
«Восход-3М» – самый популярный мотоцикл советской молодежи на селе
Советские легкие мотоциклы были представлены двумя моделями – это «Минск» и «Восход». Первые выпускались в Минске, вторые в Коврове. Оба байка имели одного общего предка – немецкий мотоцикл DKW-RT125.
Вот только ковровские инженеры глобально его модернизировали, добавив целых 50 «кубиков» к объему двигателя. Произошло это в 1956 году. А вот минские конструкторы так и остановились на 125 см3, как у немецкой модели. Кстати, мотоцикл М1А был передан на ММВЗ из Москвы, вместе с оборудованием по его производству.
«Минск» в СССР ценился больше. Он был проще конструктивно, расходовал меньше топлива и не нуждался в «тонких» настройках сразу после покупки. «Восход» был более капризный и не терпел людей, далеких от техники. Хотя, если этот мотоцикл правильно настроить один раз, он превосходил «Минск» по динамике, не уступая в надежности.
Экземпляры в таком состоянии попадаются редко. Фото: Youtube.com
Сегодня мы расскажем про «Восход-3М» – самый массовый байк за всю историю Завода имени Дегтярева. Конечно, для ЗиД выпуск мотоциклов был побочным производством, но коммерчески успешным.
«Восход-3М» появился в 1983 году, придя на смену предыдущей модели. Буква «М» в индексе означает слово «модернизированный». Кстати, к моменту старта производства, каждый четвертый мотоцикл, выпущенный в СССР, был «Восходом».
Во время разработки новой модели конструкторы стремились решить несколько вопросов:
✅ Избавиться от «детских болезней»
✅ Сохранить взаимозаменяемость большинства узлов и деталей
✅ Сделать конструкцию более прочной
Инженеры давали себе отчет, что основным покупателем их мотоцикла является сельский житель. Но чтобы он был интересен горожанам, над внешностью поработали дизайнеры. Новый байк стал выглядеть современнее.
Пишите в комментариях, в каком цвете вам больше нравится «Восход». Фото: Youtube.com
В любом случае, до уровня Иж Планета/Юпитер, а тем более, «Явы», дизайн «Восхода» недотягивал. А вот рядом с «Минск» ММВЗ-3.112 ковровский мотоцикл смотрелся вполне себе современно.
Кроме внешности, новый «Восход» имел ряд технических особенностей. Честно говоря, даже странно, почему создатели решили назвать мотоцикл модернизированным, а не следующим поколением.
Получив массу писем от покупателей, недовольных низкой эффективностью тормозной системы и ее ненадежностью, инженеры доработали узел. Теперь барабаны имели диаметр 160 мм вместо 125 мм. Ось ножного рычага на «Восход-3М» новой модели вращалась в специальных втулках из капрона.
Появилась новая, более мощная фара. Фото: Youtube.com
Много было жалоб от жителей сельской местности на колеса ковровских мотоциклов. Дескать, подшипники не выдерживали суровых условий, а спицы ломались. Вспоминая, как вообще эксплуатировали мотоциклы в сельской местности, ничего удивительного в этом нем. Ведь дешевые «Восходы» часто покупала молодежь, поэтому ездили они быстро, не обращая внимания на дорожные ухабы.
Модель получила новые, более прочные спицы и усиленные ступицы. Подшипники в них имели резиновые манжеты, что в теории полностью исключало попадание грязи. На практике, конечно, это было не всегда так. Но однозначно узел стал в разы надежнее.
Цепной привод оставили таким же – взаимозаменяемым с другими мотоциклами «Восход» и «Ковровец». Единственное изменение – появление нового демпфирующего узла между ведомой звездой и колесом. Это уменьшало рывки во время работы трансмиссии.
Переработали подвеску заднего колеса. Новые пружины стали более энергоемкие, а амортизаторы теперь получили регулировку. На практике, никто из владельцев этим не заморачивался.
Приборная панель возвращает в СССР. Фото: Youtube.com
Бензобак решили поставить с увеличенным на 2 литра объемом. Это давало почти 50 лишних километров пробега. Кстати, расход топлива на мотоцикле был заявлен в среднем 4,2 л. на «сотню». Многовато для объема 175 см3, но не стоит забывать, что это двухтактная модель. Кстати, бензобак получил специальные резиновые проставки. Это уменьшало вибрации, передаваемые на колени водителя.
Передний щиток стал иной конструкции – более легкий и воздушный, в стиле Иж и «Ява» тех лет. Рукоять «газа» сделали короткоходной». Это, кстати, взяли от спортивных модификаций ковровских мотоциклов. Хотя, применение такой системы на дорожной модели – это сомнительное улучшение. Байк не должен греться и расходовать много топлива, а с короткоходным «газом» эти проблемы усугубляются.
Двигатель «Восход-3М» стал работать тише. Этого удалось добиться за счет усовершенствования системы впуска. Генератор тоже доработали, хотя его индекс не изменился.
Мотор «Восход-3М» остался тем же, что и на предыдущей модели. 175 см3 и 14 л. с. позволяли разогнаться до 105 км/ч. Некоторые владельцы утверждали, что мотор способен ускорить байк до 120 км/ч. По спидометру, конечно, который немного привирал, завышая скорость.
Одноцилиндровый двигатель требовал тонкой настройки. Фото: Youtube.com
Считается, что двигатель капризный, но на самом деле он надежный при условии соблюдения правил эксплуатации. Простой двухтахтактник с воздушным охлаждением отличается тягой на низких оборотах. Как раз то что нужно для деревенского мотоцикла. Высокие обороты двигатель, как большинство «одностволок», не любит – начинается дикая вибрация.
Что касается коробки передач, то она четырехступенчатая, взята от предыдущей модели. В отличие от «минской» КПП, эта не любит неквалифицированного вмешательства. Стоит неправильно затянуть болты и так же выставить зазоры – начинаются проблемы с включением 4 передачи. А потом и весь узел выходил из строя, тем более, что молодежь решала вопрос радикально – повторными нажатиями и через силу.
Главный плюс любого советского мотоцикла, не исключая «Восход-3М» – это ремонтопригодность и простота конструкции. Если владелец не боится запачкать руки, то отремонтировать байк можно буквально в поле или возле дома.
Тормозные барабаны увеличились в размерах. Фото: Youtube.com
Проблема в том, что чинить «Восход-3М» придется часто, а достать качественные, да и вообще, какие-нибудь запчасти, уже сложно. Помогают запасы из деревенских сараев и гаражей. В советское время было принято покупать детали впрок. Так что некоторые наследники распродают дедовские о отцовские детали буквально за копейки.
Еще одно достоинство «Восхода» – это ностальгия. Покупать такой байк на каждый день не рекомендуется, разве что он дешевый и уже непонятно, какой модели. Если брать мотоцикл для восстановления и реставрации, то это обойдется слишком дорого, чтобы потом на нем рассекать на нем каждодневно.
Минусы:
✅ Капризность по сравнению с советскими «Минсками»
✅ Высокий расход топлива для своего объема
✅ Сильные вибрации
✅ Периодические поломки
Впрочем, для тех, кто помнит «Восход-3М» с юности, все эти недостатки несущественны. Для них эта техника ценна уже своим наличием. Вид мотоцикла и звук работы двухтактного двигателя способны вернуть лет на 30 назад.
Владельцы «Восход-3М» делятся на две категории. Одни постоянно ругают технику, утверждая, что это худший советский мотоцикл. Дескать, уровень комфорта минимален, тряска на высоких оборотах достает и вообще, раз в неделю байк ломается с завидным постоянством.
А ведь достаточно красивый мотоцикл! Фото: Youtube.com
Другие же уверяют, что это лучший советский мотоцикл в своем классе. Запас прочности у него на порядок выше «Минска», скорость и динамика тоже.
Дело в том, что «Восход-3М» нужно правильно настроить. Советский карбюратор лучше заменить на чешский, от «Явы».
Покупка «Восход-3М» рекомендуется тем, кто хочет научиться ремонтировать мотоциклы. Этот байк позволит насладиться таким процессом полноценно. А стоят они сейчас от 12 до 120 тысяч рублей, в зависимости от состояния.
Вот только ковровские инженеры глобально его модернизировали, добавив целых 50 «кубиков» к объему двигателя. Произошло это в 1956 году. А вот минские конструкторы так и остановились на 125 см3, как у немецкой модели. Кстати, мотоцикл М1А был передан на ММВЗ из Москвы, вместе с оборудованием по его производству.
«Минск» в СССР ценился больше. Он был проще конструктивно, расходовал меньше топлива и не нуждался в «тонких» настройках сразу после покупки. «Восход» был более капризный и не терпел людей, далеких от техники. Хотя, если этот мотоцикл правильно настроить один раз, он превосходил «Минск» по динамике, не уступая в надежности.

Сегодня мы расскажем про «Восход-3М» – самый массовый байк за всю историю Завода имени Дегтярева. Конечно, для ЗиД выпуск мотоциклов был побочным производством, но коммерчески успешным.
Особенности и дизайн
«Восход-3М» появился в 1983 году, придя на смену предыдущей модели. Буква «М» в индексе означает слово «модернизированный». Кстати, к моменту старта производства, каждый четвертый мотоцикл, выпущенный в СССР, был «Восходом».
Во время разработки новой модели конструкторы стремились решить несколько вопросов:
✅ Избавиться от «детских болезней»
✅ Сохранить взаимозаменяемость большинства узлов и деталей
✅ Сделать конструкцию более прочной
Инженеры давали себе отчет, что основным покупателем их мотоцикла является сельский житель. Но чтобы он был интересен горожанам, над внешностью поработали дизайнеры. Новый байк стал выглядеть современнее.

В любом случае, до уровня Иж Планета/Юпитер, а тем более, «Явы», дизайн «Восхода» недотягивал. А вот рядом с «Минск» ММВЗ-3.112 ковровский мотоцикл смотрелся вполне себе современно.
Отличия
Кроме внешности, новый «Восход» имел ряд технических особенностей. Честно говоря, даже странно, почему создатели решили назвать мотоцикл модернизированным, а не следующим поколением.
Получив массу писем от покупателей, недовольных низкой эффективностью тормозной системы и ее ненадежностью, инженеры доработали узел. Теперь барабаны имели диаметр 160 мм вместо 125 мм. Ось ножного рычага на «Восход-3М» новой модели вращалась в специальных втулках из капрона.

Много было жалоб от жителей сельской местности на колеса ковровских мотоциклов. Дескать, подшипники не выдерживали суровых условий, а спицы ломались. Вспоминая, как вообще эксплуатировали мотоциклы в сельской местности, ничего удивительного в этом нем. Ведь дешевые «Восходы» часто покупала молодежь, поэтому ездили они быстро, не обращая внимания на дорожные ухабы.
Модель получила новые, более прочные спицы и усиленные ступицы. Подшипники в них имели резиновые манжеты, что в теории полностью исключало попадание грязи. На практике, конечно, это было не всегда так. Но однозначно узел стал в разы надежнее.
Цепной привод оставили таким же – взаимозаменяемым с другими мотоциклами «Восход» и «Ковровец». Единственное изменение – появление нового демпфирующего узла между ведомой звездой и колесом. Это уменьшало рывки во время работы трансмиссии.
Переработали подвеску заднего колеса. Новые пружины стали более энергоемкие, а амортизаторы теперь получили регулировку. На практике, никто из владельцев этим не заморачивался.

Бензобак решили поставить с увеличенным на 2 литра объемом. Это давало почти 50 лишних километров пробега. Кстати, расход топлива на мотоцикле был заявлен в среднем 4,2 л. на «сотню». Многовато для объема 175 см3, но не стоит забывать, что это двухтактная модель. Кстати, бензобак получил специальные резиновые проставки. Это уменьшало вибрации, передаваемые на колени водителя.
Передний щиток стал иной конструкции – более легкий и воздушный, в стиле Иж и «Ява» тех лет. Рукоять «газа» сделали короткоходной». Это, кстати, взяли от спортивных модификаций ковровских мотоциклов. Хотя, применение такой системы на дорожной модели – это сомнительное улучшение. Байк не должен греться и расходовать много топлива, а с короткоходным «газом» эти проблемы усугубляются.
Двигатель «Восход-3М» стал работать тише. Этого удалось добиться за счет усовершенствования системы впуска. Генератор тоже доработали, хотя его индекс не изменился.
Двигатель и КПП
Мотор «Восход-3М» остался тем же, что и на предыдущей модели. 175 см3 и 14 л. с. позволяли разогнаться до 105 км/ч. Некоторые владельцы утверждали, что мотор способен ускорить байк до 120 км/ч. По спидометру, конечно, который немного привирал, завышая скорость.

Считается, что двигатель капризный, но на самом деле он надежный при условии соблюдения правил эксплуатации. Простой двухтахтактник с воздушным охлаждением отличается тягой на низких оборотах. Как раз то что нужно для деревенского мотоцикла. Высокие обороты двигатель, как большинство «одностволок», не любит – начинается дикая вибрация.
Что касается коробки передач, то она четырехступенчатая, взята от предыдущей модели. В отличие от «минской» КПП, эта не любит неквалифицированного вмешательства. Стоит неправильно затянуть болты и так же выставить зазоры – начинаются проблемы с включением 4 передачи. А потом и весь узел выходил из строя, тем более, что молодежь решала вопрос радикально – повторными нажатиями и через силу.
Достоинства и недостатки
Главный плюс любого советского мотоцикла, не исключая «Восход-3М» – это ремонтопригодность и простота конструкции. Если владелец не боится запачкать руки, то отремонтировать байк можно буквально в поле или возле дома.

Проблема в том, что чинить «Восход-3М» придется часто, а достать качественные, да и вообще, какие-нибудь запчасти, уже сложно. Помогают запасы из деревенских сараев и гаражей. В советское время было принято покупать детали впрок. Так что некоторые наследники распродают дедовские о отцовские детали буквально за копейки.
К сожалению, нарваться на такой «клад» с каждым годом сложнее – перекупщики не дремлют. У них, кстати, тоже есть любые детали в наличии, только цены уж очень высоки.
Еще одно достоинство «Восхода» – это ностальгия. Покупать такой байк на каждый день не рекомендуется, разве что он дешевый и уже непонятно, какой модели. Если брать мотоцикл для восстановления и реставрации, то это обойдется слишком дорого, чтобы потом на нем рассекать на нем каждодневно.
Минусы:
✅ Капризность по сравнению с советскими «Минсками»
✅ Высокий расход топлива для своего объема
✅ Сильные вибрации
✅ Периодические поломки
Впрочем, для тех, кто помнит «Восход-3М» с юности, все эти недостатки несущественны. Для них эта техника ценна уже своим наличием. Вид мотоцикла и звук работы двухтактного двигателя способны вернуть лет на 30 назад.
Владельцы «Восход-3М» делятся на две категории. Одни постоянно ругают технику, утверждая, что это худший советский мотоцикл. Дескать, уровень комфорта минимален, тряска на высоких оборотах достает и вообще, раз в неделю байк ломается с завидным постоянством.

Другие же уверяют, что это лучший советский мотоцикл в своем классе. Запас прочности у него на порядок выше «Минска», скорость и динамика тоже.
Дело в том, что «Восход-3М» нужно правильно настроить. Советский карбюратор лучше заменить на чешский, от «Явы».
Покупка «Восход-3М» рекомендуется тем, кто хочет научиться ремонтировать мотоциклы. Этот байк позволит насладиться таким процессом полноценно. А стоят они сейчас от 12 до 120 тысяч рублей, в зависимости от состояния.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

Новый российский серийный бульдозер Б11 Электро – превосходство технологий
Все давно привыкли, что бульдозеры, в том числе российские, оснащаются только дизельными двигателями. Гибридные модели если и делают, то это место явно...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...