ЗиЛ-130 – символ советских строек, который трудится до сих пор
6 143

ЗиЛ-130 – символ советских строек, который трудится до сих пор

Советские грузовики запомнились многим своей голубой кабиной. Этот цвет олицетворял мир, деревню и молодость. Именно среднетоннажные автомобили являются символом городских строек и сельских уборочных кампаний.


Конечно, хватало в стране и тяжелых грузовиков, но чаще всего люди сталкивались с ЗиЛ и ГАЗ, многие на них работали или учились ездить.
Сегодня мы расскажем о «старшем» в семействе среднетоннажников Советского Союза – ЗиЛ-130.

История появления


Грузовик ЗиЛ-164 появился в 1957 году, хотя уже тогда было ясно, что он не соответствует современным реалиям. Примерно в это время инженеры Завода имени Лихачева начали разработку ЗиЛ-130.

ЗиЛ-130 – символ советских строек, который трудится до сих порСамым популярным ЗиЛ-130 в наше время остается самосвал. Фото: Youtube.com


Новый грузовик серийно выпускали с 1963 года, параллельно с ЗиЛ-164. В 1964 г. старый автомобиль сняли с конвейера, заменив его на новую модель.

Считается, что ЗиЛ-130 – это полностью советская разработка, но на самом деле, конструкторы вдохновлялись американским автопромом тех лет.


Но говорить о том, что ЗиЛ-130 был копией неверно. Взяли только дизайн, технические характеристики были полностью свои.
Главная внешняя особенность советских среднетоннажных автомобилей ЗиЛ-130, как и ГАЗ-52/53 – это голубой цвет кабины в сочетании с белыми окантовками.

Интересна история появления такой окраски. Раньше советские грузовики внешне напоминали военную технику, и кабина красилась в соответствующий темный защитный цвет.

Понять это просто – в случае необходимости, то есть, если начнется война, грузовики становились военными. Они должны были не выделяться. В начале 1960-х годов компартия высказала недовольство, что СССР воспринимается иностранцами, как военизированная страна. Поэтому и решили красить среднетоннажные грузовики в голубой цвет с белой окантовкой. Мирное небо с облаками, плывущими в нем.

Особенности модели


Во второй половине 1960-х годов работать на ЗиЛ-130 мечтали многие. Это был современный и комфортный грузовик. Кабина имела три места, водительское кресло было отдельным и регулируемым в четырех направлениях. Подушка сиденья без пружин, из латекса, который привозили из-за границы.

Двигатель ЗиЛ-130. Фото: Youtube.com


Зимой водители оценили новую систему отопления, а летом – вентиляцию с люками. Имелся даже омыватель лобового стекла – невиданная роскошь для грузовиков того времени!

Именно на ЗиЛ-130 впервые в классе появился гидроусилитель руля, сделавший управление более простым, а автомобиль маневренным в условиях города. Кто пробовал хоть раз развернуть грузовик без ГУ в узком пространстве, тот поймет ценность сего усовершенствования.
Двигатель ставился V8 с рабочим объемом 6,0 литра и мощностью в 150 л. с.

Мотор отличался прожорливостью, но бензин в 1960-х годах в СССР не считали. Хотя, дело даже не в том, что топлива было много, а в том, что ремонтировать дизельные двигатели сложно. А бензиновые моторы чинились на любом мехдворе в колхозе.

Коробка пятиступенчатая, специально разработанная для ЗиЛ-130. Все передачи с синхронизаторами кроме первой.


Блокировки межколесного дифференциала не предусмотрено, но грузовик отличается неплохой проходимостью – спасибо большеразмерным колесам и высокому дорожному просвету. Не нужно забывать, в какое время эти машины разрабатывались, и где их предполагалось использовать – на стройках и в сельской местности.

Мощная рама и рессоры легко выдерживали постоянные перегрузки. Фото: Youtube.com


Шасси ЗиЛ-130 крепкое и выносливое, если машину не перегружать. Но в СССР этим правилом пренебрегали, поэтому рамы периодически трескались. Но перегрузка должна была быть значительной – шасси изготавливали на совесть.

ЗиЛ-130 отличался рядом качеств, сделавшим его любимцем водителей:

  • ? Надежный
  • ? Конструктивно простой
  • ? Ремонтопригодный
  • ? Не боится перегрузов


Не зря же этот автомобиль выпускался до 2010 года на разных заводах. Последним производителем этого грузовика стал АМУР (Автомобили и моторы Урала).

Основные модификации

Хотя ЗиЛ-130 редко использовался на «стройках века», типа БАМ, сибирских ГЭС, но на селе и городских дорогах эти автомобили трудились постоянно.

Кабина простая, но для своего времени удобная. Фото: Youtube.com


Грузовик работал в различных отраслях народного хозяйства, включая коммунальников и пожарные службы. Автомобили возили грузы, были автовышками и подъемными кранами, ассенизаторскими модификациями, мебельными фургонами, развозными изотермами.

Завод имени Лихачева выпускал только несколько версий:

  • ? Шасси
  • ? Бортовые
  • ? Тягачи


Все остальные версии – это результат сотрудничества со сторонними производителями. Например, даже самосвалов было не меньше трех модификаций.

Отдельно стоит остановиться на экспортных ЗиЛ-130, на тропических и северных версиях. За границу собирали грузовики только самые опытные сборщики, запчасти и агрегаты проходили особый контроль качества.

Тропические модификации дополнительно получали изолированную проводку, вентилятор и другие доработки.

Грузовики использовались и для перевозки людей. Фото: Youtube.com


Северные ЗиЛ имели двойное остекление, термоизоляцию, и так далее.

Модернизации


Весь период производства грузовики модернизировали, увеличивая ресурс, устраняя недоработки, меняя проблемные узлы на более надежные.
В итоге грузоподъемность поднялась до 6 тонн, а капитальный ремонт автомобилю нужен был не раньше, чем через 300 000 км пробега.

В середине 1980-х годов машина получила двухконтурную систему тормозов. Впрочем, глобально модернизировать ЗиЛ-130 не собирались еще в 1970-х – к тому времени специалисты Завода имени Лихачева готовили новую модель – бескапотный ЗиЛ-170 с дизельным двигателем.


Вот только с этим грузовиком ничего не получилось – по приказу «сверху» практически готовую к серийному производству версию пришлось отдать новому автомобилестроительному предприятию – КАМАЗу.

Трехосные модификации


На базе ЗиЛ-130 в середине 1970-х годов было принято решение создать новую модель с повышенной грузоподъемностью. Раму усилили, оснастили ее дополнительным ведущим мостом. Так появился ЗиЛ-133 с колесной формулой 6х4.

Первое время модель оснащалась тем же карбюраторным бензиновым мотором V8, но его мощности не хватало. Да и расход топлива выходил в районе 50 литров на 100 км.

ЗиЛ-133ГЯ. Фото: Youtube.com


Больше всего запомнился водителям ЗиЛ-133ГЯ, прозванный в СССР «Крокодил» или «Баба Яга». Этот грузовик уже оснащался дизельным двигателем КАМАЗ-740, и отличался мощностью и экономичностью.

После развала СССР


ЗиЛ-130 в разных модификациях были незаменимы в первой половине 1990-х годов. Постепенно от них стали отказываться – расход бензина сильно бил по карману. Дольше всех проработали различные специальные модификации – они до сих пор трудятся. Это автовышки, краны, ассенизаторские цистерны и так далее.

Дольше всего задержались на службе самосвалы – они и сейчас встречаются на балансе коммунальных и дорожных организаций. На селе тоже еще используются бортовые ЗиЛ-130 – они продолжают возить зерно и прочий урожай.

В частных хозяйствах ЗиЛ-130 эксплуатируется до сих пор – чтобы пару раз в месяц отвезти какой-нибудь серьезный груз. Но те, кто использует эти грузовики на более или менее постоянной основе, давно переоборудовали их на дизель.

Небесно-голубой с белой окантовкой ЗиЛ-130 иногда еще можно увидеть на российских дорогах. Многие при виде этих грузовиков улыбаются, вспоминая свою автомобильную советскую юность.
Помните ли вы ЗиЛ-130?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...