МТЗ-80/82 – самый популярный колесный трактор Советского Союза
Одним из главных производителей колесных тракторов в СССР был Минский завод. Кстати, он до сих пор функционирует. Самой популярной моделью этого предприятия является МТЗ-80 и его полноприводная модификация с индексом 82.
Данная сельхозтехника выпускается до сих пор. Хотя внешне трактор изменился, кабина стала комфортнее, конструктивно это все тот же советский МТЗ-80/82.
Конечно, крупные сельскохозяйственные предприятия для работы в полях эти машины используют редко – они маломощные. Но для раздачи кормов и в мелких фермерских хозяйствах он незаменим. Да и для коммунальщиков эта техника актуальна до сих пор. МТЗ-80 отличается низкой стоимостью, экономичностью и простотой в ремонте.
Работы над новой моделью в конструкторском бюро МТЗ стартовали в 1966 году. Тогда руководство завода получило Постановление Совета Министров, гласящее, что стране нужны новые колесные тракторы. Их мощность должна была составлять не менее 75 л. с.
Основной моделью Минского завода в 60-х был МТЗ-50. Как уже ясно из названия, его мощность должна была быть 50 л. с. По факту, двигатель модели развивал 55 «лошадок», то есть, на 10 % больше, чем запланировали изначально. Но индекс менять не стали.
Работа закипела и вскоре были готовы опытные экземпляры. Правда, с двигателем возникла заминка. Изначально, инженеры хотели создать трактор, значительно превышающий по мощности предыдущую модель. Вместо желаемых по техническому заданию 75-80 л. с. они предложили сразу сотню «лошадок».
Моторы были следующие:
✅ СМД-14 от харьковского «Серп и молот»
✅ Владимирский Д-160
✅ Минский Д-260
В итоге решили, что целесообразно будет использовать двигатели ММЗ – они в одном же городе с тракторами делались. Это значит, что можно урезать транспортные издержки. Опытные модели с этими моторами отправили на Кубань и в Московскую область. Там специалисты должны были их испытать и дать свое заключение.
Это только кажется, что увеличение мощности для сельхозтехники всегда предпочтительно. Оказалось, что будущие МТЗ-80 выбиваются из своего класса. Новый двигатель уменьшал ресурс всех узлов трактора. Поэтому минские конструкторы получили строгий наказ не заниматься самодеятельностью и не выбиваться из 80 л. с.
Пришлось брать старый двигатель МТЗ-50 и дорабатывать его, пытаясь повысить мощность. Для этого переработали систему питания мотора, ускорили частоту вращения коленвала и поставили новый маховик. Мощность подняли до 80 л. с., а расход топлива неожиданно для потенциальных потребителей уменьшился. Минимально, конечно, но это факт.
Кроме работ по двигателю, конструкторы модернизировали коробку передач, гидравлику. Появился шестеренчатый редуктор для пониженной скорости до 1 км/ч. Ходовку усилили – грузоподъемность трактора за счет этого увеличилась с 1,5 до 2 тонн.
На первый взгляд кажется, что внешне МТЗ-80 почти ничем не отличается от предыдущей модели. На самом деле, кабину для трактора разрабатывал специально созданный для этого отдел. Конечно, сейчас старые МТЗ-80 кажутся примитивными и спартанскими, но для своего времени они были на голову выше предыдущих модификаций.
Особенности новых кабин:
✅ Цельнометаллическая конструкция с усиленным каркасом жесткости
✅ Наличие резиновых амортизаторов, снижающих уровень вибраций
✅ Сиденье с регулировками и гидравликой
✅ Улучшенная шумоизоляция
Трактористы утверждали, что в кабине МТЗ-80 было не хуже, чем в легковом автомобиле. Конечно, разговор идет о новом тракторе. Ведь известно, что сельхозтехнику никогда особо не берегли. Хотя, некоторые машинисты следили за трактором, как будто он был их собственностью. Техника платила за это работой без поломок.
В 80-х годах на МТЗ-80 появилась новая, более просторная кабина с панорамным остеклением. Среди трактористов она получила прозвище «Аквариум». Примечательно, что разрабатывали ее для МТЗ-100/142, который так в серийное производство и не пошел.
Изначально на МТЗ-80 ставили мотор Д-240. Это простой атмосферный дизельный четырехцилиндровый агрегат с объемом 4,75 литра и мощностью 80 л. с.
Самый популярный двигатель для МТЗ-80/82, который ставится на современные тракторы – это Д-245. Он турбированный и развивает мощность от 90 до 136 л. с. Кстати, мотор универсальный, массово поставлялся в Россию и устанавливался на среднетоннажные грузовики и автобусы.
Все силовые агрегаты серии Д-240 имеют один рабочий объем – 4,75 литра. Моторы с жидкостным охлаждением, так что летом проблем с перегревами МТЗ-80 не имел. Конечно, при условии, что система в порядке.
Ранние МТЗ-80 имели блокировку дифференциала, включаемую специальной педалью. Современные тракторы этой модели получили стандартный электронный переключатель. Система более удобная для машиниста, но и сложнее конструктивно.
МТЗ-80 – это надежный трактор. Интересно, что машины советских годов выпуска имеют больший ресурс, чем современные модификации. Связано это с утратой культуры производства и применением ряда китайских узлов и комплектующих. Да, белорусские тракторы уже далеко не те, что раньше – с этим нужно смириться.
Самые частые проблемы МТЗ-80/82 связаны с невозможностью запуска двигателя. Как правило, виноваты в этом некачественное горючее и ленивый тракторист, пренебрегающий ТО. В первую очередь, выходит из строя топливный насос. Бывает, что грязная солярка забивает фильтрующие элементы. Сизый дым из выхлопной трубы намекает на то, что масло попадает в камеру сгорания.
Коробка передач далеко не всегда радует четкостью переключений.
Тракторы МТЗ-80 в советское время поставлялись по всему миру. Они до сих пор встречаются в Африке, Латинской Америке и даже Австралии. Белорусский трактор прошел испытания в университете Линкольна, находящемся в штате Небраска, США. Он получил там самые высокие оценки.
МТЗ-80 неоднократно завоевывал золотые медали на сельскохозяйственных выставках в Западной Европе. 9 сотрудников Минского тракторного завода получили Государственные премии БССР за разработку новой модели. Их поздравлял лично Леонид Ильич Брежнев.
Российские фермеры до сих пор эксплуатируют МТЗ-80/82. Большая часть тракторов у них еще советского производства. Они отмечают, что техника давно и безнадежно устарела, но при этом до сих пор не уступает современным моделям в своем классе.
Конечно, иностранные тракторы мощнее и комфортнее, но и цена у них в десятки раз выше. Да и в обслуживании МТЗ-80 намного дешевле. К сожалению, качество современных деталей уступает советским, поэтому владельцы стараются искать именно последние.
Несмотря на годы, МТЗ-80 даже первых партий не только помогают по хозяйству, но и позволяют заработать на селе. Этому способствует небольшой расход топлива, не превышающий 15 литров в час.
Самыми надежными двигателями считаются Д-240/243. Несмотря на свою шумность, они работают десятилетиями – главное не забывать их периодически обслуживать.
Стоимость МТЗ-80 на б/у рынке начинается от 300 тысяч рублей. Конечно, это тракторы без документов и в удручающем состоянии. Но они на ходу и способны работать – в этом и есть легендарность советской сельскохозяйственной техники.
Данная сельхозтехника выпускается до сих пор. Хотя внешне трактор изменился, кабина стала комфортнее, конструктивно это все тот же советский МТЗ-80/82.
Современные модели не особо изменились. Фото: Youtube.com
Конечно, крупные сельскохозяйственные предприятия для работы в полях эти машины используют редко – они маломощные. Но для раздачи кормов и в мелких фермерских хозяйствах он незаменим. Да и для коммунальщиков эта техника актуальна до сих пор. МТЗ-80 отличается низкой стоимостью, экономичностью и простотой в ремонте.
История
Работы над новой моделью в конструкторском бюро МТЗ стартовали в 1966 году. Тогда руководство завода получило Постановление Совета Министров, гласящее, что стране нужны новые колесные тракторы. Их мощность должна была составлять не менее 75 л. с.
Основной моделью Минского завода в 60-х был МТЗ-50. Как уже ясно из названия, его мощность должна была быть 50 л. с. По факту, двигатель модели развивал 55 «лошадок», то есть, на 10 % больше, чем запланировали изначально. Но индекс менять не стали.
Труженик полей в своей стихии. Фото: Youtube.com
Работа закипела и вскоре были готовы опытные экземпляры. Правда, с двигателем возникла заминка. Изначально, инженеры хотели создать трактор, значительно превышающий по мощности предыдущую модель. Вместо желаемых по техническому заданию 75-80 л. с. они предложили сразу сотню «лошадок».
Моторы были следующие:
✅ СМД-14 от харьковского «Серп и молот»
✅ Владимирский Д-160
✅ Минский Д-260
В итоге решили, что целесообразно будет использовать двигатели ММЗ – они в одном же городе с тракторами делались. Это значит, что можно урезать транспортные издержки. Опытные модели с этими моторами отправили на Кубань и в Московскую область. Там специалисты должны были их испытать и дать свое заключение.
Это только кажется, что увеличение мощности для сельхозтехники всегда предпочтительно. Оказалось, что будущие МТЗ-80 выбиваются из своего класса. Новый двигатель уменьшал ресурс всех узлов трактора. Поэтому минские конструкторы получили строгий наказ не заниматься самодеятельностью и не выбиваться из 80 л. с.
К сожалению, некоторые МТЗ-50 и МТЗ-80 выглядят примерно так. Фото: Youtube.com
Пришлось брать старый двигатель МТЗ-50 и дорабатывать его, пытаясь повысить мощность. Для этого переработали систему питания мотора, ускорили частоту вращения коленвала и поставили новый маховик. Мощность подняли до 80 л. с., а расход топлива неожиданно для потенциальных потребителей уменьшился. Минимально, конечно, но это факт.
Кроме работ по двигателю, конструкторы модернизировали коробку передач, гидравлику. Появился шестеренчатый редуктор для пониженной скорости до 1 км/ч. Ходовку усилили – грузоподъемность трактора за счет этого увеличилась с 1,5 до 2 тонн.
Кабина
На первый взгляд кажется, что внешне МТЗ-80 почти ничем не отличается от предыдущей модели. На самом деле, кабину для трактора разрабатывал специально созданный для этого отдел. Конечно, сейчас старые МТЗ-80 кажутся примитивными и спартанскими, но для своего времени они были на голову выше предыдущих модификаций.
Особенности новых кабин:
✅ Цельнометаллическая конструкция с усиленным каркасом жесткости
✅ Наличие резиновых амортизаторов, снижающих уровень вибраций
✅ Сиденье с регулировками и гидравликой
✅ Улучшенная шумоизоляция
Трактористы утверждали, что в кабине МТЗ-80 было не хуже, чем в легковом автомобиле. Конечно, разговор идет о новом тракторе. Ведь известно, что сельхозтехнику никогда особо не берегли. Хотя, некоторые машинисты следили за трактором, как будто он был их собственностью. Техника платила за это работой без поломок.
Готов к работе, впрочем, как всегда. Фото: Youtube.com
В 80-х годах на МТЗ-80 появилась новая, более просторная кабина с панорамным остеклением. Среди трактористов она получила прозвище «Аквариум». Примечательно, что разрабатывали ее для МТЗ-100/142, который так в серийное производство и не пошел.
Двигатель и основные ТТХ
Изначально на МТЗ-80 ставили мотор Д-240. Это простой атмосферный дизельный четырехцилиндровый агрегат с объемом 4,75 литра и мощностью 80 л. с.
Более поздние модификации трактора МТЗ-80 оснащались моторами Д-243. Они тоже атмосферные, но доработанные в угоду экологическим нормам.
Самый популярный двигатель для МТЗ-80/82, который ставится на современные тракторы – это Д-245. Он турбированный и развивает мощность от 90 до 136 л. с. Кстати, мотор универсальный, массово поставлялся в Россию и устанавливался на среднетоннажные грузовики и автобусы.
Покрасить двигатель в цвет трактора – это у нас любят. Фото: Youtube.com
Все силовые агрегаты серии Д-240 имеют один рабочий объем – 4,75 литра. Моторы с жидкостным охлаждением, так что летом проблем с перегревами МТЗ-80 не имел. Конечно, при условии, что система в порядке.
КПП у трактора механическая, 18 передних передач и 8 задних. Есть понижающий редуктор, помогающий машинисту плавно начать движение при работе с навесным оборудованием.
Ранние МТЗ-80 имели блокировку дифференциала, включаемую специальной педалью. Современные тракторы этой модели получили стандартный электронный переключатель. Система более удобная для машиниста, но и сложнее конструктивно.
«Фирменные» неисправности модели
МТЗ-80 – это надежный трактор. Интересно, что машины советских годов выпуска имеют больший ресурс, чем современные модификации. Связано это с утратой культуры производства и применением ряда китайских узлов и комплектующих. Да, белорусские тракторы уже далеко не те, что раньше – с этим нужно смириться.
Этот трактор возвращает в СССР одной своей внешностью. Фото: Youtube.com
Самые частые проблемы МТЗ-80/82 связаны с невозможностью запуска двигателя. Как правило, виноваты в этом некачественное горючее и ленивый тракторист, пренебрегающий ТО. В первую очередь, выходит из строя топливный насос. Бывает, что грязная солярка забивает фильтрующие элементы. Сизый дым из выхлопной трубы намекает на то, что масло попадает в камеру сгорания.
Коробка передач далеко не всегда радует четкостью переключений.
Интересные факты и отзывы
Тракторы МТЗ-80 в советское время поставлялись по всему миру. Они до сих пор встречаются в Африке, Латинской Америке и даже Австралии. Белорусский трактор прошел испытания в университете Линкольна, находящемся в штате Небраска, США. Он получил там самые высокие оценки.
Это модификация МТЗ-80Х. Фото: Youtube.com
МТЗ-80 неоднократно завоевывал золотые медали на сельскохозяйственных выставках в Западной Европе. 9 сотрудников Минского тракторного завода получили Государственные премии БССР за разработку новой модели. Их поздравлял лично Леонид Ильич Брежнев.
Российские фермеры до сих пор эксплуатируют МТЗ-80/82. Большая часть тракторов у них еще советского производства. Они отмечают, что техника давно и безнадежно устарела, но при этом до сих пор не уступает современным моделям в своем классе.
Конечно, иностранные тракторы мощнее и комфортнее, но и цена у них в десятки раз выше. Да и в обслуживании МТЗ-80 намного дешевле. К сожалению, качество современных деталей уступает советским, поэтому владельцы стараются искать именно последние.
Новая кабина получила панорамное остекление. Фото: Youtube.com
Несмотря на годы, МТЗ-80 даже первых партий не только помогают по хозяйству, но и позволяют заработать на селе. Этому способствует небольшой расход топлива, не превышающий 15 литров в час.
Самыми надежными двигателями считаются Д-240/243. Несмотря на свою шумность, они работают десятилетиями – главное не забывать их периодически обслуживать.
Стоимость МТЗ-80 на б/у рынке начинается от 300 тысяч рублей. Конечно, это тракторы без документов и в удручающем состоянии. Но они на ходу и способны работать – в этом и есть легендарность советской сельскохозяйственной техники.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Китайский пассажирский авиалайнер COMAC C919 собирается покорять страны ЕС
Есть мнение, что эти самолеты будут массово закупать и в России. Тем более, производитель планирует многократное увеличение объемов производства....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...