ЗиЛ-130 – символ советских строек, который трудится до сих пор
Советские грузовики запомнились многим своей голубой кабиной. Этот цвет олицетворял мир, деревню и молодость. Именно среднетоннажные автомобили являются символом городских строек и сельских уборочных кампаний.
Конечно, хватало в стране и тяжелых грузовиков, но чаще всего люди сталкивались с ЗиЛ и ГАЗ, многие на них работали или учились ездить.
Сегодня мы расскажем о «старшем» в семействе среднетоннажников Советского Союза – ЗиЛ-130.
Грузовик ЗиЛ-164 появился в 1957 году, хотя уже тогда было ясно, что он не соответствует современным реалиям. Примерно в это время инженеры Завода имени Лихачева начали разработку ЗиЛ-130.
Новый грузовик серийно выпускали с 1963 года, параллельно с ЗиЛ-164. В 1964 г. старый автомобиль сняли с конвейера, заменив его на новую модель.
Но говорить о том, что ЗиЛ-130 был копией неверно. Взяли только дизайн, технические характеристики были полностью свои.
Главная внешняя особенность советских среднетоннажных автомобилей ЗиЛ-130, как и ГАЗ-52/53 – это голубой цвет кабины в сочетании с белыми окантовками.
Интересна история появления такой окраски. Раньше советские грузовики внешне напоминали военную технику, и кабина красилась в соответствующий темный защитный цвет.
Понять это просто – в случае необходимости, то есть, если начнется война, грузовики становились военными. Они должны были не выделяться. В начале 1960-х годов компартия высказала недовольство, что СССР воспринимается иностранцами, как военизированная страна. Поэтому и решили красить среднетоннажные грузовики в голубой цвет с белой окантовкой. Мирное небо с облаками, плывущими в нем.
Во второй половине 1960-х годов работать на ЗиЛ-130 мечтали многие. Это был современный и комфортный грузовик. Кабина имела три места, водительское кресло было отдельным и регулируемым в четырех направлениях. Подушка сиденья без пружин, из латекса, который привозили из-за границы.
Зимой водители оценили новую систему отопления, а летом – вентиляцию с люками. Имелся даже омыватель лобового стекла – невиданная роскошь для грузовиков того времени!
Именно на ЗиЛ-130 впервые в классе появился гидроусилитель руля, сделавший управление более простым, а автомобиль маневренным в условиях города. Кто пробовал хоть раз развернуть грузовик без ГУ в узком пространстве, тот поймет ценность сего усовершенствования.
Двигатель ставился V8 с рабочим объемом 6,0 литра и мощностью в 150 л. с.
Мотор отличался прожорливостью, но бензин в 1960-х годах в СССР не считали. Хотя, дело даже не в том, что топлива было много, а в том, что ремонтировать дизельные двигатели сложно. А бензиновые моторы чинились на любом мехдворе в колхозе.
Блокировки межколесного дифференциала не предусмотрено, но грузовик отличается неплохой проходимостью – спасибо большеразмерным колесам и высокому дорожному просвету. Не нужно забывать, в какое время эти машины разрабатывались, и где их предполагалось использовать – на стройках и в сельской местности.
Шасси ЗиЛ-130 крепкое и выносливое, если машину не перегружать. Но в СССР этим правилом пренебрегали, поэтому рамы периодически трескались. Но перегрузка должна была быть значительной – шасси изготавливали на совесть.
ЗиЛ-130 отличался рядом качеств, сделавшим его любимцем водителей:
Не зря же этот автомобиль выпускался до 2010 года на разных заводах. Последним производителем этого грузовика стал АМУР (Автомобили и моторы Урала).
Хотя ЗиЛ-130 редко использовался на «стройках века», типа БАМ, сибирских ГЭС, но на селе и городских дорогах эти автомобили трудились постоянно.
Грузовик работал в различных отраслях народного хозяйства, включая коммунальников и пожарные службы. Автомобили возили грузы, были автовышками и подъемными кранами, ассенизаторскими модификациями, мебельными фургонами, развозными изотермами.
Завод имени Лихачева выпускал только несколько версий:
Все остальные версии – это результат сотрудничества со сторонними производителями. Например, даже самосвалов было не меньше трех модификаций.
Отдельно стоит остановиться на экспортных ЗиЛ-130, на тропических и северных версиях. За границу собирали грузовики только самые опытные сборщики, запчасти и агрегаты проходили особый контроль качества.
Тропические модификации дополнительно получали изолированную проводку, вентилятор и другие доработки.
Северные ЗиЛ имели двойное остекление, термоизоляцию, и так далее.
Весь период производства грузовики модернизировали, увеличивая ресурс, устраняя недоработки, меняя проблемные узлы на более надежные.
В итоге грузоподъемность поднялась до 6 тонн, а капитальный ремонт автомобилю нужен был не раньше, чем через 300 000 км пробега.
Вот только с этим грузовиком ничего не получилось – по приказу «сверху» практически готовую к серийному производству версию пришлось отдать новому автомобилестроительному предприятию – КАМАЗу.
На базе ЗиЛ-130 в середине 1970-х годов было принято решение создать новую модель с повышенной грузоподъемностью. Раму усилили, оснастили ее дополнительным ведущим мостом. Так появился ЗиЛ-133 с колесной формулой 6х4.
Первое время модель оснащалась тем же карбюраторным бензиновым мотором V8, но его мощности не хватало. Да и расход топлива выходил в районе 50 литров на 100 км.
Больше всего запомнился водителям ЗиЛ-133ГЯ, прозванный в СССР «Крокодил» или «Баба Яга». Этот грузовик уже оснащался дизельным двигателем КАМАЗ-740, и отличался мощностью и экономичностью.
ЗиЛ-130 в разных модификациях были незаменимы в первой половине 1990-х годов. Постепенно от них стали отказываться – расход бензина сильно бил по карману. Дольше всех проработали различные специальные модификации – они до сих пор трудятся. Это автовышки, краны, ассенизаторские цистерны и так далее.
Дольше всего задержались на службе самосвалы – они и сейчас встречаются на балансе коммунальных и дорожных организаций. На селе тоже еще используются бортовые ЗиЛ-130 – они продолжают возить зерно и прочий урожай.
В частных хозяйствах ЗиЛ-130 эксплуатируется до сих пор – чтобы пару раз в месяц отвезти какой-нибудь серьезный груз. Но те, кто использует эти грузовики на более или менее постоянной основе, давно переоборудовали их на дизель.
Небесно-голубой с белой окантовкой ЗиЛ-130 иногда еще можно увидеть на российских дорогах. Многие при виде этих грузовиков улыбаются, вспоминая свою автомобильную советскую юность.
Конечно, хватало в стране и тяжелых грузовиков, но чаще всего люди сталкивались с ЗиЛ и ГАЗ, многие на них работали или учились ездить.
Сегодня мы расскажем о «старшем» в семействе среднетоннажников Советского Союза – ЗиЛ-130.
История появления
Грузовик ЗиЛ-164 появился в 1957 году, хотя уже тогда было ясно, что он не соответствует современным реалиям. Примерно в это время инженеры Завода имени Лихачева начали разработку ЗиЛ-130.
Самым популярным ЗиЛ-130 в наше время остается самосвал. Фото: Youtube.com
Новый грузовик серийно выпускали с 1963 года, параллельно с ЗиЛ-164. В 1964 г. старый автомобиль сняли с конвейера, заменив его на новую модель.
Считается, что ЗиЛ-130 – это полностью советская разработка, но на самом деле, конструкторы вдохновлялись американским автопромом тех лет.
Но говорить о том, что ЗиЛ-130 был копией неверно. Взяли только дизайн, технические характеристики были полностью свои.
Главная внешняя особенность советских среднетоннажных автомобилей ЗиЛ-130, как и ГАЗ-52/53 – это голубой цвет кабины в сочетании с белыми окантовками.
Интересна история появления такой окраски. Раньше советские грузовики внешне напоминали военную технику, и кабина красилась в соответствующий темный защитный цвет.
Понять это просто – в случае необходимости, то есть, если начнется война, грузовики становились военными. Они должны были не выделяться. В начале 1960-х годов компартия высказала недовольство, что СССР воспринимается иностранцами, как военизированная страна. Поэтому и решили красить среднетоннажные грузовики в голубой цвет с белой окантовкой. Мирное небо с облаками, плывущими в нем.
Особенности модели
Во второй половине 1960-х годов работать на ЗиЛ-130 мечтали многие. Это был современный и комфортный грузовик. Кабина имела три места, водительское кресло было отдельным и регулируемым в четырех направлениях. Подушка сиденья без пружин, из латекса, который привозили из-за границы.
Двигатель ЗиЛ-130. Фото: Youtube.com
Зимой водители оценили новую систему отопления, а летом – вентиляцию с люками. Имелся даже омыватель лобового стекла – невиданная роскошь для грузовиков того времени!
Именно на ЗиЛ-130 впервые в классе появился гидроусилитель руля, сделавший управление более простым, а автомобиль маневренным в условиях города. Кто пробовал хоть раз развернуть грузовик без ГУ в узком пространстве, тот поймет ценность сего усовершенствования.
Двигатель ставился V8 с рабочим объемом 6,0 литра и мощностью в 150 л. с.
Мотор отличался прожорливостью, но бензин в 1960-х годах в СССР не считали. Хотя, дело даже не в том, что топлива было много, а в том, что ремонтировать дизельные двигатели сложно. А бензиновые моторы чинились на любом мехдворе в колхозе.
Коробка пятиступенчатая, специально разработанная для ЗиЛ-130. Все передачи с синхронизаторами кроме первой.
Блокировки межколесного дифференциала не предусмотрено, но грузовик отличается неплохой проходимостью – спасибо большеразмерным колесам и высокому дорожному просвету. Не нужно забывать, в какое время эти машины разрабатывались, и где их предполагалось использовать – на стройках и в сельской местности.
Мощная рама и рессоры легко выдерживали постоянные перегрузки. Фото: Youtube.com
Шасси ЗиЛ-130 крепкое и выносливое, если машину не перегружать. Но в СССР этим правилом пренебрегали, поэтому рамы периодически трескались. Но перегрузка должна была быть значительной – шасси изготавливали на совесть.
ЗиЛ-130 отличался рядом качеств, сделавшим его любимцем водителей:
- ? Надежный
- ? Конструктивно простой
- ? Ремонтопригодный
- ? Не боится перегрузов
Не зря же этот автомобиль выпускался до 2010 года на разных заводах. Последним производителем этого грузовика стал АМУР (Автомобили и моторы Урала).
Основные модификации
Хотя ЗиЛ-130 редко использовался на «стройках века», типа БАМ, сибирских ГЭС, но на селе и городских дорогах эти автомобили трудились постоянно.
Кабина простая, но для своего времени удобная. Фото: Youtube.com
Грузовик работал в различных отраслях народного хозяйства, включая коммунальников и пожарные службы. Автомобили возили грузы, были автовышками и подъемными кранами, ассенизаторскими модификациями, мебельными фургонами, развозными изотермами.
Завод имени Лихачева выпускал только несколько версий:
- ? Шасси
- ? Бортовые
- ? Тягачи
Все остальные версии – это результат сотрудничества со сторонними производителями. Например, даже самосвалов было не меньше трех модификаций.
Отдельно стоит остановиться на экспортных ЗиЛ-130, на тропических и северных версиях. За границу собирали грузовики только самые опытные сборщики, запчасти и агрегаты проходили особый контроль качества.
Тропические модификации дополнительно получали изолированную проводку, вентилятор и другие доработки.
Грузовики использовались и для перевозки людей. Фото: Youtube.com
Северные ЗиЛ имели двойное остекление, термоизоляцию, и так далее.
Модернизации
Весь период производства грузовики модернизировали, увеличивая ресурс, устраняя недоработки, меняя проблемные узлы на более надежные.
В итоге грузоподъемность поднялась до 6 тонн, а капитальный ремонт автомобилю нужен был не раньше, чем через 300 000 км пробега.
В середине 1980-х годов машина получила двухконтурную систему тормозов. Впрочем, глобально модернизировать ЗиЛ-130 не собирались еще в 1970-х – к тому времени специалисты Завода имени Лихачева готовили новую модель – бескапотный ЗиЛ-170 с дизельным двигателем.
Вот только с этим грузовиком ничего не получилось – по приказу «сверху» практически готовую к серийному производству версию пришлось отдать новому автомобилестроительному предприятию – КАМАЗу.
Трехосные модификации
На базе ЗиЛ-130 в середине 1970-х годов было принято решение создать новую модель с повышенной грузоподъемностью. Раму усилили, оснастили ее дополнительным ведущим мостом. Так появился ЗиЛ-133 с колесной формулой 6х4.
Первое время модель оснащалась тем же карбюраторным бензиновым мотором V8, но его мощности не хватало. Да и расход топлива выходил в районе 50 литров на 100 км.
ЗиЛ-133ГЯ. Фото: Youtube.com
Больше всего запомнился водителям ЗиЛ-133ГЯ, прозванный в СССР «Крокодил» или «Баба Яга». Этот грузовик уже оснащался дизельным двигателем КАМАЗ-740, и отличался мощностью и экономичностью.
После развала СССР
ЗиЛ-130 в разных модификациях были незаменимы в первой половине 1990-х годов. Постепенно от них стали отказываться – расход бензина сильно бил по карману. Дольше всех проработали различные специальные модификации – они до сих пор трудятся. Это автовышки, краны, ассенизаторские цистерны и так далее.
Дольше всего задержались на службе самосвалы – они и сейчас встречаются на балансе коммунальных и дорожных организаций. На селе тоже еще используются бортовые ЗиЛ-130 – они продолжают возить зерно и прочий урожай.
В частных хозяйствах ЗиЛ-130 эксплуатируется до сих пор – чтобы пару раз в месяц отвезти какой-нибудь серьезный груз. Но те, кто использует эти грузовики на более или менее постоянной основе, давно переоборудовали их на дизель.
Небесно-голубой с белой окантовкой ЗиЛ-130 иногда еще можно увидеть на российских дорогах. Многие при виде этих грузовиков улыбаются, вспоминая свою автомобильную советскую юность.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...