Стильные и современные трамваи Skoda 15Т и другие
Более четверти века назад проявилось скромное начало: новая чешская компания Skoda Group выпустила своего первенца – трамвайный вагон Astra. Это все происходило на фоне заметного кризиса отрасли в стране, болезненно переходившей от социалистической экономики к капиталистической модели общества.
До этого времени гегемония в отрасли принадлежала объединению CRD Tatra – производителю легендарного Tatra 3, внесенному в Книгу рекордов Гиннеса. Но времена менялись и старые высокопольные конструкции выходили из моды, уступая место новым комфортабельным вагонам.
Изменился и вектор деятельности Skoda Group (бывш. Skoda Plzen). Если в советский период отличные пассажирские локомотивы серии ЧС регулярно в больших количествах поступали в СССР и другие соцстраны, то исчезновение Союза и поддерживаемого им социалистического блока, положили конец огромному рынку. В компании почувствовали, что бывшее направление деятельности больше не имеет прежних коммерческих перспектив.
Требовалось срочное перепрофилирование. Но предприятие, имевшее огромный опыт и вес в сфере рельсового транспорта не могло в срочном порядке начать шить носки или производить минеральные удобрения. Маневр был необходим, но не выходя из привычной ж/д сферы. И выход нашли.
В Пльзене вспомнили, что около ста лет назад им уже приходилось заниматься сборкой электродвигателей и некоторых других компонентов для смежников – производителей трамвайной техники. А почему бы не замахнуться на собственное производство?
В начале независимой чешской истории компания занялась выпуском трамвайных моторов, отправляя их на экспорт в соседнюю Германию и за океан. Тогда же в середине 90-х в «пивном городе» предложили и первые конструкции собственного производства: Skoda 01Т и 02Т. И пусть они оказались лишь вариацией знаменитой «татранской тройки». Лиха беда начало. Первые 26 единиц остались в городе-производители, а еще два десятка отправились в соседний Либерец.
Все первые модели (в том числе основанные на кузовах «Татра 3») имели частично низкопольную конструкцию. Но новые реалии диктовали стремление к большему комфорту пассажира во время поездки. Поэтому требовался и соответствующий подвижной состав. С этой целью в 2008 году изготовили ходовой макет. После успешных испытаний перспективную модель отправили в серийное производство.
На пражские рельсы первый трамвай Skoda 15 Т вышел уже в следующем году. Новинка понравилась пражанам и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны сразу с нескольких позиций:
✅ комфортности поездки
✅ красивого внешнего дизайна
✅ ходовых качеств
✅ надежности конструкции
Все это привело и к дальнейшему плотному сотрудничеству столичного муниципалитета и производителей транспорта. Менее чем за 10 лет количество новых низкопольных трамваев в пражском городском хозяйстве достигло 250 штук. Последний из них доставили сюда в феврале 2019 года.
Интерес зарубежных покупателей начался с латвийской столицы. Первый транспорт отправился в Ригу 29 марта 2010 года. Здесь он тоже отлично прижился, а сотрудничество с прибалтийским государством продолжилось и в дальнейшие годы. Причем латыши кроме трехсекционных версий, заказали еще и четырехсекционные. За восемь лет сюда доставили 22 единицы первого типа и 11 – второго. Общая география экспорта разных моделей такова:
✅ Латвия
✅ Словакия
✅ Германия
✅ Финляндия
✅ Венгрия
Со временем продукцией чешского предприятия заинтересовались и в соседней Словакии. Чуть позже чехи заключили договор и с финской стороной. Правда, эти потребители предпочли другие модели предприятия. Братислава в течение 2015/16 годов заказала 30 трамваем модели Skoda Т29. Также для словацкой столицы собирали и Т30.
Они отличались от вышеназванного всего одной особенностью: двухсторонними дверями. Эти трамваи словаки заказали годом ранее в таком же количестве, как и Т29. Их выпустили на маршруты с разносторонними пассажирскими платформами. Обе модели основывались на изготовленных ранее для венгерского Мишкольца трамваях Skoda Т26.
География финских потребителей включала не только столичный Хельсинки, но и город Тампере. Финская столица получила с 2013 по 2019 годы 72 трамвая модели Skoda Artic, предназначенной для эксплуатации при более низких температурах. Такие же трамваи в количестве 20 штук поступали в 2020/21 годах и в финский Тампере. Один такой транспорт отправился и в Берлин, в то время как другие немецкие города предпочли иные модели чешской городской рельсовой техники.
Новый низкопольный чешский трамвай – это транспортное средство с четырьмя вращающимися тележками, соединяющими отдельные звенья. Другая особенность состоит в том, что у каждого колеса имеется собственный двигатель. Так мы получаем 16 двигателей мощностью 45 кВт каждый. Подобный подход имеет еще один положительный момент: он позволяет достичь максимально комфортного движения, без рывков и неприятных ускорений/торможений.
Благодаря чрезвычайно низкой строительной высоте шасси все внутреннее пространство доступно без лестницы. Это отличает его от всех других трамваев, курсирующих сегодня в чешских городах. Такая конструктивная особенность кроме удобств обслуживания еще и доставляет массу эстетического удовольствия от вида движущегося транспорта с современными очертаниями. Его конструктивной скоростью для Праги является 60 км/ч, а для Риги – 70 км/ч.
Один трамвай ForCity Alfa вмещает до 180 пассажиров, из них 61 сидячих (в четырехсекционном: 255/79). Шесть широких двустворчатых дверей позволяют очень быстро входить и выходить, не мешая друг другу. Для предварительного заказа на открытие дверей необходимо нажать на специальные крупные клавиши, находящиеся как на внутренней части двери, так и снаружи.
Дизайнером трамвая является известный чешский архитектор и проектировщик транспортных конструкций и машин Патрик Котас. Это человек, известный в своей стране многими успешными проектами: дизайном метровагонов М1, видом пражской трамвайной линии Глубочепы-Баррандов или транспортного терминала в Градец-Кралове.
Все трамваи, представлявшие первую часть поставок в чешскую столицу (125 штук) имели серебристо-черно-красную окраску. Такая цветовая гамма не казалась оптимальной: вагоны были не маркими, но немного мрачноватыми. Все изменилось с началось выпуска модифицированной версии в 2015 году. Небольшое изменение во внешнем дизайне сочетали с другой цветовой гаммой: бело-черно-красной. Такой экстерьер дополнили передней частью, окрашенной в желтый цвет.
Это не только добавило внешнего шика, но и значительно повысило уровень пассивной безопасности. Теперь трамвай прекрасно виден в пассажирском потоке и водителям автотранспорта, и пешеходам. Так вторая серия трамвая получила сразу несколько улучшений:
✅ более выразительный внешний дизайн
✅ улучшенное цветовое сочетание
✅ wi-fi для пассажиров
✅ кондиционер
Последнее стало ответом на неоднократную критику о том, что в жаркое время (особенно, в час пик) пассажиры буквально задыхались из-за отсутствия принудительной вентиляции салона.
На сегодня сборочные площадки компании находятся в четырех местах: чешских Пльзене, Остраве и Шумперке. Также есть завод в финском Отамяки. На долю компании приходится около 3% всемирного рынка производства трамвайной техники.
На текущий момент портфель заказов компании с учетом опционов к действующим контрактам включает 475 трамваев для 13 городов в 4 странах Европы. Skoda Group также внедряет различные ноу-хау: недавно она показала уникальную для трамвайного рынка технологию наклона кузова.
Также чехи сейчас работают над проектом беспилотного трамвая. Правда, в конце десятилетия могут произойти кардинальные изменения в названии самой компании. Владельцы намерены отказаться от слова Skoda, чтобы избежать путаницы с известным автомобильным брендом. Эти перемены должны произойти уже в 2029 году, для чего имеются многосторонние договоренности.
До этого времени гегемония в отрасли принадлежала объединению CRD Tatra – производителю легендарного Tatra 3, внесенному в Книгу рекордов Гиннеса. Но времена менялись и старые высокопольные конструкции выходили из моды, уступая место новым комфортабельным вагонам.
Skoda 15Т в разном цветовом оформлении. Фото: youtube.com
Изменился и вектор деятельности Skoda Group (бывш. Skoda Plzen). Если в советский период отличные пассажирские локомотивы серии ЧС регулярно в больших количествах поступали в СССР и другие соцстраны, то исчезновение Союза и поддерживаемого им социалистического блока, положили конец огромному рынку. В компании почувствовали, что бывшее направление деятельности больше не имеет прежних коммерческих перспектив.
Требовалось срочное перепрофилирование. Но предприятие, имевшее огромный опыт и вес в сфере рельсового транспорта не могло в срочном порядке начать шить носки или производить минеральные удобрения. Маневр был необходим, но не выходя из привычной ж/д сферы. И выход нашли.
В Пльзене вспомнили, что около ста лет назад им уже приходилось заниматься сборкой электродвигателей и некоторых других компонентов для смежников – производителей трамвайной техники. А почему бы не замахнуться на собственное производство?
Трамвай на пражских улочках. Фото: youtube.com
В начале независимой чешской истории компания занялась выпуском трамвайных моторов, отправляя их на экспорт в соседнюю Германию и за океан. Тогда же в середине 90-х в «пивном городе» предложили и первые конструкции собственного производства: Skoda 01Т и 02Т. И пусть они оказались лишь вариацией знаменитой «татранской тройки». Лиха беда начало. Первые 26 единиц остались в городе-производители, а еще два десятка отправились в соседний Либерец.
От первых моделей к дальнейшему успеху
Все первые модели (в том числе основанные на кузовах «Татра 3») имели частично низкопольную конструкцию. Но новые реалии диктовали стремление к большему комфорту пассажира во время поездки. Поэтому требовался и соответствующий подвижной состав. С этой целью в 2008 году изготовили ходовой макет. После успешных испытаний перспективную модель отправили в серийное производство.
Skoda 15T (торговое название ForCity Alfa) – это трехсекционный трамвай, производимый в Пльзене с 2009 года. Тогда же начата его поставка в столицу Чешской Республики, являющейся основным потребителем продукции предприятия.
На пражские рельсы первый трамвай Skoda 15 Т вышел уже в следующем году. Новинка понравилась пражанам и зарекомендовала себя с самой лучшей стороны сразу с нескольких позиций:
✅ комфортности поездки
✅ красивого внешнего дизайна
✅ ходовых качеств
✅ надежности конструкции
Все это привело и к дальнейшему плотному сотрудничеству столичного муниципалитета и производителей транспорта. Менее чем за 10 лет количество новых низкопольных трамваев в пражском городском хозяйстве достигло 250 штук. Последний из них доставили сюда в феврале 2019 года.
Экспорт в Латвию и другие страны
Интерес зарубежных покупателей начался с латвийской столицы. Первый транспорт отправился в Ригу 29 марта 2010 года. Здесь он тоже отлично прижился, а сотрудничество с прибалтийским государством продолжилось и в дальнейшие годы. Причем латыши кроме трехсекционных версий, заказали еще и четырехсекционные. За восемь лет сюда доставили 22 единицы первого типа и 11 – второго. Общая география экспорта разных моделей такова:
✅ Латвия
✅ Словакия
✅ Германия
✅ Финляндия
✅ Венгрия
Со временем продукцией чешского предприятия заинтересовались и в соседней Словакии. Чуть позже чехи заключили договор и с финской стороной. Правда, эти потребители предпочли другие модели предприятия. Братислава в течение 2015/16 годов заказала 30 трамваем модели Skoda Т29. Также для словацкой столицы собирали и Т30.
Они отличались от вышеназванного всего одной особенностью: двухсторонними дверями. Эти трамваи словаки заказали годом ранее в таком же количестве, как и Т29. Их выпустили на маршруты с разносторонними пассажирскими платформами. Обе модели основывались на изготовленных ранее для венгерского Мишкольца трамваях Skoda Т26.
География финских потребителей включала не только столичный Хельсинки, но и город Тампере. Финская столица получила с 2013 по 2019 годы 72 трамвая модели Skoda Artic, предназначенной для эксплуатации при более низких температурах. Такие же трамваи в количестве 20 штук поступали в 2020/21 годах и в финский Тампере. Один такой транспорт отправился и в Берлин, в то время как другие немецкие города предпочли иные модели чешской городской рельсовой техники.
Технические особенности Т15
Новый низкопольный чешский трамвай – это транспортное средство с четырьмя вращающимися тележками, соединяющими отдельные звенья. Другая особенность состоит в том, что у каждого колеса имеется собственный двигатель. Так мы получаем 16 двигателей мощностью 45 кВт каждый. Подобный подход имеет еще один положительный момент: он позволяет достичь максимально комфортного движения, без рывков и неприятных ускорений/торможений.
Чешский трамвай в Хельсинки. Фото: youtube.com
Благодаря чрезвычайно низкой строительной высоте шасси все внутреннее пространство доступно без лестницы. Это отличает его от всех других трамваев, курсирующих сегодня в чешских городах. Такая конструктивная особенность кроме удобств обслуживания еще и доставляет массу эстетического удовольствия от вида движущегося транспорта с современными очертаниями. Его конструктивной скоростью для Праги является 60 км/ч, а для Риги – 70 км/ч.
Один трамвай ForCity Alfa вмещает до 180 пассажиров, из них 61 сидячих (в четырехсекционном: 255/79). Шесть широких двустворчатых дверей позволяют очень быстро входить и выходить, не мешая друг другу. Для предварительного заказа на открытие дверей необходимо нажать на специальные крупные клавиши, находящиеся как на внутренней части двери, так и снаружи.
Дизайнером трамвая является известный чешский архитектор и проектировщик транспортных конструкций и машин Патрик Котас. Это человек, известный в своей стране многими успешными проектами: дизайном метровагонов М1, видом пражской трамвайной линии Глубочепы-Баррандов или транспортного терминала в Градец-Кралове.
Внутреннее устройство салона модели. Фото: youtube.com
Все трамваи, представлявшие первую часть поставок в чешскую столицу (125 штук) имели серебристо-черно-красную окраску. Такая цветовая гамма не казалась оптимальной: вагоны были не маркими, но немного мрачноватыми. Все изменилось с началось выпуска модифицированной версии в 2015 году. Небольшое изменение во внешнем дизайне сочетали с другой цветовой гаммой: бело-черно-красной. Такой экстерьер дополнили передней частью, окрашенной в желтый цвет.
Это не только добавило внешнего шика, но и значительно повысило уровень пассивной безопасности. Теперь трамвай прекрасно виден в пассажирском потоке и водителям автотранспорта, и пешеходам. Так вторая серия трамвая получила сразу несколько улучшений:
✅ более выразительный внешний дизайн
✅ улучшенное цветовое сочетание
✅ wi-fi для пассажиров
✅ кондиционер
Последнее стало ответом на неоднократную критику о том, что в жаркое время (особенно, в час пик) пассажиры буквально задыхались из-за отсутствия принудительной вентиляции салона.
Дальнейшие совершенствование и развитие компании
На сегодня сборочные площадки компании находятся в четырех местах: чешских Пльзене, Остраве и Шумперке. Также есть завод в финском Отамяки. На долю компании приходится около 3% всемирного рынка производства трамвайной техники.
Одна из последних разработок компании – модель 45Т. Фото: youtube.com
На текущий момент портфель заказов компании с учетом опционов к действующим контрактам включает 475 трамваев для 13 городов в 4 странах Европы. Skoda Group также внедряет различные ноу-хау: недавно она показала уникальную для трамвайного рынка технологию наклона кузова.
Также чехи сейчас работают над проектом беспилотного трамвая. Правда, в конце десятилетия могут произойти кардинальные изменения в названии самой компании. Владельцы намерены отказаться от слова Skoda, чтобы избежать путаницы с известным автомобильным брендом. Эти перемены должны произойти уже в 2029 году, для чего имеются многосторонние договоренности.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Наши инженеры нашли способ делать двигатели для танкеров дешевле и быстрее
Сотрудники ПИШ из СПбГМТУ не только предложили концепцию, но и реализовали вспомогательный комплекс. Более подробно читайте в нашем материале....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Черные точки на автостеклах: назначение и функции
Спросите бывалых водителей о значении черной полосы и точек по краю лобового стекла. Убедитесь: тайна известна не всем....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...
Як-18Т снова вернут в «строй»
С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....
В РФ запустили новое производство сельскохозяйственной техники
Такое решение приняла компания UMG на фоне растущего спроса отечественного рынка на данный вид продукции. Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
МАЗ покажет новинки на московской выставке
Эти модели уже выпускаются серийно, но их обновили специально для российских покупателей. Производитель уверен, что техника будет высоко востребована....
Стартовали испытания Ту-214 с российскими системами – первый полет успешно выполнен
Главная задача проекта – сделать Ту-214 на 100% импортозамещенным. Это нужно для того, чтобы наладить конвейерное производство....