МТЗ-80/82 – самый популярный колесный трактор Советского Союза
Одним из главных производителей колесных тракторов в СССР был Минский завод. Кстати, он до сих пор функционирует. Самой популярной моделью этого предприятия является МТЗ-80 и его полноприводная модификация с индексом 82.
Данная сельхозтехника выпускается до сих пор. Хотя внешне трактор изменился, кабина стала комфортнее, конструктивно это все тот же советский МТЗ-80/82.
Конечно, крупные сельскохозяйственные предприятия для работы в полях эти машины используют редко – они маломощные. Но для раздачи кормов и в мелких фермерских хозяйствах он незаменим. Да и для коммунальщиков эта техника актуальна до сих пор. МТЗ-80 отличается низкой стоимостью, экономичностью и простотой в ремонте.
Работы над новой моделью в конструкторском бюро МТЗ стартовали в 1966 году. Тогда руководство завода получило Постановление Совета Министров, гласящее, что стране нужны новые колесные тракторы. Их мощность должна была составлять не менее 75 л. с.
Основной моделью Минского завода в 60-х был МТЗ-50. Как уже ясно из названия, его мощность должна была быть 50 л. с. По факту, двигатель модели развивал 55 «лошадок», то есть, на 10 % больше, чем запланировали изначально. Но индекс менять не стали.
Работа закипела и вскоре были готовы опытные экземпляры. Правда, с двигателем возникла заминка. Изначально, инженеры хотели создать трактор, значительно превышающий по мощности предыдущую модель. Вместо желаемых по техническому заданию 75-80 л. с. они предложили сразу сотню «лошадок».
Моторы были следующие:
✅ СМД-14 от харьковского «Серп и молот»
✅ Владимирский Д-160
✅ Минский Д-260
В итоге решили, что целесообразно будет использовать двигатели ММЗ – они в одном же городе с тракторами делались. Это значит, что можно урезать транспортные издержки. Опытные модели с этими моторами отправили на Кубань и в Московскую область. Там специалисты должны были их испытать и дать свое заключение.
Это только кажется, что увеличение мощности для сельхозтехники всегда предпочтительно. Оказалось, что будущие МТЗ-80 выбиваются из своего класса. Новый двигатель уменьшал ресурс всех узлов трактора. Поэтому минские конструкторы получили строгий наказ не заниматься самодеятельностью и не выбиваться из 80 л. с.
Пришлось брать старый двигатель МТЗ-50 и дорабатывать его, пытаясь повысить мощность. Для этого переработали систему питания мотора, ускорили частоту вращения коленвала и поставили новый маховик. Мощность подняли до 80 л. с., а расход топлива неожиданно для потенциальных потребителей уменьшился. Минимально, конечно, но это факт.
Кроме работ по двигателю, конструкторы модернизировали коробку передач, гидравлику. Появился шестеренчатый редуктор для пониженной скорости до 1 км/ч. Ходовку усилили – грузоподъемность трактора за счет этого увеличилась с 1,5 до 2 тонн.
На первый взгляд кажется, что внешне МТЗ-80 почти ничем не отличается от предыдущей модели. На самом деле, кабину для трактора разрабатывал специально созданный для этого отдел. Конечно, сейчас старые МТЗ-80 кажутся примитивными и спартанскими, но для своего времени они были на голову выше предыдущих модификаций.
Особенности новых кабин:
✅ Цельнометаллическая конструкция с усиленным каркасом жесткости
✅ Наличие резиновых амортизаторов, снижающих уровень вибраций
✅ Сиденье с регулировками и гидравликой
✅ Улучшенная шумоизоляция
Трактористы утверждали, что в кабине МТЗ-80 было не хуже, чем в легковом автомобиле. Конечно, разговор идет о новом тракторе. Ведь известно, что сельхозтехнику никогда особо не берегли. Хотя, некоторые машинисты следили за трактором, как будто он был их собственностью. Техника платила за это работой без поломок.
В 80-х годах на МТЗ-80 появилась новая, более просторная кабина с панорамным остеклением. Среди трактористов она получила прозвище «Аквариум». Примечательно, что разрабатывали ее для МТЗ-100/142, который так в серийное производство и не пошел.
Изначально на МТЗ-80 ставили мотор Д-240. Это простой атмосферный дизельный четырехцилиндровый агрегат с объемом 4,75 литра и мощностью 80 л. с.
Самый популярный двигатель для МТЗ-80/82, который ставится на современные тракторы – это Д-245. Он турбированный и развивает мощность от 90 до 136 л. с. Кстати, мотор универсальный, массово поставлялся в Россию и устанавливался на среднетоннажные грузовики и автобусы.
Все силовые агрегаты серии Д-240 имеют один рабочий объем – 4,75 литра. Моторы с жидкостным охлаждением, так что летом проблем с перегревами МТЗ-80 не имел. Конечно, при условии, что система в порядке.
Ранние МТЗ-80 имели блокировку дифференциала, включаемую специальной педалью. Современные тракторы этой модели получили стандартный электронный переключатель. Система более удобная для машиниста, но и сложнее конструктивно.
МТЗ-80 – это надежный трактор. Интересно, что машины советских годов выпуска имеют больший ресурс, чем современные модификации. Связано это с утратой культуры производства и применением ряда китайских узлов и комплектующих. Да, белорусские тракторы уже далеко не те, что раньше – с этим нужно смириться.
Самые частые проблемы МТЗ-80/82 связаны с невозможностью запуска двигателя. Как правило, виноваты в этом некачественное горючее и ленивый тракторист, пренебрегающий ТО. В первую очередь, выходит из строя топливный насос. Бывает, что грязная солярка забивает фильтрующие элементы. Сизый дым из выхлопной трубы намекает на то, что масло попадает в камеру сгорания.
Коробка передач далеко не всегда радует четкостью переключений.
Тракторы МТЗ-80 в советское время поставлялись по всему миру. Они до сих пор встречаются в Африке, Латинской Америке и даже Австралии. Белорусский трактор прошел испытания в университете Линкольна, находящемся в штате Небраска, США. Он получил там самые высокие оценки.
МТЗ-80 неоднократно завоевывал золотые медали на сельскохозяйственных выставках в Западной Европе. 9 сотрудников Минского тракторного завода получили Государственные премии БССР за разработку новой модели. Их поздравлял лично Леонид Ильич Брежнев.
Российские фермеры до сих пор эксплуатируют МТЗ-80/82. Большая часть тракторов у них еще советского производства. Они отмечают, что техника давно и безнадежно устарела, но при этом до сих пор не уступает современным моделям в своем классе.
Конечно, иностранные тракторы мощнее и комфортнее, но и цена у них в десятки раз выше. Да и в обслуживании МТЗ-80 намного дешевле. К сожалению, качество современных деталей уступает советским, поэтому владельцы стараются искать именно последние.
Несмотря на годы, МТЗ-80 даже первых партий не только помогают по хозяйству, но и позволяют заработать на селе. Этому способствует небольшой расход топлива, не превышающий 15 литров в час.
Самыми надежными двигателями считаются Д-240/243. Несмотря на свою шумность, они работают десятилетиями – главное не забывать их периодически обслуживать.
Стоимость МТЗ-80 на б/у рынке начинается от 300 тысяч рублей. Конечно, это тракторы без документов и в удручающем состоянии. Но они на ходу и способны работать – в этом и есть легендарность советской сельскохозяйственной техники.
Данная сельхозтехника выпускается до сих пор. Хотя внешне трактор изменился, кабина стала комфортнее, конструктивно это все тот же советский МТЗ-80/82.
Современные модели не особо изменились. Фото: Youtube.com
Конечно, крупные сельскохозяйственные предприятия для работы в полях эти машины используют редко – они маломощные. Но для раздачи кормов и в мелких фермерских хозяйствах он незаменим. Да и для коммунальщиков эта техника актуальна до сих пор. МТЗ-80 отличается низкой стоимостью, экономичностью и простотой в ремонте.
История
Работы над новой моделью в конструкторском бюро МТЗ стартовали в 1966 году. Тогда руководство завода получило Постановление Совета Министров, гласящее, что стране нужны новые колесные тракторы. Их мощность должна была составлять не менее 75 л. с.
Основной моделью Минского завода в 60-х был МТЗ-50. Как уже ясно из названия, его мощность должна была быть 50 л. с. По факту, двигатель модели развивал 55 «лошадок», то есть, на 10 % больше, чем запланировали изначально. Но индекс менять не стали.
Труженик полей в своей стихии. Фото: Youtube.com
Работа закипела и вскоре были готовы опытные экземпляры. Правда, с двигателем возникла заминка. Изначально, инженеры хотели создать трактор, значительно превышающий по мощности предыдущую модель. Вместо желаемых по техническому заданию 75-80 л. с. они предложили сразу сотню «лошадок».
Моторы были следующие:
✅ СМД-14 от харьковского «Серп и молот»
✅ Владимирский Д-160
✅ Минский Д-260
В итоге решили, что целесообразно будет использовать двигатели ММЗ – они в одном же городе с тракторами делались. Это значит, что можно урезать транспортные издержки. Опытные модели с этими моторами отправили на Кубань и в Московскую область. Там специалисты должны были их испытать и дать свое заключение.
Это только кажется, что увеличение мощности для сельхозтехники всегда предпочтительно. Оказалось, что будущие МТЗ-80 выбиваются из своего класса. Новый двигатель уменьшал ресурс всех узлов трактора. Поэтому минские конструкторы получили строгий наказ не заниматься самодеятельностью и не выбиваться из 80 л. с.
К сожалению, некоторые МТЗ-50 и МТЗ-80 выглядят примерно так. Фото: Youtube.com
Пришлось брать старый двигатель МТЗ-50 и дорабатывать его, пытаясь повысить мощность. Для этого переработали систему питания мотора, ускорили частоту вращения коленвала и поставили новый маховик. Мощность подняли до 80 л. с., а расход топлива неожиданно для потенциальных потребителей уменьшился. Минимально, конечно, но это факт.
Кроме работ по двигателю, конструкторы модернизировали коробку передач, гидравлику. Появился шестеренчатый редуктор для пониженной скорости до 1 км/ч. Ходовку усилили – грузоподъемность трактора за счет этого увеличилась с 1,5 до 2 тонн.
Кабина
На первый взгляд кажется, что внешне МТЗ-80 почти ничем не отличается от предыдущей модели. На самом деле, кабину для трактора разрабатывал специально созданный для этого отдел. Конечно, сейчас старые МТЗ-80 кажутся примитивными и спартанскими, но для своего времени они были на голову выше предыдущих модификаций.
Особенности новых кабин:
✅ Цельнометаллическая конструкция с усиленным каркасом жесткости
✅ Наличие резиновых амортизаторов, снижающих уровень вибраций
✅ Сиденье с регулировками и гидравликой
✅ Улучшенная шумоизоляция
Трактористы утверждали, что в кабине МТЗ-80 было не хуже, чем в легковом автомобиле. Конечно, разговор идет о новом тракторе. Ведь известно, что сельхозтехнику никогда особо не берегли. Хотя, некоторые машинисты следили за трактором, как будто он был их собственностью. Техника платила за это работой без поломок.
Готов к работе, впрочем, как всегда. Фото: Youtube.com
В 80-х годах на МТЗ-80 появилась новая, более просторная кабина с панорамным остеклением. Среди трактористов она получила прозвище «Аквариум». Примечательно, что разрабатывали ее для МТЗ-100/142, который так в серийное производство и не пошел.
Двигатель и основные ТТХ
Изначально на МТЗ-80 ставили мотор Д-240. Это простой атмосферный дизельный четырехцилиндровый агрегат с объемом 4,75 литра и мощностью 80 л. с.
Более поздние модификации трактора МТЗ-80 оснащались моторами Д-243. Они тоже атмосферные, но доработанные в угоду экологическим нормам.
Самый популярный двигатель для МТЗ-80/82, который ставится на современные тракторы – это Д-245. Он турбированный и развивает мощность от 90 до 136 л. с. Кстати, мотор универсальный, массово поставлялся в Россию и устанавливался на среднетоннажные грузовики и автобусы.
Покрасить двигатель в цвет трактора – это у нас любят. Фото: Youtube.com
Все силовые агрегаты серии Д-240 имеют один рабочий объем – 4,75 литра. Моторы с жидкостным охлаждением, так что летом проблем с перегревами МТЗ-80 не имел. Конечно, при условии, что система в порядке.
КПП у трактора механическая, 18 передних передач и 8 задних. Есть понижающий редуктор, помогающий машинисту плавно начать движение при работе с навесным оборудованием.
Ранние МТЗ-80 имели блокировку дифференциала, включаемую специальной педалью. Современные тракторы этой модели получили стандартный электронный переключатель. Система более удобная для машиниста, но и сложнее конструктивно.
«Фирменные» неисправности модели
МТЗ-80 – это надежный трактор. Интересно, что машины советских годов выпуска имеют больший ресурс, чем современные модификации. Связано это с утратой культуры производства и применением ряда китайских узлов и комплектующих. Да, белорусские тракторы уже далеко не те, что раньше – с этим нужно смириться.
Этот трактор возвращает в СССР одной своей внешностью. Фото: Youtube.com
Самые частые проблемы МТЗ-80/82 связаны с невозможностью запуска двигателя. Как правило, виноваты в этом некачественное горючее и ленивый тракторист, пренебрегающий ТО. В первую очередь, выходит из строя топливный насос. Бывает, что грязная солярка забивает фильтрующие элементы. Сизый дым из выхлопной трубы намекает на то, что масло попадает в камеру сгорания.
Коробка передач далеко не всегда радует четкостью переключений.
Интересные факты и отзывы
Тракторы МТЗ-80 в советское время поставлялись по всему миру. Они до сих пор встречаются в Африке, Латинской Америке и даже Австралии. Белорусский трактор прошел испытания в университете Линкольна, находящемся в штате Небраска, США. Он получил там самые высокие оценки.
Это модификация МТЗ-80Х. Фото: Youtube.com
МТЗ-80 неоднократно завоевывал золотые медали на сельскохозяйственных выставках в Западной Европе. 9 сотрудников Минского тракторного завода получили Государственные премии БССР за разработку новой модели. Их поздравлял лично Леонид Ильич Брежнев.
Российские фермеры до сих пор эксплуатируют МТЗ-80/82. Большая часть тракторов у них еще советского производства. Они отмечают, что техника давно и безнадежно устарела, но при этом до сих пор не уступает современным моделям в своем классе.
Конечно, иностранные тракторы мощнее и комфортнее, но и цена у них в десятки раз выше. Да и в обслуживании МТЗ-80 намного дешевле. К сожалению, качество современных деталей уступает советским, поэтому владельцы стараются искать именно последние.
Новая кабина получила панорамное остекление. Фото: Youtube.com
Несмотря на годы, МТЗ-80 даже первых партий не только помогают по хозяйству, но и позволяют заработать на селе. Этому способствует небольшой расход топлива, не превышающий 15 литров в час.
Самыми надежными двигателями считаются Д-240/243. Несмотря на свою шумность, они работают десятилетиями – главное не забывать их периодически обслуживать.
Стоимость МТЗ-80 на б/у рынке начинается от 300 тысяч рублей. Конечно, это тракторы без документов и в удручающем состоянии. Но они на ходу и способны работать – в этом и есть легендарность советской сельскохозяйственной техники.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....