«Золото Кагана»: рев дизелей над Астраханским ковылем
539

«Золото Кагана»: рев дизелей над Астраханским ковылем

Неподражаемые звуки несутся не только над ковылем, но и над песчаными барханами, раскисшим грунтом, грязевыми колеями. Над всей безбрежной Астраханской степью каждую весну, начиная с 2011 года, раздается тот самый надрывный рев дизелей КАМАЗов, МАЗов, ЗИЛов, Татр. Параллельно в эфир летит вой багги и квадроциклов, которые тоже на возможном пределе летят к финишу.


В то время, как мы восхищаемся всем заграничным в автоспорте, любуемся обласканными титулованными пилотами, наши ребята, простые работяги из глубинки и мастера спорта международного класса, творят невероятные чудеса на бездорожье… А не махнуть ли нам в Астраханскую область, чтобы убедиться в этом?

Что такое «Золото Кагана»?


Каганом звали негодяя (9-10 века н. э.), который жил в Хазарии – территория нынешней Астраханской области. Однажды он вознамерился завладеть чужим золотом и обесчестить прекрасную царевну. Девицу с караваном несметных сокровищ везли в жены правителю страны в знак окончания очередного конфликта между соседними племенами.

«Золото Кагана»: рев дизелей над Астраханским ковылем «Золотой Каган»: тучи песка из-под колес. Фото: YouTube.com

Подлец Язид Булаш Каган ночью подстерег караван, убил стражников и уже, было, стал владельцем золота, как царевна взмолилась христианским богам. Те среагировали мгновенно: послали молнию, которая превратила драгметалл в море сверкающего песка, а разбойника ослепила…

Невозможно подвергнуть сомнению реальность происходившего, ведь как же тогда в Поволжье, между Итилем и Каспием, образовались гиблые зыбучие пески? Эти непроходимые конному и пешему места стали идеальным треком для проведения современных ралли-рейдов.

К слову, именно сюда собирался Вещий Олег, чтобы «отмстить неразумным хазарам». Песчаные курганы в Северном Прикаспии хранят богатую историю сарматов и гуннов, половцев и печенегов, булгар и тех самых хазар, «села и нивы» которых намеревался подвергнуть «мечам и пожарам» наш князь Олег. Чем все окончилось, мы помним.

«Золото Кагана»: рев дизелей разносится на десятки километров. Фото: YouTube.com

Не символично ли, что эти седые, овеянные красивыми легендами бескрайние степи, стали местом проведения ралли-рейдов, которые так и называются – «Золото Кагана». Да! А что же стало с несостоявшейся невестой?.. Она передумала замуж и выкинула типично женский финт – взмахнув шелком одежд, превратилась в степную орлицу. Вы обязательно увидите прекрасную царевну парящей в небе, если поедите зрителем или участником ралли грузовых машин на бездорожье.


Учредители и статус соревнований


Это «кто кого» на громадных машинах стихийно проводилось в разное время то в одном, то в другом месте России. Тянет мужиков доказать силу своей машины и собственное мастерство. А где лучше проявить эти качества, как не на глухом бездорожье?

В 2011 году молодые водители тяжелой техники проявили желание посоревноваться в местах, где неудачник Каган так бездарно потерял золото. Губернатор области А. Жилкин поддержал инициативу и гонка сразу получила статус – этап чемпионата России для грузовиков. Но позднее сюда включили и прочие категории автомобилей, в том числе, багги.

«Золото Кагана»: настырные багги рвутся к победе. Фото: YouTube.com

Без этих миниатюрных в сравнении с КАМАЗами, юрких, маневренных и настырных «жучков» ралли потеряло бы свое очарование. Родоначальником багги считается едва ли не самый массовый автомобиль всех времен «Фольксваген Жук» – Buggy, то есть «жучок».

Первое же соревнование прошло по всем международным правилам, благо опыт наработан: наши команды – неизменные участники и многократные победители «Дакара» и других автомобильных чемпионатов мира. Итак, разработали правила, программу, экипировку участников, систему безопасности, наметили трассу. В качестве спонсоров, соучредителей и партнеров соревнования стали организации: «Газпром Добыча Астрахань», AZIMUT, ROSSVIK, RM.


Участники и трасса


Испытывать себя и технику на прочность на данный момент готовы спортсмены из 20 сран дальнего и ближнего зарубежья. С нашими спортсменами соревнуются финны, итальянцы, китайцы, прибалтийцы. Количество команд доходит до 80. Неизменно принимает вызов астраханской степи «КАМАЗ-мастер» или «Синяя армада». Наши заслуженные гонщики считают трассу отличной подготовкой перед ралли «Дакар».

Белоруссия присылает экипажи «МАЗ-спорт-авто», Мария Опарина выставляет команду своего имени «Team Maria Oparina», участвует «ПЭК спорт». Питер и Омск, северяне и южане – все яростно борются за «Золото Кагана» на более, чем 1200-километровом треке. Нелегким препятствием на пути становятся курганы Большой Брат, Краснопесчанный, Африка – это вам не детские песочницы!

Кто сегодня возьмет «Золото Кагана»?. Фото: YouTube.com

Максимальные возможности экстремалы выжимают из автомобилей на скоростных отрезках, протяженность которых составляет 873 км. Участок «большая долбежка» (знаменитый кочкарник) требует сосредоточенности и умения крепко держать баранку.

Казалось бы, на лиазоне (дороге общего пользования) можно расслабиться: нужно просто спокойно ехать, соблюдая ПДД. Но этот кусок трассы в 155 км, когда нога привыкла давить акселератор в пол до отказа, изнуряет еще больше. По просьбам шоферов, лиазоны решено сократить до 111 км.

А есть ли зрители увлекательного действа?.. Конечно! Тысячи болельщиков съезжаются со всей страны каждую весну в Астраханскую область, где дикий степной ветер разносит натужный рев дизелей на десятки километров.

Ралли-рейд «Золото Кагана» 2023


Событие состоялось 14-18 апреля. Это была баха, которую от линейных гонок отличает относительно короткий закольцованный маршрут. Гоночная программа была насыщенной: включала обязательный этап чемпионата страны по ралли-рейдам, первую гонку чемпионата по кросс-кантри ралли и несколько межрегиональных соревнований по автоспорту.

Присутствовало 44 команды, 7 мотоциклов и 3 квадроцикла. Длина скоростных участков в сумме составляла 822 км. Первый день соревнований обрушил на головы спортсменов дождь, ураган и шквалистый ветер, что только усложнило трассу, раззадорило участников и ни коем образом не остановило зрителей.

А ведь он поднимется и продолжит бешеную гонку за «Золото Кагана». Фото: YouTube.com

Прологом соревнований был 20-километровый участок, который за 13 минут прошли белорусские ребята. Традиционно на подобных мероприятиях особое внимание и симпатии болельщиков адресованы женским экипажам. Однако отважные гонщицы Анастасия Нифонтова и Екатерина Жаданова на багги пришли к финишу седьмыми.

На следующий день погода наладилась, но 316-километровый заезд оказался неудачным для многих участников: были непредвиденные кульбиты за пределы трассы, много сходов из-за поломки техники. Соревнования проходили динамично, с напряжением всех физических сил спортсменов. Из квадроциклистов первой у финишной черты оказалась Инна Мартьянова.

Зрители, наблюдавшие за гонками в суровых Астраханских рельефах, получили то, за чем приехали – здоровую долю адреналина. Героями были спортсмены, мужественно преодолевавшие немыслимые препятствия, выжимавшие из форсированных движков заложенный потенциал. К сожалению, назвать всех имен не представляется возможным, но одно упомянуть необходимо: первое место в ралли-рейде под рукоплескания толпы взял Сергей Вязович. Белорусский гонщик шел к победе 12 лет.

Трудно по разбитой КАМАЗом дороге добывать «Золото Кагана». Фото: YouTube.com

«Золото Кагана» называют «миниатюрным Дакаром». Стараниями руководства области соревнования проходят зрелищно, освещаются телевидением, различными печатными изданиями. Хорошо организованно проживание, питание, ремонт техники. Но любопытно другое – дух товарищества, взаимной помощи, дружелюбия между соперниками. Крепнущее шоферское братство – вот главный итог «Золота Кагана».
А вы хотели бы попробовать свои силы в ралли «Золото Кагана»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Як-18Т снова вернут в «строй»

Як-18Т снова вернут в «строй»

С инициативой выступило руководство «Росавиации». На рассмотрении находятся еще 3 перспективные модели для обучения в авиационных вузах....