ЗиЛ-431410 – последний представитель легендарного семейства
12 130

ЗиЛ-431410 – последний представитель легендарного семейства

ЗиЛ-130 – самый популярный и грузовик Завода имени Лихачева. Считается, что в 1986 году модель просто переименовали, согласно новому отраслевому стандарту, но это не совсем так. Ее назвали ЗиЛ-431410 – это был уже новый грузовик, получивший ряд доработок.


Краткая история


ЗиЛ-130 считался совершенной моделью. Поэтому он выпускался с 1962 по 1994 годы без особых изменений. А потом еще 16 лет машину производили на заводе «Автомобили и моторы Урала». Возможно, что выпуск затянулся бы и на более длительный срок, но предприятие обанкротилось в 2010 году.

ЗиЛ-431410 – последний представитель легендарного семействаУ многих вид этого грузовика до сих пор вызывает положительные эмоции. Фото: Youtube.com

Завод имени Лихачева прекратил производство ЗиЛ-130 в 1986 году. Ему на смену пришла модель с индексом 431410. Она продержалась на конвейере до 1994 года.

Кстати, мало кто знает, что ЗиЛ-130 каждые несколько лет проходил аттестацию на Знак качества. Это мероприятие отнюдь не формальное. Прежде чем получить к нему допуск, грузовик должны были существенно доработать.

ЗиЛ-431410 на первый взгляд ничем не отличается от «сто тридцатого». Но грузовик был иным:

✅ Он получил усовершенствованный двигатель
✅ Появился новый карбюратор
✅ Пропал фильтр вентиляции картерных газов

Это далеко не полный список доработок. Кстати, в середине 80-х годов инженеры надеялись сделать ЗиЛ-431410 родоначальником перспективного семейства. Планировалось кроме бензинового мотора оснастить модель новым дизелем.

Салон, конечно, аскетичен. Фото: Youtube.com

Только этим мечтам сбыться не удалось, по крайней мере, на московском предприятии. А вот «Автомобили и моторы Урала» смогли это сделать. ЗиЛ-431410 комплектовался силовыми агрегатами на тяжелом топливе Д-245 и АМУР-0555/5551.

Кабина


Внешне модернизированный грузовик ничем не отличается от предыдущей модификации. Все та же знакомая округлая кабина с дизайном американских моделей из 50-х. Когда ЗиЛ-130 дебютировал, он смотрелся современно и свежо. Но в 1986 году, с появлением модели 431410, он уже выглядел устаревшим.

Впрочем, советских водителей округлая кабина не смущала – наоборот, она была знакомой и родной. Внутри все удобства для непритязательного человека:

✅ Отопитель
✅ Омыватель лобового стекла
✅ Пара «дворников»

Водительское сиденье одноместное, регулируемое. Для пассажиров предусмотрен двухместный диванчик.

Внутри царство брутальности и ничем не прикрытого металла. Обзор кажется ограниченным из-за малой площади остекления, но в 80-х никто не жаловался. Сейчас же избалованные водители зарубежных грузовиков сетуют на выступающий капот и массивные крылья.

Эти грузовики до сих пор можно увидеть в сельской местности. Фото: Youtube.com

Зато зимой тепло. А вот летом цельнометаллическая кабина, неприкрытая изнутри пластиком, раскаляется. Передать словами ощущения водителя и пассажиров невозможно – это нужно прочувствовать на себе. Небольшие окна охладиться не помогают. Поэтому грузовики обычно летом старались оставлять в тени.

Встречаются машины с кабинами от военных ЗиЛ-131. Их ставили на заводе «Автомобили и моторы Урала» после того, как выпуск грузовиков в Москве был завершен.

Технические особенности


ЗиЛ-431410 оснащался двигателем с индексом 508.10. Этот силовой агрегат получил усовершенствованную ГБЦ. Степень сжатия увеличили до 7,1. Но при этом ЗиЛ-431410 все равно работал на низкооктановом бензине марки А-76.

Грузовики получили карбюраторы К-88АТ. Расход топлива из-за этого снизился, но незначительно. Выпускали небольшие партии автомобилей, оборудованных карбюраторами К-90. Это достаточно сложный узел, с экономайзером. Некоторые ЗиЛ-431410 получали бесконтактное зажигание.

Кому доводилось работать на таком? Фото: Youtube.com

Двигатель восьмицилиндровый, с объемом 6 литров. Мощность 150 л. с. – как у ЗиЛ-130.

Тормоза на большинство грузовиков ставилась новые – многоконтурные. Интересно, что одновременно выпускались машины и старого типа, но на цифры в индексе это никак не повлияло.

В 1987 году конструкторы решили избавить модель от вентиляционного люка кабины. Считается, что его работа была признана неэффективной. Но, скорее всего, это банальное упрощение и удешевление конструкции. Какой бы ни был люк – он все равно помогает остудить кабину от летнего зноя. Правда, работает это только во время движения.

В том же году, когда убрали люк, конструкторы оснастили модель новым фильтром очистки топлива. Это помогло справиться с проблемой некачественного бензина, хотя, грузовик особой разборчивостью в этом вопросе никогда не отличался.

1989 год принес ЗиЛ еще ряд изменений:

✅ Новые задние фонари, хотя старые продолжали ставить все равно
✅ Термостаты ТС108-04
✅ Регулировочный болт с контргайкой вместо винта в конструкции тормозного крана
✅ Иные брызговики платформы

Это далеко не полный список изменений – их было много. Инженеры Завода имени Лихачева прекрасно понимали, что грузовик устарел еще в момент своего появления. Поэтому ЗиЛ-431410 старались хотя бы технически поднять на ступеньку выше «сто тридцатого», если уж внешне не получилось.

Перед поездкой желательно заглянуть под капот, проверить, все ли на месте. Фото: Youtube.com

Кстати, главным изменением должен был стать дизельный двигатель новой конструкции. Во второй половине 80-х было ясно, что бензиновые среднетоннажные грузовики не очень выгодны в масштабах экономики страны.

Автомобиль должен был стать родоначальником нового семейства на «тяжелом» топливе, только не сложилось. Дизельные двигатели конструктивно сложнее бензиновых, но не в этом суть. Главная проблема – отсутствие квалифицированных специалистов и оборудования по ремонту. В тех же колхозах на мехдворе могли починить бензиновый двигатель, а вот с дизелями так просто справиться не удавалось.

Модификации


Как и ЗиЛ-130, модель изначально должна была стать универсальной. Основное предназначение грузовика – это строительство и сельское хозяйство. Хотя, поставляли модель и в армию – как правило, с надстройкой типа КУНГ на шасси. Отличить военные модификации можно было по цвету кабины – она всегда красилась в хаки.

Грузовик и с прицепом справлялся, хотя в гору подниматься было сложновато. Фото: Youtube.com

Большинство гражданских версий имело ярко-голубую цветовую гамму с белыми вставками. Кстати, это так специально отыгрывали ассоциацию с небом и редкими облаками на нем. Правительственное распоряжение – чтобы грузовики радовали глаз как советских граждан, так и иностранцев.

Больше всего было бортовых и самосвальных модификаций. Специально для колхозов выпускали версию «Сельхозник».
Отдельно стоит отметить седельный тягач. Он получил индекс 441510. Машина с короткой базой, но с двумя баками для топлива.

Выпускались и версии с заводским газобалонным оборудованием. После развала СССР именно такие грузовики пользовались спросом. Они позволяли экономить на топливе – частники высоко ценили это.

Выпускали и специальные «северные» модификации. Они имели двойные стекла, утепленные кабины, прожектор, лебедку и даже систему подогрева АКБ. Небольшими партиями до конца советской эпохи еще собирали «тропические» модификации.

А тут уже кабина от ЗиЛ-131. Фото: Youtube.com

Отзывы о ЗиЛ-431410, как правило, положительные. Владельцы этих автомобилей отмечают их высокую надежность. Грузовики способны работать в таких условиях, где ни одна иномарка не справится. К сожалению, считается, что ЗиЛ в обслуживании не нуждается, он стерпит все. Поэтому большинство экземпляров на вторичном рынке находятся в удручающем состоянии.

Главный минус ЗиЛ-431410 – это устаревший карбюраторный двигатель. Расход топлива у грузовика даже официально заявлен в 32 литра. На практике, он нередко доходит до 40 л.

Но в частном хозяйстве, для поездок на короткие дистанции, ЗиЛ-431410 еще способен стать верным помощником на долгие годы.
А у вас какие эмоции вызывает ЗиЛ-431410?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Ленскому мосту» быть!

«Ленскому мосту» быть!

Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...