количество выпущенных экземпляров – десятки тысяч.
Речь идет о китайском варианте советской легковушке, которую в Поднебесной выпускали под именем Dongfenghong. Правда, совместное сотрудничество длилось недолго из-за начавших ухудшаться отношений между КНР и СССР.
Так выглядит китайская «Волга» Фото: YouTube.com
Тем не менее, дизайн советского автомобиля настолько понравился китайцам, что черты «Победы» явно проглядывались даже в правительственных лимузинах HongQi до самого 1988-го года. «Советский след» можно увидеть и в еще одной машине, когда-то производившейся в Китае – модели Beijing BJ 212.
Китайский «козлик» Фото: YouTube.com
По конструкции и внешности она похожа на первые прототипы УАЗ-469.
В 1968-м году болгарский завод Balkan в городе Ловеч стали переоборудовать, чтобы организовать полное серийное производство советского автомобиля «Москвич-408». Для этого между странами было заключено соглашение, предусматривавшее выпуск не менее 15 тыс. легковых авто в год. Но сначала, как это делают везде, приступили к сборке машинокомплектов. Поэтому можно считать, что первый серийный «Москвич-408» болгарского производства сошел с конвейера в 1966-м.
Дело шло успешно: машины пользовались спросом, продавались, шли на экспорт. Но полностью локализовать производство не удавалось. В результате машинокомплекты (в 1974-м году – 15 тыс. «конструкторов») так и поступали из Советского Союза. В 1976-м завод начал собирать новые модели: «2140» и «2138». На них устанавливали более мощные движки в 1,36 и 1,5 л: ими же комплектовали и устаревающие модели «408» и «412». Моторы объемом 1360 куб. см в 1979-м на машины ставить перестали.
Этот «Москвич»-Rila снялся в болгарском фильме «Отклонение». Фото: YouTube.com
В 1987-м болгарская делегация прибыла в Москву, чтобы обсудить поставку в их страну комплектов для сборки новой модели «Москвич-2141». Ежегодно требовалось 50 тыс. «конструкторов» – только тогда производство можно было считать рентабельным. Однако Коломников, исполнявший обязанности главы АЗЛК сказал, что завод не в состоянии выполнить такой большой заказ. Фактически производство «Москвичей» на территории Болгарии в 1990-м было прекращено. Со стороны этого государства наблюдалась попытка договориться о поставках комплектов для сборки «Таврии», но развал Союза не дал заключить соглашение с ZAZ. В итоге Болгария лишилась собственной автомобильной промышленности. Пусть и «машинокомплектной».
На вид напоминает затюнингованную «Ладу» с таким же индексом. Ее выпускали официально, по лицензии в украинских Черкассах, причем до 2014-года. Обе модели фактически являются близнецами. Если говорить про экстерьер, то видны отличия передка. Также на некоторых моделях Bogdan может стоять ходовая часть от «Приоры».
Слева ВАЗ, справа – Bogdan. Фото: YouTube.com
Производство украинского автомобиля осуществлялось на немецкой линии, что подразумевает лучшее качество. Однако по отзывам владельцев, никаких отличий как по антикоррозийным качествам, так и эксплуатационным, не наблюдается.
«Победа» или Warszawa?
До войны в Польше не было собственного автомобильного производства: в стране велась разве что мелкосерийная сборка итальянских «Фиатов» различных моделей. Однако после 1945-го сотрудничество с капиталистами по известным причинам прекратилось. На смену «загнивающему Западу» пришел «старший брат» – СССР. Сначала было организовано производство копий грузовика ГАЗ-51, который назвали Lublin 51.
Некоторые экземпляры Lublin 51 ездят и сегодня. Фото: YouTube.comВ 1951-м, продолжая сотрудничество с Горьковским автозаводом, поляки начали сборку легковых машин Warszawa, являвшихся копией советских «Побед». Изначально изготовили всего 75 экземпляров, но на этом решили не останавливаться. В течение ряда лет не спеша ввезли полтысячи машинокомплектов, одновременно локализуя производство. Все это закончилось тем, что к 56-му году Люблинский завод уже самостоятельно выпускал все узлы и агрегаты, включая движок на 50 л. с. и трехступенчатую КПП.
Польская (слева) и советская «Победы». Фото: YouTube.comЧерез год польской «Победе» провели, говоря современным языком, рестайлинг: мощность мотора увеличили на пару «лошадей», немного «дорихтовали» экстерьер. Последняя модель клона советской легковушки, которая носила индекс «223», уже оснащалась верхнеклапанным двигателем в 70 л. с. и имела более современную для того времени внешность.
Последняя Warszawa имела мотор в 70 л. с. Фото: YouTube.comЭта машина, как и «универсал», пикап, санитарный вариант, сходила с конвейера в Польше до 1973-го года. К этому времени СССР уже вовсю выпускал ГАЗ-24. Люблинский завод начал было заниматься созданием следующей версии Warszawa, но до серийного производства она так и не дошла.
Всего выпустили почти 250 тыс. машин, которые экспортировались в страны социалистического лагеря. Существовала даже дизельная версия автомобиля с мотором Perkins, развивавшим 52 «лошади». Но все же поляки вернулись «обратно», начав производство копий Fiat-125.
Но и на этом история польской «Победы» не закончилась! Прекратив выпускать Warszawa, поляки стали активно использовать ее агрегаты и узлы в других своих машинах. Например, самый поздний Zuk комплектовался 70-сильным мотором. Любопытно, что этот фургончик в больших количествах поставлялся в Советский Союз.
Польский фургончик хорошо был известен в СССР. Фото: YouTube.comХорошо известная в СССР Nysa имела коробку, подвеску, форсированный (ненамного) мотор от ГАЗ-20.
ЗиС-150 или «Мао Дзэдун»
После окончания Второй Мировой войны Румыния, как и Польша, закономерно пошла по пути сотрудничества с СССР, что касалось и автопрома. Изначально было организован выпуск грузовиков SR-101, являвшихся копиями советского ЗиС-150. Но на этом румыны не остановились: используя базу машины, построили автобус, имевший индекс MTD. Сокращение расшифровывалось, как «Мао Дзэдун»! ЗиС-150 понравился не только румынам: его выпускали и в Китае, но под названием Jiefang CA10. Позже в КНР производили клон ЗиЛ-157, получившим имя CA30, а двойник ГАЗ-51 – Yuejin.
В Китае ЗИЗ-150 установили памятник. Фото: YouTube.comБыл еще внедорожник ARO IMS, внешне очень сильно напоминавший советский ГАЗ-69. Однако на румынском автомобиле стоял иной мотор (устанавливались даже дизели), были немного изменены кузовные панели. На заводе машину постоянно совершенствовали и в конце концов от «козлика» остался только экстерьер. В таком виде машина сходила с конвейера до 1975-го года.
Ну чем не ГАЗ-69? Фото: YouTube.comМодель ARO М461 оказалась настолько удачной, что к концу семидесятых экспортировалась в 55 стран. Еще один клон ГАЗ-69 собирали в КНДР, под названием Sungri 4.10. Количество выпущенных экземпляров – десятки тысяч.
ГАЗ-21 – «Красный Восток»
Речь идет о китайском варианте советской легковушке, которую в Поднебесной выпускали под именем Dongfenghong. Правда, совместное сотрудничество длилось недолго из-за начавших ухудшаться отношений между КНР и СССР.
Так выглядит китайская «Волга» Фото: YouTube.comТем не менее, дизайн советского автомобиля настолько понравился китайцам, что черты «Победы» явно проглядывались даже в правительственных лимузинах HongQi до самого 1988-го года. «Советский след» можно увидеть и в еще одной машине, когда-то производившейся в Китае – модели Beijing BJ 212.
Китайский «козлик» Фото: YouTube.comПо конструкции и внешности она похожа на первые прототипы УАЗ-469.
«Москвич» – «Рила»
В 1968-м году болгарский завод Balkan в городе Ловеч стали переоборудовать, чтобы организовать полное серийное производство советского автомобиля «Москвич-408». Для этого между странами было заключено соглашение, предусматривавшее выпуск не менее 15 тыс. легковых авто в год. Но сначала, как это делают везде, приступили к сборке машинокомплектов. Поэтому можно считать, что первый серийный «Москвич-408» болгарского производства сошел с конвейера в 1966-м.
В стране «всем миром» решали, как назвать новый автомобиль: был организован конкурс. В итоге победило имя Rila. Любопытно: данная марка не упоминается в официальных документах по производству и ее нет на деталях «Москвича».
Дело шло успешно: машины пользовались спросом, продавались, шли на экспорт. Но полностью локализовать производство не удавалось. В результате машинокомплекты (в 1974-м году – 15 тыс. «конструкторов») так и поступали из Советского Союза. В 1976-м завод начал собирать новые модели: «2140» и «2138». На них устанавливали более мощные движки в 1,36 и 1,5 л: ими же комплектовали и устаревающие модели «408» и «412». Моторы объемом 1360 куб. см в 1979-м на машины ставить перестали.
Этот «Москвич»-Rila снялся в болгарском фильме «Отклонение». Фото: YouTube.comВ 1987-м болгарская делегация прибыла в Москву, чтобы обсудить поставку в их страну комплектов для сборки новой модели «Москвич-2141». Ежегодно требовалось 50 тыс. «конструкторов» – только тогда производство можно было считать рентабельным. Однако Коломников, исполнявший обязанности главы АЗЛК сказал, что завод не в состоянии выполнить такой большой заказ. Фактически производство «Москвичей» на территории Болгарии в 1990-м было прекращено. Со стороны этого государства наблюдалась попытка договориться о поставках комплектов для сборки «Таврии», но развал Союза не дал заключить соглашение с ZAZ. В итоге Болгария лишилась собственной автомобильной промышленности. Пусть и «машинокомплектной».
Bogdan 2110
На вид напоминает затюнингованную «Ладу» с таким же индексом. Ее выпускали официально, по лицензии в украинских Черкассах, причем до 2014-года. Обе модели фактически являются близнецами. Если говорить про экстерьер, то видны отличия передка. Также на некоторых моделях Bogdan может стоять ходовая часть от «Приоры».
Слева ВАЗ, справа – Bogdan. Фото: YouTube.comПроизводство украинского автомобиля осуществлялось на немецкой линии, что подразумевает лучшее качество. Однако по отзывам владельцев, никаких отличий как по антикоррозийным качествам, так и эксплуатационным, не наблюдается.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас