ЗиЛ-130 – символ советских строек, который трудится до сих пор
Советские грузовики запомнились многим своей голубой кабиной. Этот цвет олицетворял мир, деревню и молодость. Именно среднетоннажные автомобили являются символом городских строек и сельских уборочных кампаний.
Конечно, хватало в стране и тяжелых грузовиков, но чаще всего люди сталкивались с ЗиЛ и ГАЗ, многие на них работали или учились ездить.
Сегодня мы расскажем о «старшем» в семействе среднетоннажников Советского Союза – ЗиЛ-130.
Грузовик ЗиЛ-164 появился в 1957 году, хотя уже тогда было ясно, что он не соответствует современным реалиям. Примерно в это время инженеры Завода имени Лихачева начали разработку ЗиЛ-130.
Новый грузовик серийно выпускали с 1963 года, параллельно с ЗиЛ-164. В 1964 г. старый автомобиль сняли с конвейера, заменив его на новую модель.
Но говорить о том, что ЗиЛ-130 был копией неверно. Взяли только дизайн, технические характеристики были полностью свои.
Главная внешняя особенность советских среднетоннажных автомобилей ЗиЛ-130, как и ГАЗ-52/53 – это голубой цвет кабины в сочетании с белыми окантовками.
Интересна история появления такой окраски. Раньше советские грузовики внешне напоминали военную технику, и кабина красилась в соответствующий темный защитный цвет.
Понять это просто – в случае необходимости, то есть, если начнется война, грузовики становились военными. Они должны были не выделяться. В начале 1960-х годов компартия высказала недовольство, что СССР воспринимается иностранцами, как военизированная страна. Поэтому и решили красить среднетоннажные грузовики в голубой цвет с белой окантовкой. Мирное небо с облаками, плывущими в нем.
Во второй половине 1960-х годов работать на ЗиЛ-130 мечтали многие. Это был современный и комфортный грузовик. Кабина имела три места, водительское кресло было отдельным и регулируемым в четырех направлениях. Подушка сиденья без пружин, из латекса, который привозили из-за границы.
Зимой водители оценили новую систему отопления, а летом – вентиляцию с люками. Имелся даже омыватель лобового стекла – невиданная роскошь для грузовиков того времени!
Именно на ЗиЛ-130 впервые в классе появился гидроусилитель руля, сделавший управление более простым, а автомобиль маневренным в условиях города. Кто пробовал хоть раз развернуть грузовик без ГУ в узком пространстве, тот поймет ценность сего усовершенствования.
Двигатель ставился V8 с рабочим объемом 6,0 литра и мощностью в 150 л. с.
Мотор отличался прожорливостью, но бензин в 1960-х годах в СССР не считали. Хотя, дело даже не в том, что топлива было много, а в том, что ремонтировать дизельные двигатели сложно. А бензиновые моторы чинились на любом мехдворе в колхозе.
Блокировки межколесного дифференциала не предусмотрено, но грузовик отличается неплохой проходимостью – спасибо большеразмерным колесам и высокому дорожному просвету. Не нужно забывать, в какое время эти машины разрабатывались, и где их предполагалось использовать – на стройках и в сельской местности.
Шасси ЗиЛ-130 крепкое и выносливое, если машину не перегружать. Но в СССР этим правилом пренебрегали, поэтому рамы периодически трескались. Но перегрузка должна была быть значительной – шасси изготавливали на совесть.
ЗиЛ-130 отличался рядом качеств, сделавшим его любимцем водителей:
Не зря же этот автомобиль выпускался до 2010 года на разных заводах. Последним производителем этого грузовика стал АМУР (Автомобили и моторы Урала).
Хотя ЗиЛ-130 редко использовался на «стройках века», типа БАМ, сибирских ГЭС, но на селе и городских дорогах эти автомобили трудились постоянно.
Грузовик работал в различных отраслях народного хозяйства, включая коммунальников и пожарные службы. Автомобили возили грузы, были автовышками и подъемными кранами, ассенизаторскими модификациями, мебельными фургонами, развозными изотермами.
Завод имени Лихачева выпускал только несколько версий:
Все остальные версии – это результат сотрудничества со сторонними производителями. Например, даже самосвалов было не меньше трех модификаций.
Отдельно стоит остановиться на экспортных ЗиЛ-130, на тропических и северных версиях. За границу собирали грузовики только самые опытные сборщики, запчасти и агрегаты проходили особый контроль качества.
Тропические модификации дополнительно получали изолированную проводку, вентилятор и другие доработки.
Северные ЗиЛ имели двойное остекление, термоизоляцию, и так далее.
Весь период производства грузовики модернизировали, увеличивая ресурс, устраняя недоработки, меняя проблемные узлы на более надежные.
В итоге грузоподъемность поднялась до 6 тонн, а капитальный ремонт автомобилю нужен был не раньше, чем через 300 000 км пробега.
Вот только с этим грузовиком ничего не получилось – по приказу «сверху» практически готовую к серийному производству версию пришлось отдать новому автомобилестроительному предприятию – КАМАЗу.
На базе ЗиЛ-130 в середине 1970-х годов было принято решение создать новую модель с повышенной грузоподъемностью. Раму усилили, оснастили ее дополнительным ведущим мостом. Так появился ЗиЛ-133 с колесной формулой 6х4.
Первое время модель оснащалась тем же карбюраторным бензиновым мотором V8, но его мощности не хватало. Да и расход топлива выходил в районе 50 литров на 100 км.
Больше всего запомнился водителям ЗиЛ-133ГЯ, прозванный в СССР «Крокодил» или «Баба Яга». Этот грузовик уже оснащался дизельным двигателем КАМАЗ-740, и отличался мощностью и экономичностью.
ЗиЛ-130 в разных модификациях были незаменимы в первой половине 1990-х годов. Постепенно от них стали отказываться – расход бензина сильно бил по карману. Дольше всех проработали различные специальные модификации – они до сих пор трудятся. Это автовышки, краны, ассенизаторские цистерны и так далее.
Дольше всего задержались на службе самосвалы – они и сейчас встречаются на балансе коммунальных и дорожных организаций. На селе тоже еще используются бортовые ЗиЛ-130 – они продолжают возить зерно и прочий урожай.
В частных хозяйствах ЗиЛ-130 эксплуатируется до сих пор – чтобы пару раз в месяц отвезти какой-нибудь серьезный груз. Но те, кто использует эти грузовики на более или менее постоянной основе, давно переоборудовали их на дизель.
Небесно-голубой с белой окантовкой ЗиЛ-130 иногда еще можно увидеть на российских дорогах. Многие при виде этих грузовиков улыбаются, вспоминая свою автомобильную советскую юность.
Конечно, хватало в стране и тяжелых грузовиков, но чаще всего люди сталкивались с ЗиЛ и ГАЗ, многие на них работали или учились ездить.
Сегодня мы расскажем о «старшем» в семействе среднетоннажников Советского Союза – ЗиЛ-130.
История появления
Грузовик ЗиЛ-164 появился в 1957 году, хотя уже тогда было ясно, что он не соответствует современным реалиям. Примерно в это время инженеры Завода имени Лихачева начали разработку ЗиЛ-130.
Самым популярным ЗиЛ-130 в наше время остается самосвал. Фото: Youtube.com
Новый грузовик серийно выпускали с 1963 года, параллельно с ЗиЛ-164. В 1964 г. старый автомобиль сняли с конвейера, заменив его на новую модель.
Считается, что ЗиЛ-130 – это полностью советская разработка, но на самом деле, конструкторы вдохновлялись американским автопромом тех лет.
Но говорить о том, что ЗиЛ-130 был копией неверно. Взяли только дизайн, технические характеристики были полностью свои.
Главная внешняя особенность советских среднетоннажных автомобилей ЗиЛ-130, как и ГАЗ-52/53 – это голубой цвет кабины в сочетании с белыми окантовками.
Интересна история появления такой окраски. Раньше советские грузовики внешне напоминали военную технику, и кабина красилась в соответствующий темный защитный цвет.
Понять это просто – в случае необходимости, то есть, если начнется война, грузовики становились военными. Они должны были не выделяться. В начале 1960-х годов компартия высказала недовольство, что СССР воспринимается иностранцами, как военизированная страна. Поэтому и решили красить среднетоннажные грузовики в голубой цвет с белой окантовкой. Мирное небо с облаками, плывущими в нем.
Особенности модели
Во второй половине 1960-х годов работать на ЗиЛ-130 мечтали многие. Это был современный и комфортный грузовик. Кабина имела три места, водительское кресло было отдельным и регулируемым в четырех направлениях. Подушка сиденья без пружин, из латекса, который привозили из-за границы.
Двигатель ЗиЛ-130. Фото: Youtube.com
Зимой водители оценили новую систему отопления, а летом – вентиляцию с люками. Имелся даже омыватель лобового стекла – невиданная роскошь для грузовиков того времени!
Именно на ЗиЛ-130 впервые в классе появился гидроусилитель руля, сделавший управление более простым, а автомобиль маневренным в условиях города. Кто пробовал хоть раз развернуть грузовик без ГУ в узком пространстве, тот поймет ценность сего усовершенствования.
Двигатель ставился V8 с рабочим объемом 6,0 литра и мощностью в 150 л. с.
Мотор отличался прожорливостью, но бензин в 1960-х годах в СССР не считали. Хотя, дело даже не в том, что топлива было много, а в том, что ремонтировать дизельные двигатели сложно. А бензиновые моторы чинились на любом мехдворе в колхозе.
Коробка пятиступенчатая, специально разработанная для ЗиЛ-130. Все передачи с синхронизаторами кроме первой.
Блокировки межколесного дифференциала не предусмотрено, но грузовик отличается неплохой проходимостью – спасибо большеразмерным колесам и высокому дорожному просвету. Не нужно забывать, в какое время эти машины разрабатывались, и где их предполагалось использовать – на стройках и в сельской местности.
Мощная рама и рессоры легко выдерживали постоянные перегрузки. Фото: Youtube.com
Шасси ЗиЛ-130 крепкое и выносливое, если машину не перегружать. Но в СССР этим правилом пренебрегали, поэтому рамы периодически трескались. Но перегрузка должна была быть значительной – шасси изготавливали на совесть.
ЗиЛ-130 отличался рядом качеств, сделавшим его любимцем водителей:
- ? Надежный
- ? Конструктивно простой
- ? Ремонтопригодный
- ? Не боится перегрузов
Не зря же этот автомобиль выпускался до 2010 года на разных заводах. Последним производителем этого грузовика стал АМУР (Автомобили и моторы Урала).
Основные модификации
Хотя ЗиЛ-130 редко использовался на «стройках века», типа БАМ, сибирских ГЭС, но на селе и городских дорогах эти автомобили трудились постоянно.
Кабина простая, но для своего времени удобная. Фото: Youtube.com
Грузовик работал в различных отраслях народного хозяйства, включая коммунальников и пожарные службы. Автомобили возили грузы, были автовышками и подъемными кранами, ассенизаторскими модификациями, мебельными фургонами, развозными изотермами.
Завод имени Лихачева выпускал только несколько версий:
- ? Шасси
- ? Бортовые
- ? Тягачи
Все остальные версии – это результат сотрудничества со сторонними производителями. Например, даже самосвалов было не меньше трех модификаций.
Отдельно стоит остановиться на экспортных ЗиЛ-130, на тропических и северных версиях. За границу собирали грузовики только самые опытные сборщики, запчасти и агрегаты проходили особый контроль качества.
Тропические модификации дополнительно получали изолированную проводку, вентилятор и другие доработки.
Грузовики использовались и для перевозки людей. Фото: Youtube.com
Северные ЗиЛ имели двойное остекление, термоизоляцию, и так далее.
Модернизации
Весь период производства грузовики модернизировали, увеличивая ресурс, устраняя недоработки, меняя проблемные узлы на более надежные.
В итоге грузоподъемность поднялась до 6 тонн, а капитальный ремонт автомобилю нужен был не раньше, чем через 300 000 км пробега.
В середине 1980-х годов машина получила двухконтурную систему тормозов. Впрочем, глобально модернизировать ЗиЛ-130 не собирались еще в 1970-х – к тому времени специалисты Завода имени Лихачева готовили новую модель – бескапотный ЗиЛ-170 с дизельным двигателем.
Вот только с этим грузовиком ничего не получилось – по приказу «сверху» практически готовую к серийному производству версию пришлось отдать новому автомобилестроительному предприятию – КАМАЗу.
Трехосные модификации
На базе ЗиЛ-130 в середине 1970-х годов было принято решение создать новую модель с повышенной грузоподъемностью. Раму усилили, оснастили ее дополнительным ведущим мостом. Так появился ЗиЛ-133 с колесной формулой 6х4.
Первое время модель оснащалась тем же карбюраторным бензиновым мотором V8, но его мощности не хватало. Да и расход топлива выходил в районе 50 литров на 100 км.
ЗиЛ-133ГЯ. Фото: Youtube.com
Больше всего запомнился водителям ЗиЛ-133ГЯ, прозванный в СССР «Крокодил» или «Баба Яга». Этот грузовик уже оснащался дизельным двигателем КАМАЗ-740, и отличался мощностью и экономичностью.
После развала СССР
ЗиЛ-130 в разных модификациях были незаменимы в первой половине 1990-х годов. Постепенно от них стали отказываться – расход бензина сильно бил по карману. Дольше всех проработали различные специальные модификации – они до сих пор трудятся. Это автовышки, краны, ассенизаторские цистерны и так далее.
Дольше всего задержались на службе самосвалы – они и сейчас встречаются на балансе коммунальных и дорожных организаций. На селе тоже еще используются бортовые ЗиЛ-130 – они продолжают возить зерно и прочий урожай.
В частных хозяйствах ЗиЛ-130 эксплуатируется до сих пор – чтобы пару раз в месяц отвезти какой-нибудь серьезный груз. Но те, кто использует эти грузовики на более или менее постоянной основе, давно переоборудовали их на дизель.
Небесно-голубой с белой окантовкой ЗиЛ-130 иногда еще можно увидеть на российских дорогах. Многие при виде этих грузовиков улыбаются, вспоминая свою автомобильную советскую юность.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....