ЗиЛ-431410 – последний представитель легендарного семейства
ЗиЛ-130 – самый популярный и грузовик Завода имени Лихачева. Считается, что в 1986 году модель просто переименовали, согласно новому отраслевому стандарту, но это не совсем так. Ее назвали ЗиЛ-431410 – это был уже новый грузовик, получивший ряд доработок.
ЗиЛ-130 считался совершенной моделью. Поэтому он выпускался с 1962 по 1994 годы без особых изменений. А потом еще 16 лет машину производили на заводе «Автомобили и моторы Урала». Возможно, что выпуск затянулся бы и на более длительный срок, но предприятие обанкротилось в 2010 году.
Завод имени Лихачева прекратил производство ЗиЛ-130 в 1986 году. Ему на смену пришла модель с индексом 431410. Она продержалась на конвейере до 1994 года.
Кстати, мало кто знает, что ЗиЛ-130 каждые несколько лет проходил аттестацию на Знак качества. Это мероприятие отнюдь не формальное. Прежде чем получить к нему допуск, грузовик должны были существенно доработать.
ЗиЛ-431410 на первый взгляд ничем не отличается от «сто тридцатого». Но грузовик был иным:
✅ Он получил усовершенствованный двигатель
✅ Появился новый карбюратор
✅ Пропал фильтр вентиляции картерных газов
Это далеко не полный список доработок. Кстати, в середине 80-х годов инженеры надеялись сделать ЗиЛ-431410 родоначальником перспективного семейства. Планировалось кроме бензинового мотора оснастить модель новым дизелем.
Только этим мечтам сбыться не удалось, по крайней мере, на московском предприятии. А вот «Автомобили и моторы Урала» смогли это сделать. ЗиЛ-431410 комплектовался силовыми агрегатами на тяжелом топливе Д-245 и АМУР-0555/5551.
Внешне модернизированный грузовик ничем не отличается от предыдущей модификации. Все та же знакомая округлая кабина с дизайном американских моделей из 50-х. Когда ЗиЛ-130 дебютировал, он смотрелся современно и свежо. Но в 1986 году, с появлением модели 431410, он уже выглядел устаревшим.
Впрочем, советских водителей округлая кабина не смущала – наоборот, она была знакомой и родной. Внутри все удобства для непритязательного человека:
✅ Отопитель
✅ Омыватель лобового стекла
✅ Пара «дворников»
Водительское сиденье одноместное, регулируемое. Для пассажиров предусмотрен двухместный диванчик.
Внутри царство брутальности и ничем не прикрытого металла. Обзор кажется ограниченным из-за малой площади остекления, но в 80-х никто не жаловался. Сейчас же избалованные водители зарубежных грузовиков сетуют на выступающий капот и массивные крылья.
Зато зимой тепло. А вот летом цельнометаллическая кабина, неприкрытая изнутри пластиком, раскаляется. Передать словами ощущения водителя и пассажиров невозможно – это нужно прочувствовать на себе. Небольшие окна охладиться не помогают. Поэтому грузовики обычно летом старались оставлять в тени.
Встречаются машины с кабинами от военных ЗиЛ-131. Их ставили на заводе «Автомобили и моторы Урала» после того, как выпуск грузовиков в Москве был завершен.
ЗиЛ-431410 оснащался двигателем с индексом 508.10. Этот силовой агрегат получил усовершенствованную ГБЦ. Степень сжатия увеличили до 7,1. Но при этом ЗиЛ-431410 все равно работал на низкооктановом бензине марки А-76.
Грузовики получили карбюраторы К-88АТ. Расход топлива из-за этого снизился, но незначительно. Выпускали небольшие партии автомобилей, оборудованных карбюраторами К-90. Это достаточно сложный узел, с экономайзером. Некоторые ЗиЛ-431410 получали бесконтактное зажигание.
Двигатель восьмицилиндровый, с объемом 6 литров. Мощность 150 л. с. – как у ЗиЛ-130.
В 1987 году конструкторы решили избавить модель от вентиляционного люка кабины. Считается, что его работа была признана неэффективной. Но, скорее всего, это банальное упрощение и удешевление конструкции. Какой бы ни был люк – он все равно помогает остудить кабину от летнего зноя. Правда, работает это только во время движения.
В том же году, когда убрали люк, конструкторы оснастили модель новым фильтром очистки топлива. Это помогло справиться с проблемой некачественного бензина, хотя, грузовик особой разборчивостью в этом вопросе никогда не отличался.
1989 год принес ЗиЛ еще ряд изменений:
✅ Новые задние фонари, хотя старые продолжали ставить все равно
✅ Термостаты ТС108-04
✅ Регулировочный болт с контргайкой вместо винта в конструкции тормозного крана
✅ Иные брызговики платформы
Это далеко не полный список изменений – их было много. Инженеры Завода имени Лихачева прекрасно понимали, что грузовик устарел еще в момент своего появления. Поэтому ЗиЛ-431410 старались хотя бы технически поднять на ступеньку выше «сто тридцатого», если уж внешне не получилось.
Кстати, главным изменением должен был стать дизельный двигатель новой конструкции. Во второй половине 80-х было ясно, что бензиновые среднетоннажные грузовики не очень выгодны в масштабах экономики страны.
Автомобиль должен был стать родоначальником нового семейства на «тяжелом» топливе, только не сложилось. Дизельные двигатели конструктивно сложнее бензиновых, но не в этом суть. Главная проблема – отсутствие квалифицированных специалистов и оборудования по ремонту. В тех же колхозах на мехдворе могли починить бензиновый двигатель, а вот с дизелями так просто справиться не удавалось.
Как и ЗиЛ-130, модель изначально должна была стать универсальной. Основное предназначение грузовика – это строительство и сельское хозяйство. Хотя, поставляли модель и в армию – как правило, с надстройкой типа КУНГ на шасси. Отличить военные модификации можно было по цвету кабины – она всегда красилась в хаки.
Большинство гражданских версий имело ярко-голубую цветовую гамму с белыми вставками. Кстати, это так специально отыгрывали ассоциацию с небом и редкими облаками на нем. Правительственное распоряжение – чтобы грузовики радовали глаз как советских граждан, так и иностранцев.
Больше всего было бортовых и самосвальных модификаций. Специально для колхозов выпускали версию «Сельхозник».
Отдельно стоит отметить седельный тягач. Он получил индекс 441510. Машина с короткой базой, но с двумя баками для топлива.
Выпускали и специальные «северные» модификации. Они имели двойные стекла, утепленные кабины, прожектор, лебедку и даже систему подогрева АКБ. Небольшими партиями до конца советской эпохи еще собирали «тропические» модификации.
Отзывы о ЗиЛ-431410, как правило, положительные. Владельцы этих автомобилей отмечают их высокую надежность. Грузовики способны работать в таких условиях, где ни одна иномарка не справится. К сожалению, считается, что ЗиЛ в обслуживании не нуждается, он стерпит все. Поэтому большинство экземпляров на вторичном рынке находятся в удручающем состоянии.
Главный минус ЗиЛ-431410 – это устаревший карбюраторный двигатель. Расход топлива у грузовика даже официально заявлен в 32 литра. На практике, он нередко доходит до 40 л.
Но в частном хозяйстве, для поездок на короткие дистанции, ЗиЛ-431410 еще способен стать верным помощником на долгие годы.
Краткая история
ЗиЛ-130 считался совершенной моделью. Поэтому он выпускался с 1962 по 1994 годы без особых изменений. А потом еще 16 лет машину производили на заводе «Автомобили и моторы Урала». Возможно, что выпуск затянулся бы и на более длительный срок, но предприятие обанкротилось в 2010 году.
У многих вид этого грузовика до сих пор вызывает положительные эмоции. Фото: Youtube.com
Завод имени Лихачева прекратил производство ЗиЛ-130 в 1986 году. Ему на смену пришла модель с индексом 431410. Она продержалась на конвейере до 1994 года.
Кстати, мало кто знает, что ЗиЛ-130 каждые несколько лет проходил аттестацию на Знак качества. Это мероприятие отнюдь не формальное. Прежде чем получить к нему допуск, грузовик должны были существенно доработать.
ЗиЛ-431410 на первый взгляд ничем не отличается от «сто тридцатого». Но грузовик был иным:
✅ Он получил усовершенствованный двигатель
✅ Появился новый карбюратор
✅ Пропал фильтр вентиляции картерных газов
Это далеко не полный список доработок. Кстати, в середине 80-х годов инженеры надеялись сделать ЗиЛ-431410 родоначальником перспективного семейства. Планировалось кроме бензинового мотора оснастить модель новым дизелем.
Салон, конечно, аскетичен. Фото: Youtube.com
Только этим мечтам сбыться не удалось, по крайней мере, на московском предприятии. А вот «Автомобили и моторы Урала» смогли это сделать. ЗиЛ-431410 комплектовался силовыми агрегатами на тяжелом топливе Д-245 и АМУР-0555/5551.
Кабина
Внешне модернизированный грузовик ничем не отличается от предыдущей модификации. Все та же знакомая округлая кабина с дизайном американских моделей из 50-х. Когда ЗиЛ-130 дебютировал, он смотрелся современно и свежо. Но в 1986 году, с появлением модели 431410, он уже выглядел устаревшим.
Впрочем, советских водителей округлая кабина не смущала – наоборот, она была знакомой и родной. Внутри все удобства для непритязательного человека:
✅ Отопитель
✅ Омыватель лобового стекла
✅ Пара «дворников»
Водительское сиденье одноместное, регулируемое. Для пассажиров предусмотрен двухместный диванчик.
Внутри царство брутальности и ничем не прикрытого металла. Обзор кажется ограниченным из-за малой площади остекления, но в 80-х никто не жаловался. Сейчас же избалованные водители зарубежных грузовиков сетуют на выступающий капот и массивные крылья.
Эти грузовики до сих пор можно увидеть в сельской местности. Фото: Youtube.com
Зато зимой тепло. А вот летом цельнометаллическая кабина, неприкрытая изнутри пластиком, раскаляется. Передать словами ощущения водителя и пассажиров невозможно – это нужно прочувствовать на себе. Небольшие окна охладиться не помогают. Поэтому грузовики обычно летом старались оставлять в тени.
Встречаются машины с кабинами от военных ЗиЛ-131. Их ставили на заводе «Автомобили и моторы Урала» после того, как выпуск грузовиков в Москве был завершен.
Технические особенности
ЗиЛ-431410 оснащался двигателем с индексом 508.10. Этот силовой агрегат получил усовершенствованную ГБЦ. Степень сжатия увеличили до 7,1. Но при этом ЗиЛ-431410 все равно работал на низкооктановом бензине марки А-76.
Грузовики получили карбюраторы К-88АТ. Расход топлива из-за этого снизился, но незначительно. Выпускали небольшие партии автомобилей, оборудованных карбюраторами К-90. Это достаточно сложный узел, с экономайзером. Некоторые ЗиЛ-431410 получали бесконтактное зажигание.
Кому доводилось работать на таком? Фото: Youtube.com
Двигатель восьмицилиндровый, с объемом 6 литров. Мощность 150 л. с. – как у ЗиЛ-130.
Тормоза на большинство грузовиков ставилась новые – многоконтурные. Интересно, что одновременно выпускались машины и старого типа, но на цифры в индексе это никак не повлияло.
В 1987 году конструкторы решили избавить модель от вентиляционного люка кабины. Считается, что его работа была признана неэффективной. Но, скорее всего, это банальное упрощение и удешевление конструкции. Какой бы ни был люк – он все равно помогает остудить кабину от летнего зноя. Правда, работает это только во время движения.
В том же году, когда убрали люк, конструкторы оснастили модель новым фильтром очистки топлива. Это помогло справиться с проблемой некачественного бензина, хотя, грузовик особой разборчивостью в этом вопросе никогда не отличался.
1989 год принес ЗиЛ еще ряд изменений:
✅ Новые задние фонари, хотя старые продолжали ставить все равно
✅ Термостаты ТС108-04
✅ Регулировочный болт с контргайкой вместо винта в конструкции тормозного крана
✅ Иные брызговики платформы
Это далеко не полный список изменений – их было много. Инженеры Завода имени Лихачева прекрасно понимали, что грузовик устарел еще в момент своего появления. Поэтому ЗиЛ-431410 старались хотя бы технически поднять на ступеньку выше «сто тридцатого», если уж внешне не получилось.
Перед поездкой желательно заглянуть под капот, проверить, все ли на месте. Фото: Youtube.com
Кстати, главным изменением должен был стать дизельный двигатель новой конструкции. Во второй половине 80-х было ясно, что бензиновые среднетоннажные грузовики не очень выгодны в масштабах экономики страны.
Автомобиль должен был стать родоначальником нового семейства на «тяжелом» топливе, только не сложилось. Дизельные двигатели конструктивно сложнее бензиновых, но не в этом суть. Главная проблема – отсутствие квалифицированных специалистов и оборудования по ремонту. В тех же колхозах на мехдворе могли починить бензиновый двигатель, а вот с дизелями так просто справиться не удавалось.
Модификации
Как и ЗиЛ-130, модель изначально должна была стать универсальной. Основное предназначение грузовика – это строительство и сельское хозяйство. Хотя, поставляли модель и в армию – как правило, с надстройкой типа КУНГ на шасси. Отличить военные модификации можно было по цвету кабины – она всегда красилась в хаки.
Грузовик и с прицепом справлялся, хотя в гору подниматься было сложновато. Фото: Youtube.com
Большинство гражданских версий имело ярко-голубую цветовую гамму с белыми вставками. Кстати, это так специально отыгрывали ассоциацию с небом и редкими облаками на нем. Правительственное распоряжение – чтобы грузовики радовали глаз как советских граждан, так и иностранцев.
Больше всего было бортовых и самосвальных модификаций. Специально для колхозов выпускали версию «Сельхозник».
Отдельно стоит отметить седельный тягач. Он получил индекс 441510. Машина с короткой базой, но с двумя баками для топлива.
Выпускались и версии с заводским газобалонным оборудованием. После развала СССР именно такие грузовики пользовались спросом. Они позволяли экономить на топливе – частники высоко ценили это.
Выпускали и специальные «северные» модификации. Они имели двойные стекла, утепленные кабины, прожектор, лебедку и даже систему подогрева АКБ. Небольшими партиями до конца советской эпохи еще собирали «тропические» модификации.
А тут уже кабина от ЗиЛ-131. Фото: Youtube.com
Отзывы о ЗиЛ-431410, как правило, положительные. Владельцы этих автомобилей отмечают их высокую надежность. Грузовики способны работать в таких условиях, где ни одна иномарка не справится. К сожалению, считается, что ЗиЛ в обслуживании не нуждается, он стерпит все. Поэтому большинство экземпляров на вторичном рынке находятся в удручающем состоянии.
Главный минус ЗиЛ-431410 – это устаревший карбюраторный двигатель. Расход топлива у грузовика даже официально заявлен в 32 литра. На практике, он нередко доходит до 40 л.
Но в частном хозяйстве, для поездок на короткие дистанции, ЗиЛ-431410 еще способен стать верным помощником на долгие годы.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...