«Восход-3М» – самый популярный мотоцикл советской молодежи на селе
Советские легкие мотоциклы были представлены двумя моделями – это «Минск» и «Восход». Первые выпускались в Минске, вторые в Коврове. Оба байка имели одного общего предка – немецкий мотоцикл DKW-RT125.
Вот только ковровские инженеры глобально его модернизировали, добавив целых 50 «кубиков» к объему двигателя. Произошло это в 1956 году. А вот минские конструкторы так и остановились на 125 см3, как у немецкой модели. Кстати, мотоцикл М1А был передан на ММВЗ из Москвы, вместе с оборудованием по его производству.
«Минск» в СССР ценился больше. Он был проще конструктивно, расходовал меньше топлива и не нуждался в «тонких» настройках сразу после покупки. «Восход» был более капризный и не терпел людей, далеких от техники. Хотя, если этот мотоцикл правильно настроить один раз, он превосходил «Минск» по динамике, не уступая в надежности.
Сегодня мы расскажем про «Восход-3М» – самый массовый байк за всю историю Завода имени Дегтярева. Конечно, для ЗиД выпуск мотоциклов был побочным производством, но коммерчески успешным.
«Восход-3М» появился в 1983 году, придя на смену предыдущей модели. Буква «М» в индексе означает слово «модернизированный». Кстати, к моменту старта производства, каждый четвертый мотоцикл, выпущенный в СССР, был «Восходом».
Во время разработки новой модели конструкторы стремились решить несколько вопросов:
✅ Избавиться от «детских болезней»
✅ Сохранить взаимозаменяемость большинства узлов и деталей
✅ Сделать конструкцию более прочной
Инженеры давали себе отчет, что основным покупателем их мотоцикла является сельский житель. Но чтобы он был интересен горожанам, над внешностью поработали дизайнеры. Новый байк стал выглядеть современнее.
В любом случае, до уровня Иж Планета/Юпитер, а тем более, «Явы», дизайн «Восхода» недотягивал. А вот рядом с «Минск» ММВЗ-3.112 ковровский мотоцикл смотрелся вполне себе современно.
Кроме внешности, новый «Восход» имел ряд технических особенностей. Честно говоря, даже странно, почему создатели решили назвать мотоцикл модернизированным, а не следующим поколением.
Получив массу писем от покупателей, недовольных низкой эффективностью тормозной системы и ее ненадежностью, инженеры доработали узел. Теперь барабаны имели диаметр 160 мм вместо 125 мм. Ось ножного рычага на «Восход-3М» новой модели вращалась в специальных втулках из капрона.
Много было жалоб от жителей сельской местности на колеса ковровских мотоциклов. Дескать, подшипники не выдерживали суровых условий, а спицы ломались. Вспоминая, как вообще эксплуатировали мотоциклы в сельской местности, ничего удивительного в этом нем. Ведь дешевые «Восходы» часто покупала молодежь, поэтому ездили они быстро, не обращая внимания на дорожные ухабы.
Модель получила новые, более прочные спицы и усиленные ступицы. Подшипники в них имели резиновые манжеты, что в теории полностью исключало попадание грязи. На практике, конечно, это было не всегда так. Но однозначно узел стал в разы надежнее.
Цепной привод оставили таким же – взаимозаменяемым с другими мотоциклами «Восход» и «Ковровец». Единственное изменение – появление нового демпфирующего узла между ведомой звездой и колесом. Это уменьшало рывки во время работы трансмиссии.
Переработали подвеску заднего колеса. Новые пружины стали более энергоемкие, а амортизаторы теперь получили регулировку. На практике, никто из владельцев этим не заморачивался.
Бензобак решили поставить с увеличенным на 2 литра объемом. Это давало почти 50 лишних километров пробега. Кстати, расход топлива на мотоцикле был заявлен в среднем 4,2 л. на «сотню». Многовато для объема 175 см3, но не стоит забывать, что это двухтактная модель. Кстати, бензобак получил специальные резиновые проставки. Это уменьшало вибрации, передаваемые на колени водителя.
Передний щиток стал иной конструкции – более легкий и воздушный, в стиле Иж и «Ява» тех лет. Рукоять «газа» сделали короткоходной». Это, кстати, взяли от спортивных модификаций ковровских мотоциклов. Хотя, применение такой системы на дорожной модели – это сомнительное улучшение. Байк не должен греться и расходовать много топлива, а с короткоходным «газом» эти проблемы усугубляются.
Двигатель «Восход-3М» стал работать тише. Этого удалось добиться за счет усовершенствования системы впуска. Генератор тоже доработали, хотя его индекс не изменился.
Мотор «Восход-3М» остался тем же, что и на предыдущей модели. 175 см3 и 14 л. с. позволяли разогнаться до 105 км/ч. Некоторые владельцы утверждали, что мотор способен ускорить байк до 120 км/ч. По спидометру, конечно, который немного привирал, завышая скорость.
Считается, что двигатель капризный, но на самом деле он надежный при условии соблюдения правил эксплуатации. Простой двухтахтактник с воздушным охлаждением отличается тягой на низких оборотах. Как раз то что нужно для деревенского мотоцикла. Высокие обороты двигатель, как большинство «одностволок», не любит – начинается дикая вибрация.
Что касается коробки передач, то она четырехступенчатая, взята от предыдущей модели. В отличие от «минской» КПП, эта не любит неквалифицированного вмешательства. Стоит неправильно затянуть болты и так же выставить зазоры – начинаются проблемы с включением 4 передачи. А потом и весь узел выходил из строя, тем более, что молодежь решала вопрос радикально – повторными нажатиями и через силу.
Главный плюс любого советского мотоцикла, не исключая «Восход-3М» – это ремонтопригодность и простота конструкции. Если владелец не боится запачкать руки, то отремонтировать байк можно буквально в поле или возле дома.
Проблема в том, что чинить «Восход-3М» придется часто, а достать качественные, да и вообще, какие-нибудь запчасти, уже сложно. Помогают запасы из деревенских сараев и гаражей. В советское время было принято покупать детали впрок. Так что некоторые наследники распродают дедовские о отцовские детали буквально за копейки.
Еще одно достоинство «Восхода» – это ностальгия. Покупать такой байк на каждый день не рекомендуется, разве что он дешевый и уже непонятно, какой модели. Если брать мотоцикл для восстановления и реставрации, то это обойдется слишком дорого, чтобы потом на нем рассекать на нем каждодневно.
Минусы:
✅ Капризность по сравнению с советскими «Минсками»
✅ Высокий расход топлива для своего объема
✅ Сильные вибрации
✅ Периодические поломки
Впрочем, для тех, кто помнит «Восход-3М» с юности, все эти недостатки несущественны. Для них эта техника ценна уже своим наличием. Вид мотоцикла и звук работы двухтактного двигателя способны вернуть лет на 30 назад.
Владельцы «Восход-3М» делятся на две категории. Одни постоянно ругают технику, утверждая, что это худший советский мотоцикл. Дескать, уровень комфорта минимален, тряска на высоких оборотах достает и вообще, раз в неделю байк ломается с завидным постоянством.
Другие же уверяют, что это лучший советский мотоцикл в своем классе. Запас прочности у него на порядок выше «Минска», скорость и динамика тоже.
Дело в том, что «Восход-3М» нужно правильно настроить. Советский карбюратор лучше заменить на чешский, от «Явы».
Покупка «Восход-3М» рекомендуется тем, кто хочет научиться ремонтировать мотоциклы. Этот байк позволит насладиться таким процессом полноценно. А стоят они сейчас от 12 до 120 тысяч рублей, в зависимости от состояния.
Вот только ковровские инженеры глобально его модернизировали, добавив целых 50 «кубиков» к объему двигателя. Произошло это в 1956 году. А вот минские конструкторы так и остановились на 125 см3, как у немецкой модели. Кстати, мотоцикл М1А был передан на ММВЗ из Москвы, вместе с оборудованием по его производству.
«Минск» в СССР ценился больше. Он был проще конструктивно, расходовал меньше топлива и не нуждался в «тонких» настройках сразу после покупки. «Восход» был более капризный и не терпел людей, далеких от техники. Хотя, если этот мотоцикл правильно настроить один раз, он превосходил «Минск» по динамике, не уступая в надежности.
Экземпляры в таком состоянии попадаются редко. Фото: Youtube.com
Сегодня мы расскажем про «Восход-3М» – самый массовый байк за всю историю Завода имени Дегтярева. Конечно, для ЗиД выпуск мотоциклов был побочным производством, но коммерчески успешным.
Особенности и дизайн
«Восход-3М» появился в 1983 году, придя на смену предыдущей модели. Буква «М» в индексе означает слово «модернизированный». Кстати, к моменту старта производства, каждый четвертый мотоцикл, выпущенный в СССР, был «Восходом».
Во время разработки новой модели конструкторы стремились решить несколько вопросов:
✅ Избавиться от «детских болезней»
✅ Сохранить взаимозаменяемость большинства узлов и деталей
✅ Сделать конструкцию более прочной
Инженеры давали себе отчет, что основным покупателем их мотоцикла является сельский житель. Но чтобы он был интересен горожанам, над внешностью поработали дизайнеры. Новый байк стал выглядеть современнее.
Пишите в комментариях, в каком цвете вам больше нравится «Восход». Фото: Youtube.com
В любом случае, до уровня Иж Планета/Юпитер, а тем более, «Явы», дизайн «Восхода» недотягивал. А вот рядом с «Минск» ММВЗ-3.112 ковровский мотоцикл смотрелся вполне себе современно.
Отличия
Кроме внешности, новый «Восход» имел ряд технических особенностей. Честно говоря, даже странно, почему создатели решили назвать мотоцикл модернизированным, а не следующим поколением.
Получив массу писем от покупателей, недовольных низкой эффективностью тормозной системы и ее ненадежностью, инженеры доработали узел. Теперь барабаны имели диаметр 160 мм вместо 125 мм. Ось ножного рычага на «Восход-3М» новой модели вращалась в специальных втулках из капрона.
Появилась новая, более мощная фара. Фото: Youtube.com
Много было жалоб от жителей сельской местности на колеса ковровских мотоциклов. Дескать, подшипники не выдерживали суровых условий, а спицы ломались. Вспоминая, как вообще эксплуатировали мотоциклы в сельской местности, ничего удивительного в этом нем. Ведь дешевые «Восходы» часто покупала молодежь, поэтому ездили они быстро, не обращая внимания на дорожные ухабы.
Модель получила новые, более прочные спицы и усиленные ступицы. Подшипники в них имели резиновые манжеты, что в теории полностью исключало попадание грязи. На практике, конечно, это было не всегда так. Но однозначно узел стал в разы надежнее.
Цепной привод оставили таким же – взаимозаменяемым с другими мотоциклами «Восход» и «Ковровец». Единственное изменение – появление нового демпфирующего узла между ведомой звездой и колесом. Это уменьшало рывки во время работы трансмиссии.
Переработали подвеску заднего колеса. Новые пружины стали более энергоемкие, а амортизаторы теперь получили регулировку. На практике, никто из владельцев этим не заморачивался.
Приборная панель возвращает в СССР. Фото: Youtube.com
Бензобак решили поставить с увеличенным на 2 литра объемом. Это давало почти 50 лишних километров пробега. Кстати, расход топлива на мотоцикле был заявлен в среднем 4,2 л. на «сотню». Многовато для объема 175 см3, но не стоит забывать, что это двухтактная модель. Кстати, бензобак получил специальные резиновые проставки. Это уменьшало вибрации, передаваемые на колени водителя.
Передний щиток стал иной конструкции – более легкий и воздушный, в стиле Иж и «Ява» тех лет. Рукоять «газа» сделали короткоходной». Это, кстати, взяли от спортивных модификаций ковровских мотоциклов. Хотя, применение такой системы на дорожной модели – это сомнительное улучшение. Байк не должен греться и расходовать много топлива, а с короткоходным «газом» эти проблемы усугубляются.
Двигатель «Восход-3М» стал работать тише. Этого удалось добиться за счет усовершенствования системы впуска. Генератор тоже доработали, хотя его индекс не изменился.
Двигатель и КПП
Мотор «Восход-3М» остался тем же, что и на предыдущей модели. 175 см3 и 14 л. с. позволяли разогнаться до 105 км/ч. Некоторые владельцы утверждали, что мотор способен ускорить байк до 120 км/ч. По спидометру, конечно, который немного привирал, завышая скорость.
Одноцилиндровый двигатель требовал тонкой настройки. Фото: Youtube.com
Считается, что двигатель капризный, но на самом деле он надежный при условии соблюдения правил эксплуатации. Простой двухтахтактник с воздушным охлаждением отличается тягой на низких оборотах. Как раз то что нужно для деревенского мотоцикла. Высокие обороты двигатель, как большинство «одностволок», не любит – начинается дикая вибрация.
Что касается коробки передач, то она четырехступенчатая, взята от предыдущей модели. В отличие от «минской» КПП, эта не любит неквалифицированного вмешательства. Стоит неправильно затянуть болты и так же выставить зазоры – начинаются проблемы с включением 4 передачи. А потом и весь узел выходил из строя, тем более, что молодежь решала вопрос радикально – повторными нажатиями и через силу.
Достоинства и недостатки
Главный плюс любого советского мотоцикла, не исключая «Восход-3М» – это ремонтопригодность и простота конструкции. Если владелец не боится запачкать руки, то отремонтировать байк можно буквально в поле или возле дома.
Тормозные барабаны увеличились в размерах. Фото: Youtube.com
Проблема в том, что чинить «Восход-3М» придется часто, а достать качественные, да и вообще, какие-нибудь запчасти, уже сложно. Помогают запасы из деревенских сараев и гаражей. В советское время было принято покупать детали впрок. Так что некоторые наследники распродают дедовские о отцовские детали буквально за копейки.
К сожалению, нарваться на такой «клад» с каждым годом сложнее – перекупщики не дремлют. У них, кстати, тоже есть любые детали в наличии, только цены уж очень высоки.
Еще одно достоинство «Восхода» – это ностальгия. Покупать такой байк на каждый день не рекомендуется, разве что он дешевый и уже непонятно, какой модели. Если брать мотоцикл для восстановления и реставрации, то это обойдется слишком дорого, чтобы потом на нем рассекать на нем каждодневно.
Минусы:
✅ Капризность по сравнению с советскими «Минсками»
✅ Высокий расход топлива для своего объема
✅ Сильные вибрации
✅ Периодические поломки
Впрочем, для тех, кто помнит «Восход-3М» с юности, все эти недостатки несущественны. Для них эта техника ценна уже своим наличием. Вид мотоцикла и звук работы двухтактного двигателя способны вернуть лет на 30 назад.
Владельцы «Восход-3М» делятся на две категории. Одни постоянно ругают технику, утверждая, что это худший советский мотоцикл. Дескать, уровень комфорта минимален, тряска на высоких оборотах достает и вообще, раз в неделю байк ломается с завидным постоянством.
А ведь достаточно красивый мотоцикл! Фото: Youtube.com
Другие же уверяют, что это лучший советский мотоцикл в своем классе. Запас прочности у него на порядок выше «Минска», скорость и динамика тоже.
Дело в том, что «Восход-3М» нужно правильно настроить. Советский карбюратор лучше заменить на чешский, от «Явы».
Покупка «Восход-3М» рекомендуется тем, кто хочет научиться ремонтировать мотоциклы. Этот байк позволит насладиться таким процессом полноценно. А стоят они сейчас от 12 до 120 тысяч рублей, в зависимости от состояния.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....