Электровоз ВЛ8 – незаменимый элемент советских стальных магистралей
1 516

Электровоз ВЛ8 – незаменимый элемент советских стальных магистралей

Железнодорожная станция, рядом с которой прошло мое детство, имела важное стратегическое значение в советское время. Это хорошо подтверждали и ожесточенные бои, разгоревшиеся рядом с ней во времена ВОВ. К счастью, в 80-е все было и спокойно и размеренно, а мы с друзьями могли неспешно следить за усердным трудом железнодорожников.


А он был не только важным, но, порою, и очень интересным. Приведу один личный пример. Около сорока лет назад в столицу нашей родины приехал на гастроли детский цирк Boosh из дружественной Восточной Германии. Ради такого события советское телевидение посвятило выпуск детского «Будильника» именно немецким труженикам манежа.

Электровоз ВЛ8 – незаменимый элемент советских стальных магистралейВЛ8 и миллионы тонн перевезенных им грузов. Фото: youtube.com

Каково же было мое удивление, когда на следующей неделе, идя через ж/д мост в школу, я увидел грузовой состав, направлявшийся из Москвы в сторону Западной Европы. Я чуть не сел прямо на мосту – большинство состава этого поезда включало в себя вагоны с реквизитами «гедеэровского» цирка. О чем свидетельствовали соответствующие надписи по бокам.

Да, грузовые перевозки на железной дороге четыре десятилетия назад проводились очень оживленно. Но, думаю, все понимают, что кроме вагонов и самих магистралей, для регулярной работы ж/д транспорта необходимы мощные и надежные локомотивы. Сегодня я расскажу вам об одном из таких, который в моих детских воспоминаниях неизменно олицетворяет грузовые перевозки на железных дорогах.

Рождение магистральной легенды


В городе Новочеркасске Ростовской области в 1932 году построили огромный паровозостроительный завод. То было время великих строек и первого индустриального скачка в истории молодой советской страны. Правда, если вспомнить откуда для этого взяли средства… но, не будем о печальном. Тем более, что к нашей истории оно отношения не имеет. В течение почти полтора десятка лет здесь занимались проектированием и выпуском ж/д техники на паровом ходу. Но все резко изменилось в послевоенное время.

Собирались они и на Тбилисском заводе ТЭВЗ. Фото: youtube.com

После того как вектор в конструкции локомотивов стал резко склонятся в сторону электрической тяги, в Новочеркасске живо отреагировали на предстоящие перемены. Уже в 1946 году прошло перепрофилирование производства, сделавшее предприятие самым крупным в стране производителем электровозов. Когда в 1953 году сверху пришел указ о переводе всего хозяйства на электрическую тяге, вагоностроители стали героями магистралей. А их продукция навсегда вошла в историю отечественного локомотивостроения.

Проект по созданию нового типа локомотива курировал сам главный конструктор НЭВЗ Б. Суслов. На подготовку прототипа понадобилось около года. В марте 1953 года представили опытный образец восьмиосного Н8-001. В течение следующих десяти лет он носил именно такое обозначение, после чего электровоз переименовали в привычное нам ВЛ8.


За два года появилось восемь опытных образцов. Инженеры пытались улучшать конструкцию, доводя ее до оптимального состояния. После длительных испытаний, проверок и полученных положительных результатов, новый локомотив допустили к серийному производству.

Оно продлилось в течение двенадцати лет: с 1955 по 1967 годы. ВЛ8 стал именно тем электровозом, который постепенно «вытеснил с колеи» грузовые паровозы ФД20 и другие. Это произошло на всех электрифицированных участках советских дорог. А у них в советской стране была самая большая протяженность в мире. Сначала он именовался просто Н8 («новочеркасский, 8-осный»). Но как же в Советах и без политики? В 1963 году прекрасную технику решили посвятить бессмертному вождю Советской страны Владимиру Ленину, присвоим локомотиву аббревиатуру «ВЛ8».

Технические особенности ВЛ8 и применение ноу-хау


Как это всегда бывает с новой техникой, без каких-то нововведений не обойтись. В легендарном ВЛ8 их оказалось сразу несколько. Причем, многое – впервые в истории советского локомотивостроения:

✅ литые тележки
✅ рессоры улучшенной конструкции
✅ подшипники качения
✅ новый тип электродвигателей

Все эти нововведения, наряду с кузовом, который выглядел по-модерновому, электровоз стал заметным прорывом для советских конструкторов ж/д техники. Это хорошо заметно, если сравнить его внешний вид с предшественниками. Все они покажутся в сравнении с ВЛ8 пришельцами из мезозойской эры. Если к этому добавить поразительную выносливость (многие локомотивы успешно трудятся на постсоветском пространстве и более полувека спустя после завершения их производства), то мы имеем дело с прекрасным образцом техники данного типа.

В кабине: все скромно и под рукой. Фото: youtube.com

На надежность любой техники сильно влияет качество кузовных деталей, сборки и моторная часть. В последнем отношении новочеркасскому электровозу подарили новые двигатели. Разработчики постарались увеличить их КПД и рабочие обороты. Это сказалось не только на тяговых качествах, но и на долговечности всей конструкции.

Еще одним плюсом стали особенности внешнего дизайна. Во-первых, он стал первым серийным советским локомотивом, не имеющим переходных площадок. Также вход удобно расположили по боковым сторонам. Причем, больше не надо было как в прошлых конструкциях, шествовать вдоль борта, пока доберешься к месту назначения. Бригада машинистов, открыв дверь, сразу попадала в кабину. Удобно, красиво и практично.

Некоторые называли ВЛ8 двухсекционным локомотивом. Но так выглядело только на первый взгляд, технически такая формулировка неверна. Вернее применить выражение двухкузовной. Такая конструкция позволяла без разворота двигаться локомотиву в противоположном направлении. Требовался лишь переход бригады в противоположную кабину.

ВЛ80, пришедший на смену легенде. Фото: youtube.com

Это стало еще одной огромной положительной стороной этого электровоза: на станционных перегонах больше не требовались громоздкие разворотные площадки. Да и маневры превратились из кропотливого и неудобного процесса в полуразвлекательное действие (хотя в этих целях локомотивы использовались довольно редко). Легкости управления также содействовало применение рекуперативного торможения. Технические параметры у ВЛ8 имелись следующие:

✅ служебный вес – 180 т
✅ нагрузка на ось – 22,5 т
✅ колесная база – 23,1 м
✅ длина – 27,52 м
✅ ширина – 3,1 м
✅ высота – 5,08 м
✅ мощности тяговых двигателей – 4200 кВт

Он стал лидеров отечественных дорог по многим показателям на долгие годы. Это содействовало массовому производству и использованию локомотивов в ж/д хозяйстве советской страны. Он видел за своими «плечами» многие грузы, перевозимые по магистралям: уголь, пиломатериалы, поваренную соль и многое другое. Только в 1961 году появились обновленные ВЛ10 и ВЛ80, перетянувшие на себя пальму первенства по многим техническим параметрам.

Если обратить внимание на рабочее место машиниста, то оно соответствовало времени и назначению: строгое, без излишеств, приборы в удобной доступности для машиниста. А вот сами кресла не отличались особым комфортом. Это было некритично при небольших перегонах. Но в огромной стране часто приходилось проезжать с одной бригадой десятки и сотни километров. Вот тогда-то машинисты и их помощники ощущали всю «прелесть» своего посадочного места, на что неоднократно жаловались. Но, такое было время. Не думаю, что в салоне «Волыни» или трамвая «Татра 3» нам предлагали больше комфорта.

Завершение производства и появление модификаций


Основная модель ВЛ8 полностью сошла с производства в 1967 году. За все время появилось 1723 электровоза этой модели. В то время уже вовсю на магистралях хозяйничали более современные «десятый» и «восьмидесятый». Но практичный локомотив вызывал у многих такие же чувства, как и первая любовь.

Они и сегодня не редкость на постсоветском пространстве. Фото: youtube.com

Появились желания и практические шаги по приданию легенде второй жизни. С этой целью в 1976 году предложили модификацию ВЛ8м. Основной претензией во время значительно возросших в 70-х годах грузоперевозок считались недостаточные ходовые характеристики «восьмого». Вопрос хотели решить применением в конструкции новых рессор. Модификация прижилась, а ее выпуск продолжился до 1983 года. Так что большинство находящихся и сегодня в строю локомотивов это уже ВЛ8м.
А вам больше по душе ВЛ8 или современные электровозы?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...